Лексус и оливковое дерево
Автор | Томас Л. Фридман |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | Международные экономические отношения Свободная торговля Капитализм – Социальные аспекты Технологические инновации – Экономические аспекты Технологические инновации – Социальные аспекты Межкультурная коммуникация Глобализация США – внешнеэкономические связи |
Издатель | Фаррар, Штраус и Жиру |
Дата публикации | 1999 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Твердый переплет |
Страницы | 394 |
ISBN | 0-374-19203-0 |
ОКЛК | 40609510 |
337 21 | |
Класс ЛК | HF1359 .F74 1999 г. |
Предшественник | От Бейрута до Иерусалима. |
С последующим | Долгота и отношение |
«Лексус и оливковое дерево: понимание глобализации» — это книга Томаса Л. Фридмана , вышедшая в 1999 году , в которой утверждается, что мир в настоящее время переживает две борьбы: стремление к процветанию и развитию, символизируемое Lexus LS , и желание сохранить идентичность и традиции. , символизируемый оливковым деревом .
Повествование
[ редактировать ]Фридман объясняет « глобализация », рассказывая истории из своего реального опыта взаимодействия со многими глобальными деятелями и деятелями. Он предполагает, что «глобализация — это не просто тенденция или причуда, а, скорее, международная система. Это система, которая заменила старую систему холодной войны, и, как и эта система холодной войны, глобализация имеет свои собственные правила и логику, которые сегодня прямо или косвенно влияют на политику, окружающую среду, геополитику и экономику практически каждой страны мира».
«Большая идея» в «Лексусе и оливковом дереве» находится на странице 223, где Фридман объясняет: «Если вы не можете видеть мир и не можете видеть взаимодействия, которые формируют мир, вы, конечно, не можете вырабатывать стратегию». о мире». Он заявляет, что «вам нужна стратегия, позволяющая выбрать процветание для вашей страны или компании».
Теория золотых арок
[ редактировать ]В книге выдвигается теория капиталистического мира , впервые опубликованная в качестве авторской статьи в газете «Нью-Йорк Таймс» в декабре 1996 года и называемая «Теория золотых арок предотвращения конфликтов»; хоть и слегка иронично , [ 1 ] там говорится:
Ни одна страна, в которой есть Макдональдс, никогда не воевала друг против друга. [ 2 ]
Он поддержал это наблюдение как теорию, заявив, что, когда страна достигнет экономического развития , при котором у нее будет достаточно сильный средний класс , чтобы поддерживать сеть Макдональдсов, она станет «страной Макдональдса» и не будет заинтересована в борьбе с войн больше нет.
Точка зрения Фридмана заключается в том, что из-за глобализации страны, которые установили прочные экономические связи друг с другом, могут потерять слишком много, чтобы когда-либо воевать друг с другом. Независимо от того, верно ли это утверждение, выводы, которые следует сделать, неясны. Глобальная экспансия ресторанов «Макдоналдс» — относительно недавнее явление, если рассматривать ее в контексте истории войн , и, за некоторыми примечательными исключениями, она распространилась на относительно стабильные рынки.
Вскоре после публикации книги НАТО бомбило Югославию . В первый день бомбардировки рестораны «Макдоналдс» в Белграде были снесены сербским народом и восстановлены только после окончания бомбардировок. В издании книги 2000 года Фридман утверждал, что это исключение подтверждает правило: война закончилась быстро, утверждал он, отчасти потому, что сербское население не хотело терять свое место в глобальной системе, «символом которой является Макдональдс». [ 3 ]
Критики указывали на другие конфликты как на контрпримеры, в зависимости от того, что считать «войной»:
- в 1989 году. Вторжение США в Панаму
- В 1999 году Индия и Пакистан вели войну из-за Кашмира , известную как Каргильская война . В обеих странах были (и есть) рестораны McDonald's. Хотя война велась не на всех возможных театрах военных действий (например, на границах Раджастана и Пенджаба), обе страны мобилизовали свои военные силы вдоль своих общих границ, и обе страны выступили с угрозами, затрагивающими их ядерный потенциал.
- Война 2006 года между Израилем и Ливаном , последовавшая за военными действиями, продолжавшимися с 1973 года, с оккупацией Южного Ливана до мая 2000 года. (Франшизы McDonald's были открыты в Израиле и Ливане в 1993 и 1998 годах соответственно.) Однако Ливанские вооруженные силы не были участником войны. Боевые действия, вместо этого силы обороны Израиля предпринимают действия против военизированной группировки «Хезболла» .
- 2008 года Русско-грузинская война . В то время в обеих странах был McDonald's (рестораны открылись в этих двух странах в 1990 и 1999 годах соответственно). [ 4 ]
- Аннексия Крыма и война на Донбассе между Россией и Украиной . В то время в обеих странах был Макдональдс. McDonald's закрыл свои рестораны на Крымском полуострове после аннексии. [ 5 ]
- В 2022 году Россия начала вторжение в Украину , бомбив несколько крупных городов, включая ее столицу Киев. [ 6 ] В то время в России было 847 ресторанов «Макдональдс», а в Украине — 108. [ 7 ] McDonalds приостановил свою деятельность в России 8 марта 2022 года. [ 8 ] Позже война побудила McDonald's объявить 16 мая 2022 года о том, что он навсегда покинет Россию. [ 9 ]
В издании книги 2000 года Фридман ответил на критику своей теории следующим образом:
- Меня одновременно поразило и позабавило то, насколько широко распространилась теория золотых арок и насколько сильно некоторые люди хотели доказать ее ошибочность. В основном это были реалисты и безработные воины холодной войны, которые настаивали на том, что политика и бесконечная борьба между национальными государствами являются неизменной определяющей чертой международных отношений, и им профессионально и психологически угрожала идея о том, что глобализация и экономическая интеграция может фактически повлиять на геополитику совершенно новыми и фундаментальными способами. [ 10 ]
Он также объясняет, как глобализация может вызвать «бразильификацию» — потерю среднего класса и увеличение разрыва в доходах — стран, затронутых этой тенденцией. Бразильификация — это неологизм, включенный в книгу Дугласа Коупленда 1991 года « Поколение X: сказки для ускоренной культуры» . [ 11 ] Подобным образом это выражение использовалось американским писателем Майклом Линдом как «бразилизация Америки» в его книге «Следующая американская нация» и немецким социологом Ульрихом Беком как «Brasilianisierung des Westens» в его книге Schöne neue Arbeitswelt ( перевод «Храбрый» ). новый мир труда ).
Макдональдса В 2005 году Фридман сказал, что он сформулировал эту теорию в терминах « Золотых арок » «с легкой иронией». [ 12 ] В своей книге 2005 года «Мир плоский» он предложил обновленную теорию, которую он назвал « Теорией предотвращения конфликтов Делла» .
См. также
[ редактировать ]Книги того времени с конкурирующими теориями
[ редактировать ]- Бенджамин Барбер , Джихад против McWorld (1995)
- Фрэнсис Фукуяма , Конец истории и последний человек (1992)
- Томас Фридман, Мир плоский
- Сэмюэл П. Хантингтон , «Столкновение цивилизаций»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фридман, Томас. (2005) The Guardian , 21 апреля 2005 г.
- ^ Томас Л. Фридман (8 декабря 1996 г.). «Биг Мак I по иностранным делам» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 6 января 2013 года . Проверено 29 мая 2018 г.
- ^ Фридман, Томас Л. (2000). Лексус и оливковое дерево . Якорные книги. стр. 252–253. ISBN 978-0-385-49934-7 .
- ^ Россия, Грузия и теория международных отношений: Часть 1 , Юристы, оружие и деньги (с фотографиями McDonald's в обеих странах)
- ^ Лалли, Кэти (4 апреля 2014 г.). «Макдональдс закрывает рестораны в Крыму» . Вашингтон Пост . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ бенгальский, Шашанк; Сантора, Марк (24 февраля 2022 г.). «Украинские чиновники сообщают о ракетных атаках на Киев» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Пэрис, Мартина (01 марта 2022 г.). «Санкции против России могут ударить по американским брендам: от McDonald's до PepsiCo» . Блумберг . Архивировано из оригинала 04 марта 2022 г. Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Семенова Александра (8 марта 2022 г.). «McDonald's, Starbucks, Coca-Cola присоединяются к уходу корпоративной Америки из России» . Yahoo! Финансы .
- ^ «Макдональдс навсегда уйдет из России через 30 лет» . Новости Би-би-си . 16 мая 2022 г. Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ Фридман, Томас Л. (2000). Лексус и оливковое дерево . Якорные книги. п. 251. ИСБН 978-0-385-49934-7 .
- ^ Неологизмы поколения X
- ^ Фридман, Томас. (2005) The Guardian , 21 апреля 2005 г.