Ислам и современность
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( апрель 2016 г. ) |
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
ислам и другие религии |
---|
Авраамические религии |
Другие религии |
Ислам и... |
Ислам и современность являются темой дискуссий в современной социологии религии . История ислама хранит различные интерпретации и подходы. Современность — явление сложное и многомерное, а не единое и связное. Исторически в ней существовали разные школы мысли, движущиеся во многих направлениях. [1]
Влияние промышленной революции на ислам
[ редактировать ]В 18 веке Европа претерпевала серьезные преобразования: новые идеи Просвещения , которые подчеркивали важность науки, рациональности и человеческого разума; и новые технологии промышленной революции распространились по Европе, предоставив европейцам огромную власть и влияние. В последней четверти XVIII века увеличился разрыв между техническими навыками некоторых стран Западной и Северной Европы и остального мира. [2]
Подъем современной Европы совпал с тем, что многие ученые называют упадком Османской империи , которая к 18 веку столкнулась с политическим, военным и экономическим распадом. [3] В то время как до 18 века османы считали себя либо превосходящими, либо, к середине 18 века, равными по силе Европе, к концу 18 века соотношение сил между Османской империей и Европой начало меняться. в пользу Европы. [4]
Французская оккупация Османской империи
[ редактировать ]В 1798 году Наполеона Бонапарта армия оккупировала османскую провинцию Египет и убила около 3000 египтян. Хотя оккупация длилась всего три года (за которой последовала сохраняющаяся враждебность по отношению к французам), этот опыт в конечном итоге открыл египетскому народу идеи Просвещения и новые европейские технологии. [5]
Османские ученые в Европе
[ редактировать ]Знакомство с европейской мощью и идеями позже вдохновило нового губернатора Египта Мухаммеда Али использовать эту технологию для модернизации Египта, подав пример остальной части Османской империи. Правительство Османской империи начало открывать посольства и отправлять чиновников на обучение в Европу. Это создало условия для «постепенного формирования группы реформаторов с определенным знанием современного мира и убежденностью в том, что империя должна принадлежать ему или погибнуть». [6] Одним из ученых, посланных Мухаммедом Али в Европу в 1826 году, был Рифаа Рафи ат-Тахтави . Пять лет, которые он провел в Париже, оставили в нем неизгладимый след. После возвращения в Египет он писал о своих впечатлениях от Франции и перевел на арабский язык многочисленные европейские произведения . Тахтави был впечатлен технологическим и научным прогрессом Европы, а также политической философией. [7] Изучив исламское право , он утверждал, что «необходимо адаптировать шариат к новым обстоятельствам» и что не существует большой разницы между «принципами исламского права и теми принципами «естественного права», на которых основаны кодексы современной Европы». основанный на". [8]
Как и Тахтави, Хайр ад-Дина также отправили в Париж, где он провел четыре года. После своего возвращения из Европы он написал книгу, в которой утверждал, что единственный способ укрепить мусульманские государства — это заимствовать идеи и институты из Европы, и что это не противоречит духу шариата. [9]
Реформы модернизации в Османской империи
[ редактировать ]В период между 1839 и 1876 годами османское правительство начало проводить крупномасштабные реформы как способ модернизации и укрепления империи. [ нужны разъяснения ] Многие из этих реформ, известные как Танзимат , включали в себя перенятие успешных европейских практик, которые считались противоположными консервативным мусульманам, таких как ограничение шариата семейным правом. [10] [11] Помимо военных и административных реформ, османские правители провели реформы в сфере образования, права и экономики. Это включало новые университеты и изменения в учебных программах, а также новые экономические системы и институты. Были также внесены изменения в законодательство, вдохновленные Европой, которые ограничивали исламское право семейными делами, такими как брак и наследование. [12]
Османская империя была первой [ нужна ссылка ] Мусульманская страна , где возникла современность и произошли серьезные сдвиги в научной и юридической мысли. [10] В 1834 году Исхак Эфенди опубликовал «Мечмуа-и Улум-и Риязие» , четырехтомный текст, знакомящий мусульманский мир со многими современными научными концепциями. Кудси Эфенди также опубликовал Асрар аль-Малакут в 1846 году в попытке примирить коперниканскую астрономию с исламом. Первый современный турецкий учебник по химии был опубликован в 1848 году, а первый современный учебник по биологии — в 1865 году. [13]
В конце концов, турки приняли метрическую систему в 1869 году. Ключевой фигурой в турецком модернистском движении был Намик Кемаль , редактор журнала Freedom . Его целью было продвижение свободы прессы , разделения властей , равенства перед законом , научной свободы и примирения между парламентской демократией и Кораном . [10]
Большой мусульманский мир
[ редактировать ]Влияние модернизма в мусульманском мире привело к культурному возрождению. [14] Драматические пьесы стали более распространенными, как и газеты. Были проанализированы и переведены известные европейские произведения.
Попытки правовой реформы предпринимались в Египте, Тунисе, Османской империи и Иране, и в некоторых случаях эти реформы были приняты. [15] Были предприняты усилия по ограничению власти правительства. многоженство . В Индии было прекращено [16] Азербайджан предоставил избирательное право женщинам в 1918 году (раньше ряда европейских стран). [16]
По рекомендациям реформаторски настроенных исламских ученых в новых школах стали преподавать западные науки. [15] Во многом это было связано с интеллектуальной привлекательностью социального дарвинизма , поскольку он привел к выводу, что старомодное мусульманское общество не может конкурировать в современном мире. [15]
В Иран XIX века Мирза Малком Хан прибыл после получения образования в Париже . Он создал газету под названием «Канун» , где выступал за разделение властей , светское право и билль о правах . [13] Джамаль ад-Дин аль-Афгани , который был политически активен в исламском мире и опубликовал брошюру «Аль-Урва аль-Вутка» во время короткого пребывания во Франции, провозглашая, что Европа добилась успеха благодаря своим законам и науке. Он стал критиковать других мусульманских учёных за удушение научной мысли. [17] и надеялся стимулировать научные исследования в мусульманском мире .
Модернизм, религия и идеология
[ редактировать ]Часть серии о Крид |
---|
![]() |
Включая:
![]() |
Исламский модернизм
[ редактировать ]Модернизм повлиял на интерпретации ислама. Одним из движений был исламский модернизм, который был одновременно попыткой дать исламский ответ на вызовы, возникшие в результате европейской колониальной экспансии, и попыткой оживить и реформировать ислам изнутри как способ противостоять кажущейся слабости и упадку мусульманских обществ в эпоху исламского модернизма. 19 и начало 20 веков. Он призывал к «реформации» или переосмыслению ( иджтихаду ) ислама» и возник в мусульманском мире от Египта до Юго-Восточной Азии. [12]
Исламские модернисты утверждали, что ислам и современность совместимы, и «утверждали необходимость переосмысления и повторного применения принципов и идеалов ислама для формулирования новых ответов на политические, научные и культурные проблемы Запада и современной жизни». [12] Реформы, которые они предложили, бросили вызов статус-кво, поддерживаемому консервативными мусульманскими учёными ( улемами ), которые видели в установленном законе идеальный порядок, которому необходимо следовать, и поддерживали доктрину таклида (подражания / слепого следования). Исламские модернисты считали сопротивление переменам со стороны консервативных улемов основной причиной проблем, с которыми столкнулось мусульманское сообщество, а также его неспособность противостоять западной гегемонии.
Модернисты
[ редактировать ]Джамал ад-Дин аль-Афгани (1838–1897) считается одним из пионеров исламского модернизма. Он считал, что ислам совместим с наукой и разумом и что для того, чтобы противостоять европейской мощи, мусульманский мир должен принять прогресс. [18]
Мухаммад Абду (1849–1905) был учеником и соратником аль-Афгани. Он был даже более влиятельным, чем его учитель, и его часто называют основателем исламского модернизма. Абдо родился и вырос в Египте и был знатоком ислама (алимом). Он преподавал в аль-Азхаре и других учреждениях и в 1899 году стал муфтием Египта. Абдо считал, что исламский мир страдает от внутреннего разложения и нуждается в возрождении. [19] Утверждая, что «ислам может стать моральной основой современного и прогрессивного общества», [20] он критиковал как секуляристов , так и консервативных улемов. Он призвал к правовой реформе и переосмыслению (иджтихаду) исламского права в соответствии с современными условиями. Критикуя Запад, он считал, что необходимо заимствовать или ассимилировать у него хорошее. [21] Абдо стал ведущим судьей Египта после политической деятельности в Париже в качестве помощника аль-Афгани. Он настаивал на светском праве, религиозной реформе и образовании для девочек. [17] Он надеялся, что Египет в конечном итоге станет свободной республикой, подобно тому, как Франция превратилась из абсолютной монархии. [14]
Мухаммад Рашид Рида (1869–1935) также стал активным участником движения за модернизацию Египта как ученик Абду, хотя он родился и получил образование в Сирии . «Аль-Манар» был его журналом, посредством которого он первоначально выступал за большую открытость науке и иностранному влиянию. [14] Он также заявил, что шариат относительно ничего не говорит о сельском хозяйстве, промышленности и торговле и что эти области знаний нуждаются в обновлении. [14] В конечном итоге он перешел на консервативные позиции, близкие к ваххабизму .
Касим Амин был еще одним реформатором в Египте и учеником Абду, который серьезно беспокоился о правах женщин. Примерно в то же время Хайр ад-Дин аль-Туниси получил такое же образование в Париже. Он исследовал политические системы 21 европейской страны в попытке реформировать Тунис . [13]
Известные модернисты на Индийском субконтиненте включают Сайида Ахмад Хана (1817–1898) и Мухаммада Икбала (1877–1938) на Индийском субконтиненте (последний также был зачинателем современного государства Пакистан ). Подобно аль-Афгани и Абду, они отвергли доктрину таклида и заявили о необходимости переосмысления ислама в соответствии с современными условиями. [12]
Среди других модернистов — Махмуд Тарзи из Афганистана , Чираг Али из Индии , Ахмад Дахлан из Явы и Ван Цзинчжай из Китая . [13]
Хотя исламские модернисты подвергались критике за то, что реформы, которые они продвигали, сводились к вестернизации ислама, их наследие было значительным, а их мысли повлияли на будущие поколения реформаторов. [12]
Пакистан и Турция
[ редактировать ]Мухаммед Али Джинна , основатель Пакистана , был также выдающимся мусульманским модернистом двадцатого века. [22] [23]
Часть серии о исламизм |
---|
![]() |
В некоторых частях мира проект исламской современности продолжался по той же траектории до Первой мировой войны. Особенно это имело место в новой Турецкой Республике под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка . Но в Египте Хасан аль-Банна основал « Братьев-мусульман» , первую исламистскую организацию, которая не была заинтересована в переосмыслении ислама, чтобы сделать его совместимым с современностью.
Турция продолжает оставаться в авангарде модернизации ислама. В 2008 году его Департамент по делам религии начал обзор всех хадисов , высказываний Мухаммеда , на которых большая часть исламского права основана . Школа теологии Университета Анкары провела судебно-медицинскую экспертизу с целью устранить многовековой зачастую консервативный культурный багаж и заново открыть дух разума в первоначальном послании ислама. Фади Хакура из лондонского Chatham House сравнивает эти изменения с Реформацией , которая произошла в протестантском христианстве в 16 веке. [24] Турция также обучила сотни женщин богословам и отправила им старших имамов, известных как ваизы, по всей стране, вдали от относительно либеральной столицы и прибрежных городов, чтобы они объясняли эти новые интерпретации на собраниях муниципалитета. [24]
После Первой мировой войны
[ редактировать ]Последствия Первой мировой войны привели к падению Османской империи и доминированию на Ближнем Востоке европейских держав, таких как Великобритания и Франция. Историки-интеллектуалы, такие как Питер Уотсон, предполагают, что Первая мировая война знаменует конец основных исламских модернистских движений и что это момент, когда многие мусульмане «потеряли веру в культуру науки и материализма». [25] но после этого возникло несколько параллельных интеллектуальных потоков.
Арабский социализм
[ редактировать ]Арабский социализм Арабской социалистической партии Баас и насеритского движения возник как поток мыслей во время деколонизации арабских стран. Он подчеркивал этническую принадлежность, культуру, политику и преуменьшал роль религии. [25] Пик популярности пришелся на 50-60-е годы.
Как политическая идеология, основанная на слиянии панарабизма и социализма, арабский социализм отличается от гораздо более широкой традиции социалистической мысли в арабском мире, которая предшествовала арабскому социализму на целых 50 лет. Мишель Афлак , главный основатель баасизма и партии Баас, придумал этот термин, чтобы отличить свою версию социалистической идеологии от марксистского социализма в Восточной Европе и Восточной Азии, а также от социал-демократии и демократического социализма в Западной Европе. Австралия и Новая Зеландия.
Шестидневная война между Израилем и его соседями закончилась решающим поражением мусульманской стороны. Многие в исламском мире увидели в этом провал социализма. Именно в этот момент «фундаментальный и воинственный ислам начал заполнять образовавшийся политический вакуум». [25]
Исламский фундаментализм
[ редактировать ]В конце 20 века в мусульманском мире развернулось исламское возрождение или исламское пробуждение . (По мнению Джона Эспозито, исламский фундаментализм — это общий термин на Западе, используемый для обозначения современного исламского возрождения. [26] )
Это проявилось в росте религиозного благочестия и растущем принятии исламской культуры . [27] Ярким примером этого является рост посещаемости хаджа , ежегодного паломничества в Мекку , который вырос с 90 000 в 1926 году до 2 миллионов в 1979 году. [28] Но указанное увеличение числа паломников можно также объяснить другими факторами, такими как увеличение населения, современные транспортные средства и, в некоторой степени, общее финансовое процветание мусульман во всем мире, что делает паломничество доступным для все большего и большего числа паломников. Мусульманское население.
Двумя наиболее важными событиями, которые подпитывали или вдохновляли возрождение, были арабское нефтяное эмбарго и последующее четырехкратное увеличение цен на нефть в середине 1970-х годов, а также иранская революция 1979 года , которая установила исламскую республику в Иране под руководством аятоллы Хомейни . Первый создал поток многих миллиардов долларов из Саудовской Аравии для финансирования исламских книг, стипендий, стипендий и мечетей по всему миру; второй подорвал представление о том, что вестернизация усилила мусульманские страны и является необратимой тенденцией будущего. [28]
Это возрождение представляет собой изменение подхода вестернизации, распространенного в правительствах арабских и азиатских стран ранее в 20 веке. Его часто связывают с политическим исламским движением, исламизмом и другими формами реисламизации . Хотя возрождение также сопровождалось некоторым религиозным экстремизмом и нападениями экстремистов на гражданское население и военные объекты, это представляет собой лишь небольшую часть возрождения. [ нужна ссылка ]
Возрождение также привело к увеличению числа исламских экстремистских группировок на Ближнем Востоке и в других частях мусульманского мира, которые выразили свой гнев по поводу предполагаемой эксплуатации, а также материализма, вестернизации, демократии и современности, которые чаще всего ассоциируются с принятием западного светского мировоззрения. убеждения и ценности. Распространение секуляризма вызвало большую обеспокоенность среди многих исламских политических групп . Это стало причиной исламизации политики и протестов из-за значительного мусульманского большинства на Ближнем Востоке, а также имперского прошлого региона. [29] Для исламских стран Ближнего Востока не обязательно существует проблема современности как таковая, однако «проблема заключается в том, что современность сопровождается вестернизацией, абсолютно и крайне безудержным материализмом». [30]
В книге «Политический ислам: религия и политика в арабском мире » (1994) автор Н. Аюби объяснил, что, по его мнению, является двумя основными проблемами исламских политических движений и экстремистских группировок на Ближнем Востоке:
- Западная вера в бюрократическое государство; и
- Светские ценности и убеждения, связанные с такими понятиями, как современность. [31]
По словам Джона Эспозито:
Тенденция судить о действиях мусульман в гордой изоляции, обобщать действия немногих в отношении многих, игнорировать подобные эксцессы, совершаемые во имя других религий и идеологий... не нова. [32]
Число воинствующих исламских движений, призывающих к «исламскому государству и прекращению западного влияния», относительно невелико. [33] Согласно опросам, проведенным в 2008 и 2010 годах Pew и Gallop, большинство населения в странах с мусульманским большинством не определилось с тем, в какой степени религия (и некоторые ее интерпретации) должна влиять на общественную жизнь, политику и правовую систему. [34] [35]
Люди
[ редактировать ]- Намик Кемаль
- Мирза Малкольм Хан
- Касим Амин
- Махмуд Тарзи
- Сайид Ахмад Хан
- Киджай Хаджи Ахмад Дахлан
- Джамаль ад-Дин аль-Афгани
- Аллама Мухаммад Икбал
- Мухаммад Абдо
- Мухаммад Рашид Рида
Книги
[ редактировать ]- Ислам и модернизм Таки Усмани
- Что пошло не так?: Влияние Запада и реакция Ближнего Востока , Бернард Льюис
- «Лексус и оливковое дерево» , Томас Фридман
- Джихад против McWorld , Бенджамин Барбер
- Ислам и современность », Азиз аль-Азме.
- Проблема традиции и современности в современной арабской мысли: Мухаммад Хусейн ар-Рифаи Проблема наследия и современности в современной арабской мысли Мохаммад Хосейн Рефаи
См. также
[ редактировать ]- Ислам и секуляризм
- Ислам и демократия
- Культурные мусульмане
- Тафаззул Хусейн Кашмири
- Исламский модернизм
Реформаторские движения в исламе:
- Танзимат , Османская империя
- Либеральные движения в исламе
- Исламский феминизм
С учетом нации:
Другие религии:
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обязанности мусульманского интеллектуала в 21 веке , Абдолкарим Соруш
- ^ Хурани, Альберт (1991). История арабских народов . Книги МДФ. стр. 259 . ISBN 9781567312164 .
- ^ Эспозито, Джон Л. (2005). Ислам: прямой путь . Издательство Оксфордского университета. стр. 115–116.
- ^ Хурани, Альберт (1991). История арабских народов . Книги МДФ. стр. 258–259 . ISBN 9781567312164 .
- ^ Роган, Юджин (2009). Арабы: История . Основные книги. стр. 62 . ISBN 9780465071005 .
- ^ Альберт, Арабская мысль в эпоху либерализма , 1983 : стр.43.
- ^ Роган, Юджин (2009). Арабы: История . Основные книги. стр. 86–88 . ISBN 9780465071005 .
- ^ Альберт, Арабская мысль в эпоху либерализма , 1983 : стр.75.
- ^ Альберт, Арабская мысль в эпоху либерализма , 1983 : стр.88.
- ^ Перейти обратно: а б с Уотсон, Современный разум , 2001 : стр.970.
- ^ Роган, Юджин (2009). Арабы: История . Основные книги. стр. 90 . ISBN 9780465071005 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эспозито, Джон Л. «Современный ислам» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская история ислама . Оксфордские исламские исследования онлайн . Проверено 12 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уотсон, Современный разум , 2001 : стр.971.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уотсон, Современный разум , 2001 : стр.973.
- ^ Перейти обратно: а б с Уотсон, Современный разум , 2001 : стр.974.
- ^ Перейти обратно: а б Уотсон, Современный разум , 2001 : стр.975.
- ^ Перейти обратно: а б Уотсон, Современный разум , 2001 : стр.972.
- ^ Альберт, Арабская мысль в эпоху либерализма , 1983 : стр. 103–129.
- ^ Альберт, Арабская мысль в эпоху либерализма , 1983 : стр.136.
- ^ Альберт, Арабская мысль в эпоху либерализма , 1983 : стр.140.
- ^ Альберт, Арабская мысль в эпоху либерализма , 1983 : стр.156.
- ^ «Мусульманский модернизм и Джинна» . Рассвет . 25 декабря 2012 г.
- ^ «Видение Джинны на Пакистан» . Пакистанская армия . Проверено 7 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Турция в радикальном пересмотре исламских текстов» Роберт Пиготт, корреспондент по вопросам религии, BBC News , 26 февраля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Уотсон, Современный разум , 2001 : стр.1096.
- ^ Эспозито, Джон Л. «Исламский фундаментализм» . Нотр-Дам де Сион . Проверено 10 ноября 2014 г.
- ^ Стоун, стр.823
- ^ Перейти обратно: а б Кепель, Жиль, Джихад: по следам политического ислама , издательство Гарвардского университета, 2002, стр.75.
- ^ Фосетт, Л. (2005) Международные отношения на Ближнем Востоке , Великобритания: Oxford University Press, стр. 72.
- ↑ BBC News онлайн, Ислам и Запад , понедельник, 12 августа 2002 г., 14:11 по Гринвичу 15:11 Великобритания
- ^ Аюби, NNM (1994) Политический ислам: религия и политика в арабском мире , Лондон: Routledge, стр. 48
- ^ Милтон-Эдвардс, Б. (1999) Исламская политика в Палестине , Великобритания: IB Tauris & Co Ltd, стр. 2
- ^ Аюби, NNM (1994) Политический ислам: религия и политика в арабском мире , Лондон: Routledge, стр. 70
- ↑ «Ислам и демократия». Архивировано 20 февраля 2011 г. в опросе Gallup, проведенном Wayback Machine , 15 февраля 2008 г.
- ^ «Большинство признают роль ислама в политике, мусульманское общество разделилось на ХАМАС и Хезболлу» . Исследовательский центр Пью, 2 декабря 2010 г.
Печатные источники
[ редактировать ]- Хурани, Альберт (1983). Арабская мысль в эпоху либерализма: 1798–1939 гг . Нью-Йорк : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-27423-4 . LCCN 83-1788 . Проверено 1 июня 2020 г.
- Хурани, Альберт (2002) [1991]. История арабских народов . Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674010178 . Проверено 1 июня 2020 г.
- Хьюз, Аарон В. (2013). «Встречи с современностью» . Мусульманская идентичность: Введение в ислам . Чичестер, Западный Суссекс : Издательство Колумбийского университета . стр. 225–253. ISBN 978-0-231-53192-4 . Проверено 1 июня 2020 г.
- Паша, Мустафа Камаль (апрель 2010 г.). «В тени глобализации: цивилизационный кризис, «глобальный модерн» и «исламский нигилизм» . Глобализации . 7 (1–2). Тейлор и Фрэнсис : 173–185. дои : 10.1080/14747731003593463 . S2CID 144581998 .
- Уотсон, Питер (2001). Современный разум: интеллектуальная история ХХ века . Нью-Йорк : Харпер Многолетник . ISBN 978-0-06-008438-7 . Проверено 1 июня 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Обязанности мусульманского интеллектуала в 21 веке
- Ислам и современность профессора Ахмеда Афзаала
- Ислам и современность профессора Ибрагима Абу Раби
- BBC NEWS: Анализ: вопрос современности ислама
- Статья о модернизации из Британской энциклопедии
- Статья о Хаке (справа) из Интернет-энциклопедии ислама
- Вестернизация в Оксфордских исламских исследованиях онлайн
- Исследования современного ислама
- Цифровой ислам. Архивировано 6 августа 2020 г. в Wayback Machine : исследовательский проект по Ближнему Востоку, исламу и цифровым медиа.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дж. Л. Эспозито и Дж. О. Фолл, Создатели современного ислама , Oxford University Press, 2001.
- Джон Купер, Рональд Неттлер и Мохамад Махмуд, Ислам и современность: ответ мусульманских интеллектуалов , IB Tauris, 2000
- К. Курцман (редактор), Либеральный ислам: справочник , Oxford University Press, 1998.
- Ислам и современность, журнал «Религия и искусство» , Brill Academic Publishers, том 5, номер 4, стр. 495–503.