Jump to content

Норберт Элиас

Норберт Элиас
Элиас в 1933 году
Рожденный 22 июня 1897 г.
Умер 1 августа 1990 г. ( 1990-08-01 ) (93 года)
Альма-матер
Известный Фигуративная социология , теория цивилизационных/децивилизирующих процессов , габитус
Научная карьера
Поля Социология

Норберт Элиас (англ. Немецкий: [ˈnɔʁbɛʁt ʔeˈliːas] ; 22 июня 1897 — 1 августа 1990) — немецкий социолог еврейского происхождения , позже ставший гражданином Великобритании. Он особенно известен своей теорией процессов цивилизации/децивилизации. [1]

Биография

[ редактировать ]

Элиас родился 22 июня 1897 года в Бреслау (сегодня: Вроцлав) в Пруссии Силезской провинции в семье Германа Элиаса (1860–1940) и Софи Элиас, урожденной Галлевски (также Галевски, 1875–1942). Его отец был уроженцем Кемпена (сегодня Кемпно) и бизнесменом в текстильной промышленности. Его мать была уроженкой еврейской общины самого Бреслау.После получения аттестата в 1915 году Норберт Элиас пошел добровольцем в немецкую армию во время Первой мировой войны и работал телеграфистом сначала на Восточном фронте, затем на Западном фронте. После нервного срыва в 1917 году он был признан негодным к службе и направлен в Бреслау санитаром. В том же году Элиас начал изучать философию , психологию и медицину в Университете Бреслау , дополнительно проведя по семестру каждый в университетах Гейдельберга (где он посещал лекции Карла Ясперса ) и Фрайбурга в 1919 и 1920 годах. Он бросил медицину в 1919 году. после прохождения предварительного обследования (Физикум) . Чтобы финансировать учебу после того, как состояние его отца сократилось на гиперинфляция [ сломанный якорь ] В 1922 году он устроился на работу начальником экспортного отдела на местный завод по производству скобяных изделий. В 1924 году он окончил обучение, защитив докторскую диссертацию по философии под названием Idee und Individuum ( Идея и индивидуум ) под руководством Рихарда Хёнигсвальда , представителя нео- Кантианство . Разочарованный отсутствием социального аспекта в неокантианстве, что привело к серьезному спору с научным руководителем по поводу диссертации, Элиас решил обратиться к социологии для дальнейшего обучения.

Во время своего пребывания в Бреслау, до 1925 года, Элиас был глубоко вовлечен в немецкое сионистское движение и выступал в качестве одного из ведущих интеллектуалов в немецко-еврейском молодежном движении «Блау-Вайс» (Сине-Белые). В эти годы он познакомился с другими молодыми сионистами, такими как Эрих Фромм , Лео Штраус , Лео Левенталь и Гершом Шолем . В 1925 году Элиас переехал в Гейдельберг , где Альфред Вебер принял его в качестве кандидата на хабилитацию (второй книжный проект) по развитию современной науки под названием Die Bedeutung der Florentiner Gesellschaft und Kultur für die Entstehung der Wissenschaft ( «Значение флорентийского общества»). и культура для развития науки ). В 1930 году Элиас решил отменить этот проект и последовал за Карлом Мангеймом, чтобы стать его ассистентом во Франкфуртском университете . Однако после прихода к власти нацистов в начале 1933 года социологический институт Мангейма был вынужден закрыться. Уже представленная докторская диссертация под названием Der höfische Mensch («Человек при дворе») так и не была официально принята и опубликована только в 1969 году в более подробной форме как «Die höfische Gesellschaft» («Придворное общество»). В 1933 году Элиас бежал в Париж . Его пожилые родители остались в Бреслау, где его отец умер в 1940 году; 30 августа 1942 года его мать была депортирована в Терезиенштадт , а 29 сентября переведена и убита в Треблинке . [2]

В течение двух лет в Париже Элиас работал частным ученым, получая стипендию Амстердамского Steunfonds (фонда профессора Фриды) и пытался получить дополнительный доход, организовав мастерскую по производству деревянных детских игрушек. В 1935 году он переехал в Великобританию, где работал над своим выдающимся произведением « Процесс цивилизации» до 1939 года, теперь получая стипендию от организации по оказанию помощи еврейским беженцам. В этой работе он описал геноцид евреев нацистами как «децивилизационный всплеск» цивилизации, страдающей от упадка и регресса к варварству. [3] Элиаса Эта работа также содержит теорию тела . Опираясь на исторические документы, описывающие манеры и этикет, он определил процессы, которые способствовали возникновению современного «я» в цивилизованном организме. [4] Элиас приравнял термин «цивилизованный» к «контролируемому» телу. [4]

Мемориальная доска Норберту Элиасу во Вроцлаве

В 1939 году он встретился со своим бывшим другом и научным руководителем Мангеймом в Лондонской школе экономики , где получил должность старшего научного сотрудника. В 1940 году Лондонская школа экономики была эвакуирована в Кембридж, но когда вторжение немецких войск в Великобританию стало неизбежным, Элиас был задержан в лагерях для интернированных в Ливерпуле и на острове Мэн ». в течение восьми месяцев из-за того, что он был немцем – « врагом чужак ". Во время своего интернирования он организовал политические лекции и поставил драму, которую написал сам, «Баллада о бедном Якобе» ( Баллада о бедном Якобе ) на музыку Ганса Галя (в конечном итоге опубликованную в 1987 году).

После освобождения в 1941 году он вернулся в Кембридж . Ближе к концу войны он работал на британскую разведку, расследуя закоренелых нацистов среди немецких военнопленных (см. его эссе «Распад цивилизации» в « Исследованиях немцев »). Он преподавал вечерние занятия в Образовательной ассоциации рабочих (организация образования взрослых), а затем вечерние курсы повышения квалификации по социологии, психологии , экономике и экономической истории в Университете Лестера . Он также время от времени читал лекции в других высших учебных заведениях. В сотрудничестве с другом, жившим во Франкфурте, психоаналитиком С.Х. Фоулксом , он заложил теоретические основы группового анализа, важной школы терапии, и в 1952 году стал соучредителем Группового аналитического общества. Сам он обучался и работал групповым терапевтом. В феврале. 22 декабря 1952 года он был натурализован как гражданин Великобритании. [5]

В 1954 году – в очень позднем возрасте 57 лет – он наконец получил свою первую надежную академическую должность в Университетском колледже Лестера (который вскоре стал Университетом Лестера) сначала в качестве лектора, а затем в качестве преподавателя социологии. Вместе со своим другом Ильей Нойштадтом он внес крупный вклад в развитие факультета социологии университета, который стал одним из крупнейших и наиболее влиятельных факультетов Соединенного Королевства. Он вышел на пенсию в 1962 году, но продолжал преподавать аспирантам в Лестере до середины 1970-х годов. Среди впоследствии известных социологов, которых Нойштадт и Элиас назначили своими коллегами в Лестере, были Джон Х. Голдторп, Энтони Гидденс , Мартин Олброу, Шейла Аллен, Джо и Олив Бэнкс , Ричард Браун, Мэри Макинтош, Никос Музелис , а также Сами Зубайда и Кейт Хопкинс. (Впоследствии Хопкинс был профессором древней истории в Кембридже: его назначение преподавать социологию в Лестере является одним из признаков очень широкой концепции социологии, которую имели Элиас и Нойштадт.) Среди студентов на факультете были Джон Элдридж, Крис Брайант, Крис Ройек. , Пол Херст, Грэм Саламан и Брайан Уилсон. С 1962 по 1964 год Элиас преподавал социологию в Университет Ганы в Легоне недалеко от Аккры . После своего возвращения в Европу в 1965 году он много времени провёл в качестве приглашенного профессора в различных университетах Германии и Нидерландов, а с 1978 года обосновался в Амстердаме .

Элиас назначен главнокомандующим Ордена Оранж-Нассау (1987).

Его репутация и популярность значительно возросли после переиздания книги «Процесс цивилизации» в 1969 году. С 1978 по 1984 год он работал в Центре междисциплинарных исследований при Билефельдском университете , где в 1980 году получил степень почетного доктора. Элиас был первым в истории лауреатом премии как премия Теодора В. Адорно (1977 г.), так и Европейская премия Амальфи в области социологии и социальных наук (1987 г.). В 1986 году ему была вручена награда Große Verdienstkreuz Федеративной Республики Германии, а в день своего 90-летия голландская королева назначила его кавалером Ордена Оранж-Нассау. К 1998 году всемирный опрос социологов, проведенный Международной социологической ассоциацией, поставил «О процессе цивилизации» (позднее пересмотренное название) на седьмое место среди наиболее важных книг по социологии двадцатого века. В 1990 году он получил премию Нонино как «Маэстро дель ностро темп» в Италии. Помимо социологической работы, он всегда писал стихи.

Элиас умер в своем доме в Амстердаме 1 августа 1990 года. В сентябре 2017 года его именем был назван мост в Вондельпарке, недалеко от того места, где он жил. В городе Алмере его имя также носит улица в квартале «устойчивых» социологов.

Теория Элиаса фокусировалась на взаимосвязи между властью, поведением, эмоциями и знаниями с течением времени. Он в значительной степени сформировал то, что называется процессуальной или фигуративной социологией . В силу исторических обстоятельств Элиас долгое время оставался второстепенным автором, пока его вновь не открыло новое поколение ученых в 1970-х годах, когда он в конечном итоге стал одним из самых влиятельных социологов в истории этой области. Интерес к его работам можно частично объяснить тем фактом, что его концепция крупных социальных фигур или сетей взаимозависимостей между людьми объясняет возникновение и функционирование крупных социальных структур, не игнорируя при этом аспект индивидуальной активности . В 1960-х и 1970-х годах чрезмерный акцент на структуре над агентностью подвергался резкой критике со стороны доминирующей в то время школы структурного функционализма .

Самая известная работа Элиаса — « Über den Prozess der Zivilisation» , опубликованная на английском языке под названием «Процесс цивилизации» (или, точнее, в издании «Собрание сочинений» — см. ниже — под названием «О процессе цивилизации» ). Первоначально опубликованная на немецком языке в двух томах в 1939 году, она практически игнорировалась до ее переиздания в 1969 году, когда ее первый том был также переведен на английский язык. В первом томе прослеживается историческое развитие европейского габитуса , или «второй природы», конкретных индивидуальных психических структур, сформированных социальными установками. Элиас проследил, как постсредневековые европейские стандарты в отношении насилия, сексуального поведения, телесных функций, манер за столом и форм речи постепенно трансформировались за счет повышения порогов стыда и отвращения, выходя за пределы ядра придворного этикета . Интернализованное «самоограничение», налагаемое все более сложной сетью социальных связей, привело к развитию «психологического» самовосприятия, которое Фрейд называл « Супер-Эго». Второй том « Цивилизаторского процесса » рассматривает причины этих процессов и обнаруживает их во все более централизованном государстве раннего Нового времени и во все более дифференцированной и взаимосвязанной сети общества.

Когда в 1960-х годах работа Элиаса нашла более широкую аудиторию, его анализ этого процесса поначалу был неправильно понят как продолжение дискредитированного « социального дарвинизма », идея восходящего «прогресса» была отвергнута, истолкованная как последовательная история, а не как метафора. для социального процесса.

Элиас приехал писать как на английском, так и на немецком языке. Почти все его работы по социологии знания и науки были написаны на английском языке, как и его основополагающие работы по социологии спорта, собранные в книге «В поисках волнения» , написанной Норбертом Элиасом совместно с Эриком Даннингом и опубликованной в 1986 году. Университет Билефельда Центр социологии развития в 1984 году пригласил Норберта Элиаса возглавить собрание его всемирно выдающихся коллег, которые, в свою очередь, хотели лично рассмотреть и обсудить наиболее интересные теории Элиаса о процессах цивилизации.

В 1983 году Элиас основал Фонд Норберта Элиаса для управления своим наследием после его смерти. Первыми членами совета фонда были Йохан Гудсблом (Амстердам), Герман Корте (Мюнстер) и Абрахам ван Столк, которого после его смерти в 1996 году заменил Стивен Меннелл (Дублин). В 2017 году к управлению Фондом присоединился новый совет: Йохан Хайльброн (Роттердам и Париж), Джейсон Хьюз (Лестер), Адриан Йитчин (Франкфурт) и Арьян Пост (секретарь, Амстердам). [6]

До выхода на пенсию из Университета Лестера в 1962 году Элиас опубликовал только одну книгу « Über den Prozess der Zivilisation» и не более нескольких статей. К моменту своей смерти в 1990 году он опубликовал 15 книг и около 150 эссе. Он всегда много писал , но ему было очень трудно когда-либо быть удовлетворенным результатами, и он очень не хотел выпускать свои работы для публикации. Еще более любопытно то, что, хотя он и был таким перфекционистом в написании, его редко можно было убедить взяться за такие обыденные задачи, как чтение и исправление корректур. Таким образом, хотя его немецкие работы были хорошо переведены на английский язык (по большей части Эдмундом Джефкоттом), оригинальные английские издания содержат множество ошибок, которые можно было исправить путем тщательной корректуры. Поэтому в начале XXI века Фонд Норберта Элиаса заключил соглашение с UCD Press в Дублине о публикации новых научных изданий работ Элиаса общим объемом 18 томов.

Собрание сочинений на английском языке

[ редактировать ]

Новые издания работ Элиаса, опубликованные издательством Университетского колледжа Дублина, были тщательно отредактированы, снабжены перекрестными ссылками и аннотациями (особенно с примечаниями о многих исторических личностях и событиях, на которые ссылается Элиас), чтобы сделать их гораздо более доступными. читателю. Особенно важны три тома собрания эссе Элиаса, многие из которых ранее не публиковались на английском языке – или публиковались настолько разрозненно или в малоизвестных местах, что до сих пор были малоизвестны. (Другие эссе также можно найти в «Ранних произведениях», «Моцарте» и других томах.)

Вот 18 томов:

1 Ранние сочинения под редакцией Ричарда Килминстера (2006).

2 Придворное общество , под редакцией Стивена Меннелла (2006).

3 «О процессе цивилизации» [обратите внимание на новое название], под редакцией Стивена Меннелла, Эрика Даннинга, Йохана Гудсблома и Ричарда Килминстера (2012).

4 «Известные и аутсайдеры» , под редакцией Каса Воутерса (2008).

5 Что такое социология? под редакцией Артура Богнера, Кэти Листон и Стивена Меннелла (2012).

6 Одиночество умирающих и состояние человека , под редакцией Алана и Бриджит Скотт (2009).

7 В поисках азарта: спорт и отдых в процессе цивилизации , Норберт Элиас и Эрик Даннинг, под редакцией Эрика Даннинга (2008).

8 Вовлеченность и отстраненность , под редакцией Стивена Куилли (2007).

9 «Очерк времени » под редакцией Стивена Лоял и Стивена Меннелла (2007).

10 Общество индивидов , под редакцией Роберта ван Крикена (2010).

11 Исследования немцев [обратите внимание на новое название], под редакцией Стивена Меннелла и Эрика Даннинга (2013).

12 Моцарт и другие очерки куртуазной культуры под редакцией Эрика Бейкера и Стивена Меннелла (2010).

13 Теория символов , под редакцией Ричарда Килминстера (2011).

14 эссе I: По социологии знаний и наук под редакцией Ричарда Килминстера и Стивена Меннелла (2009).

15 эссе II: О процессах цивилизации, формировании государства и национальной идентичности , под редакцией Ричарда Килминстера и Стивена Меннелла (2008).

16 эссе III: По социологии и гуманитарным наукам под редакцией Ричарда Килминстера и Стивена Меннелла (2009).

17 интервью и автобиографические размышления под редакцией Эдмунда Джефкотта, Ричарда Килминстера, Кэти Листон и Стивена Меннелла (октябрь 2013 г.).

18 Дополнения и указатель к собранию сочинений [включает основные неопубликованные эссе о Фрейде и Леви-Брюле] под редакцией Стивена Меннелла, Марка Джоли и Кэти Листон (2014).

Дополнительный объем

Генезис военно-морской профессии под редакцией Рене Мелькера и Стивена Меннелла (2007).

Избранная библиография предыдущих изданий

[ редактировать ]

Книги (в хронологическом порядке, по дате оригинального издания):

  • 1939: О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Первый том. Изменения в поведении светских высших классов Запада и второй том. Изменения в обществе. Проект теории цивилизации . Базель: Издательство Haus zum Falken. (Опубликовано на английском языке как «Процесс цивилизации», том I. История нравов , Оксфорд: Блэквелл, 1969 г., и «Процесс цивилизации», том II. Формирование государства и цивилизация , Оксфорд: Блэквелл, 1982 г.).
  • 2000: Процесс цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования . Пересмотренное издание 1994 г. Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
  • 1965 (с Джоном Л. Скотсоном ): Создатели и аутсайдеры. Социологическое исследование проблем сообщества , Лондон: Фрэнк Касс и компания (первоначально опубликовано на английском языке).
  • 1969: Куртуазное общество. Исследования по социологии королевской власти и придворной аристократии (на основе хабилитации 1933 г.). Нойвид/Берлин: Лухтерханд . (Опубликовано в английском переводе Эдмундом Джефкоттом под названием The Court Society , Oxford: Blackwell, 1983).
  • 1970: Что такое социология? . Мюнхен: Ювента. (Опубликовано на английском языке под названием « Что такое социология?», Лондон: Хатчинсон, 1978).
  • 1982: Об одиночестве умирающих в наши дни , Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. (Опубликовано на английском языке под названием «Одиночество умирающих» , Оксфорд: Блэквелл, 1985).
  • 1982 (под редакцией Эрминио Мартинса и Ричарда Уитли): Научные учреждения и иерархии. Ежегодник социологии наук, 1982 г. , Дордрехт: Рейдель.
  • 1983: Приверженность и дистанцирование. Работа по социологии знания I под редакцией Михаэля Шрётера, Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. (Опубликовано на английском языке под названием «Вовлеченность и отстраненность. Вклад в социологию знания» , Оксфорд: Блэквелл, 1987.)
  • 1984: Самое время. Работа по социологии знания II под редакцией Михаэля Шрётера, Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. (Опубликовано на английском языке как Time. An Essay , Oxford: Blackwell, 1991).
  • 1985: Состояние человека. Размышления о развитии человечества к 40-летию окончания войны (8 мая 1985 г.) , Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. (Недоступно на английском языке).
  • 1986 (с Эриком Даннингом ): В поисках волнения. Спорт и отдых в цивилизационном процессе . Оксфорд: Блэквелл.
  • 1987: Общество людей , под редакцией Михаэля Шрётера, Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. (Оригинал 1939 г., опубликован на английском языке под названием «Общество индивидов» , Оксфорд: Блэквелл, 1991 г.).
  • 1987: Народный удел. Стихи, обработки , Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. (Поэзия, недоступно на английском языке).
  • 1989: Исследования немцев. Борьба за власть и развитие габитуса в XIX и XX веках , под редакцией Михаэля Шрётера, Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. (Опубликовано на английском языке под названием « Немцы. Борьба за власть и развитие габитуса в 19 и 20 веках» , Кембридж: Polity Press, 1996.)
  • 1990: О себе , Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. (Опубликовано на английском языке под названием «Размышления о жизни» , Кембридж: Polity Press, 1994).
  • 1991: Моцарт. О социологии гения , под редакцией Михаэля Шрётера, Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. (Опубликовано на английском языке как «Моцарт. Портрет гения» , Кембридж: Polity Press, 1993).
  • 1991: Теория символов . Лондон: Сейдж. (Оригинально опубликовано на английском языке.)
  • 1996: Баллада о бедном Джейкобе , Франкфурт-на-Майне: Insel Verlag (драма, недоступна на английском языке).
  • 1998: Паломничество Ватто на Остров любви , Вейтра (Австрия): Провинциальная библиотека (недоступно на английском языке).
  • 1998: Читатель Норберта Элиаса: Биографический отбор , под редакцией Йохана Гудсблома и Стивена Меннелла, Оксфорд: Блэквелл.
  • 1999: Свидетели века. Норберт Элиас в беседе с Гансом-Кристианом Хуфом , под редакцией Вольфганга Гомеринга, Берлин: Ульштейн. (Интервью, недоступно на английском языке).
  • 2002: Frühschriften . Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. (Ранние произведения, недоступны на английском языке.)
  • 2004: Стихи и поговорки . Франкфурт-на-Майне: Зуркамп. (Переводы стихов на английский и французский языки).

См. также:

  • Стивен Меннелл (1989) Норберт Элиас: цивилизация и самооценка человека . Оксфорд: Бэзил Блэквелл.
  • Джонатан Флетчер (1997) Насилие и цивилизация: введение в работу Норберта Элиаса . Кембридж: Политика.
  • Роберт ван Крикен (1998) Норберт Элиас . Лондон: Рутледж.
  • Натали Хайних (2002) Социология Норберта Элиаса . Париж: Открытие.
  • Стивен Лоял и Стивен Куилли (редакторы) (2004) Социология Норберта Элиаса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Эрик Даннинг и Джейсон Хьюз (2013) Норберт Элиас и современная социология: знание, взаимозависимость, власть, процесс . Лондон: Блумсбери.
  • Депельто Ф. и Ландини Т.С. (под ред.) (2013) Норберт Элиас и социальная теория . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
  • Ландини, Т.С. и Депельто, Ф. (под ред.) (2014) Норберт Элиас и эмпирические исследования . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
  • «Исследования происхождения военно-морской профессии», Британский журнал социологии , 1 (4) 1950: 291–309.
  • «Проблемы вовлеченности и отстраненности», Британский журнал социологии , 7 (3) 1956: 226–252.
  • «Социология знания: новые перспективы. Часть первая», Социология , 5 (2): (1971): 149–168.
  • «Социология знания: новые перспективы. Часть вторая», Социология , 5 (3): (1971): 355–370.
  • «Теория науки и история науки: комментарии к недавней дискуссии», Экономика и общество , 1 (2): (1972): 117–133.
  • «Возвращение к процессу цивилизации: интервью со Станисласом Фонтейном», Theory & Society , 5: (1978): 243–253.
  • «О трансформациях агрессивности», Theory & Society , 5(2): (1978): 229–242.
  • «Цивилизация и насилие: о государственной монополии насилия и ее посягательствах». Телос , 54 (зима 1982–1983 гг.): 134–154.
  • «Отступление социологов в настоящее», Theory, Culture & Society , 4: (1987): 223–247.
  • «О людях и их эмоциях: процессно-социологическое эссе», Theory, Culture & Society , 4 (2–3): (1987): 339–361.
  • «Изменение баланса сил между полами - процессно-социологическое исследование: пример древнеримского государства», Theory, Culture & Society , 4 (2–3): (1987): 287–316.
  • «Теория символов: введение, часть первая», Theory, Culture & Society , 6 (2): (1989): 169–217.
  • «Технизация и цивилизация», Теория, культура и общество , 12 (3): (1995): 7–42.
  • «К теории социальных процессов», Британский журнал социологии , 48 (3): (1997): 355–383.
  • «Власть и цивилизация», Journal of Power , 1 (2): (2008): 135–142.
  1. ^ Гестель, Джоаннес Ван (2018). Норберт Элиас и анализ истории и спорта: систематизация фигуративной социологии . Оксон: Рутледж. ISBN  978-1-351-21265-6 .
  2. ^ Адриан Джитчин, «Семейное прошлое Норберта Элиаса», Фигуры № 39 (август 2013 г.) 5-7
  3. ^ Ландини, Татьяна Савойя; Депельто, Франсуа (2017). Норберт Элиас и насилие . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 35. ISBN  978-1-137-56117-6 .
  4. ^ Jump up to: а б Мур, Лиза Джин; Косут, Мэри (2010). Читатель тела: основная литература по социальным и культурным вопросам . Нью-Йорк: Нью-Йоркский университет Пресс. п. 13. ISBN  978-0-8147-9565-1 .
  5. ^ «Описание каталога Свидетельство о натурализации: Норберт Элиас. Из Германии. Проживает в Лондоне. Свидетельство...» 22 февраля 1952 г. - через Национальный архив Великобритании.
  6. ^ «Норберт Элиас: Совет Фонда Норберта Элиаса» .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Веб-сайт Фонда Норберта Элиаса информационного бюллетеня (включает все выпуски )
  • Веб-сайт HyperElias (полный список всех работ Норберта Элиаса на всех языках, опубликованных и неопубликованных, а также множество полнотекстовых статей и рефератов)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30b7e2f08e1053984fd91523769385d5__1717509840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/d5/30b7e2f08e1053984fd91523769385d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Norbert Elias - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)