Jump to content

Джон Солсбери

Джон Солсбери
Епископ Шартрский
Джон Солсберийский преподает философию
епархия Шартр
Назначен 1176
Личные данные
Рожденный конец 1110-х годов
Солсбери , Англия
Умер 25 октября 1180 г.
Шартр , Франция
Занятие
  • автор
  • философ
  • педагог
  • дипломат

Джон Солсберийский (конец 1110-х - 25 октября 1180), назвавший себя Иоганнесом Парвусом («Иоанн Маленький»), [1] был английским писателем, философом, педагогом, дипломатом и епископом Шартра .

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Родившийся в Солсбери , Англия, он был англосаксонского, а не нормандского происхождения и, следовательно, очевидно, был клерком скромного происхождения, чья карьера зависела от его образования. Помимо этого, а также того, что он применил к себе прозвище Парвус , что означает «короткий» или «маленький», о его молодости известно мало подробностей. Из его собственных заявлений следует, что он переправился во Францию ​​около 1136 года и начал регулярное обучение в Париже у Петра Абеляра . [2] который на короткое время вновь открыл свою знаменитую школу на горе Сент-Женевьев .

Его яркие рассказы о преподавателях и студентах дают ценнейшую информацию о первых днях существования Парижского университета . [3] Когда Абеляр покинул Париж, Иоанн учился у мастера Альберика и Роберта Меленского . В 1137 году Иоанн отправился в Шартр , где изучал грамматику у Вильгельма Коншского , а также риторику, логику и классику у Ришара Л'Эвека , ученика Бернара Шартрского . [4] Учение Бернара отличалось отчасти ярко выраженной платонической тенденцией, а отчасти упором на литературное изучение великих латинских писателей. Влияние последней черты заметно во всех произведениях Джона Солсберийского.

Около 1140 года Иоанн вернулся в Париж, чтобы изучать богословие у Жильбера де ла Порре , затем у Роберта Пуллюса и Симона Пуасси, работая наставником для молодых дворян. В 1148 году он проживал в аббатстве Мутье-ла-Сель в епархии Труа со своим другом Пьером Целльским . Он присутствовал на Реймском соборе в 1148 году под председательством папы Евгения III . Предполагается, что там он был представлен святым Клервоским Теобальду Бернаром , секретарем которого он стал. [2]

Секретарь архиепископа Кентерберийского

[ редактировать ]

Джон Солсберийский был секретарем архиепископа Теобальда в течение семи лет. Находясь в Кентербери, он познакомился с Томасом Бекетом , оказавшим большое влияние на жизнь Джона. В этот период он совершил множество миссий на Папский престол; Вероятно, именно на одном из них он познакомился с Николасом Брейкспиром, который в 1154 году стал папой Адрианом IV . В следующем году Джон посетил его, оставшись с ним в Беневенто на несколько месяцев. После этого он был при дворе Рима как минимум дважды. [4]

В это время Иоанн написал свои величайшие труды, опубликованные почти наверняка в 1159 году, « Поликратик, sive de nugis curialium et de Vestigiis philosophorum» и « Металогикон» , сочинения, бесценные как кладовые информации о предмете и форме схоластического образования и замечательные своей продуманностью. стиль и гуманистические тенденции. Поликратик также проливает свет на упадок придворных нравов XII века и слабую этику королевской семьи. Идея о современниках, « стоящих на плечах гигантов » Античности, приписываемая им Бернару Шартрскому , впервые появляется в письменной форме в « Металогиконе ». Металогикон состоит из четырех книг , начиная с защиты тривиума и заканчивая комментариями к другим областям логики. Джон защищает тривиум , заявляя, что социализация является важной частью человеческой природы и благополучия, в то время как в прошлом Корнифициус и его последователи утверждали, что словесные искусства не следует включать в логику, поскольку они почти «бесполезны». [5] [6] После смерти Теобальда в 1161 году Иоанн продолжал исполнять обязанности секретаря его преемника Томаса Бекета и принимал активное участие в длительных спорах между этим примасом и его государем Генрихом II , который считал Иоанна папским агентом. [7]

Письма Джона проливают свет на конституционную борьбу, волновавшую тогда Англию. В 1163 году Иоанн впал в немилость короля по причинам, которые остаются неясными, и удалился во Францию. Следующие шесть лет он провел со своим другом Петром Ла Сельским, ныне аббатом церкви Св. Ремигия в Реймсе . Здесь он написал «Historia Pontificalis». [8] В 1170 году он возглавил делегацию, которой было поручено подготовить возвращение Бекета в Англию. [2] и находился в Кентербери во время убийства Беккета. В 1174 году Иоанн стал казначеем Эксетерского собора.

Епископ Шартрский

[ редактировать ]

В 1176 году он был назначен епископом Шартра , где и провел остаток своей жизни. В 1179 году он принял активное участие в Третьем Латеранском соборе . Он умер в Шартре или недалеко от него 25 октября 1180 года. [1]

Стипендия и влияние

[ редактировать ]

Важно отметить, что многие работы Джона не ценились в его время. Многие из этих произведений сохранились только потому, что были скопированы в рукописи, содержащие более популярные произведения. До сих пор ведутся споры о том, были ли автором некоторых произведений Джон Солсберийский. [9] Сочинения Иоанна превосходно проясняют литературное и научное положение Западной Европы XII века . Хотя он хорошо разбирался в новой логике и диалектической риторике университета, взгляды Джона также подразумевают развитый интеллект, хорошо разбирающийся в практических делах, противопоставляющий крайностям как номинализма , так и реализма практический здравый смысл . Его доктрина опирается на литературный скептицизм Цицерона , которым он безгранично восхищался и на чьем стиле основывал свой собственный. Его точка зрения о том, что цель образования является моральной, а не просто интеллектуальной, стала одной из главных образовательных доктрин западной цивилизации. Это моральное видение образования имеет больше общего с традицией монашеского образования, предшествовавшей его схоластической эпохе, а также с видением образования, которое вновь возникает в мировоззрении гуманизма эпохи Возрождения . [10]

О греческих писателях он, кажется, ничего не знал из первых рук и очень мало знал о переводах, но он был одним из лучших латинистов своего времени. Платона «Тимей» латинской в версии Халкидия был известен ему, как и его современникам и предшественникам, и, вероятно, он имел доступ к переводам « Федона» и «Менона» . Что касается Аристотеля, то он владел всем «Органоном » на латыни; он действительно первый из известных средневековых писателей, которому было известно все в целом.

Он первым ввел термин theatrum mundi , понятие, которое повлияло на театр несколько столетий спустя. В нескольких главах третьей книги своего «Поликратика » он размышляет над тем, что «жизнь человека на земле есть комедия, где каждый, забывая свое, играет роль другого». [11]

Философские взгляды

[ редактировать ]

Джон Солсберийский был последователем цицероновской точки зрения. Последователи этой точки зрения считали, что все можно окончательно доказать, но все же оставить открытым для оспорения. Иоанн подчеркивал эту веру как в Поликратике , так и в Металогиконе . Следуя мировоззрению Цицерона, Джон Солсберийский отмежевался от крайнего скептицизма, которого придерживались некоторые его коллеги-учёные. Вместо этого Джон придерживался точки зрения умеренного скептицизма. В этом мировоззрении есть три основы, на которых может быть достоверно основано знание. Этими основами являются: Вера, разум и чувства. Эта структура позволяла философам думать и дискутировать, не ставя под сомнение существование Бога или подвергая сомнению другие структуры, которые не подвергались сомнению в их время. [12]

Вера Джона Солсберийского в умеренный скептицизм распространилась и на другие его взгляды на жизнь. Джон ненавидел философию эпикурейства , считая ее противоположностью умеренности. Иоанн нашел некоторые ценности в учении Эпикура , но его критика была больше направлена ​​на последователей эпикурейства. Он считал, что эпикурейцы неправильно следовали первоначальной философии Эпикура и использовали ее, чтобы предаться безудержному гедонизму. Джон утверждал, что эта форма эпикурейства не позволит его последователям достичь истинного счастья. Джон Солсберийский также критиковал эпикурейцев, которые не считали себя таковыми. Это относилось к людям, которые были чрезмерно гедонистическими и всегда служили только своим собственным потребностям. Не имея широкого доступа к древним философам, бросившим вызов идеям Эпикура, вполне вероятно, что Джон Солсберийский пришел к своим выводам, основываясь на собственном жизненном опыте и наблюдениях. [12] Подобно эпикурейцам, Иоанн также ненавидел философию Корнифиция и его последователей. Однако он ненавидел их философию, потому что они пытались отвергнуть тривиум . [5]

Однако Джон считал наличие у людей любой философской мысли критическим, несмотря на его критику некоторых философских взглядов. Джон считал, что способность к логике является естественной разделительной линией между людьми и менее разумными существами. [5] Он заявил, что философия необходима для здоровья и психического благополучия человека, в то время как люди, лишенные философского мышления, подобны диким существам, неспособным к рационализации. [13] Именно поэтому Джон так решительно выступал за тривиум , рассматривая социализацию как важный аспект обмена и развития философской мысли, а также способствующий благополучию. [6]

Медицинские взгляды

[ редактировать ]
Страница из Металогикона

Джон Солсберийский в свое время довольно открыто критиковал медицинскую систему, написав об этом как в « Поликратике» , так и в « Металогиконе». Он выразил уверенность в том, что медицинская наука должна иметь больший баланс между теорией и практикой; [14] [13] и его обеспокоенность тем, что медицинская система стала коррумпированной. Джон Солсберийский считал, что медицина важна; однако он раскритиковал практикующих врачей за то, что они, по-видимому, больше сосредоточены на личной выгоде, чем на помощи пациентам. Врачи, которые слишком полагались на исследования, начали размышлять о том, как душа связана со здоровьем, что Джон считал непрактичным, поскольку его нельзя было проверить и нарушать религиозные убеждения. В результате Джон считал, что врачи-теоретики часто игнорируют естественные, осязаемые причины болезней в организме. С другой стороны, он заявил, что практические врачи предпочитают игнорировать свои потенциальные ошибки и возможность проведения расследования; заявляя, что они ничего не могли бы сделать лучше или иначе, если бы их пациент скончался от их болезни. [14] Вместо этого Джон утверждал, что должен быть равный баланс между поиском новых истин и практикой или следованием этим новым истинам. [13] Из-за прогрессирующего разделения между двумя типами врачей Джон Солсберийский также утверждал, что они начали диверсифицировать используемый медицинский язык до такой степени, что он стал более запутанным, чем полезным для клиентов. Джон выдвинул аргумент, что врачи должны больше сосредоточиться на балансе исследования и практики, используя набор шагов для лечения, который он придумал как «регулярный сборник»: найти источник болезни, сосредоточиться на ее исцелении, а затем приступить к лечению. последующий уход, направленный на восстановление здоровья пациента и предотвращение возникновения будущих заболеваний. [14]

Вымышленные изображения

[ редактировать ]

Джон был изображен актером Алексом Г. Хантером в немом фильме 1924 года «Беккет» , основанном на одноименной пьесе Альфреда Лорда Теннисона .

Работает

[ редактировать ]

Латинский текст

  • Джон Солсберийский (1639) [1159]. Поликрат: касается ли придворных мелочей и шагов философов, восьмая книга добавляет к этому изданию ту же металогику (на латыни). Лугдуни Батаворум : из мастерской Джона Мэра.
  • Металогикон , под редакцией Дж. Б. Холла и Кэтрин С. Б. Китс-Рохан, Corpus Christianorum Continuatio Mediaevalis (CCCM 98), Turnhout, Brepols 1991.

Латинский текст и английский перевод

  • Ансельм и Беккет. Жития двух Кентерберийских святых Джона Солсберийского , Рональда Э. Пепина (перевод) Тёрнхаут, 2009, Brepols Publishers, ISBN   978-0-88844-298-7
  • Письма Джона Солсберийского , 2 тома, изд. и транс. У. Дж. Миллор и Х. Е. Батлер (Оксфорд: Oxford University Press, 1979–86)
  • Historia Pontificalis , изд. и транс. Марджори Чибналл (Оксфорд: Oxford University Press, 1986)
  • Minor Джона Солсберийского Entheticus Major и , изд. и пер. Ян ван Лаарховен [Исследования и тексты по интеллектуальной истории Средневековья 17] (Лейден: Брилл, 1987)

английские переводы

Исследования

  • Спутник Джона Солсберийского , изд. Кристоф Греллар и Фредерик Лашо, Лейден, Брилл, Спутники Брилла по христианской традиции, 57, 2014 г. (авторское право 2015 г.), 480 стр. ( ISBN   9789004265103 )
  • Майкл Уилкс (редактор), Мир Джона Солсберийского , Оксфорд, Блэквелл, 1997.
  • Джон Д. Хослер, Джон Солсберийский: военная власть эпохи Возрождения двенадцатого века , Лейден, Брилл, 2013, 240 стр. ( ISBN   9789004226630 )

Английские отрывки из политической теории Джона

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккормик, Стивен Дж . (1889). Папа и Ирландия . Сан-Франциско: А. Вальдтейфель. стр. 44 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гилфой, Кевин, «Джон Солсберийский» , Стэнфордская энциклопедия философии (весеннее издание 2015 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
  3. ^ Кантор 1992: 324.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Солсберийский. Легкомыслие придворных и следы философов (Джозеф Б. Пайк, пер.), Университет Миннесоты, 1938 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Блох, Дэвид (2012). Джон Солсберийский об аристотелевской науке . Тюрнхаут: Бреполи. ISBN  978-2-503-54099-3 . OCLC   786442692 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фитцджеральд, Брайан Д. (2010). «Средневековые теории образования: Хью Сен-Викторский и Джон Солсберийский» . Оксфордский обзор образования . 36 (5): 575–588. дои : 10.1080/03054985.2010.514436 . ISSN   0305-4985 . JSTOR   25753519 . S2CID   144217226 .
  7. ^ Норман Ф. Кантор , 1993. Цивилизация Средневековья , 324–326.
  8. ^ Коффи, Питер. «Джон Солсберийский». Католическая энциклопедия Том. 8. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 20 июля 2015 г.
  9. ^ Линдер, Амнон (1977). «Знания Джона Солсберийского в позднем средневековье». Студи Средневековья . 3 (2): 315–355.
  10. ^ Кантор 1993: 325f.
  11. ^ Джон Гиллис, Шекспир и география различий , Том 4 Кембриджских исследований в области литературы и культуры эпохи Возрождения, Cambridge University Press, 1994. ISBN   9780521458535 . Страницы 76-77 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Боллерманн, Карен; Недерман, Кэри (2022 г.), «Джон Солсберийский» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2022 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 11 ноября 2022 г.
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Логика и язык в средние века: том в честь Стена Эббсена . Стен Эббесен, Якоб Л. Финк, Хейне Хансен, Ана Мария Мора-Маркес. Лейден. 2013. ISBN  978-90-04-24213-5 . OCLC   820167664 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Сёгимен, Такаси; Недерман, Кэри Дж. (1 января 2011 г.). «Лучшая медицина? Медицинское образование, практика и метафора в Поликратике и Металогиконе Джона Солсберийского» . Виатор . 42 (1): 55–73. дои : 10.1484/J.VIATOR.1.102004 . ISSN   0083-5897 .

Источники

[ редактировать ]

Атрибуция

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e80e7ddb3c4e671448d781f52e3d0838__1717545780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/38/e80e7ddb3c4e671448d781f52e3d0838.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John of Salisbury - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)