Jump to content

Анархизм в Армении

Анархизм в Армении возник как часть армянского национально-освободительного движения , берущего корни в различных еретических христианских сектах, практиковавших в регионе. [1] Организованную форму оно приняло с созданием Армянской революционной федерации в 1890 году, а затем было подавлено различными империями и авторитарными режимами, правившими Арменией в 20 веке. В конечном итоге оно вновь появилось в 21 веке как часть движения против истеблишмента, которое распространилось по всей стране после обретения ею независимости.

История [ править ]

Христианство в средневековой Армении [ править ]

До III века Армения была преимущественно зороастрийской , поскольку правящая династия Аршакидов сама была основана зороастрийским священником. [2] Христианство впервые было принесено в Армению ранними христианами, спасавшимися от гонений. Монашеские общины, такие как Гегард, были основаны этими христианами, нашедшими убежище в горах. Но эти первые армянские христиане также подвергались гонениям со стороны Аршакидов. Так было до 301 года, когда Королевство Армения стало первой страной, принявшей христианство , в процессе, возглавляемом Григорием Просветителем . [3]

Учреждение Армянской Апостольской церкви как институционального органа новой государственной религии и построение феодальной системы Нахарара начали концентрировать огромные территории в руках духовенства и знати. Поскольку армянские крестьяне подвергались все более ограниченным условиям, в стране произошел ряд антифеодальных восстаний со стороны диссидентских христианских движений, особенно борборитов , мессалианцев , павликианистов и тондракианцев .

По Ацилисенскому миру Восточная Западная Армения была завоевана Византийской империей в 387 году. Армения оставалась независимым царством до 428 года, когда местная знать свергла царя Арташеса IV и Сасанидская империя поставила Вех Мира Шапура на его место наместником . Нахарары увидели ограничение своей феодальной власти в Западной Армении, что привело к восстанию против Византийской империи. На Востоке они в основном сохраняли свои права, пока Пероз I не попытался насильственно обратить страну в зороастризм. Это спровоцировало партизанскую войну против правления Сасанидов, возглавляемую Вартаном Мамиконяном , что привело к успешной ратификации Нварсакского договора , который предоставил нахарарам большую автономию . [4]

Павликане [ править ]

Резня павликиан в 843/844 году.

Вскоре после мусульманского завоевания Армении вдохновленный Константин-Сильван, Евангелием и посланиями Павла, основал павликианское движение. [5] адопционистская христианская секта , отвергавшая феодальное землевладение, социальное неравенство и суеверия церкви . С 660 г. рабочие, низшее духовенство и мелкие землевладельцы по всей Армении начали принимать павликианское христианство. [6] Но в 687 году Сильван был арестован имперскими властями, предан суду за ересь и забит камнями . [5] [7] Секта продолжала расти в армянских общинах по всей Византийской империи, но в начале 9 века они стали объектом преследований со стороны империи. [8] К 843 году более 100 000 павликиан погибли, а все их имущество и земли были конфискованы империей. [9] Затем павликиане бежали в Армянский эмират , где построили города Амара и Тефрике , основав независимую павликианскую территорию. Однако их сила была окончательно сломлена в битве при Батис-Риаксе , где они понесли тяжелые потери. [10] Многие из оставшихся павликиан были переселены во Фракию . [11] где их идеи распространились по Балканам и в Европу, [12] повлияв на формирование богомильства и катаризма . [13] [14] Другие бежали на восток, в Арминию , где движение развилось в тондракианство . [15]

Тондракцы и восстания армянские крестьянские

В 884 году Армянский эмират был упразднен после успешного восстания Ашота I , который основал независимое царство Багратидов Армения . [16] Это позволило восстановить феодальную систему Нахарара и привело к основанию нескольких других армянских королевств и княжеств, каждое со своей феодальной иерархией. Крестьяне ( рамики ) составляли низший класс экономического слоя и занимались главным образом животноводством и земледелием . Многие из них не владели землей, жили арендаторами и работали наёмниками или даже рабами на землях, принадлежавших богатым феодальным магнатам. Крестьяне были вынуждены платить высокие налоги правительству и Армянской Апостольской церкви в дополнение к своим феодалам. [17]

Эта напряженность в конечном итоге вылилась в серию крестьянских восстаний против новых феодалов и землевладельцев. [18] особенно в Айрарате и Сюнике . Эти восстания были поддержаны тондракианцами антифеодальной еретической христианской сектой, возникшей из павликианства . Они выступали за отмену церкви и феодализма, вместо этого поддерживая права собственности крестьян и равенство между мужчинами и женщинами. Это привлекло многих представителей армянских низших классов присоединиться к секте, сформировав свои собственные общины по принципам Тондрака.

Крестьянская борьба со временем переросла в прямое восстание. Когда феодальный Татевский монастырь завладел окрестными землями и деревнями, местные крестьяне выступили против этого, что привело к открытому восстанию против феодального духовенства. В 990 году восстание было подавлено королем Сюника, который сравнял с землей крестьянские деревни и рассеял их население по всей стране. После подавления восстаний тондракианцы пережили непродолжительный упадок, прежде чем пережили возрождение в начале 11 века. Тондракские общины распространились по всей Армении, беспокоя различных правителей страны. Они пережили еще одно кратковременное возрождение после падения государства Багратидов, но в конечном итоге были уничтожены византийцами.

Впоследствии Арменией управлял ряд иностранных держав, что в конечном итоге привело к новому разделу страны. В 16 веке Западная Армения попала под власть Османской империи , а Восточная Армения вошла в состав империи Сефевидов .

Армянское Просвещение [ править ]

Шаамир Шаамирян , один из первых философов армянского национального пробуждения .
Микаел Налбандян , армянский революционер, вдохновивший начало армянского национально-освободительного движения .

В конце 17 века эпоха Просвещения наступила в Восточной Армении , когда интеллектуалы распространяли антифеодальные, демократические и революционные идеологии по всей стране. Наиболее заметной из этих фигур был Шаамир Шаамирян , философ, отвергавший монархический порядок, считая подчинение правителям оскорблением человеческого интеллекта. Вместо этого он хотел создать в Армении светскую демократическую систему , в которой все официальные должности (включая судебную) свободно избирались всенародным голосованием. О своих идеях независимой армянской нации он написал в книге « Ловушка славы» :

Каждый человек, будь то армянин или представитель какой-либо другой расы, будь то мужчина или женщина, рожденный в Армении или привезенный туда из другой страны, должен жить в равенстве и быть свободным во всех своих занятиях. Никто не имеет права порабощать другого человека, и работники должны получать оплату, как и за любую другую работу, как это предусмотрено законодательством Армении. [19]

После поражения Каджара в русско-персидской войне Восточная Армения была присоединена к Российской империи , и армянское национально-освободительное движение начало налаживать связи с зарождающимся русским революционным движением. Влиятельной фигурой в этот период был Микаел Налбандян , сторонник секуляризма и ярый критик Армянской Апостольской церкви. Налбандян стал известен своими усилиями по созданию национальной литературы, написанной на современном армянском языке , которая отражала бы социальные устремления армянского народа. [20] [21] Он также был ярым сторонником земельной реформы , утверждая, что «только равное распределение земли может принести людям процветание и счастье». [22] Его работа также косвенно вдохновила восстание в Западной Армении, которое успешно вынудило османские войска уйти из региона Зейтун . [23] Во время своих путешествий по Европе он стал соратником русского анархиста Михаила Бакунина , антикрепостнического активиста Николая Огарева и «отца русского социализма» Александра Герцена , вместе с которыми он участвовал в основании революционной организации « Земля и воля » и «Земля и воля». организовал распространение « Колокола» . [24] В 1862 году Налбандян вернулся в Петроград , где участвовал в деятельности «Земли и воли», прежде чем был арестован за разжигание антицарских настроений своей литературой. [25] Впоследствии он был сослан в Камышин , [26] где он умер от туберкулеза . [27]

Армянская революционная федерация [ править ]

Кристапор Микаелян , армянский анархист и один из основателей Армянской революционной федерации . В 1905 году он принял участие в запланированном убийстве султана Абдул-Хамида II .

Вдохновленный Налбандяном, [28] Армянский анархист Кристапор Микаэлян принял участие в создании Армянской революционной федерации (АРФ) — политической организации, состоящей из широкой коалиции анархистов, социалистов и националистов. Сама организация была децентрализована, что позволяло местным отделениям в различных частях Армении действовать независимо в соответствии с потребностями своей местности. Ее целью было создание в Армении либертарианского социалистического общества, основанного на принципах свободы собраний , свободы слова , свободы религии и аграрной реформы . Сам Микаелян был бывшим сторонником Бакунина и защищал идеи прямого действия и самоуправления , призывая АРФД применять эти принципы на практике в своей деятельности. [29]

АРФД стала крупной политической силой в жизни Армении. Особенно активно оно было в Османской империи, где организовывало или участвовало во многих революционных мероприятиях. Влияние АРФД привело к широкому распространению анархистских идеалов среди армян империи: примерно 70% отчетов османского государственного наблюдения за анархистским движением были сосредоточены на армянах. [30] В 1894 году АРФ приняла участие в Сасунском сопротивлении , поставляя оружие местному населению, чтобы помочь жителям Сасуна защититься от гамидианских чисток. [31] Примерно в это же время армянский анархо-коммунист Александр Атабекян установил связи с организацией, опубликовав статьи о сопротивлении АРФД османским преследованиям в армяноязычном анархическом периодическом журнале « Амаянх» . [32]

Группа федаи сражается под знаменем АРФД. Текст на армянском языке гласит: «Азатутюн кам Мах» («Свобода или смерть»).

Чтобы повысить осведомленность о массовых убийствах 1895–1896 годов , члены АРФД во главе с Папкеном Сиуни оккупировали Османский банк 26 августа 1896 года. [33] Целью рейда было продиктовать требования АРФД о реформах в армянонаселенных районах Османской империи и привлечь внимание Европы к своему делу, поскольку у европейцев было много активов в банке. Операция привлекла внимание Европы, но ценой новых массовых убийств, устроенных султаном Абдул Хамидом II . [34] Со своей стороны, Александр Атабекян попытался привлечь внимание к массовым убийствам, отправив декларацию в Социалистический Интернационал , утверждая, что европейские государства непосредственно участвовали в преступлениях султана, и что армянские либертарианцы провозглашали «начало социальной революции». " в ответ. [35]

30 марта 1904 года АРФ сыграла важную роль во Втором Сасунском восстании . АРФ во второй раз направила оружие и федаев для защиты региона. [31] Среди 500 федаев, участвовавших в сопротивлении, были такие известные личности, как Кеворк Чавуш , Сепасдаци Мурад и Грайр Джохк . Хотя им удалось сдержать османскую армию в течение нескольких месяцев, несмотря на нехватку истребителей и огневой мощи, османские войска захватили Сасун и убили тысячи армян. [31]

В 1905 году Кристапор Микаэлян и другие члены АРФД спланировали покушение на султана Абдул Хамида II в целях пропаганды этого поступка . [36] Сам Микаэлян погиб в результате взрыва на этапе планирования, а сама попытка провалилась после того, как взрывчатка не попала в цель. [37] Бельгийский анархист Эдвард Джорис был среди арестованных и осужденных за участие в заговоре. [38]

Революционный период [ править ]

Русская революция 1905 года [ править ]

Хотя Российская империя изначально симпатизировала Армянской революционной федерации , [39] Царский указ, по которому все имущество Армянской Апостольской церкви перешло в имперскую собственность, встретил сопротивление со стороны АРФД, которая направила ополченцев и провела массовые демонстрации против указа. [40] Это привело к тому, что федерация полностью разорвала связи с царскими властями, участвуя в террористических актах против государства и создавая отдельные институты в Российской Армении. [41]

рабочие забастовки и крестьянские восстания В 1905 году по всей империи начали вспыхивать . В этот период анархо-коммунистические идеи распространились по всему Кавказу . Кавказские анархисты организовывали вооруженные рабочие отряды, экспроприируя землю и имущество у зажиточных классов, а также создавали сельскохозяйственные коммуны, самоуправляющиеся рабочие коллективы и первые в стране профсоюзы . была объявлена ​​всеобщая забастовка В ноябре 1905 года в Алаверди , ставшая крупнейшей забастовкой в ​​истории Кавказа и сумевшая заставить начальство уступить требованиям своих рабочих. Армянские железнодорожники также объявили забастовку, захватив контроль над всей железнодорожной сетью страны и сформировав вооруженные батальоны для самообороны. В конце концов вмешалась Российская Императорская Армия , подавив Московское восстание , которое привело к краху рабочего движения в Армении.

Когда началась армяно-татарская резня , АРФД возложила ответственность за это на российские власти. 11 мая 1905 года дашнакский революционер Драстамат Канаян убил российского генерал-губернатора Михаила Накашидзе , которого армянское население считало главным зачинщиком ненависти и противостояния между армянами и татарами.

Младотурецкая революция [ править ]

Действия Армянской революционной федерации вдохновили младотурков , которые спровоцировали революцию , свергнувшую абсолютистский режим Абдул-Хамида II и восстановившую империю как конституционную монархию . Этот акт легализовал АРФД, которая получила места в новом парламенте, но большей автономии Армении добиться не удалось. В 1909 году османский контрпереворот попытался восстановить абсолютистское правление, устроив резню в Адане. [42] в результате чего погибло более 20 000 армян. [43] [44] После этого АРФД разорвала связи с младотурками. [45] что привело к дальнейшему разделу между турками и армянами империи. [46]

Персидская революция конституционная

Когда конституционалистское восстание вспыхнуло против абсолютистского правления династии Каджаров в Иране , иранское отделение Армянской революционной федерации решило принять в нем участие. АРФД внесла свой вклад в военный аспект борьбы, отправив ополченцев в Иран во главе с Епрем-ханом , Аршаком Гавафяном и Хетчо . [47] После бомбардировки Меджлиса ополченцы АРФД сплотились вместе с персидскими революционерами, в конечном итоге сумев свергнуть Мохаммада Али Шаха Каджара и восстановить конституцию . [48]

Первая мировая война и геноцид армян [ править ]

В 1914 году Османская империя присоединилась к Центральным державам , формально вступив в Первую мировую войну внезапным нападением на русские позиции на Чёрном море . Во время вторжения на территории России и Ирана османы устроили резню местного армянского населения, перерастая насилие в геноцид , который в конечном итоге привел к гибели примерно 1 миллиона армян. Многие из ведущих деятелей Армянской революционной федерации были среди тех, кто был депортирован и убит османскими властями 24 апреля 1915 года. [49] Это побудило АРФД координировать армянское сопротивление , эпицентр которого находился в городе Ван , где десятки тысяч армян успешно сопротивлялись геноцидным амбициям местных османских властей. [50] Когда война подошла к концу, многие члены движения младотурок были убиты АРФД во время операции «Немезида» . [51] [52]

Армянская Республика [ править ]

Торжество в Ереване 28 мая 1919 года.

После распада Российской империи во время Первой мировой войны и последующего прихода к власти большевиков османскими войсками, которые разрешил Брест-Литовский договор повторную оккупацию Западной Армении начали вторгаться на территорию Восточной Армении. Армянская революционная федерация координировала вооруженное сопротивление османам. [53] которые остановили их продвижение в Сардарабаде , [54] Абаран и Каракилиса , тем самым закрепив независимость Армении . Впоследствии АРФД была создана Демократическая Республика Армения , что положило начало периоду восстановления страны. [53]

Вторжение Красной Армии в Армению , ноябрь 1920 г.

Но эта независимость продлилась недолго, поскольку Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика заключила союз с недавно созданной Турецкой Республикой с намерением разделить и оккупировать Армению. [55] Последовавшая за этим турецко-армянская война опустошила Армянскую Республику, вынудив ее уступить Западную Армению Турции. [56] Через несколько дней после подписания Александропольского мирного договора ослабленная республика в Восточной Армении была захвачена и оккупирована 11 -й Советской Красной Армией , которая основала на ее месте Армянскую Советскую Социалистическую Республику . Армянская Революционная Федерация была запрещена новыми большевистскими властями, которые превратили Армению в однопартийное государство и поставили страну под красный террор .

В ответ на государственный терроризм , совершенный ЧК , 13 февраля 1921 года АРФД возглавила восстание против большевистской власти. Повстанческим силам удалось освободить большие территории страны, включая столицу Ереван , и освободить из тюрем многих армянских революционеров. [57] Продолжались бои с силами Красной Армии, которые значительно превосходили по численности АРФД, которые в конечном итоге завершились 2 апреля возвращением Еревана. [58] АРФД отступила в горы Сюника провозгласила независимость Республики Горная Армения . , где на съезде, состоявшемся 26 апреля в Татевском монастыре , [59] Красная Армия ответила проведением масштабной военной операции в горах. [60] принуждение республики к капитуляции 13 июля. [61] Последние остатки АРФД бежали в изгнание, где они потеряли всякие следы своей анархистской и социалистической идеологии, перейдя к явно националистической и антикоммунистической линии партии. [62]

Советская Армения [ править ]

Армянский анархо-коммунист Александр Атабекян , современник Петра Кропоткина и одна из многих армянских жертв Великой чистки .

которое эти жестокие репрессии вызвали в Армении, Совет Народных Комиссаров назначил армянского большевика Александра Мясникяна председателем Из-за отчуждения , нового советского правительства Армении с приказом смягчить политику правительства и замедлить переход к социализму. Одним из первых указов Мясникяна на посту председателя было объявление Нагорного Карабаха частью Армянской ССР. [61] Несмотря на первоначальное обещание интегрировать Нагорный Карабах в состав Армении, Кавбюро через несколько дней отменило свое обещание, превратив эту территорию в автономную область Азербайджанской Советской Социалистической Республики . [63] Это решение было ратифицировано Наркоматом по делам национальностей при Иосифе Сталине , позже также передав Нахчыванскую АССР в состав Азербайджана. [64] Коммунистическая партия Армении обжаловала это решение, поскольку эти два региона были обещаны Армянской ССР во время вторжения Красной Армии, но безуспешно. [63] В 1925 году Мясникян погиб в авиакатастрофе при подозрительных обстоятельствах. [65]

Впоследствии Армянская ССР была включена в состав Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики , одной из четырех республик-основателей , образовавших Советский Союз . На протяжении 1920-х годов Армения страдала от антирелигиозной кампании , в ходе которой церковное имущество было конфисковано государством, а священники подвергались преследованиям, ненадолго затихающим, чтобы облегчить отношения с армянской диаспорой . [66] В 1928 году новая фаза религиозных преследований снова усилилась после консолидации власти Сталиным. [67] Этот период идеологических репрессий в Армении в конечном итоге перерос в целенаправленные политические репрессии .

Как только Армянская ССР была восстановлена ​​сталинской конституцией , страна попала под Великую чистку , в ходе которой были убиты тысячи армян. [68] [69] Среди армянских жертв Великой чистки были лидеры духовенства, видные большевистские партийные чиновники (многие обвинялись в троцкизме ) и бывшие члены Армянской революционной федерации, такие как анархист Александр Атабекян .

Во время Второй мировой войны Советский Союз инициировал политику перемещения населения этнических меньшинств. При этом десятки тысяч армян были депортированы в Сибирь. [70] за которым последовала дальнейшая депортация армян и амшенцев в Среднюю Азию . [71] Между тем, примерно 300–500 000 армян были отправлены воевать на Восточный фронт , почти половина из которых не вернулась. [72] Для оживления населения страны членам армянской диаспоры было предложено репатриировать Армянскую ССР, что привело к расселению сотен тысяч армянских иммигрантов по всей стране. [73] [74] Эти иммигранты вскоре стали жертвами дискриминации со стороны коренного населения, а также советского правительства, которое направило многих на депортацию в Сибирь и Среднюю Азию. [75] Так продолжалось до хрущевской оттепели , последовавшей за смертью Сталина , во время которой была подтверждена армянская национальная идентичность и страна пережила период десталинизации . 24 апреля 1965 года демонстрации в Ереване отметили 50-летие со дня начала геноцида армян, положив начало первым шагам по признанию геноцида армян . Советское правительство Армении ответило строительством мемориального комплекса на холме Цицернакаберд .

После введения гласности и перестройки многие амшенцы в Средней Азии обратились к правительству с просьбой разрешить их переселение в Армению, но советское правительство отклонило это заявление. [71] 20 февраля 1988 года Верховный Совет Нагорно-Карабахской автономной области проголосовал за объединение с Арменией. [76] решение, которое привело к началу Первой Нагорно-Карабахской войны . Эскалация напряженности между Армянской ССР и советскими властями завершилась провозглашением государственного суверенитета Верховным Советом Армении, за которым последовал референдум о независимости Армении 1991 года , на котором армяне подавляющим большинством проголосовали за независимость. [77] [78]

Независимая Армения [ править ]

После распада Советского Союза и окончания Первой Нагорно-Карабахской войны правая Республиканская партия Армении начала консолидировать власть в качестве правящей политической партии страны. которого поддерживали республиканцы, Когда Роберт Кочарян, был избран президентом Армении , он легализовал ранее запрещенную Армянскую революционную федерацию . [79] которая сформировала коалиционное правительство с республиканцами после парламентских выборов 1999 года . 27 октября 1999 года стрельба в парламенте Армении произошла , были убиты премьер-министр Вазген Саргсян и спикер Карен Демирчян , в результате которой в результате теракта, возглавляемого бывшим членом АРФД Наири Унаняном . [80] Это событие привело к усилению авторитарного правления Кочаряна и республиканской партии.

В 2000-е годы в Армении вновь возникло анархистское движение, возникшее в ответ на восстановление обрядов дворянства и Апостольской церкви, а также возрождение авторитарного правления. филиал Автономного Действия . В 2003 году в Армении был создан [81] за которым последовало создание Армянского либертарианско-социалистического движения в 2007 году. [82] Рост настроений против истеблишмента достиг кульминации в протесте 2008 года , в ходе которого люди восстали против предполагаемых фальсификаций на выборах после избрания преемника Кочаряна Сержа Саргсяна президентом . Демонстрации были жестоко разогнаны, и республиканское правительство ввело чрезвычайное положение , запретив свободу собраний и подвергнув цензуре средства массовой информации, что ускорило насилие, в результате которого погибли 10 протестующих. [83] Политические репрессии в стране стали настолько интенсивными, что многие из вновь созданных анархистских групп были вынуждены самораспуститься, в том числе армянское отделение «Автономного действия», которое бежало в изгнание в Европу. [84] Дальнейшие протесты в 2011 году в конечном итоге спровоцировали ряд реформ, включая восстановление свободы собраний. [85] и амнистия для политических заключенных. [86]

Впоследствии анархистское движение реорганизовалось, приняв участие в первомайских протестах в составе организации «Левая альтернатива». [87] а также создание автономных социальных центров, таких как DIY Club в Ереване. [88] Активисты по защите прав животных организовали акции «Закройте их» в городах по всей стране, во время которых мясные и меховые магазины закрывались с помощью клея и замков. [89] Анархисты участвовали в протестах 2015 года против повышения тарифов на электроэнергию. [90] они были жестоко репрессированы полицией, но тем не менее сумели добиться отмены повышения цен и продажи монопольного распределительного предприятия. [91]

Анархо-феминистки отреагировали на конфликт в Нагорном Карабахе 2016 года , осудив национализм, который привел к конфликту, утверждая, что конфликт использовался авторитарными режимами в Армении и Азербайджане как отвлечение внимания для оправдания продолжающегося угнетения собственного народа. Они утверждали, что единственный способ достичь мира — это разрушение патриархальных и милитаристских систем, увековечивающих войну, посредством ненасильственных методов коллективного прямого действия . [92] Более того, анархисты раскритиковали последующий ереванский кризис с заложниками как продукт национализма, женоненавистничества и этатизма, не видя смысла участвовать в протестах солидарности, вместо этого надеясь, что антиправительственные протесты разовьют явный элемент классовой борьбы . [93] Анархисты также описали Бархатную революцию как простую «смену режима», которая мало что изменила существенно в армянском государстве. Они проанализировали, как это повлияет на союз страны с Россией, а также потенциал будущих столкновений в Нагорном Карабахе. [94]

С началом войны в Нагорном Карабахе в 2020 году многие анархисты из Армении, Азербайджана и других стран однозначно осудили войну, заняв антимилитаристскую позицию и призвав к миру. [95]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Армянское либертарианско-социалистическое движение (7 февраля 2007 г.). «Армянская история: анархистский взгляд» . Анархическая библиотека . Проверено 27 января 2021 г.
  2. ^ Бойс, Мэри (1984). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. п. 84. ИСБН  9780415239028 .
  3. ^ Гилман, Ян; Климкейт, Ханс-Иоахим (11 января 2013 г.). Христиане в Азии до 1500 года . Рутледж. ISBN  9781136109782 . Проверено 27 марта 2018 г. - через Google Книги.
  4. ^ Куркджян, Ваган М. (1958). «XX. Период марзбанов — Битва при Авараире». История Армении . Армянский Всеобщий Благотворительный Союз Америки. OCLC   317522978 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Константин-Сильван» . Британская энциклопедия . Проверено 1 марта 2019 г.
  6. ^ Нерсесян, Врей: Тондракианское движение, Серия теологических монографий Принстона, Pickwick Publications, Эллисон Парк, Пенсильвания, 1948, стр.53.
  7. ^ «Католическая энциклопедия: павликиане» . Новый Адвент . 1 февраля 1911 года . Проверено 25 сентября 2016 г.
  8. ^ Арпи, Леон (1946). История армянского христианства . Нью-Йорк : Армянская миссионерская ассоциация Америки. п. 107. OCLC   959052486 .
  9. ^ Норидж, Джон Джулиус (1997). Краткая история Византии . Нью-Йорк : Кнопф. п. 140. ИСБН  9780679450887 . OCLC   1158713132 .
  10. ^ Халдон, Джон (2001). Византийские войны: сражения и кампании византийской эпохи . Страуд, Глостершир: Темпус. п. 81. ИСБН  0-7524-1795-9 .
  11. ^ Дженкинс, Ромилли (1987). Византия: Имперские столетия, 610–1071 гг . Торонто, Онтарио, Канада: University of Toronto Press. п. 191. ИСБН  0-8020-6667-4 .
  12. ^ Чаранис, Питер (1961). «Перемещение населения как политика Византийской империи». Сравнительные исследования в обществе и истории . 3 (2): 142, 144–152. дои : 10.1017/S0010417500012093 . JSTOR   177624 . S2CID   145091581 .
  13. ^ «Павликиан» . Британская энциклопедия . Проверено 1 марта 2019 г.
  14. ^ Николин, Светлана (2008). «Павликийани или банатски бугари» [Павликиане или банатские болгары]. XXI век (на сербско-хорватском языке). 3 :15–16 . Проверено 1 марта 2019 г.
  15. ^ Гарсоян, Нина Г. (1967). Павликианская ересь: исследование происхождения и развития павликианства в Армении и восточных провинциях Византийской империи . Вальтер де Грюйтер. стр. 13–26. ISBN  978-3-11-134452-2 .
  16. ^ Бурнутян, Джордж А. (2006). Краткая история армянского народа: с древнейших времен до наших дней . Коста Меса, Калифорния: Мазда. стр. 89 . ISBN  978-1-56859-141-4 .
  17. ^ (на армянском языке) Тер-Гевондян, Арам Н. « Царство Багратуни». Советская Армянская энциклопедия . том. ii. Ереван, Армянская ССР. Армянская академия наук , 1976, с. 202.
  18. ^ Хьюсен, Роберт Х (2000). Армения: Исторический атлас . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 112. ИСБН  978-0-226-33228-4 .
  19. ^ Шаамирян, Шаамир (1773). Ворогайт парац (Ловушка Славы) . п. Статья 3.
  20. ^ Абрамян, А.А. (1980). «Взгляды Микаэла Налбандяна на природу, роль и развитие языка» . Патма-Банасиракан Хандес (на армянском языке) (1). 96–114. Архивировано из оригинала 13 ноября 2016 года . Проверено 14 января 2019 г.
  21. ^ Газарян, С. (1954). «Лингвистические взгляды Микаэла Налбандяна» . Вестник Академии наук Армянской ССР. Общественные науки (на армянском языке) (11). 37–50. Архивировано из оригинала 30 мая 2016 года . Проверено 14 января 2019 г.
  22. ^ Налбандян, Луиза (1963). Армянское революционное движение . Издательство Калифорнийского университета. п. 60. ИСБН  978-0-520-00914-1 .
  23. ^ Налбандян, Луиза (1963). Армянское революционное движение . Издательство Калифорнийского университета. стр. 71–74. ISBN  978-0-520-00914-1 .
  24. ^ Даронян, Сергей [на армянском языке] (1982). «Налбандян Микаел [Налбандян Микаел]». Советско-армянская энциклопедия, том 8 (на армянском языке). стр. 150-152 .
  25. ^ Инчикян, Арам [на армянском языке] (1954). Хронология жизни и деятельности Микаэла Налбандяна (на армянском языке). Ереван: Академия наук Армянской ССР . п. 211.
  26. ^ Инчикян, Арам [на армянском языке] (1954). Хронология жизни и деятельности Микаэла Налбандяна (на армянском языке). Ереван: Академия наук Армянской ССР . стр. 295–301.
  27. ^ Инчикян, Арам [на армянском языке] (1954). Хронология жизни и деятельности Микаэла Налбандяна (на армянском языке). Ереван: Академия наук Армянской ССР . п. 306.
  28. ^ Суни, Рональд Григор (1993). Взгляд в сторону Арарата: Армения в современной истории . Издательство Университета Индианы. стр. 68–69. ISBN  9780253207739 .
  29. ^ Тер Минасян, Анаид (1994). «Роль армянской общины в зарождении и развитии социалистического движения в Османской империи и Турции – 1876-1923». В Мете Тунчай; Эрик Ян Цюрхер (ред.). Социализм и национализм в Османской империи, 1876-1923 гг . Нью-Йорк : Пэлгрейв Макмиллан . ISBN  9781850437871 . OCLC   468755862 .
  30. ^ Чорлу, Аксель Б. (2016). «Анархисты и анархизм в Османской империи, 1850–1917». В Селиме Карахасаноглу; Дениз Дженк Демир (ред.). История снизу: дань памяти Дональду Кватэрту . Стамбул : Публикации Стамбульского университета Билги. п. 551. ИСБН  9786053994497 . OCLC   1030078419 .
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Курдоглян, Мигран (1996). Айоц Бадмутюн (История Армении) (на армянском языке). Азкаин Аскаин Осумнаган Хорхорти, Афины, Греция. стр. 100-1 42–48.
  32. ^ Джемаль Сельбуз (июль 2006 г.). «Биография армянского анархиста Александра Атабекяна: Анархист на дорогах свободы» . № 25. Перевод Дениз Кескин. Упразднение границ снизу .
  33. ^ Ованнисян, Ричард Г. (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 224–225 . ISBN  978-0-312-10168-8 .
  34. ^ Ованнисян, Ричард Г. (1997). Армянский народ от древности до современности . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 418 . ISBN  978-0-312-10168-8 .
  35. ^ Неттлау, Макс (1984). Анархисты и синдикалисты . История анархии (на немецком языке). Международный институт социальной истории . п. 482. ИСБН  9783289002934 . OCLC   600393383 .
  36. ^ Акчам, Танер (2006). Позорный поступок: Геноцид армян и вопрос ответственности Турции . Макмиллан. стр. 42–44. ISBN  978-0-8050-8665-2 .
  37. ^ Ассамблея турецко-американских ассоциаций (ATAA): Арменакан, Гнчаки и Дашнакцутюн: Революционные партии; Террор как метод. Национализм распространяется от церкви к светским организациям
  38. ^ Аллуль, Уссин; Элдем, Эдем; Смаэле, Хенк де (20 ноября 2017 г.). Убить султана: транснациональная история покушения на Абдулхамида II . Пэлгрейв Макмиллан, Великобритания. ISBN  978-1137489319 .
  39. ^ Гейфман, Анна (31 декабря 1995 г.). Ты должен убить: революционный терроризм в России, 1894–1917 гг . стр. 21–22. ISBN  978-0-691-02549-0 .
  40. ^ Врацян, Симон (2000). Рожденный бурей ДРО . Армянское прелатство, Нью-Йорк, перевод Тамар Дер-Оганнесян. стр. 13–22.
  41. ^ Либаридиан, Джерард Дж. (1996). «Революция и освобождение в программах Дашнакцутюн 1892 и 1907 годов». В Суни, Рональд Григор (ред.). Закавказье, национализм и социальные изменения . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 187–198.
  42. ^ Раймонд Х. Кеворкян, «Киликийская резня, апрель 1909 года» в Армянской Киликии , ред. Ричард Г. Ованнисян и Саймон Паяслян. Серия Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по истории и культуре Армении: Исторические армянские города и провинции, 7. Коста Меса, Калифорния: Mazda Publishers, 2008, стр. 339–69.
  43. ^ Адалян, Рубен Поль (2012). «Геноцид армян» . В Тоттене, Сэмюэл; Парсонс, Уильям С. (ред.). Век геноцида . Рутледж. стр. 117–56. ISBN  9780415871914 . Проверено 28 августа 2013 г.
  44. ^ Адалян, Рубен Поль (2010). «Аданская резня» . Исторический словарь Армении . Пугало Пресс. стр. 70–71. ISBN  9780810874503 . Проверено 28 августа 2013 г.
  45. ^ Курдоглян, Мигран (1996). Айоц Бадмутюн (История Армении) (на армянском языке). Азкаин Аскаин Осумнаган Хорхорти, Афины, Греция. стр. 100-1 52–53.
  46. ^ Кеворкян, Раймонд (30 марта 2011 г.). Геноцид армян: полная история . ИБТаурис. стр. 158–165. ISBN  978-0-85773-020-6 .
  47. ^ Бербериан, Хури (2001). Армяне и иранская конституционная революция 1905–1911 гг . Вествью Пресс. стр. 116–117. ISBN  978-0-8133-3817-0 .
  48. ^ Бербериан, Хури (2001). Армяне и иранская конституционная революция 1905–1911 гг . Вествью Пресс. стр. 132–134. ISBN  978-0-8133-3817-0 .
  49. ^ «Рассказ очевидца о начале геноцида армян» . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 г. Проверено 3 января 2007 г.
  50. ^ Курдоглян, Мигран (1996). Айоц Бадмутюн (История Армении) (на армянском языке). Азкаин Аскаин Осомнаган Хорхорти, Афины, Греция. стр. 100-1 92–93.
  51. ^ «Наказание исполнителей геноцида армян» . Архивировано из оригинала 11 декабря 2006 года . Проверено 3 января 2007 г.
  52. ^ Авакян, Линди В. (1989). Крест и Полумесяц . ОСК Пресс. ISBN  978-0-943247-06-9 .
  53. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Первая республика» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2012 г. Проверено 3 января 2007 г.
  54. ^ «Пережившие геноцид вспоминают победу в Сардарапате» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 30 декабря 2006 г.
  55. ^ Ованнисян, Ричард Г. (1982). Республика Армения, Том. II: От Версаля до Лондона, 1919–1920 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 20–39, 316–364, 404–530 . ISBN  0-520-04186-0 .
  56. ^ Ованнисян, Ричард Г. « Армения и Кавказ в генезисе советско-турецкой Антанты ». Международный журнал ближневосточных исследований , Vol. 4, № 2 (апрель 1973 г.), стр. 129–147.
  57. ^ Паяслян, Саймон (2007). История Армении . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 170. ИСБН  978-1-4039-7467-9 .
  58. ^ Чорбаджян, Левон ; Мутафян, Клод ; Донабедян, Патрик (1994). Кавказский узел: история и геополитика Нагорного Карабаха . Книги Зеда. п. 133. ИСБН  1-85649-287-7 .
  59. ^ Онанян, Вардан (20 июля 2011 г.). «Горная Армения-90» . Армянская Таймс. Архивировано из оригинала 16 августа 2011 года.
  60. ^ Ованнисян, Ричард Г. Республика Армения, Том. IV: Между полумесяцем и серпом, разделом и советизацией . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1996, стр. 405–07.
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сапаров, Арсен (март 2012 г.). «Почему автономия? Создание Нагорно-Карабахской автономной области 1918-1925 годы» . Европа-Азиатские исследования . 64 (2): 281–323. дои : 10.1080/09668136.2011.642583 . S2CID   154783461 . Проверено 30 декабря 2020 г.
  62. ^ Верлуиз, Пьер (1995). Армения в кризисе: землетрясение 1988 года . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 38. ISBN  9780814325278 .
  63. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Суни, Рональд Григор (1989). «Национализм и демократия в Советском Союзе Горбачева: случай Карабаха». Мичиганский ежеквартальный обзор . XXVIII (4): 481–506. hdl : 2027/spo.act2080.0028.004:03 .
  64. ^ Матосян, Мэри Килборн (1962). Влияние советской политики в Армении . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 30. ISBN  978-0-8305-0081-9 .
  65. ^ Стивен Коткин (2014). Сталин: Том I: Парадоксы власти, 1878–1928 (изд. ePub). Пингвин Пресс . стр. 2615–2616. ISBN  978-1594203794 .
  66. ^ Матосян. Влияние советской политики , с. 150.
  67. ^ Матосян. Влияние советской политики , стр. 150, 194.
  68. ^ Манукян А.С. «Армянские общественно-политические деятели в годы сталинских репрессий» . Лрабер Хасаракакан Гитутуннери (на армянском языке) (1). 30. Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 г. Проверено 11 февраля 2021 г.
  69. ^ Харатян, Грануш (12 октября 2014 г.). Программа Россия-Мустафа Кемаль . lragir.am (на армянском языке).
  70. ^ Бауэр-Мандорф, Элизабет (1981). Армения: прошлое и настоящее . Нью-Йорк: Армянское прелатство, с. 178.
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Амшенису отказано в возвращении в Армянскую ССР» . Архивировано из оригинала 25 августа 2011 г. Проверено 6 февраля 2007 г.
  72. ^ Уокер, Кристофер Дж. (1980). Армения. Выживание нации, 2-е изд . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. стр. 355–356 . ISBN  978-0-7099-0210-2 .
  73. ^ Декмеджян. «Армянская диаспора», с. 416.
  74. ^ Юсефян, Севан, «Послевоенное репатриационное движение армян в Советскую Армению, 1945-1948», Неопубликованная докторская диссертация, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес , 2011.
  75. ^ Джо Лэйкок (2016). «Истории выживших или советские истории? Нарративы репатриантов в армянских историях, воспоминаниях и идентичности» (PDF) . История и память . 28 (2): 123–151. дои : 10.2979/histmemo.28.2.0123 . ISSN   0935-560X . JSTOR   10.2979/histmemo.28.2.0123 . S2CID   159467141 .
  76. ^ Кауфман, Стюарт (2001). Современные ненависти: символическая политика этнической войны . Нью-Йорк: Корнеллские исследования в области безопасности. п. 61. ИСБН  978-0-8014-8736-1 .
  77. ^ Маркедонов Сергей Самоопределение по ленинским принципам
  78. ^ Декларация о независимости Армении
  79. ^ Паносян, Размик. «Постсоветская Армения». В Баррингтоне, Лоуэлл В. (ред.). После обретения независимости: создание и защита нации в постколониальных и посткоммунистических государствах (PDF) . Издательство Мичиганского университета. стр. 225–247.
  80. ^ Мартиросян, Ануш; Мелоян, Рубен (28 октября 2009 г.). «Армения отмечает годовщину нападения на парламент» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 6 апреля 2013 г.
  81. ^ Автономное действие (23 февраля 2007 г.). «Место Армении в современном мире» . Анархическая библиотека . Проверено 27 января 2021 г.
  82. ^ Армянское либертарианско-социалистическое движение (15 февраля 2007 г.). «Заявление о миссии и план» . Анархическая библиотека . Проверено 27 января 2021 г.
  83. ^ «Сотни почтили память жертв столкновений 2008 года в Ереване» . Радио Свобода. 1 марта 2013 года . Проверено 10 июля 2013 г.
  84. ^ Секретариат Восточной Европы (8 марта 2008 г.). «Война на улицах Армении» . Анархическая федерация . Проверено 11 февраля 2021 г.
  85. ^ «Парламент Армении принял законопроект о свободе собраний» . Вестник Кавказа. 12 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 1 сентября 2011 года . Проверено 25 апреля 2011 г.
  86. ^ «Армения планирует амнистию в знак протеста против оппозиции» . Агентство Рейтер АлертНет. 26 мая 2011 года. Архивировано из оригинала 3 июня 2012 года . Проверено 30 мая 2011 г.
  87. ^ Копалони (5 мая 2012 г.). «Первомай в Ереване, Армения» . Автономное действие . Проверено 11 февраля 2021 г.
  88. ^ Акопан, Ваня (20 мая 2012 г.). «Крайнеправые подожгли DIY-бар в Ереване, Армения» . Автономное действие . Проверено 11 февраля 2021 г.
  89. ^ Shut Them Down (20 November 2013). "Веганы закрыли мясные магазины и другие кровавые заведения в России, Грузии и Армении" (in Russian). Autonomous Action . Retrieved 11 February 2021 .
  90. ^ Editorial staff (27 June 2015). "Акция солидарности с протестующими Армении прошла в Киеве" . Autonomous Action . Retrieved 11 February 2021 .
  91. ^ Шахназарян, Нона (январь 2016 г.). « Здесь не Майдан, здесь маршал Баграмян»: протестное движение «Электрический Ереван» и его последствия» . ПОНАРС Евразия | Политические записки . Проверено 14 апреля 2016 г.
  92. ^ « Они зарабатывают деньги через наши трупы » . Epress.am. 12 апреля 2016 года . Проверено 11 февраля 2021 г.
  93. ^ Zara (9 August 2016). "Армения. Восстание в героическом стиле" (in Russian). Russian Socialist Movement . Archived from the original on 17 August 2016 . Retrieved 11 February 2021 .
  94. ^ Platonenko, Vladimir (25 April 2018). "Армения – бескровный переворот и угроза войны" (in Russian). Autonomous Action . Retrieved 11 February 2021 .
  95. ^ Editorial Staff (16 October 2020). "Против войны в Карабахе" . Autonomous Action . Retrieved 11 February 2021 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cfd42bc16b9cd0741d9ecc2883f06206__1720199280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/06/cfd42bc16b9cd0741d9ecc2883f06206.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anarchism in Armenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)