Jump to content

Кияс

В исламской юриспруденции кийас ( араб . قياس , qiyas [ qɪˈjæːs] , букв. « аналогия » ) — это процесс дедуктивной аналогии , в котором учения хадиса сравниваются и противопоставляются учениям Корана , чтобы применить известную юриспруденцию. судебный запрет ( насс ) на новые обстоятельства и создайте новый судебный запрет. Здесь постановления Сунны и Корана могут быть использованы как средство решения или ответа на новую проблему, которая может возникнуть. Однако это происходит только при условии, что сложившийся прецедент или парадигма и возникшая новая проблема будут иметь общие действующие причины ( عِلّة , ʿillah ). Илла – это особый набор обстоятельств, которые приводят в действие определенный закон . Примером использования кийаса является случай запрета на продажу или покупку товаров после последнего призыва к пятничной молитве до окончания молитвы, изложенной в Коране 62:9 . По аналогии этот запрет распространяется на другие операции и виды деятельности, такие как сельскохозяйственные работы и управление. [1] Среди мусульман-суннитов кийас был принят в качестве вторичного источника закона шариата наряду с иджма после основных источников Корана и Сунны.

Суннитские интерпретации

[ редактировать ]

Поздняя и современная суннитская юриспруденция рассматривает аналогичный разум как вторичный источник исламского закона наряду с обязательным консенсусом , следующим Корану и пророческой традиции. Хотя мусульманские ученые более позднего периода традиционно утверждали, что аналогия существовала в исламской юриспруденции с момента зарождения их религии, [2] Современные ученые обычно указывают на мусульманского ученого Абу Ханифу как на первого, кто включил аналогичный разум в качестве вторичного источника права. [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] С момента своего создания аналогический разум был предметом обширных исследований как в отношении его должного места в исламском праве, так и в отношении его правильного применения.

Действительность как источник права

[ редактировать ]

Среди суннитских традиций до сих пор существует ряд взглядов на обоснованность аналогии как метода юриспруденции. Имам Бухари , Ахмад ибн Ханбал и Дауд аз-Захири , например, категорически отвергли использование аргументов по аналогии, утверждая, что полагаться на личное мнение при законотворчестве означало бы, что каждый человек в конечном итоге сформирует свои собственные субъективные выводы. [11] [5] [12] Бернард Г. Вайс , один из сегодняшних ведущих экспертов по исламскому праву и философии , объясняет, что, хотя аналогичный разум был принят в качестве четвертого источника права последующими поколениями, его обоснованность не была предрешена среди ранних мусульманских юристов. [13] Таким образом, хотя его статус четвертого источника права был принят большинством более поздних и современных мусульманских юристов, на момент зарождения мусульманской юриспруденции как области дело обстояло иначе.

Противодействие киясу возникло с разных сторон. Профессор Валид б. Ибрагим аль-Уджаджи из Исламского университета имама Мухаммада ибн Сауда объясняет, что противодействие киясу исходит с нескольких точек зрения: [2]

Некоторые из них утверждали, что кийас противоречит разуму. Один из аргументов, приведенных в этом свете, заключался в следующем: «Углубление этого метода само по себе интеллектуально отвратительно». Другой аргумент заключался в следующем: «Исламские правовые нормы основаны на благополучии человека, и никто не знает человеческого благополучия, кроме Того, кто дал нам священный закон. Поэтому единственный способ познать священный закон — это откровение». Другие ученые говорили, что кийас не противоречит разуму, а запрещен самим священным законом.

Скотт Лукас, упоминая Ахмада Даллала позицию в отношении салафизма, заявляет, что Даллал:

... заявил, что салафизм «лучше понимать как метод мышления или подход к авторитетным источникам, чем как отдельную школу мысли», которая включает в себя возвышение Корана и достоверных хадисов за счет мнений, приписываемых им. эпонимы четырех суннитских школ и отказ (или резкое ограничение) кияса. [14]

Имам Бухари

[ редактировать ]

Имам Бухари придерживался отрицательной позиции по отношению к кийасу, поскольку придерживался взглядов, совпадающих с захирисами своего времени. [15] Скотт Лукас утверждает, что отказ Бухари от кияса был помещен в контекст того, что Бухари считал недействительными методами иджтихада, которые включали религиозные нововведения (бида), рай и тамтиль. [ нужна ссылка ]

Лукас также указывает на распространенные ошибки, которые допускают другие ученые при анализе позиции Бухари по вопросу кияса. Самым большим источником путаницы для ученых является тот факт, что, отвергая кияс, Бухари принимает идею ташбиха (сравнения), которая кажется похожей на аналогию. [16] Однако это не так, поскольку ташбих — это сравнение, используемое для объяснения (например, метафора), тогда как кийас применяет конкретное юридическое решение к другому случаю.

Бухари также известен своей критикой тех, кто говорит, что Пророк использовал кийас, и он посвятил этой теме раздел своего «Сахиха». Бухари утверждает:

Если Пророка спрашивали о чем-то, о чем он не получил откровения, он либо отвечал: «Я не знаю», либо не отвечал, пока не получил откровение. он не [ответил] посредством рай или кийас, согласно аяту [Корана]: «…в соответствии с тем, что показал вам Бог» (4:105). [17] [18]

Ахмад ибн Ханбал

[ редактировать ]

По поводу взглядов Ахмада Кристофер Мельхерт заявляет: «Ахмад и его коллеги-традиционалисты девятого века категорически осудили ханафитское осуществление кияса…» [19] По сравнению с резко негативной позицией Дауда аз-Захири по отношению к киясу, Мельхерт также заявляет, что «Ахмада ибн Ханбала можно также цитировать, как мы видели, в полном неприятии рай (мнения) и кияса (аналогии)». [20]

Цитируются слова Ахмада ибн Ханбала: «В Сунне нет кияса, и примеры для него не приводятся». [21] [22] [23]

Поддержка его действительности

[ редактировать ]

Ранняя поддержка обоснованности аналогичного разума в юриспруденции исходила от Абу Ханифы и его ученика Абу Юсуфа . [11] Аш-Шафии также был сторонником рассуждений по аналогии, хотя его использование было реже, чем у Абу Ханифы. [5]

Принятие аналогичного разума постепенно росло в мусульманском мире. Поскольку маликитские и ханбалитские школы в конечном итоге получили полное признание, как это уже сделали ханафиты и шафииты, подавляющее большинство суннитских юристов, начиная с позднего периода, подтвердили его обоснованность. [7] Японский исламовед Кодзиро Накамура определил ортодоксальные суннитские школы с точки зрения их окончательного принятия аналогии в порядке убывания этого принятия: ханафиты, маликиты, шафииты, ханбалиты и захириты. [10] Была проведена большая работа над деталями правильной аналогии, при этом такие крупные фигуры, как Аль-Касталлани , Аль-Бакиллани , Аль-Джувайни и аль-Амиди из шафиитской школы и Ибн Абидин из ханафитской школы, предоставили правила и рекомендации, которые до сих пор используются. по сей день.

Приложение как источник права

[ редактировать ]

Ученый-суннит Багави дал общепринятое определение аналогии в исламском праве: рассуждение по аналогии — это знание, с помощью которого человек изучает метод вывода правил из Корана и пророческой традиции. В этом случае вышеупомянутое постановление еще не должно быть очевидным в Коране, пророческой традиции или консенсусе. Если в силу ясности постановления Корана и пророческой традиции нет никакого происхождения, то такой человек по определению не является муджтахидом.

Для того, чтобы кийас мог использоваться в исламском праве, необходимы три вещи. Во-первых, должен возникнуть новый случай, по которому Коран и Сунна Пророка не дают четкого решения. Во-вторых, должен быть первоначальный случай, который был решен с использованием хукма , или постановления, из Корана, Сунны или процесса иджмы . В-третьих, должно быть общее illa , или рассуждение, которое одинаково применимо к обоим случаям. Эти три условия позволяют хукм по новому делу на основе аналогичной связи с рассуждениями из первоначального дела. составить [24]

Шиитские интерпретации

[ редактировать ]

В отличие от суннитов -ханбалитов и захиритов , шииты полностью отвергли как чистый разум, так и аналогичный разум из-за множества точек зрения, которые могут возникнуть из него, рассматривая оба метода как субъективные. [5] Существуют различные случаи, когда Коран не одобряет расхождения во взглядах, например следующие:

Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не спорьте друг с другом, иначе вы будете разочарованы и ослаблены. Продолжайте! Воистину, Аллах с теми, кто терпелив.

Двенадцать шиитов

[ редактировать ]

В шиитской правовой традиции двунадесятников четвертым источником выработки правовых принципов является не кияс, а скорее интеллект « Акл » . Шииты-двунадесятники считают улемов (ученых) авторитетами в юридических и религиозных вопросах во время затмения ( гайба ) Имама Махди . До возвращения скрытого имама обязанность улемов быть его заместителями и руководить мирскими делами. В современных интерпретациях двунадесятного шиизма наиболее почитаемые и образованные ученые представлены как образцы для подражания ( марджа таклид ). Эта система выведения правовых принципов эффективно заменяет как суннитское понятие консенсуса (иджма), так и дедуктивную аналогию (кияс). [25]

Соответственно, в главе «Знание сборника пророческих традиций Двенадцати» «Китаб аль-Кафи » можно найти множество традиций, цитируемых от имамов, которые запрещают использование кияса , например:

Имам (а) сказал: «Мой отец передал от моего прапрапрапрадеда, святого Пророка (са), который сказал: «Те, кто действует на основе аналогии, столкнутся со своим уничтожением и приведут других к их уничтожению». . Те, кто дает фетвы, не зная об их отмене и об отмене, ясном тексте и том, что требует интерпретации, столкнутся с разрушением и приведут других к их уничтожению». [26]

Исмаилиты-шииты

[ редактировать ]

Среди наиболее известных мыслителей -исмаилитов Бу Исхак Кухистани считал понятие субъективного мнения (кияс) полностью противоречащим исламскому понятию таухид (единство), поскольку оно в конечном итоге приводило к бесчисленным расходящимся выводам, кроме того, те, кто применял дедуктивную аналогию, полагались на на немногим большем, чем на их несовершенном индивидуальном интеллекте. По мнению Бу Исхака, в каждую эпоху должен быть высший разум, каким был Мухаммед в свое время. Без этого любому обычному человеку было бы невозможно достичь познания Божественного, используя простые предположения. Высшим разумом, рассуждал он, не может быть никто иной, как Имам эпохи. [27]

Бу Исхак Кухистани сослался на коранический рассказ об Адаме и Еве, чтобы поддержать свой аргумент в пользу необходимости совершенного учителя, который мог бы дать духовное назидание (та'лим) вместо того, что, по его мнению, было субъективными прихотями и своенравными личными мнениями (ра'й ). Комментируя основополагающее повествование Корана, Бу Исхак объясняет, что когда Бог научил Адама именам всех вещей, Адаму было приказано учить ангелов, как в суре 2 ( «Аль-Бакара» ), аят 33. [28] Таким образом, духовное наставление коренится в самом Коране, однако сатана в своем высокомерии отказался склониться перед Адамом. Вместо этого он возразил: «Я лучше, чем он. Ты создал меня из огня, а его из глины». Таким образом, первым, кто применил дедуктивную аналогию, был не кто иной, как сам сатана, рассуждая и бросая вызов повелению Бога пасть ниц. Именно по этой причине сатана был наказан навечно и впал в немилость до последнего дня. [29] Таким образом, в исмаилитской мысли истина заключалась не в субъективном мнении (рай) и аналогии (кийас), а, скорее, в учении носителя истины (мухикк), то есть имама того времени. Таким образом, верховный учитель существует во все времена, чтобы несовершенные человеческие интеллекты могли ему подчиниться (таслим), как провозглашается в божественном велении:

Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу веру, завершил Мою милость к вам и выбрал ислам как ваш путь.

Мутазилитские интерпретации

[ редактировать ]

Будучи в первую очередь школой богословия, а не юриспруденции, мутазилиты обычно не занимали независимых позиций по таким вопросам. Большинство мутазилитов, несмотря на то, что они представляли собой отдельную секту как от суннитского, так и от шиитского ислама, по-прежнему предпочитали юридическую школу Абу Ханифы , а меньшинство придерживалось аш-Шафии взглядов . Это привело к странному сочетанию мутазилитов по вероисповеданию и суннитов по юриспруденции, и, следовательно, большая часть мутазилитов приняла аналогический разум в дополнение к чистому разуму. [30]

Ученый-мутазилит Абуль Хусейн аль-Басри , внесший значительный вклад в раннюю мусульманскую юриспруденцию, сказал, что для того, чтобы юрист мог рассуждать по аналогии, он должен обладать глубоким знанием правил и процедур, которые позволяют применять открытые знания. закон в беспрецедентном случае, в дополнение к базовым знаниям Корана и пророческой традиции.

Не все мутазилиты следовали суннитской юриспруденции. Аль-Наззам , в частности, полностью отрицал обоснованность аналогичного разума, предпочитая вместо этого полагаться на чистый разум.

Кияс и инквизиция ( Михна )

[ редактировать ]

Происходившая в середине 9 века инквизиция, инициированная мутазилитским халифом аль -Мамуном , обеспечила преследование многих учёных, не согласных с рационалистическими взглядами халифа. Самым известным из этих преследуемых ученых является Ахмад ибн Ханбал, который придерживался мнения, что Коран не был создан, а вечен.

Ваэль Халлак утверждает, что Михна касалась не только того, был ли создан Коран или нет. Вопросы рай, кийас и рационализм были представлены в рамках инквизиции, и Халлак утверждает: «Михна, таким образом, довела до кульминации борьбу между двумя противоположными движениями: традиционалистами, дело которых, как считалось, отстаивал Ибн Ханбал; и рационалисты во главе с халифами и мутазилитами, среди которых было много ханафитов». [31]

Кристофер Мельхерт аналогичным образом утверждает, что Михна продемонстрировала связь между ханафитами Багдада, которые были связаны с интенсивным использованием кийаса, и мутазилитами. [32]

Исторические дебаты

[ редактировать ]

До средневековья велись логические дебаты среди исламских логиков , философов и богословов о том, относится ли термин кияс к рассуждению по аналогии, индуктивному рассуждению или категорическому силлогизму . Некоторые исламские ученые утверждали, что кияс относится к индуктивному рассуждению, с чем не согласился Ибн Хазм (994–1064), утверждая, что кийас не относится к индуктивному рассуждению, а относится к категорическому силлогизму в реальном смысле и к рассуждениям по аналогии в метафорическом смысле. С другой стороны, аль-Газали (1058–1111) и Ибн Кудама аль-Макдиси (1147–1223) утверждали, что кияс относится к рассуждениям по аналогии в реальном смысле и к категорическому силлогизму в метафорическом смысле. Однако другие исламские ученые того времени утверждали, что термин «кияс» относится как к рассуждениям по аналогии, так и к категорическому силлогизму в реальном смысле. [33]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Усул Фикх: ПРАВИЛО КИЯСА: ЕГО ЗНАЧЕНИЕ, ОБОСНОВАНИЕ, ВИДЫ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ, ВОЗМОЖНОСТЬ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ» . Исламская юриспруденция - Сборник статей по исламской юриспруденции II, LLM - Управление исламским правом, Международный исламский университет Малайзии. сессия 2007/2008 гг. 10 февраля 2008 года . Проверено 8 сентября 2015 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б аль-Уджаджи, Валид б. Ибрагим (29 апреля 2011 г.). «Кияс в исламском праве – краткое введение» . Альфала Консалтинг .
  3. ^ Леви, Рубен (1931–1933). Введение в социологию ислама . Лондон: Уильямс и Норгейт. стр. 236–237.
  4. ^ Али 2002 , с. 280.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Моаддел, Мансур (2005). Исламский модернизм, национализм и фундаментализм: эпизод и дискурс . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 32.
  6. ^ Ходкинсон, Кейт (1984). Мусульманское семейное право: справочник . Бекенхэм: Крум Шлем. п. 39.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рамадан, Хишам, изд. (2006). Понимание исламского права: от классического к современному . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд . п. 18.
  8. ^ Редеррер, Кристофер; Мёллендорф, Даррел (2007). Юриспруденция . Лэнсдаун: Джута и компания. п. 471.
  9. ^ Агнидес, Николас (2005). Исламские теории финансов . Нью-Джерси: Горгиас Пресс. п. 69.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Накамура, Кодзиро (1974). «Критика Ибн Мады арабских грамматистов». Ориент . 10 : 89–113. дои : 10.5356/orient1960.10.89 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Али 2002 , с. 281.
  12. ^ Лукас 2006 , с. 292.
  13. ^ Вайс, Бернард Г. (1992). В поисках закона Божьего: исламская юриспруденция в трудах Сайф ад-Дина аль-Амиди . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. п. 633.
  14. ^ Лукас 2006 , с. 310.
  15. ^ Лукас 2006 , с. 290.
  16. ^ Лукас 2006 , стр. 307–309.
  17. ^ Ибн Хаджр. Фейт аль-Бари . 15:263. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) [ нужна полная цитата ]
  18. ^ Лукас 2006 , с. 303.
  19. ^ Мельхерт 1997 , с. 47.
  20. ^ Мельхерт 1997 , с. 329.
  21. ^ Ибн Аби Яла. 1:241. {{cite book}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь ) CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  22. ^ аль-Барбахари. Шарх К. аль-Сунна . 2:19. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) [ нужна полная цитата ]
  23. ^ Мельхерт 1997 , с. 38.
  24. ^ Эспозито, Дж., изд. (2009). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780195305135.001.0001 . ISBN  978-0-19-530513-5 . {{cite encyclopedia}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  25. ^ Эльхадж, Эли (2007). Исламский щит: арабское сопротивление демократическим и религиозным реформам . Бока-Ратон: Brown Walker Press . п. 48.
  26. ^ «Запрет говорить без знания» .
  27. ^ Вирани 2007 , с. 149.
  28. ^ Коран 2:33
  29. ^ Вирани 2007 , с. 152.
  30. ^ Кечичян, Джозеф А. (20 декабря 2012 г.). «Собственный разум» . Новости Персидского залива .
  31. ^ Халлак, Ваэль Б. (2005). Истоки и эволюция исламского права . п. 125.
  32. ^ Мельчерт, Кристофер (1996). «Религиозная политика халифов от аль-Мутаваккиля до аль-Муктадира, 232–295 гг. Хиджры / 847–908 гг. Н.э.». Исламское право и общество . 3 (3): 324. дои : 10.1163/1568519962599069 .
  33. ^ Холл, Ваэль Б. (1993). Холл, Ваэль Б. (ред.). Ибн Таймия против греческих логиков Издательство Оксфордского университета . п. 48. дои : 10.1093/acprof:bear/9780198240433.001.0001 . ISBN  0-19-824043-0 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Али, Чираг (2002). Курцман, Чарльз (ред.). Предлагаемые политические, правовые и социальные реформы. Взято из «Модернистского ислама 1840-1940: Справочник» . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Лукас, Скотт С. (2006). «Правовые принципы Мухаммада Б. Исмаила аль-Бухари и их связь с классическим салафитским исламом». Исламское право и общество . 13 (3): 289–324. дои : 10.1163/156851906778946341 .
  • Мельхерт, Кристофер (1997). Формирование суннитских юридических школ, 9-10 вв. н.э.
  • Вирани, Шафик (2007). Исмаилиты в средние века: история выживания, поиск спасения . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 94c55b850a3012a46333bfbff9848fcd__1719446100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/cd/94c55b850a3012a46333bfbff9848fcd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Qiyas - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)