Jump to content

Мурджиа

Мурджиа ( араб . المرجئة , английский: «Те, кто откладывает»), также известные как Мурджиа или Мурджииты (единственное число Мурджи ), были ранней исламской сектой. Богословская школа Мурджиа отдавала приоритет важности исповедуемой веры над действиями, поступками или ритуалами, которые они совершали. Они придерживались мнения, что только Бог имеет право судить, стал ли мусульманин отступником или нет . Следовательно, мусульманам следует практиковать отсрочку ( ирджа ) приговора в отношении лиц, совершивших тяжкие грехи , а не выдвигать обвинения в неверии ( «такфир» ) или соответственно наказывать любого, кто исповедовал ислам как свою веру. Они также считали, что добрые дела или их бездействие не влияют на веру человека, и человек, не совершивший никакого другого акта послушания, не будет наказан в загробной жизни, пока он придерживается чистой веры. Раньше говорили, что «непослушание не вредит вере, как добрые дела не помогают при неверии». [ 1 ] Этот образ мышления возник из-за беспокойства по поводу мусульманского единства, а не из-за религиозной распущенности. [ 2 ] и часто ассоциируется с Кораном 9:106 («Есть и другие, отложенные до повеления Бога, накажет ли Он их или простит»). [ 3 ]

Происхождение и история

[ редактировать ]

Возникновение Мурджиа приписывается не одному-единственному деятелю-основателю, а мысли о группе деятелей, включая Джама ибн Сафвана , Абу Ханифу и других. [ 4 ]

Среди историков широко распространено мнение, что группа Мурджиа возникла после шиитского восстания в Куфе под руководством аль-Мухтара . Мусульманам впервые пришлось столкнуться с острыми политическими и теологическими разногласиями и попытаться осмыслить судьбу других мусульман, которые стояли по другую сторону в политическом и религиозном конфликте. Решение группы, возникшей как Мурджиа, заключалось в том, что только Бог в конечном итоге знает, кто прав, и поэтому решение должно быть отложено до Бога. Сами мусульмане не должны поддерживать или дистанцироваться от других мусульманских противников в подобных конфликтах. Сами ранние ученые Мурджиа положительно относились к первым двум халифам ( Абу Бакру и Умару ), но откладывали суждения о третьем и четвертом халифах ( Усмане и Али ). Что касается последнего, поскольку прошлое больше не было доступно для оценки, не было другого выбора, кроме как приостановить суждение (из-за принятия негативного взгляда на него). Сначала Мурджиа работали над восстановлением мира между мусульманскими группировками. Позже их внимание переключилось на борьбу с несправедливостью, причиняемой неарабам, принявшим ислам. [ 5 ] Однако мурджиа (как и сунниты в ту эпоху) все же пришли к убеждению, что законный правитель исламского государства должен быть не только арабом, но, в частности, потомком племени курайшитов (от которого произошел Мухаммед). [ 6 ]

Мурджиа возникла как богословская школа, которая противостояла хариджитам по вопросам, связанным с ранними спорами о грехе и определениях того, что является истинным мусульманином. Хавариджи считали, что совершение греха равнозначно выходу из ислама, а мурджиа реагировали с противоположной крайностью: поступки не только не приводят к выходу из ислама, но и вообще не влияют на веру. [ 7 ] [ 8 ] Промежуточную позицию между мурджиатами и хариджитами заняли мутазилиты, считая, что человек, совершающий смертный грех, не является верующим, но и не является неверующим. Вместо этого они занимают промежуточное положение, которое мутазилиты называли «промежуточным положением» ( манзила байн аль-манзилатайн ). Первым, кто занял эту последнюю должность, был Василь ибн Ата (ученик Хасана аль-Басри ) после того, как ему задали вопрос о контрасте между позициями мурджитов и хариджитов. [ 9 ]

Согласно Тариху , Ат-Табари позиция мурджиитов стала ассоциироваться с ширком , предпоследним исламским грехом, заключающимся в ассоциировании чего-либо с Богом. В 117/735 году Наср ибн Сайяр , вскоре ставший губернатором Хорасана , обвинил лидера повстанцев Аль-Хариса ибн Сурайджа в ширке на основании его поддержки доктрины ирджаха . [ 10 ]

В какой-то момент секта Мурджиа прекратила свое существование. Они перестают появляться в биографических словарях после середины IX века. По мнению Кристофера Мельхерта , они, возможно, были поглощены сектой мутазилитов , поскольку в ряде записей о фигурах мутазилитов в словарях 9-го века отмечается, что они были склонны к «отсрочке» ( ирджах ), а традиционалисты в более поздние периоды связывать две школы друг с другом (например, Абу Мухаммад ибн аби Хамза). [ 11 ]

Убеждения

[ редактировать ]

Отсрочка решения

[ редактировать ]

В отличие от хариджитов, мурджиты отстаивали идею отсрочки суждения о вере других народов. Само слово Мурджия в переводе с арабского означает «тот, кто откладывает». [ 12 ] Доктрина мурджитов утверждала, что только Бог имеет право судить, кто является истинным мусульманином, а кто нет, и что мусульмане должны рассматривать всех остальных мусульман как часть сообщества. [ 13 ] Эта теология способствовала терпимости к Омейядам и обращенным в ислам, которые казались вялыми в своем послушании. [ 14 ]

Вера против дел

[ редактировать ]

Мурджиты считали искреннюю веру в Бога и подчинение Ему более важными, чем поступки благочестия и добрые дела. Они считали, что мусульмане, совершающие тяжкие грехи, останутся мусульманами и получат право на рай, если останутся верными. [ 15 ] Поэтому они заняли умеренную позицию по таким вопросам, как фард и фасик . [ 16 ] Ибн Хазм описал позицию Мурджиа следующими словами: [ 17 ]

Серьезный грешник (муртакиб аль-кабира) – это верующий с непоколебимой верой. Все равно, если он никогда не совершил ни одного доброго поступка и никогда не воздерживался от совершения злых поступков.

И наоборот, те, кто занимается ширком, не могут получить спасения от совершения добрых дел. [ 18 ] Таким образом, вера имеет первостепенное значение.

Мнение мурджитов по вопросу о том, остается ли человек, совершивший большой грех, верующим, было принято с изменениями более поздними богословскими школами — Матуриди , Ашари и Мутазила . [ 19 ]

Отношения с Абу Ханифой

[ редактировать ]

Абу Ханифа (ум. 767), основатель ханафитской школы суннитской юриспруденции, часто ассоциировался с мурджиатами, хотя сам он таковым не был. [ 20 ] В своем «Аль-Фикх аль-Акбар» он изложил старейшую из сохранившихся работ, касающихся раннего мусульманского вероучения, защищая уважение ко всем сподвижникам Мухаммеда, воздерживаясь от суждений относительно Усмана и Али и предопределения. Его работы сыграли фундаментальную роль в более позднем суннитском богословии, ханбализма . за исключением [ 20 ] Для мурджиа Абу Ханифа является центральной фигурой, особенно из-за его пропаганды использования разума при принятии юридических решений. Поэтому мурджииты переняли ханафитскую юриспруденцию. [ 21 ] Ряд последователей Абу Ханифы были связаны с Мурджи или назывались ими, в том числе Нух ибн Аби Марьям (ум. 173/789–790) и Мухаммад аль-Шайбани . [ 22 ]

Некоторые считают, что последующая школа исламского богословия Матуриди возникла из Мурджиа. [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Мурджиах, ИСЛАМСКАЯ СЕКТА» . Британника . Проверено 29 июля 2019 г.
  2. ^ Саиф 2020 , с. 164.
  3. ^ Абдул-Раоф 2012 , стр. 145.
  4. ^ Саиф 2020 , с. 163.
  5. ^ Чакмак 2017 , с. 1109–1111.
  6. ^ Доннер 1998 , с. 111.
  7. ^ Ибн Таймия, Аби аль-Аббас Таки ад-Дин Ахмад ибн Абд аль-Халим . аль-Фатава . , 5: 555-556; 7: 195-205; 7:223
  8. ^ Ибн Таймия, Аби аль-Аббас Таки ад-Дин Ахмад ибн Абд аль-Халим . аль-Фатава . Том. 7. стр. 195–205, 223.
  9. ^ Мутаххари 2019 , с. 29–30.
  10. ^ Хоутинг 1999 , с. 71–72.
  11. ^ Мельхерт 1997 , с. 58.
  12. ^ Нигосян, Соломон Александр (2004). Ислам: его история, учение и практика . Издательство Университета Индианы. стр. 59 .
  13. ^ Изуцу 2006 , стр. 55–56.
  14. ^ Изуцу 2006 , стр. 55.
  15. ^ Фахри, Исламская философия, с. 40-41.
  16. ^ Чакмак 2017 , с. 446, 451–452.
  17. ^ Изуцу 2006 , стр. 54.
  18. ^ Изуцу 2006 , стр. 201.
  19. ^ Изуцу 2006 , стр. 57–59.
  20. ^ Jump up to: а б Бланкиншип (2008) , с. 44.
  21. ^ Чакмак 2017 , с. 1110–1111.
  22. ^ Мельхерт 1997 , с. 57.
  23. ^ Чакмак 2017 , с. 1111.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8306ec3464fd46e30dffb1ea5100a39d__1724720640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/83/9d/8306ec3464fd46e30dffb1ea5100a39d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Murji'ah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)