Хэл (суфизм)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Хал [1] ( арабский : حَال , что означает «состояние» или «состояние», иногда англизированное как хаал ; множественное число أَحْوَال aḥwāl , иногда англизированное как ahwaal ) — специальное, временное состояние сознания , обычно понимаемое как продукт суфия. духовных практик на пути к Богу.
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии о Суннитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Часть серии об Алевисах. Алевизм |
---|
![]() |
Обзор
[ редактировать ]Хал по своей природе преходящ, и не следует пытаться продлить его. Оно является результатом психологических или духовных влияний, которые воздействуют на человека в ходе его продвижения к Богу. Родственные понятия — экстаз ( ваджд ) , уничтожение ( истилам ) , счастье ( баст ) , уныние ( кабд ) , пробуждение ( саху ) , опьянение ( сукр ) и т. д. Они возникают как вспышки на горизонте, ослепляющие вспышки молний, которые тут же исчезают. . Однако эти стадии необходимы для освобождающего опыта Человека; благодаря им он может отличить случайное от сознания что угодно, кроме того, что суждено пережить. По мнению Ибн Араби , Фанаа ( аль-фана ) (вымирание) является вершиной ахвала .
Хал в суфизме
[ редактировать ]Поскольку в суфизме ахвалы рассматриваются как дары Бога, люди ничего не могут сделать, чтобы гарантировать, что они будут дарованы, поскольку человек является всего лишь получателем. Однако, в отличие от материальных даров, которыми обмениваются люди, человек не может ничего сделать, чтобы избежать переживания этих особых состояний. [2] Не было определено никаких предварительных условий для того, чтобы человек получил какой-либо конкретный хал, поскольку было отмечено, что даже нерелигиозные люди время от времени испытывают состояния, дарованные Богом. Объяснение этому явлению вытекает из мысли, что божественной благодати имеется избыток и, таким образом, она обязательно должна время от времени соприкасаться с неверующими. Точно так же те, кто находится на ранних стадиях своей духовности, могут испытывать ахвал так же, как и более продвинутые суфии. [2]
Переживая определенный хал , например, экстаз, следует отметить, что только те, кто уже испытал это состояние, могут по-настоящему понять, на что оно похоже. Точно так же, чтобы был понят тот, кто находится в состоянии экстаза, только те, кто находится в подобном состоянии, поймут то, что говорится. [3] Это также относится и к работе, поскольку тот, кто просматривает произведение искусства или читает определенный отрывок, должен находиться в том же хале, что и создатель во время создания произведения. Если этого не сделать, это приведет лишь к отсутствию взаимопонимания между создателем и его аудиторией. [4]
Обычно считается, что ахвал переживается периодически в течение короткого времени, но другие, такие как Абд аль-Карим ибн Хавазин Кушайри, утверждают, что каждое состояние является непрерывным и что существует необходимая преемственность от одного состояния к другому. По его мнению, раз состояние было даровано Богом, человек сохраняет это состояние или состояние до тех пор, пока ему не будет дано новое состояние, духовно более высокое, чем предыдущее. [5] Другие утверждают, что его определение состояния на самом деле относится к состоянию или духовной стадии ( макам ), которая является совершенно отдельным понятием в суфизме, поскольку, в отличие от хала , оно обычно не даруется Богом, а достигается только на основе личные заслуги и усилия. Однако причина такого утверждения проистекает из хадиса, данного Мухаммедом , а также из объяснения этого хадиса от Абу Али ад-Даккака. Этот отрывок написан следующим образом:
Сердце мое покрывается пеленой, так что я семьдесят раз в день прошу у Бога Всевышнего прощения. Что касается этого хадиса, я слышу, как Абу Али ад-Даккак, милость Бога к нему, сказал: «Пророк (милость Бога и благословение ему) постоянно поднимался в своих состояниях. Когда он поднимался из одного состояния (хала) в более высокое, он мог взглянуть на состояние, за которое он поднялся, и считать его покровом или саваном по отношению к тому, чего он достиг. Его состояния постоянно усиливались». [5]
Учитывая этот отрывок из Мухаммеда, может показаться, что Кушайри прав в своих утверждениях, но многие суфии до сих пор считают, что каждое состояние приходит и уходит как вспышка молнии. Третьи утверждают, что, хотя большинство ахвалов недолговечны, более развитые ахвалы могут оставаться с человеком в течение более длительного периода времени.
Важный ахвал
[ редактировать ]Хал из Муракабы (наблюдает)
[ редактировать ]Этот хал – это тот, в котором его получатель может испытывать чувство радости или страха в зависимости от того, какой аспект Бога был ему открыт. [6]
Хал Курб ) (близость
[ редактировать ]Переживание этого хала заставляет человека терять осознание своих действий и концентрироваться только на действиях Бога. Духи Аулиа Аллаха (Друзья Бога) способны дать свой курб и сухбат искателям Бога как при жизни, так и после того, как они покинули этот мир. Их внимание к салику (искателю) или ученику вызывает состояние эстаксии (ваджд), но если кто-то получает контроль, это лучше и плодотворнее. [6]
Хал ваджда ) (экстаз
[ редактировать ]Состояние, которое описывается своими противоположностями, поскольку переживающий его может чувствовать либо страх, либо любовь, печаль или радость, либо удовлетворение или беспокойство. [6]
Хал сукра ( опьянение )
[ редактировать ]за которым следует хал сахв Это состояние , (трезвость), характеризуется связью с Богом, которая не позволяет человеку полностью осознавать свое окружение. [6]
Хал вудда ) (близости
[ редактировать ]Состояние, включающее в себя чувство трепета в сочетании с ощущением божественного присутствия, наполняющим сердце получателя. [6]
Другой ахвал
[ редактировать ]Дополнительные ахвалы , встречающиеся в суфизме, включают: горе, расширение, досаду, сжатие или нужду. [7]
Отличие от макама
[ редактировать ]Обычно в суфизме существует четкое различие между различными ахвалами, данными Богом, и суфийским термином, обозначающим сцену, макам . Основное различие между этими двумя терминами заключается в идее о том, что хал — это дар от Бога, и его нельзя искать, тогда как макам достигается только посредством строгой духовной практики. Таким образом, макам – это то, к чему можно стремиться и достижение чего во многом зависит от действий человека. [8] Кроме того, достигнув определенной станции, он остается на этой станции до тех пор, пока не перейдет на более высокую; тем самым делая его более постоянным, чем другой ахвал, который может испытать человек. [7]
Хал вне суфизма
[ редактировать ]За пределами суфизма термин «хал» в более широком смысле используется на арабском и персидском языках для описания любого положительного опыта души, выходящего за рамки реальности. Другими словами, его можно рассматривать как состояние, в котором человек испытывает необъяснимое чувство. [9] В этом смысле такие состояния не обязательно связаны с божественным опытом или встречей и всегда являются желанными состояниями.
Хал в персидском искусстве
[ редактировать ]Поскольку персидское использование хала просто представляет собой выход из нормального сознания, оно сохраняет большое значение, когда речь идет о персидском искусстве, как в музыкальном, так и в визуальном плане. Фактически, оно стало настолько распространенным среди персидских художников, что теперь используется как синоним способности художника достигать аутентичности ( эсалат ). Поэтому можно утверждать, что художник «имеет хала », «играет с халом » или даже что он «переживает свой собственный хал ». [4] особенно важен в персидской музыке, Хал потому что музыканты склонны следовать идее о том, что гармонии и мелодии, присутствующие в их произведениях, способны перевести слушателя из одного состояния в другое. Достижение определенных состояний также позволяет самому музыканту исполнить произведение именно так, как оно было изначально написано им или кем-то другим. [10] Эта идея во многом основана на использовании этого термина суфиями, хотя и не соответствует ему строго.
Ресурсы
[ редактировать ]- ^ "Хал " энциклопедия Британская
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Наср, Сейед Хоссейн (1972). Суфийские очерки Олбани: Университет штата Нью-Йорк П.п. 73. ИСБН 978-1-871031-41-6 .
- ^ Селлс, Майкл А., изд. (1996). . Ранний исламский мистицизм: суфий, Коран, Миррадж, поэтический и теологический . Махва: Паулист. п. 226. ИСБН 0-8091-3619-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Во время, Жан. «Хал» . Энциклопедия Ираника . Проверено 29 марта 2011 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Селлс, Майкл А., изд. (1996). . Ранний исламский мистицизм: суфий, Коран, Миррадж, поэтический и теологический . Махва: Паулист. п. 104. ИСБН 0-8091-3619-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Донигер, Венди, изд. (1999). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Спрингфилд, Массачусетс: Мерриам-Вебстер. стр. 406 . ISBN 978-0-87779-044-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кушайри, Абд аль-Карим ибн Хавазин (2007). Послание Аль-Кушайри о суфизме: Аль-Рисала аль- . Ридинг, Великобритания: Гранат. п. 78. ИСБН 978-1-85964-185-9 .
- ^ Гюлен, М. Фетхуллах (2006). Ключевые понятия в практике суфизма: Изумрудные холмы сердца, Том. 1 . Сомерсет: Свет. п. 21. ISBN 978-1-932099-23-2 .
- ^ Наср, Сейед Хоссейн (1972). Суфийские очерки Олбани: Университет штата Нью-Йорк П.п. 74. ИСБН 978-1-871031-41-6 .
- ^ Наср, Сейед Хосейн (1972). «Влияние суфизма на традиционную персидскую музыку» (PDF) . Исследования в области сравнительного религиоведения . 6 (4) . Проверено 29 марта 2011 г.