Консенсус
Иджма' ( арабский : консенсус , латинизированный : ijmāʿ , букв. 'консенсус', IPA: [ʔid͡ʒ.maːʕ] ) — арабский термин, обозначающий консенсус или согласие исламского сообщества по какому-либо вопросу исламского права . Мусульмане- сунниты считают иджму одним из второстепенных источников шариата после Корана и Сунны .Различные школы исламской юриспруденции не пришли к единому мнению о том, какая именно группа должна представлять мусульманскую общину при достижении консенсуса. [1] Некоторые считают, что это должны быть только сахабы (первое поколение мусульман); другие - консенсус салафов ( первых трех поколений мусульман); или консенсус исламских юристов , [2] : 472 юристы и ученые мусульманского мира, т.е. научный консенсус; или консенсус всего мусульманского мира, как ученых, так и мирян. Противоположность иджмы (т.е. отсутствия согласия по какому-либо вопросу исламского права) называется ихтилаф .
Доказательство действительности иджмы
[ редактировать ]В Коране
[ редактировать ]Однажды к Имаму Аш-Шафии подошел старик и спросил его о доказательстве иджма из Корана. Имам аш-Шафии забрал вопрос домой и начал трижды читать весь Коран. При третьем чтении он наткнулся на стих из суры Ан-Ниса ( 4:115 ).
«А тех, кто бросает вызов Посланнику после того, как им стал ясен прямой путь, и следует по пути, отличному от пути верующих, Мы позволим им следовать тому, что они выбрали, а затем сожжем их в аду — какой злой конец!»
в котором упоминается слово «Сабилил Муминин» («Путь верующих»). Имам аш-Шафии рассказал этому человеку, что этот аят является доказательством иджма из Корана, и старик был удовлетворен. Еще одно доказательство иджма из Корана находится в суре Лукман ( 31:15 ), в которой Аллах упоминает
«и следуй путем тех, кто обращается ко Мне с преданностью»
Другое доказательство иджма в Коране находится в суре Ниса ( 4:83 ), в которой Аллах упоминает
«И когда они слышат новости о безопасности или страхе,1 они предают это гласности. Если бы они передали это Посланнику или своим властям, те, у кого есть здравый смысл среди них, подтвердили бы это. Если бы не милость и милость Аллаха, вы бы последовали за сатаной, за исключением немногих».
Некоторые ученые придерживаются мнения, что аяты 1:6 и 1:7 суры «Аль-Фатиха» , которые мусульмане читают не менее 17 раз в день (в своем 5- дневном намазе ), также являются косвенной поддержкой иджма.
В хадисах (высказываниях Пророка)
[ редактировать ]Хадис в Мухаммеда , котором говорится: «Аллах позаботится о том, чтобы моя умма никогда не вступала в массовый сговор из-за ошибки» [3] были упомянуты в книгах Тирмизи , Ибн Маджи , Мусны Ахмада и Дарими . Это часто цитируется как основное доказательство иджма из хадиса с суннитской точки зрения.
Подобные хадисы также часто приводятся в качестве доказательства действительности иджмы.
Использование
[ редактировать ]суннитский взгляд
[ редактировать ]Ученые-сунниты утверждали, что природа человеческого общества такова, что сообщество не может ошибочно согласиться с тем, что было сделано заявление, и, кроме того, что консенсус уммы о ее неспособности согласиться с ошибкой сам по себе подтверждает подлинность этого хадиса. [4] Мусульмане- сунниты и ученые считают иджму одним из второстепенных источников закона шариата , сразу после божественного откровения Корана и пророческой практики, известной как Сунна . Таким образом, позиция большинства всегда должна приниматься во внимание, когда вопрос не может быть заключен на основании Корана или хадисов.
Существуют разные взгляды на то, кого считать частью этого консенсуса: «нужен ли консенсус только между учеными определенной школы, или законниками, или законниками ранней эпохи, или сподвижниками, или учеными в целом, или вся мусульманская община». [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Малик ибн Анас придерживался мнения, что религиозно обязательный консенсус был только консенсусом сподвижников Мухаммеда и прямых преемников этих сподвижников в городе Медина . [11]
По словам иракского академика Маджида Хаддури , аш-Шафии придерживался мнения, что религиозно обязательный консенсус должен охватывать всю мусульманскую общину во всех частях мира, как религиозно образованных людей, так и мирян. [12] [13] Таким образом, если бы хотя бы один человек из миллионов придерживался иной точки зрения, консенсус не был бы достигнут. Пытаясь определить консенсус в форме, которая с большей вероятностью когда-либо могла бы возникнуть, аль-Газали расширил определение аш-Шафии, определяя консенсус как включающий всю мусульманскую общину в отношении религиозных принципов и ограничивая его значение только религиозно образован в отношении мелких деталей. [14]
Абу Ханифа , Ахмад ибн Ханбал и Дауд аз-Захири , с другой стороны, считали, что этот консенсус включает только сподвижников Мухаммеда, исключая все последующие поколения в Медине и других местах. [15] [16]
Взгляды внутри суннитского ислама в последующих поколениях разошлись еще дальше: Абу Бакр аль-Джассас, ханафитский ученый, определил даже точку зрения простого большинства как представляющую собой консенсус, а Ибн Таймия ограничил консенсус только взглядами религиозно образованных людей. [16] Позиция Мухаммада ибн Джарира ат-Табари была не совсем ясной, поскольку современные ученые приписывают ему как точку зрения, согласно которой консенсус означает простое большинство, так и точку зрения, согласно которой консенсус означает простое большинство, [16] и что это означает только согласие сподвижников Мухаммеда. [17]
По словам Ахмада Хасана, точка зрения большинства разделяется между двумя возможными вариантами: религиозно обязательный консенсус — это консенсус всей мусульманской общины, или что религиозно обязательный консенсус — это просто консенсус религиозно образованных людей. [18] Названия двух видов консенсуса:
- иджма аль-умма – консенсус всего сообщества.
- иджма аль-айма – консенсус религиозных авторитетов. [19]
Шиитский взгляд
[ редактировать ]Первоначально для шиитов авторитет имамов сделал консенсус неактуальным. С развитием сектантских сообществ имамитского шиитского ислама вопрос руководства и толкования между различными улемами стал проблемой, однако важность иджмы так и не достигла того уровня и уверенности, которые она имела в суннитском исламе . Позже, со времен Сефевидов и с созданием школы Усули на рубеже XIX века, авторитет живого муджтахида признается, однако он умирает вместе с ним. Для шиитов статус иджмы неоднозначен. [20]
Мутазилитский вид
[ редактировать ]Секта мутазилитов не считает консенсус действительным источником права, в первую очередь из-за своей рационалистической критики первого поколения мусульман, которых мутазилиты считали обладателями дефектных личностей и интеллекта. [21] Шиитские теологи Аль-Шейх Аль-Муфид и Шариф аль-Муртаза мутазилитского богослова Наззама держали в руках книгу «Китаб ан-Накт» , в которой его ученик Аль-Джахиз сообщает, что по этой причине он отрицал обоснованность консенсуса, в высокое уважение. [22] Современные ученые предполагают, что этот интерес был мотивирован желанием шиитских богословов поставить под сомнение личность первых трех лидеров халифата Рашидун : Абу Бакра , Умара и Усмана . [21]
См. также
[ редактировать ]Часть серии о исламизм |
---|
![]() |
- Исламская демократия
- Совещательная демократия
- Прецедент
- Кияс
- Иджтихад
- Разногласия
- Улемы
- Усул аль-фикх
- Ашаб аль-Иджма
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Иджма» . Британника . Проверено 23 марта 2022 г.
- ^ Мохаммад Таки аль-Модарреси (26 марта 2016 г.). Законы ислама (PDF) . ЭнлайтПресс. ISBN 978-0994240989 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 августа 2019 года . Проверено 23 декабря 2017 г.
- ↑ Передано ат-Тирмизи (4:2167) , ибн Маджахом (2:1303), Абу Даудом и другими с немного другими формулировками.
- ^ Браун, Джонатан AC (2014). Неправильное цитирование Мухаммеда: вызов и варианты интерпретации наследия Пророка . Публикации Oneworld . п. 56 . ISBN 978-1780744209 . Проверено 4 июня 2018 г.
- ^ Форте, Дэвид Ф. (1978). «Исламское право; влияние Йозефа Шахта» (PDF) . Лос-Анджелесский обзор международного и сравнительного права . 1 :7 . Проверено 19 апреля 2018 г.
- ↑ См. Ф. Зиаде, Юристы, верховенство закона и либерализм в современном Египте 146-47 (1968), примечание 4 выше, стр. 118.
- ^ см. в целом: К. Фаруки, ИСЛАМСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ 68 (1962).
- ^ Д. Мулла и М. Хидаджатулла, Принципы мусульманского права xxii (16-е изд. 1968 г.)
- ^ Акил Ахмад, Учебник мусульманского закона 15 (4-е издание, 1966 г.), примечание 22 выше, стр. 17.
- ^ Азиз Ахмад, Исламское право в теории и практике 2 (1956), примечание 20 выше, стр. 43.
- ^ Мухаммад Муслехуддин, «Философия исламского права и востоковеды», Kazi Publications, 1985, стр. 146
- ^ Маджид Хаддури , Введение в -Шафии Аш аль-Рисалу , стр.33
- ^ Мансур Моаддел, Исламский модернизм, национализм и фундаментализм: эпизод и дискурс , стр. 32. Чикаго : Издательство Чикагского университета , 2005.
- ^ Маджид Хаддури , Введение в , Шафии аль -Рисалу Аш- стр. 38-39
- ^ Мухаммад Муслехуддин, «Философия исламского права и востоковеды», Kazi Publications, 1985, стр. 81
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Доктор Мохаммад Омар Фарук, «Доктрина иджмы: существует ли консенсус?», июнь 2006 г.
- ^ Девин Дж. Стюарт Мухаммада бен Джарира аль-Табари , « Аль-Баян ан Усул аль-Ахкам и жанр Усула аль-Фикха в Багдаде девятого века», стр. 339. Взято из книги «Аббасидские исследования: периодические статьи Школы аббасидских исследований», Кембридж, 6–10 января 2002 г. . Под редакцией Джеймса Монтгомери. Левен : издательство Peeters и Департамент востоковедения, 2004.
- ^ Ахмад Хасан, «Доктрина иджмы: исследование юридического принципа консенсуса», Нью-Дели, Индия: Китаб Бхабан, 2003, стр.81.
- ^ Коринна Стандке (30 августа 2008 г.). Шариат – исламский закон . ГРИН Верлаг. стр. 4–5. ISBN 978-3-640-14967-4 . Проверено 9 июня 2012 года .
- ^ Сами Зубайда (8 июля 2005 г.). Закон и власть в исламском мире . ИБТаурис. п. 14. ISBN 978-1-85043-934-9 . Проверено 9 июня 2012 года .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Девин Стюарт, «Руководство по юриспруденции Мухаммеда б. Дауда аз-Захири». Взято из «Исследований по исламскому праву и обществу», том 15: «Исследования по теории исламского права». Под редакцией Бернарда Г. Вайса . Стр. 107. Лейден : 2002. Brill Publishers .
- ^ Йозеф ван Эсс, Китаб ан-накт Наззама и его рецепция в Китаб аль-Футия Гахизов. Геттинген: Ванденхук и Репрехт, 1971.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Доктрина иджма: есть ли консенсус? Доктор Мохаммад Омар Фарук