Терезиенштадтское гетто
Терезиенштадтское гетто | |
---|---|
Нацистское гетто | |
Известный | Культурная жизнь ; эксплуатация в нацистской пропаганде |
Расположение | Терезин , Протекторат Богемии и Моравии |
Управляется | Нацистская Германия |
Оперативный | 24 ноября 1941 г. - 8 мая 1945 г. |
Заключенные | евреи |
Количество заключенных | 144,000 |
Убит | 33 000 в Терезиенштадте 88 000 депортированы в лагеря смерти |
Терезиенштадтское гетто было создано СС во время Второй мировой войны в городе-крепости Терезин , в протекторате Богемия и Моравия ( оккупированная немцами Чехословакия ). Терезиенштадт служил перевалочным пунктом в лагеря смерти . Его условия были намеренно созданы, чтобы ускорить смерть узников, а также гетто выполняло пропагандистскую роль. В отличие от других гетто, эксплуатация принудительного труда не имела экономического значения.
Гетто было создано в результате перевозки чешских евреев в ноябре 1941 года. Первые немецкие и австрийские евреи прибыли в июне 1942 года; Голландские и датские евреи прибыли в начале 1943 года, а в Терезиенштадт в последние месяцы войны были отправлены пленные самых разных национальностей. Около 33 000 человек умерли в Терезиенштадте, в основном от недоедания и болезней. Более 88 000 человек содержались там месяцами или годами, а затем были депортированы в лагеря смерти и другие места убийства; Роль Еврейского совета ( Юденрата ) в выборе лиц для депортации вызвала серьезные споры. Общее число выживших составило около 23 000, в том числе 4 000 выживших депортированных.
Терезиенштадт был известен своей относительно богатой культурной жизнью, включая концерты, лекции и тайное образование для детей. Тот факт, что им управляло еврейское самоуправление, а также большое количество заключенных там «выдающихся» евреев способствовали расцвету культурной жизни. Это духовное наследие привлекло внимание ученых и вызвало интерес к гетто. В послевоенный период несколько преступников СС и чешских охранников предстали перед судом, но советские власти в целом забыли о гетто. Ежегодно музей Терезинского гетто посещают 250 000 человек.
Фон
[ редактировать ]Город-крепость Терезиенштадт ( чеш . Терезин ) расположен в северо-западном регионе Богемии , через реку от города Лейтмериц ( чеш . Литомержице ) и примерно в 70 км (43 миль) к северу от Праги . Основанный 22 сентября 1784 года по приказу Габсбургского монарха Иосифа II , он был назван Терезиенштадт в честь его матери Марии Терезии Австрийской. Терезиенштадт использовался в качестве военной базы Австро-Венгрией , а затем Первой Чехословацкой Республикой после 1918 года, а « Малая крепость » за рекой была тюрьмой. По Мюнхенскому соглашению в сентябре 1938 года Германия аннексировала Судетскую область (немецкоязычный регион Чехословакии). Хотя Лейтмериц был передан Германии, Терезиенштадт оставался в составе чехословацкого государства до вторжения Германии на чешские земли 15 марта 1939 года. [1] [2] Малая крепость стала тюрьмой гестапо в 1940 году, а город-крепость стал военной базой Вермахта , где в 1941 году проживало около 3500 солдат и 3700 гражданских лиц, в основном нанятых в армию. [2] [3]
В октябре 1941 года, когда Главное управление имперской безопасности (РСХА) планировало переправку евреев из Германии, Австрии и Протектората в гетто в оккупированной нацистами Восточной Европе , состоялось совещание, на котором было решено превратить Терезиенштадт в транзитный центр для чешских евреев. Среди присутствующих были Адольф Эйхман , руководитель секции IV B 4 (еврейские дела) РСХА, и Ханс Гюнтер , директор Центрального управления еврейской эмиграции в Праге . Рейнхард Гейдрих , начальник РСХА, одобрил Терезиенштадт как место для гетто. На Ванзейской конференции 20 января 1942 года Гейдрих объявил, что Терезиенштадт будет использоваться для размещения евреев старше 65 лет из Рейха, а также тех, кто был тяжело ранен, сражаясь на стороне центральных держав в Первой мировой войне или выигравших Железную войну. Крест 1-го класса или более высокой награды во время той войны. Эти евреи не могли реально выполнять принудительный труд, и поэтому Терезиенштадт помог скрыть истинную природу депортации на Восток. Позже в Терезиенштадт поселились и «выдающиеся» евреи, исчезновение которых в лагере смерти могло привлечь внимание из-за границы. [2] Чтобы убаюкать жертв ложным чувством безопасности, СС рекламировало Терезиенштадт как «курортный город», где евреи могут выйти на пенсию, и поощряло их подписывать мошеннические контракты на покупку жилья, платить «депозиты» за аренду и питание, отказываться от полисов страхования жизни и другие активы. [4] [5] [6]
История
[ редактировать ]1941
[ редактировать ]24 ноября 1941 года первый поезд с депортированными прибыл в судетские казармы в Терезиенштадте; это были 342 молодых еврея, задачей которых было подготовить город к приезду тысяч других евреев, начиная с 30 ноября. [7] [8] Еще один транспорт в 1000 человек прибыл 4 декабря; в их число входили Якоб Эдельштейн и первоначальные члены Совета старейшин . [8] Депортированные в гетто должны были сдать все имущество, за исключением 50 килограммов (110 фунтов) багажа, который они должны были нести с собой с железнодорожной станции в Баушовице (Богушовице), на расстоянии 2,4 км (1,5 мили); прогулка была трудной для пожилых и больных евреев, многие из которых умерли в пути. [7] После прибытия заключенных отправляли в шлюз (англ. Sluice ), где их регистрировали и лишали оставшегося имущества. [9]
Транспорты 24 ноября и 4 декабря, состоявшие в основном из еврейских мастеров, инженеров и других квалифицированных рабочих, симпатизирующих сионистам, были известны как Aufbaukommando (Детали работы). [8] и их члены были освобождены от депортации до сентября 1943 года. [10] [11] Члены Ауфбаукоммандо творчески подходили к улучшению инфраструктуры гетто и подготовке его к размещению в среднем 40 000 человек за время его существования. Строительный проект финансировался за счет украденного еврейского имущества. [8] Когда прибыл первый транспорт, там был только один чан для кофе емкостью 300 литров (79 галлонов США); к следующему году уже было достаточно чайников, чтобы приготовить 50 000 чашек эрзац -кофе за два часа. Водопроводные сооружения часто выходили из строя в первые месяцы из-за недостаточной мощности. Чтобы улучшить снабжение питьевой водой и чтобы каждый мог ежедневно мыться, рабочие пробурили колодцы и отремонтировали систему труб. Немцы предоставили материалы для этих улучшений, в основном для того, чтобы уменьшить вероятность распространения инфекционных заболеваний за пределы гетто, но руководили проектами еврейские инженеры. [12]
Евреи жили в одиннадцати бараках крепости, а мирные жители продолжали населять 218 гражданских домов. [7] [13] Разделение между этими двумя группами строго соблюдалось и приводило к суровым наказаниям евреев, покинувших свои казармы. [14] К концу года в гетто было депортировано 7365 человек, из них 2000 — из Брно , остальные — из Праги. [15]
1942
[ редактировать ]Первый транспорт из Терезиенштадта отправился 9 января 1942 года в Рижское гетто . Это был единственный транспорт, пункт назначения которого был известен депортируемым; остальные транспорты просто отправились на «Восток». [16] На следующий день эсэсовцы публично повесили девять человек за контрабанду писем из гетто, что вызвало широкое возмущение и беспокойство. Первые перевозки предназначались в основном для трудоспособных людей. [17] Если для перевозки был выбран один человек в семье, члены семьи обычно добровольно сопровождали его, что было проанализировано как пример семейной солидарности. [18] или социальные ожидания. [19] С июня 1942 года СС интернировало пожилых и «выдающихся» евреев Рейха в Терезиенштадте. Чтобы разместить этих евреев, чехи-неевреи, жившие в Терезиенштадте, были изгнаны, а к концу июня город был закрыт. [16] [20] В мае самоуправление сократило пайки для пожилых людей, чтобы увеличить количество еды, доступной для каторжников, в рамках своей стратегии по спасению как можно большего числа детей и молодых людей для эмиграции в Палестину после войны. [21] [22]
В 1942 году в Терезиенштадт поступил 101 761 заключенный. [23] В результате пиковая численность населения 18 сентября 1942 года составила 58 491 человек. [16] Уровень смертности также достиг пика в этом месяце - 3941 человек. [24] Трупы оставались непогребенными в течение нескольких дней, и могильщики, несущие гробы по улицам, были обычным явлением. Чтобы уменьшить перенаселенность, осенью 1942 года немцы депортировали 18 000 человек, в основном пожилых людей, в девяти транспортах. [25] Большинство людей, депортированных из Терезиенштадта в 1942 году, были убиты сразу же — либо в операции «Рейнхард» лагерях смерти , либо на местах массовых казней в странах Балтии и Белоруссии, таких как Калеви-Лийва , Малый Тростенец и Барановичи . [20] [26] На многих транспортах никто не выжил. Немцы отобрали небольшое количество здоровых молодых людей для принудительных работ. [20] [26] Всего в 1942 году из Терезиенштадта было депортировано 42 000 человек, в основном чешские евреи, из которых известно только 356 выживших. [27]
1943
[ редактировать ]В январе семь тысяч человек были депортированы в концлагерь Освенцим . [28] В том же месяце прибыли лидеры еврейской общины из Берлина и Вены, и руководство было реорганизовано, включив в него Пауля Эппштейна , немецкого сиониста, и Бенджамина Мурмельштейна , австрийского раввина; Эдельштейн был вынужден исполнять обязанности заместителя Эппштейна. [29] В начале февраля Эрнст Кальтенбруннер , глава РСХА, предложил депортировать еще пять тысяч пожилых евреев. Шеф СС Генрих Гиммлер отказался из-за растущего желания использовать Терезиенштадт в качестве алиби для сокрытия информации о Холокосте, доходящей до западных союзников. [30] Транспортов из Терезиенштадта больше не было до депортации 5000 евреев в семейный лагерь Терезиенштадт в Освенциме в сентябре. [31]
Заключенным также было предоставлено немного больше привилегий, включая почтовую переписку и право на получение продуктовых посылок. [32] 24 августа 1943 года 1200 еврейских детей из Белостокского гетто в Польше прибыли в Терезиенштадт. [33] Они отказались от дезинфекции, опасаясь, что душевые представляют собой газовые камеры . Этот инцидент был одним из немногих ключей к разгадке того, что случилось с депортированными из Терезиенштадта. Детей держали в строгой изоляции в течение шести недель перед депортацией в Освенцим; никто не выжил. [34] [35] 9 ноября 1943 года Эдельштейн и другие руководители гетто были арестованы по обвинению в сокрытии побега пятидесяти пяти заключенных. Два дня спустя комендант Антон Бургер приказал провести перепись всего населения гетто, составлявшего на тот момент около 36 000 человек. Все заключенные, независимо от возраста, должны были стоять на улице в морозную погоду с 7:00 до 23:00; 300 человек погибли на поле боя от истощения. Пять тысяч заключенных, включая Эдельштейна и других арестованных лидеров, были отправлены в семейный лагерь в Освенциме 15 и 18 декабря. [36]
Двести девяносто три еврея прибыли в Терезиенштадт из Вестерборка (Нидерланды) в апреле 1943 года, но остальные из 4894 евреев, депортированных из Вестерборка в Терезиенштадт, прибыли в 1944 году. [37] [38] Четыреста пятьдесят евреев из Дании — те немногие, кто не сбежал в Швецию — прибыли в октябре 1943 года. Проведенное после них расследование датского правительства предотвратило их депортацию, и в конечном итоге уполномоченные СС представители Датского Красного Креста и Международного комитета Красного Креста (МККК) посетил Терезиенштадт. [39] [40] Архивы РСХА были перевезены в Терезиенштадт в июле 1943 года, что уменьшило пространство для заключенных. [41] и хранились в судетских казармах, пока не были сожжены 17 апреля 1945 года по приказу СС. [42]
1944
[ редактировать ]В феврале 1944 года [43] СС начали кампанию «украшения» ( нем . Verschönerung ), чтобы подготовить гетто к визиту Красного Креста . Многие «известные» заключенные и датские евреи были переселены в частные, улучшенные помещения. Улицы были переименованы и очищены; были открыты фиктивные магазины и школа; СС поощряло заключенных заниматься все большим количеством культурных мероприятий, которые выходили за рамки обычного города в мирное время. [44] [45] В рамках подготовки в семейный лагерь Освенцима в мае было отправлено 7503 человека; транспорты предназначались для больных, пожилых людей и инвалидов, которым не было места в идеальном еврейском поселении. [46] [47]
Для остальных заключенных условия несколько улучшились: [46] по словам одного из выживших: «Лето 1944 года было лучшим временем, которое мы провели в Терезине. Никто не думал о новых транспортных средствах». [48] 23 июня 1944 года для гостей провели экскурсию по « Потемкинской деревне »; [49] они не заметили ничего плохого, а представитель МККК Морис Россель сообщил, что из Терезиенштадта никого не депортировали. [45] [50] Раввин Лео Бек , духовный лидер Терезиенштадта, заявил, что «влияние на наш моральный дух было разрушительным. Мы чувствовали себя забытыми и покинутыми». [48] В августе и сентябре был снят пропагандистский фильм, получивший название « Фюрер дарит евреям город» , но он так и не был показан в прокате. [46] [51]
23 сентября Эппштейну, Цукеру и Мурмельштейну сказали, что военное производство Терезиенштадта недостаточно, и, как следствие, 5000 евреев будут депортированы в новый трудовой лагерь, которым управляет Цукер. [48] 27 сентября Эппштейн был арестован и расстрелян в Малой крепости по обвинению в нарушении закона. Мурмельштейн стал еврейским старейшиной и сохранял этот пост до конца войны. [52] Депортация большей части оставшегося населения в Освенцим — 18 401 человек в одиннадцати транспортах. [а] — началось на следующий день и продолжалось до 28 октября. [51] [53]
Раньше самоуправление выбирало людей для депортации, но теперь выбор сделал СС, гарантируя, что многие члены Еврейского совета, работники Ауфбаукоманды и деятели культуры были депортированы и убиты в Освенциме. [54] [55] Первые два транспорта вывезли всех бывших офицеров чехословацкой армии , которые считались угрозой для поднятия восстания в Терезиенштадте. [б] К ноябрю в Терезиенштадте осталось всего 11 000 человек, большинство из которых были пожилыми; [51] 70% составляли женщины. [58] В том же месяце прах умерших заключенных выносили женщины и дети. Останки 17 000 человек были сброшены в реку Эгер , а остальная часть праха была захоронена в ямах недалеко от Лайтмерица. [59] [60]
1945
[ редактировать ]Терезиенштадт стал пунктом назначения транспорта после эвакуации нацистских концентрационных лагерей. После прекращения перевозок в Освенцим 416 словацких евреев были отправлены из Сережа 23 декабря 1944 года в Терезиенштадт; дополнительные транспорты в 1945 году довели их общее количество до 1447 человек. Словацкие евреи рассказали Терезиенштедтерам о судьбе депортированных на Восток, но многие отказывались этому верить. 1150 венгерских евреев, переживших марш смерти в Вену. В марте прибыли [61] [62] В 1945 году в Терезиенштадт были депортированы 5200 евреев, живших в смешанных браках с ранее находившимися под защитой «арийцами». [63]
5 февраля 1945 года, после переговоров со швейцарским политиком Жан-Мари Мюзи , [51] Гиммлер выпустил транспорт из 1200 евреев (в основном из Германии и Голландии). [64] от Терезиенштадта до нейтральной Швейцарии; Евреи на этом транспорте путешествовали в легковых автомобилях Pullman , были обеспечены различными предметами роскоши и были вынуждены снять значки со Звездой Давида. [65] Еврейские организации внесли выкуп в размере 5 миллионов швейцарских франков на депонированные счета. [62] Датский король Кристиан X добился освобождения датских интернированных из Терезиенштадта 15 апреля 1945 года. « Белые автобусы» , организованные в сотрудничестве со Шведским Красным Крестом, репатриировали 423 выживших датских еврея. [51] [64] [66]
Начиная с 20 апреля, от 13 500 до 15 000 узников концлагерей, в основном евреи, прибыли в Терезиенштадт после маршей смерти из лагерей, которые собирались освободить союзники. Заключенные находились в очень плохом физическом и психическом состоянии и, как и белостокские дети, отказывались от дезинфекции, опасаясь отравления газом. Они голодали, заражались вшами и брюшным тифом , эпидемия которого вскоре разразилась в гетто и унесла множество жизней. [67] Узник Терезиенштадта описал их как «уже не людей, а диких животных». [68]
Красный Крест взял на себя управление гетто и снял флаг СС 2 мая 1945 года; СС бежали 5–6 мая. [51] [62] [69] 8 мая войска Красной Армии вступили в перестрелку с немецкими войсками за пределами гетто и освободили его в 21:00. [70] 11 мая прибыли советские медицинские части, чтобы взять под контроль гетто; На следующий день старейшиной был назначен Иржи Фогель, чешский еврейский коммунист, который прослужил до закрытия гетто. Терезиенштадт был единственным освобожденным нацистским гетто, в котором выжило значительное количество людей. [69] 14 мая советские власти ввели строгий карантин для сдерживания эпидемии брюшного тифа; [71] во время освобождения умерло более 1500 заключенных и 43 врача и медсестры. [51] Через две недели карантин закончился, и администрация сосредоточилась на возвращении выживших в страны их происхождения; репатриация продолжалась до 17 августа 1945 года. [69]
Орган управления и контроля
[ редактировать ]Терезиенштадт представлял собой гибрид гетто и концентрационного лагеря, сочетавший в себе черты того и другого. [72] Он был создан по приказу РСХА в 1941 году и, в отличие от других концлагерей, не находился в ведении Главного хозяйственного и административного управления СС . Вместо этого комендант СС доложил Гансу Гюнтеру, директору Центрального управления еврейской эмиграции в Праге, начальником которого был Адольф Эйхман. Терезиенштадт также попал под командование руководителя СС и полиции Карла Германа Франка , начальника полиции Протектората, поскольку он был классифицирован как лагерь, управляемый СС и полицией. Комендант СС отвечал за около 28 эсэсовцев, 12 гражданских служащих, чешских жандармов, охранявших гетто, и еврейское самоуправление. Первым комендантом был Зигфрид Зайдль сменил Антон Бургер , которого 3 июля 1943 года Бургер был переназначен и заменен Карлом Рамом . В январе 1944 года ; Рам управлял гетто до тех пор, пока СС не бежали 5 мая 1945 года. Все коменданты СС были приписаны к Терезиенштадту в звании оберштурмфюрера СС . [73]
Гетто охраняли 150–170 человек. [73] Чешские жандармы в свое время. Охранники, которые в обмен на взятки часто провозили контрабандой письма и еду, [74] часто менялись, чтобы избежать контактов между охранниками и заключенными. [73] Четырнадцать охранников были заключены в Малую крепость за помощь евреям или контакты с ними; двое умерли в результате заключения. [75] Первый жандармский командир, [73] Теодор Янечек был «бешеным антисемитом», чье поведение «иногда превосходило СС по жестокости», по словам израильского историка Ливии Роткирхен . [76] Янечека сменил Мирослав Хазенкопф . 1 сентября 1943 года [73] Охрана гетто , полиция, состоящая из еврейских заключенных, была сформирована 6 декабря 1941 года и подчинялась еврейскому самоуправлению. Он несколько раз переформировывался и на пике своего развития в феврале 1943 года насчитывал 420 человек. [77]
Еврейское самоуправление
[ редактировать ]Еврейское самоуправление или самоуправление ( нем . jüdische Selbstverwaltung ) номинально управляло гетто. Самоуправление включало еврейского старейшину ( нем . Judenältester ), депутата, а также Совет старейшин ( нем . Ältestenrat ) и Центральный секретариат, под которым различные отделы управляли жизнью в гетто. [7] Первым из еврейских старейшин Терезиенштадта был Якоб Эдельштейн , сионистский лидер. Эдельштейн и его заместитель Отто Цукер первоначально планировали превратить Терезиенштадт в продуктивный экономический центр и тем самым избежать депортаций; они не знали, что нацисты уже планировали депортировать всех евреев и превратить Терезиенштадт в немецкое поселение. Терезиенштадт был единственной еврейской общиной в оккупированной нацистами Европе, которой руководили сионисты. [78]
Самоуправление характеризовалось чрезмерной бюрократичностью. [79] В его знаковом исследовании Терезиенштадт 1941–1945 годов список Гербертом Адлером, занимал 22 страницы. всех департаментов и подотделов, составленный [80] В 1943 году, когда в гетто прибыли представители австрийской и немецкой еврейской общины, администрация была реорганизована, включив в нее австрийских и немецких евреев. Пол Эппштейн из Берлина был назначен связующим звеном с командованием СС, а Эдельштейн был вынужден исполнять обязанности его заместителя. СС использовали национальные дивизии, чтобы сеять интриги и раздор. [29]
Коррупция
[ редактировать ]Экономика Терезиенштадта была очень коррумпированной. Помимо «выдающихся» узников, самый высокий статус в гетто имели молодые чешские евреи. Будучи первыми узниками гетто (будь то в составе Ауфбаукоманды или через связи с Ауфбаукомандой ), этой группе досталось большинство привилегированных должностей в гетто. [81] Те, кто отвечал за раздачу еды, обычно снимали поставки, чтобы сэкономить больше для себя или своих друзей, что особенно усиливало голод среди пожилых евреев. [82] СС также украли поставки еды, предназначенные для заключенных. [83] Многие чиновники Департамента транспорта обогащались за счет взяток. [84] Влиятельные люди пытались и часто преуспевали в том, чтобы освободить своих друзей от депортации, и этот факт отмечали в то время заключенные. [55] Поскольку чешские сионисты имели непропорционально большое влияние в самоуправлении, им часто удавалось обеспечить лучшие рабочие места и льготы на транспорт для других чешских сионистов. [85]
Здравоохранение
[ редактировать ]Из-за антисанитарных условий в гетто, нехватки чистой воды, лекарств и еды многие узники заболели. [86] 30% населения гетто были больны скарлатиной , брюшным тифом, дифтерией , полиомиелитом или энцефалитом В 1942 году ; холодная погода осенью того же года усилила проблему вшей . Для наиболее тяжелых случаев в каждом бараке были организованы временные госпитали, укомплектованные преимущественно медсестрами-женщинами. [87] Большинство медсестер не были обучены, и им приходилось выполнять всю работу, включая уборку больничных палат, утилизацию человеческих отходов, подачу еды и развлечение пациентов. [87] Хотя медсестер, которых не хватало, до октября 1944 года освобождали от депортации. [88] они столкнулись с опасностью заражения болезнью [89] и приходилось работать по 18–20 часов в день. [87] После депортаций 1944 года количество медсестер резко сократилось, и каждая медсестра должна была обслуживать 65 и более заключенных. [88]
Транспортный отдел
[ редактировать ]СС установило квоты на количество депортируемых людей по возрасту и национальности. В рамках этого Департамент транспорта выбрал людей, которые будут депортированы. Если кого-то отобрали для перевозки, можно было подать апелляцию, но на практике такие апелляции принимались редко. Роль самоуправления в организации транспорта вызвала серьезную критику. [84] [90] Однако Рут Бонди утверждает, что самоуправление использовало свою власть над транспортом, чтобы максимально спасти детей и молодых людей, и об успехе этой политики свидетельствует тот факт, что 20 000 таких людей оставались в Терезиенштадте до депортации осенью 1944 года. , когда СС напрямую отбирало людей для депортации. [91]
Управление по делам молодежи
[ редактировать ]За время существования гетто в Терезиенштадте проживало около 15 000 детей, из которых около 90% погибли после депортации. [6] Управление по делам молодежи ( нем . Jugendfürsorge ) отвечало за их жилье, уход и образование. [92] До июня 1942 года, когда чешское население было выселено из города, дети жили с родителями в казармах и в течение дня оставались без присмотра. [55] После выселения некоторые дома были переданы в управление Управления по делам молодежи для использования в качестве детских домов. Намерение состояло в том, чтобы оградить детей от суровых условий гетто, чтобы они не поддались «деморализации». С помощью учителей и помощников, набранных из бывших педагогов и учеников, дети жили коллективами по 200–300 человек на дом. [93] разделены языком. [79] В каждом доме дети были распределены по комнатам по полу и возрасту. Их жилье было лучше, чем у других заключенных, и их лучше кормили. [94]
Руководство Управления по делам молодежи, включая его главу Эгона Редлиха и заместителя Редлиха Фреди Хирша , были левыми сионистами, имеющими опыт работы в молодежных движениях . [95] Однако Редлих согласился с тем, что качественное несионистское образование предпочтительнее плохого сионистского. Из-за этого идеологическое качество образования зависело от склонностей человека, который вел дом; это было оформлено в соглашении 1943 года. [96] По словам историка Анны Хайковой , сионисты рассматривали молодежные дома как хахшару (подготовку) к будущей жизни в кибуце в Палестине; [97] Роткирхен утверждает, что намеренное сообщество детских домов напоминало кибуцы. Различные педагоги использовали ассимиляционизм , коммунизм или сионизм в качестве основы своей образовательной философии; Коммунистическая философия возросла после военных побед Красной Армии на Восточном фронте в 1943 и 1944 годах. [98]
Хотя образование было запрещено, учителя продолжали тайно преподавать общеобразовательные предметы, включая чешский, немецкий, историю, географию и математику. Изучение иврита было обязательным, несмотря на повышенную опасность для педагогов в случае их поимки. [96] Дети также участвовали в культурных мероприятиях по вечерам после уроков. [94] Многие детские дома выпускали журналы, из которых наиболее известен « Ведем из дома один» (L417). [98] [99] Сотни детей делали рисунки под руководством венского арт-терапевта Фридла Диккера-Брандейса . [100] По словам Роткирхена, забота о детях была величайшим достижением самоуправления. [101] а рисунки, оставленные детьми, были «самым ценным наследием Терезиенштадта». [102]
Условия
[ редактировать ]Условия в гетто различались в зависимости от статуса узника. Большинству заключенных приходилось жить в переполненных коллективных общежитиях по шестьдесят-восемьдесят человек в комнате; мужчины, женщины и дети жили отдельно. Некоторым заключенным, особенно тем, кто имел связи, удалось создать частные « закутки » ( чеш . kumbál ) на чердаках бараков. [103] Некоторым «выдающимся» заключенным и датским евреям весной 1944 года для посещения Красного Креста были предоставлены частные квартиры. [39] Еще до визита Красного Креста «выдающиеся» люди получали лучшие условия жизни и больше еды, а их депортация могла быть отдана только по приказу СС (а не самоуправления), что значительно повышало вероятность выживания. [104]
Продовольствия в целом было недостаточно, и его распределение также было несправедливым. Те, кто не работал, в основном пожилые люди, получали на 60% меньше еды, чем тяжелые рабочие, в результате чего многие умирали от голода. 92% смертей пришлось на людей старше шестидесяти лет, и почти все пожилые заключенные, которых не депортировали, умерли в Терезиенштадте. Молодым людям голод не грозил, хотя многие и похудели. [105]
Большинство евреев в возрасте от 16 до 60 лет. [106] или 65 [17] были вынуждены работать в среднем 69 часов в неделю, часто на физически тяжелых работах. [107] Многие женщины работали домработницами, медсестрами или на низших должностях на кухне или в огородах. Мужчины контролировали администрацию, а также работали в различных мастерских, в том числе столярных, кожевенных и портняжных, а также на рудниках Кладно . Некоторые также работали над военными проектами СС. [17] [108] Однако большое количество пожилых людей и ветхое состояние инфраструктуры гетто не позволили гетто стать полезным промышленным центром для военных действий Германии. Более 90% рабочей силы было использовано на техническое обслуживание. [106]
Культурная жизнь
[ редактировать ]Терезиенштадт характеризовался богатой культурной жизнью, особенно в 1943 и 1944 годах, которая значительно превосходила таковую в других нацистских концентрационных лагерях и гетто. [49] Заключенные были свободны от обычных правил нацистской цензуры и запрета на « дегенеративное искусство ». [109] Истоки начались со спонтанных «вечеров дружбы», организованных первыми заключенными в декабре 1941 года; многие многообещающие артисты прибыли на транспортах Aufbaukommando , в том числе музыканты Карел Швенк , Рафаэль Шахтер и Гидеон Кляйн . «Терезинский марш» Швенка стал неофициальным гимном гетто. Позже мероприятия спонсировались самоуправлением и были организованы Freizeitgestaltung («Отдел свободного времени», FZG). [110] под руководством Отто Цукера. [19] В отделе Цукера был широкий выбор художников. Хотя большинству исполнителей помимо творческой деятельности приходилось работать полный рабочий день на других работах, некоторые были наняты ФЗГ. Однако ФЗГ необычайно эффективно освобождал исполнителей от депортации. Поскольку женщины должны были заниматься домашними делами в дополнение к основной работе, а мужчины назначались дирижерами и режиссерами, которые отбирали исполнителей, очень немногие женщины могли участвовать в культурной жизни. [19] Официальные усилия по улучшению качества представлений усилились в ходе процесса «украшения», начавшегося в декабре 1943 года. [47]
Многие музыканты выступали в гетто. Карел Анчерл дирижировал оркестром, состоящим в основном из профессиональных музыкантов. [111] Карл Фишер, моравский кантор , руководил различными хорами. [47] [112] The Ghetto Swingers исполняли джазовую музыку, [113] а Виктор Ульманн , находясь в заключении в Терезиенштадте, написал более 20 произведений, в том числе оперу «Кайзер фон Атлантида» . [114] Детская опера «Брундибар» , написанная в 1938 году Гансом Красой , впервые была исполнена в Терезиенштадте 23 сентября 1943 года. Она стала хитом и исполнялась 55 раз (примерно раз в неделю) до осенних перевозок 1944 года. [115] Творчество музыкантов было использовано нацистами в двух пропагандистских фильмах, снятых в гетто. [113] Только социальная элита могла получить билеты на мероприятия, а посещение музыкальных и театральных представлений стало символом статуса . [19]
Изобразительное искусство развивалось кругом художников, среди которых Бедржих Фритта , Норберт Троллер , Лео Хаас , Отто Унгар и Петр Кин , которые были официально наняты Отделом искусств самоуправления для создания рисунков и графиков работ в Терезиенштадте по приказу СС. Однако художники в свободное время изображали реальные условия гетто. [116] Некоторые из этих художников были пойманы при контрабанде своих работ из гетто. Обвиненные в « пропаганде зверств », они были арестованы 20 июля 1944 года и подвергнуты пыткам в Малой крепости. [49] Большая часть их произведений искусства была открыта заново лишь много лет спустя, но они стали полезным инструментом для историков, позволяющих взглянуть на элиту гетто, а также на широко распространенные страдания в гетто. [117]
Центральная библиотека гетто открылась в ноябре 1942 года и к концу 1943 года насчитывала 60 000 книг и 15 штатных библиотекарей. Главой библиотеки Центральный секретариат назначил философа Эмиля Утица , который индивидуально одобрял заемщиков. [118] В конечном итоге он вырос до более чем 100 000 томов из еврейских библиотек по всей Европе. [119] или привезенных узниками в гетто. [120] Библиотеку критиковали за большое количество произведений на иврите и отсутствие художественной литературы, но заключенные отчаянно нуждались в каких-либо материалах для чтения. [121] [122] В гетто было прочитано не менее 2309 лекций по различным предметам, включая иудаизм, сионизм, искусство, музыку, науку и экономику, 489 разными людьми, в результате чего гетто можно было назвать «открытым университетом». [111]
Хотя согласно Нюрнбергским законам все заключенные были евреями , депортированные принадлежали к самым разным направлениям иудаизма и христианства; другие были атеистами. [19] [123] Некоторые общины и отдельные лица, особенно из Моравии , принесли свои свитки Торы , шофар , тфилин с собой в гетто и другие религиозные предметы. Эдельштейн, который был религиозным человеком, назначил группу раввинов для наблюдения за захоронением мертвых. [109] Верующие, в основном пожилые евреи из Австрии и Германии, часто собирались в импровизированных местах, чтобы помолиться в субботу . Раввины Ричард Федер и Лео Бек служили не только евреям, но и новообращенным христианам и другим людям, нуждающимся в утешении. [123]
Культурная жизнь Терезиенштадта по-разному оценивалась разными заключенными и комментаторами. Адлер подчеркивает, что необычно большое количество заключенных проявляли культурную активность; однако культурная деятельность может привести к своеобразному самообману относительно реальности. Ульманн считал, что эта деятельность представляет собой духовное сопротивление нацизму и «искру человечности»: [124] «Мы ни в коем случае не сидели и плакали у рек Вавилона ; наши усилия в искусстве были соизмеримы с нашей волей к жизни». [125]
Пропаганда
[ редактировать ]делегация Немецкого Красного Креста В июне 1943 года гетто посетила (ДРК). Несмотря на то, что ДРК возглавляли врачи СС, участвовавшие в нацистских экспериментах над людьми , в отчете Вальтера Георга Хартмана точно описывались условия гетто: «ужасные» и «ужасно переполненные». Хартманн сообщил, что заключенные сильно недоедали, а медицинская помощь была совершенно неадекватной. В июле Ватикан запросил разрешение на отправку делегации в гетто, но ему было отказано. [126]
МККК , , оказавшийся под растущим давлением со стороны Дании [127] Еврейские организации и чехословацкое правительство в изгнании с просьбой вмешаться в защиту евреев обратились с просьбой посетить Терезиенштадт в ноябре 1943 года. [128] [129] Неясно, в какой степени МККК ценил точный отчет о Терезиенштадте. [130] учитывая, что у него был доступ к независимой информации, подтверждающей, что заключенные были доставлены в Освенцим и убиты там. [с] Датское правительство также оказывало давление на нацистов, чтобы они разрешили визит, из-за датских евреев, которые были депортированы туда в конце 1943 года. Во время визита в Данию в ноябре 1943 года Эйхман пообещал датским представителям, что им будет разрешено посетить весной. 1944 года. [39] [46] В конце мая Эппштейну, Цукеру и другим лидерам Терезиенштадта было разрешено подписать письма под диктовку СС, которые были отправлены в Комитет помощи и спасения , еврейскую организацию в Будапеште. Рудольф Кастнер , руководитель комитета, переправил письмо за границу, в результате чего за пределами оккупированной немцами территории сложилось чрезмерно положительное впечатление о Терезиенштадте. [134] В состав комиссии, посетившей страну 23 июня 1944 года, входили Морис Россель , представитель МККК; Э. Юэль-Хеннингсен, главный врач Министерства здравоохранения Дании ; и Франц Хвасс, высокопоставленный государственный служащий Министерства иностранных дел Дании . [46]
Посетители провели восемь часов внутри Терезиенштадта, ведя по заранее определенному пути. [136] ему разрешили разговаривать только с датскими евреями и избранными представителями, включая Пола Эппштейна. [46] Его вел в лимузине офицер СС, выдававший себя за его водителя. [127] [137] Эппштейна заставили произнести речь, написанную эсэсовцами. [138] описывая Терезиенштадт как «обычный провинциальный город», «мэром» которого он был», [16] [46] и предоставить посетителям сфабрикованные статистические данные о гетто. У него все еще был синяк под глазом из-за избиения Рама, и он пытался предупредить Росселя, что у узников Терезиенштадта «нет выхода». [46] [139] футбольный матч и спектакль детской оперы «Брундибар» . Для гостей также был организован [138] Россель сообщил, что условия в гетто были благоприятными — даже лучшими, чем для гражданского населения в Протекторате — и что никто не был депортирован из Терезиенштадта. [140]
Пока шла подготовка к визиту Красного Креста, эсэсовцы тем временем приказали заключенному, вероятно, Йиндржиху Вайлю, написать сценарий для пропагандистского фильма. [141] Режиссерами фильма выступили немецкий заключенный-еврей Курт Геррон и чешский режиссер Карел Печены под пристальным наблюдением СС, а монтаж осуществляла компания Печени «Актуалита». Одна сцена была снята 20 января 1944 года, но большая часть съемок проходила в течение одиннадцати дней с 16 августа по 11 сентября 1944 года. [141] Фильм официально Терезиенштадт. Документальный фильм из района еврейских поселений («Терезинштадт: документальный фильм из района еврейских поселений») был назван Фюрер дарит евреям город» . еврейскими заключенными « [142] Завершенный 28 марта 1945 года, фильм был призван дискредитировать сообщения о геноциде евреев, достигающие западных союзников и нейтральных стран, но он был показан всего четыре раза и не достиг своей цели. [143]
Статистика
[ редактировать ]Примерно 141 000 евреев, в основном из Протектората, Германии и Австрии, были отправлены в Терезиенштадт до 20 апреля 1945 года. Большинство прибыло всего из пяти городов: Праги (40 000), Вены (15 000), Берлина (13 500), Брно (9 000). и Франкфурт (4000). [144] После этой даты прибыло от 13 500 до 15 000 выживших в маршах смерти , в том числе около 500 человек, которые дважды были в Терезиенштадте, в результате чего общее число достигло 154 000. [145] До 20 апреля в Терезиенштадте погиб 33 521 человек, а в период с 20 апреля по 30 июня умерло еще 1567 человек. [64] С 9 января 1942 года по 28 октября 1944 года из Терезиенштадта было депортировано 88 196 человек. [144] Из заключенных, прибывших до 20 апреля, в Терезиенштадте было освобождено 17 320 человек. [69] около 4000 пережили депортацию, [146] и 1630 человек были спасены до конца войны. [51] [64] Всего выжило около 23 000 человек. [71]
Еще 239 человек были переведены в Малую крепость до 12 октября 1944 г.; большинство из них были убиты там. Еще 37 человек были схвачены гестапо 20 февраля 1945 года. До 1945 года 37 человек бежали, а двенадцать были пойманы и возвращены в Терезиенштадт; по мнению Адлера, маловероятно, что большая часть оставшихся была успешной. Еще 92 человека бежали в начале 1945 года, а 547 человек ушли самовольно после ухода СС 5 мая. [147]
Послевоенные испытания
[ редактировать ]Чехословацкие власти привлекли к ответственности нескольких членов СС, служивших в Терезиенштадте, включая всех трех комендантов. Зайдль и Рам были осуждены, осуждены и казнены за свои преступления: Зайдль в Австрии, а Рам в Чехословакии. Осужденный заочно и приговоренный к смертной казни, Бюргер сумел избежать ареста и жил под вымышленным именем в Западной Германии до своей смерти в 1991 году. Командир чешской жандармерии Теодор Янечек умер в тюрьме в 1946 году в ожидании суда. Чешский суд в Литомержице признал охранника периметра Мирослава Хазенкопфа виновным в государственной измене и приговорил его к 15 годам тюремного заключения; он умер в тюрьме в 1951 году. [62]
Наследие
[ редактировать ]В 1947 году было принято решение превратить Малую крепость в мемориал жертвам нацистских преследований. [148] После войны Адлер спас большое количество документов и картин из Терезиенштадта и передал их Еврейскому музею в Праге; этот материал лег в основу коллекций, которые сейчас хранятся в Еврейском музее в Праге и в самом Терезиенштадте. Однако еврейское наследие не было признано в послевоенную эпоху, поскольку оно не вписывалось в советскую идеологию классовой борьбы, пропагандируемую в послевоенной Чехословацкой Социалистической Республике , и дискредитировало официальную позицию антисионизма (примером которого является судебный процесс над Сланским в 1952 году). и усилилась после Шестидневной войны 1967 года ). [149] [150] Хотя в бывшем гетто были мемориальные доски, ни на одной из них не упоминались евреи. [150]
Музей Терезинского гетто был открыт в октябре 1991 года, после того как Бархатная революция положила конец коммунистическому правлению в Чехословакии, в рамках празднования пятидесятилетия бывшего гетто. [151] Музей финансируется Министерством культуры Чехии и включает в себя раздел, посвященный исследованию истории Терезиенштадта. [152] В 2001 году директор сообщил, что ежегодно Терезиенштадт посещают около 250 000 человек; Среди видных посетителей были президенты Германии Рихард фон Вайцзеккер и Роман Герцог , президенты Израиля Хаим Герцог и Эзер Вейцман , а также Вацлав Гавел , президент Чешской Республики . [148] В 2015 году бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт открыла в бывшем гетто мемориальную доску в память о своих 26 родственниках, содержавшихся там в тюрьме. [153]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Около 2000 из этих депортированных пережили войну. [53]
- ↑ Роткирхен отмечает, что депортация офицеров совпала со Словацким национальным восстанием (август – октябрь), [56] но Анна Хайкова отмечает, что регистрация всех бывших офицеров чехословацкой армии из Терезиенштадта была приказано в середине июля 1944 года. [57]
- ↑ Информация о евреях, депортированных в Освенцим из Терезиенштадта, была опубликована в « Еврейской хронике» в феврале 1944 года. [131] Новость о первой ликвидации семейного лагеря Терезиенштадт была передана польским подпольным государством польскому правительству в изгнании и МККК. Отчет был опубликован в официальной газете правительства в изгнании в начале июня, перед визитом Росселя. [132] Информацию подтвердил и доклад Врба-Ветцлера , полученный в Швейцарии примерно в то же время, что и визит Росселя. [133]
- ↑ По словам одного из выживших детей на этой фотографии, Пола Рабиновича (1930–2009) из Дании (третий слева), дата, когда была сделана фотография, была единственным днем, когда ему разрешили есть досыта, пока он был заключен в тюрьму в Терезиенштадте. [135]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Блодиг и Уайт 2012 , стр. 177, 180.
- ^ Перейти обратно: а б с Мемориальный музей Холокоста США, 2018 г. , Основание .
- ^ Роткирхен 2006 , с. 234.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 239.
- ^ Мемориальный музей Холокоста США 2018 , «Пенсионное поселение» .
- ^ Перейти обратно: а б Мемориальный музей Холокоста США, 2018 год .
- ^ Перейти обратно: а б с д Блодиг и Уайт 2012 , с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роткирхен 2006 , с. 235.
- ^ Кисть 2004 , с. 862.
- ^ Хайкова 2013 , стр. 520.
- ^ Карны 1999 , стр. 10.
- ^ Бонди 1984 , с. 8.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 234, 240.
- ^ Адлер 2017 , с. 64.
- ^ Адлер 2017 , стр. 33, 605.
- ^ Перейти обратно: а б с д Блодиг и Уайт 2012 , с. 181.
- ^ Перейти обратно: а б с Роткирхен 2006 , с. 236.
- ^ Бонди 1984 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хайкова 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мемориальный музей Холокоста США, 2018 г. , концентрационный/транзитный лагерь для немецких и австрийских евреев .
- ^ Роткирхен 2006 , с. 238.
- ^ Бонди 1984 , стр. 5–6.
- ^ Адлер 2017 , с. 33.
- ^ Адлер 2017 , с. 469.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б Терезинская инициатива 2016 .
- ^ Карны 1999 , стр. 9.
- ^ Адлер 2017 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Роткирхен 2006 , стр. 239–240.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 242–243.
- ^ Бауэр 1994 , с. 114.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 243.
- ^ Klibanski 1995 , p. 93.
- ^ Адлер 2017 , с. 127.
- ^ Klibanski 1995 , p. 94.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 244.
- ^ Хайкова 2015 , стр. 86.
- ^ Мемориальный музей Холокоста США, 2018 г. , Другие узники .
- ^ Перейти обратно: а б с Роткирхен 2006 , с. 254.
- ^ Адлер 2017 , с. 53.
- ^ Карни 1994 .
- ^ Адлер 2017 , стр. 160–161.
- ^ Адлер 2017 , с. 615.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 244, 254–255.
- ^ Перейти обратно: а б Странский 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Мемориальный музей Холокоста США, 2018 год , визит Красного Креста .
- ^ Перейти обратно: а б с Роткирхен 2006 , с. 267.
- ^ Перейти обратно: а б с Роткирхен 2006 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б с Роткирхен 2006 , с. 245.
- ^ Перейти обратно: а б Шур 1997 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Блодиг и Уайт 2012 , с. 182.
- ^ Адлер 2017 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б Адлер 2017 , с. 50.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 245–246.
- ^ Перейти обратно: а б с Касперова 2013 , стр. 44.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 260.
- ^ Хайкова 2014 , стр. 47.
- ^ Редлих 1992 , с. 162.
- ^ Адлер 2017 , с. 160.
- ^ Шур 1997 , с. 4.
- ^ Адлер 2017 , стр. 34, 53, 159.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мемориальный музей Холокоста США 2018 , Последние недели, освобождение и послевоенные испытания .
- ^ Адлер 2017 , стр. 31, 158.
- ^ Перейти обратно: а б с д Адлер 2017 , с. 40.
- ^ Адлер 2017 , с. 162.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 246.
- ^ Адлер 2017 , стр. 171–172.
- ^ Адлер 2017 , с. 173.
- ^ Перейти обратно: а б с д Роткирхен 2006 , с. 247.
- ^ Адлер 2017 , с. 618.
- ^ Перейти обратно: а б Адлер 2017 , с. 619.
- ^ Бонди 1984 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мемориальный музей Холокоста США 2018 , Структура СС и полиции .
- ^ Адлер 2017 , стр. 513–514.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 227.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 234–235.
- ^ Адлер 2017 , стр. 64, 69.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 235–236.
- ^ Перейти обратно: а б Хайкова 2014 , стр. 41.
- ^ Адлер 2017 , стр. 181–204.
- ^ Хайкова 2013 , стр. 504, 514.
- ^ Адлер 2017 , стр. 309, 316.
- ^ Адлер 2017 , с. 309.
- ^ Перейти обратно: а б Адлер 2017 , стр. 226–227.
- ^ Хайкова 2014 , стр. 42.
- ^ Кисть 2004 , с. 861.
- ^ Перейти обратно: а б с Кисть 2004 , с. 863.
- ^ Перейти обратно: а б Кисть 2004 , с. 869.
- ^ Кисть 2004 , с. 865.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 238–239.
- ^ Бонди 1984 , стр. 6–7.
- ^ Редлих 1992 , xiii.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 240–241.
- ^ Перейти обратно: а б Роткирхен 2006 , с. 241.
- ^ Касперова 2013 , стр. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Касперова 2013 , стр. 46.
- ^ Хайкова 2014 , стр. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Роткирхен 2006 , с. 279.
- ^ Касперова 2013 , стр. 40.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 280.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 278.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 282.
- ^ Хайкова 2013 , стр. 511.
- ^ Платон, Шлезингер и Конилл 2001 , с. 145.
- ^ Хайкова 2013 , стр. 510–511.
- ^ Перейти обратно: а б Хайкова 2013 , стр. 510.
- ^ Кисть 2004 , с. 864.
- ^ Хайкова 2013 , стр. 512–513.
- ^ Перейти обратно: а б Роткирхен 2006 , с. 266.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 266–267.
- ^ Перейти обратно: а б Роткирхен 2006 , с. 270.
- ^ Маргри 1992 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б Маргри 1992 , с. 153.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 274.
- ^ Штепкова 2011 .
- ^ Роткирхен 2006 , с. 272.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 272–273.
- ^ Интратор 2007 , с. 515.
- ^ Интратор 2007 , с. 513.
- ^ Интратор 2007 , с. 517.
- ^ Интратор 2007 , с. 516.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 269.
- ^ Перейти обратно: а б Роткирхен 2006 , с. 281.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 245, 276.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 265.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 252.
- ^ Перейти обратно: а б Роткирхен 2006 , с. 256.
- ^ Фарре и Шуберт 2009 , стр. 69–70.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 253–254.
- ^ Фарре 2012 , с. 1390.
- ^ Флеминг 2014 , с. 199.
- ^ Флеминг 2014 , стр. 214–215.
- ^ Флеминг 2014 , с. 216.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 255–256.
- ^ Бреннер 2009 , с. 225.
- ^ Фарре и Шуберт 2009 , с. 71.
- ^ Бреннер 2009 , с. 228.
- ^ Перейти обратно: а б Роткирхен 2006 , с. 257.
- ^ Роткирхен 2006 , стр. 256, 258.
- ^ Роткирхен 2006 , с. 258.
- ^ Перейти обратно: а б Март 2016 года .
- ^ Маргри 1992 , стр. 150–151.
- ^ Маргри 1992 , стр. 153–154.
- ^ Перейти обратно: а б Адлер 2017 , с. 37.
- ^ Адлер 2017 , с. 38.
- ^ Хайкова 2016 , стр. 3.
- ^ Адлер 2017 , стр. 40–41.
- ^ Перейти обратно: а б Работа 2001 , с. 17.
- ^ Работа 2001 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б Работа 2008 , с. 75.
- ^ Работа 2001 , с. 19.
- ^ Работа 2008 , с. 76.
- ^ Лазарова 2015 .
Источники печати
[ редактировать ]- Адлер, Х.Г. (2017) [1955]. Терезиенштадт 1941–1945: лицо принудительного сообщества . Перевод Купера, Белинда. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521881463 .
- Бауэр, Иегуда (1994). Евреи на продажу?: Нацистско-еврейские переговоры, 1933–1945 гг . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета . ISBN 9780300059137 .
- Блодиг, Войтех; Уайт, Джозеф Роберт (2012). Мегарджи, Джеффри П .; Дин, Мартин (ред.). Гетто в оккупированной немцами Восточной Европе . Энциклопедия лагерей и гетто, 1933–1945 гг . Том. 2. Мемориальный музей Холокоста США . ISBN 978-0-253-00202-0 .
- Бонди, Рут (1984). «Терезиенштадтское гетто: его характеристики и перспективы». В Гутмане, Израиль; Саф, Авиталь (ред.). Нацистские концентрационные лагеря . Иерусалим: Яд Вашем . стр. 303–314. Из онлайн-версии. Архивировано 16 мая 2017 года в Wayback Machine, страницы 1–11.
- Бреннер, Ханнелор (2009). Девочки из комнаты 28: дружба, надежда и выживание в Терезиенштадте . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 9780805242706 .
- Браш, Барбара Л. (2004). «Сестринская помощь и контекст в Терезиенштадте». Западный журнал медицинских исследований . 26 (8): 860–871. дои : 10.1177/0193945904265333 . ПМИД 15539532 . S2CID 6788881 .
- Фарре, Себастьян (2012). «МККК и узники нацистских концентрационных лагерей (1942–1945)» . Международный комитет Красного Креста . 94 (888): 1381–1408. дои : 10.1017/S1816383113000489 . S2CID 146434201 .
- Фарре, Себастьян; Шуберт, Ян (2009). «L'illusion de l'objectif» [Иллюзия цели]. Le Mouvement Social (на французском языке). 227 (2): 65–83. дои : 10.3917/lms.227.0065 . S2CID 144792195 .
- Флеминг, Майкл (2014). Освенцим, союзники и цензура Холокоста . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139917278 .
- Хайкова, Анна (2013). «Сексуальный бартер во времена геноцида: переговоры о сексуальной экономике Терезиенштадтского гетто». Знаки . 38 (3): 503–533. дои : 10.1086/668607 . S2CID 142859604 .
- Хайкова, Анна (2014). «В Терезин и обратно: чешские евреи и их узы принадлежности от депортаций до послевоенного времени» (PDF) . Дапим: Исследования Холокоста . 28 (1): 38–55. дои : 10.1080/23256249.2014.881594 . S2CID 18142106 .
- Хайкова, Анна (2015). « Бедняги» лагерей: голландские евреи в Терезинском гетто, 1943–1945». Исследования Яд Вашем . 43 (1): 77–111. дои : 10.17613/m61s8d . ISSN 0084-3296 .
- Интратор, Мириам (2007). « Люди буквально жаждали любого чтения»: Центральная библиотека гетто Терезиенштадт, 1942–1945». Библиотечные тенденции . 55 (3): 513–522. дои : 10.1353/lib.2007.0009 . hdl : 2142/3706 . S2CID 7030592 .
- Карни, Мирослав (1994). «Семейный лагерь Терезиенштадт в окончательном решении» [Семейный лагерь Терезиенштадт в окончательном решении]. В Броде, Томан ; Карный, Мирослав; Карна, Маргита (ред.). Семейный лагерь Терезин в Освенциме-Биркенау: материалы международной конференции, Прага 7-8 Март 1994 г. [ Семейный лагерь Терезиенштадт в Освенциме-Биркенау: материалы международной конференции, Прага, 7–8 марта 1994 г. ] (на чешском языке). Прага: Мелантрих . ISBN 978-8070231937 .
- Карны, Мирослав (1999). «Вопросы о 8 марта 1944 года». Исследования и документы Терезиенштадта (на немецком языке) (6). Перевод Либла Петра: 9–42.
- Касперова, Дана (2013). «Размышления о направленности образования в Терезиенштадтском гетто на основе отчетов педагогов Терезиенштадта» . Студия Педагогика . 18 (4): 37–56. дои : 10.5817/SP2013-4-3 .
- Клибански, Бронка (1995). «Дети из Белостокского гетто в Терезиенштадте». Терезиенштадтские исследования и документы (на немецком языке) (2): 93–106.
- Маргри, Карел (январь 1992 г.). « Терезинштадт» (1944–1945): нацистский пропагандистский фильм, изображающий концентрационный лагерь как рай». Исторический журнал кино, радио и телевидения . 12 (2): 145–162. дои : 10.1080/01439689200260091 . ISSN 0143-9685 .
- Маргри, Карел (2016). «Фальстарт. Съемки в Терезиенштадте 20 января 1944 года» . Аппарат. Кино, медиа и цифровая культура Центральной и Восточной Европы . 2–3 . дои : 10.17892/app.2016.0002-3.54 . ISSN 2365-7758 .
- Мунк, Ян (2001). «Мемориал Терезина в 2000 году». Международный музей . 53 (1): 17–20. дои : 10.1111/1468-0033.00293 . ISSN 1350-0775 . S2CID 162377793 .
- Мунк, Ян (2008). «Деятельность Мемориала Терезина». Публичный историк . 30 (1): 73–79. дои : 10.1525/tph.2008.30.1.73 .
- Платон, Алиса против; Шлезингер, Генриетта; Конилл, Монтсе (2001). «Выдающиеся» узники Терезиенштадта (Терезин, Чехия). История, антропология и устные источники (на испанском языке) (25): 143–150. JSTOR 27753067 .
- Редлих, Эгон (1992). Фридман, Сол (ред.). Терезинский дневник Гонды Редлих . Перевод Катлера, Лоуренса. Лексингтон: Университетское издательство Кентукки . ISBN 9780813118048 .
- Роткирхен, Ливия (2006). Евреи Богемии и Моравии: перед лицом Холокоста . Линкольн: Издательство Университета Небраски . ISBN 978-0803205024 .
Веб-источники
[ редактировать ]- Хайкова, Анна (6 мая 2011 г.). «Пианист-виртуоз, который не играл в Терезине, или Почему пол имеет значение» . Орловский фонд . Проверено 3 ноября 2018 г.
- Хайкова, Анна (2016). «Женщины как граждане в сообществе заключенных Терезиенштадта» . Интернет-энциклопедия массового насилия : 1–15.
- Лазарова, Даниэла (12 июня 2015 г.). «Во время визита в Терезин Олбрайт открывает мемориальную доску членам семей, погибших в Холокосте» . Радио Прага . Проверено 1 ноября 2018 г.
- Шур, Герберт (1997). «Рецензия на Карни, Мирослава, изд., Терезинская умная книга» . Проверено 16 сентября 2018 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Странский, Матей (19 июля 2011 г.). «Украшение и визит Международного Комитета Красного Креста в Терезин» . Терезинская инициатива . Проверено 15 сентября 2018 г.
- «Список транспорта из Терезиенштадта» (на чешском языке). Терезинская инициатива. 1 декабря 2016 года . Проверено 27 октября 2018 г.
- Штепкова, Тереза (21 августа 2011 г.). «Брундибар» . Терезинская инициатива . Проверено 14 ноября 2018 г.
- «Терезиенштадт» . Энциклопедия Холокоста . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 25 октября 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бенц, Вольфганг (2013). Терезиенштадт: История обмана и уничтожения на ( немецком языке). Ч. Бек. ISBN 978-3-406-64550-1 .
- Фракапане, Сильвия Гольдбаум Тарабини (2020). Евреи Дании в Холокосте: жизнь и смерть в Терезиенштадтском гетто . Рутледж. ISBN 978-0-429-51486-9 .
- Грюнер, Вольф (2019). Холокост в Богемии и Моравии: чешские инициативы, политика Германии, реакция евреев . Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 978-1-78920-285-4 .
- Хайкова, Анна (2018). «Медицина в Терезиенштадте» (PDF) . Социальная история медицины . дои : 10.1093/shm/hky066 .
- Хайкова, Анна (2020). Последнее гетто: повседневная история Терезиенштадта . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-005177-8 .
- Юрайда, Штепан; Елинек, Томаш (2021). «Статистический анализ примеров узников Терезиенштадта и будущих возможностей» (PDF) . СУБЪЕКТ: ИМОН Шоа: Вмешательство. Методы. Документация . 8 (2). дои : 10.23777/SN.0221 .
- Ланичек, Ян (2021). «Между сопротивлением и сотрудничеством: неоднозначность службы жандармов протектората в Терезиенштадтском гетто (1941–1945)» . СУБЪЕКТ: ИМОН Шоа: Вмешательство. Методы. Документация . 8 (2): 13–37. дои : 10.23777/SN.0221/ART_JLAN01 . ISSN 2408-9192 .
- Смоллман-Рейнор, Мэтью Р.; Клифф, Эндрю Д. (2020). «Терезиенштадт: географическая картина транспорта, демографии и инфекционных заболеваний в еврейском лагере-гетто, 1941–45» . История социальных наук . 44 (4): 615–639. дои : 10.1017/ssh.2020.23 . S2CID 225556819 .