Социальная критика
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2023 г. ) |
Социальная критика — это форма академической или журналистской критики, фокусирующаяся на социальных проблемах современного общества , в отношении воспринимаемой несправедливости и соотношения сил в целом.
Социальная критика Просвещения [ править ]
Истоки современной социальной критики восходят, по крайней мере, к эпохе Просвещения . По мнению историка Джонатана Израэля, корни радикального просвещения можно найти у Спинозы и его круга. [1] Радикальные просветители, такие как Жан Мелье, не были удовлетворены социальной критикой того времени, которая, по сути, была критикой религии. В центре его критики были страдания крестьян. Кроме того, существовала также критика цивилизации по религиозным мотивам, например, исходившая от квакеров в Англии. Жан-Жак Руссо развил социальную критику в своей политической философии, которая повлияла на Французскую революцию и на его педагогику.
Академические формы [ править ]
между Спор о позитивизме критическим рационализмом , например, между Карлом Поппером и Франкфуртской школой , [2] рассматривал вопрос о том, должны ли исследования в области социальных наук быть «нейтральными» или сознательно принимать партийную точку зрения.
Академические работы социальной критики могут относиться к социальной философии , политической экономии , социологии , социальной психологии , психоанализу , а также культурологии и другим дисциплинам или отвергать академические формы дискурса . [3]
В литературе и музыке [ править ]
Социальная критика также может быть выражена в художественной форме, например, в романе Джека революционном «Железная пята» (1908) Лондона ; в романах-антиутопиях, таких как Олдоса Хаксли » « О дивный новый мир (1932), » Джорджа Оруэлла « Девятнадцать восемьдесят четыре (1949), Рэя Брэдбери » «451 градус по Фаренгейту (1953) или Рафаэля Гругмана » «Нетрадиционная любовь (2008); или в детских книгах или фильмах.
Художественная литература может иметь значительное социальное воздействие. Например, роман Хижина дяди Тома» 1852 Гарриет Бичер-Стоу « года способствовал движению против рабства в Соединенных Штатах, а роман Рамона» « Хелен Хант Джексон 1885 года привел к изменениям в законах, касающихся коренных американцев . Точно так же роман Эптона Синклера « » 1906 года Джунгли помог создать новые законы, касающиеся общественного здравоохранения и обращения с продуктами питания, а роман Артура Моррисона 1896 года «Дитя Яго» заставил Англию изменить свои жилищные законы. Джордж Оруэлл и Чарльз Диккенс написали «Скотный двор» и «Повесть о двух городах» соответственно, чтобы выразить свое разочарование в обществе и человеческой природе. «Скотный двор» , написанная в 1944 году, представляет собой книгу, в которой рассказывается история о ферме, на которой сельскохозяйственные животные восстают против своих хозяев-людей. Это пример социальной критики в литературе, в которой Оруэлл высмеивал события в России после большевистской революции . Он антропоморфизирует животных и отсылает каждого к двойнику в Русская история . «Повесть о двух городах» также является типичным представителем такого рода литературы. Помимо центральной темы любви, есть еще одна распространенная тема — неудачная революция. Он показывает нам, что, к сожалению, человеческая природа заставляет нас быть мстительными и, по мнению некоторых из нас, чрезмерно амбициозными. Обе эти книги схожи тем, что в обеих описывается, как даже при самых благих намерениях наши амбиции берут над нами верх. Оба автора также демонстрируют, что насилие и макиавеллистский подход «цель оправдывает средства» достойны сожаления. Они также выражают разочарование своих авторов в состоянии эволюции человеческой природы.
По словам Фредерика Дугласа , «Там, где отрицается справедливость, где насаждается бедность, где преобладает невежество и где какой-либо класс заставляют чувствовать, что общество представляет собой организованный заговор с целью его угнетать, грабить и унижать, ни люди, ни собственность не будут в безопасности». ." [4]
Авторы подразумевают, что даже если мы начнем с благородных намерений, найдутся те, кто позволит своим основным инстинктам взять под контроль. «Скотный двор» изображает эту природу через пародию на события реальной истории. При правильных условиях эти события могут произойти где угодно. Возьмем, к примеру, лидера, который становится чрезмерно амбициозным до такой степени, что вредит своему народу ради большей власти.
В «Повести о двух городах » Диккенс исследует внутреннюю душу и делится с нами тем, как людей загоняют в долину человеческих эмоций, где царят отчаяние и гнев, и что может случиться потом, если мы позволим этим эмоциям накапливаться внутри. Каждый человек способен стать безжалостным и оппортунистическим существом, подобным Наполеону или мадам Дефарж , если его поместить в нужное место и в нужное время.
Социальная критика, безусловно, присутствует в операх (например, «Колыбель будет качаться» или «Беда на Таити ») и других видах классической музыки , таких как Симфония № 13 , называемая « Бабий Яр », Дмитрия Шостаковича . Другие музыкальные выражения социальной критики часто встречаются в панк- и рэп- музыке, например, « Pretty Vacant » группы Sex Pistols и « Brenda's Got a Baby » группы 2Pac . Хэви-метал и индустриальные рок- группы, такие как Black Sabbath , Metallica , Marilyn Manson , Nine Inch Nails и Megadeth, также широко используют социальную критику, особенно в своих ранних работах.
Литература [ править ]
Классические произведения [ править ]
- Этьен де Ла Боэти : Рассуждение о добровольном рабстве (около 1560 г.)
- Барух де Спиноза : Богословско-политический трактат , 1670 г.
- Иммануил Кант : Что такое Просвещение? 1784 г.
- Мэри Уолстонкрафт : Защита прав женщины 1792 г.
- Карл Маркс : Капитал . 1867 г.
- Михаил Бакунин : Этатизм и анархия 1873 г.
- Фридрих Ницше : Несвоевременные размышления . (1873–1876)
- Эптон Синклер : Джунгли . 1906 год
- Вальтер Беньямин : О критике насилия . В: Архив социальных наук и социальной политики , 1921, англ. К критике насилия: критическое издание, Stanford University Press, 2021 г.
- Георг Лукач : История и классовое сознание . 1923 год
- Вирджиния Вулф : Своя комната . 1929 год
- Зигмунд Фрейд : Цивилизация и ее недовольство . 1930 год
- Макс Хоркхаймер : Традиционная и критическая теория (1937)
- Норберт Элиас : О процессе цивилизации . 1939, английский Процесс цивилизации
- Фридрих Август фон Хайек : Дорога к крепостному праву . 1944 год
- Макс Хоркхаймер , Теодор В. Адорно : Диалектика Просвещения . 1947, английский Диалектика Просвещения
- Симона де Бовуар : Второй пол , 1949, англ. Второй секс .
- Эме Сезер : Рассуждения о колониализме (1950), англ. Беседа о колониализме
- Эрнст Блох : Принцип надежды (1938–1947), англ. Принцип надежды
- Эрих Фромм : Искусство любить . 1956 год
- Милован Жилас : Новый класс: анализ коммунистической системы , 1957 г.
- Фридрих Август фон Хайек : Конституция свободы . 1960 год
- Франц Фанон : Несчастные земли , англ. Несчастные Земли
- Рэйчел Карсон : Тихая весна (1962)
- Герберт Маркузе : Одномерный человек (1964)
- Ги Дебор : La Société du spectacle (1967), англ. Общество спектакля
- Луи Альтюссер : Идеология и идеологические государственные аппараты , опубликовано в La Pensée, № 151, июнь 1970 г., англ. Идеология и идеологические государственные аппараты
- Мишель Фуко : Контролировать и наказывать: Рождение тюрьмы (1975), англ. Дисциплина и наказание
- Мишель Фуко : Воля к познанию , англ. полет. 1 из истории сексуальности
- Корнелиус Касториадис : L'Institution imaginaire de la société (1975), англ. Воображаемый институт общества: творчество и автономия в социально-историческом мире , Лондон: Политика, 1997 (новое издание)
- Пьер Бурдье : Различие: Социальная критика суждения (1979), англ. Различие: социальная критика вкусовых суждений
работы Важные современные
- Одре Лорд : Сестра Аутсайдер , 1984
- Мишель Анри : Варварство . Бернар Грассе, Париж, 1987, англ. Варварство , Континуум 2012
- Гаятри Чакраворти Спивак : Может ли субалтерн говорить? в: Кэри Нельсон и Лоуренс Гроссберг (Хгг.): Марксизм и интерпретация культуры, University of Illinois Press, Чикаго, 1988,
- Джудит Батлер : Гендерные проблемы . 1989 год
- Моник Виттиг : «Прямой ум и другие эссе» , 1 992
- Рэйвин Коннелл : Мужественность . 1995 год
- Ричард Сеннетт : Разрушение характера. Личные последствия труда при новом капитализме . 1998 год
- Ноам Хомский : Согласие на производство . 1988. Прибыль над людьми . 2000 г.
- Гилберт Рист : Развитие, история западной веры . Presses de Sciences Po, Париж, 1996 г. – англ. История развития: от западного истока к глобальной вере . Зед Букс, Лондон, 2003 г.
- Арно Грюн : Безумие нормальности: понимание человеческой деструктивности . Книги о человеческом развитии, Беркли, 2007 г.
См. также [ править ]
- Культура вызова
- Критические юридические исследования
- Критическая расовая теория
- Критика политической экономии
- Культурный критик
- Феминизм
- марксизм
- Постколониализм
- Политическое кино
Ссылки [ править ]
- ^ Джонатахан Исраэль Радикальное Просвещение: Философия и создание современности 1650-1750, Oxford University Press, 2002
- ^ Д'Амико, Роберт (21 декабря 1990 г.). «Карл Поппер и Франкфуртская школа» . Телос . 1990 (86): 33–48. дои : 10.3817/1290086033 . ISSN 0090-6514 . S2CID 147263662 .
- ^ «Виды литературной критики» .
- ↑ Из речи Дугласа в 1886 году по случаю 24-й годовщины эмансипации , Вашингтон, округ Колумбия.