Терезиенштадт (фильм 1944 года)
Терезиенштадт | |
---|---|
Режиссер |
|
Написал | Курт Геррон по проекту Йиндржиха Вайля |
Продюсер: | Карел Печени (Актуальность Прага) |
В главных ролях | Узники Терезиенштадта |
Кинематография |
|
Под редакцией | Иван Фрич |
Музыка | Различные произведения еврейских композиторов, отобранные Питером Дойчем. |
Распространено | Шуцстаффель |
Дата выпуска |
|
Время работы | в. 90 минут (сохранившиеся кадры: 20 минут) |
Страна | Нацистская Германия |
Язык | немецкий |
Бюджет | 35 000 рейхсмарок |
Терезиенштадт. Ein Dokumentarfilm aus dem jüdischen Siedlungsgebiet («Терезиенштадт: документальный фильм из района еврейских поселений»), неофициально Der Führer schenkt den Juden eine Stadt («Фюрер дарит евреям город»), представлял собой черно-белый проект. Нацистский пропагандистский фильм. Режиссерами фильма выступили немецкий заключенный-еврей Курт Геррон и чешский режиссер Карел Печены под пристальным СС наблюдением в концентрационном лагере Терезиенштадт , а монтаж осуществляла компания Печени «Актуалита». Снятый в основном осенью 1944 года, он был завершен 28 марта 1945 года и четыре раза показан в частном порядке. После войны фильм был утерян, но около двадцати минут записи позже были обнаружены в различных архивах.
В отличие от других нацистских пропагандистских фильмов , которые находились под контролем Йозефа Геббельса , Министерства пропаганды « Терезинштадт» был задуман и профинансирован отделом по делам евреев Протектората Богемии и Моравии по инициативе Ганса Гюнтера . Фильм, показавший якобы счастливых и здоровых евреев, был частью более широкой нацистской программы по использованию Терезиенштадта в качестве инструмента для дискредитации сообщений о геноциде евреев, доходящих до западных союзников и нейтральных стран. Однако оно не получило широкого распространения и не имело возможности повлиять на общественное мнение.
Фон
[ редактировать ]Терезиенштадт был нацистским гетто в Протекторате Богемии и Моравии — оккупированных немцами чешских землях — построенным на территории перепрофилированного укрепленного города Терезин . [ 1 ] В период с 1941 по 1945 год в лагерь было отправлено около 140 000 евреев. До войны здесь проживало около 7000 человек; за время существования лагеря средняя численность населения составляла около 45 000 человек. Около 33 000 человек погибли в Терезиенштадте и почти 90 000 были депортированы в гетто , лагеря смерти и другие центры смерти, где им грозила почти верная смерть. [ 2 ]
В 1942 году нацистский пропагандистский фильм в Терезиенштадте был снят . В отличие от других нацистских пропагандистских фильмов, инициатива исходила от Ганса Гюнтера , директора Центрального управления СС по разрешению еврейского вопроса в Богемии и Моравии , отдела Главного управления имперской безопасности , а не от имперского министерства пропаганды Йозефа Геббельса. . [ 3 ] Это было результатом борьбы за власть между рейхспротектором Рейнхардом Гейдрихом и Геббельсом; Гейдрих добился уступки о том, что вся пропаганда, проводимая в Протекторате, будет проводиться через специальный офис в администрации Протектората. [ 4 ] Вероятно, сценарий написала Ирена Додалова , чешская еврейская заключенная, которая до войны вместе со своим мужем руководила киностудией в Праге. [ 3 ] [ 5 ] О нем мало что известно, поскольку он мало упоминается в мемуарах и свидетельствах выживших в Терезиенштадте и был заново открыт лишь в фрагментарной форме в 1994 году. [ 3 ] [ 6 ]
Пытаясь сохранить свой авторитет и превосходство как гуманитарной организации, в то время как сообщения о массовом истреблении евреев продолжали доходить до западных союзников, Международный комитет Красного Креста (МККК) обратился с просьбой посетить Терезиенштадт в ноябре 1943 года. [ 7 ] 23 июня 1944 года Морис Россель , делегат МККК, и два датских чиновника совершили экскурсию по Терезиенштадту. Готовясь к визиту, немцы «украсили» и очистили лагерь перед прибытием, а также организовали культурные мероприятия, чтобы создать видимость счастливого и трудолюбивого сообщества. Чтобы скрыть повальное перенаселение лагеря, тысячи людей были депортированы в Освенцим до прибытия делегации Красного Креста. В своем отчете Россель утверждал, что с евреями обращались хорошо и не депортировали из Терезиенштадта. [ 8 ] [ а ] Россель предоставил копии фотографий, сделанных им во время визита, в министерство иностранных дел Германии , которое использовало их, чтобы заявить, что при нацистском правлении с евреями обращались хорошо. [ 10 ]
Съемки
[ редактировать ]Подготовка ко второму фильму о Терезиенштадте, спонсором которого снова был Гюнтер, а не Геббельс, началась одновременно с «украшением» гетто перед визитом Красного Креста. [ 11 ] Центральный офис Гюнтера, который финансировался за счет украденной еврейской собственности, заплатил чешской компании Aktualita 350 000 чешских крон (35 000 рейхсмарок ) за производство фильма. [ 12 ] В декабре 1943 года заключенному, вероятно, Йиндржиху Вайлю, было приказано написать сценарий, и к марту он закончил два черновика. [ 11 ] [ 13 ] [ б ] 20 января 1944 года нацисты засняли прибытие транспорта датских евреев и приветственную речь Пола Эппштейна с целью включить это в более поздний фильм. [ 14 ] [ 15 ] [ 13 ] Не было предпринято никаких усилий, чтобы закончить фильм до визита Красного Креста и показать его гостям. [ 11 ] Карел Маргри, голландский историк, изучавший пропагандистские фильмы Терезиенштадта, утверждает, что усилия по «украшению» имели более высокий приоритет и что пропаганда была бы более эффективной, если бы ее снимали после того, как гетто было украшено. [ 14 ]
Курт Геррон , ведущий немецкий еврейский актер и режиссер, бежал в Нидерланды и был депортирован из Вестерборка в Терезиенштадт в феврале 1944 года. [ 11 ] В июле кинопроект возобновили, и Геррону было поручено написать сценарий, который был использован в фильме. Хотя сценарий традиционно приписывался Геррону, он полностью соответствовал проекту Вейля и требованиям СС; его творческая роль была минимальной. Хотя обычно ему приписывают режиссуру фильма, роль Геррона в съемках была скорее символической, чем существенной, по словам испанского историка кино Рафаэля де Эспанья. Очевидцы сообщают, что Геррон постоянно призывал евреев вести себя так весело, как того хотели немцы, и устраивал массовые сцены. Однако за съемками наблюдали эсэсовцы, а сцены контролировали Рам и даже Гюнтер. Когда Рама не было на съемочной площадке, Геррону приходилось присылать ему подробные отчеты. [ 14 ] [ 16 ]
Съемки проходили в течение одиннадцати дней с 16 августа по 11 сентября 1944 года. [ 13 ] Помощниками режиссера были Франтишек Зеленка , Йо Спир и Ханс Хофер . [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Карел Печени и его компания «Актуалита» предоставили операторов, и в середине съемок Печени фактически занял пост режиссера. [ 20 ] Двумя операторами были Иван Фрич и Ченек Заградничек , которым помогала Бенда Розенвейн. Авторами саундтрека к фильму являются Ярослав Сечура и Йозеф Франчек. [ 19 ] «Актуалита» сотрудничала с немецкой киножурналической компанией Favoritfilm . В производстве фильма [ 15 ] Для съемок в фильме были выбраны заключенные стереотипно еврейской внешности, которые не были явно истощены. Им дали отгул для репетиций и съемок, а нежелавшим явиться грозили суровым наказанием. [ 18 ]
28 октября Геррона депортировали в Освенцим, где он был убит, так и не увидев даже предварительной версии фильма. Монтаж фильма осуществил Иван Фрич, который не использовал предложения Геррона по монтажу или какие-либо сценарии, а использовал ту же импровизированную технику, которую он использовал для еженедельной кинохроники «Актуалиты». Фричу пришлось трижды сократить концовку, прежде чем Гюнтер принял ее. Окончательная версия мало напоминала июльский сценарий Геррона, его более позднее предложение по монтажу или его творческое видение фильма. В марте «Актуалита» отправила в лагерь команду с целью собрать некоторые образцы «еврейской музыки», в том числе фрагменты произведений Феликса Мендельсона , Жака Оффенбаха и детскую оперу «Брундибар» узника Терезиенштадта Ганса Красы . Музыка была исполнена под руководством датского еврейского композитора Питера Дойча , имевшего до войны опыт создания саундтреков к фильмам. СС завершили работу над фильмом 28 марта 1945 года, чтобы представить его делегации МККК, прибывшей 6 апреля 1945 года. [ 21 ] [ 22 ]
Содержание
[ редактировать ]Свидетели сходятся во мнении, что фильм длился около 90 минут (стандартная продолжительность). [ 21 ] Выжившие помнят, что было снято, но не помнят, какие сцены были использованы в финальной версии. Хотя весь фильм был утерян, в сохранившемся документе на этапе монтажа перечислены все эпизоды в том виде, в каком они появились в окончательной версии. [ 23 ] По словам Маргри, по сохранившимся фрагментам и рисункам Джо Спир историки имеют «очень хорошее представление о визуальном образе практически каждой сцены в 38 эпизодах фильма». Ничего не сохранилось от сцены суда самоуправления и другой сцены в столовой. [ 24 ] [ 25 ]
Фильм открывается детским хором под руководством Карела Фишера , поющим ораторию Мендельсона « Элайджа» . На улице играет джаз-бэнд « Ghetto Swingers» , а «выдающиеся» заключенные наслаждаются едой и напитками на террасе и в фиктивной кофейне. Также проводятся различные спортивные мероприятия. Первые восемь эпизодов фильма показывают только развлекательные мероприятия, задавая тон остальной части фильма и рассматривая Терезиенштадт как курорт. [ 24 ] [ 26 ] Более поздние разделы фильма посвящены работе, включая еврейское самоуправление, строительные проекты, ремесленные мастерские и сельское хозяйство. Герберт Адлер отмечает, что тип работы, изображенный в фильме, не был типичным для большинства заключенных. Также показаны фейковые учреждения, такие как банк и различные магазины. Появляется медицинская помощь Терезиенштадта, включая больницу и дом престарелых. [ 18 ] [ 27 ] [ 28 ] Семейная жизнь и неструктурированный досуг изображены ближе к концу фильма. [ 18 ] [ 29 ] Финальная сцена представляет собой исполнение детской оперы «Брундибар» . [ 27 ] [ 30 ]
Карл Рам настаивал на том, чтобы «выдающихся» узников Терезиенштадта снимали на видео, и требовал от Геррона включать в свои кадры как можно больше из них. [ 20 ] Среди появившихся «выдающихся людей» были Джо Спир, Макс Фридигер , Пол Эппштейн и Лео Бек . [ 24 ] СС также настаивало на том, чтобы саундтрек к фильму состоял исключительно из еврейских композиторов. [ 29 ] [ с ] По данным España, сам фильм хорошего технического качества. [ 25 ] а сосредоточенность на досуге создает «атмосферу бесконечной вечеринки». [ д ] Маргри заявляет, что повествование было «главным элементом, искажающим правду», но, тем не менее, включало некоторую фактическую информацию. [ 23 ] По словам Маргри, историки преувеличили фальшь фильма. Хотя Терезиенштадт в целом представляет собой «порочное произведение пропаганды», « визуальная достоверность» фильма выше, чем пишут многие комментаторы, и фильм точно изображает некоторые элементы повседневной жизни в гетто. [ 23 ] Маргри утверждает, что «вопиющая нечестность фильма связана с тем, чего в нем не показано : голодом, нищетой, перенаселенностью, рабским трудом для немецкой военной экономики, высоким уровнем смертности и, прежде всего, транспортами, отправляющимися в Германию». Восток". [ 23 ]
Последствия
[ редактировать ]Фильм не предназначался для показа в Германии; нацистские пропагандисты надеялись распространить его в нейтральных странах, чтобы противостоять сообщениям новостей союзников о преследовании евреев. Однако к моменту завершения фильма 28 марта 1945 года неминуемое поражение Германии сделало это невозможным. [ 32 ] Альтернативная интерпретация заключалась в том, что к моменту завершения фильм предназначался для гораздо более избранной аудитории и был сосредоточен на кинематографическом изображении «выдающихся» узников, которые на самом деле были убиты в Освенциме, чтобы убедить МККК в том, что они были еще живы. утверждает, что из-за такой более избранной аудитории Чешский историк кино Наташа Друбек фильм не был пропагандой в истинном смысле слова. [ 17 ]
Известно, что фильм был показан как минимум трижды. По словам Маргри, в конце марта или начале апреля в Чернинском дворце в Праге фильм был показан в частном порядке нескольким высокопоставленным офицерам СС, в том числе высшему руководителю СС и полиции Протектората Карлу Герману Франку , а также Гюнтеру и Раму. . Его показали в Терезиенштадте 6 апреля делегации Красного Креста, в которую входили Отто Ленер и Поль Дюнан , в сопровождении швейцарского дипломата Бухмюллера; Подчиненный Франка Эрвин Вайнманн также присутствовал. [ 32 ] Указывая на показания о том, что Рам был прикован к постели из-за лихорадки 6 апреля, Друбек утверждает, что эти два показа на самом деле были одинаковыми и что Ленер и Дюнан смотрели фильм 6 апреля в Чернинском дворце в присутствии Франка, но не Рама. [ 17 ]
16 апреля фильм был дважды показан в Терезиенштадте, сначала Бенуа Мюзи , сыну Жана-Мари Мюзи , швейцарского политика и переговорщика с Гиммлером, в компании офицера СС Франца Геринга. После ухода Мюзи фильм был показан Рудольфу Кастнеру , председателю Венгерского еврейского комитета помощи и спасения ; Кастнера сопровождали два сотрудника Эйхмана. Гюнтер, его заместитель Герхард Гюнель, Рам и еврейский старейшина Бенджамин Мурмельштейн Также присутствовали . Все, кто смотрел фильм, имели доступ к независимым сообщениям о том, что в Освенциме были убиты сотни тысяч евреев, и нет никаких признаков того, что фильм затронул кого-то из них. [ 33 ] По рекомендации Печены эсэсовцы разместили 25 ящиков с кинопленкой на складе «Фаворитфильма» в Голешовицах незадолго до начала пражского восстания . 7 мая склад был поврежден в результате взрыва зажигательной бомбы. Ева Струскова предполагает, что Гюнтер, возможно, приказал уничтожить фильм. Нет никаких доказательств того, что Терезиенштадт находился на складе, поэтому вполне возможно, что в противном случае пленка была утеряна. [ 15 ]
Историография
[ редактировать ]В послевоенное время фильм считался утерянным, но продолжал оставаться в центре внимания. [ 34 ] Архивы РСХА были сожжены в 1945 году, поэтому были уничтожены и документы нацистов, касающиеся Терезиенштадта . [ 17 ] Менее 25 минут видеозаписи позже были обнаружены в различных архивах. [ 35 ] Предположительно, Пршемысл Шенбах обнаружил фрагменты фильма в Мшено показал их Владимиру Кресслу, преподавателю Школы кино и телевидения Академии исполнительских искусств в Праге. в мае или июне 1945 года. Он хранил их в частном архиве, но в 1964 году , в результате чего в том же году копия отснятого материала была передана в чехословацкий национальный архив. Также в 1964 году Шенбах предоставил копию Михаэлю Борнкампу, западногерманскому журналисту, который впоследствии использовал отснятый материал в документальном фильме So schön war es in Terezin ( «В Терезине было так хорошо» ), который был показан на кинофестивале в Оберхаузене в 1965 году . Шенбах был приговорен к трем годам условно за причинение финансового ущерба чехословацкому народу. Наташа Друбек представляет другой взгляд на политически мотивированное использование «найденных» или «обнаруженных» нацистских фрагментов фильмов в коммунистической Чехословакии , связывая это с попытками повлиять на западногерманскую политику во время холодной войны, поэтому срок давности для убийств Война не закончилась в 1965 году. [ 36 ]
В 1965 году власти Чехословакии сняли на основе отснятого материала собственный документальный фильм « Место дароване» ( «Данный город »), который до сих пор используется в Музее Терезинского гетто. Фрагменты видеозаписи, включая заглавную часть, были обнаружены в бывшем здании гестапо в Праге бывшим заключенным Иржи Лаушером в неизвестную дату и переданы в израильский архив, где они были вновь обнаружены в 1987 году. Речь Пола Эппштейна была обнаружена в Праге. в 1997 году. [ 15 ] Израильские кадры были разбиты на 24 фрагмента, самый короткий из которых составлял всего один кадр, а самый длинный — две минуты. [ 37 ] Еще одним важным источником информации о том, что было снято, являются зарисовки Джо Спайера, голландского еврейского иллюстратора, наблюдавшего за съемками и сделавшего 332 зарисовки сцен с точки зрения камеры. Хотя некоторые критики предполагали, что его эскизы были сделаны еще до съемок, это не так. [ 38 ]
Согласно документам Курта Геррона, первоначальное название было Die jüdische Selbstverwaltung in Theresienstadt ( «Еврейское самоуправление в Терезиенштадте »); позже он использовал короткое название Терезиенштадт . Отрывки из фильма, обнаруженные в израильском архиве в 1988 году, показали, что официальное название — «Терезинштадт » с подзаголовком Ein Dokumentarfilm aus dem jüdischen Siedlungsgebiet ( «Документальный фильм из района еврейских поселений» ). По словам Маргри, нацисты назвали его «документальным фильмом», чтобы представить фильм как подлинное изображение жизни Терезиенштадта, а не как постановочную пропаганду, а последние три слова подразумевают, что «еврейских поселений», подобных Терезиенштадту, было больше. Считается, что в последние месяцы войны еврейские заключенные дали фильму ироничное название Der Führer schenkt den Juden eine Stadt («Фюрер дарит евреям город»), которое использовалось в качестве названия до 1988 года. . [ 17 ] [ 39 ] [ и ] Неправильное представление о правильном названии использовалось кинокритиками в ряде анализов нацистской пропаганды. [ 39 ]
Историки кино часто утверждали, что фильм заказал Геббельс, но это не так. [ 40 ] Многие ученые утверждали, что фильм был заказан после июньского визита Красного Креста, но готовился он с конца 1943 года. [ 41 ] Более раннее происхождение фильма дискредитирует многие теории, выдвигавшиеся относительно того, почему нацисты заказали этот фильм. [ 41 ] [ ж ] Утверждалось также, что Генрих Гиммлер принимал непосредственное участие в производстве фильма и показывал его агентам западных союзников, с которыми он вел секретные переговоры в конце 1944 года. Однако единственным свидетельством того, что он знал о существовании фильма, является письмо между его секретарем Рудольфом Брандтом и личным массажистом Феликсом Керстеном в марте или апреле 1945 года. [ 41 ]
Наследие
[ редактировать ]Немецкий киносайт Filmportal.de описывает этот фильм как «один из самых циничных и презренных нацистских пропагандистских фильмов». [ 19 ] В обзоре канадского документального фильма 2002 года « Узник рая» , в котором основное внимание уделялось роли Геррона в фильме, Entertainment Weekly заявляет, что фильм 1944 года был «работой пропаганды, настолько извращенной, что можно с шоком осознать, что даже нацисты могли подумать об этом». ". [ 42 ] Долгие годы предполагалось, что участники фильма были соавторами, и судили их очень строго. Карел Печены был признан виновным в коллаборационизме в 1947 году и приговорен к пяти годам тюремного заключения, десяти годам лишения гражданских прав и национализации его компании и других активов. Более поздняя оценка смягчила эту оценку. Маргри утверждает, что участие Актуалиты, вероятно, было принуждено СС. Он отмечает, что Фрич вывозил контрабандой неподвижные изображения из студии, подвергая себя значительному личному риску, а Пецены рисковал своей жизнью, откладывая завершение фильма до тех пор, пока он не перестанет быть полезным Гюнтеру. [ 13 ] [ 15 ] использовали этот фильм Отрицатели Холокоста для создания ложных обобщений об обращении нацистского режима с евреями. [ 17 ] [ 43 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Однако Красный Крест имел доступ к независимой информации о том, что евреев депортировали из Терезиенштадта в Освенцим и убивали там. [ 9 ]
- ↑ Бумаги без подписи и даты были найдены после войны в архиве Йиндржиха Вайля (1916–1945), немецкоязычного еврея из Праги. До войны он работал оператором и сценаристом на киностудии, сотрудничал с Додаловой в фильме 1942 года. Оба проекта содержат слова и фразы, характерные для узников Терезиенштадта и немецкоязычной еврейской общины Праги. Последний вариант включал в себя гораздо больше повествования, чем обычно в фильмах, и был написан на мягком официальном нацистском языке, нехарактерном для предыдущих работ Вейля. Карел Маргри предполагает, что Рам оказал сильное влияние на этот проект. Основываясь на ссылках на события в сценариях, Маргри смогла датировать каждый черновик близким временным интервалом: первый был написан между концом декабря и до 14 января, а второй датирован периодом с 26 февраля по конец марта. Участие Вейля в фильме закончилось с завершением второго проекта. [ 13 ]
- ^ Список композиторов и произведений:
- Феликс Мендельсон ( «Элиас» , «Сон в летнюю ночь» , концерт для скрипки с оркестром )
- Шолом Секунда ( Со мной Бисту Шеин )
- Ханс Краса ( Брундибар )
- Жак Оффенбах ( «Сказки Гофмана» , «Парижская жизнь» )
- Павел Гаас («Этюд для струнного оркестра»)
- Макс Брух
- Дол Даубер
- ^ Английский : постоянная атмосфера вечеринки [ 31 ]
- ↑ Маргри утверждает, что нацисты никогда бы не дали фильму такое название, поскольку оно подразумевает, что Гитлер сделал личный жест щедрости по отношению к евреям. На суде над Карлом Рамом в 1947 году название первоначально было дано как «Терезинштадт», но позже было изменено на «Der Führer schenkt den Juden eine Stadt» после дачи показаний свидетелей-евреев. [ 39 ]
- ^
- Успешная высадка в Нормандии в день «Д» и последующая угроза военного поражения Германии
- Обман Мориса Росселя и делегации Красного Креста 23 июня.
- Примерно 17 июля 1944 года было обнаружено, что несколько художников Терезиенштадта контрабандой вывезли изображения, точно изображающие условия лагеря.
- Советское освобождение лагеря смерти Майданек 24 июля 1944 года.
- Переговоры между Эйхманом и Джоэлом Брандом и Сали Майер о спасении евреев, начавшиеся в апреле 1944 года (Бранд) и августе (Майер)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Мемориальный музей Холокоста США, 2018 г. , Основание.
- ^ Мемориальный музей Холокоста США, 2018 г. , Обзор, «Пенсионное поселение».
- ^ Перейти обратно: а б с Испания 2001 , с. 152.
- ^ Маргри 1992 , с. 147.
- ^ Маргри 1999 , стр. 315–316.
- ^ Маргри 1999 , стр. 309.
- ^ Фарре и Шуберт 2009 , стр. 69–70.
- ^ Странский 2011 .
- ^ Флеминг 2014 , стр. 199, 214–216.
- ^ Шур 1997 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Испания 2001 , с. 153.
- ^ Маргри 1992 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Март 2016 года .
- ^ Перейти обратно: а б с Маргри 1992 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шлак 2016 .
- ^ Испания 2001 , с. 153–154.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Год 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Адлер 2017 , с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б с filmportal.de 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б Маргри 1992 , с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б Испания 2001 , с. 154.
- ^ Маргри 1992 , стр. 153–154.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маргри 1992 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б с Маргри 1992 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б Испания 2001 , с. 156.
- ^ Испания 2001 , с. 154–155.
- ^ Перейти обратно: а б Маргри 1992 , с. 157.
- ^ Испания 2001 , с. 155.
- ^ Перейти обратно: а б Маргри 1992 , с. 158.
- ^ Браун, Келли Д. (2020). Звук надежды: Музыка как утешение, сопротивление и спасение во время Холокоста и Второй мировой войны . МакФарланд. п. 108. ИСБН 978-1-4766-7056-0 .
- ^ Испания 2001 , с. 157.
- ^ Перейти обратно: а б Маргри 1992 , с. 154.
- ^ Маргри 1992 , стр. 154–155.
- ^ Испания 2001 , с. 151.
- ^ Прагер 2008 , с. 178.
- ^ Друбек 2021 .
- ^ Маргри 1992 , стр. 155–156.
- ^ Маргри 1992 , стр. 153, 156.
- ^ Перейти обратно: а б с Маргри 1992 , стр. 150–151.
- ^ Маргри 1992 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б с Маргри 1992 , с. 149.
- ^ Глейберман 2003 .
- ^ В то время как 2015 год .
Источники печати
[ редактировать ]- Адлер, Х.Г. (2017) [1955]. Терезиенштадт 1941–1945: лицо принудительного сообщества . Перевод Купера, Белинда. Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521881463 .
- Друбек, Наташа (2016). «Три показа секретного документального фильма. Терезиенштадт, исправленная версия» . Аппарат. Кино, медиа и цифровая культура Центральной и Восточной Европы . Медиа и цифровые культуры Центральной и Восточной Европы (2–3). дои : 10.17892/app.2016.0002-3.73 . ISSN 2365-7758 .
- Друбек, Наташа (2021). «Двойная фрагментация Терезиенштадта» . Терезиенштадт - фрагменты фильма и свидетельства современников . Знания, общение и общество. Висбаден: Спрингер VS. стр. 49–81. дои : 10.1007/978-3-658-31637-2_3 . ISBN 978-3-658-31637-2 .
- из Испании, Рафаэль (2001). «Фильм о Терезиенштадте. Нетипичный пример нацистской пропаганды» [Фильм о Терезиенштадте. Нетипичный пример нацистской пропаганды. История, антропология и устные источники (на испанском языке) (25): 151–157. JSTOR 27753068 .
- Фарре, Себастьян; Шуберт, Ян (2009). «Иллюзия цели» . Le Mouvement Social (на французском языке). 227 (2): 65–83. дои : 10.3917/lms.227.0065 . S2CID 144792195 .
- Флеминг, Майкл (2014). Освенцим, союзники и цензура Холокоста . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 9781139917278 .
- Маргри, Карел (январь 1992 г.). « Терезиенштадт» (1944–1945): нацистский пропагандистский фильм, изображающий концентрационный лагерь как рай». Исторический журнал кино, радио и телевидения . 12 (2): 145–162. дои : 10.1080/01439689200260091 . ISSN 0143-9685 .
- Маргри, Карел (август 1999 г.). «Первый Терезиенштадтский фильм (1942)». Исторический журнал кино, радио и телевидения . 19 (3): 309–337. дои : 10.1080/014396899100190 .
- Маргри, Карел (2016). «Фальстарт. Съемки в Терезиенштадте 20 января 1944 года» . Аппарат. Кино, медиа и цифровая культура Центральной и Восточной Европы . Медиа и цифровые культуры Центральной и Восточной Европы (2–3). дои : 10.17892/app.2016.0002-3.54 . ISSN 2365-7758 .
- Прагер, Брэд (17 июня 2008 г.). «Интерпретация видимых следов Терезиенштадта» . Журнал современных еврейских исследований . 7 (2): 175–194. дои : 10.1080/14725880802124206 . ISSN 1472-5886 . S2CID 144375426 .
- Струскова, Ева (2 мая 2016 г.). « Вторая жизнь» Терезиенштадтских фильмов после Второй мировой войны». Аппарат. Кино, медиа и цифровая культура Центральной и Восточной Европы . Медиа и цифровые культуры Центральной и Восточной Европы (2–3). дои : 10.17892/app.2016.0002.28 . ISSN 2365-7758 .
Веб-источники
[ редактировать ]- «Терезиенштадт. Документальный фильм из района еврейских поселений» . Filmportal.de . Проверено 16 октября 2018 г.
- Глейберман, Оуэн (3 декабря 2003 г.). «Узник рая» . Развлекательный еженедельник . Проверено 16 октября 2018 г.
- Икен, Катя (14 января 2015 г.). «Пропагандистский фильм СС «Терезинштадт»: 90 минут лжи» [Пропагандистский фильм СС « Терезинштадт : 90-минутная ложь». Spiegel Online (на немецком языке) . Проверено 17 октября 2018 г.
- Шур, Герберт (январь 1997 г.). «Рецензия на Карни, Мирослава, изд., умная книга Терезинской » . Обзоры H-Net (Обзор) . Проверено 16 сентября 2018 г.
- Странский, Матей (19 июля 2011 г.). «Украшение и визит Международного Комитета Красного Креста в Терезин» . Терезинская инициатива . Проверено 15 сентября 2018 г.
- «Терезиенштадт» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 15 сентября 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лара Пеллнер; Ханс-Георг Зёффнер; Мария Станисавлевич, ред. (2021). Терезиенштадт - фрагменты фильмов и свидетельства современных очевидцев: историография и социологический анализ (на немецком и английском языках). Специализированные СМИ Springer. ISBN 978-3-658-31637-2 .