Чтобы узнать о фамилии, см. Кызылбаш (имя) . О родственном суфийском ордене, который привел к династии Сефевидов, см. Орден Сефевидов . О родственном суфийском ордене в Турции см. Алевизм . Чтобы узнать о пригороде Никосии на Кипре, см. Кизилбаш (пригород) .
Возникновение кызылбаша можно датировать 15 веком, когда духовный гроссмейстер движения шейх Хайдар (глава суфийского ордена Сафавийя) организовал из своих последователей воинственные отряды. Первоначально кызылбаши состояли из семи тюркских, все азербайджаноязычных племен: Румлу, Шамлу , Устаджлу, Афшар , Каджар , Текелу и Зулькадар. [9] [10]
Кызылбаши представляли собой коалицию множества различных племен преимущественно (но не исключительно) тюркоязычного происхождения, объединенных своей приверженностью сефевидскому шиитскому исламу . После военной реформы шаха Аббаса в начале 17 века, помимо туркмен, в состав кызылбашей входили курды, луры, персы и талыши.
Будучи мюридами (присяжными учениками) сефевидских шейхов ( пиров ), кызылбаши были обязаны беспрекословно подчиняться своему лидеру в качестве их муршид-е камила, «верховного духовного наставника», а после установления королевства, как их падишаха ( великий король). Таким образом, создание королевства превратило чисто религиозные отношения пиров и мюридов в политические. Как следствие, любой акт неповиновения суфиев Кызылбаша приказу духовного гроссмейстера (персидский: nasufigari «поведение, недостойное суфия») становился «актом измены царю и преступлением против государства», как это было случай в 1614 году, когда падишах Аббас Великий казнил нескольких последователей. [15]
Когда был взят Тебриз , среди кызылбашских лидеров не было ни одной книги по двунадесятию. Книга известного иракского ученого аль-Хилли (1250–1325) была приобретена в городской библиотеке для религиозного руководства государством. [17] Импортированные шиитские улемы не участвовали в формировании религиозной политики Сефевидов на раннем этапе формирования государства. Однако позже доктрины гулатов были оставлены, и арабские улемы -двунадесятники из Ливана , Ирака и Бахрейна импортировались во все большем количестве, чтобы поддержать ортодоксальную практику и веру двунадесятников.
В Турции ортодоксальных двунадесятников, следующих юриспруденции Джафари, называют Джафари. Хотя кызылбаши также являются двунадесятниками, их практика не соответствует юриспруденции Джафари.
У кызылбашей есть уникальные и сложные убеждения, восходящие к кайсанитам и хуррамитам, которые считаются гулатскими (экстремистскими) шиитами. По мнению турецкого ученого Абдулбаки Гёльпинарли , кызылбаши XVI века – религиозное и политическое движение в иранском Азербайджане , которое помогло основать династию Сефевидов – были «духовными потомками хуррамитов». [18]
Кызылбашская акида , или вероучение, основана на синкретическом фикхе (традиции юриспруденции), называемом батинийа . [19] обращение к внутреннему или скрытому смыслу священных текстов. Он включает в себя некоторые карматские мысли, первоначально представленные Абу'л-Хаттабом Мухаммадом ибн Абу Зейнабом аль-Асади: [20] [21] и позже разработанный Маймуном аль-Каддой и его сыном Абдаллахом ибн Маймуном, [22] и Мутазила с твердой верой в Двенадцать Имамов .
Не все члены считают, что пост в Рамадан является обязательным, хотя некоторые турки-алевиты частично выполняют свои постовые обязанности в Рамадан.
Некоторые верования шаманизма до сих пор распространены среди кызылбашей в селах.
Всех их можно рассматривать как особые группы, не следующие юриспруденции Джафари , как алавиты , принадлежащие к классу гулатов-двунадесятников шиитского ислама, но придерживающиеся особой веры батинийа , несколько похожей на исмаилизм . по своим убеждениям
Шах Исмаил I , шейх Сефевидского тариката , основатель династии Сефевидов в Иране и главнокомандующий армиями Кызылбаша.
Среди кызылбашей тюркские племена из Восточной Анатолии и Иранского Азербайджана , которые помогли Исмаилу I победить племя Ак-Коюнлу, были безусловно наиболее важными как по численности, так и по влиянию, и имя Кызылбаш обычно применяется исключительно к ним. [24] Некоторые из этих крупных туркменских племен были разделены на восемь или девять кланов, в том числе:
Некоторые из этих названий состоят из топонима с добавлением турецкого суффикса -lu , например Шамлу или Бахарлу. Другие названия — это названия старых огузских племен, таких как афшар, дулгадир или баят, как упоминает средневековый караханидский историк Махмуд аль-Кашгари .
Соперничество между тюркскими кланами и персидской знатью было серьезной проблемой в царстве Сефевидов. По выражению В. Минорского , трения между этими двумя группами были неизбежны, поскольку туркмены «не были приверженцами национальной персидской традиции» . Шах Исмаил попытался решить проблему, назначив персидских вакилей командующими племенами кызылбашей. Туркмены сочли это оскорблением и стали причиной смерти 3 из 5 персов, назначенных на эту должность – акт, который позже послужил поводом для лишения туркменов шахом Аббасом I. [28]
Персидская миниатюра, созданная Моэном Мосаввером , изображающая шаха Исмаила I на аудиенции, принимающей кызылбашей после того, как они победили ширваншаха Фарруха Ясара . Альбомный лист из копии книги Биджана «Тарих-и Джахангуша-йи Хакан Сахибкиран» («История шаха Исмаила I»), выпущенной в Исфахане , конец 1680-х годов.
Приход османов оказал большое давление на туркменские племена, проживающие в этом районе, что в конечном итоге привело их к присоединению к Сефевидам, которые превратили их в боевую организацию, названную Кызылбаш (что по- турецки означает «красные головы» ), первоначально уничижительный ярлык, данный им османами, но позже принятый как знак гордости. [7] [8] Религия кызылбашей гораздо больше напоминала неортодоксальные верования северо-западного Ирана и восточной Анатолии, чем традиционный шиитский ислам двунадесятников . Верования кызылбашей состояли из неисламских аспектов, варьирующихся от криптозороастрийских верований до шаманских практик, причем последние практиковались их предками из Центральной Азии . [8]
Однако общим аспектом, который разделял все эти неортодоксальные верования, была форма мессианизма , лишенная ограничений ислама, практикуемого в городских районах . Концепции божественного вдохновения и реинкарнации были обычным явлением: кызылбаши рассматривали своего лидера Сефевидов (которого они называли моршед-э камель , «Совершенный проводник») как реинкарнацию Али и проявление божественного в человеческой форме. [29] Всего существовало семь основных «племен» кызылбашей, каждое из которых было названо в честь территории, с которой они себя идентифицировали; Румлу предположительно происходили из Рума (Анатолия); Шамлу ; из Шама ( Сирия ) Таккалу из Такке на юго-востоке Анатолии; Остаджлу из Остай на Южном Кавказе . Неясно, были ли Афшар и Каджар названы в честь области в Азербайджане или в честь их предков. Все эти племена имели общий образ жизни, язык, веру и враждебность по отношению к османам. [30]
В 15 веке Ардебиль был центром организации, призванной поддерживать тесную связь руководства Сефевидов с его мюридами в Азербайджане, Ираке, Восточной Анатолии и других местах. Организация контролировалась через офис халифата аль-Хулафаи , который назначал представителей ( халифа ) в регионах, где была активна сефевидская пропаганда. Халиф , в свою очередь, имел подчиненных , называемых пирами . Присутствие Сефевидов в восточной Анатолии представляло серьезную угрозу для Османской империи , поскольку они поощряли шиитское население Малой Азии к восстанию против султана.
В 1499 году Исмаил, молодой лидер ордена Сефевидов, покинул Лахиджан и отправился в Ардебиль, чтобы претендовать на власть. К лету 1500 года около 7000 сторонников из местных тюркских племен Малой Азии (Анатолии), Сирии и Кавказа , которых враги все вместе называли «Кызылбаш», сплотились в его поддержку в Эрзинджане . [31] Возглавив свои войска в карательном походе против Ширваншаха (правителя Ширвана ), он стремился отомстить за смерть своего отца и деда в Ширване. После победы над Ширваншахом Фаррухом Яссаром и объединения его королевства, он двинулся на юг, в Азербайджан, где его 7000 воинов Кызылбаша разбили 30-тысячный отряд Ак Коюнлу под командованием Алванда Мирзы. [32] и завоевал Тебриз . Это было начало государства Сефевидов.
крупный отряд кызылбашей В 1510 году шах Исмаил направил в Трансоксианию для борьбы с узбеками . Кызылбаши разгромили узбеков и захватили Самарканд в битве при Марве . Однако в 1512 году вся армия Кызылбаша была уничтожена узбеками после того, как туркмен Кызылбаш поднял мятеж против их персидского вакиля и полководца Наджме Тани в битве при Газдеване . [36] Это поражение положило конец экспансии и влиянию Сефевидов в Трансоксании и сделало северо-восточные границы королевства уязвимыми для вторжений кочевников, пока несколько десятилетий спустя.
Тем временем Сефевидский призыв продолжался в османских регионах – с большим успехом. Еще более тревожным для османов было успешное обращение туркменских племен в Восточной Анатолии и вербовка этих опытных и внушающих страх бойцов в растущую армию Сефевидов. Чтобы остановить пропаганду Сефевидов, султан Баязид II депортировал большое количество шиитского населения Малой Азии в Морею . Однако в 1507 году шах Исмаил и кызылбаши захватили большие территории Курдистана , нанеся поражение региональным османским силам. Два года спустя кызылбаши разгромили узбеков в Мерве в Средней Азии, убив их лидера Мухаммада Шайбани и уничтожив его династию. Его голову отправили османскому султану в качестве предупреждения.
Сефевидский кызылбашский кавалерист.
просефевидское восстание, известное как восстание Шахкулу вспыхнуло В 1511 году в Теке . Имперская армия, посланная для его подавления, потерпела поражение. Исмаил стремился обратить хаос внутри Османской империи в свою пользу и переместил границу на запад, в Малую Азию. Кызылбаши разгромили большую османскую армию под командованием Коджа Синан-паши . Потрясенный этим тяжелым поражением, султан Селим I , новый правитель, решил вторгнуться с войском в 200 000 османов. Кроме того, он приказал преследовать Алевиса. [37] [38] и уничтожил своих сторонников в Османской империи. [39]
20 августа 1514 года (1-й Раджаб 920 года хиджры) две армии встретились в Чалдыране на северо-западе Ирана. Сообщалось, что османы, которые были оснащены как огнестрельным, так и пушечным оружием, превосходили численностью кызылбашей в три раза. Кызылбаши потерпели сильное поражение; [40] Среди жертв были многие высокопоставленные эмиры Кызылбаша , а также трое влиятельных улемов .
Это поражение разрушило веру шаха Исмаила в свою непобедимость и божественный статус. Это также фундаментально изменило отношения между муршид-е камилом и его мюридами (последователями).
Исмаил I пытался уменьшить власть туркмен , назначая иранцев на пост вакиля. Однако туркменам не нравилось, что иранец занимал самую влиятельную должность в империи Сефевидов, и они продолжали убивать многих иранцев, назначавшихся на эту должность. [41] После смерти Исмаила туркменам удалось захватить власть у иранцев, однако они потерпели поражение от Тахмаспа I , сына Исмаила, избавившегося от туркмен. [42]
В течение почти десяти лет после битвы при Чалдыране соперничающие фракции Кызылбаша боролись за контроль над королевством. В 1524 году 10-летний шах Тахмасп I , губернатор Герата , сменил своего отца Исмаила. Он был подопечным могущественного эмира Кызылбаша Али-бека Румлу (по прозвищу « Див Солтан » ), который был фактическим правителем царства Сефевидов. [43] Однако Тахмаспу удалось восстановить свою власть над государством и кызылбашами.
Во время правления шаха Тахмаспа кызылбаши вели серию войн на два фронта и – при имеющихся у них скудных ресурсах – успешно защищали свое королевство от узбеков на востоке и от главных соперников Сефевидов – османов. – на западе. [44] Благодаря Амасьевскому миру (1555 г.) мир между Сефевидами и османами сохранялся до конца правления Тахмаспа. [45] Во время правления Тахмаспа он совершил многочисленные вторжения на Кавказ , который был включен в состав империи Сефевидов со времен шаха Исмаила I и на протяжении многих столетий после него, и начал с тенденции депортации и перемещения сотен тысяч черкесов , грузин и армян. в сердце Ирана. Первоначально занимаясь исключительно королевскими гаремами, королевской гвардией и некоторыми другими конкретными постами Империи, Тахмасп полагал, что в конечном итоге он сможет уменьшить власть Кызылбаша, создав и полностью интегрировав новый слой иранского общества с этими кавказскими элементами и который поставит под сомнение мощь и гегемонию племени Кызылбаш. Это включало формирование военной рабовладельческой системы, [46] аналогично соседней Османской империи – янычарам . [47] Преемники Тахмаспа, и, что наиболее важно, шах Аббас I (годы правления 1588–1629), значительно расширили эту политику, когда во время правления Аббаса I только около 200 000 грузин, 300 000 армян и многие десятки тысяч черкесов были переселены в центральные районы Ирана. [48] [49] [50] [51] [52] Путем создания так называемого «третьего слоя» или «третьей силы» в иранском обществе, состоящего из этнических европеоидов, и полной систематической дезорганизации кызылбашей по его личному приказу Аббасу I в конечном итоге удалось полностью заменить власть кызылбашей. , с таковым у кавказских гуламов. Эти новые кавказские элементы (так называемые гильманы /غِلْمَان / «слуги» ) почти всегда после обращения в шиизм в зависимости от заданной функции будут, в отличие от кызылбашей, полностью лояльны только шаху. Эта система массового использования кавказских предметов продолжала существовать до падения династии Каджаров .
Межплеменное соперничество туркмен, попытки персидской знати положить конец туркменскому господству и постоянные конфликты за престол продолжались еще 10 лет после смерти Тахмаспа. Это сильно ослабило государство Сефевидов и сделало королевство уязвимым для внешних врагов: османы атаковали на западе, тогда как узбеки атаковали на востоке.
В 1588 году шах Аббас I. к власти пришёл Он назначил губернатора Герата и его бывшего опекуна и наставника Али Кули Хана Шамлу (также известного как Хаджи Али Кизилбаш Мазандарани ) главнокомандующим всех вооруженных сил. Позже события прошлого, в том числе роль туркмен в борьбе за престолонаследие после смерти его отца, а также уравновешивающее влияние традиционных итнаашарских шиитов- сайедов , заставили его решить положить конец доминированию ненадежных туркменских вождей в Персии, которые Тахмасп начал свою деятельность за десятилетия до него. Чтобы ослабить туркменов – важную боевую элиту Сефевидского королевства – шах Аббас дополнительно сформировал постоянную армию, личную гвардию, королев-матерей, гаремы и полную гражданскую администрацию из рядов этих гильманов , которые обычно были этническими черкесами , грузинами , и армяне , как мужчины, так и женщины, которых он и его предшественники массово брали в плен во время войн на Кавказе, и систематически заменяли кызылбашей от их функций обращенными черкесами и грузинами. Новая армия и гражданская администрация будут полностью лояльны лично королю, а не вождям кланов. [32]
Реорганизация армии также положила конец независимому правлению туркменских вождей в провинциях Сефевидов и вместо этого централизовала управление этими провинциями.
Гуламы были назначены на высокие посты в королевском доме, и к концу правления шаха Аббаса одна пятая высокопоставленных амиров была гуламами. [24] Уже к 1598 году этнический грузин из Грузии, находившейся под властью Сефевидов, хорошо известный под принятым после обращения мусульманским именем Аллахверди Хан , поднялся до должности главнокомандующего всеми вооруженными силами Сефевидов. [53] и благодаря этому стал одним из самых могущественных людей в империи. Должности вакиля и амира аль-умары вышли из употребления и были заменены должностью сипахсалара ( персидский : سپهسالار , букв. «магистр армии»), главнокомандующего всеми вооруженными силами – туркменскими и не- Туркменский - обычно принадлежит персидскому ( таджикскому ) дворянину.
Тем не менее тюркские кызылбаши оставались важной частью исполнительного аппарата Сефевидов, хотя на смену им в значительной степени пришли этнические кавказцы. Например, даже в 1690-х годах, когда этнические грузины составляли основу Сефевидской армии, кызылбаши по-прежнему играли значительную роль в армии. [54] Правители Персии Афшар , и Каджар пришедшие на смену Сефевидам, происходили из кызылбашей. Многие другие кызылбаши – туркмены и нетуркмены – поселились в дальневосточных городах, таких как Кабул и Кандагар , во время завоеваний Надер-шаха и остались там в качестве консультантов новой афганской короны после смерти шаха. Другие присоединились к императорам Великих Моголов в Индии и стали одной из самых влиятельных групп при дворе Великих Моголов до британского завоевания Индии . [ нужна ссылка ]
Кызылбаши в Афганистане в основном живут в городских районах, таких как Кабул , Кандагар или Герат . Некоторые из них являются потомками войск, оставленных Надир-шахом . [55] [56] Другие, однако, были привезены в страну во время правления Дуррани . [57] Заман Шах Дуррани имел кавалерию численностью более 100 000 человек, состоящую в основном из кызылбашей. [58] Афганские кызылбаши в прошлом занимали важные посты в государственных учреждениях, а сегодня занимаются торговлей или являются ремесленниками. С момента создания Афганистана они составляют важный и политически влиятельный элемент общества. По оценкам, их численность варьируется от 30 000 до 200 000 человек. [59] [60]
Сэр Маунтстюарт Эльфинстон описал кызылбашей Кабула в начале XIX века как «колонию турок», которые говорили «по-персидски, а между собой по-турецки». [61] Описанные как образованные, богатые и влиятельные, они, похоже, отказались от своего родного турецкого языка в пользу персидского и стали «фактически персидскими турками» . [62] Леди Флорентия Сейл (жена сэра Роберта Генри Сейла ) и Винсент Эйр - оба спутники сэра Маунтстюарта Эльфинстона - описали кызылбашей Афганистана также как «персов персидского происхождения или потомков персов, носящих красные шапки» . [63] [64]
Влияние кызылбашей в правительстве вызвало недовольство среди правящих пуштунских кланов, особенно после того, как кызылбаши открыто вступили в союз с британцами во время Первой англо-афганской войны (1839–1842). Во время резни Абдур Рахман Ханом шиитских меньшинств в Афганистане кызылбаши были объявлены « врагами государства » и подвергались преследованиям и преследованиям со стороны правительства и суннитского большинства. [65]
В бывшем государственном гимне (2006-2021 гг.) Афганистана кызылбаши упоминались как этническая группа в третьей строке третьей строфы.
После постепенной замены кызылбашей шахом Аббасом в военных и административных рядах Сефевидов, а также преследований, с которыми они столкнулись в результате политики его и шаха Сафи , кызылбаши начали восставать против Сефевидов. Затем это привело к тому, что империя приняла более классические верования двунадесятников и стала сотрудничать с шиитскими учеными в борьбе с доктринами кызылбашей, что в конечном итоге привело к их упадку в пользу более ортодоксальной интерпретации шиизма двунадесятников. [1] [66]
Полоса земли от Бабадага в Румынии до Диметоки в Греции в настоящее время является землей Кызылбаша. Эта полоса включает в себя часть восточной Болгарии, включая такие города, как Добруджа и Силистре . [67] Большая часть кызылбашей в больших количествах поселилась в Добрудже либо добровольно, либо в результате депортации туда из Анатолии османскими властями между 15 и 17 веками. [68] Кызылбашские общины также присутствуют в Лудогорье (Делиорман). [69] [70]
Кызылбаши скрывают свою настоящую идентичность, внешне выдавая себя за ортодоксальных суннитов своим турецким или болгарским соседям, или же заявляя, что они бекташи , в зависимости от того, кто к ним обращается. [69] По переписи 1992 года в Болгарии проживало 85 773 шиита. [68]
Между концом семнадцатого века и 1822 годом термин «Кызылбаш» также использовался в османских административных документах для обозначения шиитов-двунадесятников (имамитов) на территории современного Ливана. Османы осознавали, что не имеют никакой связи с анатолийскими или иранскими Кызылбашами, и использовали этот термин только как средство лишить их легитимности или оправдать карательные кампании против них. В начале восемнадцатого века часть северного Ливана даже описывалась как налоговый район «Кызылбаш мукатаа». [71]
В Турции существует община так называемых алевитов , которые образовались из групп кызылбашей в Анатолии в 16 веке . [72] Однако исторически было бы неуместно использовать термин «алеви» для описания этих групп, поскольку первоначально он использовался для обозначения потомков Али, четвертого Рашидун . халифа [73] В XIX веке этот термин также использовался в Турции для обозначения кызылбашей, которых суннитское большинство считало еретиками. [73] Алевизм в Турции присутствует среди турецкого, курдского населения, а также населения Заза . Тем не менее, несмотря на то, что они говорят на курдском языке и языке заза, многие племена алевитов до сих пор используют турецкий язык в качестве богослужебного языка. [74] Курдские алевиты известны на местном уровне под термином Кызылбаш , что связывает их с Кызылбашами из династии Сефевидов, хотя их точное происхождение неясно и является предметом споров. [74] Среди бекташи слово «кызылбаш» используется для обозначения групп, которые не посвящены в орден бекташи, но имеют схожие убеждения. На эти группы смотрят свысока посвященные члены тариката. [75]
Во второй половине XIX века на Западе возник интерес к происхождению и политической ориентации кызылбашей. [76] в результате они стали мишенью западных миссионеров, которые считали, что придерживаются христианских взглядов на Иисуса. Кызылбаши не относились к этим миссионерам враждебно, и, согласно отчетам миссионеров, некоторые были готовы выслушать их послание. [77] В свою очередь, власти Османской империи в ответ приложили больше усилий, чтобы классифицировать кызылбашей как мусульман, хотя кызылбаши не всегда принимали эти усилия, поэтому иногда они открыто отказывались от них. Несмотря на такие враждебные взаимодействия, ясная картина того, как эти группы воспринимали свои отношения с османским правительством или западными миссионерами, еще не установлена. [76] Ханс-Лукас Кизер говорит о «возрождении алевитов», которое, по его словам, произошло в период Танзимата , а также позже, после младотурецкой революции . [78] Однако есть некоторые сомнения в целесообразности этого термина из-за скудности источников и разнообразия различных групп кызылбашей. [76]
Сообщалось, что среди турок-османов термин «кизылбаш» стал чем-то вроде уничижительного термина и может применяться к группам, которые не обязательно связаны с казылбашами Центральной Азии. Бекташи в Турции часто называют Кызылбаши . [79]
^ Тадж , что на персидском означает «корона» , также является термином для обозначения шляп, используемых для обозначения принадлежности к определенному суфийскому ордену.
^ Jump up to: а б Бабаян, Кэтрин (1993). Упадок Кызылбаша: духовное и светское в Иране семнадцатого века . Принстонский университет. стр. 1–6, 41–47. « Кызылбаши , состоящие в основном из туркменских соплеменников , были военной силой, введенной завоевателями Сефевидов в иранские владения в шестнадцатом веке».
^ Чабер, EI2, Том. 5, с. 243: «Кизилбаш (Т. «Рыжий»). [...] В общем, он широко используется для обозначения широкого спектра экстремистских шиитских сект [см. Гулат], которые процветали в [V:243b] Анатолия и Курдистан с конца 7-го/13-го века и далее, включая такие группы, как алевиты (см. А. С. Триттон, Ислам: вера и практика , Лондон, 1951, 83)».
^ Муджан Момен, «Введение в шиитский ислам», Йельский университет. Пресс, 1985, ISBN 0-300-03499-7 , стр. 101–107.
^ Grigoriev, Sergei (2000). "Об этнической принадлежности шиитов Афганистана" [On the ethnicity of the Shiites of Afghanistan]. Восток: история и культура (in Russian). Saint Petersburg: 32–46. Кызылбаши, первоначально состоявшие из представителей семи малоазиатских тюркоязычных племен румлу, шамлу, устаджлу, афшар, каджар, текелю и зулкадар, говоривших на азербайджанском языке, были с XV в. одной из главных военно-политических опор Сефевидского государства.
^ Мартин ван Брюнессен , « Между Дерсимом и Далаху: размышления о курдском алевизме и религии Ахл-и Хакк » Опубликовано в: Шахрох Раи (ред.), Исламские альтернативы: немейнстримная религия в персидских обществах [Göttinger Orientforschungen, III. Серия: Ираника, НФ 16]. Висбаден: Харрасовиц, 2017, стр. 65–93. ( PDF )
^ Х. Анетшофер / HT Karateke, Traktat über die Derwischmützen (ri̇sale-i̇ Tāciyye) des Müstaqīm-zāde Süleyman Sā'deddīn ; Брилл, 2001 г.; ISBN 90-04-12048-3 (немецкий оригинал)
^ Роджер М. Савори, «Офис халифата аль-Хулафа при Сефевидах», в JOAS, lxxxv, 1965, стр. 501
^ Фарук Шумер, Роль анатолийских турок в создании и развитии государства Сефевидов , Публикации Турецкого исторического общества, Анкара, 1992, стр. 15. (на английском языке)
^ Jump up to: а б Роджер М. Сэвори, Энциклопедия ислама, «Сефевиды», онлайн-издание, 2005 г.
Кызылбаши, или «красные головы», были тюркскими воинами, ставшими персами, которые в большом количестве прибыли в Афганистан после поражений Надир-шаха и других персидских поражений.
Некоторые из кызылбашских солдат Надира поселились в Афганистане, где их потомки сделали успешную карьеру в армии (до конца правления Дост-Мухаммеда), правительстве, торговле и ремеслах.
^ Ноэль-Карими, Кристина (1995). Взаимодействие между государством и племенем в Афганистане девятнадцатого века: правление Амира Дост Мухаммад-хана (1826-1863) . Калифорнийский университет, Беркли.
^ Ноэль, Кристина (25 июня 2012 г.). Государство и племя в Афганистане девятнадцатого века: правление Амира Дост Мухаммад-хана (1826-1863) . Рутледж. ISBN 978-1-136-60317-4 . По словам Хусайни, «голам-хана» предоставила 15 000 человек из общей численности кавалерии Шаха Замана в 100 000 человек и состояла в основном из кызылбашей. Бернс сообщает, что кызылбаши сохранили значительную степень своей автономной организации и присягали только на прямую верность своим отдельным ханам, которые, в свою очередь, были подотчетны королю. Это утверждение подтверждается тем фактом, что во времена Тимур-шаха командование всей телохранительницей принадлежало лидеру кызылбашей Махмуд-хану Баяту. Вплоть до правления шаха Замана контингенты Хорасани составлялись в соответствии с племенной принадлежностью.
^ Страны и их культуры: Кызылбаш :..Получение точных данных о численности кызылбашей в Афганистане и Пакистане практически невозможно, поскольку они утверждают, что являются суннитами, таджиками, фарсиванами или пуштунами, или идентифицируют себя по месту своего происхождения в Индии. . По оценкам, численность населения Афганистана колеблется от 30 000 до 200 000 человек, но некоторые предполагают, что эта цифра приближается к одному миллиону. Похожая история и в Пакистане. Немногие влиятельные кызылбаши живут в Иране, на их родной родине...
В 1996 году примерно 40 процентов афганцев составляли пуштуны, 11,4 из которых принадлежали к племенной группе дуррани и 13,8 процента к группе гильзаев. Таджики составляют вторую по величине этническую группу с 25,3 процента населения, за ней следуют хазарейцы (18 процентов); Узбеки – 6,3 процента; Туркмены – 2,5 процента; Кызылбаш, 1,0; 6,9 процента другое. Обычное предостережение относительно статистики здесь особенно уместно.
^ Маунтстюарт Эльфинстон, Отчет о королевстве Кобул, стр. 320–321.
^ Кизер, Ханс-Лукас (2002). Альтруизм и империализм: западные культурные и религиозные миссии на Ближнем Востоке . Нью-Йорк: Институт Ближнего Востока, Колумбийский университет. п. 136. ИСБН 097212313X .
^ Джон Винтер Кроуфут , «Выжившие среди каппадокийских кизилбашей (бекташ)», Журнал Антропологического института Великобритании и Ирландии , 30., 1900, стр. 305–20.
Ив Бомати и Хоучанг Нахаванди, Шах Аббас, император Персии, 1587–1629 гг ., 2017, изд. Корпорация Кетаб, Лос-Анджелес, ISBN 978-1595845672 , английский перевод Азизе Азоди.
Асланян, Себух (2011). От Индийского океана до Средиземноморья: глобальные торговые сети армянских купцов из Новой Джульфы . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520947573 .
Блоу, Дэвид (2009). Шах Аббас: безжалостный король, ставший иранской легендой . ИБТаурис. ISBN 978-0857716767 .
Ротман, Э. Натали (2015). Посредническая империя: трансимперские субъекты между Венецией и Стамбулом . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0801463129 .
Сэвори, Роджер М.; Карамустафа, Ахмет Т. (1998). «Эсмаил Сафави » Энциклопедия Ираника, онлайн-издание, Vol. III, Фаск. 5 . Нью-Йорк. стр. 100-1 514–522. {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Олдос, Грегори (2021). «Кызылбаши и их шах: сохранение королевских прерогатив во время раннего правления шаха Тахмаспа». Журнал Королевского азиатского общества . 31 (4): 743–758. дои : 10.1017/S1356186321000250 . S2CID 236547130 .
Балтаджиоглу-Браммер, Айше (2019). «Одно слово, много значений: термин «Кызылбаш» в османском контексте раннего Нового времени». В Эргинбаше, Вефа (ред.). Османский суннизм: новые перспективы . Издательство Эдинбургского университета. стр. 47–70.
Балтаджиоглу-Браммер, Айше (2020). «Ни жертва, ни сообщник: Кызылбаши как действующие лица на границе в Османском королевстве раннего Нового времени». В Крстиче, Тияна; Терзиоглу, Дерин (ред.). Историзация суннитского ислама в Османской империи, ок. 1450–ок. 1750 . Брилл. стр. 423–450. ISBN 978-9004440296 .
Башир, Шахзад (2014). «Происхождение и риторическая эволюция термина кызылбаш в персидской литературе». Журнал экономической и социальной истории Востока . 57 (3): 364–391. дои : 10.1163/15685209-12341352 .
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 5bd2d5f485e43941a7fa8ea315276104__1722464520 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/04/5bd2d5f485e43941a7fa8ea315276104.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Qizilbash - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)