Процесс цивилизации
![]() | |
Автор | Норберт Элиас |
---|---|
Оригинальное название | О процессе цивилизации |
Язык | немецкий |
Предмет | Социология |
Опубликовано | 1939 |
Место публикации | Швейцария (Базель) |
Тип носителя | Распечатать |
«Процесс цивилизации» — книга немецкого социолога Норберта Элиаса . Это влиятельная работа в области социологии и самая важная работа Элиаса. Впервые он был опубликован в Базеле , Швейцария, в двух томах в 1939 году на немецком языке под названием « Über den Prozeß der Zivilisation» .
Из-за Второй мировой войны его практически игнорировали, но он приобрел популярность, когда был переиздан в 1969 году и переведен на английский язык. Охватывая европейскую историю примерно с 800 г. по 1900 г. н.э., это первый формальный анализ и теория цивилизации. Элиас предлагает двойной социогенез государства: социальное развитие государства имеет две стороны: ментальную и политическую. Цивилизационный процесс, который описывает Элиас, приводит к глубоким изменениям в человеческом поведении. Оно ведет к строительству современного государства и переходу человека от воина Средневековья к гражданскому человеку конца XIX в.
Процесс цивилизации сегодня рассматривается как основополагающая работа фигуративной социологии . В 1998 году Международная социологическая ассоциация назвала эту работу седьмой по значимости социологической книгой 20 века. [1]
Темы
[ редактировать ]Первый том, «История нравов », прослеживает историческое развитие европейского габитуса , или «второй природы», конкретных индивидуальных психических структур, сформированных социальными установками. Элиас проследил, как постсредневековые европейские стандарты в отношении насилия, сексуального поведения, телесных функций, манер за столом и форм речи постепенно трансформировались за счет повышения порогов стыда и отвращения, выходя за пределы ядра придворного этикета . Интернализованное «самоограничение», налагаемое все более сложной сетью социальных связей, привело к развитию «психологического» самовосприятия, которое Фрейд признавал как « Супер-Эго ».
Второй том, «Формирование государства и цивилизация» , посвящен формированию государства и теории цивилизации. Во-первых, Элиас объясняет, что с течением времени общественное единство усиливало свой контроль над военной и финансовой властью, пока не приобрело над ней монополию. Прогрессирующая монополизация армии и налогообложения подпитывали друг друга (политическая власть использовала налоговые деньги для оплаты своей армии и использовала армию для сбора налогов). Элиас описывает несколько этапов создания государства:
- С 11 по 13 век: существовало открытое соревнование между разными домами, где каждый боролся за сохранение и расширение своей власти. Например, после смерти французского короля Карла IV (1328 г.) Франция образовала мощную агломерацию территорий. Однако говорить о целостном королевстве пока нельзя, поскольку региональное сознание все еще преобладало, преобладали интересы каждой территории и сеньории. [2]
- С 14 по 16 вв.: постепенно создавались суды, и вассалы собирались вокруг важных лордов. Феодальность была княжеской (раньше она была сеньорской), потому что только самые могущественные дома сохраняли свою власть и расширяли ее, захватывая территории меньших домов. [2]
- После XVI в.: царский дом побеждает и обладает монополией власти. Было создано центральное управление и институты. Конкурсы теперь были регламентированы: внутри государства они проходят мирно на получение высокой должности в администрации. [2]
В конце этого процесса создается государство, обладающее монополией на законное физическое насилие . Элиас также описывает этот «абсолютистский механизм»: государство стало высшим органом, координирующим различные взаимозависимые группы общества.
Параллельно социогенезу государства Элиас отмечает изменение способов управления телесными функциями. Индивиды пытались подавить в себе то, что воспринимается как часть животной природы, подавить в сфере, появляющейся во времени, близости. Отсюда появились новые чувства: смущение и ханжество. [2]
Прием
[ редактировать ]Когда в 1960-х годах работа Элиаса нашла более широкую аудиторию, его анализ этого процесса поначалу был неправильно понят как продолжение дискредитированного « социального дарвинизма », идея восходящего «прогресса» была отвергнута, истолкованная как последовательная история, а не как метафора. для социального процесса. Вскоре стало очевидно, что Элиас не стремился к моральному «превосходству». Вместо этого он описывает растущее структурирование и ограничение человеческого поведения в европейской истории, процесс, который его собственные сторонники называют «цивилизацией». Элиас просто намеревался проанализировать эту концепцию и процесс, получивший название «цивилизация», и исследовал ее происхождение, закономерности и методы. [ нужна ссылка ]
Особая критика «Процесса цивилизации» была сформулирована немецким этнологом и культурным антропологом Гансом Петером Дюрром в его 5-томном труде «Der Mythos vom Zivilisationsprozeß» (1988–2002), в котором отмечалось, что в западной культуре и других странах с давних времен существовало множество социальных ограничений и правил. до средневекового периода. Элиас и его сторонники ответили, что он никогда не намеревался утверждать, что социальные нормы или самоограничивающие психологические агенты будут институтами, уникальными для западной современности, просто западная культура разработала особенно сложные, краткие, всеобъемлющие и жесткие институты, очевидные, например, в ее решающие технологические достижения по сравнению с другими культурами. [3] [4]
Английские издания
[ редактировать ]- Цивилизаторский процесс , Том I. История манер , Оксфорд: Блэквелл, 1969.
- Цивилизаторский процесс , Том II. Формирование государства и цивилизация , Оксфорд: Блэквелл, 1982.
- Цивилизационный процесс. Оксфорд: Блэквелл, 1994 г.
- Цивилизационный процесс. Социогенетические и психогенетические исследования. Переработанное издание. Оксфорд: Блэквелл, 2000 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Топ-10: Книги века» . Международная социологическая ассоциация. 1998. Архивировано из оригинала 15 марта 2014 г. Проверено 25 июля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Элиас, Норберт (1997). Цивилизационный процесс: история нравов и государственного образования и цивилизации . Блэквелл. ISBN 0-631-19221-2 . OCLC 472562452 .
- ^ Лилиенталь, Маркус (2001), «Интерпретация. Норберт Элиас: О процессе цивилизации», в Гамм, Герхард (ред.), Интерпретации. Основные работы по социальной философии , Reclam, стр. 134–147, ISBN. 3150181143
- ^ Хинц, Майкл (2002), Процесс цивилизации: миф или реальность?: Научно-социологические исследования противоречия Элиаса-Дюрра (на немецком языке), Издательство VS по социальным наукам, номер документа : 10.1007/978-3-663-09646- 7 , ISBN 978-3-8100-3398-7