Джахмия
Часть серии о Крид |
---|
![]() |
Включая:
![]() |
Джахмия – это термин, используемый исламскими учеными для обозначения последователей доктрин Джама бин Сафвана (ум. 128/746). [1] Джахмийю особенно запомнили за то, что она выступала за отрицание божественных качеств Бога (известное как доктрина тахиля ). [2] как продукт их чрезвычайно трансценденталистских взглядов на Бога , потенциально следующих позднеантичным неоплатоническим течениям. [3]
Джам и те, кто связан с его теологическим вероучением, выступают в качестве выдающихся еретиков в суннитской ересиографии , и называться джахми стало оскорблением или полемикой. [4] особенно в отношении сторонников ашаризма , которых называли джахмийа из-за их пропаганды фатализма , эта позиция, по их словам, исходила от Джама. [5] Этот термин также использовался для уничижительного обозначения мутазилитов . [3]
Взгляды Джама и его последователей отвергаются четырьмя школами мысли в суннитском исламе. [6] и не принимаются во всем спектре взглядов средневекового мусульманского богословия, от Ахль аль-Хадиса до мутазилитов . В то же время Джам также получил широкое признание как фигура, которая ввела принцип интеллекта ( акл ) в исламский богословский дискурс и использование рассуждений для получения мнений из предложений ( раи ). [7]
Основные цифры
[ редактировать ]Одноимённой фигурой, стоящей за Джахмией, был Джахм ибн Сафван . Джам родился в Самарканде . Он жил и преподавал на северо-востоке Ирана и, возможно, никогда не покидал район Большого Хорасана . Второй фигурой, которую чаще всего связывали с джахмитами, был Куфан Хирар ибн Амр. Однако, несмотря на его связь с Джамией, он, возможно, никогда не встречал Джама и даже не критиковал его в одной из своих работ. Никакие сочинения ни одного из авторов не сохранились, и информация об их взглядах основана на кратких обзорах, составленных другими авторами, в первую очередь их оппонентами. [8]
Другим известным проповедником взглядов Джахми был Бишр аль-Мариси (ум. 833), в начале 9 века джахмиты действовали в Нехавенде , но некоторые из них были вынуждены принять учение ашаритов . [9]
Убеждения
[ редактировать ]Преуменьшение Ямом базовой физики и онтологии было основано на его различении между телесным телом и бестелесным, то есть тем, что не является телом. [10] По мнению Яма, Бог бесплотен, и то, что бестелесно и не имеет тела, присутствует везде и во всем, а то, что телесно и имеет тело, присутствует в одном месте и в своем собственном теле. [10] По мнению Яма, Бог, который не создан и необходимо существует, является единственной бестелесной и нематериальной причиной. Более того, согласно Яму, составных бестелесных и нематериальных вещей не существует. [10]
В вопросе предопределения джахми придерживаются убеждения, что человек не имеет свободной воли и вынужден совершать свои действия. [11] Джахмийа верили в это, потому что считали, что свободная воля человека повлечет за собой ограничение власти Бога и поэтому должна быть отвергнута. [11] По вопросу о местонахождении Бога джахми являются пантеистами и говорят, что он везде и внутри всех вещей. [12] Кроме того, они отрицают возможность праведных мусульман увидеть Аллаха в раю. [13]
Джам и Джахмия также утверждали, что Бог не был «вещью». Это не означало, что Бога не существует, а вместо этого означало, что Бог не может быть логически обоснован на чем-либо еще или описан с помощью ссылки на набор атрибутов. . [14] Джахмия считала, что Бог ни с чем не сравним, и поэтому людям следует избегать приписывания Богу каких-либо свойств или качеств, поскольку это находится за пределами человеческого знания, и такие утверждения, по сути, представляют собой новшество в религиозных вопросах ( бидаа ) и поэтому должны быть отвергнуты. . [15]
Критика
[ редактировать ]С момента появления джахмии эта тенденция подвергалась критике со стороны многих видных представителей суннитского ислама . Среди наиболее выдающихся критиков были Ахмад ибн Ханбал , Ибн Кутайба , Ибн Кайим аль-Джавзия , Абу Хамид аль-Газали , Ибн Хаджар аль-Аскалани и Ибн Таймия . Например, Ахмад ибн Ханбал составил трактат под названием « ар-Радд ала аль-занадика ва-ль-джахмийа» («Опровержение еретиков и джахмии»). [16]
Ясир Кадхи написал длинную диссертацию (на арабском языке ) под названием «Богословские взгляды Джама бен Сафвана и их влияние на другие исламские секты». [17]
Ибн аль-Мубарак критиковал отказ джахмии от свободы воли в своих стихах, а его антиджахмиевские стихи цитировались аль-Бухари . [11] В частности, он утверждал, что этот отказ будет означать, что злых фигур нельзя обвинять в совершенных ими действиях. Следовательно, действия фараона и Амана на самом деле не могли быть вменены им в вину. Не только это, но и их моральные качества и действия следует поставить рядом с такими фигурами, как Моисей , поскольку все их действия были предопределены.
Уничижительный термин
[ редактировать ]Ярлык «Джахмия» стал использоваться как оскорбление из-за его негативного подтекста. Например, Абу Ханифу и Мухаммада аль-Шайбани джахмитами. их оппоненты уничижительно назвали [18] Ибн Таймия присвоил этот термин ашари мутакаллимунам ( профессионалам в области калама ) своего времени. [19] Ибн Таймия обвинил ашаритов в принятии доктрин джахмии и вместо этого выступал за теологию, основанную на том, что он считал возвратом к взглядам салафов ас-Салихина (первых трех поколений мусульман). [20] В более поздние периоды ваххабиты также использовали этот термин как уничижительное указание на практикующих теологию Калама , чтобы оскорбительно предположить, что они, как и Джахм, отрицают атрибуты Бога. [21] В частности, это обвинение использовалось ранними ваххабитами против мусульман- маликитов , проживающих в восточной Аравии (иногда выделяемых как находившиеся в Дубае и Абу-Даби ), которые, по их мнению, интерпретировали некоторые атрибуты Бога в чисто метафорическом смысле. [21]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Гувер, Дж. (1 сентября 2004 г.). «Вечное творчество в совершенстве Бога: комментарий хадиса Ибн Таймии о сотворении Богом этого мира» . Журнал исламских исследований . 15 (3): 287–329. дои : 10.1093/jis/15.3.287 .
- ^ Бунзель 2023 , с. 100.
- ^ Перейти обратно: а б Сулейман 2024 , с. 40–41.
- ^ Бунзель 2023 , с. 95.
- ^ Хольцман 2016 , с. 566н27.
- ^ Кроун 2016 , с. 196–197.
- ^ Шок 2016 , с. 56.
- ^ Шок 2015 , с. 55.
- ^ Prozorov, S.M. (1991). al-Jahmiyya // Islam: Encyclopedic Dictionary . "Наука, " Глав. ред. восточной лит-ры. p. 64. ISBN 5-02-016941-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Моррис С. Сил Мусульманское богословие. Исследование происхождения со ссылкой на отцов церкви Грейт-Рассел-стрит, Лондон, 1964, с. 62
- ^ Перейти обратно: а б с Салем 2016 , с. 29–30.
- ^ админ (08.03.2021). «Кредо имама Бухари и саляфов, цитируемое в Хальк Аф'аль аль-Ибад - Даруль Тахкик» . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ «Их отрицание атрибутов Аллаха – Махаджа» . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ Шок 2015 , с. 56–58.
- ^ Мехреган 2017 , с. 1552–1553.
- ^ Макларен 2020 .
- ^ Ясир Кадхи (2005). Библиотека Нура, статьи Аль-Джахма бин Сафвана и их влияние на исламские секты .
- ^ Браун 2007 , с. 364.
- ^ Бунзель 2023 , с. 104.
- ^ Дэниел Лав Радикальный ислам и возрождение средневекового богословия Издательство Кембриджского университета, 29 февраля 2012 г., стр. 37
- ^ Перейти обратно: а б Бунзель 2023 , с. 299.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Джонатан (2007). Канонизация аль-Бухари и Муслима . Брилл.
- Бунцель, Коул (2023). Ваххабизм: история воинствующего исламского движения . Издательство Принстонского университета.
- Кроун, Патрисия (2016). «Аль-Джахих об Ашаб аль-Джахалат и Джахмийя» . Иранское восприятие ислама: нетрадиционалистские направления . Брилл. стр. 196–211.
- Гольцман, Ливнат (2016). «Обвиняемый в антропоморфизме: Михан Ибн Таймийи в отражении в книге Ибн Кайима аль-Джавзии аль-Кафия аш-Шафия» . Мусульманский мир . 106 (3): 561–587.
- Макларен, Эндрю Г. (2020). «Опровержение Джахмии Ибн Ханбалом: текстовая история» . Журнал Американского восточного общества . 140 (4): 901–926.
- Мехреган, Аббас (2017). «Ташбих (Антропоморфизм)». В Чакмаке, Сенап (ред.). Ислам: Всемирная энциклопедия . АВС-КЛИО.
- Салем, Ферьял (2016). Возникновение раннего суфийского благочестия и суннитской схоластики . Брилл.
- Шок, Корнелия (2016). «Джахм бин Сафван (ум. 128/745–6) и «Джахмия» и Хирар бин Амр (ум. 200/815)» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 55–80.
- Сулейман, Фарид (2024). Ибн Таймия и атрибуты Бога . Брилл.