Тираноубийство
![]() | Примеры и перспективы в этой статье могут не отражать мировую точку зрения на предмет . Конкретная проблема такова: в основном евроцентризм, отсутствие освещения русских или китайских философов или политических теоретиков; никакого освещения российских, китайских или японских тираноубийств. ( Июль 2024 г. ) |

Тираноубийство или тираномахия — это убийство или убийство тирана общего или несправедливого правителя якобы ради блага . [1] и обычно со стороны одного из подданных тирана. [2] Тираноубийство было законно разрешено и поощрялось в классических Афинах . Часто термин «тиран» служил оправданием политических убийств, совершенных соперниками, но в некоторых исключительных случаях исследователи философии Платона рисковали своей жизнью против тиранов. Убийство Клеарха Гераклейского в 353 г. до н. э. когортой во главе с его собственным придворным философом считается искренним тираноубийством. Человека, совершившего тираноубийство, еще называют «тираноубийцей». [3]
Этот термин первоначально обозначал действия Гармодия и Аристогитона , которых часто называют Тираноубийцами , по убийству Гиппарха Афинского в 514 году до нашей эры . [4] Говоря современным языком, совершение тираноубийства, как и лишение жизни другого человека, является преступным деянием, и нарушители закона подлежат аресту полицией и суду.
Политическая теория
[ редактировать ]Тираноубийство также может быть политической теорией и, как якобы оправданная форма преступления убийства , , и, как таковое , дилеммическим случаем в философии права восходит к древности. [5]
Классическая античность
[ редактировать ]Платон описывает жестокого тирана как противоположность доброму и «истинному королю» в « Политическом деятеле » . [6] и хотя Аристотель в «Политике» рассматривает его в отличие от всех других полезных форм правления, он также описывал тираноубийство главным образом как действие тех, кто желает лично получить выгоду от смерти тирана, в то время как тех, кто действует без надежды на личную выгоду или получение выгоды. имя себе встречаются редко. [7]
Поддержка тираноубийства может быть найдена в Цицерона » «De Officiiis . [8] Цицерон представляет философскую позицию, согласно которой в определенных крайних обстоятельствах тираноубийство можно считать моральным долгом. Цицерон утверждает, что когда правитель становится тираном, нарушая законы и угнетая народ, обязанностью граждан является защита государства и восстановление справедливости, даже если это означает принятие решительных мер, таких как убийство тирана. Он считал, что благополучие государства и защита его граждан должны иметь приоритет над жизнью тирана, подвергающего опасности эти принципы. [9] [10]
Поддержка тираноубийства также может быть найдена в Сенеки » «Геркулесе Фуренсе . [6] Сенека углубляется в сложную и зачастую трагическую природу сопротивления тирании. В своих драматических рассказах Сенека изображает психологическую и этическую борьбу, с которой сталкиваются те, кто выступает против деспотических правителей. В «Геркулесе Фуренсе » главный герой борется с безумием и бременем своей огромной силы, в конечном итоге исследуя темы сопротивления несправедливой власти. Сенека использует своих персонажей, чтобы проиллюстрировать моральные сложности и потенциальные оправдания тираноубийства, подчеркивая внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с тиранией. [11] [12]
Плутарх в своих биографических произведениях, особенно в «Параллельных жизнях» , представил тираноубийство как защиту свободы и справедливости. Он подчеркнул моральные аспекты таких действий через таких фигур, как Брут , который убил Юлия Цезаря , чтобы защитить Римскую республику , и Тимолеон Коринфский , который убил своего брата-тирана, чтобы спасти Коринф . Плутарх похвалил эти действия как благородные жертвы, принесенные ради общего блага, подчеркнув идею о том, что тираноубийство, когда оно мотивировано самоотверженной приверженностью гражданской добродетели, может быть законным и необходимым действием для сохранения коллективной свободы и справедливости. [13] Эта точка зрения согласуется с более ранними философскими взглядами, такими как взгляды Аристотеля, которые оправдывали свержение тирана, если это служило общему благу. [14] [15]
Средневековая мысль
[ редактировать ]Августин Гиппопотамский обсуждал моральные и этические последствия тираноубийства в христианских рамках. Августин утверждал, что, хотя сопротивление тирании может быть морально оправдано, важно сопоставить такие действия с более широкими принципами христианской этики и возможностью насилия и беспорядков. Его труды отражают тонкую точку зрения, признавая противоречие между необходимостью противостоять несправедливым правителям и опасностью причинения большего вреда посредством насильственного сопротивления. [16] Как отмечает Р. А. Маркус, на подход Августина к тираноубийству сильно повлияла его всеобъемлющая забота о поддержании социального порядка и предотвращении анархии, даже несмотря на признание морального отвращения тирании. [17] Напротив, Григорий Назианзин [18] и Иоанн Златоуст [19] представил смерть императора Юлиана Отступника как божественный приговор, а не открыто рассматривал концепцию тираноубийства. Они подчеркивали кончину Юлиана как свидетельство триумфа христианства над язычеством. [20]
В средние века большинство богословов находились под влиянием книги Августина Гиппопотама « , Город Божий» в котором говорилось, что христиане должны подчиняться светской власти. [21] Философ схоласт - Джон Солсберийский был первым средневековым христианским ученым, защищавшим тираноубийство. [22] при определенных условиях, в Поликратике , около 1159 г. [23] Его теория была основана на его идее о государстве как политическом организме, в котором все члены активно сотрудничают в реализации общей пользы и справедливости. Он считал, что, когда правитель этого политического тела ведет себя тиранически, не выполняя своих характерных обязанностей, другие члены и органы связаны своим долгом перед общественным благосостоянием и Богом, чтобы исправить и, в конечном итоге, убить тирана. [24]
В Фомы Аквинского комментарии к « Приговорам Петра Ломбардского » Фома Аквинский защищал не только неповиновение несправедливой власти, используя в качестве примера христианских мучеников в Римской империи , но и «того, кто освобождает свою страну, убивая тирана». ." По Фоме Аквинскому, «когда то, что приказывает власть, противоречит цели, ради которой эта власть была учреждена... не только нет обязанности подчиняться власти, но и приходится не подчиняться ей, как это делали святые мученики, которые скорее претерпел смерть, чем подчинился нечестивым приказам тиранов». [25]
Возрождение к Просвещению
[ редактировать ]В 1408 году теолог Жан Пети использовал библейские примеры для оправдания тираноубийства после убийства Людовика I, герцога Орлеанского , покровителем Пети Иоанном Бесстрашным , герцогом Бургундским. Пети утверждал, что тираноубийство не только допустимо, но и похвально, когда рассматриваемый правитель представляет угрозу общественному благу. Это оправдание было основано на интерпретациях библейских персонажей, выступавших против тиранов в защиту божественных и моральных законов. Тезис Пети вызвал серьезные споры и широко обсуждался в церковных и политических кругах. В конечном итоге Церковь предала анафеме взгляды Пети на Констанцском соборе , осудив их как противоречащие христианскому учению о законной власти и святости правителей. [26] [27]
В «Сияющем трактате о политической власти », написанном Джоном Понетом в 1556 году, утверждается, что люди являются хранителями естественного и божественного закона и что, если губернаторы и короли нарушили свое доверие, то они лишились своей власти, независимо от того, оставили ли они свои должности добровольно или их пришлось удалить силой. [28] Монархомахи , в частности, разработали теорию тираноубийства, а Хуан де Мариана описал свои взгляды в работе 1598 года «De rege et regis Institutee»: [29] в котором он писал: «[Все философы и богословы согласны, что принц, который захватывает государство силой и оружием, не имея ни законного права, ни общественного, гражданского одобрения, может быть убит кем угодно и лишен жизни». ..." [8] Иезуистская казуистика » разработала аналогичную теорию, подвергшуюся критике со стороны Блеза Паскаля в «Провинциальных письмах . [30] «Президент королей и магистратов» В книге Джона Мильтона в 1649 году также описана история тираноубийств и ее защита, когда это необходимо. [31]
Джон Локк в своем «Втором трактате о правительстве » (1689 г.) утверждал, что люди имеют право свергать правительство, которое не может защитить их естественные права, что включает тираноубийство как форму законного сопротивления. Локк утверждал, что тиран по определению действует против интересов народа и лишается права управлять. В таких случаях моральным долгом граждан становится свержение тирана для восстановления естественного закона и порядка. Политическая теория Локка глубоко повлияла на развитие современной демократической мысли, подчеркивая защиту жизни, свободы и собственности как основных прав. [32] [33]
Жан-Жак Руссо в «Общественном договоре » (1762) затрагивает идею общей воли и права народа свергнуть тирана, действующего против него. Руссо утверждал, что суверенитет принадлежит народу, и любое правительство, которое не действует в соответствии с общей волей, является нелегитимным. Эта точка зрения поддерживает идею о том, что люди имеют право свергнуть тирана, нарушающего общественный договор. Работа Руссо заложила философскую основу Французской революции и продолжает оставаться критическим текстом в дискуссиях о политической легитимности и народном суверенитете. [34] [35]
Современные перспективы
[ редактировать ]
Авраам Линкольн считал, что убийство лидера морально оправдано, когда народ страдает от тирана в течение длительного периода времени и исчерпал все законные и мирные средства свержения. [36] Он рассматривал тираноубийство как необходимое последнее средство защиты свободы и справедливости. Взгляды Линкольна, сформированные Гражданской войной в США, отражают этические дебаты о насильственном сопротивлении тирании, подчеркивая, что свержение деспота может быть моральным императивом для восстановления демократического управления и прав человека. [37] [38] Сам Линкольн был убит в 1865 году — нападавший кричал во время акта « sic semper tyrannis » («таким образом, всегда тиранам») — в рамках неудачного заговора с целью свержения правительства. [39]
Карл Шмитт в «Политической теологии» (1922) и «Концепции политического» (1932) обращается к природе суверенитета и чрезвычайного положения. Шмитт утверждает, что в экстремальных ситуациях нормальный правовой порядок может быть приостановлен для устранения экзистенциальных угроз, которые могут включать оправдание крайних мер, таких как тираноубийство. Его идеи оказали влияние и вызвали споры в дискуссиях о пределах юридической и политической власти. [40] [41]
Лео Штраус в книге «О тирании» (1956) глубоко затрагивает классические и современные дискуссии о тирании. Штраус анализирует философские последствия противодействия тираническому правлению и потенциальное оправдание тираноубийства, опираясь на исторические примеры и философские аргументы для изучения моральных сложностей сопротивления деспотизму. [42] [43]
Ханна Арендт в своей работе «О насилии» (1970) исследует природу власти, насилия и авторитета. Арендт утверждает, что насилие может быть оправдано при определенных обстоятельствах, особенно когда оно используется для борьбы с репрессивными режимами и восстановления политической свободы. Хотя она не сосредотачивается исключительно на тираноубийстве, ее анализ обеспечивает основу для понимания этических оправданий насильственного сопротивления тирании. [44] [45]
Джон Ролз затрагивает условия, при которых гражданское неповиновение и сопротивление несправедливой власти могут быть морально оправданы , хотя он прежде всего известен своими теориями справедливости, в книге «Теория справедливости» (1971) . Ролз утверждает, что когда правительство действует тиранически, нарушая принципы справедливости и справедливости, граждане имеют право на сопротивление, которое может включать в себя тираноубийство в чрезвычайных обстоятельствах. [46] [47]
Майкл Уолцер в книге «Справедливые и несправедливые войны » (1977) исследует этику войны и сопротивления, включая моральные соображения, связанные с убийством тиранов. Уолцер обсуждает тираноубийство в более широком контексте теории справедливой войны, утверждая, что в некоторых случаях убийство тирана может быть необходимо для защиты невинных жизней и восстановления справедливости. [48] [49]
Дэвид Джордж в книге «Отличие классического тираноубийства от современного терроризма» (1988) утверждал, что терроризм — это форма тирании, отрицанием которой является тираноубийство. [50] Он утверждает, что тираноубийство служит контрмерой терроризму, который использует страх и насилие для подчинения населения. По мнению Джорджа, убийство тиранов может стать актом освобождения, демонтажем репрессивных структур и восстановлением автономии. Это помещает тираноубийство в более широкий дискурс об этике политического насилия, предполагая, что оно направлено на устранение тирании и восстановление справедливости. [51]
Аойф О'Донохью исследует концепцию тирании и тираноубийства в более широком контексте глобального правового порядка в своей книге «О тирании и глобальном правовом порядке» (2021). О'Донохью углубляется в исторические и философские основы тираноубийства, исследуя его эволюцию и актуальность в современной политической мысли. Ее анализ подчеркивает пересечение тираноубийства с вопросами глобальной справедливости, суверенитета и международного права, обеспечивая тонкое понимание того, как акт сопротивления тирании посредством насилия рассматривается в современных правовых и этических рамках. [52]
История
[ редактировать ]![]() | В этой статье может быть слишком много ссылок. ( Июль 2024 г. ) |
На протяжении всей истории многие лидеры умирали под предлогом тираноубийства. Гиппарх , один из последних греческих лидеров, использовавших титул « тирана », был убит в 514 г. до н. э. Гармодием и Аристогитоном , первыми тираноубийцами. [53] [4] С тех пор термин «тиран» стал уничижительным термином, лишенным объективных критериев. Многие правители и главы государств считались тиранами со стороны своих врагов, но их сторонники не считали их тиранами. Например, когда Джон Уилкс Бут убил Авраама Линкольна в 1865 году, он написал, что считает Линкольна тираном, и сравнил себя с Марком Юнием Брутом . [54] который зарезал римского диктатора Юлия Цезаря в 44 г. до н.э. [55] Бут знаменито крикнул: « Sic semper tyrannis !» во время убийства.
Тиранициды имеют плохую репутацию в достижении намеченного результата. Смерть Цезаря, например, не привела к возвращению республиканской власти и вместо этого привела к созданию Римской империи , но она вдохновила более поздних убийц. Некоторые из преемников Цезаря ( римские императоры ) погибли в результате убийств, в том числе Калигула , которого в 41 году зарезал Кассий Херея и другие преторианские гвардейцы , [56] и Домициан , заколотый в 96 году управляющим Флавии Домитиллы по имени Стефан. [57] Многие покушения на жизнь Коммода в конце 2-го века потерпели неудачу, в том числе одно, спровоцированное его собственной сестрой Лусиллой , но в конечном итоге он стал жертвой собственных излишеств в результате успешного убийственного переворота. [58] Другие императоры, убитые изнутри, включают Клавдия , Каракаллу , Элагабала , Марка Аврелия Мариуса и Северуса Александра . После падения Западной Римской империи тираноубийство продолжилось в Восточной Римской империи , когда император Андроник I Комнин был привязан к столбу, избит и расчленен толпой в 1185 году. [56]
Тираноубийство также было связано с революциями, поскольку многие тираноубийства происходили во время успешных революций, а другие тираноубийства вызывали революционные потрясения. В разгар революции Французской Максимилиан Робеспьер пришел к власти в качестве президента Национального собрания , но после того, как он возглавил период террора с 1793 по 1794 год, он был казнен путем обезглавливания Национальным собранием . Русский царь Николай II был казнен большевиками как враг народа в 1918 году, после Октябрьской революции 1917 года . Румынская революция , одна из революций 1989 года , позволила группе недовольных солдат Румынской народной армии схватить Николае Чаушеску , коммунистического лидера страны, и организовать суд, после которого он был расстрелян десантниками. [59]
Многие убийцы были убиты на месте преступления, например, Ригоберто Лопес Перес , застреливший никарагуанского диктатора Анастасио Сомосу Гарсию в 1956 году. [60] Клаус фон Штауффенберг пытался убить Адольфа Гитлера 20 июля 1944 года , был приговорен к смертной казни импровизированным военным трибуналом и казнен через несколько часов после покушения на убийство. Другие были привлечены к ответственности за убийство: Антонио де ла Маса и его заговорщики были казнены после того, как застрелили Рафаэля Трухильо , диктатора Доминиканской Республики в 1961 году. [61] как и Ким Джэгю , застреливший южнокорейского диктатора Пак Чон Хи в 1979 году. [62] Пятеро членов организации « Молодая Босния», причастные к убийству эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево, были приговорены к смертной казни через повешение, а одиннадцать были приговорены к различным годам тюремного заключения, включая Гаврило Принципа , который произвел смертельный выстрел. Халид Исламбули был одним из трех членов Египетского исламского джихада, казненных за убийство Анвара Садата , самодержавного президента Египта в 1981 году. [63] Оба убийцы Гиппарха сами были убиты: Гармодий на месте, а Аристогитон после пыток, а главные заговорщики в заговоре с целью убийства Цезаря также были убиты или вынуждены покончить жизнь самоубийством.
Прямое восстание было контекстом для других тираноубийств и позволило отдельным убийцам сбежать или остаться анонимными. Во время Второй мировой войны и во время мятежа движения сопротивления итальянского Вальтер Аудизио утверждал, что руководил своей командой партизан в похищении и расстреле Бенито Муссолини в 1945 году. [56] [64] Обстоятельства остаются неясными, хотя позже Аудизио был избран как в Палату депутатов Италии , так и в Сенат Италии . В 1990 году Сэмюэл Доу , президент Либерии , был замучен до смерти. В 1996 году, во время захвата Афганистана, солдаты Талибана схватили Мохаммеда Наджибуллу , президента Демократической Республики Афганистан, поддерживаемого Советским Союзом , и затащили его на смерть. Во время гражданской войны в Ливии 2011 года ливийский лидер Муаммар Каддафи был убит в битве при Сирте при невыясненных обстоятельствах. [56]
Литература
[ редактировать ]Тираноубийство – популярный литературный образ . Многие художественные произведения посвящены борьбе отдельного человека или группы лиц за свержение и убийство несправедливого тирана. Часто тирания вызывается узурпатором королевского трона, в результате чего восстанавливается надлежащий наследник. Детская литература часто затрагивает эту тему. Это действие присутствует в таких народных сказках , как «Щелкунчик» , а также в некоторых сериях видеоигр, таких как «Легенда о Зельде» и «Звездный лис» . Примеры анимации Диснея включают «Король Лев» и «Аладдин» , оба из которых связаны с тираническим захватом монархии и ее капитальным ремонтом. Фэнтези-работы, такие как «Хроники Нарнии» , «Братья Львиное сердце» , «Песнь льда и пламени» , а также научно-фантастические сериалы, такие как «Звездные войны» и «Доктор Кто», посвящены убийствам тиранов. Помимо «Юлия Цезаря» ряд пьес Уильяма Шекспира , на эту тему затрагивается , в том числе «Гамлет» , «Макбет » и «Ричард III» . [65] Фридрих Шиллер основал пьесу «Вильгельм Телль» и балладу «Die Bürgschaft» на существующих легендах о тираноубийстве. Итальянский . драматург, поэт и философ Витторио Альфьери посвятил этому вопросу большую часть своего творчества [66]
См. также
[ редактировать ]- Убийство - убийство известного человека ради личной выгоды.
- Liber OZ – Манифест прав человека (1941 г.), включая право на тираноубийство.
- Цареубийство - Преднамеренное убийство монарха.
- Sic semper tyrannis - латинская фраза, означающая «всегда для тиранов».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Жокур, Луи, кавалер де. «Тираноубийство». Энциклопедия совместного проекта переводов Дидро и Даламбера. Перевод Томаса Земанека. Анн-Арбор: Издательство Мичигана, Библиотека Мичиганского университета, 2009. http://hdl.handle.net/2027/spo.did2222.0001.682 . Первоначально опубликовано под названием «Тиранницид» в Encyclopédie ou Dictionnaire raisonné des Sciences, des arts et des métiers , 16:785 (Париж, 1765 г.).
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ «Тираноубийство» . Британника .
убийца или потенциальный убийца тирана
- ^ Перейти обратно: а б Уэбб, Э. Кент (18 октября 1997 г.). «Афинские тираноубийцы: символы демократического общества» . Университет Вашингтона . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 г. Проверено 30 октября 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Гебель, Юлиус Людвиг (1915). Политика признания США . Колумбийский университет . стр 24–29 . . Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мохамед, Фейсал Г. (11 мая 2013 г.). «В Сирии и за ее пределами мишенью является Тиран» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 16 мая 2013 г.
- ^ Аристотель, Политика X
- ^ Перейти обратно: а б Берес, Луи Рене (1990–1991), Убийство Саддама: послевоенный взгляд из международного права , том. 19, Денв. J. Int'l L. & Pol'y, с. 613
- ^ Цицерон. (1913). Де Официис. Перевод Уолтера Миллера. Издательство Гарвардского университета.
- ^ Виршубский, К. (1950). Либертас как политическая идея в Риме в период поздней республики и раннего принципата. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Сенека. (2002). Геркулес Фюренс. Перевод Джона Г. Фитча. Издательство Гарвардского университета.
- ^ Скизаро, А. (2003). Страсти в игре: Фиест и динамика сенеканской драмы. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Плутарха Жизни , перевод Драйдена, отредактированный Клафом, 1859 г.; «Жизнь Тимолеона» в «Параллельных жизнеописаниях » .
- ^ Политика , Аристотель, перевод Джоветта, 1885.
- ^ Найквист, М. (2022). «Тираноубийство, закон и жертвоприношение у Юлия Цезаря». ЭЛХ 89(4), 893-926. https://doi.org/10.1353/elh.2022.0031 .
- ^ Августин. (1998). Город Божий против язычников. Отредактировано и переведено Р.В. Дайсоном. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Маркус, РА (1994). Saeculum: История и общество в богословии Св. Августина . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Григорий Назианзин, Речи. (Перевод Чарльза Гордона Брауна и Джеймса Эдварда Сваллоу, 1929 г.).
- ^ Иоанн Златоуст, Проповеди о статуях. (Перевод WRW Стивенса, 1889 г.).
- ^ Уилкен, Роберт Луи. Христиане, какими их видели римляне. Издательство Йельского университета, 1984.
- ^ История терроризма в Рутледже . Рэндалл Дэвид Лоу. Абингдон, Оксон. 2015. ISBN 978-0-415-53577-9 . OCLC 892804140 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Хорошо, Джонатан (2010). «Политические и филологические истоки термина «терроризм» от Древнего Ближнего Востока до наших дней». Ближневосточные исследования . 46 (2): 271–288. дои : 10.1080/00263201003619927 . JSTOR 20720662 . S2CID 143268246 .
- ^ Фогелин и фон Сиверс 1989 , стр. 122–123.
- ^ Недерман, Кэри Дж. (1988), «Обязанность убивать: теория тираноубийства Джона Солсбери», The Review of Politics , 50 (3), Cambridge University Press: 365–389, doi : 10.1017/S0034670500036305 , S2CID 145277381
- ^ Комментарий к приговорам Питера Ломбард, пер. Дж. Г. Доусон (Оксфорд, 1959), 44, 2 в О'Доноване, стр. 329–330.
- ^ Ролло-Костер, Жоэль. «Великий западный раскол, легитимность и тираноубийство: убийство Людовика Орлеанского (1407 г.)». Изобретение современности в средневековой европейской мысли, ок. 1100 – ок. 1550, под редакцией Кэри Дж. Недерманна и Беттины Кох, Берлин, Бостон: Публикации Института Средневековья, 2019, стр. 193–212. https://doi.org/10.1515/9781580443500-012
- ^ Провидент, С. (2019). Stylus theologicus et iuridicus: causa Жана Пети в Констанце (1414–1418) и дебаты о тираноубийстве. Средневековье, 77, 129–151. https://doi.org/10.4000/medievales.10527
- ^ К. Уотнер (1986), «О, вы за анархию!»: Теория согласия в радикальной либертарианской традиции (PDF) , Журнал либертарианских исследований
- ^ Фюлоп-Миллер, Рене (1997). Сила и тайна иезуитов . Издательство Кессинджер. стр. 313–318. ISBN 0-7661-0056-1 . Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ Ганнс, Х.Г. «Иезуиты и тираноубийство», The American Catholic Quarterly Review, Vol. ХXVII, 1902 год.
- ^ Люксон, Томас Х., изд. (март 2008 г.). «Мильтон: Срок полномочий королей и магистратов» . Читальный зал Милтона . Дартмутский колледж . Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ Локк, Джон. Два трактата о правительстве . Под редакцией Питера Ласлетта, издательство Кембриджского университета, 1988.
- ^ Данн, Джон. Локк: Очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета, 2003.
- ^ Руссо, Жан-Жак. Общественный договор . Перевод Мориса Крэнстона, Penguin Books, 1968.
- ^ Бертрам, Кристофер. Руссо и общественный договор . Рутледж, 2004.
- ^ Джонсон III, Бойд М. (весна 1992 г.). «Указ № 12333: Допустимость убийства американцами иностранного лидера» . Scholarship@Cornell Law: цифровой репозиторий . Исследования юридического факультета Корнеллского университета . Проверено 27 июля 2019 г.
- ^ Уайт, Рональд, Калифорния (2009). Линкольн: Биография . Случайный дом.
- ^ Дирк, Брайан Р. (2012). Линкольн и Конституция . Издательство Университета Южного Иллинойса.
- ^ Фрейзер, Ричард А.Р. (февраль – март 1995 г.). «Как умер Линкольн?» . Американское наследие . 46 (1).
- ^ Шмитт, Карл. Политическая теология: четыре главы концепции суверенитета . Издательство Чикагского университета, 1985.
- ^ Маккормик, Критика либерализма Джона П. Карла Шмитта: против политики как технологии . Издательство Кембриджского университета, 1997.
- ^ Штраус, Лео. О тирании: исправленное и расширенное издание, включая переписку Штрауса-Кожева . Издательство Чикагского университета, 1968.
- ^ Друри, Шадия Б. Политические идеи Лео Штрауса . Пэлгрейв Макмиллан, 2005.
- ^ Арендт, Ханна. О насилии . Харкорт, 1970.
- ^ Вилла, Дана. Кембриджский компаньон Ханны Арендт . Издательство Кембриджского университета, 1999.
- ^ Ролз, Джон. Теория справедливости . Издательство Гарвардского университета, 1999.
- ^ Фриман, Сэмюэл. Ролз . Рутледж, 2007.
- ^ Уолцер, Майкл. Справедливые и несправедливые войны: моральный аргумент с историческими иллюстрациями . Основные книги, 2006.
- ^ Беллами, Алекс Дж. Справедливые войны: от Цицерона до Ирака . Полити Пресс, 2006.
- ^ Джордж, Дэвид (1988). «Отличие классического тираноубийства от современного терроризма». Обзор политики . 50 (3). Издательство Кембриджского университета: 390–419. дои : 10.1017/S0034670500036317 . S2CID 146523905 .
- ^ Коуди, CAJ (2008). Мораль и политическое насилие . Издательство Кембриджского университета.
- ^ О'Донохью, Аойф. О тирании и глобальном правопорядке . Издательство Кембриджского университета, 2021.
- ^ Закон 2009 , с. 18.
- ^ Бут 2000 , с. 17.
- ^ Закон 2009 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с д Монтефиоре, Саймон Себаг (26 октября 2011 г.). «Диктаторы получают ту смерть, которую они заслуживают» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 октября 2011 г.
- ^ Закон 2009 , с. 26.
- ^ Кассий Дион , Римская история , 71.1, 3; 73.4.4–5.
- ^ Граубард 1999 , стр. 72–73.
- ^ Борге 1982 , стр. 54.
- ^ Дидерих 1990 , с. 20.
- ^ «Сердца и умы; без Ким Джэ Гю? Мораль тираноубийцы». Корея Таймс . 18 июля 2000 г.
- ^ Аджами, Фуад (сентябрь – октябрь 1995 г.). «Скорби Египта: Повесть о двух мужчинах». Иностранные дела . Совет по международным отношениям . дои : 10.2307/20047301 . JSTOR 20047301 .
- ^ «Какая цена, Брут?» . Журнал «Тайм» . 7 апреля 1947 года. Архивировано из оригинала 3 февраля 2011 года . Проверено 31 октября 2011 г.
- ^ МакГрэйл, Мэри Энн (2001). «Тирания у Шекспира» . Государственный колледж Юты-Вэлли . Архивировано из оригинала 2 августа 2012 г. Проверено 18 сентября 2008 г.
- ^ Жерар Шалян, Арно Блен, История терроризма: от древности до Аль-Каиды , стр.82, 2007.
Библиография
[ редактировать ]- Борге, Томас (1982). Сандинисты говорят . Следопыт Пресс. ISBN 0-87348-619-6 .
- Бут, Джон Уилкс (2000). Правильно это или нет, суди меня Бог: сочинения Джона Уилкса Бута . Издательство Университета Иллинойса . ISBN 0-252-06967-6 .
- Дидерих, Бернар (1990). Трухильо: Смерть козла . Набережная Пресс. ISBN 0-943862-44-2 .
- Граубар, Стивен Ричардс (1999). Новая Европа для старой? . Том. 126. Издатели транзакций. ISBN 0-7658-0465-4 .
- Закон, Рэндалл Дэвид (2009). Терроризм: история (иллюстрированное ред.). Политика. п. 18 . ISBN 978-0-7456-4038-9 .
- Фогелин, Эрик; Фон Сиверс, Питер (1989). Собрание сочинений Эрика Фогелина . Университет Миссури Пресс. ISBN 0-8262-1142-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] Цитаты, связанные с тираноубийством , в Wikiquote