Александр Шапиро
Александр Шапиро | |
---|---|
Рожденный | 1882 или 1883 год Ростов-на-Дону , Россия |
Умер | 5 декабря 1946 г. | ( 64 года
Известный | Анархо-синдикализм , Участие в русской революции |
Александр «Саня» Моисеевич Шапиро или Шапиро (по-русски: Александр «Саня» Моисеевич Шапиро; 1882 или 1883 — 5 декабря 1946) — российский анархо-синдикалистский активист. Родившийся на юге России , Шапиро покинул Россию в раннем возрасте и провел большую часть своей ранней активистской деятельности в Лондоне .
Во время русской революции Шапиро вернулся в Россию и помог большевикам захватить власть во время Октябрьской революции . После Гражданской войны в России и Кронштандтского восстания анархисты были подавлены в Советском Союзе , и Шапиро бежал в Западную Европу, в конечном итоге поселившись в Нью-Йорке . Шапиро прожил в изгнании остаток своей жизни.
На протяжении всей своей жизни Шапиро общался со многими другими выдающимися анархистами, включая Эмму Гольдман , Александра Беркмана и Питера Кропоткина . Когда Кропоткин умер, Шапиро был одним из организаторов его похорон. Шапиро сотрудничал с Гольдманом и Беркманом в написании анархистских брошюр, осуждающих советское государство за его авторитаризм и подавление анархизма.
Ранняя жизнь [ править ]
Александр Шапиро родился в 1882 или 1883 году в Ростове-на-Дону на юге России. Он вырос в Константинополе, потому что его отец Моисей, член тайной революционной организации «Народная воля» , убившей царя Александра II в 1881 году, был вынужден бежать из Российской империи. Там он посещал французскую школу. Шапиро вырос, говоря на идиш, русском, французском и турецком языках, а позже выучил немецкий и английский языки. В середине 1890-х годов Мозес Шапиро обратился в анархизм, а к одиннадцати годам Александр Шапиро начал изучать работы анархизма, теоретиков таких как Петр Кропоткин , Жан Грав и Элизе Реклю . [1] В конце 1890-х годов семья Шапиро переехала в Лондон и вступила в контакт с средой еврейских анархистов, стоявших за журналом Arbeyter Fraynd . [2] После окончания школы Шапиро переехал в Софию, Болгария, в 1899 году, чтобы изучать математику и физику. [3]
В августе 1900 года он переехал в Париж для посещения Сорбонны и, возможно, для участия в международном анархистском конгрессе, который в конце концов был запрещен властями. Он начал изучать инженерное дело или биологию с намерением сделать карьеру в медицине, но был вынужден бросить учебу по финансовым причинам. [4] В Париже он познакомился со многими ведущими анархистами города и стал членом Etudiants Socialistes Révolutionnaires Internationalistes , анархо-синдикалистской группы, участвовавшей в подготовке запрещенного международного конгресса. [5]
Лондон [ править ]
Часть серии о |
Анархо-синдикализм |
---|
В 1900 или 1901 году по предложению Кропоткина Шапиро переехал в Лондон. [6] Как и его отец, он стал активным членом лондонского анархистского движения . В то время движение было преимущественно русско-еврейским. Его ведущей фигурой был Рудольф Рокер , немецкий изгнанник-нееврей, но самым известным анархистом города был Кропоткин. [7] В Лондоне Шапиро работал ассистентом у физиолога Огастеса Уоллера , изобретателя электрокардиограммы. Шапиро указан как автор нескольких публикаций лаборатории Уоллера, но эта работа также позволила ему посвятить много времени анархистскому движению. [8]
Шапиро был членом Группы друзей рабочих . Коллектив раскололся по вопросу участия в профсоюзах. Шапиро был против, потому что боялся, что анархистские принципы могут быть поставлены под угрозу профсоюзным движением. По словам Сэма Дрина, другого члена, он был умным и способным, но в то же время упрямым и властным интеллектуалом, не имевшим никакого отношения к проблемам рабочих. [9] Фермин Рокер , сын Рудольфа Рокера, другого члена Арбетера Фрайнда , любил Шапиро и считал его хорошо образованным и умным, но догматичным, нетерпимым и самомнящим. [10]
Шапиро также был членом Еврейской анархистской федерации , группы иммигрантов-анархистов из Восточной Европы. [11] Он возглавлял федерационный клуб Jubilee Street Club , который был основан в 1906 году. В основном это была библиотека и центр образования для взрослых, где работники могли узнавать об искусстве и гуманитарных науках. В клубе использовался идиш, но он был открыт для всех работников. Он стал форумом для рабочих, анархистов и социалистов разных национальностей и политических взглядов и познакомил многих людей с миром рабочего движения и политики. [12] В 1906 и 1907 годах Шапиро помогал издавать «Листки Хлеб и Воля» — серию брошюр Кропоткина. [13] В годы после года русской революции 1905 русские анархисты подверглись жестоким репрессиям со стороны правительства. Сотни были казнены или приговорены к длительным срокам тюремного заключения, многие бежали на Запад. В 1907 году изгнанники-анархисты основали Анархистский Красный Крест в знак протеста против обращения Российской империи с анархистами и для помощи заключенным активистам. Штаб-квартиры компании находились в Лондоне и Нью-Йорке, а филиалы — в нескольких городах Европы и Северной Америки. Он организовывал лекции и собирал деньги и одежду для русских заключенных. Вместе с Кропоткиным, Варламом Черкезовым и Рокером Шапиро руководил лондонской штаб-квартирой. [14]
В августе 1907 года Шапиро был делегатом Еврейской анархистской федерации на Международном анархистском конгрессе в Амстердаме , крупнейшем анархистском собрании за всю историю, и одним из организаторов этого мероприятия. [15] Синдикализм был одним из главных вопросов дискуссии. Французский анархист Пьер Монатт был главным сторонником синдикализма, а итальянец Эррико Малатеста критиковал его. Конгресс помог наладить связи между синдикалистами в разных странах и распространить движение. [16] Конгресс решил создать Международное бюро, которое также стало известно как Анархистский Интернационал. Шапиро, Рокер и Малатеста были выбраны секретарями бюро. [17] Шапиро стал редактором журнала Бюро, Bulletin de l'Internationale Anarchiste , который он издавал на французском языке из Лондона до 1910 года. Бюллетень распространял информацию об анархистских и синдикалистских движениях между странами. Около года оно появлялось почти каждый месяц, но затем медленно угасло. [18] Шапиро писал, что отсутствие энтузиазма международного анархистского движения по отношению к Анархистскому Интернационалу и Бюллетеню было вызвано «страхом, что организация может стать способом, посредством которого централизация и авторитаризм могут проникнуть в анархистское движение». [19] Рокер высоко оценил терпение, ум и талант Шапиро, проявленные в его работе для Анархистского Интернационала. В 1909 году Шапиро, Рокер, Малатеста и Джон Тернер неоднократно призывали к созыву следующего конгресса, но их призывы не получили ответа. Второй конгресс наконец планировалось провести в Лондоне в августе 1914 года. Шапиро активно участвовал в подготовке и опубликовал бюллетень для облегчения общения в преддверии конгресса. Основное внимание в нем уделялось антимилитаризму, синдикализму и организационным вопросам. Анархисты из нескольких стран пообещали принять участие, и Шапиро был уверен, что конгресс пройдет успешно. Однако после начала Первой мировой войны его пришлось отменить. [20]
Шапиро принял участие в Первом Международном конгрессе синдикалистов в Лондоне в 1913 году. Он не представлял какую-либо организацию, но был одним из двух переводчиков, а Кристиан Корнелиссен . вторым - [21] Немецкие делегаты высоко оценили объективный подход Шапиро, а Альфред Росмер посчитал его единственным участником, который не потерял самообладания. [22] На конгрессе было множество споров, но в конечном итоге он принял Декларацию синдикалистских принципов, призывающую к отмене государства и капитализма. [23]
К моменту начала Первой мировой войны Шапиро был важным организатором международного анархистского движения, хотя он никогда не был таким известным активистом, как Эмма Гольдман или Александр Беркман , поскольку обычно он был озабочен закулисной деятельностью. работать на движение. [24] Начало войны стало решающим моментом для международного анархистского движения и более широких левых радикалов. [25] Среда анархистских изгнанников в Лондоне была разделена войной. Несколько анархистов поддержали свои страны в войне. [26] В октябре 1914 года Кропоткин заявил о своей поддержке союзников. Он утверждал, что в войне виноват немецкий милитаризм, что Германия была основным сторонником реакции в Европе, что Франция и Бельгия должны быть освобождены от немецкого нападения и что немецкий рабочий класс так же плох, как и немецкий правящий класс. [27] Взгляды Кропоткина ставили его в меньшинство в анархистском движении, хотя Черкесов, французский анархист Жан Грав и американец Бенджамин Такер с ним соглашались . Этот вопрос расколол движение. [28] Шапиро сразу и решительно выступил против войны. [29] Осенью Шапиро, Малатеста, Рокер и другие противники войны обсуждали этот вопрос с Черкесовым, который изложил взгляды Кропоткина. [30] В марте 1915 года около 40 анархистов, в том числе Шапиро, Малатеста и американцы Эмма Гольдман и Александр Беркман, подписали Международный анархистский манифест о войне . [31] Манифест осуждает войну как «самую ужасную резню, которую когда-либо знала история» и является следствием стремления капитализма к прибыли и власти. Роль анархистов, по мнению подписантов, «заключается в том, чтобы вызвать рабов на восстание против хозяев», и поэтому им нечего болеть за ту или иную сторону. [32] Провоенная сторона в анархистских дебатах ответила собственным манифестом, « Манифестом шестнадцати» , который в основном был написан Кропоткиным. Его также подписали Черкезов, Грейв, Корнелиссен и некоторые другие, и в нем утверждается, что противодействие войне только ослабило союзников. [33]
Большинство анархистов порвало с Кропоткиным из-за его взглядов на войну. Шапиро и Рокер были среди немногих, кто сохранил с ним дружбу. [34] Рокер, однако, был интернирован как вражеский инопланетянин в декабре 1914 года. Шапиро стал редактором журнала Arbeter Fraynd и работал с партнершей Рокера Милли Виткоп, чтобы поддерживать его работу. В 1916 году был интернирован и Виткоп, Шапиро был заключен в тюрьму за сопротивление войне, а власти закрыли журнал. [35] После освобождения Шапиро и Февральской революции в России он выступал за разрешение русским ссыльным вернуться на родину. Он был членом комитета, возглавляемого Георгием Чичериным , впоследствии советским народным комиссаром иностранных дел . [36]
Россия [ править ]
Революция [ править ]
Шапиро вернулся в Россию, прибыв в Петроград 31 мая 1917 года. [37] Он был одним из нескольких анархо-синдикалистов, вернувшихся из ссылки, включая Владимира Шатова , Максима Раевского и Волина . Все трое входили в редакционную коллегию синдикалистского журнала Голос « Труда », органа Союза русских рабочих США и Канады . Журнал они привезли с собой в Россию. Синдикалисты образовали Союз анархо-синдикалистской пропаганды, и «Голос труда» стал его рупором. Шапиро вошел в состав редакции «Голоса труда» . [38] Журнал начал выходить в августе 1917. В нем публиковались статьи о французском синдикализме и теории всеобщей забастовки. Шапиро был движущей силой «Голос Труда» издательства , которое выпускало русские переводы работ западных теоретиков-синдикалистов, таких как Фернан Пеллутье , Эмиль Пуже или Корнелиссен. [39] Группа добивалась отмены государства и замены его федерацией «крестьянских союзов, промышленных союзов, заводских комитетов, контрольных комиссий и т.п. на местах по всей стране». Он поддерживал советы, возникающие в революционном процессе, но больше всего его волновали заводские комитеты , возникшие после Февральской революции как средства рабочего контроля над производством. «Голос Труда» считал эти комитеты «ячейками будущего социалистического общества». [40] В сентябрьской статье в «Голосе труда» Шапиро призвал к «полной децентрализации и самому широкому самоуправлению местных организаций», чтобы не допустить превращения советов в новую форму политического принуждения. [41] В другой статье Шапиро раскритиковал предстоящие выборы в Учредительное собрание , призывая к «отмене всякой власти, которая только препятствует и душит революционное творчество» и критикуя идею о том, что парламенты могут создать свободное общество. [42]
Во времена Временного правительства наблюдалось некоторое сближение между Лениным и большевиками с одной стороны и анархистами с другой, поскольку оба призывали к свержению правительства, а несколько радикальных заявлений Ленина заставили анархистов поверить, что он принял их взгляды на революционную борьбу. [43] Тем не менее, когда большевики получили большинство в Петроградском и Московском Советах , анархисты, включая Шапиро, забеспокоились. [44] В Петроградском военно-революционном комитете доминировали большевики, но в его состав входили и четыре анархиста, в том числе Шатов. 25 октября было свергнуто Временное правительство, и это событие стало известно как Октябрьская революция . [45] Воодушевленный революцией, «Голос Труда» также был доволен, когда в ноябре большевики ввели рабочий контроль на всех предприятиях с числом работающих не менее пяти человек. [46] но контроль над фабриками вскоре был передан государству после того, как рабочий контроль привел к экономическому хаосу. [47]
1918–1921 годов Гражданская война расколола анархистское движение. Большинство синдикалистов считали большевистское правительство меньшим злом, поскольку боялись победы Белой армии . [48] Подробностей о деятельности Шапиро мало. [49] но он более открыто сотрудничал с большевистским правительством, чем большинство синдикалистов. [50] Он работал в Комиссариате по еврейским делам, входившем в состав Комиссариата иностранных дел, который возглавлял Чичерин, с которым Шапиро познакомился в Лондоне. Для Комиссариата он выпускал периодические издания на идиш, пропагандирующие революцию, но не являющиеся конкретно большевистскими. К 1920 году он работал переводчиком в Наркомате иностранных дел. [51] Одно время он занимал высокий пост в Московском профсоюзе железнодорожников. [52] Работая на большевистский режим, Шапиро продолжал умеренно критиковать его, по мнению как сторонников, так и критиков большевистского режима. [53]
Подавление [ править ]
В 1918 году большевистское правительство начало волну репрессий против анархистского движения. В мае газету «Голос труда» закрыли. [54] Шапиро сосредоточил свое внимание на противодействии этим репрессиям и помощи заключенным-анархистам. [55] В 1920 году синдикалисты из нескольких западных стран приехали в Москву для участия во конгрессе Коминтерна втором . Они мало знали об условиях в России. Находясь в Москве, несколько синдикалистов, в том числе Огюстен Суши , Анхель Пестанья , Армандо Борги и Берто Лепети, посетили таких анархистов, как Эмма Гольдман, Александр Беркман, оба анархисты русского происхождения, вернувшиеся из Соединенных Штатов в 1919 году, Кропоткин, который также вернулся в Россию и Шапиро. Шапиро передал им критику режима российскими синдикалистами и их опасения преследований. Некоторые из этих синдикалистов затем подняли эти вопросы перед большевистским руководством. [56] После конгресса в России остался Альфред Росмер, французский синдикалист, ставший коммунистом и членом Исполкома Коминтерна. Росмер связался с Шапиро и встретился с ним в «Голос труда» типографии . Русские синдикалисты написали письмо протеста и надеялись, что оно привлечет внимание, если Росмер представит его в Коминтерн. Росмер и Шапиро обсудили этот вопрос, и Росмер был уверен, что его можно решить. Вызывающий тон письма, которое тогда составили русские синдикалисты, удивил Росмера, и он отказался представить их заявление, пока они не смягчат его. В конце концов, Шапиро и Григорий Максимов , другой член «Голоса труда» , переписали письмо, и Росмер представил его в феврале 1921 года. Ответа они так и не получили, поскольку Кронштадтское восстание положило конец попыткам примирения между большевистским руководством и анархистским движением. [57]
Шапиро, как и некоторые другие анархисты, регулярно посещал Кропоткин. Тщательно избегая вопроса о войне, они долго обсуждали положение в России. [58] В январе 1921 года Кропоткин, почти восьмидесятилетний мужчина, живший в Дмитрове , пригороде Москвы, заболел пневмонией. Шапиро с Гольдманом и Николаем Ивановичем Павловым сели на поезд, чтобы навестить его, но их поезд задержался, и они прибыли через час после его смерти 8 февраля. Шапиро и Беркман входили в состав комиссии, сформированной анархистскими группами страны для организации Кропоткина. похороны. [59] Похороны собрали 20 000 анархистов и стали последней анархистской демонстрацией в коммунистической России. [60]
В начале 1921 года правительство начало запрещать синдикалистские и анархистские сочинения. [61] После мартовского восстания в Кронштадте большевистское правительство начало облавы на анархистов. Критика режима Шапиро, которая была довольно умеренной, превратилась в фундаментальную оппозицию. [62] В мае Шапиро был одним из нескольких человек, подписавших открытое письмо Ленину и большевистскому руководству, распространенное на Западе. Он протестовал против преследований русских анархистов после Кронштадта. [63] В июне 1921 года Шапиро вместе с Гольдманом, Беркманом и коллегой-анархистом Алексеем Боровым анонимно написал брошюру под названием « Русская революция и Коммунистическая партия» , которая была переправлена контрабандой в Германию и опубликована Рокером. Они утверждали, что анархисты воздерживались от протестов против репрессий, направленных против них в России, пока шла Гражданская война, чтобы «не помогать общему врагу, мировому империализму». Однако окончание войны ясно показало, что самая большая угроза революции «была не снаружи, а внутри страны: опасность, вытекающая из самой природы социальных и экономических механизмов, которые характеризуют нынешнюю «переходную стадию». ." [64]
Хоть и опасаясь преследований синдикалистов в России, [65] представители синдикалистских организаций ряда стран Запада присутствовали на учредительном съезде Красного Интернационала профсоюзов (РИЛУ), созванном большевиками в июле 1921 года. [66] Споры между синдикалистами и коммунистами по тактическим вопросам доминировали на съезде. [67] Подавление анархистского движения большевиками также стало проблемой. [68] За день до начала съезда тринадцать заключенных русских анархистов объявили голодовку. Гольдман, Беркман, анархист, ставший большевиком, Виктор Серж и, прежде всего, Шапиро позаботились о том, чтобы приезжие синдикалисты были проинформированы о тюремном заключении анархистов и голодовке. [69] Иностранные синдикалисты ставили этот вопрос перед главой ВЧК Феликсом Дзержинским и самим Лениным. Наконец, переговоры, в которых Шапиро, Беркман, два испанских делегата и два французских делегата представляли синдикалистскую сторону, привели к компромиссу с большевистским руководством. [70] Заключенные-анархисты прекратят голодовку, будут освобождены и покинут страну. Они оставались в заключении до сентября, а затем к концу года были освобождены и им разрешили эмигрировать в Германию. [71] Среди них были Максимов, Волин, Марк Мрачный и Ефим Ярчук , работавшие с Шапиро в группе «Голос труда» . [72] Пока переговоры еще продолжались, Николай Бухарин выступил на съезде RILU от имени большевистской партии и подверг критике российское анархистское движение. Это привело к тому, что съезд разразился хаотичными криками. Французский синдикалист Анри Сироль затем выступил за делегатов-синдикалистов и защитил русский анархизм. Он потребовал, чтобы присутствовавшему представителю российского синдикалистского движения, скорее всего Шапиро, разрешили выступить на съезде, но ему было отказано. [73] После съезда Шапиро осудил RILU как «незаконную дочь Коммунистического Интернационала и, следовательно, служанку Коммунистической партии России» и предостерег итальянских синдикалистов от сотрудничества с ним. [74]
В ноябре 1921 года Шапиро, Беркман и Гольдман получили разрешение советского правительства принять участие в международном анархистском конгрессе в Берлине в декабре. Их задержали в Латвии, когда им не была выдана обещанная виза в Германию. Голдман подозревал, что за этим стоят большевики, но это маловероятно. Американское правительство разослало фотографии Шапиро, Беркмана и Голдмана своим иностранным посольствам, поскольку оно было обеспокоено тем, что Голдман может попытаться вернуться в Соединенные Штаты. Поскольку они уже пропустили конгресс, Швеция выдала им три визы две недели спустя, но в поезде, направлявшемся в Стокгольм, их арестовала латвийская полиция. Их вещи обыскали, и их посадили в тюрьму на неделю. Это было организовано американским комиссаром в Риге, который затем смог обыскать вещи анархистов и сделать копии всех документов, которые могли заинтересовать американское правительство. Шапиро, Беркман и Гольдман были освобождены и в декабре смогли покинуть Латвию и уехать в Швецию. 30. [75] Их статус в Швеции был шатким, и им разрешалось оставаться только до тех пор, пока они давали клятву не участвовать в анархистской деятельности. Пока Беркман и Гольдман оставались в Стокгольме и писали о своем опыте в России, Шапиро решил присоединиться к русским синдикалистским изгнанникам в Берлине после тайного прибытия в Германию. [76]
В июне 1922 года он присутствовал на синдикалистской конференции в Берлине. Встреча была созвана для обсуждения международной организации движения и того, следует ли вести переговоры с RILU или создать независимый синдикалистский интернационал. Шапиро и Мрачный представляли российское синдикалистское движение, но присутствовал и представитель централистских союзов России. Шапиро и Мрачный использовали встречу как еще одну возможность осудить репрессии советского правительства против синдикалистов и анархистов. Собрание решило создать международное синдикалистское бюро, в котором Шапиро будет представителем России, и обсудило позицию, которую синдикалистское движение должно занять по отношению к RILU. Что касается переговоров с RILU, Шапиро представил конгрессу два варианта. Синдикалисты могли предъявить большевикам минимальные условия, которые они могли бы принять, или более жесткие условия, на которые они не могли пойти. Первое он считал предательством синдикалистских принципов, а второе — простой уловкой. Вместо этого он предложил синдикалистам прекратить переговоры с RILU и пойти своим путем. Собрание приняло резолюцию, в которой о переговорах с RILU не упоминалось. Это был конец сотрудничества между синдикалистским и коммунистическим движениями в большинстве стран. Вместо этого конференция сформировала Синдикалистское бюро, в котором Шапиро представлял Россию, для подготовки второй конференции, на которой должен был быть сформирован синдикалистский интернационал. [77]
После встречи Шапиро решил вернуться в Россию, чувствуя, что сможет внести там свой вклад. Он связался с Чичериным и получил заверения, что сможет безопасно вернуться в Россию. Однако в ночь со 2 на 3 сентября, через две недели после возвращения Шапиро в Россию, его арестовали в Москве. Тайная полиция обвинила его в сотрудничестве с подпольными анархистами, но больше всего интересовала его международные контакты. Чичерин проигнорировал письмо, которое Шапиро отправил ему из тюрьмы, а RILU отказалось уведомить Синдикалистское бюро о его аресте. Тем не менее, эта новость вскоре достигла Запада и вызвала международную кампанию солидарности за освобождение Шапиро. После того, как западные синдикалисты, особенно французские CGTU , протестовали против его заключения, советское правительство забеспокоилось о том, что отношения RILU с ними могут быть испорчены. Шапиро был освобожден и по обвинению в антисоветской деятельности выслан из России в октябре 1922 года, в годовщину Октябрьской революции. Сам Шапиро саркастически назвал это совпадение «исключительной честью». [78] Впоследствии он написал о своем заключении в нескольких синдикалистских журналах на Западе. [79]
Изгнание [ править ]
Шапиро решил вернуться в Берлин. Он стал одним из самых активных русских синдикалистских эмигрантов. [80] В декабре 1922 года на конференции в Берлине он участвовал в создании анархо-синдикалистской Международной ассоциации рабочих (IWMA). Шапиро и Ефим Ярчук, еще один бывший редактор «Голоса труда» , представляли российское синдикалистское движение. По мнению делегатов, размышления о русской революции сыграли центральную роль в обсуждениях, поскольку российский опыт продемонстрировал фундаментальные различия между синдикализмом и государственным социализмом. Рокер указал на обращение большевистского правительства с Шапиро при выдвижении доводов против участия в RILU и за формирование синдикалистского интернационала. Сам Шапиро утверждал, что участие в RILU было бы несовместимо с синдикалистскими принципами. Создание IWMA завершило разрыв международного синдикалистского движения с большевизмом. Берлин был выбран местом пребывания IWMA. Шапиро, Суши и Рокер были избраны в его секретариат. В течение нескольких лет IWMA состояла из профсоюзных федераций в Германии, Италии, Швеции, Испании, Норвегии, Португалии, Нидерландах, Франции, Аргентине и Мексике, а также второстепенных членских организаций во многих других странах. [81] Шапиро считал IWMA более важным, чем другие члены секретариата, которые в основном считали его ответом как на большевизм, так и на реформизм. Он рассматривал IWMA как продолжение усилий по объединению международного синдикалистского движения, которые начались перед Первой мировой войной и выполнил большую часть работы секретариата в течение первого года существования организации. Он надеялся, что дискуссии внутри IWMA приведут к единству синдикалистов по вопросам, касающимся революционной тактики и стратегии. Позже он обнаружил, что IWMA часто приходилось выступать посредником между противоречивыми пониманиями анархо-синдикализма. [82]
С 1923 года Шапиро работал в Объединенном комитете защиты революционеров, заключенных в тюрьму в России, а затем в Фонде помощи IWMA для анархистов и анархо-синдикалистов, заключенных в России. Они отправили многочисленные пакеты помощи и письма поддержки анархистам в тюрьмах и ГУЛАГах Советского Союза. [83] Шапиро и группа ссыльных, в которую входил и Максимов, редактировали анархо-синдикалистскую газету » , « Рабочий путь русскоязычный орган IWMA. Оно было напечатано в типографиях немецкого синдикалистского журнала « Der Syndikalist» при финансовой поддержке IWMA и тайно распространялось в России. С марта по август 1923 года было выпущено шесть номеров. [84] Шапиро использовал журнал, чтобы изложить уроки, которые он извлек из русской революции. По его словам, анархисты отреагировали на революцию двояко, и оба отчасти контрреволюционно. Первую позицию заняли советские анархисты, которые рассматривали диктатуру как необходимый переходный этап на пути к безгосударственному обществу. Второй считал, что революция должна быть немедленно полностью анархической и поэтому прибегла к милитаризму, как Нестор Махно . Он пришел к выводу, что анархизм может преодолеть такие проблемные реакции, только если уделит больше внимания теории революционного процесса, а не идеалу постреволюционного общества. [85] Шапиро неоднократно критиковал Махно за его движение « Махновщина » как «неанархистский» или «военный анархизм». Шапиро познакомился с Махно, когда тот в 1925 году пробыл в Берлине несколько недель, и спор неоднократно перерастал в крики. [86]
В апреле 1932 года Шапиро снова был избран в секретариат IWMA, покинув его в 1925 году. [87] Первоначально в организации-члены IWMA входило около 1,5 миллиона рабочих, но она быстро пришла в упадок, во многом из-за правительственных репрессий, и, по ее собственным оценкам, в 1929–1930 годах в ней насчитывалось менее полумиллиона членов. [88] Это число сразу выросло, когда в Испании была восстановлена демократия и испанский филиал IWMA, Национальная конфедерация труда (CNT), смогла действовать открыто, став крупнейшей организацией-членом IWMA. [89] В декабре 1932 года Шапиро отправился в Барселону от имени IWMA, чтобы основать ее иберийскую организацию. [90] НКТ была охвачена внутренними беспорядками, разделенными между более умеренным руководством, известным как треинтисты , и Иберийской анархической федерацией (ФАИ), которая была создана в 1927 году для обеспечения строгого соблюдения анархистских принципов. [91] Шапиро было поручено выступить посредником в конфликте между ФАИ и треинтистами . [92]
Он отправился во Францию, где продолжил работать с IWMA и редактировал еще одну анархо-синдикалистскую газету, La Voix du Travail ( «Голос труда »).
Полностью разочаровавшись, Шапиро в июне 1939 года уехал из Европы в Нью-Йорк. [93] С сентября 1945 по август 1946 года он редактировал новый анархистский журнал под названием « Новые тенденции» . Он публиковал статьи об анархо-синдикализме, ситуации в Испании и России, а также об убийстве Карло Трески . [94] Александр Шапиро умер от сердечной недостаточности в Нью-Йорке 5 декабря 1946 года. Анархистка Молли Флешин отреагировала на смерть Шапиро, написав, что «лучшие мозги движения умирают один за другим, и [...] у меня такое ощущение, будто само движение угасает». [95]
Ссылки [ править ]
- ^ Аврич 1967, с. 138, Клоостерман 1979, с. 275, Роденбург 2014, с. 242, Торп 1989, с. 99.
- ^ Роденбург 2014, с. 242.
- ^ Клоостерман 1979, с. 275.
- ^ Аврич 1967, с. 138, Клоостерман 1979, с. 275, Торп 1989, с. 88.
- ^ Клоостерман 1979, с. 275, Роденбург 2014, с. 243, Торп 1989, с. 88.
- ^ Аврич 1967, с. 138, Клоостерман 1979, стр. 275–276, Роденбург 2015, с. 243, Торп 1989, с. 88.
- ^ Аврич 1967, с. 138, Клоостерман 1979, стр. 275–276, Торп 1989, стр. 88.
- ^ Клоостерман 1979, стр. 276, Роденбург 2014, стр. 242–243.
- ^ Аврич 2005, с. 323.
- ^ Аврич 2005, стр. 40–41.
- ^ Аврич 1967, с. 138, Клоостерман 1979, с. 276.
- ^ Олдермен 1992, 187–188, Торп 1989, стр. 88–89.
- ^ Роденбург 2014, с. 243, Вудкок и Авакумович 1950, с. 368.
- ^ Аврич 1967, стр. 112–114.
- ^ Клоостерман 1979, с. 276, Роденбург 2014, с. 243, Торп 1989, с. 89, Вудкок и Авакумович 1950, с. 297.
- ^ Дамье 2006, с. 42, Торп 1989, стр. 30–31.
- ^ Клоостерман 1979, с. 276, Роденбург 2014, с. 243, Торп 1989, с. 89, Вудкок и Авакумович 1950, с. 385.
- ^ Бантман 2006, с. 968, Бантман 2013, с. 159, Роденбург 2014, с. 243
- ^ Бантман 2006, с. 968.
- ^ Аврич 1967, стр. 115–116, Бантман 2013, стр. 159–160, Клоостерман 1979, с. 276, Торп 1989, с. 89.
- ^ Торп 1989, стр. 70–71.
- ^ Торп 1989, с. 89.
- ^ Торп 1989, стр. 72, 84.
- ^ Роденбург 2014, 245, Торп 1989, с. 88.
- ^ Аврич 1967, с. 116, Клоостерман 1979, с. 276, Торп 1989, с. 87.
- ^ Леви 2017, с. 72
- ^ Аврич 1967, с. 116, Вудкок и Авакумович 1950, стр. 380–381.
- ^ Аврич 1967, с. 116–117, Леви 2017, с. 72, Райли 2017, 49–50, Торп 1989, с. 87.
- ^ Торп 1989, с. 88–89.
- ^ Леви 2017, с. 75.
- ^ Дамье 2006, с. 47, Торп 1989, с. 89.
- ^ Аврич 1967, с. 116–117, Леви 2017, с. 75, Торп 1989, с. 89, Вудкок и Авакумович 1950, с. 385.
- ^ Аврич 1967, с. 116, Бантман 2013, с. 185, Райли 2017, стр. 61–62.
- ^ Вудкок и Авакумович 1950, стр. 386–387.
- ^ Клоостерман 1979, с. 276, Роденбург 2014, с. 243, Торп 1989, с. 89.
- ^ Клоостерман 1979, с. 276, Роденбург 2014, с. 243.
- ^ Роденбург 2014, с. 243.
- ^ Аврич 1967, стр. 137–139, Торп 1989, стр. 96.
- ^ Аврич 1967, стр. 139–140, Клоостерман 1979, стр. 277–278, Торп 1989, стр. 96.
- ^ Аврич 1967, стр. 140–141, Торп 1989, стр. 97.
- ^ Аврич 1967, с. 153.
- ^ Аврич 1967, с. 155.
- ^ Аврич 1967, с. 127.
- ^ Аврич 1967, стр. 152–153.
- ^ Аврич 1967, с. 158.
- ^ Аврич 1967, стр. 158–161.
- ^ Аврич 1967, стр. 165–170.
- ^ Аврич 1967, стр. 195–196.
- ^ Клоостерман 1979, с. 277.
- ^ Аврич 1967, с. 196, Торп 1989, с. 162.
- ^ Аврич 1967, стр. 198–199, Торп 1989, стр. 162–163.
- ^ Клоостерман 1979, с. 278, Торп 1989, с. 163.
- ^ Торп 1989, с. 163.
- ^ Аврич 1967, с. 184–185.
- ^ Роденбург 2014, с. 243.
- ^ Торп 1989, стр. 127, 129, 145–147, Тоссторфф 2016, стр. 238–239.
- ^ Торп 1989, стр. 167–169, Тоссторф 2016, стр. 281–282.
- ^ Вудкок и Авакумович 1950, стр. 408, 412.
- ^ Аврич и Аврич 2012, с. 310, Роденбург 2014, с. 243, Вудкок и Авакумович 1950, стр. 433–434.
- ^ Аврич 1967, с. 227, Торп 1989, с. 169.
- ^ Аврич 1967, с. 225, Торп 1989, с. 169.
- ^ Аврич 1967, стр. 228–233. Торп 1989, с. 163.
- ^ Роденбург 2014, с. 243, Торп 1989, с. 171.
- ^ Роденбург 2014, с. 244, Торп 1989, стр. 239–240.
- ^ Торп 1989, с. 170–171.
- ^ Торп 1989, стр. 132, 178–179.
- ^ Тоссторф 2016, с. 349.
- ^ Торп 1989, с. 196, Тоссторфф 2016, с. 395.
- ^ Торп 1989, стр. 196–198, Тоссторф 2016, стр. 395–396.
- ^ Торп 1989, стр. 196–198, Тоссторфф 2016, стр. 399–400.
- ^ Торп 1989, с. 198–200, Тоссторф 2016, с. 400–402.
- ^ Аврич 1967, стр. 232–233, Торп 1989, стр. 200.
- ^ Торп 1989, стр. 198–199, Тоссторфф 2016, стр. 387–389.
- ^ Торп 1989, с. 202.
- ^ Аврич и Аврич 2012, стр. 314–315, Торп 1989, стр. 240, Векслер 1989, стр. 54, 58–61.
- ^ Аврич и Аврич 2012, с. 315, Торп 1989, стр. 240–241, Векслер 1989, стр. 61, 67–68.
- ^ Dam'e 2006, стр. 251–252, Thorpe 1989, стр. 214, 219–224, Tosstorff 2016, стр. 488–493.
- ^ Дамье 2006, стр. 253–254, Клоостерман 1979, с. 279, Торп 1989, стр. 241, 244, Тоссторф 2016, стр. 593–594.
- ^ Торп 1989, с. 312.
- ^ Торп 1989, с. 244.
- ^ Аврич 1967, стр. 239–240, Торп 1989, стр. 244–247, 251, 256, 259, 265–267.
- ^ Дамье 2006, стр. 254–255, 595.
- ^ Аврич 1988, с. 224.
- ^ Аврич 1967, с. 239, Дальманн 1995, с. 254, Торп 1989, с. 244.
- ^ Клоостерман 1979, стр. 283–284.
- ^ Дальманн 1995, стр. 256–257.
- ^ Дамье 2006, с. 654, Клоостерман 1979, с. 288.
- ^ Торп 1990, стр. 250–251.
- ^ Роденбург 2014, стр. 245–246, Торп 1990, с. 251.
- ^ Казанова 1997, с. 186, Роденбург 2014, с. 246.
- ^ Казанова 1997, стр. 11, 55, Клоостерман 1979, стр. 288.
- ^ Казанова 1997, с. 151.
- ^ Аврич 1969, с. 247, Клоостерман 1979, с. 303, Роденбург 2014, с. 247.
- ^ Аврич 1969, с. 247, Лонга 2010, стр. 196–198.
- ^ Аврич 1969, с. 247, Роденбург 2014, с. 247.
Библиография [ править ]
- Олдерман, Джеффри (1992). Современное британское еврейство . Оксфорд, Великобритания: Clarendon Press.
- Аврич, Пол (1967). Русские анархисты . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Аврич, Пол (1988). Анархистские портреты . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Аврич, Пол (2005). Голоса анархистов: устная история анархизма в Америке . Окленд, Калифорния: AK Press.
- Аврич, Пол; Аврич, Карен (2012). Саша и Эмма: Анархическая одиссея Александра Беркмана и Эммы Гольдман . Кембридж, Массачусетс: Belknap Press издательства Гарвардского университета.
- Бантман, Констанс (2006). «Интернационализм без Интернационала? Межканальные анархистские сети, 1880–1914» (PDF) . Бельгийское ревю филологии и истории . 84 (4): 961–981. дои : 10.3406/rbph.2006.5056 .
- Бантман, Констанс (2013). Французские анархисты в Лондоне, 1880–1914: изгнание и транснационализм в эпоху первой глобализации . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета.
- Казанова, Хулиан (1997). Анархизм, республика и гражданская война в Испании: 1931–1939 . Лондон: Рутледж.
- Дальманн, Диттмар (1995). «Русские анархисты в немецкой ссылке 1919–1925». В Шлёгеле, Карл (ред.). Русская эмиграция в Германии с 1918 по 1941 год: жизнь в годы гражданской войны в Европе . Берлин: Издательство Академии. стр. 251–259.
- Dam'e, Vadim (2006). Zabytyi internatsional: Mezhunarodnoe anarkho-sindikalistskoe dvizhenie mezhdu dvumia mirovymi voinami (Volume 1: Ot revoljucionnogo sindikalizma k anarho-sindikalizmu: 1918–1930) . Moscow: Novoe literaturnoe obrozrenie.
- Клоостерман, Яап (1979). "Введение". В Хунинке, Мария; Клоостерман, Яап; Рожье, Ян (ред.). О Буонарроти, международных авангардах, Максе Неттлау и коллекционировании книг, министрах-анархистах, алгебре революции, художниках и писателях: для Артура Ленинга . Баарн: Окно в мир. стр. 275–303.
- Леви, Карл (2017). «Малатеста и военные интервенционистские дебаты 1914–1917: от «Красной недели» до русских революций». В Кинне, Рут; Адамс, Мэтью С. (ред.). Анархизм 1914–1918: интернационализм, антимилитаризм и война . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. стр. 69–92.
- Лонга, Эрнесто А. (2010). Анархистские периодические издания на английском языке, изданные в США (1833–1955): Аннотированный справочник . Лэнхэм, доктор медицины: Пугало.
- Роденбург, Кес (2014). «Рукопись, найденная в институте». У Блока, Аад; Лукассен, Ян; Сандерс, Хууб (ред.). Полезная коллекция: очерки в честь Яапа Клоостермана о сборе социальной истории . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 240–251.
- Райли, Питер (2017). « Манифест шестнадцати : отказ Кропоткина от антивоенного анархизма и его критика политики мира». В Кинне, Рут; Адамс, Мэтью С. (ред.). Анархизм 1914–1918: интернационализм, антимилитаризм и война . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. стр. 49–68.
- Торп, Уэйн (1989). «Сами рабочие»: революционный синдикализм и международный труд, 1913–1923 гг . Амстердам: Клювер.
- Торп, Уэйн (1990). «Синдикалистский интернационализм перед Второй мировой войной». Ин ван дер Линден, Марсель ; Торп, Уэйн (ред.). Революционный синдикализм: международная перспектива . Олдершот, Великобритания: Scolar Press. стр. 237–260.
- Тоссторф, Райнер (2016). Красный Интернационал профсоюзов (RILU) 1920–1937 гг . Лейден: Брилл.
- Векслер, Алиса (1989). Эмма Гольдман в изгнании: от русской революции до гражданской войны в Испании . Бостон: Маяк.
- Вудкок, Джордж ; Авакумович, Иван (1950). Князь-анархист: биографическое исследование Петра Кропоткина . Лондон: Телевидение Бордман.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бертюэн, Жереми (2000). ВКТ-СР и Испанская революция: июль 1936 г. — декабрь 1937 г., от надежды к разочарованию . Париж: Издания CNT-Парижский регион.
- Броди, Моррис (2020). Трансатлантический анархизм во время гражданской войны и революции в Испании, 1936–1939 гг . Нью-Йорк: Рутледж.
- Dam'e, Vadim (2007). Zabytyi internatsional: Mezhunarodnoe anarkho-sindikalistskoe dvizhenie mezhdu dvumia mirovymi voinami (Volume 2: Mezhdunarodnyj anarho-sindikalizm v uslovijah "Velikogo krizisa" i nastuplenija fashizma: 1930—1939 gody) . Moscow: Novoe literaturnoe obrozrenie.
- Фишман, Уильям Дж. (1975). Еврейские радикалы Ист-Энда, 1875–1914 гг . Лондон: Дакворт.
- Гра, Кристиан (1971). Альфред Росмер (1877–1964) и международное революционное движение . Париж: Книготорговец Франсуа Масперо.
- Граур, Мина (1997). Раввин-анархист: жизнь и учение Рудольфа Рокера . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
- Керн, Роберт В. (1976). «Анархистские принципы и испанская реальность: Эмма Гольдман как участница гражданской войны 1936–39». Журнал современной истории . 11 (2): 237–259. дои : 10.1177/002200947601100213 . S2CID 159589936 .
- Винанд, Питер (1981). «Прирожденный» бунтарь: Рудольф Рокер, жизнь и творчество . Берлин: Карин Крамер.