Битва при Чалдиране
Битва при Чалдиране | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть османско-персидских войн | |||||||||
![]() Изображение битвы при Чалдыране в павильоне Чехель Сотун в Исфахане. | |||||||||
| |||||||||
Воюющие стороны | |||||||||
![]() | ![]() | ||||||||
Командиры и лидеры | |||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||
Сила | |||||||||
60,000 [9] Или 100 000 [10] [11] 100–150 пушек [12] Или 200 пушек и 100 минометов [7] | 40,000 [13] [11] Или 55 000 [14] Или 80 000 [10] | ||||||||
Жертвы и потери | |||||||||
Тяжелые потери [15] Или меньше 2000 [16] | Тяжелые потери [15] Или примерно 5000 [17] | ||||||||
Расположение в горах Кавказа |
Битва при Чалдыране ( персидский : جنگ چالدران ; турецкий : Çaldıran Savaşı ) произошла 23 августа 1514 года и закончилась решающей победой Османской империи над империей Сефевидов . В результате османы аннексировали Восточную Анатолию и северный Ирак у Сефевидского Ирана. [3] [4] Это ознаменовало первую экспансию Османской империи в Восточную Анатолию и остановку экспансии Сефевидов на запад. [18] Битва при Чалдиране была лишь началом 41 года разрушительной войны, которая закончилась только в 1555 году Амасийским договором . Хотя Месопотамия и Восточная Анатолия в конечном итоге были отвоеваны Сефевидами во время правления шаха Аббаса Великого (годы правления 1588–1629), они были навсегда переданы османам по Зухабскому договору 1639 года .
В Чалдыране османы имели более крупную, лучше оснащенную армию численностью от 60 000 до 100 000 человек, а также множество тяжелых артиллерийских орудий, в то время как армия Сефевидов насчитывала от 40 000 до 80 000 человек и не имела в своем распоряжении артиллерии. Исмаил I , лидер Сефевидов, был ранен и едва не попал в плен во время боя. Его жены были захвачены османским лидером I. Селимом [19] по крайней мере, одна вышла замуж за одного из государственных деятелей Селима. [20] Исмаил удалился в свой дворец и отказался от государственного управления. [21] после этого поражения и больше никогда не участвовал в военной кампании. [18] После победы османские войска продвинулись глубже в Персию, ненадолго оккупировав столицу Сефевидов Тебриз и полностью разграбив персидскую имперскую казну. [5] [6]
Эта битва имеет большое историческое значение, поскольку она не только опровергла идею шиитов Кызылбаша о , непогрешимости муршида [22] но также заставило курдских вождей утвердить свою власть и перейти от Сефевидов к османам. [23] [24]
Фон
[ редактировать ]После успешной борьбы Селима I против своих братьев за трон Османской империи он смог обратить свое внимание на внутренние беспорядки, которые, по его мнению, были спровоцированы шиитами Кызылбашами , которые встали на сторону других членов династии против него. и был полуофициально поддержан Баязидом II . Теперь Селим опасался, что они настроят население против его правления в пользу Шаха Исмаила, лидера шиитских Сефевидов , которого некоторые из его сторонников считали потомком Пророка . Селим получил заключение юриста, в котором Исмаил и кызылбаши описывались как «неверующие и еретики», что позволило ему принять крайние меры на пути на восток, чтобы умиротворить страну. [25] : 104 Селим обвинил Исмаила в отступлении от веры: [25] : 105
... вы подчинили честную общину Мухаммеда... своей коварной воле [и] подорвали прочное основание веры; вы развернули знамя угнетения во имя агрессии [и] больше не поддерживаете заповеди и запреты Божественного Закона; вы подстрекали свою отвратительную шиитскую фракцию к неосвященному сексуальному союзу и избавлению от невинныхкровь.
Прежде чем Селим начал свою кампанию, он приказал казнить около 40 000 кызылбашей из Анатолии «в наказание за их мятежное поведение». [11] Затем он также попытался заблокировать импорт иранского шелка в свое королевство, и эта мера имела «некоторый успех». [11]
Селим отправил Исмаилу следующее письмо, в котором излагались как претензии Селима на халифат Исмаила , так и ересь : [26]
Это послание, запечатленное печатью победы и являющееся, подобно вдохновению, нисходящему с небес, свидетельством аята «Мы никогда не наказываем, пока не вышлем Посланника» [Коран XVII], было милостиво издано нашим славнейшим Величеством – мы, халиф Бога Всевышнего в этом мире, повсюду; доказательство аята «И какая польза пребудет людям на земле» [Коран XIII] Великолепный Соломон, выдающийся Александр; ореол победы, торжествующий Фаридун; убийца нечестивцев и неверных, страж благородных и благочестивых; воин на Пути, защитник Веры; чемпион, победитель; лев, сын и внук льва; знаменосцу справедливости и праведности, султану Селим-шаху, сыну султана Баязида, сыну султана Мухаммад-хана, – и адресовано правителю персидского царства, обладателю страны тирании и извращения, капитану порочный, глава злонамеренных, узурпатор Дарий того времени, злобный Заххак того времени, равный Каину, принц Исмаил.
Когда Селим начал свой поход на восток, Сефевиды подверглись на востоке вторжению узбеков . Узбекское государство недавно приобрело известность благодаря Мухаммаду Шайбани , который пал в битве против Исмаила всего несколько лет назад. Пытаясь избежать войны на два фронта, Исмаил применил политику выжженной земли против Селима на западе. [25] : 105
Армия Селима была недовольна трудностями со снабжением армии в свете кампании Исмаила по выжженной земле, чрезвычайно пересеченной местности Армянского нагорья и того факта, что они шли против мусульман. Янычары даже однажды в знак протеста открыли огонь из мушкетов по палатке султана. Когда Селим узнал о формировании армии Сефевидов в Чалдыране, он быстро двинулся в бой с Исмаилом, отчасти для того, чтобы подавить недовольство своей армии. [25] : 106
Боевой
[ редактировать ]Османы разместили тяжелую артиллерию и тысячи янычар, оснащенных пороховым оружием, за заграждением из повозок. Сефевиды, не имевшие в своем распоряжении артиллерии в Чалдыране, [27] использовал кавалерию для борьбы с османскими войсками. Сефевиды атаковали фланги Османской империи, пытаясь избежать попадания османской артиллерии, расположенной в центре. Однако османская артиллерия была очень маневренной, и Сефевиды понесли катастрофические потери. [28] Передовое османское вооружение (пушки и мушкеты, которыми владели янычары) стало решающим фактором в битве, поскольку силы Сефевидов, имевшие только традиционное вооружение, были уничтожены. Сефевиды также страдали от плохого планирования и недисциплинированности войск, в отличие от османов. [29]
Последствия
[ редактировать ]османы захватили столицу Сефевидов Тебриз . После победы 7 сентября [18] который они сначала разграбили, а затем эвакуировали. Пятничная проповедь на той неделе в мечетях по всему городу была произнесена от имени Селима. [30] Однако Селим не смог продолжить наступление на Тебриз из-за недовольства янычар . [18] Османская империя успешно аннексировала Восточную Анатолию (включая Западную Армению ) и северную Месопотамию у Сефевидов. Однако в течение следующих десятилетий эти территории несколько раз переходили из рук в руки; Османская власть не будет установлена до заключения Амасийского мира 1555 года после Османско-сефевидской войны (1532–1555) . Эффективное правительственное правление и эялеты не будут установлены в этих регионах до заключения Зухабского договора 1639 года . [ нужна ссылка ]
После того как две его жены и весь гарем были захвачены Селимом [31] [18] Исмаил был убит горем и прибег к употреблению алкоголя . [32] Его аура непобедимости разбилась вдребезги, [33] Исмаил перестал участвовать в государственных и военных делах, [34] из-за, по-видимому, краха его уверенности. [18]
Селим женился на одной из жен Исмаила на османском судье. Исмаил отправил Селиму четырех послов, подарки и, в отличие от их предыдущих обменов, слова похвалы, чтобы помочь вернуть ее. Вместо того, чтобы вернуть жену, Селим отрезал гонцам носы и отправил их обратно с пустыми руками. [30]
Однако после поражения при Чалдыране Сефевиды произвели радикальные внутренние изменения. С тех пор огнестрельное оружие стало неотъемлемой частью персидских армий, и сын Исмаила Тахмасп I использовал пушки в последующих сражениях. [35] [36]
Во время отступления османских войск они подвергались интенсивным преследованиям со стороны грузинской легкой кавалерии армии Сефевидов в глубине османского царства. [37]
Мамлюкский султанат отказался отправить гонцов, чтобы поздравить Селима после битвы, и запретил праздновать военную победу Османской империи. Напротив, османское завоевание Константинополя привело к праздничным дням в столице мамлюков Каире . [30]
После победоносной битвы при Чалдыране Селим I бросил свои войска на юг, чтобы сражаться с мамлюкским султанатом в Османско-мамлюкской войне (1516–1517) . [38]
Поле боя
[ редактировать ]Место боя находится недалеко от деревни Чала-Ашаки , примерно в 6 км к западу от города Сия-Чешме , к югу от Маку , к северу от Каре-Зияеддина . В 2003 году на месте боя был построен большой кирпичный купол вместе со статуей Сейида Садраддина, одного из главных сефевидских полководцев. [ нужна ссылка ]
Кавычки
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может сбивать с толку или быть неясным для читателей . ( Октябрь 2023 г. ) |
После битвы Селим считал Исмаила I:
Всегда пьян до потери рассудка и совершенно пренебрегает делами государства. [39]
Мирза Мухаммад Хайдар Дуглат : [40]
В этот период шах Исмаил вернулся в Ирак, где на него напал султан Рума султан Салим с армией в несколько сотен тысяч человек. Шах Исмаил встретил его с войском в 30 000 человек, и произошла кровавая битва, из которой ему удалось спастись только с шестью людьми, а вся остальная часть его армии была уничтожена Руми. После этого султан Салим не предпринимал дальнейших агрессий, а вернулся в Рум, в то время как шах Исмаил, разбитый и [со своими силами] рассеянный, остался в Ираке. Вскоре после этого события он присоединился к своим коллегам Нимруду и фараону, и ему наследовал его сын Шах Тахмасп. Этот шах также несколько раз подвергался ударам армии Руми; более того, из-за страха перед руми он не мог ни сохранить свою проклятую религию, ни поддержать злые дела своего отца.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мустафа Четин Варлык (1988–2016). «Битва при Чалдыране — решительная битва между Явузом Султаном Селимом и правителем Сефевидов Шахом Исмаилом на Чалдыранской равнине 23 августа 1514 года» . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований.
- ^ Такер, Спенсер С., изд. (2010). Глобальная хронология конфликтов: от древнего мира до современного Ближнего Востока . АВС-КЛИО. п. 483. ИСБН 978-1851096725 .
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Эггенбергер, Энциклопедия сражений (Dover Publications, 1985), 85.
- ^ Перейти обратно: а б Ира М. Лапидус. «История исламских обществ». Архивировано 16 апреля 2023 г. в Wayback Machine . Издательство Кембриджского университета . ISBN 1139991507 . п. 336.
- ^ Перейти обратно: а б Матти, Руди (2008). «Династия Сефевидов» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 24 мая 2019 года . Проверено 6 января 2019 г.
Вслед за Чалдераном османы ненадолго оккупировали Тебриз.
- ^ Перейти обратно: а б Фонд, Энциклопедия Ираника. «Добро пожаловать в энциклопедию Ираника» . iranicaonline.org . Архивировано из оригинала 6 мая 2021 года . Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Чабер 2007 , с. 42.
- ^ Себастьян 1988 , с. 61.
- ^ Киган и Уиткрофт, «Кто есть кто в военной истории» , Routledge, 1996. с. 268 «В 1515 году Селим двинулся на восток с примерно 60 000 человек; часть из них были опытными янычарами, безусловно, лучшей пехотой в Азии, и сипахами, одинаково хорошо обученной и дисциплинированной кавалерией. [...] Персидская армия под командованием Шаха Исмаил почти полностью состоял из туркменских племенных рекрутов, мужественной, но плохо дисциплинированной кавалерийской армии. Немного уступая по численности туркам, их атаки разбились о янычар, занявших фиксированные позиции за элементарными полевыми укреплениями».
- ^ Перейти обратно: а б Энциклопедия Османской империи , изд. Агостон Габор, Брюс Алан Мастерс, с. 286, 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маккаффри 1990 , стр. 656–658.
- ^ Агостон, Габор (2014). «Огнестрельное оружие и военная адаптация: османы и европейская военная революция, 1450–1800». Журнал всемирной истории . 25 : 110. doi : 10.1353/jwh.2014.0005 . S2CID 143042353 .
- ^ Роджер М. Сэвори, Иран при Сефевидах , Кембридж, 1980, с. 41
- ^ Киган и Уиткрофт, «Кто есть кто в военной истории» , Routledge, 1996. с. 268
- ^ Перейти обратно: а б Кеннет Чейз, Огнестрельное оружие: глобальная история до 1700 года , 120.
- ^ Serefname II
- ^ Serefname II s. 158
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Микаберидзе 2015 , с. 242.
- ^ Кембриджская история Ирана , изд. Уильям Бейн Фишер, Питер Джексон, Лоуренс Локхарт, 224; « О масштабах катастрофы можно судить по тому факту, что королевский гарем с двумя женами Исмаила попал в руки врага » .
- ^ Лесли П. Пирс, Имперский гарем: женщины и суверенитет в Османской империи , (Oxford University Press, 1993), 37.
- ^ Муджан Момен , Введение в шиитский ислам: история и доктрины двунадесятного шиизма , (Yale University Press, 1985), 107.
- ^ Кембриджская история Ирана , изд. Уильям Бэйн Фишер, Питер Джексон, Лоуренс Локхарт, 359.
- ^ Мартин Сикер, Исламский мир в господстве: от арабских завоеваний до осады Вены , (Praeger Publishers, 2000), 197.
- ^ Актюрк, Ахмет Сердар (2018). «Семья, империя и нация: курдские Бедирхани и политика происхождения в эпоху перемен» . Журнал исследований глобального Юга . 35 (2): 393. doi : 10.1353/gss.2018.0032 . ISSN 2476-1419 . S2CID 158487762 . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мечта Османа. Архивировано 4 апреля 2023 года в Wayback Machine . Кэролайн Финкель. Хачетт Великобритания
- ^ Карен М. Керн (2011). Имперский гражданин: брак и гражданство в османских приграничных провинциях Ирака . стр. 38–39.
- ^ Этаж 2001 , с. 189.
- ^ Эндрю Джеймс МакГрегор, Военная история современного Египта: от османского завоевания до войны в Рамадан , (Greenwood Publishing, 2006), 17.
- ^ Джин Ральф Гартуэйт, Персы (Blackwell Publishing, 2005), 164.
- ^ Перейти обратно: а б с Михаил, Алан (2020). Тень Бога: Султан Селим, его Османская империя и создание современного мира . Ливерайт. ISBN 978-1631492396 .
- ^ Кембриджская история Ирана , изд. Уильям Бейн Фишер, Питер Джексон, Лоуренс Локхарт, стр. 224.
- ^ Кембриджская история ислама , Часть 1, изд. Питер Малкольм Холт, Энн К.С. Лэмбтон, Бернард Льюис, стр. 401
- ^ Кембриджская история ислама , Часть 1, Питер Малкольм Холт, Энн К.С. Ламбтон, Бернард Льюис, стр. 401.
- ^ Элтон Л. Дэниел, История Ирана (ABC-CLIO, 2012) 86
- ^ Пересмотр пороха и огнестрельного оружия в султанате мамлюков , Роберт Ирвин, Мамлюки в египетской и сирийской политике и обществе , изд. Майкл Винтер и Амалия Леванони (Брилл, 2004) 127
- ^ Матти, Рудольф (Руди). «Сефевидская Персия: история и политика исламской империи» . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 26 мая 2014 г.
- ^ Этаж 2001 , с. 131.
- ^ Фарохи, Сурайя (20 января 2018 г.). Османская империя: Краткая история . Издательство Маркуса Винера. ISBN 9781558764491 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2023 года . Проверено 2 сентября 2016 г. - через Google Книги.
- ^ Руди Матти, В поисках удовольствия: наркотики и стимуляторы в истории Ирана, 1500–1900 , (Princeton University Press, 2005), 77
- ^ Н. Элиас (ред.). Тарих-и-Рашиди . Перевод Э. Денисона Росс. п. 247.
Источники
[ редактировать ]
- Ив Бомати и Хоучанг Нахаванди, Шах Аббас, император Персии, 1587–1629 гг ., 2017, изд. Корпорация Кетаб, Лос-Анджелес, ISBN 978-1595845672 , английский перевод Азизе Азоди.
- Флор, Виллем (2001). Государственные учреждения Сефевидов . Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. ISBN 978-1568591353 .
- Маккаффри, Майкл Дж. (1990). «Чалдеран». Энциклопедия Ираника, Том. IV, Фаск. 6 . стр. 656–658.
- Микаберидзе, Александр (2015). Исторический словарь Грузии (2-е изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1442241466 .
- Сэвори, Роджер (2007). Иран под властью Сефевидов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521042512 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Флор, Виллем (2020). «Самый ранний отчет о битве при Чалдиране?». Журнал Немецкого восточного общества . 170 (2): 371–395. doi : 10.13173/zeitdeutmorggese.170.2.0371 . S2CID 226585270 .
- Морин, Вера Б. (2019). «Отголоски битвы при Чалдеране: рассказ еврейского летописца Илии Капсали (ок. 1490 – ок. 1555)». Студия Ираника . 48 (2): 195–234. дои : 10.2143/SI.48.2.3288439 .
- Палаццо, Кьяра (2016). «Венецианская сеть новостей в начале шестнадцатого века: битва при Чалдиране». В Раймонде, Джоаде; Моксэм, Ной (ред.). Новостные сети в Европе раннего Нового времени . Брилл. стр. 849–869. дои : 10.1163/9789004277199_038 . ISBN 9789004277175 .
- Рахимлу, Юсоф; Эсоц, Янис (2021). «Чалдиран (Чалдыран)» . В Маделунге, Уилферд ; Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия Исламика Интернет . Брилл Онлайн. ISSN 1875-9831 .
- Уолш, младший (1965). «Чалдиран» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. OCLC 495469475 .
- Вуд, Барри (2017). «Битва при Чалдеране: официальная история и народная память». Иранские исследования . 50 (1): 79–105. дои : 10.1080/00210862.2016.1159504 . S2CID 163512376 .
- Вуд, Барри (2022). «Чалдиран, битва при» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Сражения Османско-персидских войн
- 1514 год в Азии
- 1514 год в Османской империи.
- 16 век в Иране.
- Бои с участием Османской империи
- Бои с участием Сефевидского Ирана
- Конфликты 1514 года
- История провинции Западный Азербайджан
- История Тебриза
- История провинции Восточный Азербайджан
- Шиитско-суннитское межконфессиональное насилие
- Западная Армения
- Османский Ирак