Jump to content

Мишель Афлак

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Мишель Афлак
Мишель Афлак
Мишель Афлак в 1963 году
Генеральный секретарь Национального командования иракской партии Баас
В офисе
8 февраля 1968 г. - 23 июня 1989 г.
заместитель Шибли аль-Айсами
Предшественник Позиция создана
Преемник Саддам Хусейн
Генеральный секретарь Национального командования Арабской социалистической партии Баас
В офисе
Июнь 1954 г. - апрель 1965 г.
Предшественник Позиция создана
Преемник Муниф ар-Раззаз
Член Национального командования Арабской социалистической партии Баас.
В офисе
6 апреля 1947 г. - 23 февраля 1966 г.
Личные данные
Рожденный 9 января 1910 г.
Дамаск , Сирийский Вилайет , Османская Сирия
Умер 23 июня 1989 г. (79 лет)
Париж , Франция
Место отдыха Багдад
Гражданство Сирия , Ирак
Политическая партия Арабское движение Баас (1940–1947)
Арабская социалистическая партия Баас (1947–1966)
Базирующаяся в Ираке партия Баас (1968–1989)
Альма-матер Парижский университет

Мишель Афлак ( арабский : Мишель Афлак , латинизированный : Mīšīl ʿAflaq ‎, Арабское произношение: [miˈʃel ˈʕaflaq] ; 9 января 1910 — 23 июня 1989) — сирийский философ, социолог и арабский националист . Его идеи сыграли значительную роль в развитии баасизма и его политического движения; Некоторые баасисты считают его главным основателем баасистской мысли. При жизни он опубликовал различные книги, такие как « Дорога к Возрождению » (1940), «Битва за одну судьбу» (1958) и «Борьба против искажения движения арабской революции» (1975).

Родившийся в семье среднего класса в Дамаске , Сирия, Афлак учился в Сорбонне , где он встретил своего будущего политического соратника Салах ад-Дина аль-Битара . Он вернулся в Сирию в 1932 году и начал свою политическую карьеру в коммунистической политике . Афлак стал коммунистическим активистом, но разорвал свои связи с коммунистическим движением, когда Сирийско-Ливанская коммунистическая партия поддержала колониальную политику через Народный фронт в рамках французского мандата в Сирии . Позже в 1940 году Афлак и аль-Битар основали арабское движение Ихья (позже переименовавшее себя в арабское движение Баас , взяв название от Заки аль-Арсузи группы одноименной ). Движение оказалось успешным, и в 1947 году арабское движение Баас объединилось с арабской организацией Баас аль-Арсузи, чтобы создать Арабскую партию Баас . Афлак был избран в исполнительный комитет партии и был избран «Амидом» (что означает лидер партии).

Арабская партия Баас объединилась с Акрама аль-Хаврани Арабской социалистической партией и в 1952 году создала Арабскую социалистическую партию Баас; Афлак был избран лидером партии в 1954 году. В середине-конце 1950-х годов партия начала развивать отношения с Гамалем Абдель Насером , президентом Египта , что в конечном итоге привело к созданию Объединенной Арабской Республики (ОАР). Насер заставил Афлака распустить партию, что он и сделал, но не посоветовавшись с членами партии. Вскоре после роспуска ОАР Афлак был переизбран генеральным секретарем Национального командования партии Баас. После революции 8 марта позиции Афлака внутри партии были ослаблены до такой степени, что он был вынужден уйти с поста лидера партии в 1965 году. Афлак был свергнут во время сирийского государственного переворота 1966 года , который привел к расколу внутри партии. Партия Баас. Он бежал в Ливан , но позже отправился в Ирак. В 1968 году Афлак был избран генеральным секретарем возглавляемой Ираком партии Баас ; за время своего пребывания в должности он не занимал фактическая власть. Он занимал этот пост до своей смерти 23 июня 1989 года.

Теории Афлака об обществе, экономике и политике, известные под общим названием баасизм, утверждают, что арабский мир должен быть объединен в одну арабскую нацию, чтобы достичь продвинутого уровня развития. Он критиковал как капитализм, так и коммунизм, а также критиковал точку зрения Карла Маркса на диалектический материализм как на единственную истину. Баасистская мысль уделяла большое внимание свободе и арабскому социализму – социализму с арабскими особенностями, который не был частью международного социалистического движения, как его определял Запад. Афлак верил в разделение государства и религии и был убежденным сторонником секуляризации , но был против атеизма . Хотя он был христианином, он считал ислам доказательством «арабского гения». После раскола партии Баас в 1966 году возглавляемая Сирией партия Баас обвинила Афлака в краже идей аль-Арсузи, назвав его «вором», а позже в 1971 году приговорила его к «смертной казни заочно ». [а] Партия Баас, возглавляемая Ираком, отвергает это и не верит, что аль-Арсузи внес вклад в баасистскую мысль.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Родился 9 января 1910 года в Дамаске семье среднего достатка в православной христианской . [1] его отец, Иосиф, работал торговцем зерном . Афлак сначала получил образование в западных школах французского мандата в Сирии . [2] В 1929 году он покинул Сирию, чтобы изучать философию за границей в Сорбонне в Париже. Во время своего пребывания Афлак находился под влиянием работ Анри Бергсона и встретил своего давнего соратника Салаха ад-Дина аль-Битара , сирийского националиста. [3] Афлак основал Арабский студенческий союз в Сорбонне и открыл для себя труды Карла Маркса . Он вернулся в Сирию в 1932 году и стал активным участником коммунистической политики, но покинул движение, когда правительство Леона Блюма при поддержке Французской коммунистической партии (ФКП) продолжило старую политику Франции в отношении своих колоний. Афлак и другие считали, что ФКП проводила политику независимости по отношению к французским колониям . Не помогло и то, что Сирийско-Ливанская коммунистическая партия (СЛКП) поддержала решение ФКП. С тех пор Афлак рассматривал коммунистическое движение как инструмент Советского Союза . [4] Он был впечатлен организацией и идеологией Антуна Сааде Сирийской социал-националистической партии . [2]

Политическая карьера

[ редактировать ]

Арабское движение Баас: 1940–1947 гг.

[ редактировать ]
Афлак в конце 1930-х годов.

По возвращении в Сирию Афлак и аль-Битар стали учителями в Таджиз ал-Ула, «самой престижной средней школе Сирии». Афлак преподавал историю, а аль-Битар преподавал математику и физику. К 1940 году Афлаку и аль-Битару удалось создать студенческий кружок, который обычно собирался по пятницам. В том же году Арабское движение Ихья» Афлак и аль-Битар создали политическую партию « . В 1941 году они использовали большую часть своего свободного времени, чтобы агитировать за партию. Именно в 1942 году Афлак продемонстрировал свои навыки «убедительного оратора», умевшего с большим эффектом использовать «театральную паузу». [5] Партия сменила название на «Арабское движение Баас», чтобы обозначить радикальные изменения, охватившие Ближний Восток; Рашид Али аль-Гайлани , премьер-министр Ирака , бросил вызов британскому доминированию в Ираке. Замена слова «Возрождение» на «Баас» ( араб . بعث , буквально означает «воскрешение / возрождение ») означала, что арабское возрождение было идеологически заменено необходимостью арабского возрождения. Смена названия побудила Заки аль-Арсузи , лидера арабской партии Баас , обвинить Афлака и аль-Битара в краже у него названия его партии. Хотя оба мужчины продвигали партийную платформу, основанную на арабских националистических позициях, Афлак и аль-Арсузи стали непримиримыми соперниками. [6]

24 октября 1942 года Афлак и аль-Битар ушли со своих преподавательских должностей, решив теперь полностью посвятить себя политической борьбе. [5] В 1941 году был создан Сирийский комитет помощи Ираку для поддержки иракского правительства во главе с Рашидом Али аль-Гайлани против британского вторжения во время англо-иракской войны . [7] Аль-Арсузи, лидер другого арабского движения Баас, скептически относился к новому комитету и выступал против помощи иракцам на том основании, что они в любом случае проиграют. [8] В 1941 году движение начало публиковать документы под названием «Арабское движение Ихья». Позже, в 1945 году, Афлак и аль-Битар обратились к властям французского мандата с просьбой предоставить движению партийную лицензию. Арабское движение Баас не становилось официальной партией до 1947 года, когда оно объединилось с арабским движением Баас аль-Арсузи и основало Арабскую партию Баас . [9] Арабское движение Баас, возглавляемое Афлаком и аль-Битаром, привлекло сторонников из движения Баас аль-Арсузи; В 1940-е годы аль-Арсузи начал уединяться от внимания общественности, у него развилось глубокое недоверие к другим и он стал, по словам некоторых его соратников, параноиком . [10] Когда в 1947 году два движения Баас объединились и создали Арабскую партию Баас, единственной обсуждаемой темой было то, сколько социализма следует включить; Вахиб аль-Ганим и Джалал аль-Сайид из возглавляемого аль-Арсузи движения Баас хотели, чтобы Афлак и аль-Битар приняли более радикальную социалистическую политику. [11]

Основание и первые годы

[ редактировать ]

Первый съезд Арабской партии Баас состоялся в Дамаске в 1947 году. [12] Афлак занял выдающуюся позицию Амида , которую иногда переводят как «дуайен» или «лидер»; [13] и был избран в исполнительный комитет из четырех человек. Согласно конституции, принятой на съезде, это сделало его эффективным лидером партии с широкими полномочиями внутри организации; аль-Битар был избран генеральным секретарем Национального командования. Заки аль-Арсузи , лидер арабской партии Баас, не получил никакой должности или членства в партии. [11] Афлак в роли Амида отвечал за идеологические вопросы и стал наставником партии, а аль-Битар контролировал повседневное управление партией. [14] Слияние оказалось проблематичным: несколько членов партии Баас, возглавляемой аль-Арсузи, были более левыми и, позже, во время пребывания Афлака на посту лидера, стали резко критиковать его руководство. [15]

В конце 1940-х годов Афлак и аль-Битар давали бесплатные уроки по баасистской мысли, а в 1948 году основали газету «Аль-Баас» (англ. Rebirth / воскресение ). Афлак испытал силу партии Баас во время арабо-израильской войны 1948 года после первых поражений Сирии - он возглавил несколько демонстраций против правительства во главе с президентом Шукри аль-Куватли . аль-Куватли Он лично руководил демонстрациями и утверждал, что землевладелец был коррумпированным политиком-капиталистом, который виноват в поражении сирийской армии. Афлак призвал к отставке аль-Куватли и написал несколько статей в «Аль-Баас», критикующих его президентство и его премьер-министра Джамиля Мардама Бея . [14] Позже Афлак был арестован по приказу премьер-министра аль-Куватли Бея. [16] Правительство Аль-Кували было свергнуто в результате государственного переворота, возглавляемого военным офицером Хусни аз-Заимом . Аль-Заим запретил все партии, заявив, что Сирия еще не готова к установлению либеральной демократии . Освобожденный Афлак был повторно арестован во время президентства аз-Займа и отправлен в печально известную тюрьму Меззе . Правление Аль-Заима продлилось недолго, и в августе 1949 года он был свергнут, и его место занял Хашим аль-Атасси , избранный демократическим путем. Аль-Атасси сформировал правительство национального единства , а Афлак был назначен на пост министра образования , единственный правительственный пост, который он когда-либо занимал; он занимал его с августа по декабрь 1949 года. Президентство Аль-Аттаси тоже продлилось недолго, и в 1951 году Адиб Шишакли пришел к власти в результате военного переворота. [17]

Афлак сначала оказал поддержку новому правительству, полагая, что он и партия Баас могут сотрудничать с Шишакли, поскольку они разделяют одни и те же арабские националистические настроения. Его анализ Шишакли оказался неверным, и одним из первых решений Шишакли на посту правителя был запрет всех политических партий, включая партию Баас. [17] Руководство партии Баас и несколько ведущих членов бежали в Ливан из-за усиления репрессий со стороны правительства. В Ливане Афлак и аль-Битар договорились о слиянии Арабской партии Баас и Арабской социалистической партии (АСП) во главе с Акрамом аль-Хаврани с целью создания Арабской социалистической партии Баас в 1952 году. [18] Вновь сформированная партия работала в качестве оперативной базы против правления Шишали - Афлак и остальные также сотрудничали с небаасистскими оппозиционными силами. Шишакли был свергнут в феврале 1954 года. [17]

Силовая политика: 1954–1963 гг.

[ редактировать ]
Афлак (первый ряд, первый справа) с лидерами революции 14 июля 1958 года в Ираке, включая Халеда ан-Накшабенди (первый ряд, слева), Абд ас-Салама Арифа (задний ряд, второй слева), Абд аль- Карим Касим (задний ряд, третий слева) и Мухаммад Наджиб ар-Рубаи (задний ряд, пятый слева)

После свержения аль-Шишаклы Сирия провела демократические выборы первые за пять лет . Партия Баас, возглавляемая Афлаком, аль-Битаром и аль-Хаврани, избрала в парламент 22 члена. [примечание 1] Это увеличение влияния во многом можно приписать аль-Хаврани: несколько старых оплотов АСП проголосовали за партию Баас из-за присутствия аль-Хаврани. [19] К этому времени Афлак терял большую часть своей власти в пользу аль-Хаврани и его сторонников, которые составляли большинство в партии. Доказательством этого стало решение партии Баас открыто сотрудничать с Сирийской коммунистической партией (СКП), против чего выступил Афлак. [20] Афлак был избран генеральным секретарем партии недавно созданного Национального командования (титул, эквивалентный «лидеру партии») на Втором национальном конгрессе партии. [3]

Когда в период правления Объединенной Арабской Республики (ОАР) Нассер вынудил Афлака распустить партию, он распустил партию самостоятельно, вместо того, чтобы созвать съезд по этому вопросу. [21] ОАР оказалась катастрофой для партии Баас - партия была в значительной степени отодвинута на второй план правительством Насера. Движение Баас, которое в 1958 году было на грани того, чтобы стать доминирующим арабским националистическим движением, оказалось в замешательстве после трех лет правления Нассера . [22] Лишь горстка баасистов получила государственные должности в правительстве ОАР, аль-Хаврани стал вице-президентом, а аль-Битар стал министром культуры и ориентации. [23] Несколько членов, в основном молодые, обвинили в этой ситуации Афлака; именно он распустил партию в 1958 году, не посоветовавшись с Национальным конгрессом. Хафез аль-Асад и Салах Джадид , среди других, в конечном итоге создали Военный комитет, чтобы спасти сирийское движение Баас от уничтожения. [24] Третий национальный конгресс партии в 1959 году поддержал решение Афлака о роспуске партии, но Национальный конгресс 1960 года, на котором Джадид был делегатом, представляющим тогда еще неизвестный Военный комитет, отменил это решение и призвал к восстановлению партии Баас. Конгресс также решил улучшить отношения с Насером за счет демократизации ОАР изнутри. Фракция внутри партии, возглавляемая аль-Хаврани, призвала к отделению Сирии. [25] Когда ОАР распалась в 1961 году, некоторые члены аплодировали этому роспуску, среди них был аль-Битар. [23]

Афлак (справа) и аль-Хаврани , вместе в 1957 году.

Партия Баас получила 20 мест по сравнению с 22 на выборах 1961 года . [26] В 1962 году, спустя четыре года, Афлак созвал Пятый конгресс в Хомсе . Аль-Хурани не был приглашен; ячейки, которые оставались активными и игнорировали приказы Афлака, а также баасисты, ставшие насеристами в период ОАР, не были приглашены на конгресс. Афлак был переизбран генеральным секретарем Национального командования и приказал восстановить сирийскую региональную организацию Баас. Во время конгресса Афлак и Военный комитет через Мухаммада Умрана впервые установили контакт; комитет запросил разрешения на инициирование государственного переворота; Афлак поддержал заговор. [27] После успеха иракского государственного переворота в феврале 1963 года , возглавляемого иракским региональным отделением партии Баас , Военный комитет поспешно собрался, чтобы организовать переворот против Назима аль-Кудси президентства . Революция 8 марта , военный переворот, начатый в 1963 году, оказалась успешной, и в Сирии было создано баасистское правительство. [28] Первым приказом заговорщиков было создание Национального совета революционного командования (НКРК), состоящего полностью из баасистов и насеристов и с самого начала контролируемого военными, а не гражданскими лицами. [29]

Начало: 1963–1964 гг.

[ редактировать ]
Афлак и Салах Джадид в 1963 году, вскоре после прихода к власти.

Отношения между баасистами и насеристами были в лучшем случае непростыми. Приход партии Баас к власти в Ираке и Сирии поставил Насера, по его словам, «между молотом и наковальней». Создание союза между Ираком и Сирией ослабило бы его авторитет как панарабского лидера. [30] Насер начал яростные пропагандистские атаки на партию; Афлака отвергли как неэффективного теоретика, над которым высмеивали как марионеточного « римского императора » и обвиняли в том, что он «кипрский христианин». [31] На нескольких собраниях партии Баас Афлак ответил чистым гневом и стал антинасеристом. Из-за позиции, которую он занял, Афлак поссорился с аль-Битаром, который все еще считал, что есть шанс восстановить хорошие связи с Насером. [32]

Разрыв с Насером ослабил первоначальных лидеров партии Баас, что, в свою очередь, дало Военному комитету возможность для расширения. После прихода к власти Военный комитет искал теоретического руководства, но вместо того, чтобы отправиться в Афлак для решения проблем (что было обычным делом раньше), они связались с марксистской фракцией партии во главе с Хаммудом аш-Шуфи . [33] На сирийском региональном конгрессе баасистов Военный комитет «доказал», что он восстает в равной степени против Афлака и традиционного руководства, а также против их умеренной социальной и экономической политики. Военный комитет стремился отстранить Афлака от власти, полагая, что он стал старым и немощным. На Шестом национальном конгрессе, состоявшемся в октябре 1963 года, Афлак едва смог удержаться на посту генерального секретаря — марксистские фракции во главе с аль-Шуфи и Али Салихом аль-Саади в Сирии и Ираке соответственно составляли большинство. группа. Еще одна проблема, с которой столкнулся Афлак, заключалась в том, что некоторые из его коллег не были избраны на партийные должности, например, аль-Битар не был переизбран на место в Национальном командовании. Вместо традиционного гражданского руководства постепенно росло новое руководство, состоящее из офицеров; Джадид и Амин аль-Хафиз из Сирии, а также Ахмед Хасан аль-Бакр и Салих Махди Аммаш из Ирака были избраны в Национальное командование. Хотя Военный комитет фактически взял контроль над партией Баас у гражданского руководства, он был чувствителен к такой критике и заявил в идеологической брошюре, что гражданско-военный симбиоз имеет большое значение для социалистического восстановления. быть достигнуто. [34] Для внешнего мира Афлак казался главным. Как тунисская газета L'Action tunisienne [ fr ] написала ; «Философ, совершивший два переворота [иракский и сирийский перевороты] за месяц». [35]

Движение Баас протекало не так гладко, как считал остальной мир; Иракское региональное отделение уже начало терять членство. Иракские военные и боевое подразделение партии, Национальная гвардия , ненавидели друг друга. Аль-Сади, региональный секретарь иракского регионального отделения, в конечном итоге был сослан в Мадрид , Испания, 11 ноября несколькими офицерами и умеренными баасистами. [36] Обеспокоенный Афлак поспешно приехал из Сирии и распустил Региональное командование иракского регионального отделения, заявив, что Национальное командование будет управлять Ираком вместо него до тех пор, пока не будет избрано новое региональное командование. Это не было тепло встречено большинством иракских офицеров и баасистов - идея о том, что христианин должен править мусульманской страной, считалась «бесчувственной».

Ситуация в Ираке не улучшилась. Абдул Салам Ариф , президент Ирака и насерист, задумал 18 ноября государственный переворот против партии Баас, который увенчался успехом. Мечта о том, чтобы загнать в угол панарабский проект Насера, закончилась; вместо этого именно Насер и насеристы загнали в угол движение Баас. Услышав эту новость, Афлак и несколько баасистов бежали из Ирака в Сирию. [37]

Раскол: 1964–1965 гг.

[ редактировать ]

После ссоры с Военным комитетом, членом которого он был, Мухаммад Умран рассказал Афлаку о секретных планах комитета по свержению гражданского руководства во главе с Афлаком и захвату партии Баас. Вскоре после этого Умран был отправлен в изгнание в качестве посла в Испании за поддержку фракции Афлак. [38] Афлак отреагировал на угрозу, исходящую от его руководства, сославшись на свою должность генерального секретаря и призвав Национальное командование распустить Региональное командование . Он был вынужден отозвать свой запрос, когда большинство членов партии Баас выступили против такого шага. Борьба за власть между Афлаком и Военным комитетом развернулась открыто; но эту борьбу Афлак проигрывал. [38] С самого начала было ясно, что инициатива принадлежит силам, выступающим против Афлака. [39] Чтобы противостоять военной угрозе, Афлак применил против них партийные правила и положения. Чтобы противостоять этому, Военный комитет подружился с гражданской фракцией, стойко выступающей против Афлака, называющей себя «Регионалистами» - эта группа не распустила свои партийные организации, как приказал Афлак в 1950-х годах. [39]

Региональный конгресс Сирийского регионального отделения в марте 1965 года передал власть от центра, Национального командования, Региональному командованию. С этого момента региональный секретарь регионального командования считался по должности главой сирийского государства . Региональный секретарь имел право назначать премьер-министра, кабинет министров, начальника штаба и высшего военного командования. Афлак был встревожен ходом событий, и в мае он созвал Восьмой национальный конгресс, чтобы организовать решающую схватку между своими последователями и членами Военного комитета. Однако этого так и не произошло. Несколько гражданских членов Национального командования, такие как ливанец Джибран Мадждалани и саудовец Али Ганнам , посоветовали соблюдать осторожность, полагая, что, если он будет слишком сильно оказывать давление на Военный комитет, военные возьмут на себя управление сирийским региональным отделением, а затем и партией Баас. — как это произошло в Ираке после изгнания Иракского регионального отделения.Из-за их беспокойства Афлак хранил молчание. Но, к его удивлению, молчание привело к тому, что он потерял свой пост генерального секретаря: Афлака сменил на посту генерального секретаря Национального командования Муниф ар-Раззаз , иорданец сирийского происхождения. Однако власть между двумя лагерями неожиданно поменялась, когда Амин аль-Хафиз перешел в лагерь Афлака. В отличие от других офицеров аль-Хафиз имел очень мало влияния внутри партии или за ее пределами. [40] Бегство аль-Хафиза привело к возобновлению активности внутри фракции Афлака, аль-Битар и Умран были возвращены из Испании, чтобы сформировать новое правительство. [41]

Падение: 1966–1968 гг.

[ редактировать ]
Ахмед Хасан аль-Бакр (слева), региональный секретарь иракского отделения Баас, пожимает руку Афлаку в 1968 году.

Аль-Раззаз, преемник Афлака на посту генерального секретаря, происходил из фракции, поддерживающей Афлака. После бегства аль-Хафеза он приказал, чтобы Национальное командование стало де-юре правящим органом партии Баас. Он назначил аль-Битара премьер-министром, министра обороны Умрана, Мансура аль-Атраша председателем Национального совета революционного командования , а аль-Хафиз сохранил свой пост президента Сирии . Салах Джадид , лидер Военного комитета, в ответ арестовал нескольких сторонников Умрана. В ответ Умран уволил несколько проджадидских чиновников. Самым важным из этих увольнений стало отстранение Ахмада Сувайдани от поста главы военной разведки страны до главы Офицерского управления. [42] 23 февраля в результате государственного переворота под руководством Джадида и Хафеза аль-Асада было свергнуто сирийское правительство и руководство партии Баас. [43] Афлак был изгнан из Сирии и ему было приказано никогда не возвращаться на родину. Члены других фракций партии бежали; Афлак был схвачен и помещен под стражу вместе с другими сторонниками Афлака в правительственном гостевом доме. [44] Когда в августе того же года новые правители начали чистку, Афлаку удалось бежать с помощью Насима аль-Сафарджалани и Малека Башура , близких друзей и коллег, и, следовательно, он смог бежать в Бейрут , Ливан. [45] а затем в Бразилию . [46]

Падение Афлака вызвало раскол внутри партии Баас; партия была де-факто распущена, и были созданы две партии Баас: одна партия Баас, возглавляемая Ираком , и одна партия Баас, возглавляемая Сирией . Партию, возглавляемую сирийцами, возглавляли Джадид и его сторонники, и она провозглашала Заки аль-Арсузи , основателя арабской партии Баас в 1940 году, отцом баасистской мысли , в то время как возглавляемая Ираком партия во главе с Ахмедом Хасаном аль- -Бакр и Саддам Хусейн по-прежнему провозглашали Афлака основателем баасистской мысли. [47] В феврале 1966 года на Девятом национальном конгрессе, состоявшемся после переворота, в результате которого была свергнута фракция сторонников Афлака, иракская делегация раскололась с сирийскими баасистами. Иракцы провели настоящий Девятый национальный конгресс в феврале 1968 года в Бейруте. [48] и избрал Афлака генеральным секретарем Национального командования. [42] Избрание Афлака на пост генерального секретаря также оказалось его окончательным разрывом с аль-Битаром; Перед созывом съезда аль-Битар объявил, что покинул партию Баас и отказался от баасистского движения в целом. [49]

Партия Баас, возглавляемая Ираком: 1968–1989 гг.

[ редактировать ]
Мишель Афлак в разговоре с Саддамом Хусейном в 1988 году.

Афлак переехал в Багдад после своего переизбрания на пост генерального секретаря в феврале 1968 года. Он оставался там до 1970 года, когда случился Черный сентябрь . Он раскритиковал руководство Баас за то, что оно сделало слишком мало для помощи Организации освобождения Палестины во время конфликта. [42] Во время конфликта Афлак активно лоббировал Ясира Арафата и ООП. Афлак хотел иракского вмешательства; Однако аль-Бакр отказался вовлекать Ирак в такой конфликт. Из-за этого Афлак вернулся в Ливан в добровольное изгнание. [42] Правительство Хафеза аль-Асада , президента Сирии , заочно приговорило Афлака к смертной казни в 1971 году. [7]

Дальнейшая жизнь и смерть

[ редактировать ]

После четырех лет добровольного изгнания Афлак вернулся в Ирак в 1974 году, за год до гражданской войны в Ливане . начала [50] Он воздерживался от участия в иракской политике. В этот период он опубликовал несколько работ, наиболее заметной из которых является «Борьба с искажением движения арабской революции» в 1975 году. Афлак частично восстановил свое влияние, когда подружился с Саддамом Хусейном , президентом Ирака с 1979 по 2003 год. Во время ирано-иракской войны иранское руководство обвинило Хусейна в том, что он находится под контролем христианина, а самого Афлака назвали «христианским неверным». [42] По сути, на протяжении всего своего пребывания на посту генерального секретаря в Ираке Афлаку оказывали все должное уважение как основателю движения Баас, но в вопросах выработки политики его игнорировали. [50]

Афлак умер 23 июня 1989 года в Париже после операции на сердце. [7]

Предполагаемое обращение в ислам

[ редактировать ]
Гроб Афлака несут Саддам Хусейн и Иззат Ибрагим ад-Дури

Саддам Хусейн утверждал, что Афлак перед своей смертью принял ислам. По словам анонимных западных дипломатов, собственная семья Афлака не согласилась с этим утверждением. [51] однако сын Афлака, Ияд, подтвердил, что его отец думал о обращении в веру в 1980 году. [52] После своего спорного обращения он предположительно взял « Ахмад ». имя [53] По мнению немецких востоковедов Мартина Роббе и Герхарда Хёппа, обращение произошло до 1988 года. [54] Несмотря на разногласия по поводу его религии, ему устроили исламские похороны. [50] По данным Центра Беркли, анонимные члены семьи Афлака заявили, что обращение Афлака в христианство было ложью, придуманной Саддамом Хусейном, которую он использовал в качестве инструмента для дистанцирования баасизма от христианства . [55] Гробница, построенная по приказу Хусейна, позже использовалась американскими солдатами в качестве военной казармы после американского вторжения в Ирак в 2003 году для войск, дислоцированных в Зеленой зоне . [56] [57] Семья Афлака сообщила, что гробница сильно пострадала во время вторжения. [58]

Похороны

[ редактировать ]

После его смерти в 1989 году его устроили государственные похороны. большая гробница и мавзолей была возведена Для него . Гробница, широко признанная произведением большого художественного достоинства, спроектированная иракским архитектором Чадаги , была расположена на западной территории панарабской штаб-квартиры партии Баас , на пересечении улицы Аль-Кинди и эстакады на скоростной автомагистрали Кадисия. Хотя ходили слухи и обвинения в том, что его могила была разрушена во время войны в Ираке 2003 года , погребальная камера и здание над ней остались нетронутыми. Его купол, выложенный синей плиткой, можно увидеть над бетонными Т-образными стенами, окружающими периметр лагеря. [59] [60] [61] [62]

Мишель Афлак
Эра Современная философия
Область Ближневосточная философия
Школа Баасизм , арабский национализм , арабский социализм
Основные интересы
Политика, философия, социология , национализм, филологии история
Известные идеи
Главный основатель баасизма (совместно с аль-Битаром и Заки аль-Арсузи ), «Битва за одну судьбу» , «Борьба с искажением движения арабской революции».

«Единство, свобода, социализм»

[ редактировать ]

Какая свобода может быть шире и значительнее, чем связывать себя возрождением своей нации и ее революцией? Свобода, к которой мы стремимся, не противоречит законодательным мерам по ограничению эксплуатации феодалов, капиталистов и оппортунистов. Это новая и строгая свобода, которая противостоит давлению и путанице. Диктатура — это ненадежная, неподходящая и противоречивая система, не позволяющая росту сознания народа.

- Афлак в речи, рассказывающий об одном из ключевых принципов Баас; «Свобода придет к арабам через единство [создание арабской нации]» [63]

Лозунг Арабской социалистической партии Баас «Единство, свобода, социализм» является ключевым принципом мысли Афлака и Баас. Единство означало объединение арабского народа в одну нацию, Арабскую Нацию . Создание арабской нации будет иметь прямые последствия для арабского развития. Создание этого нового государства привело бы к арабскому Баасу (буквально означающему « Возрождение »). [2] Арабские нации его времени могли лишь постепенно «приходить в упадок», если не были объединены; у этих народов были различные недуги – « феодализм , сектантство , регионализм , интеллектуальный реакционизм ». По мнению Афлака, единственным способом «вылечить» арабские страны было революционное движение. Афлак находился под влиянием марксизма , поскольку он видел необходимость в авангардной партии, которая будет управлять арабской нацией в течение неопределенного периода времени (этот период будет переходом от старого к новому). [64]

Потребность в свободе была одной из определяющих черт баасизма. [65] однако свобода не в том смысле, который используется либеральными демократиями . [66] Афлак твердо верил в плюрализм мысли . [65] но против плюрализма в форме голосов. Теоретически партия Баас будет править и направлять народ в переходный период, не консультируясь с народом. [66] потому что партия знала, что правильно. [67]

Последний принцип, «социализм», означал не социализм, как его определяют на Западе, а, скорее, уникальную форму арабского социализма. Афлак придумал слово « арабский социализм» для обозначения своего варианта социализма. Социализм в своей первоначальной форме в арабском мире, по мнению Афлака, впервые возник при правлении Мухаммеда . Смысл арабского социализма заключался не в том, чтобы ответить на такие вопросы, как: насколько государственный контроль необходим или экономическое равенство; но вместо этого арабский социализм был системой, которая освободила арабский народ от угнетения и порабощения, что, в свою очередь, создало независимых личностей. [68]

Афлак выступал против мнения Маркса о том, что диалектический материализм был единственной истиной, но считал, что «важность материальных экономических условий в жизни» была одним из величайших открытий в современной истории. [69] Несмотря на это, Афлак критически относился как к капитализму, так и к коммунизму и не хотел, чтобы ни один из двух силовых блоков рухнул во время холодной войны , полагая, что холодная война была своего рода сдерживающим фактором и балансом их власти. [70] На протяжении более двух десятилетий сборник эссе Мишеля Афлака под названием « Фи Сабиль аль-Баас » (в переводе: «Дорога к Возрождению») был основной идеологической книгой партии Баас . Работа была опубликована издательством Aflaq в 1940 году. [71]

Взгляды на религию

[ редактировать ]

Защита Афлаком национального возрождения противоречила проблеме согласования целей арабского национализма с универсальными исламскими ценностями, столь укоренившимися в арабской жизни. Его ответом было утверждение, что ислам является наиболее возвышенным выражением арабизма : одно выросло из другого и между ними нет противоречия. Утверждая, что ислам с момента своего зарождения, раскрытый в арабском Коране, отвечает потребностям арабов, воплощает арабские ценности и побуждает арабов к завоеванию известного мира. Идея того, что ислам является культурой, а не верой, привлекла особое внимание арабских христиан, таких как Афлак. Однако эти взгляды были весьма неортодоксальными и противоречивыми, когда они были озвучены на лекциях в Дамасском университете. Они вызвали резкую критику со стороны набожных мусульман, которые считали оскорбительным предположение о том, что арабский гений был расцветом ислама, а не откровением Бога. Кроме того, христиане обвинили его в предательстве и прозвали его «Мухаммед Афлак». [72]

Находясь под влиянием смеси радикальных идей Гоббса и марксизма , Мишель Афлак рассматривал религию как « опиат масс », который подрывает усилия по продвижению социалистической революции . В 1956 году Афлак утверждал, что религия была инструментом, используемым элитами традиционного общественного строя для поддержания коррумпированной системы, которая способствовала угнетению и эксплуатации более слабых классов общества. Он также утверждал, что репрессивная элита регулярно использовала религию для успокоения людей и предотвращения массовых революций, направленных против преобладающего социально-политического порядка. [73] Афлак написал в своем сборнике эссе под названием « Фи Сабиль аль-Баас » (перевод «Дорога к Возрождению»):

«... угнетенные, которые видят в религию в эту эпоху оружие, на которое полагаются угнетатели... те, кто эксплуатируют коррумпированную ситуацию, эксплуатируют эту коррупцию, потому что она одурманивает людей и потому что она не позволяет людям совершить революцию против своих угнетателей и своих поработители». [74]

То, что Афлак видел в исламе, было революционным движением. В отличие от других национальностей, арабское пробуждение и экспансия объяснялись религиозным посланием. Из-за этого Афлак считал, что духовность арабов напрямую связана с исламом, поэтому невозможно исключить ислам из уравнения того, что по сути является арабским, а что нет. Арабский национализм , так же, как и ислам при жизни Мухаммеда , был духовным революционным движением, ведущим арабов к новому Ренессансу : арабский национализм был второй революцией, появившейся в арабском мире. По мнению Афлака, все арабские религиозные общины должны уважать и поклоняться духовности ислама, даже если они не поклонялись исламу в религиозном смысле – Афлак был христианином, поклонявшимся исламу. [75] Афлак не считал необходимым поклоняться Мухаммеду, но считал, что все арабы должны стремиться подражать Мухаммеду. По словам самого Афлака, арабы «принадлежат к нации, которая породила Мухаммеда; или, скорее, потому, что этот арабский человек является членом сообщества, на создание которого Мухаммед вложил все свои усилия… Мухаммед был всеми арабами; давайте сегодня сделаем всех арабов Мухаммедами». По мнению Афлака, мусульманин времен Мухаммеда был синонимом арабов: арабы были единственными, кто проповедовал послание ислама при жизни Мухаммеда. В отличие от Иисуса, который был религиозным, но не политическим лидером, Мухаммед был одновременно первым лидером ислама и арабского мира. Следовательно, секуляризация не могла принять в арабском мире ту же форму, что и на Западе. [76]

Афлак призвал всех арабов, как мусульман, так и немусульман, восхищаться той ролью, которую ислам сыграл в формировании арабского характера. Но его взгляд на ислам был чисто духовным, и Афлак подчеркнул, что ислам «не следует навязывать» государству и обществу. Снова и снова Афлак подчеркивал, что партия Баас выступает против атеизма , но также и против фундаментализма . Для него любой фундаментализм представлял собой «поверхностную, ложную веру». Согласно идеологии Баас, все религии равны. Несмотря на свою антиатеистическую позицию, Афлак был решительным сторонником светского правительства и заявил, что баасистское государство заменит религию государством, «основанным на фундаменте - арабском национализме и моральной свободе». [77]

Прием и наследие

[ редактировать ]
Теоретический вклад Афлака был встречен неоднозначной реакцией.

Фуад Аджами раскритиковал Афлака за отсутствие реального содержания, заявив: «Почти триста страниц текста с его стороны не дают понимания того, что пошло не так и что нужно было сделать; есть только видимое увлечение словами», и «Афлак призывает партию отказаться от власти и вернуться к своей «чистой сути». В этой критике есть доля правды». Афлак потратил много времени и энергии, оптимистично рассказывая о будущем и прошлом арабской нации, а также о том, как можно объединить арабский мир. Как отмечает Кэнан Макия, автор книги « Республика страха: политика современного Ирака », «для Афлака реальность ограничена внутренним миром партии». В отличие от других философов, таких как Карл Маркс или Джон Локк , идеологический взгляд Афлака на мир не дает четкой позиции в отношении материалистического или социально-экономического поведения человечества. [78] В то время как другие философы проводят различие между тем, что реально, а что нет, то есть между предписывающим и дескриптивным анализом, Афлак, как правило, не определял, что есть и что должно быть. По его мнению, оба они отнесены к одной и той же категории: то, что достижимо . [79]

В отличие от своего давнего друга и коллеги Салах ад-Дина аль-Битара , который был более практичным в политике, Афлак был «провидцем, мечтателем, совершенно непригодным для политической жизни». [80] Его соратники описывали Афлака как « аскетичного , застенчивого и напряженного человека, живущего простой и неприхотливой жизнью». [81] Его обвиняли в том, что он искал помощи у других людей вместо того, чтобы достичь своей цели самостоятельно или с другими людьми, которых он возглавлял; Афлак сотрудничал с Гамалем Абдель Насером , Абд аль-Каримом Касимом и Абдул Рахманом Арифом в 1958 году, с Ахмедом Хасаном аль-Бакром и Али Салихом аль-Сади в 1963 году и, наконец, в 1970-х годах с Саддамом Хусейном . [81] Есть несколько баасистов, в основном из партии Баас, возглавляемой Сирией , которые считают, что Афлак украл баасистскую идеологию у ее первоначального основателя Заки аль-Арсузи . Эти люди осудили Афлака и заклеймили его как «вора». [82]

В своих произведениях Афлак решительно выступал за свободу слова и другие права человека, а также за помощь низшим классам. Во время постепенного прихода к власти в Сирии Военного комитета Афлак сплотился против того, что он считал установлением военной диктатуры вместо демократии, которую планировал Афлак. [43] Эти идеалы так и не были реализованы правительствами, использовавшими его идеологию. Большинство ученых считают, что правительство Асада в Сирии и правительство Саддама Хусейна в Ираке использовали идеологию Афлака лишь как предлог для установления диктатуры. [83]

Избранные произведения

[ редактировать ]
  • Ради воскресения (англ. On the Way of Resurrection , опубликовано в 1947 г.)
  • Союз Сирии и Египта (английский: Единство Сирии и Египта , опубликовано в 1958 г.)
  • Битва за одну судьбу (англ. The Battle for One Destiny , опубликовано в 1958 г.)
  • Начальная точка (англ. The Starting Point , опубликовано в 1971 г.)
  • Баас и арабское единство (англ. The Ba'ath and Arab Unity , опубликовано в 1972 г.)
  • Баас и социализм (английский: Баас и социализм , опубликовано в 1973 г.)
  • Борьба против искажения арабского революционного движения (англ. The Struggle Against Distorting the Movement of Arab Revolution Movement , опубликовано в 1975 г.)

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Точное количество мест, завоеванных Арабской социалистической партией Баас, варьируется от 16 до 22.
    • Абдулгани, Джасим (1984). Ирак и Иран: годы кризиса . Тейлор и Фрэнсис . п. 28 . ISBN  978-0801825194 .
    • Бешара, Адель (2005). Ливан: Политика разочарования - Неудавшийся переворот 1961 года (1-е изд.). Рутледж . п. 40 . ISBN  978-0415351133 .
    • Комминс, Дин (2004). Исторический словарь Сирии . Пугало Пресс . п. 66 . ISBN  978-0810849341 .
  1. ^ Источники:
    • Такер, Спенсер (2010). «Афлак, Мишель». Энциклопедия войн на Ближнем Востоке: Соединенные Штаты в конфликтах в Персидском заливе, Афганистане и Ираке . Том. 1. АВС-КЛИО . стр. 29, 30. ISBN.  978-1851099474 .
    • Крэгг, Кеннет (1991). «7: Современные арабы и намерения арабизма». Арабские христиане: история Ближнего Востока (1-е изд.). Луисвилл, Кентукки, США: Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 162. ИСБН  0-664-22182-3 .
    • А. Шуп, Джон (2018). «Выдающиеся люди в истории Сирии». История Сирии . Санта-Барбара, Калифорния 93116-1911, США: ABC-CLIO, LLC. стр. 151, 152. ISBN.  978-1-4408-5834-5 . LCCN   2018020377 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
    • Тиби, Басам (1997). «11: Панарабский национализм как вестернизированная идеология и политика арабских государств: между батизмом и насеризмом до Шестидневной войны». Арабский национализм: между исламом и национальным государством (3-е изд.). Лондон, Великобритания: Macmillan Press Ltd., с. 205. ИСБН  978-0-333-63647-3 .
    • Дуайер, Кевин (2016). Арабские голоса: Дебаты о правах человека на Ближнем Востоке . 711 Третья авеню, Нью-Йорк, Нью-Йорк 10017: Рутледж. ISBN  978-1-138-19070-2 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
    • Робертс, Дэвид (2015). «11: Хафиз аль-Асад – Я». Баас и создание современной Сирии (Издания библиотеки Routledge: Сирия, ред.). Абингдон, Оксон: Рутледж. п. 103. ИСБН  978-0-415-83882-5 .
  1. ^ Хелмс 1984 , стр. 64–65 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Салем 1994 , с. 61 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беневик и Грин, 1988 , с. 4 .
  4. ^ Али 2003 , с. 110 .
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сил 1990 , с. 29 .
  6. ^ Сил 1990 , с. 30 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Такер 2010 , с. 30 .
  8. ^ Кертис 1971 , с. 139 .
  9. ^ Рабиль 2006 , стр. 17 .
  10. ^ Кертис 1971 , стр. 138–139 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сил 1990 , с. 34 .
  12. ^ Rabinovich 1972 , p.  228 .
  13. ^ Джабель 1966 , с. 31 .
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мубайед 2006 , с. 131 .
  15. ^ Абдулгани 1984 , с. 27 .
  16. ^ Мубайед 2006 , стр. 131–132 .
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мубайед 2006 , с. 132 .
  18. ^ Джордж 2003 , стр. 66–67 .
  19. ^ Комминс 2004 , с. 66 .
  20. ^ Абдулгани 1984 , с. 28 .
  21. ^ Сил 1990 , с. 98 .
  22. ^ Сил 1990 , с. 65 .
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Райх 1990 , с. 109 .
  24. ^ Сил, 1990 , стр. 61–62 .
  25. ^ Сил 1990 , с. 66 .
  26. ^ Нолен, Флориан и Хартманн 2001 , с. 221.
  27. ^ Сил 1990 , с. 75 .
  28. ^ Сил, 1990 , стр. 76–78 .
  29. ^ Сил 1990 , с. 78 .
  30. ^ Сил 1990 , с. 81 .
  31. ^ Сил, 1990 , стр. 81–82 .
  32. ^ Сил 1990 , с. 82 .
  33. ^ Сил 1990 , с. 86 .
  34. ^ Сил 1990 , с. 88 .
  35. ^ Сил 1990 , с. 90 .
  36. ^ Сил, 1990 , стр. 90–91 .
  37. ^ Сил 1990 , с. 91 .
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сил 1990 , с. 96 .
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сил 1990 , с. 97 .
  40. ^ Сил 1990 , с. 99 .
  41. ^ Сил, 1990 , стр. 100–101 .
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Мубайед 2006 , с. 347 .
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мубайед 2006 , с. 134 .
  44. ^ Сил 1990 , с. 102 .
  45. ^ Сил 1990 , стр. 111 .
  46. ^ Комминс 2004 , с. 26 .
  47. ^ Бенджио 1998 , с. 218 .
  48. ^ Костинер 1998 , с. 36 .
  49. ^ Райх 1990 , с. 110 .
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шаир 2006 , с. 39 .
  51. ^ Харрис 1997 , с. 39 .
  52. ^ alarabiya.net
  53. ^ Бёверинг, Герхард; Кроун, Патрисия; Мирза, Махан, ред. (2013). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли (иллюстрированное издание). Издательство Принстонского университета. п. 22. ISBN  9780691134840 .
  54. ^ Мартин Роббе, Герхард Хёпп: Мир ислама - история и повседневная жизнь религии , стр. 149. Urania-Verlag, Лейпциг/Йена/Берлин, 1988 г.
  55. ^ «Мишель Афлак» . Джорджтаунский университет . Архивировано из оригинала 29 июля 2013 года . Проверено 21 декабря 2011 г.
  56. ^ Робертсон, Кэмпбелл; Фаррелл, Стивен (31 декабря 2008 г.). «Зеленая зона, сердце американской оккупации, возвращается под контроль Ирака» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 декабря 2011 г.
  57. ^ Дом Диггити (23 мая 2006 г.). «Футбол и баасизм» . Дом в Ираке . Проверено 3 марта 2012 г.
  58. ^ Фиск, Роберт (11 сентября 2009 г.). «Саддам вернулся, поскольку Ирак обвиняет Сирию в укрытии баасистских бомбардировщиков» . Независимый . Великобритания: Independent Print Limited . Архивировано из оригинала 14 мая 2022 года . Проверено 21 декабря 2011 г.
  59. ^ Мишель Афлак // Энциклопедия Ближнего Востока. Ами Иссерофф, 14 октября 2008 г.
  60. ^ Несчастная загробная жизнь Мишеля Афлака // Фонд Карнеги за международный мир. Арон Лунд, 10 марта 2014 г.
  61. ^ Афлак, символ общего прошлого Ирака и Сирии // Global News Journal. Мисси Райан, 20 сентября 2009 г.
  62. ^ Мемориал с голубым куполом в честь основателя партии Баас Мишеля Афлака.
  63. ^ Хопвуд 1988 , с. 87 .
  64. ^ Салем 1994 , с. 62 .
  65. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Салем, 1994 , стр. 66–67 .
  66. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Салем 1994 , стр. 67–68].
  67. ^ Салем 1994 , с. 67 .
  68. ^ Салем 1994 , стр. 69–70 .
  69. ^ Салем 1994 , с. 68 .
  70. ^ Гинат 2010 , с. 118 .
  71. ^ «Мишель Афлак» . Гарвард.edu . Архивировано из оригинала 21 октября 2020 года.
  72. ^ Сил, Патрик (1995). Асад Сирийский: борьба за Ближний Восток (1. Печат. в мягкой обложке., Изд.). Беркли, Калифорния: Univ. из Калифорнии Пресс. ISBN  978-0-520-06976-3 .
  73. ^ Рубин, Барри (2007). «2: Самая нестабильная страна в мире, 1946–1970». Правда о Сирии . 175 Пятая авеню, Нью-Йорк, Нью-Йорк 10010: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 37, 38. ISBN.  978-1-4039-8273-5 . {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  74. ^ «Сирия Башара: режим и его стратегическое мировоззрение» (PDF) . стр. 364–365. Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2011 года . Проверено 8 марта 2013 г.
  75. ^ Враг 1998 , с. 198 .
  76. ^ Враг 1998 , стр. 198–199 .
  77. ^ Харрис 1997 , с. 33 .
  78. ^ Враг 1998 , с. 201 .
  79. ^ Враг 1998 , стр. 201–202 .
  80. ^ Хопвуд 1988 , с. 88 .
  81. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Беневик и Грин, 1988 , с. 5 .
  82. ^ Кертис 1971 , с. 138 .
  83. ^ Такер и Робертс 2008 , с. 183 .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5a779214cf0684a8b4226192d79358f0__1719594360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5a/f0/5a779214cf0684a8b4226192d79358f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Michel Aflaq - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)