Jump to content

Консенсус

Иджма' ( арабский : консенсус , латинизированный : ijmāʿ , букв. 'консенсус', IPA: [ʔid͡ʒ.maːʕ] ) — арабский термин, обозначающий консенсус или согласие исламского сообщества по какому-либо вопросу исламского права . Мусульмане- сунниты считают иджму одним из второстепенных источников шариата после Корана и Сунны .Различные школы исламской юриспруденции не пришли к единому мнению о том, какая именно группа должна представлять мусульманскую общину при достижении консенсуса. [1] Некоторые считают, что это должны быть только сахабы (первое поколение мусульман); другие - консенсус салафов ( первых трех поколений мусульман); или консенсус исламских юристов , [2] : 472  юристы и ученые мусульманского мира, т.е. научный консенсус; или консенсус всего мусульманского мира, как ученых, так и мирян. Противоположность иджмы (т.е. отсутствия согласия по какому-либо вопросу исламского права) называется ихтилаф .

Доказательство действительности иджмы

[ редактировать ]

В Коране

[ редактировать ]

Однажды к Имаму Аш-Шафии подошел старик и спросил его о доказательстве иджма из Корана. Имам аш-Шафии забрал вопрос домой и начал трижды читать весь Коран. При третьем чтении он наткнулся на стих из суры Ан-Ниса ( 4:115 ).

«А тех, кто бросает вызов Посланнику после того, как им стал ясен прямой путь, и следует по пути, отличному от пути верующих, Мы позволим им следовать тому, что они выбрали, а затем сожжем их в аду — какой злой конец!»

в котором упоминается слово «Сабилил Муминин» («Путь верующих»). Имам аш-Шафии рассказал этому человеку, что этот аят является доказательством иджма из Корана, и старик был удовлетворен. Еще одно доказательство иджма из Корана находится в суре Лукман ( 31:15 ), в которой Аллах упоминает

«и следуй путем тех, кто обращается ко Мне с преданностью»

Другое доказательство иджма в Коране находится в суре Ниса ( 4:83 ), в которой Аллах упоминает

«И когда они слышат новости о безопасности или страхе,1 они предают это гласности. Если бы они передали это Посланнику или своим властям, те, у кого есть здравый смысл среди них, подтвердили бы это. Если бы не милость и милость Аллаха, вы бы последовали за сатаной, за исключением немногих».

Некоторые ученые придерживаются мнения, что аяты 1:6 и 1:7 суры «Аль-Фатиха» , которые мусульмане читают не менее 17 раз в день (в своем 5- дневном намазе ), также являются косвенной поддержкой иджма.

В хадисах (высказываниях Пророка)

[ редактировать ]

Хадис в Мухаммеда , котором говорится: «Аллах позаботится о том, чтобы моя умма никогда не вступала в массовый сговор из-за ошибки» [3] были упомянуты в книгах Тирмизи , Ибн Маджи , Мусны Ахмада и Дарими . Это часто цитируется как основное доказательство иджма из хадиса с суннитской точки зрения.

Подобные хадисы также часто приводятся в качестве доказательства действительности иджмы.

Использование

[ редактировать ]

суннитский взгляд

[ редактировать ]

Ученые-сунниты утверждали, что природа человеческого общества такова, что сообщество не может ошибочно согласиться с тем, что было сделано заявление, и, кроме того, что консенсус уммы о ее неспособности согласиться с ошибкой сам по себе подтверждает подлинность этого хадиса. [4] Мусульмане- сунниты и ученые считают иджму одним из второстепенных источников закона шариата , сразу после божественного откровения Корана и пророческой практики, известной как Сунна . Таким образом, позиция большинства всегда должна приниматься во внимание, когда вопрос не может быть заключен на основании Корана или хадисов.

Существуют разные взгляды на то, кого считать частью этого консенсуса: «нужен ли консенсус только между учеными определенной школы, или законниками, или законниками ранней эпохи, или сподвижниками, или учеными в целом, или вся мусульманская община». [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Малик ибн Анас придерживался мнения, что религиозно обязательный консенсус был только консенсусом сподвижников Мухаммеда и прямых преемников этих сподвижников в городе Медина . [11]

По словам иракского академика Маджида Хаддури , аш-Шафии придерживался мнения, что религиозно обязательный консенсус должен охватывать всю мусульманскую общину во всех частях мира, как религиозно образованных людей, так и мирян. [12] [13] Таким образом, если бы хотя бы один человек из миллионов придерживался иной точки зрения, консенсус не был бы достигнут. Пытаясь определить консенсус в форме, которая с большей вероятностью когда-либо могла бы возникнуть, аль-Газали расширил определение аш-Шафии, определяя консенсус как включающий всю мусульманскую общину в отношении религиозных принципов и ограничивая его значение только религиозно образован в отношении мелких деталей. [14]

Абу Ханифа , Ахмад ибн Ханбал и Дауд аз-Захири , с другой стороны, считали, что этот консенсус включает только сподвижников Мухаммеда, исключая все последующие поколения в Медине и других местах. [15] [16]

Взгляды внутри суннитского ислама в последующих поколениях разошлись еще дальше: Абу Бакр аль-Джассас, ханафитский ученый, определил даже точку зрения простого большинства как представляющую собой консенсус, а Ибн Таймия ограничил консенсус только взглядами религиозно образованных людей. [16] Позиция Мухаммада ибн Джарира ат-Табари была не совсем ясной, поскольку современные ученые приписывают ему как точку зрения, согласно которой консенсус означает простое большинство, так и точку зрения, согласно которой консенсус означает простое большинство, [16] и что это означает только согласие сподвижников Мухаммеда. [17]

По словам Ахмада Хасана, точка зрения большинства разделяется между двумя возможными вариантами: религиозно обязательный консенсус — это консенсус всей мусульманской общины, или что религиозно обязательный консенсус — это просто консенсус религиозно образованных людей. [18] Названия двух видов консенсуса:

  • иджма аль-умма – консенсус всего сообщества.
  • иджма аль-айма – консенсус религиозных авторитетов. [19]

Шиитский взгляд

[ редактировать ]

Первоначально для шиитов авторитет имамов сделал консенсус неактуальным. С развитием сектантских сообществ имамитского шиитского ислама вопрос руководства и толкования между различными улемами стал проблемой, однако важность иджмы так и не достигла того уровня и уверенности, которые она имела в суннитском исламе . Позже, со времен Сефевидов и с созданием школы Усули на рубеже XIX века, авторитет живого муджтахида признается, однако он умирает вместе с ним. Для шиитов статус иджмы неоднозначен. [20]

Мутазилитский вид

[ редактировать ]

Секта мутазилитов не считает консенсус действительным источником права, в первую очередь из-за своей рационалистической критики первого поколения мусульман, которых мутазилиты считали обладателями дефектных личностей и интеллекта. [21] Шиитские теологи Аль-Шейх Аль-Муфид и Шариф аль-Муртаза мутазилитского богослова Наззама держали в руках книгу «Китаб ан-Накт» , в которой его ученик Аль-Джахиз сообщает, что по этой причине он отрицал обоснованность консенсуса, в высокое уважение. [22] Современные ученые предполагают, что этот интерес был мотивирован желанием шиитских богословов поставить под сомнение личность первых трех лидеров халифата Рашидун : Абу Бакра , Умара и Усмана . [21]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Иджма» . Британника . Проверено 23 марта 2022 г.
  2. ^ Мохаммад Таки аль-Модарреси (26 марта 2016 г.). Законы ислама (PDF) . ЭнлайтПресс. ISBN  978-0994240989 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2019 года . Проверено 23 декабря 2017 г.
  3. Передано ат-Тирмизи (4:2167) , ибн Маджахом (2:1303), Абу Даудом и другими с немного другими формулировками.
  4. ^ Браун, Джонатан AC (2014). Неправильное цитирование Мухаммеда: вызов и варианты интерпретации наследия Пророка . Публикации Oneworld . п. 56 . ISBN  978-1780744209 . Проверено 4 июня 2018 г.
  5. ^ Форте, Дэвид Ф. (1978). «Исламское право; влияние Йозефа Шахта» (PDF) . Лос-Анджелесский обзор международного и сравнительного права . 1 :7 . Проверено 19 апреля 2018 г.
  6. См. Ф. Зиаде, Юристы, верховенство закона и либерализм в современном Египте 146-47 (1968), примечание 4 выше, стр. 118.
  7. ^ см. в целом: К. Фаруки, ИСЛАМСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ 68 (1962).
  8. ^ Д. Мулла и М. Хидаджатулла, Принципы мусульманского права xxii (16-е изд. 1968 г.)
  9. ^ Акил Ахмад, Учебник мусульманского закона 15 (4-е издание, 1966 г.), примечание 22 выше, стр. 17.
  10. ^ Азиз Ахмад, Исламское право в теории и практике 2 (1956), примечание 20 выше, стр. 43.
  11. ^ Мухаммад Муслехуддин, «Философия исламского права и востоковеды», Kazi Publications, 1985, стр. 146
  12. ^ Маджид Хаддури , Введение в -Шафии Аш аль-Рисалу , стр.33
  13. ^ Мансур Моаддел, Исламский модернизм, национализм и фундаментализм: эпизод и дискурс , стр. 32. Чикаго : Издательство Чикагского университета , 2005.
  14. ^ Маджид Хаддури , Введение в , Шафии аль -Рисалу Аш- стр. 38-39
  15. ^ Мухаммад Муслехуддин, «Философия исламского права и востоковеды», Kazi Publications, 1985, стр. 81
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Доктор Мохаммад Омар Фарук, «Доктрина иджмы: существует ли консенсус?», июнь 2006 г.
  17. ^ Девин Дж. Стюарт Мухаммада бен Джарира аль-Табари , « Аль-Баян ан Усул аль-Ахкам и жанр Усула аль-Фикха в Багдаде девятого века», стр. 339. Взято из книги «Аббасидские исследования: периодические статьи Школы аббасидских исследований», Кембридж, 6–10 января 2002 г. . Под редакцией Джеймса Монтгомери. Левен : издательство Peeters и Департамент востоковедения, 2004.
  18. ^ Ахмад Хасан, «Доктрина иджмы: исследование юридического принципа консенсуса», Нью-Дели, Индия: Китаб Бхабан, 2003, стр.81.
  19. ^ Коринна Стандке (30 августа 2008 г.). Шариат – исламский закон . ГРИН Верлаг. стр. 4–5. ISBN  978-3-640-14967-4 . Проверено 9 июня 2012 года .
  20. ^ Сами Зубайда (8 июля 2005 г.). Закон и власть в исламском мире . ИБТаурис. п. 14. ISBN  978-1-85043-934-9 . Проверено 9 июня 2012 года .
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Девин Стюарт, «Руководство по юриспруденции Мухаммеда б. Дауда аз-Захири». Взято из «Исследований по исламскому праву и обществу», том 15: «Исследования по теории исламского права». Под редакцией Бернарда Г. Вайса . Стр. 107. Лейден : 2002. Brill Publishers .
  22. ^ Йозеф ван Эсс, Китаб ан-накт Наззама и его рецепция в Китаб аль-Футия Гахизов. Геттинген: Ванденхук и Репрехт, 1971.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 590345ca37a415aecfdfe8f045675e2f__1717648080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/59/2f/590345ca37a415aecfdfe8f045675e2f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ijma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)