Сафи-ад-Дин Ардабили
Сафи-ад-дин Ардабили | |
---|---|
![]() | |
Заголовок | Муршид |
Персональный | |
Рожденный | 1252/3 |
Умер | 12 сентября 1334 г. Ардебиль, Ильханат | ( 1334-09-12 )
Религия | Суннитский ислам |
Супруг | Биби Фатима |
Родители |
|
Юриспруденция | Шафииты [1] |
Старшая должность | |
Предшественник | Захед Гилани |
Преемник | Садр ад-Дин Муса (сон) |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Сафи-ад-Дин Ардабили 1252/3 ( , суфийским – 1334) был поэтом, мистиком учителем и мастером . Он был зятем и духовным наследником суфийского мастера Захеда Гилани , чей орден — Захедия — он реформировал и переименовал в Сафавийю , которой он руководил с 1301 по 1334 год.
Сафи был одноименным предком династии Сефевидов , правившей Ираном с 1501 по 1736 год.
Фон
[ редактировать ]Сафи родился в 1252/3 году в городе Ардебиль , расположенном в Азербайджане — регионе, соответствующем северо-западной части Ирана. [2] [3] — тогда под властью монголов. [4] Город — торговый центр того периода — располагался в горной местности, недалеко от Каспийского моря . [3] Отцом Сафи был Амин ад-Дин Джибраил, а его мать звали Давлати. [5] Семья была курдского происхождения. [6] [7] [8] [9] [10] и говорили на персидском языке как на своем основном языке. [3] Жизнь отца Сафи неизвестна; Ибн Баззаз , сообщение которого искажено, утверждает, что Амин ад-Дин Джибраил умер, когда Сафи было шесть лет, тогда как Хаяти Тебризи сообщает, что он родился в 1216 году и умер в 1287 году. [11]
Жизнь
[ редактировать ]Согласно агиографическим хроникам, Сафи с самого рождения был обречен на известность. В детстве его обучали религии, он видел видения ангелов и встретил абдала и автада . Достигнув совершеннолетия, он не смог найти муршида (духовного наставника), который бы его успокоил, и поэтому уехал в Шираз в возрасте 20 лет, в 1271/2. [2] Там он должен был встретиться с шейхом Наджиб ад-Дином Бузгушем, но последний умер прежде, чем Сафи добрался до него. Затем он продолжил свои поиски в Каспийском регионе, где встретил Захеда Гилани в деревне Хиля Карин в 1276/7 году. Там он стал учеником последнего и поддерживал с ним близкие отношения; Сафи был женат на дочери Захеда Биби Фатиме, а сын Захеда Хаджи Шамс ад-Дин Мухаммад был женат на дочери Сафи. [2]
У Сафи и Биби Фатимы было трое сыновей; Мухий ад-Дин, Садр ад-Дин Муса (который позже сменил его) и Абу Саид. Сафи был назначен следующим наследником ордена Захедии Захедом, которого он сменил в 1301 году после смерти последнего. Преемственность Сафи на посту Захеди была встречена враждебно семьей Захеди и некоторыми последователями последнего. [2] Сафи переименовал орден в Сафавию и начал проводить в нем реформы, превратив его из местного суфийского ордена в религиозное движение, которое распространяло пропаганду по Ирану, Сирии, Малой Азии и даже до Шри-Ланки . [2] Он накопил значительное политическое влияние и назначил своим наследником своего сына Садр ад-Дина Мусу, что демонстрирует его решимость сохранить свою семью у власти. [2]

Сафи умер 12 сентября 1334 года, там же и был похоронен. [2]
Родословная
[ редактировать ]Сафи-ад-Дин имел курдское происхождение. [12] [13] По мнению Минорского, предок шейха Сафи ад-Дина Фируз-шах Заррин-Колах был богатым человеком, жил в Гиляне, а затем курдские короли передали ему Ардебиль и его владения. Владимир Минорский ссылается на утверждения шейха Сафи ад-Дина о его происхождении от Али ибн Абу Талиба , но выражает неуверенность по этому поводу. [14]
Мужская линия семьи Сефевидов, указанная в старейшей рукописи Сафват ас-Сафа, следующая: «(Шейх) Сафи ад-Дин Абул-Фатх Исхак, сын аль-Шейха Амин ад-Дин Джебраил, сын аль-Салеха Кутба ад-Дин Абу Бакр, сын Салаха ад-Дина Рашида, сына Мухаммада аль-Хафиза аль-Калама, Аллах, сын Джавада, сына Пироза аль-Курди аль-Санджани (Пируз Шах Зарин Колах, курд Санджана)» [15] похоже на родословную тестя шейха Сафи ад-Дина, шейха Захеда Гилани , который также был родом из Санджана , в Большом Хорасане.
Вознесение как Murshid
[ редактировать ]
Сафи ад-Дин унаследовал орден шейха Захеда Гилани , суфийский « Захедия », который он позже преобразовал в свой собственный, « Сафавийя ». Захед Гилани также выдал свою дочь Биби Фатеме замуж за своего любимого ученика. Сафи ад-Дин, в свою очередь, выдал в брак дочь от предыдущего брака за Захеда Гилани второго сына . В течение следующих 170 лет Орден Сефевидий приобрел политическую и военную мощь, что, наконец, привело к основанию династии Сефевидов , которая установила контроль над частями Великого Ирана и восстановила иранскую идентичность региона. [16] [а] таким образом став первой местной династией со времен Сасанидской империи, основавшей национальное государство, официально известное как Иран. [18]
Поэзия
[ редактировать ]Сафи ад-Дин сочинял стихи на иранском диалекте староазербайджанского языка . [19] Он был потомком в седьмом поколении Фируз-шаха Заррина-Колаха , местного иранского сановника. [20] Одиннадцать четверостиший шейха Сафи ад-Дина Ардабили, записанные Пирзаде, перечислены под заголовком «Талышские стихи Ражи». [21] Азербайджанский язык четверостиший шейха Сефи ад-Дина изучал Б.В. Миллер, который в ходе своих исследований пришел к выводу, что диалект народа Ардебиль и Ардебильского региона является языком предков современных талышей, но уже в первой половине 14 в. [22] [23] лишь очень небольшое количество стихов поэзии Сафи ад-Дина, называемых Добайти ( двойные стихи Сохранилось ). Написанные на староазербайджанском и персидском языках , они имеют лингвистическое значение и сегодня. [24]
См. также
[ редактировать ]- Идеология Сефевидов
- Генеалогическое древо династии Сефевидов
- Шейх Сафи ад-Дин Ханега и храмовый ансамбль
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шейх Сафи ад-Дин Ардабили , Оксфордский справочник
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бабингер и Сэвори 1995 , с. 801.
- ^ Jump up to: а б с Блоу 2009 , с. 1.
- ^ Анушахр 2012 , с. 281.
- ^ Бабингер и Сэвори 1995 , с. 281.
- ^ Ричард Таппер, Пограничные кочевники Ирана: политическая и социальная история Шахсевана , Cambridge University Press, 1997, ISBN 9780521583367 , с. 39.
- ^ Пикантный 1997 , с. 8.
- ^ Мухаммад Камал, Трансцендентная философия Муллы Садры , Ashgate Publishing Inc, 2006, ISBN 0754652718 , с. 24.
- ^ Современный Ближний Восток: История» профессора Джеймса Л. Гелвина, Oxford University Press, 2005, стр. 326: «... Шах Исмаил (ушел в отставку 1501-1520), потомок курдского мистика Сафи Ад Дина ... "
- ^ Мейзел, Себастьян (21 июня 2018 г.). Курды: энциклопедия жизни, культуры и общества . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-4408-4257-3 .
- ^ Гереглу 2017 , с. 814.
- ^ Современный Ближний Восток: История» профессора Джеймса Л. Гелвина, Oxford University Press, 2005, стр. 326: «... Шах Исмаил (ушел в отставку 1501-1520), потомок курдского мистика Сафи Ад Дина ... "
- ^ Мейзел, Себастьян (21 июня 2018 г.). Курды: энциклопедия жизни, культуры и общества . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-4408-4257-3 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 г. Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Минорский 1978 , стр. 517–518.
- ^ З.В. Тоган, "Sur l'Origine des Safavides", в Melanges Louis Massignon, Дамаск, 1957, III, стр. 345-57
- ^ Мэтью 2008 .
- ^ Пикантный 2007 , с. 3.
- ^ Кертис и Стюарт 2010 , с. 108.
- ^ Яршатер 1988 , стр. 238–245.
- ^ Вуд 2004 , стр. 89–107.
- ^ Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Проверено 6 января 2023 г.
- ^ Умняшкин А.А. Кавказ и иранские языки: Толышә зовон// Известия Академии наук Республики Таджикистан. - 2019. - № 3. - С. 88-97.
- ^ Киракосян А. Заметка об азари-талышских лексических параллелях // Вестник Талышской национальной академии. - 2011. - № 1. - С. 68-71.
- ^ «В купольном мавзолее шейха Сафи обнаружены ворота Али Капу» . www.payvand.com .
Источники
[ редактировать ]- Анушахр, Али (2012). «Тимурды и туркмены: переход и расцвет в пятнадцатом веке». В Дарьяи, Турадж (ред.). Оксфордский справочник по истории Ирана . Издательство Оксфордского университета. стр. 271–285. ISBN 978-0-19-987575-7 .
- Кертис, Веста Сархош; Стюарт, Сара (2010). Рождение Персидской империи . ИБТаурис. стр. 1–160. ISBN 9780857710925 .
- Бабингер, о. И Сэвори, Роджер (1995). «Сафи ад-Дин Ардабили» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Браун, Эдвард Грэнвилл (1924). Литературная история Персии: Новое время (1500-1924) . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–546. ISBN 978-0521043472 .
- Блоу, Дэвид (2009). Шах Аббас: безжалостный король, ставший иранской легендой . Лондон, Великобритания: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-989-8 . LCCN 2009464064 .
- Блокнот, Фархад (2000). Интеллектуальные традиции в исламе . ИБТаурис. стр. 100-1 1–192. ISBN 978-1860644351 .
- Никола, Бруно (2017). Женщины в монгольском Иране: Хатуны, 1206-1335 гг . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9781474437356 .
- Де Никола, Бруно; Мелвилл, Чарльз (2016). Де Никола, Бруно; Мелвилл, Чарльз (ред.). Монгольский Ближний Восток: преемственность и трансформация в Ильханидском Иране . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004311992 .
- Гереглу, Киумарс (2017). «Хроника зарождающейся династии: новый взгляд на ранних Сафевидов в Тарихе Хаяти Табризи (961/1554)» . Журнал Американского восточного общества . 137 (4): 805–832. дои : 10.7817/jameroriesoci.137.4.0805 .
- Матти, Руди (2008). «Династия Сефевидов» . Энциклопедия Ираника, Том. III, онлайн-издание . Нью-Йорк.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Минорский, Владимир (1978). Тюрки, Иран и Кавказ в средние века . Отпечатки Вариорума. стр. 1–368. ISBN 978-0860780281 .
- Ньюман, Эндрю Дж. (2006). Сефевидский Иран: возрождение Персидской империи . Библиотека истории Ближнего Востока. Лондон, Великобритания: IB Tauris. ISBN 1-86064-667-0 .
- Ремер, HR (1986). «Период Сефевидов». В Локхарте, Лоуренс; Джексон, Питер (ред.). Кембриджская история Ирана, том 6: Периоды Тимуридов и Сефевидов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20094-6 .
- Сэвори, Роджер (1997). «Эбн Баззаз» . Энциклопедия Ираника, Том. VIII, интернет-издание, Fasc. 1 . Нью-Йорк. п. 8.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сэвори, Роджер (2007). Иран под властью Сефевидов . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521042512 .
- (на немецком языке) Сорвейде, Х. (1965). «Победа Шафавидов в Персии и ее последствия для шиитов Анатолии в 16 веке». Ислам . 41 : 95–223. дои : 10.1515/islm.1965.41.1.95 . S2CID 162342840 .
- Вуд, Барри Д. (2004). «Тарих-и Джаханара в библиотеке Честера Битти: иллюстрированная рукопись «Анонимных историй Шаха Исмаила» ». Иранские исследования . 37 (1): 89–107. дои : 10.1080/0021086042000232956 . JSTOR 4311593 .
- Яршатер, Эхсан (1988). «Азербайджан vii. Иранский язык Азербайджана» . Энциклопедия Ираника, Том. III, интернет-издание, Fasc. 3 . Нью-Йорк. стр. 238–245.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )