Саид Коми
Саид Коми (سعید قمی, 1639–1691) был иранским шиитским философом, тесно связанным со школой Кум. Кази родился в 1639 году и получил начальное образование в Куме, а затем работал судьей в этом регионе, получив титул Кази Саид. Его отец, ученый, передал ему знания в области медицины и философии. Примечательно, что Кази раскритиковал теорию субстанционального движения, часто приписываемую Мулле Садре.
Кази продолжил свое образование в Исфахане, обучаясь у таких выдающихся ученых, как Раджаб Али Тебризи , Мухсен Фейз и Абд ар-Раззак Лахиджи . Под влиянием своего учителя Раджаба Али он составил персидский трактат « Калид-и бихишт» («Ключ от рая»), исследуя теорию двусмысленности бытия. Впоследствии он приступил к комментированию сорока хадисов, дойдя до двадцать восьмого хадиса, прежде чем завершить его. На более поздних этапах своего академического пути Кази написал комментарий к аль-Таухиду аль -Шейха аль-Садука .
Кази Саид Коми был сторонником мистического монотеизма, находившимся под глубоким влиянием учения Мохиуддина Араби. В его работах подчеркивалось врожденное уничтожение, концепция, соответствующая суфийской мысли, и он объединял мистицизм с философией и шариатом. Кази защищал мистические основы монотеизма и критиковал предполагаемые отклонения в философии Муллы Садры. Примечательно, что он обвинил Садру в том, что он иногда не мог выразить истину монотеизма - точку зрения, совпадающую с мнениями мистиков.
Кази провел свои последние годы в Аламауте, занимая видную должность в Куме, и умер 18-го числа месяца Рамазан в 1691 году.
Философские взгляды
[ редактировать ]Философскую точку зрения Кази Саида Коми можно резюмировать следующим образом:
Влияние Мохиуддина Араби: Кази находился под глубоким влиянием Мохиуддина Араби, часто цитируя и придерживаясь слов Араби в защиту своих шиитских убеждений. Он считал Мохиуддина Араби «шейхом Мохиуддином, да будет доволен им Бог» и яростно защищал свои мистические монотеистические идеи.
Критика Муллы Садры: Кази раскритиковал философию Муллы Садры, особенно теорию существенного движения Садры. Он обвинял Садру в периодической неспособности выразить истину монотеизма, присоединяясь к мнениям мистиков.
Защита мистического монотеизма: Кази защищал мистические основы монотеизма и подчеркивал концепцию врожденного уничтожения. Его произведения были полны выражения чистого мистического монотеизма, а отклонения от этого пути он считал, как он воспринимал в некоторых идеях Садры, влекущими за собой ширк (соотнесение партнеров с Богом) и неверие.
Интеграция мистицизма с философией и шариатом: Кази органично интегрировал мистицизм с философией и шариатом в своих работах. Он верил в существующую словесную общность и в идею «сущность предшествует существованию», которую поддерживали Авиценна и иллюминация, но отвергал свободные и необоснованные интерпретации, выступая за истинное понимание мистических концепций.
Примечания
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- Корбин, Генри (1993) [1964]. История исламской философии, перевод Лиадана Шеррарда, Филипа Шеррарда . Лондон; Кеган Пол Интернэшнл совместно с Исламскими публикациями Института исмаилитских исследований. ISBN 0-7103-0416-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аавани, Н. (2022). Кади Саид Кумми. В Энциклопедии философии религии (ред. К. Талиаферро и С. Гетц). https://doi.org/10.1002/9781119009924.eopr0321