Абу Якуб аль-Сиджистани
Абу Якуб аль-Сиджистани | |
---|---|
Заголовок | Главный даи Рея , Сиджистана и Хорасана |
Персональный | |
Умер | 971 |
Религия | Исмаилитский Шиит Ислам |
процветал | 930–971 гг. |
Известный | Введение неоплатонизма в исмаилитское богословие |
Старшая должность | |
Предшественник | Абу Хатим ар-Рази (Рай), Мухаммад ан-Насафи (Хурасан) |
Абу Якуб Исхак ибн Ахмад ас-Сиджистани ( араб . أبو يعقوب إسحاق بن أحمد السجستاني ) или ас-Сиджи ( السجزي миссионером X века, ) был персидским исмаилитским действовавшим в северных и восточноиранские земли. Его жизнь малоизвестна, но он был плодовитым писателем, сыгравшим решающую роль во внедрении неоплатонических идей в исмаилитское богословие.
Жизнь
[ редактировать ]Жизнь Аль-Сиджистани неизвестна. [1] поскольку упоминания о нем встречаются в основном изолированно во враждебных суннитских ересиологических трудах, тогда как исмаилитские источники обычно не сообщают о нем никаких подробностей. [2] Ему дали прозвище «хлопковое семя» ( арабское : хайшафудж , персидское : банба-дана ) в нескольких почти современных неисмаилитских произведениях, в которых он упоминается, но происхождение и значение этого слова неизвестны. [2] [3] Что можно почерпнуть из источников, так это то, что он был старшим миссионером ( даи ) в иранских землях восточного исламского мира. [2]
Низам аль-Мульк сообщает, что некий Исхак сменил Абу Хатима ар-Рази на посту главного даи в Рае после смерти последнего в 934 году, в то время как Ибн ан-Надим упоминает некоего Абу Якуба как главного даи в Рае в ок. 932–942 . Этот Абу Якуб также руководил миссионерским движением ( дава ) в Верхней Месопотамии и Ираке братья Абу Муслим и Абу Бакр ибн Хаммад в Мосуле и Ибн Нафис в Багдаде . , а его агентами были [1] [2] Вероятно, это был тот же человек, что и ас-Сиджистани, поскольку это согласуется с утверждением в одной из работ ас-Сиджистани о том, что он был в Ираке в 934 году. [2] Ранее ученые считали, что он был казнен вместе с Мухаммедом ан-Насафи в 943 году, но теперь это опровергнуто. [4] На самом деле он был преемником ан-Насафи как в качестве главного даи в Хорасане , так и в продолжении развития богословских идей ан-Насафи. [1] [2] Другие источники утверждают, что он действовал в Сиджистане (откуда его нисба ) как во время, так и после правления ан-Насафи. [1] [2]
Движение, которое он возглавлял, изначально не было связано с Фатимидским халифатом , но в какой-то момент, во время халифата аль-Муизза ли-Дина Аллаха ( годы правления 953–975 ), он признал Фатимидов законными имамами, и многие , спонсируемой Фатимидами его взгляды были подхвачены давой . [1] [2] По мнению Рашид ад-Дина Хамадани , ас-Сиджистани был казнен саффаридским эмиром Сиджистана Халафом ибн Ахмадом ( годы правления 964–1003 ). Произведение Аль-Сиджистани «Китаб аль-ифтиххар» было написано около 971 года, что является конечной точкой его казни. В предисловиях к двум другим его работам указано, что они были написаны во время правления фатимидского халифа аль-Хакима би-Амра Аллаха ( годы правления 996–1021 ), но, скорее всего, это более поздние вставки. [1] [2] Аль-Сиджистани умер в 971 году. [5]
Работает
[ редактировать ]Некоторые из работ ас-Сиджистани сохранились, поскольку они были скопированы и изучены общинами тайиби-исмаилитов в Йемене и Индии. Однако, поскольку они считаются «в высшей степени эзотерическими и ограниченными», современные ученые медленно изучают их и публикуют в критических изданиях. [6] Более того, как комментирует историк Пол Уокер, «поскольку они существуют сейчас, в некоторых случаях трудно определить первоначальную форму текстов», поскольку многие из них сохранились только в переводах или перефразированных резюме. [2] Некоторые работы известны только по названию или фрагментам, цитируются или цитируются в других работах. [2]
Кашф аль-Махджуб
[ редактировать ]Кашф аль-махджуб («Раскрытие сокрытого»), [7] [8] была первой работой ас-Сиджистани, ставшей доступной ученым. [9] Он сохранился только в персидском переводе или даже парафразе арабского оригинала, созданном в XI веке. [7] Он состоит из семи глав, каждая из которых разделена на семь частей. Целью работы является «раскрытие» божественного знания ( гнозис , ирфан ), и она касается концепций Единства Бога ( таухид ), стадий творения, природы пророчества и воскресения ( кияма ). [7] Судя по содержащимся в нем отрывкам, подтверждающим идею метемпсихоза , оно, вероятно, относится к раннему этапу карьеры ас-Сиджистани, до того, как он принял ортодоксальность Фатимидов. [10]
Отрывки из произведения были впервые опубликованы Махди Баяни в 1938 году ( Намуна-йи сухан-и фарси , Тегеран, Ширкат-и Чап-и Худкар). [7] Персидский текст был опубликован с французскими комментариями в 1949 году Анри Корбеном (Тегеран, Франко-Иранский институт и Париж, А. Мезоннёв). Корбин также опубликовал полный французский перевод в 1988 году под названием «Раскрытие скрытых вещей: Кашф аль-Маджуб, Исследования философии Исмаэлинна» (Лаграсс, Вердье). [7] Частичный английский перевод был опубликован Германом Ландольтом ( Кашф аль-махджуб, «Раскрытие скрытого» ) в книге С.Х. Насра и М. Аминразави (ред.), «Антология философии в Персии», том II (Оксфорд, Oxford University Press, 2001). . [7]
Итбат ан-Нубуат
[ редактировать ]Итбат ан-нубуат или ан-нубувват («Доказательства пророчеств»). [7] [8] В семи разделах аль-Сиджистани «приводит множество доказательств необходимости пророчества ( нубувва ), а также объясняет различные пророческие эпохи». [7] По словам Пола Уокера, на нем видны следы более позднего редактирования. [2] и во всех доступных рукописях отсутствуют последние два раздела. [11]
Работа была опубликована на арабском языке в 1966 году Арифом Тамиром (Бейрут, аль-Матбаа аль-Катуликия). [7] По словам Уокера, это издание «содержит ошибки, неверные прочтения, страницы не в порядке и посторонние отрывки». [11]
Китаб аль-Ифтихар
[ редактировать ]Китаб аль-ифтихар («Книга хвастовства») [9] вероятно, последняя из работ ас-Сиджистани, написанная около 971 года. [7] Как следует из названия, это «поразительно полемическая и поразительно оборонительная и апологетическая» работа; Уокер описывает это как «чрезвычайно откровенное признание различий между ним и исмаилитским дава , с одной стороны, и интеллектуальным, религиозным миром вокруг него, с другой». [12] По мнению Уокера, это, пожалуй, «[лучшее] место для поиска определения [исмаилитского шиизма] в его проявлении четвертого/десятого века», [12] в то время как Фархад Дафтари отмечает, что он «представляет собой краткое изложение доктрины исмаилитов и сохраняет остатки мифологической космологии, пропагандируемой ранними исмаилитами, включая духовных существ, называемых джадд , фатх и хаял, которые были посредниками между духовным и физическим мирами». [13]
Работа была впервые частично опубликована Мустафой Галибом в 1980 году (Бейрут, Дар-эль-Андалус). [7] но «страдает неточностями и серьезными упущениями». [11] В 2000 году вышло «окончательное» издание. [11] с английским комментарием был опубликован Исмаилом К. Пунавалой (Бейрут, Дар аль-Гарб аль-Ислами). [7]
Аль-Янаби
[ редактировать ]Китаб аль-Янаби [аль-хикма] («Книга источников/источников [мудрости]»), [14] XI века был написан около 961 года и подробно перефразирован даи Насиром Хусравом в его собственном «Хван аль-ихван» . [15] Работа представляет собой сборник трактатов примерно на сорок тем или «источников». [15] По словам Дафтари, основная тема работы - «источники человеческого знания и духовной жизни в каждую эпоху религиозной истории». [15] в то время как Уокер подчеркивает, что «части этой работы носят чисто неоплатонический характер по тону и содержанию учений; другие разделы приводят эти концепции в соответствие с шиитской интерпретацией религиозного знания автора и его распространителей». [14]
Работа была впервые опубликована в критическом издании с частичным французским переводом ( Le livre des source Генри Корбина 1961 года ) в «Трилогии Исмаилиен» (Тегеран, отдел иранологии Франко-Иранского института и Париж, А. Мезоннёв). [15] [11] Арабское издание было опубликовано Мустафой Галибом в 1965 году (Бейрут, аль-Мактаб аль-Тиджари), а английский перевод Полом Уокером в 1994 году как часть книги « Источники мудрости: исследование книги Абу Якуба ас-Сиджистани Китаб аль-Янаби». (Солт-Лейк-Сити, Университет Юты Press). [15]
Аль-Макалид
[ редактировать ]Китаб аль-Макалид («Книга ключей»), [2] включает семьдесят глав. [11] По словам Уокера, она имеет исключительное значение, поскольку является «относительно поздней и, во всяком случае, наиболее полной» из работ ас-Сиджистани, но остается неопубликованной. [16]
Ан-Нусра
[ редактировать ]« Китаб ан-Нусра» («Книга поддержки/защиты») больше не сохранилась, за исключением обширных цитат в ад-Дина аль-Кирмани » Хамида «Китаб ар-рияд . [17] Эта работа является одним из ранних произведений ас-Сиджистани, составленным в защиту его предшественника и учителя Мухаммада ан-Насафи против обвинений в антиномизме со стороны Абу Хатима Ахмада ибн Хамдана ар-Рази . [18] [19]
Суллам ан-Наджат
[ редактировать ]Суллам ан-наджат («Лестница спасения») сохранилась лишь в неполной форме. [20] В нем ас-Сиджистани дает краткое изложение учения исмаилитов ( мазхаба ). По словам Уокера, их можно резюмировать как «веру в Бога, Его ангелов, Его книги, Его посланников, последний день, спасение после смерти, рай и адский огонь». [12]
Его арабский текст был опубликован Мухтади Мустафой Галибом в 2002 году (Саламия, Дар аль-Гадир). [15] Английский перевод является частью докторской диссертации М. Алибхая 1983 года ( «Абу Якуб аль-Сиджистани и Китаб Суллам ан-Наджат: исследование исламского неоплатонизма» , Гарвардский университет). [11]
Послания
[ редактировать ]Послание «Рисалат тухфат аль-мустаджибин», разъясняющее доктрину исмаилитов, было опубликовано Арифом Тамиром в «Хамс расаил исмаилийя» и с тех пор переиздавалось в «аль-Машрике» Тамира в марте/апреле 1967 года, а также в «Талат расаил исмаилийя» . [21]
Послание аль-Рисала аль-бахира фил-маад было опубликовано Бустаном Хирджи в 1992 году ( Тахкикат-и Ислами , том 7) с переводом на персидский язык Абдаллой Нурани. Англоязычный перевод был опубликован в рамках докторской диссертации Б. Хирджи «Исследование аль-Рисалы аль-Бахиры» (Университет Макгилла, 1994). [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Листы 2007 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Уокер 1983 .
- ^ Дафтари 2007 , с. 154.
- ^ Стерн 1960 , с. 160.
- ^ Армстронг, Карен (9 августа 1994 г.). История Бога: 4000-летние поиски иудаизма, христианства и ислама . Издательская группа Random House. п. 179. ИСБН 978-0-345-38456-0 .
- ^ Уокер 2014 , с. 255.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Листы 2004 , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер 1993 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер 2014 , с. 256.
- ^ Уокер 1993 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Уокер 1993 , с. 190.
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер 1993 , с. 23.
- ^ Дафтари 2004 , стр. 153–154.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер 1993 , с. 22.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Листы 2004 , с. 154.
- ^ Уокер 1993 , стр. 23, 150, 190.
- ^ Уокер 1993 , стр. 20–21.
- ^ Уокер 1993 , стр. 21, 60–63.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 225–227.
- ^ Уокер 1993 , стр. 22, 190.
- ^ Дафтари 2004 , с. 155.
Источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (2004). Исмаилитская литература: библиография источников и исследований . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-0-8577-1386-5 .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Стерн, С.М. (1960). «Абу Якуб Исхак б. Ахмад ас-Сидджзи» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис, Б. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 160. OCLC 495469456 .
- Стерн, С.М. (1960). «Ранние исмаилитские миссионеры в Северо-Западной Персии, а также в Хорасане и Трансоксании». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 23 (1): 56–90. дои : 10.1017/s0041977x00148992 . S2CID 162532568 .
- Уокер, Пол Эрнест (1983). «АБУ ЯКУБ СЕЙЕСТАНИ» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том I/4: Абу Мансур Херави – Адат . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 396–398. ISBN 978-0-71009-093-5 .
- Уокер, Пол Эрнест (1993). Ранний философский шиизм: исмаилитский неоплатонизм Абу Якуба ас-Сиджистани . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-44129-3 .
- Уокер, Пол Эрнест (2014). «Сиджистани, Абу Якуб аль-» . В Калине, Ибрагим (ред.). Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 255–257. ISBN 978-0-19-981257-8 .