Jump to content

Арабский социализм

Арабский социализм ( араб . الإشتِراكيّة العربية , латинизированный : Аль-Иштиракия Аль-Арабия ) — политическая идеология, основанная на сочетании панарабизма и социализма . Арабский социализм отличается от гораздо более широкой традиции социалистической мысли в арабском мире , которая предшествовала арабскому социализму на целых пятьдесят лет. Термин «арабский социализм» ввёл Мишель Афлак . [1] главный основатель баасизма и арабской социалистической партии Баас в Сирии , чтобы отличить свою версию социалистической идеологии от международного социалистического движения.

История [ править ]

Исходное значение [ править ]

Социализм был основным компонентом баасистской мысли и фигурировал в трехстороннем лозунге партии «единство, свобода , социализм». [2] Однако, используя термин «арабский социализм», Афлак не имел в виду интернационалистскую разновидность социализма; его концепция разрешила социализм с помощью арабского национализма . [2] Афлак считал, что классический международный социализм Европы девятнадцатого века не подходит арабскому миру на том основании, что западный социализм «был вынужден противостоять не только капитализму, но и национализму, который защищал капитализм, религии, которая его защищала, и против каждой концепции, призывающей к консерватизму и освящению прошлого». [3] В письменном заявлении от 1946 года Афлак написал: «Арабские националисты — социалисты», следовательно, «между националистами и социалистами не существует ни несовместимости, ни противоречия, ни войны». [2] По его мнению, социализм был подчинен проекту арабского единства и свободы, однако он действительно считал, что борьба за арабское освобождение и единство - это то же самое, что борьба за социализм, полагая, что это две стороны одной медали. [2] Целью арабской освободительной борьбы была борьба с империализмом , противодействие правящим классам и борьба за социальную справедливость . [2] Далее он отметил, что «социально-экономический вопрос является вопросом первостепенной важности в нашей жизни, но он напрямую связан с более широкой проблемой национализма» и «мы хотим, чтобы социализм служил нашему национализму». [4]

Социализм, предусмотренный в конституции партии 1947 года и в более поздних документах вплоть до создания Объединенной Арабской Республики , является умеренным и практически не проявляет признаков марксизма . [4] В конституции партии 1947 года говорится: «Социализм — это необходимость, исходящая из глубин арабского национализма… Социализм представляет собой идеальный социальный порядок [для] арабского народа ». [4] Партия Баас была основана в 1947 году как Арабская партия Баас. Она стала Арабской социалистической партией Баас в 1952 году, когда она объединилась с Арабской социалистической партией . [4] Позже, в 1950 году, Афлак определил социализм как «не самоцель, а скорее необходимое средство, гарантирующее обществу высший уровень производства с максимальным пределом сотрудничества и солидарности между гражданами... Арабское общество... нуждается в социальный порядок с более глубокими основаниями, более широкими горизонтами и более сильной реализацией, чем умеренный британский социализм». [5] Советский аналитик по вопросу движения Баас отметил: «Концепция социалистической структуры , [как она] появилась в статьях и выступлениях… [в] период зарождения нового движения [Баас] ... был лишь смутным очертанием едва развитого идеологического негатива». [5]

Партийная конституция 1947 года призывала к «справедливому перераспределению богатства », государственной собственности на коммунальные услуги , природные ресурсы , крупную промышленность и транспорт , государственному контролю над внешней и внутренней торговлей , ограничению аграрных владений собственников до размера, который мог себе позволить владелец. культивирование, экономика под своего рода государственным контролем, участие рабочих в управлении и распределении прибыли , уважение наследства и права частной собственности . [5] В баасистских трудах 1940-х и 1950-х годов заметное место занимала обеспокоенность эксплуатацией одной группы граждан другой. [5] Партия запретила эксплуатацию в своей конституции. [5] Далее он призывал к уничтожению классов и классовых различий в будущем обществе. [5] В 1955 году Афлак определил социализм как «разделение ресурсов страны ее гражданами». [5]

Хотя Афлаку всегда было проще определять социализм как то, чем он не является, одно, в чем он и Салах ад-Дин аль-Битар были уверены, заключалось в том, что арабский социализм не был коммунистическим или каким-либо образом связан с коммунизмом. [5] Частично причиной этого стала поддержка Коммунистической партией Франции продления французского мандата в Сирии . [5] В публикации, опубликованной вскоре после принятия этого решения, Афлак написал: «Если меня попросят дать определение социализму, я не буду искать его в работах [Карла] Маркса и [Владимира] Ленина ». [6] Главным кардинальным различием между арабским социализмом и коммунизмом, по мнению Афлака и баасистов в целом, была кардинальная роль, отведенная национализму . [6] Поскольку все в баасистской мысли было каким-то образом связано с арабским национализмом, Афлак не смог преодолеть разрыв между национализмом и коммунистическим интернационализмом . [6] Однако он отметил Иосипа Броз Тито политику самоопределения во время правления Югославией . [5] Еще одно отличие заключалось в том, что Афлак не поддерживал коммунистическую идею о том, что классовая борьба была центральным элементом всей истории человечества, отдавая эту роль вместо этого национализму. [6] Арабский социализм отвергал коммунизм, считая его лживым, поскольку стремился связать «судьбу арабов с судьбой другого государства, а именно России». [3]

Радикализация термина [ править ]

Однако в 1950-х годах стало очевидным изменение взглядов на социализм внутри партии Баас. [7] Джамаль аль-Атасси в письме, датированном 1956 годом, писал, что, хотя арабский социализм не был коммунизмом, партия могла бы поучиться на опыте социалистических стран тому, как построить социалистическое общество. [7] Примерно в это же время в баасистской литературе начали активно использоваться вдохновленные коммунистами термины, такие как «народные массы» и «народная организация», при этом в то же время больше, чем раньше, подчеркивалось классовый конфликт. [7] Он писал, что «социализм не сможет реализовать свои цели, если не начнет с [факта] разделения, различия и конфликта между структурами и классами общества». [7] Атасси завершил статью, призвав «угнетенные классы» рабочих, крестьян и «других борцов» присоединиться к усилиям по свержению угнетателей и созданию единого арабского общества. [7] Короче говоря, он призывал к революционной борьбе. [7] Хотя Афлак действительно верил в существование классового конфликта, он считал, что он подчинен национализму. [7]

Муниф ар-Раззаз , иорданский баасист, написал классическую баасистскую книгу «Почему сейчас социализм?» в 1957 году. [7] В нем он использует «совершенно отличный» подход к интерпретации значения социализма по сравнению с Афлаком. [7] Как он писал: «Социализм — это образ жизни, а не только экономический порядок. Он распространяется на все аспекты жизни — экономику , политику , обучение , образование , общественную жизнь, здоровье , мораль , литературу , науку , историю и другие». и великие, и малые». [7] В отличие от официальных партийных документов, в которых превыше всего подчеркивалось арабское единство, Раззаз пытался продемонстрировать взаимозависимую природу единства, свободы и социализма. [7] Он раскритиковал точку зрения о том, что социализм должен прийти после арабского единства, заявив, что «социализм, свобода и единство - это не разные названия для разных вещей... а разные аспекты одного основного закона, из которого они проистекают». [8] Далее он отметил: «Если я верю в человека и в его ценность, то я должен верить в единство, национализм, свободу и социализм, потому что каждый из них представляет собой грань фундаментальной ценности человека». [8] Раззаз завершил статью, заявив, что социализм был достигнут в той же степени, в какой «достигнуты свобода и единство». [8]

Насеризм [ править ]

Нассер_в_1969 году
Гамаль Абдель Насер

Арабский социализм в Египте уходит корнями в панарабизм, национализм, антиколониализм и исламскую мысль. Он сильно отличается от коммунизма и других форм западного социализма, которые в значительной степени сосредоточены на материальных условиях, тогда как арабский социализм также включает в себя религиозные идеалы. [9] Эти идеи можно найти в Коране , целью которого является распределение богатства и забота обо всех членах общества. [10] Социализм также был введен в начале девятнадцатого века французскими мыслителями, которые осознавали особенности египетской мысли по отношению к революционным движениям. [11]

Арабский социализм получил большое развитие благодаря влиянию Гамаля Абд эль-Насера , который дал определение арабского социализма. [12] Социализм Насера ​​был основан на прагматическом и эмпирическом подходе, который в целом игнорировал теоретические рамки социализма, если он не имел под собой реальных условий, с которыми столкнулся Египет. [13] После успешного государственного переворота 1952 года , в результате которого король Фарук был бескровно свергнут, Насер руководствовался лишь шестью основными принципами: конец империализма , конец правления капитала, социальная справедливость (конец доминирования), создание сильная национальная армия, создание полностью работоспособной демократической системы и конец феодальной системы . [14] Руководствуясь этим, он также подчеркнул важность двойной революции , революции, которая должна быть политической и социальной. Политическая, необходимая для того, чтобы положить конец феодализму и коррумпированному правительству ; социальный, потому что он должен был положить конец угнетению между классами. [15] Конец угнетения означал не отмену классов, а классовую гармонию внутри государства. Он хотел создать условия, чтобы каждый имел равные возможности выполнять любую роль в обществе, для чего он инвестировал в образование и меры общественного здравоохранения. [16]

Социализм Насера ​​преследовал ранее упомянутые цели, и он пытался достичь их посредством нейтрализма во внешней сфере и социалистических мер на национальном уровне. [17] Он не хотел участвовать в глобальном расколе между СССР и США в глобальной сфере, поскольку он хотел сделать национальные интересы Египта приоритетными посредством политики позитивного выравнивания. [18] За время своего мандата он провел несколько реформ, которые включали перераспределение земли путем отмены социализма, законы о рабочих, которые гарантировали их участие в комитетах, имевших прямой контакт с руководством. [19] Он стремился в конечном итоге перейти к форме прямой демократии , которую он считал необходимой для истинного социалистического государства и благополучия каждого человека.

Насер, приняв арабский социализм, фокусируется на включении религии в социализм , поскольку он воспринимает ее как часть социальной структуры Египта, являясь одной из ее основных составляющих. Поэтому он отвергает марксистский исторический материализм и исторический детерминизм , которые допускают практический подход к его концепции истории. [20]

Внешний прием [ править ]

На веб-сайте Арабской социалистической партии Баас есть запись от 1 января 2011 года, в которой говорится: «28 октября 2003 года, в присутствии товарища Аль-Ахмара и г-на Чинга, Арабская социалистическая партия Баас и Коммунистическая партия Китая согласилась подписать соглашение в конце переговоров на три года, 2004/2005/2006. Обе стороны желают развивать и укреплять отношения дружбы и сотрудничества между двумя партиями и координировать свои усилия для их реализации. их общие цели ради благополучия двух дружественных народов». [1]

С другой стороны, арабист Бернард Льюис заявил: «Похоже, никто не может сказать доброго слова об арабском социализме. Коммерческие, профессиональные элементы и представители среднего класса выдвигают против него обычные жалобы, которые выдвигаются против социализма в западных странах . Левые Сторонники крылатого крыла с презрением отвергают арабский социализм как половинчатый и неэффективный компромисс, не имеющий достоинств ни социализма, ни капитализма». [21]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Партия Баас» . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 21 ноября 2014 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Девлин 1975 , с. 32.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Торри, Гордон Х.; Девлин, Джон Ф. (1965). «Арабский социализм» . Журнал международных отношений . 19 (1): 47–62. ISSN   0022-197X .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Девлин 1975 , с. 33.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Девлин 1975 , с. 34.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Девлин 1975 , с. 35.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Девлин 1975 , с. 36.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Девлин 1975 , с. 37.
  9. ^ Могни Саид, Абдель (1972). Арабский социализм . Нью-Йорк: Барнс и Ноубл. стр. 23–29.
  10. ^ А.Ханна, Самия; Х.Гарднер, Джордж (1969). Арабский социализм. Документальный опрос . Лейден: Э.Дж.Брилл. п. 52.
  11. ^ Факкар, Рушди (1974). Размышления о домарксистской социологии в арабском мире (на французском языке). Париж: Гетнер. п. 88.
  12. ^ А.Ханна, Сами; Х.Гарднер, Джордж (1969). Арабский социализм: документальный обзор . Лейден: Лейден Э.Дж.Брилл. п. 99.
  13. ^ Могни Саид, Абдель (1972). Арабский социализм . Нью-Йорк: Амбары и благородные книги. п. 9.
  14. ^ У.Хортон, Алан (1962). Хартия национального действия САР. Резюме полного документа . Каир: Область университетов Америки. п. 3.
  15. ^ Эль-Насер, Гамаль (1954). Философия революции . Каир: Дар Аль-Маареф. п. 23.
  16. ^ А.Ханна, Самия; Х.Гарднер, Джордж (1969). Арабский социализм: документальный обзор . Лейден: Э.Дж.Брилл. стр. 112–113.
  17. ^ Гинат, Рами; Ноэма, Меир (ноябрь 2008 г.). «Аль-Фаджр аль-Джадид: питательная среда для возникновения революционных идей сразу после Второй мировой войны» . Ближневосточные исследования . 44 (6): 867–893. дои : 10.1080/00263200802426005 . ISSN   0026-3206 . S2CID   144087987 .
  18. ^ Абд Эль-Насер, Гамаль (1954). Философия революции . Каир: Дар Аль-Маареф.
  19. ^ Могни Саид, Абдель (1972). Арабский социализм . Барнс и Ноубл. стр. 33–39.
  20. ^ Могни Саид, Абдель (1972). Арабский социализм . Нью-Йорк: Барнс и Ноубл. п. 69.
  21. ^ Бернард Льюис , «От Бабеля до драгоманов: интерпретация Ближнего Востока, Оксфорда и Нью-Йорка: Oxford University Press , стр.249

Библиография [ править ]

  • Девлин, Джон (1975). Партия Баас: история от истоков до 1966 года (2-е изд.). Издательство Института Гувера. ISBN  978-0-8179-6561-7 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: beb4b284d0429f617f3db852521e6358__1714178040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/58/beb4b284d0429f617f3db852521e6358.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arab socialism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)