Лю Шифу
Лю Шифу | |
---|---|
Лю Шифу | |
Рожденный | Лю Шаобинь 27 июня 1884 г. Уезд Сяншань, Гуандун , Китай |
Умер | 27 марта 1915 г. Шанхай , Китай | ( 30 лет
Другие имена | Болезнь |
Род занятий | Убийца, политик |
Лю Шифу ( китайский : 劉師復 ; Уэйд-Джайлз : Лю Ши-фу ; Джютпинг : Лау Си Фук ; урожденный Лю Шаобинь ; [1] [2] 27 июня 1884 — 27 марта 1915), также известный как Сифу, был китайским убийцей и политиком. Он был эсперантистом и влиятельной фигурой в китайском революционном движении начала двадцатого века, и в в китайском анархистском движении. частности [3] Он был ключевой фигурой в движении, особенно в провинции Гуандун , и одним из наиболее важных организаторов китайской анархической традиции. [4] Его иногда называют Пьером-Жозефом Прудоном . китайским [5]
Ранние годы
[ редактировать ]Лю Шаобинь родился 27 июня 1884 года в зажиточной семье в округе Сяншань провинции Гуандун . [2] [6] Его отец, Лю Бяньчэн, был местным чиновником и занимался бизнесом. [7] Получив обычное образование в детстве, в то время как вместе с другими подростками, потрясенными результатами Первой китайско-японской войны того времени, он занял первое место на местных экзаменах Гуандуна в 1898 году. [8] В следующем году Лю из-за разочарования в китайской политике провалил провинциальный экзамен в Гуанчжоу , чем очень удивил своего отца. намеренно [9] Лю не любил свое формальное образование и считал, что Китаю необходимы реформы. [2] [6]
Провалив тест, Лю предпринял свою первую реформаторскую деятельность, помогая группе читателей изучать книги и журналы в поисках новых знаний и организовав общество публичных выступлений. [9] Его двоюродный брат Лю Юэхан присоединился к нему в этой деятельности. [9] Они также открыли филиал своей читательской группы в Макао , где Шифу познакомился с Чжэн Гуангуном , одним из самых радикальных китайских мыслителей той эпохи, и открыл школу для девочек в Сяншане. [9] Наряду с этой реформаторской деятельностью Лю продолжал поиск знаний, отвечающих потребностям своей страны, а также более широкое понимание того, как Китай должен быть преобразован. [9]
Эти мысли о реформе страны привели его в области, к которым у него было мало способностей и мало подлинного интереса, и он изучал области традиционной математики, эквивалентные алгебре и тригонометрии . [10] Он также широко читал труды неортодоксальных мыслителей Ста школ мысли . [10]
В 1902 году он отправился в Японию , чтобы продолжить изучение Запада. [2] В Японии он исследовал радикальную политику и присоединился к Ятсена Сунь Революционному альянсу . [2] Будучи подростком, он впервые сменил имя на Лю Шифу (Сифу буквально означает «думающий о восстановлении ханьского народа»). [6]
Более поздняя деятельность
[ редактировать ]Лю вернулся в Китай в 1906 году. [11] Вернувшись в Китай, Лю организовал несколько революционных движений в конце 1906 — начале 1907 года. [12] Утром 1 мая 1907 года Лю попытался убить Ли Чжуня , военно-морского коменданта провинции Гуандун династии Цин , но Лю потерпел неудачу и потерял одну руку в результате случайного взрыва. [12] [13] Позже Лю был арестован и заключен в тюрьму примерно на три года из-за неудавшегося убийства. [12] В начале 1910 года, после освобождения, Лю вместе с Се Инбо, Чжу Шутаном и другими основал Китайский корпус убийц . [14] Китайский корпус убийц был антиколониальным движением, которое находилось под сильным влиянием тактики российского нигилистического движения и выступало за революционный терроризм и убийства преступных элит ( пропаганда дела ). После перехода в анархизм он осудил эту тактику как контрпродуктивную и переключил свое внимание на низовую организацию среди крестьян и рабочих с целью построения революционного массового движения. Он был одним из первых китайских революционеров, которые серьезно пропагандировали крестьянскую организацию как ключевой элемент своей революционной стратегии.
В 1912 году Лю основал Общество петухов, кукарекающих в темноте (также известное как Общество петушиных ворон, упрощенный китайский : 晦鸣学社 ; традиционный китайский : 晦鳴學社 ), чей журнал «Голос народа» был ведущим органом китайского анархизма в Китае. 1910-е годы. Лю был опытным толкователем анархистской доктрины, и его полемические беседы с лидером социалистов Цзян Канху помогли популяризировать анархизм как «чистый социализм» и отличить его от других течений социалистической мысли.
Общество «Петух-Ворона», также известное как «Группа Гуанчжоу», обычно описывается как «возглавляемое» Лю, и это в целом верно, поскольку мы понимаем это как лидерство на личном примере, поскольку ему никогда не предоставлялась какая-либо формальная должность или принудительные меры. авторитет группы. Их наиболее значительным вкладом на этом этапе было создание «альянса между интеллектуалами и рабочими» и их пропагандистская работа, целью которой было отличить анархизм от всех других социализмов, набиравших популярность; и тем самым впервые выкристаллизовало, чем именно является анархизм. Группа Гуанчжоу использовала позитивные утверждения прав рабочих, женщин, крестьян и других угнетенных групп, чтобы обрисовать свое видение анархического общества. Заметно отсутствовало какое-либо упоминание об этнических меньшинствах, поскольку основная часть их платформы заключалась в устранении этнической, расовой и национальной идентичности в пользу интернационалистической идентичности, которая отдавала первостепенное значение лояльности человечеству в целом, а не своим этническим меньшинствам. или расовая группа.
Важно признать, что эта позиция была сформулирована в ответ на примат, отдаваемый этнической принадлежности антиманьчжурским движением, которое стремилось утвердить нелегитимность династии Цин, отчасти основанную на том факте, что ее члены были частью этнического меньшинства. оторваны от ханьского большинства, и эту позицию анархисты всех четырех основных групп осудили как расистскую и неподобающую движению, которое утверждало, что работает ради освобождения. Таким образом, их позиция заключалась в том, что организация по этническому принципу способствует расизму и ей нет места в революции, стремящейся к освобождению всего человечества.
Он был очень активен в движении за международный язык эсперанто , в котором использовал псевдоним Сифо . [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Реддебрек. «Шифу и возможности китайского анархизма» . libcom.org . Проверено 27 мая 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Кэрнс 2009а .
- ^ Ли 1981 , с. 73.
- ^ Ли 1981 , стр. 73-74.
- ^ Ву 2015 , стр. 30.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кребс 1998 , с. 1.
- ^ Кребс 1998 , с. 2.
- ^ Кребс 1998 , стр. 1–3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Кребс 1998 , с. 3.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кребс 1998 , с. 4.
- ^ Кребс 1998 , с. 5.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кребс 1998 , с. 6.
- ^ Дирлик 1991 , с. 125.
- ^ Кребс 1998 , с. 64.
- ^ Бентон 2007 , с. 13.
Источники
[ редактировать ]- Бентон, Грегор (23 мая 2007 г.). Китайские мигранты и интернационализм: забытые истории, 1917–1945 гг . Рутледж. ISBN 978-1-134-11330-9 . Проверено 27 мая 2021 г.
- Кэрнс, Дэниел (2009a). «Шифу (1884–1915)». В Нессе, И. (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . Джон Вили и сыновья, ООО с. 1. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp1802 . ISBN 9781405198073 .
- Дирлик, Ариф (1991). Анархизм в китайской революции . Беркли : Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0520072978 . OCLC 1159798786 .
- Кребс, Эдвард С. (1998). Шифу, Душа китайского анархизма . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. ISBN 0847690148 .
- Ли, Гуаньи (1981) анархизма в Китае и его обнищание» « Распространение [Ежемесячный исторический журнал] (Китай)) (2): 74–80 (на китайском языке .
- Ву, Яци (2015). « Влияние «шифуизма» на распространение марксизма» [Журнал Чжэнчжоуского института управления авиационной промышленностью, издание социальных наук] [Влияние «шифуизма» на распространение марксизма]. Менеджмент, издание по социальным наукам] (на китайском языке (Китай)). 34 (6): 30–33. doi : 10.19327/j.cnki.zuaxb.1009-1750.2015.06.007 . ISSN 1009-1750 . Проверено 27 мая 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чан, Пик-Чонг Агнес Вонг. Лю Шифу (1884–1915): китайский анархист и радикализация китайской мысли . Беркли, доктор философии. 1979.
- Чжан, Цзюхай (2011). Настойчивые [ поиски утопии - исследование анархизма Лю Шифу Настойчивые поиски утопии - исследование анархизма Лю Шифу ] (на китайском языке) (1-е изд. Пекин: CSSP . ) . 9787500497912 . Проверено 14 июня 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чэнь Цзюнмин: Анархизм и федералистское государство . Лесли Х. Чен. Проверено 12 апреля 2006 г.