Мутуализм (экономическая теория)
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Мутуализм — это анархистская школа мысли и антикапиталистический рынок. [1] социалистический [2] экономическая теория , которая защищает рабочий контроль над средствами производства , рыночную экономику, состоящую из отдельных ремесленников и рабочих кооперативов , а также права оккупации и использования собственности . Будучи сторонниками трудовой теории стоимости и трудовой теории собственности , мутуалисты выступают против всех форм экономической ренты , прибыли и неноминальных процентов , которые, по их мнению, основаны на эксплуатации труда . Мутуалисты стремятся построить экономику без накопления капитала или концентрации собственности на землю . Они также поощряют создание рабочего самоуправления , которое, по их мнению, могло бы быть поддержано путем выпуска взаимных кредитов взаимными банками с целью создания федеративного общества .
Мутуализм имеет свои корни в утопическом социализме Роберта Оуэна и Шарля Фурье . Впервые оно получило практическое выражение в общественных экспериментах Джозайи Уоррена в Соединенных Штатах, которые он установил в соответствии с принципами справедливой торговли, основанной на системе трудовых расценок . Мутуализм был впервые сформулирован в комплексную экономическую теорию французским анархистом Пьером-Жозефом Прудоном , который предложил отмену неэквивалентного обмена и установление новой экономической системы, основанной на взаимности . Чтобы установить такую систему, он предложил создать «Народный банк», который мог бы выдавать взаимный кредит рабочим и в конечном итоге заменить государство ; хотя его собственные попытки создать такую систему были сорваны французским переворотом 1851 года .
После смерти Прудона мутуализм потерял свою популярность в европейском анархистском движении и в конечном итоге получил новое определение в противовес анархистскому коммунизму . Вместо этого мысль Прудона была подхвачена американскими индивидуалистами , которые стали тесно отождествляться с мутуалистической экономикой. Джошуа К. Ингаллс и Уильям Бэтчелдер Грин разработали мутуалистические теории стоимости, собственности и взаимного кредита, а Бенджамин Такер разработал мутуалистическую критику капитализма . Американский мутуалист Дайер Лам пытался преодолеть разрыв между коммунистами и анархистами-индивидуалистами, но многие представители последнего лагеря в конечном итоге отделились от анархистского движения и приняли политику правого толка .
Идеи мутуализма позже были реализованы в местных биржевых торговых системах и альтернативных валютных моделях, но сама тенденция выпала из массового сознания в 20 веке. Появление Интернета вызвало возрождение интереса к мутуалистической экономике, особенно после публикации новых работ по этой теме американским теоретиком-либертарианцем Кевином Карсоном .
История [ править ]
Происхождение [ править ]
По мнению Петра Кропоткина , истоки мутуализма лежат в событиях Французской революции , в частности в федералистской и непосредственно демократической структуре Парижской Коммуны . [3] Основы мутуалистической экономической теории заложены в радикализме английского социалиста Томаса Спенса . Опираясь на Библию , а также либеральные произведения Джона Локка и Джеймса Харрингтона , Спенс призывал к отмене частной собственности и к рабочему контролю над производством через рабочие кооперативы . [4] Термин «мутуализм» впервые был использован в 1820-х годах; Первоначально оно определялось как синоним таких терминов, как « взаимная помощь , взаимность и честная игра ». [5] В 1822 году французский философ-утопист Шарль Фурье использовал термин «конвергентный составной мутуализм» ( французский : mutualisme composé convergent ), чтобы описать форму прогрессивного образования , которая адаптировала систему мониторинга учеников -учителей . [6]
и Джозайя Уоррен Оуэнизм
Мьютуалистическую платформу Томаса Спенса подхватил Роберт Оуэн , при этом оуэнизм стал новаторской силой в истории кооперативного движения . [7] К 1826 году термин «мутуализм» использовался членами утопического сообщества Оуэна в Нью-Хармони, штат Индиана , чтобы предложить более децентрализованный и либертарианский проект. [6] В следующем году Джозайя Уоррен покинул New Harmony и основал магазин времени в Цинциннати , основанный на его идеях «справедливой коммерции». [8] Эта система установила стоимость как предел цены и установила обмен, основанный на трудовых записках . [9] Следуя своим принципам мутуализма, Уоррен отказался существенно развивать свой бизнес, поддерживая равный обмен между владельцем магазина и покупателем. [10] Он надеялся, что магазин в конечном итоге станет ядром создания «мутуалистической деревни». [11]
Проработав три года, [12] В мае 1830 года Уоррен решил ликвидировать «Магазин времени», пытаясь реализовать свой план строительства мутуалистической деревни в Огайо . [13] Это привлекло внимание Роберта Оуэна, который предложил вместо этого построить мутуалистическое сообщество в Нью-Йорке , но этот проект так и не был реализован. [14] Уоррен принял решение отложить создание своей мутуалистической колонии до 1833 года. [15] Предыдущие годы он провел, обрисовывая волюнтаристскую структуру планируемого сообщества вместе с другими потенциальными членами. [16] Они основали свое анархистское сообщество в округе Тускаравас, штат Огайо , но оно просуществовало недолго, поскольку к 1835 году эпидемия гриппа вынудила их покинуть деревню. [17] Уоррен вернулся в Нью-Хармони, где открыл еще один магазин времени, но не получил особой поддержки со стороны других членов сообщества и закрыл его в марте 1844 года. [18] Тем не менее, его мутуалистические идеи по-прежнему подхватывались другими радикалами того периода: Джордж Генри Эванс и его Ассоциация земельной реформы отстаивали мутуалистические аргументы против концентрации землевладения . [19]
Уоррен вернулся в Огайо, где в 1847 году основал мутуалистическое сообщество Утопия , сменив более раннее фурьеристское сообщество, основавшее поселение. [20] Сообщество приняло трудовые банкноты в качестве своей валюты и взяло на себя обязательство вести экономику равноправной торговли, в которой издержки были пределом цены. [21] Утопия выросла примерно до ста жителей и основала различные предприятия, продемонстрировав Уоррену потенциал его экономических принципов децентрализации. [22] К 1850-м годам сам Уоррен переехал из Огайо и основал Утопическое сообщество современности . на восточном побережье [23] но его мутуалистические эксперименты пошли на убыль с началом Гражданской войны в США . [24] Мутуалистические сообщества Утопии и Нового времени, созданные Уорреном, в конечном итоге просуществовали двадцать лет. [12] в конечном итоге превращаются в традиционные деревни с лишь незначительными мутуалистическими тенденциями. [25]
Формулировка Прудона [ править ]
Термин «мутуалист» был принят в 1828 году канутами Лиона , на протяжении 1830 - которые возглавили серию восстаний х годов. [6] В это же время молодой французский активист Пьер-Жозеф Прудон впервые увлекся утопическим социализмом Фурье ; к 1843 году Прудон присоединился к мутуалистам в Лионе. [26] Принятие Прудоном термина «мутуалист» и развитие им анархизма привело бы к изменению его значения и понимания. [27]
Прудон считал « взаимность » (или «натуральный обмен») основной частью своей экономической теории. [28] В своей «Системе экономических противоречий» (1846) Прудон описал взаимность как синтез «частной собственности и коллективной собственности ». [29] Мьютуалистический принцип взаимности лег в основу всех предложенных институтов. [30] включая взаимопомощь , взаимный кредит и взаимное страхование . Прудон считал совершенным выражением взаимности синаллагматический договор равного обмена между равными индивидами . [31] Прудон считал, что неэквивалентный обмен лежит в основе эксплуатации труда , и считал, что по-настоящему свободный рынок должен быть построен на взаимности, без принуждения . [32] Он пришел к выводу, что в таких условиях торговля будет прогрессировать в сторону равного обмена, при котором стоимость продукта или услуги отражает только затраты на их производство. [33] Он предвидел возможное « отмирание государства » и его замену системой экономических контрактов между отдельными людьми и коллективами. [34]
Прудон утверждал, что частная собственность представляет собой форму грабежа , поскольку собственники используют свое право собственности для извлечения рабочей стоимости у других. [35] или, как он это охарактеризовал: «собственник жнет там, где [они] не сеяли». [36] Для Прудона наемный труд представлял собой вложение стоимости коллективного производства, при котором капиталист собирал экономическую ренту со своих рабочих в форме прибыли . [37] Антикапиталистические экономические теории Прудона резко контрастировали с либеральными экономистами того времени, такими как Фредерик Бастиа и Генри Чарльз Кэри , которые выступали в защиту землевладельцев и капиталистов от претензий рабочих. [38] Прудон утверждал, что помещики и капиталисты не вносят никакого вклада в производство и что их единственное утверждение об обратном состоит в том, что они не препятствуют доступу к средствам производства . [39]
После Французской революции 1848 года Прудон приступил к разработке своего предложения о создании «Народного банка». [40] Он считал, что такой банк сможет гарантировать взаимный кредит всем рабочим, позволяя им передать продукт своего труда в коллективную собственность всех, кто участвует в производстве. [41] После своего избрания в Учредительное собрание Прудон лоббировал преобразование Банка Франции в такой «Народный банк»; он предположил, что процентная ставка в размере 2-3% будет достаточной для покрытия всех государственных расходов и позволит отменить налогообложение . «Народный банк» Прудона был официально зарегистрирован, но так и не смог утвердиться на практике, поскольку Прудон был арестован и заключен в тюрьму после прихода к власти Луи-Наполеона Бонапарта . [42] В своей последней попытке написать всеобъемлющую мутуалистическую программу « Политическая способность рабочего класса» (1865 г.) Прудон предложил создать «мутуалистическую систему» рабочего самоуправления . [43]
IWA Анархизм и
В начале 1860-х годов французское анархистское движение впервые начало приобретать организованное выражение, создавая профсоюзы и системы взаимного кредита , вдохновленные мутуалистическими теориями Прудона. [44] К концу своей жизни сам Прудон стал более осторожно использовать термин «анархист» и вместо этого называл себя «федералистом»; его последователи также избегали ярлыка «анархистов», вместо этого называя себя «мутуалистами» в честь его принципа взаимного обмена. [45] После смерти Прудона в 1865 г. [46] его последователи-мутуалисты помогли основать Международную ассоциацию рабочих (IWA). [47]
В первые годы существования IWA организация была в основном мутуалистической. [48] о чем свидетельствуют его контрактные требования во время Женевского конгресса 1866 года и Лозаннского конгресса 1867 года . Но в последующие годы французские мутуалисты начали уступать контроль над организацией российским и немецким коммунистам, базирующимся в Бельгии . [43] и мутуализм постепенно был омрачен другими анархистскими школами мысли. [49] К концу 1860-х годов французская секция IWA уже отходила от мутуализма: Эжен Варлен и Бенуа Малон убедили ее принять Михаила Бакунина платформу коллективизма ; [44] Сам Бакунин считал свои коллективистские теории «прудонизмом, сильно развитым и доведенным до своего окончательного завершения». [50]
Хотя Бакунин был вдохновлен аргументами Прудона в пользу федерализма, он отказался от своей мутуалистической экономики и вместо этого выступал за общую собственность на землю . [51] К 1870-м годам, когда разногласия между марксистами и антиавторитаристами в IWA обострились, прудоновский мутуализм постепенно утратил оставшееся влияние; хотя продолжали наблюдаться незначительные изменения со стороны коллективистов, таких как Сезар Де Папе и Клод Пеллетье , [52] а также в программе Парижской Коммуны 1871 года. [53] Когда IWA наконец раскололась, члены антиавторитарной фракции постепенно стали называть «анархизмом» ярлыком своей философии. [54]
После смерти Бакунина в 1876 г. [55] Русский анархист Петр Кропоткин вывел анархистскую философию за рамки мутуализма Прудона и коллективизма Бакунина. [56] Вместо этого он выступал за анархистский коммунизм , в котором ресурсы распределяются « от каждого в соответствии с его способностями, каждому в соответствии с его потребностями ». [57] Это быстро стало доминирующей формой анархизма. [55] и к 1880-м годам мутуализм постепенно стал противопоставляться анархистскому коммунизму. [58] Мутуализм был переопределен как некоммунистическая форма анархизма из-за его акцента на взаимности, реформизме и коммерции . В результате начали возникать различные тенденции и интерпретации мутуализма. [55]
американских индивидуалистов Развитие
Мутуалистические эксперименты Уоррена, вдохновившие американский индивидуализм Лисандера Спунера и Стивена Перла Эндрюса , [59] заложил основу для внедрения в стране прудоновского мутуализма. [60] Сам Уоррен позже задним числом был назван «мутуалистом» индивидуалистами того периода, вдохновленными его системой «справедливой торговли». [61] Редактор американской газеты Уильям Генри Ченнинг синтезировал мутуализм Прудона с фурьеризмом и христианским социализмом , представляя «грядущую эпоху мутуализма» в милленаристских терминах. [62] Прудоновский мутуализм позже обсуждался в статьях ряда американских теоретиков-утопистов, в том числе Фрэнсиса Джорджа Шоу , Альберта Брисбена и Чарльза Андерсона Дана . [63]
разработки Теоретические
Двумя наиболее важными фигурами этого периода были Джошуа К. Ингаллс и Уильям Бэтчелдер Грин . [64] которые были вдохновлены мутуалистическими идеями Прудона, разработанными Даной, [65] синтезируя его с американскими индивидуалистическими традициями, впервые разработанными Уорреном. [66] Ингаллс был ярым сторонником трудовой теории стоимости и сторонником того, чтобы рабочие получали полный продукт своего труда . [67] Он также выступал против концентрации собственности на землю , которую он считал основным источником социального неравенства . [68] и вместо этого призвал к установлению прав собственности на владение и пользование . [69]
Опираясь на эзотерическое христианство , Грин представил прудоновский мутуализм как преемника христианства, назвав его «религией грядущего века». [63] Грин предложил создать взаимные банки . [70] который будет выдавать кредиты по номинальной процентной ставке . [71] Он считал, что они могут превзойти высокие процентные ставки, взимаемые коммерческими банками , и привести к повышению заработной платы до «полной стоимости проделанной работы». [71] Модель Грина для системы свободных цен , которая, как он утверждал, будет иметь тенденцию к увеличению трудовой стоимости по мере отмены экономической ренты и социальных привилегий , представляла собой отход от теории обмена Оуэна и Уоррена «труд за труд». [72] Грин утверждал, что плод всех человеческих трудов является продуктом не только индивидуальных усилий, но и социальных обстоятельств, которые помогли им в этих усилиях. [73]
В 1869 году Эзра и Анджела Хейвуд основали Лигу трудовой реформы Новой Англии (NELRL), которая издавала индивидуалистический анархистский журнал The Word и широко распространяла работы американских мутуалистов, таких как Уоррен и Грин, которые также были членами организации. [61] С 1872 по 1876 год NELRL пыталась лоббировать Генеральный суд Массачусетса с целью создания взаимного банка, но в конечном итоге им это не удалось. [74] убеждая их в том, что законодательные органы штатов уже подверглись регулятивному захвату капиталистов. [72]
Антикапиталистическая критика
Вдохновленный старшими мутуалистами NELRL, молодой член Лиги Бенджамин Такер быстро стал известен как одна из ведущих фигур индивидуалистического анархизма в Соединенных Штатах. [61] Такер объединил ранние версии мутуализма в единую идеологическую доктрину. [75] принятие идей Грина о взаимном банковском обслуживании и синтез прудоновского мутуализма с американской индивидуалистической традицией Уоррена и Спунера. [76] Через свой журнал «Свобода» , который он основал в 1881 году, он способствовал развитию анархистской политической мысли. [77]
что эксплуатация труда происходит от власти государства . Опираясь на мутуализм Уоррена и Прудона, он утверждал , [78] которые сотрудничали с капиталистами с целью извлечения трудовой стоимости в форме «процента, ренты и прибыли». [79] Чтобы бороться с принудительными практиками, которые способствовали распространению богатства и привилегий, Такер предложил создать « свободный рынок анархического социализма », на котором были бы отменены все формы монополии. [80] Такер высмеивал прибыль как противоположность свободной конкуренции и критиковал капитализм за «отмену свободного рынка», утверждая, что действительно свободный рынок регулируется только издержками производства. [81] В центре его антикапиталистической критики было то, что он называл «четырьмя монополиями»: [82] деньги , земля , тарифы и патенты . [83]
Хотя Такер резко критиковал капитализм, его не интересовали спекуляции о составе будущего мутуалистического общества. В конечном итоге эту идею подхватил Джон Беверли Робинсон , который, опираясь на критику Такера, выступал за кооперативную экономику и взаимопомощь . [84] Последователи Такера посвятили себя разработке мутуалистических проектов: Альфред Б. Веструп , Герман Кюн и Кларенс Ли Шварц много писали на тему взаимного кредита. [85]
и упадок Разделения
К началу « позолоченного века » прудоновский мутуализм прочно отождествлялся с американским индивидуализмом. [86] в то время как последователи Такера стали выступать в оппозиции к анархистскому коммунизму . [58] Хотя сам Такер не делал различия, анархисты, такие как Генри Сеймур , все чаще противопоставляли мутуализм коммунизму, причем мутуализм в конечном итоге стал использоваться для обозначения «некоммунистического анархизма». [85] Один из учеников Такера, Дайер Лам , пытался преодолеть разрыв между американскими индивидуалистами и растущим рабочим движением , развивавшим симпатии к социальному анархизму . [87] В 1880-х годах Лам вступил в Международную ассоциацию трудящихся (IWPA), в которой он разработал » в духе невмешательства анализ « наемного рабства , который предложил форму оккупации и права собственности на пользование , а также систему взаимного банковского обслуживания . [88]
На протяжении многих лет Лам работал над развитием связей между различными радикальными тенденциями, надеясь создать «плюралистическую анархическую коалицию», способную продвинуть социальную революцию . [89] Ко времени дела Хеймаркет Лам присоединился к мнению IWPA о профсоюзах как о средстве борьбы с эксплуатацией труда и как о прообразе будущей свободной ассоциации производителей . В 1890-х годах Лам присоединился к Американской федерации труда (АФТ), в рамках которой он познакомил рабочих с мутуалистическими идеями в области банковского дела, земельной реформы и кооперативизма через свою брошюру «Экономика анархии» . [90] Лам сыграл важную роль в синтезе мутуалистической экономики с популистской политикой в «уникально американскую идеологию». [91] тот, который был подхвачен американской индивидуалисткой Вольтерин Де Клер . [92]
Но в это время также начали обостряться фракционные разногласия, поскольку индивидуалистическая группа Такера в Бостоне и революционные социалисты- иммигранты в Чикаго раскололись на противоположные лагеря, в то время как Лам пытался наладить отношения между ними. [90] Лам и Деклейр вместе разработали концепцию « анархизма без прилагательных », пытаясь преодолеть продолжающуюся вражду между анархистами-индивидуалистами и коммунистами. [93] Но в конечном итоге раскол оттолкнул многих учеников Такера от анархистского движения к правой политике , а некоторые, такие как Кларенс Ли Шварц, пришли к капитализму и заложили основу для современного американского либертарианства . [94]
Современные события [ править ]
В начале 20 века мутуалистические концепции были разработаны экономистами Ральфом Борсоди и Сильвио Гезеллем ; в то время как мутуалистические идеи были реализованы в рамках местных биржевых торговых систем и моделей альтернативной валюты . [46] Густав Ландауэр , ставший ведущей фигурой в Баварской Советской Республике во время немецкой революции 1918–1919 годов , принял мутуалистическую программу взаимного кредита , равного обмена и прав узуфрукта на собственность. [95] Некоторые анархистские теоретики конца 20-го века также были вдохновлены мутуализмом, в том числе американский социальный критик Пол Гудман , итальянский эссеист К. Джордж Бенелло , британский социальный историк Колин Уорд , [46] и американский философ Питер Ламборн Уилсон . [96] Чтобы обеспечить альтернативу доминирующим анархистским школам мысли, Ларри Гэмбоун попытался возродить мутуалистическое движение; он основал Движение добровольного сотрудничества, которому удалось завербовать британского анархиста Джонатана Симкока и американского индивидуалиста Джо Пикотта , но оно просуществовало недолго. [97]
К концу 20-го века мутуализм в значительной степени выпал из массового сознания, и интерес к нему возродился только тогда, когда Интернет улучшил общественный доступ к старым текстам. Американский либертарианский теоретик Кевин Карсон сыграл центральную роль в возобновлении интереса к этой теме, самостоятельно опубликовав серию работ о мутуализме. Карсона «Исследования мутуалистической политической экономии» предложили синтез австрийской и марксистской экономической теории , развивая форму « антикапитализма свободного рынка », основанную на концепции мутуализма Такера. Интерес к произведениям Прудона возобновился и в 21 веке: многие из его текстов были опубликованы Библиотекой Прудона и собраны в сборник « Собственность — это кража» . [98]
Теория [ править ]
Основными аспектами мутуализма являются свободная ассоциация , свободная банковская деятельность , взаимность в форме взаимной помощи , демократия на рабочем месте , рабочее самоуправление , постепенность и двоевластие. Сторонники мутуализма часто описывают его как защиту антикапиталистического свободного рынка . Сторонники мутуализма утверждают, что каждая из большинства экономических проблем, связанных с капитализмом, представляет собой нарушение принципа издержек, или, как взаимозаменяемо выразился Джозайя Уоррен , «стоимость является пределом цены». Она была вдохновлена трудовой теорией стоимости , которая была популяризирована – хотя и не изобретена – Адамом Смитом в 1776 году (Прудон упомянул Смита как источник вдохновения). Трудовая теория стоимости утверждает, что фактическая цена вещи (или истинная стоимость) — это количество труда, затраченного на ее производство. С точки зрения Уоррена, стоимость - предел теории цен, стоимость должна быть пределом цены, при этом затраты относятся к количеству труда, необходимого для производства товара или услуги. Любой, кто продает товары, не должен взимать с себя больше, чем себестоимость приобретения этих товаров. [99]
Контракт и федерация [ править ]
Мутуализм утверждает, что производители должны обменивать свои товары по себестоимости, используя контрактные системы. Хотя ранние определения себестоимости Прудона основывались на фиксированных предположениях о стоимости рабочего времени, позже он переопределил себестоимость, включив в нее другие факторы, такие как трудоемкость, характер выполняемой работы и т. д. Он также расширил свои понятия. договора в расширенные понятия федерации. [99]
Свободная ассоциация [ править ]
Мутуалисты утверждают, что ассоциация необходима только там, где существует органическое сочетание сил. Операция требует специализации и множества различных рабочих, выполняющих задачи для создания единого продукта, то есть завода. В этой ситуации работники по своей сути зависят друг от друга; без ассоциации они относятся как подчиненные и высшие, господин и наемный раб. Операция, которую человек может выполнить без помощи специализированных работников, не требует объединения. Прудон утверждал, что крестьянам не нужна общественная форма, а лишь притворная ассоциация ради солидарности в отмене арендной платы, покупке клубов и т. д. Он признавал, что их работа по своей сути суверенна и свободна. [99]
Для Прудона мутуализм подразумевал создание промышленной демократии . В этой системе рабочие места будут «переданы демократически организованным ассоциациям рабочих... Мы хотим, чтобы эти ассоциации стали моделями для сельского хозяйства, промышленности и торговли, новаторским ядром этой обширной федерации компаний и обществ, сплетенных в общую ткань». Демократической Социальной Республики». [100]
К. Стивен Винсент в своем углубленном анализе этого аспекта идей Прудона отмечает, что «Прудон последовательно выдвигал программу промышленной демократии, которая вернула бы рабочим контроль и управление экономикой». По мнению Прудона, «сильные рабочие ассоциации… позволили бы рабочим совместно путем выборов определять, как предприятие должно управляться и как работать на повседневной основе». [101]
Взаимный кредит [ править ]
Мутуалисты поддерживают взаимный кредит и утверждают, что свободную банковскую деятельность люди должны вернуть себе , чтобы создать системы бесплатного кредита. Они утверждают, что банки обладают монополией на кредит, так же как капиталисты имеют монополию на средства производства, а помещики имеют монополию на землю. Банки создают деньги, выдавая взаймы депозиты, которые им не принадлежат, а затем взимая проценты с разницы. Мутуалисты утверждают, что, создав демократически управляемый банк взаимных сбережений или кредитный союз , можно будет выдавать бесплатные кредиты, чтобы деньги могли создаваться для выгоды участников, а не для выгоды банкиров. В число анархистов-индивидуалистов, известных своими подробными взглядами на мутуалистическое банковское дело, входят Пьер-Жозеф Прудон и Уильям Бэтчелдер Грин . [99]
Недвижимость [ править ]
Пьер-Жозеф Прудон был философом-анархистом и социалистом, который сформулировал мысли о природе собственности. Он утверждал, что « собственность — это воровство », «собственность — это свобода» и «собственность невозможна». По мнению Колина Уорда , Прудон не видел противоречия между этими лозунгами. Это произошло потому, что Прудон различал то, что он считал двумя различными формами собственности, часто связанными под одним ярлыком. Для мутуалиста это различие между собственностью, созданной принуждением, и собственностью, созданной трудом. Собственность является кражей, «когда она связана с землевладельцем или капиталистом, чья собственность возникла в результате завоевания или эксплуатации и [поддерживается] только посредством государства, законов о собственности, полиции и армии». Собственность — это свобода «крестьянской или ремесленной семьи, [которая имеет] естественное право на дом, землю, которую [они могут] обрабатывать, ... на орудия труда» и плоды этой обработки, но не на владение или контроль. земель и жизни других. Первое считается незаконной собственностью, а второе – законной собственностью. [102]
В книге «Что такое мутуализм?» Кларенс Ли Шварц писал:
Поэтому одна из целей мутуалистов — не только пробудить в людях понимание и стремление к свободе, но и пробудить в них решимость отменить правовые ограничения, налагаемые сейчас на неинвазивную человеческую деятельность, и установить посредством чисто добровольных ассоциаций такие меры, которые освободит всех нас от привилегий и власти концентрированного капитала. [103]
Шварц также утверждал, что мутуализм отличается от анархо-коммунизма и других коллективистских философий поддержкой частной собственности, написав: «Одним из критериев любого реформаторского движения в отношении личной свободы является следующее: запретит ли движение или отменит частную собственность? да, это враг свободы. Ибо одним из наиболее важных критериев свободы является право на частную собственность на продукты своего труда. Государственные социалисты, коммунисты, синдикалисты и коммунисты-анархисты отрицают частную собственность». [104] Однако Прудон предупреждал, что общество с частной собственностью приведет к государственническим отношениям между людьми. [103] В отличие от капиталистических сторонников частной собственности, Прудон подчеркивал равенство. Он считал, что все рабочие должны владеть собственностью и иметь доступ к капиталу, подчеркивая, что в каждом кооперативе «каждый работник, работающий в ассоциации, [должен иметь] неделимую долю в собственности компании». [105]
Узуфрукт [ править ]
Сторонники мутуализма считают, что земля не должна быть товаром, который можно покупать и продавать, и выступают за условные права собственности на землю, основанные на нормах владения и использования. Мутуалисты спорят, имеет ли человек законное право претендовать на владение землей, если он в настоящее время не использует ее, но уже вложил в нее свой труд. Все мутуалисты согласны с тем, что все, что произведено человеческим трудом и машинами, может принадлежать как личная собственность . Мутуалисты отвергают идею неличной собственности и без каких-либо оговорок Локка липкой собственности . любое имущество, полученное насильственным путем, купленное на деньги, полученные путем эксплуатации , или купленное на деньги, полученные с нарушением норм узуфрукта о собственности. Незаконным считается [106] [99]
Критика [ править ]
В Европе современным критиком Прудона был ранний либертарианский коммунист Жозеф Дежак . В отличие от Прудона и против него, он утверждал, что «рабочий имеет право не на продукт своего труда, а на удовлетворение своих потребностей, какова бы ни была их природа». [107] [108]
Одна из областей разногласий между анархо-коммунистами и мутуалистами проистекает из предполагаемой защиты Прудоном трудовых ваучеров для компенсации людям за их труд и рынки или искусственные рынки для товаров и услуг. Однако настойчивое утверждение о том, что Прудон предложил рабочую валюту, было оспорено как недоразумение или искажение фактов. [109] Как и другие анархо-коммунисты, Петр Кропоткин выступал за отмену оплаты труда и задавался вопросом: «Как может эта новая форма заработной платы, трудовая книжка , быть санкционирована теми, кто признает, что дома, поля, мельницы больше не являются частной собственностью, что они принадлежать коммуне или нации?» [110] По словам Джорджа Вудкока , Кропоткин считал, что система заработной платы, независимо от того, «управляется ли она народными банками или ассоциациями рабочих посредством проверок труда », является формой принуждения. [111]
Анархист-коллективист Михаил Бакунин также был непреклонным критиком прудоновского мутуализма. [112] заявляя: «Как смешны идеи индивидуалистов школы Жан-Жака Руссо и прудоновских мутуалистов, которые понимают общество как результат свободного договора индивидов, абсолютно независимых друг от друга и вступающих во взаимные отношения только в силу установленной конвенции». вверху среди людей. Как будто эти люди спустились с небес, принеся с собой речь, волю, оригинальную мысль, и как будто они были чужды всему земному, то есть всему, имеющему социальное происхождение». [113]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Чартье, Гэри; Джонсон, Чарльз В. (2011). Рынки, а не капитализм: индивидуалистический анархизм против боссов, неравенства, корпоративной власти и структурной бедности. Бруклин: Второстепенные композиции / Autonomedia. стр. 5. «…«мутуализм» теперь ретроспективно используется в двадцать первом веке для обозначения большинства антикапиталистических рыночных анархистов…»
- ^ Фрейзер, Элизабет. Избранные сочинения П. Ж. Прудона. Якорные книги: США. 1969. стр. 23. «мутуализм Прудона — это социализм кредита и обмена».
- ^ Маршалл 1993 , стр. 431–432.
- ^ Карсон 2018 , с. 83.
- ^ Уилбур 2019 , с. 213.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уилбур 2019 , стр. 214–215.
- ^ Карсон 2018 , стр. 83–84.
- ^ Маршалл 1993 , стр. 385, 497–498; Мартин 1970 , стр. 15–16; Уилбур 2019 , с. 215.
- ^ Маршалл 1993 , с. 385; Уилбур 2019 , с. 220.
- ^ Мартин 1970 , с. 20.
- ^ Мартин 1970 , с. 16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Север 2007 , с. 50.
- ^ Мартин 1970 , с. 22.
- ^ Мартин 1970 , стр. 24–26.
- ^ Мартин 1970 , с. 31.
- ^ Мартин 1970 , стр. 35–36.
- ^ Маршалл 1993 , стр. 385–386; Мартин 1970 , стр. 36–37.
- ^ Мартин 1970 , стр. 43–44.
- ^ Мартин 1970 , стр. 44–45.
- ^ Маршалл 1993 , стр. 385–386; Мартин 1970 , стр. 57–58.
- ^ Мартин 1970 , стр. 59–62.
- ^ Мартин 1970 , стр. 62–63.
- ^ Маршалл 1993 , с. 386; Мартин 1970 , с. 63.
- ^ Мартин 1970 , с. 63.
- ^ Маршалл 1993 , с. 386.
- ^ Уилбур 2019 , с. 215.
- ^ Уилбур 2019 , стр. 213–214.
- ^ Карсон 2018 , с. 91; Уилбур, 2019 г. , стр. 215–216.
- ^ Карсон 2018 , с. 91.
- ^ Карсон 2018 , стр. 91–92; Уилбур, 2019 г. , стр. 215–216.
- ^ Карсон 2018 , стр. 91–92.
- ^ Карсон 2018 , с. 92.
- ^ Карсон 2018 , стр. 92–93.
- ^ Карсон 2018 , с. 93; Вест 2020 , стр. 113–114.
- ^ Карсон 2018 , стр. 93–94; Вест 2020 , стр. 113–114.
- ^ Карсон 2018 , стр. 93–94.
- ^ Карсон 2018 , с. 94.
- ^ Карсон 2018 , стр. 95–96.
- ^ Карсон 2018 , с. 96.
- ^ Север 2007 , с. 50; Уилбур 2019 , с. 216.
- ^ Карсон 2018 , стр. 94–95; Север 2007 , с. 50; Уилбур 2019 , с. 216.
- ^ Норт 2007 , стр. 50–51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилбур 2019 , с. 216.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маршалл 1993 , с. 435.
- ^ Маршалл 1993 , с. 434.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Шанц 2009 , с. 2.
- ^ Маршалл 1993 , с. 431; Шанц 2009 , с. 2; Уилбур 2019 , с. 216.
- ^ Шанц 2009 , с. 2; Уилбур 2019 , с. 216.
- ^ Север 2007 , с. 51; Шанц 2009 , с. 2.
- ^ Маршалл 1993 , с. 434; Уилбур 2019 , с. 217.
- ^ Маршалл 1993 , с. 275.
- ^ Уилбур 2019 , с. 217.
- ^ Маршалл 1993 , с. 435; Шанц 2009 , с. 2.
- ^ Уилбур 2019 , стр. 217–218.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уилбур 2019 , с. 214.
- ^ Маршалл 1993 , с. 327.
- ^ Маршалл 1993 , с. 327; Уилбур 2019 , с. 218.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилбур 2019 , с. 218.
- ^ Карсон 2018 , с. 91; Маршалл 1993 , с. 387.
- ^ Маршалл 1993 , с. 387.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уилбур 2019 , с. 220.
- ^ Уилбур 2019 , стр. 218–219.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилбур 2019 , с. 219.
- ^ Карсон 2018 , с. 102; Уилбур 2019 , с. 219.
- ^ Карсон 2018 , с. 103; Маршалл 1993 , с. 236; Жилет 2020 , с. 114.
- ^ Маршалл 1993 , стр. 387, 497–498; Жилет 2020 , с. 115.
- ^ Карсон 2018 , с. 103; Мартин 1970 , стр. 139–140.
- ^ Карсон 2018 , с. 103; Мартин 1970 , стр. 140–142.
- ^ Карсон 2018 , с. 103; Мартин 1970 , стр. 144, 148–149.
- ^ Карсон 2018 , с. 102; Уилбур 2019 , с. 219; Жилет 2020 , с. 114.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карсон 2018 , с. 102.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карсон 2018 , стр. 102–103.
- ^ Вест 2020 , с. 115.
- ^ Карсон 2018 , с. 102; Жилет 2020 , с. 114.
- ^ Карсон 2018 , с. 104.
- ^ Карсон 2018 , с. 104; Вест 2020 , стр. 114–115; Уилбур 2019 , с. 220.
- ^ Карсон 2018 , стр. 104–105; Жилет 2020 , с. 115; Уилбур 2019 , с. 220.
- ^ Карсон 2018 , с. 105; Уилбур, 2019 г. , стр. 220–221.
- ^ Карсон 2018 , с. 105.
- ^ Карсон 2018 , стр. 105–106.
- ^ Карсон 2018 , стр. 106–107.
- ^ Карсон 2018 , стр. 107–108.
- ^ Карсон 2018 , стр. 107–108; Жилет 2020 , с. 115.
- ^ Карсон 2018 , с. 108.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Уилбур 2019 , с. 221.
- ^ Вест 2020 , стр. 114–115; Уилбур 2019 , с. 221.
- ^ Карсон 2018 , стр. 108–109.
- ^ Карсон 2018 , с. 109.
- ^ Карсон 2018 , стр. 109–110.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Карсон 2018 , с. 110.
- ^ Карсон 2018 , стр. 110–111.
- ^ Карсон 2018 , с. 111.
- ^ Карсон 2018 , стр. 111–112.
- ^ Карсон 2018 , с. 112.
- ^ Маршалл 1993 , стр. 413–414.
- ^ Маршалл 1993 , с. 682; Шанц 2009 , с. 2.
- ^ Карсон 2018 , с. 116.
- ^ Уилбур 2019 , с. 222.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Уилбур, Шон П. (2018). «Мутуализм». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл. Справочник Пэлгрейва по анархизму . Спрингер. стр. 213–224. ISBN 9783319756202 .
- ^ Герен, Дэниел, изд. (2006) Нет богов, нет хозяев . 1 . Окленд: АК Пресс. п. 62. ISBN 9781904859253 .
- ^ Винсент, К. Стивен (1984). Пьер-Жозеф Прудон и возникновение французского республиканского социализма . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 156, 230. ISBN 9780195034134 .
- ^ Уорд, Колин (2004). Анархизм: очень краткое введение .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бойичич, Саво (2010). Америка Америка или так ли это? Блумингтон: AuthorHouse. п. 369. ISBN 9781452034355 .
- ^ Вейсборд, Альберт (1937). Завоевание власти: либерализм, анархизм, синдикализм, социализм, фашизм и коммунизм . Я. Нью-Йорк: Ковичи-Фриде. п. 235.
- ^ Цитируется Джеймсом Дж. Мартином. Мужчины против государства . п. 223.
- ^ Мартин, Джеймс Дж. (1970). Мужчины против государства . Колорадо-Спрингс: Издательство Ральфа Майлза. стр. VIII, IX, 209. ISBN 9780879260064
- ^ Грэм, Роберт (2005). Анархизм: документальная история либертарианских идей . Книги Черной розы. ISBN 978-1-55164-251-2 .
- ^ Пенгам, Ален. «Анархо-коммунизм» . По словам Пенгама, Дежак критиковал Прудона как «прудонистскую версию рикардианского социализма, сосредоточенную на вознаграждении рабочей силы и проблеме меновой стоимости». как отмена контракта, отмена не только меча и капитала, но собственности и власти во всех их формах», и опроверг коммерческую и заработную логику требования «справедливого вознаграждения» за «труд» ( рабочая сила). Дежак спрашивал: «Прав ли я, таким образом, желая, как и в случае с системой контрактов, отмерить каждому — в соответствии с его случайной способностью производить — то, на что он имеет право?» Ответ, данный Дежаком на этот вопрос, однозначен: «Работник имеет право не на продукт своего труда, а на удовлетворение своих потребностей, какова бы ни была их природа». [...] Для Дежака, с другой стороны, общественное положение дел — фаланстерия «без какой-либо иерархии, без какой-либо власти», за исключением «книги статистики», — соответствовало «естественному обмену», то есть « неограниченная свобода любого производства и потребления; отмена любых признаков сельскохозяйственной, индивидуальной, художественной или научной собственности; деархизация и демонетаризация ручного и интеллектуального капитала, а также капитала; инструменты, торговля и здания».
- ^ Маккей, Иэн (весна 2017 г.). «Конституированная стоимость Прудона и миф о трудовых записках» . Анархистские исследования . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Кропоткин, Петр (1920). «Система оплаты труда» . Брошюры о свободе (1). Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Вудкок, Джордж (2004). Анархизм: история либертарианских идей и движений . Бродвью Пресс. п. 168.
- ^ Букчин, Мюррей (1998). Испанские анархисты: героические годы, 1868–1936 (иллюстрированное исправленное издание). Окленд: АК Пресс. п. 25. ISBN 9781873176047 .
- ^ Максимофф, врач общей практики (1953). Политическая философия Бакунина . Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 167. ISBN 9780029012000 .
Библиография [ править ]
- Бэкер, Томас Б. (1978). Мутуалисты: наследники Прудона в Первом Интернационале, 1865–1878 гг . Университет Цинциннати .
- Карсон, Кевин (2018). «Анархизм и рынки». В июне, Натан (ред.). Компаньон Брилла по анархизму и философии . Лейден : Брилл . стр. 81–119. дои : 10.1163/9789004356894_005 . ISBN 978-90-04-35689-4 .
- Каслтон, Эдвард (2017). «Ассоциация, мутуализм и корпоративная форма в опубликованных и неопубликованных произведениях Пьера-Жозефа Прудона» . История экономических идей . 25 (1): 143–172. дои : 10.19272/201706101006 . ISSN 1724-2169 . JSTOR 44806325 .
- Дуглас, Дороти В. (1929). «П. Ж. Прудон: Пророк 1848 года. Часть I: Жизнь и творчество». Американский журнал социологии . 34 (5): 781–803. дои : 10.1086/214822 . ISSN 0002-9602 . S2CID 264622055 .
- Льоверас, Хавьер; Варнаби, Гэри; Куинн, Ли (2020). «Мутуализм как рыночная практика: исследование перформативности рынка в контексте анархизма и его последствий для посткапиталистической политики» (PDF) . Теория маркетинга . 20 (3): 229–249. дои : 10.1177/1470593119885172 . ISSN 1470-5931 . S2CID 210535234 .
- Маршалл, Питер Х. (1993). Требуя невозможного: история анархизма . Лондон : Фонтана Пресс . ISBN 978-0-00-686245-1 . OCLC 1042028128 .
- Мартин, Джеймс Дж. (1970) [1953]. Мужчины против государства: толкователи индивидуалистического анархизма в Америке, 1827-1908 гг . Колорадо-Спрингс : Издательство Ральфа Майлза. ISBN 9780879260064 . OCLC 8827896 .
- Норт, Питер (2007). «Утописты, анархисты и популисты: политика денег в девятнадцатом веке». Деньги и освобождение: микрополитика альтернативных валютных движений . Университет Миннесоты Пресс . стр. 41–61. ISBN 978-0-8166-4962-4 . JSTOR 10.5749/j.ctttt87r . LCCN 2006038757 .
- Шанц, Джефф (2009). «Мутуализм». В Нессе, Иммануил (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . стр. 1–3. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp1058 . ISBN 9781405198073 .
- Уилбур, Шон П. (2019). «Мутуализм». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 213–224. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_11 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 242074567 .
- ван дер Линден, Марсель (2018). «Мутуализм». В Хофмейстере, Карин; ван дер Линден, Марсель (ред.). Справочник «Всемирная история труда» . Де Грюйтер . стр. 491–504. ISBN 978-3-11-042835-3 .
- Вест, Дж. Мартин (2020). «Варвары на Агоре: американский рыночный анархизм, 1945–2011». В Шартье, Гэри; Ван Шеландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Нью-Йорк : Рутледж . стр. 112–125. дои : 10.4324/9781315185255-8 . ISBN 9781315185255 . S2CID 228898569 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бенелло, К. Джордж (1992). Кримерман, Лен; Лиденфельд, Франк; Корти, Кэрол; Бенелло, Джулиан (ред.). С нуля: очерки о низовой демократии и демократии на рабочем месте . Бостон: Саут-Энд Пресс. ISBN 0-89608-390-Х . LCCN 91-28535 . OCLC 24376378 .
- Борсоди, Ральф (2019) [1929]. Эта уродливая цивилизация . Балтимор: развлечения подземного мира. ISBN 9781943687220 . OCLC 1244870407 .
- Карсон, Кевин (2007). Исследования по мутуалистической политической экономии . Самостоятельно опубликовано . ISBN 978-1419658693 . OCLC 172923433 .
- Карсон, Кевин (2008). Теория организации: либертарианская перспектива . КнигаSurge . ISBN 978-1439221990 . ОСЛК 311323130 .
- Карсон, Кевин (2010). Промышленная революция в домашних условиях: манифест о низких накладных расходах . КнигаSurge . ISBN 9781439266991 . OCLC 697667745 .
- Карсон, Кевин (2016). Настольное регулирующее государство: противодействующая сила отдельных лиц и сетей . Центр общества без гражданства . ISBN 978-1523275595 .
- Де Клер, Вольтерина (2005). "Анархизм". В Пресли, Шэрон; Сартвелл, Криспин (ред.). Изысканный бунтарь: Очерки Вольтерины де Клер . СУНИ Пресс . стр. 67–82. ISBN 978-0-7914-6093-1 . LCCN 2004059138 .
- Де Клер, Вольтерина (2005). «Анархизм и американские традиции». В Пресли, Шэрон; Сартвелл, Криспин (ред.). Изысканный бунтарь: Очерки Вольтерины де Клер . СУНИ Пресс . стр. 89–102. ISBN 978-0-7914-6093-1 . LCCN 2004059138 .
- Гезелл, Сильвио (1958) [1916]. Естественный экономический порядок . Перевод Пай, Филип. Лондон: Издательство Питера Оуэна . OCLC 920780 .
- Гудман, Пол (1977). Стер, Тейлор (ред.). Проведение линии: политические эссе Пола Гудмана . Нью-Йорк: издания Free Life. ISBN 0-914156-17-9 . LCCN 77-71943 . ОСЛК 3417667 .
- Грин, Уильям Батчелдер (1919) [1850]. Взаимное банковское дело . Денвер: Лига реформ. OCLC 645147153 .
- Грин, Уильям Батчелдер (1875). «Коммунизм против мутуализма» . Социалистические, коммунистические, мутуалистические и финансовые фрагменты . Бостон: Ли и Шепард . ОСЛК 2567184 .
- Кюн, Герман (1901). Проблема беспокойства: принципы научного мутуализма применительно к современной торговле . Чикаго: Н. Б. Ирвинг. ОСЛК 33202070 .
- Лам, Дайер (1886). «Коммунальная анархия» . Тревога . Том. 2, нет. 15. с. 2 – через Либертарианский лабиринт.
- Лам, Дайер (1890). Экономика анархии: исследование промышленного типа . Чикаго: Джордж А. Шиллинг . OCLC 7982163 .
- Прудон, Пьер-Жозеф (1876) [1840]. . Перевод Такера, Бенджамина – через Wikisource .
- Прудон, Пьер-Жозеф (1888) [1847]. Система экономических противоречий: или Философия бедности . Перевод Такера, Бенджамина .
- Прудон, Пьер-Жозеф (1849). – через Wikisource .
- Прудон, Пьер-Жозеф (1989) [1851]. Общая идея революции XIX века . Перевод Робинсона, Джона Беверли. Лондон: Плутон Пресс . ISBN 9781853050671 . ОСЛК 220879063 .
- Прудон, Пьер-Жозеф (2012) [1853]. Философия прогресса . Перевод Уилбура, Шона П. Либертарианский лабиринт.
- Прудон, Пьер-Жозеф (1979) [1863]. Принцип федерации . Перевод Вернона, Ричард. Университет Торонто Пресс . ISBN 978-1-4875-7422-2 . JSTOR 10.3138/j.ctvcj2hr8 .
- Прудон, Пьер-Жозеф (1865). О политической дееспособности рабочего класса на ( французском языке). Париж: Э. Денту.
- Прудон, Пьер-Жозеф (1927). Коэн, Генри (ред.). Решение социальной проблемы . Нью-Йорк: Авангард Пресс. ISBN 0877000441 . ОСЛК 2197518 .
- Сеймур, Генри (1894). «Два анархизма» . Лондон: Прудон Пресс.
- Шварц, Кларенс Ли (1945) [1927]. Что такое мутуализм? . Нью-Йорк: Современные издатели. OCLC 19347096 .
- Такер, Бенджамин (1897) [1893]. «Государственный социализм и анархизм: насколько они согласны и в чем различаются» . Вместо книги, написанное человеком, слишком занятым, чтобы написать ее (2-е изд.). стр. 1–18.
- Уоррен, Иосия (1852) [1846]. Справедливая торговля: новое развитие принципов гармоничного регулирования и регулирования денежного, интеллектуального и морального общения человечества, предлагаемых как элементы нового общества . Нью-Йорк: Компания Fowler & Wells . OCLC 489195268 . ОЛ 23157421М .
- Веструп, Альфред Б. (1895). Новая философия денег: практический трактат о природе и назначении денег и правильном методе их предложения . Миннеаполис: Ф.Е. Леонард. ОСЛК 4739315 .
Внешние ссылки [ править ]
- Карсон, Кевин (2006). Исследования по мутуалистической политической экономии . Издательство BookSurge.
- Гамбоун, Ларри (1996). Прудон и анархизм: либертарианская мысль Прудона и анархическое движение . Ред Лайон Пресс.
- Грин, Уильям Батчелдер (1850). Взаимное банковское обслуживание: демонстрация радикального дефицита нынешней среды обращения и преимуществ свободной валюты .
- Кропоткин, Петр (1902). Взаимопомощь: фактор эволюции .
- Ллойд, Дж. Уильям (1927). Анархо-мутуализм . Индивидуалистическая анархическая критика.
- Лонг, Родерик Т. , изд. (зима 2006 г.). Журнал либертарианских исследований 20 (1). Этот выпуск посвящен исследованиям Кевина Карсона в области мутуалистической политической экономии и включает в себя критику и возражения Карсона.
- Райсман, Джордж (18 июня 2006 г.). Мутуализм: философия для воров . Институт Мизеса. Австрийская школа и объективистская критика.
- Шварц, Кларенс Ли . (1927). Что такое мутуализм? .
- Уоррен, Иосия (1829). План магазина труда в Цинциннати . Механика Свободная пресса.
- Вейсборд, Альберт (1937). «Мутуализм» . Завоевание власти .
- Карсон, Кевин и др. «Часто задаваемые вопросы о мутуалистах» . Мутуалист: Антикапитализм свободного рынка.
- Мутуализм (экономическая теория)
- Анархизм
- Анархистские школы мысли
- Антикапитализм
- Экономические теории
- Анархизм свободного рынка
- Индивидуалистический анархизм
- Левое либертарианство
- Левая политика
- Либертарианский социализм
- Либертарианство по форме
- Рыночный социализм
- Пьер-Жозеф Прудон
- Школы экономической мысли
- Социальный анархизм
- Виды социализма