Павел Хаас
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2022 г. ) |
Павел Хаас | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 17 октября 1944 г. | (45 лет)
Занятие | Композитор |
Павел Хаас (21 июня 1899 — 17 октября 1944) — чешский композитор , убитый во время Холокоста . Он был представителем Леоша Яначека композиторской школы , а также использовал элементы народной музыки и джаза . Хотя его творчество не было большим, он особенно известен своими песенными циклами и струнными квартетами . [ 1 ]
Довоенный
[ редактировать ]Хаас родился в Брно , в моравско - еврейской семье. Его отец, Зикмунд, сапожник по профессии, был родом из Моравского края, а мать, Ольга (урожденная Эпштейн), родилась в Одессе . Его брат, Хьюго Хаас (1901–1968), был популярным актером в межвоенной Чехословакии . После частного обучения игре на фортепиано Хаас начал свое более формальное музыкальное образование в возрасте 14 лет и изучал композицию в консерватории Брно с 1919 по 1921 год под руководством Яна Кунца и Вилема Петржелки . Затем последовали два года обучения в мастер-классе известного чешского композитора Леоша Яначека . Яначек был, безусловно, самым влиятельным учителем Хааса, а Хаас, в свою очередь, оказался лучшим учеником Яначека. [ 2 ] В 1935 году он женился на Соне Якобсон, бывшей жене русского лингвиста Романа Якобсона . [ 3 ]
Из более чем 50 произведений, написанных Хаасом за оставшуюся жизнь, только 18 самокритичный композитор дал номера опусов. Еще работая в бизнесе отца, он писал музыкальные произведения всех видов, в том числе симфонические и хоровые произведения, песни , камерную музыку , а также партитуры для кино и театра . Его опера « Шарлатан » («Шарлатан») впервые была исполнена в Брно и вызвала искреннее признание в апреле 1938 года. За эту оперу он получил награду Фонда Сметаны (разделив награду с Витезславой Капраловой , получившей ее за свою «Военную симфониетту» ).
Война
[ редактировать ]
В 1941 году Хаас был депортирован в концентрационный лагерь Терезиенштадт (Терезин). Он был одним из нескольких моравско-еврейских композиторов, в том числе Виктора Ульмана , Гидеона Кляйна и Ганса Красы . Перед арестом он официально развелся со своей женой Соней, чтобы ее и их маленькую дочь Ольгу не постигла подобная участь. В 1938 году в отчаянии он написал родственникам своей жены в Нью-Джерси, а также Фрэнку Рыбке в Нью-Йорк, бывшему ученику Яначека. Эти американцы предприняли попытку помочь Хаасу обеспечить проход, но было слишком поздно, чтобы помочь. [ 4 ] пришлось уговаривать его заняться сочинением По прибытии в Терезиенштадт он впал в глубокую депрессию, и Гидеону Кляйну . В лагере Хаас написал не менее восьми сочинений, из которых сохранились лишь немногие. В их число входят сборник « Четыре песни о китайской поэзии» для баритона и фортепиано, произведение для мужского хора «Аль сфод» (его первое и единственное произведение на иврите) и «Этюд для струнного оркестра» , премьера которого состоялась в Терезиенштадте под управлением Чешский дирижер Карел Анчерл , пожалуй, самое известное произведение Хааса сегодня. [ 5 ] Оркестровые партии были найдены Анчерлем после освобождения Терезиенштадта и реконструирована партитура.
В 1944 году нацисты реконструировали Терезиенштадт незадолго до визита Красного Креста пропагандистский фильм « Der Führer schenkt den Juden eine Stadt снял режиссер Курт Геррон , и под принуждением лагеря » («Фюрер дает евреям город»). комендант Карл Рам . В фильме «Терезинштадт » дети поют Ганса Красы оперу «Брундибар» , а Хаас кланяется после исполнения его « управлением Карела Анчерла под Этюда для струнных инструментов» . Когда пропагандистский проект был завершен, нацисты перевели 18 000 заключенных, включая Хааса и детей, певших в Брундибаре , в Освенцим-Биркенау , где они были убиты в газовых камерах . По свидетельству Карела Анчерла, Хаас стоял рядом с ним после прибытия в Освенцим. Доктор Менгеле собирался первым отправить Анчерла в газовую камеру, но ослабевший Хаас начал кашлять, поэтому вместо него ему был выбран смертный приговор. После войны Анчерл встретился с братом Хааса Хьюго и рассказал ему эту историю. [ 6 ]
Пост-был
[ редактировать ]Крупномасштабная симфония Хааса, которую он начал до депортации в Терезиенштадт , осталась незавершенной, но дошедший до нас материал был оркестрован Зденеком Зухаром в 1994 году. Музыка Хааса, имеющая чешские и моравские корни, иногда окрашена еврейской мелодией. описал Хааса как «сдержанного, но красноречивого ученика Яначека» Алекс Росс в своей книге « Остальное - это шум: слушая двадцатый век ». [ нужна ссылка ]
Работает
[ редактировать ]Основные издатели: Boosey & Hawkes , Bote & Bock , Lard, Tempo.
Жанр | Опус | Дата составления | Чешский титул | Английское название | Подсчет очков | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Вокал | 1 | 1918–1919 | Шесть песен в народном тоне | 6 песен в народном тоне | для сопрано и фортепиано | оркестрован 1938 г. |
Вокал | 2 | 1919–1920 | Три песни | 3 песни | для сопрано и фортепиано | слова Йозефа Святополка Махара |
Камерная музыка | 3 | 1920 | Струнный квартет №1 | Струнный квартет № 1 до ♯ минор | для 2-х скрипок, альта и виолончели | |
Вокал | 4 | 1919 | Китайские песни | Китайские песни | для среднего голоса и фортепиано | слова Као Ши , Цуй Хао , Тху Фу |
Оркестровый | 5 | 1921 | Грустное скерцо | Грустная шутка | для оркестра | |
Вокал | 6 | 1923 | Фортепианный квинтет "Фата Моргана" с соло-тенором певца |
Девушка Морган | для тенора, 2-х скрипок, альта, виолончели и фортепиано | слова Рабиндраната Тагора |
Камерная музыка | 7 | 1925 | Струнный квартет №1. 2 «С Обезьяньих гор» | Струнный квартет № 2 «С обезьяньих гор» | для 2-х скрипок, альта, виолончели и ударных 'ad libitum' | |
Вокал | 8 | 1927 | Избранный | Избранный | для тенора, флейты, валторны, скрипки и фортепиано | стихи Иржи Волкера |
Хоровой | 9 | 1928–1929 | карнавал | Карнавал | для мужского хора | слова Далибора Чалупы |
Камерная музыка | 10 | 1929 | Духовой квинтет | Духовой квинтет | для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота | |
Оркестровый | 11 | 1931 | Увертюра для радио | Увертюра для радио | для небольшого оркестра и мужских голосов | слова Хьюго Хааса |
Хоровой | 12 | 1932 | Псалом 29 | Псалом XXIX | для баритона, женского хора и камерного оркестра с органом | |
Оценка фильма | – | 1933 | Жизнь - это собака | Жизнь — это собака | для оркестра | музыка к фильму |
Оценка фильма | – | 1934 | Домашний питомец | Маленький питомец | для оркестра | музыка к фильму |
Фортепиано | 13 | 1935 | Сюита для фортепиано | Люкс | для фортепиано | |
Опера | 14 | 1936 | Шарлатан | Шарлатан | для солистов, хора и оркестра | опера в 3-х действиях; либретто композитора |
Оценка фильма | – | 1937 | Квочная | Мать-Курица | для оркестра | музыка к фильму |
Фортепиано | – | 1937 | Аллегро модерато | Аллегро модерато | для фортепиано | |
Камерная музыка | 15 | 1937–1938 | Струнный квартет №3 | Струнный квартет №3 | для 2-х скрипок, альта и виолончели | |
Хоровой | 16 | 1938 | С вечера до утра музыка для нас побеждает... | С вечера до утра для нас играет музыка... | для солистов, хора и оркестра | Попурри из песен Моравско-Словацкого региона. |
Камерная музыка | 17 | 1939 | Сюита для гобоя и фортепиано | Люкс | для гобоя и фортепиано | |
Вокал | 18 | 1940 | Семь песен в народном тоне | 7 песен в фолк-стиле | для высокого голоса и фортепиано | слова Франтишека Челаковского |
Оркестровый | – | 1940–1941 | Симфония | Симфония | для оркестра | незавершенный; оркестровку выполнил Зденек Зухар. |
Хоровой | – | 1942 | В любом случае | Не жалуйся | для мужского хора | слова Дэвида Шимони |
Оркестровый | – | 1943 | Этюд для струнного оркестра | Изучать | для струнного оркестра | |
Вокал | – | 1944 | Четыре песни на слова китайской поэзии
|
4 песни о китайской поэзии
|
для баса (или баритона) и фортепиано | стихи Вэй Цзин-у, Ван-вэя, Чан Тю-лина, Хань И |
Вокал | – | Пришествие | для меццо-сопрано, тенора и квинтета | |||
– | Фантазия на еврейскую мелодию | |||||
Фортепиано | – | Матч в старом стиле | для фортепиано | потерянный | ||
Вокал | – | Терезинские песни | ||||
Вокал | – | Три песни | 3 шт. | для меццо-сопрано, тенора, флейты, кларнета, 2-х скрипок, альта и виолончели | потерянный | |
концертанте | – | Вариации для фортепиано и струнного оркестра. | Вариации | для фортепиано и струнного оркестра |
Записи
[ редактировать ]- Шарлатан (полная опера) – Хор Пражской филармонии, Пражской государственной оперы Оркестр , Исраэль Йинон (дирижер); Компания Decca Record 460 042-2 (1998)
- Павел Хаас: Оркестровая музыка – Государственная филармония Брно , Исраэль Йинон (дирижер); Кох Шванн (1996)
- Скерцо траурное, соч. 5
- Шарлатан (оперная сюита), соч. 14
- Симфония (незаконченная; оркестровка Зденека Зухара )
- Яначек/Хаас/Шимановский: Струнные квартеты в переложении для струнного оркестра – Австралийский камерный оркестр, Ричард Тогнетти (дирижер); Чандос, компакт-диск 10016
- Струнный квартет № 2 «Z opičích hor» , соч. 7
- Павел Хаас: Струнные квартеты 1–3 (Чешская дегенеративная музыка, Том 2) – Квартет Коциана; Прага Продакшнс 250 118 (1998)
- Струнные квартеты Хааса и Яначека – Квартет Павла Хааса , Supraphon SU 3922-2
- Струнный квартет № 1 до-диез минор, соч. 3
- Струнный квартет № 3, соч. 15
- Струнные квартеты Хааса/Корнгольда/Гайдна : Струнный квартет №. 2. Квартет Адамас; Грамола 2013.
- Павел Гаас: Духовой квинтет, Сюиты, соч. 13 • Соч. 17, Выволена – Йорг Дюрмюллер (тенор), Деннис Рассел Дэвис (фортепиано), Штутгартский духовой квинтет; Orfeo International Music C 386 961 A (1996)
- Духовой квинтет, соч. 10
- Сюита для фортепиано, соч. 13
- Сюита для гобоя и фортепиано, соч. 17
- Избранный, соч. 8
- Камерная музыка Павла Гааса – Ансамбль Villa Musica ; МДиГ 304 1524-2
- Духовой квинтет, соч. 10
- Сюита для гобоя и фортепиано, соч. 17
- Струнный квартет № 3, соч. 15
- Ризонанса – Вилем Веверка (гобой), Иво Каханек (фортепиано); Супрафон СУ 3993-2
- Сюита для гобоя и фортепиано
- Музыка из Терезиенштадта – Вольфганг Хольцмайр (баритон), Рассел Райан (фортепиано); Бридж Рекордс 9280
- 4 песни на основе слов китайской поэзии
- 4 песни о китайской поэзии в исполнении Кристиана Герхаера появляются на компакт-диске Terezín/ Theresienstadt, инициированном Анной Софи фон Оттер , Deutsche Grammophon, 2007.
- KZ Musik: Энциклопедия музыки, написанной в концентрационных лагерях , Том 4 – Петр Мацушек (баритон), Франческо Лоторо (фортепиано); КЗ Музыка 231787
- Четыре китайские песни
Вся музыка, написанная в концентрационных лагерях (в том числе «Этюд для оркестра» П. Хааса, «4 китайские песни» и «Al s'fod»), содержится в CD-энциклопедии KZ MUSIK, созданной Франческо Лоторо (Musikstrasse Roma-Membran Hamburg), 2007 г.
- Богемский альбом - Дворжак, Хаас, Шульхофф – Амстердамская симфониетта, Кандида Томпсон ; Канал Классика 24409, 2009.
- Струнный квартет № 2 «Z opičích hor» , соч. 7
Хаас в литературе
[ редактировать ]Хаас — центральный персонаж трилогии Дэвида Гертера « Первая республика» , состоящей из романов «На заросшей тропе» , «Сияющие глубины» и «Тот, кто исчез» .
Хаас упоминается в Саймона Мавера » «Стеклянной комнате .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Выслужил, Иржи (2001). Музыкальный словарь для всех II (на чешском языке). Визовице: Линден. Мистер. 168. ИСБН 80-86093-23-9 .
- ^ Спурный, Любомир (июнь 2015 г.). «Самый талантливый ученик Яначека» . Музыковедческий ежегодник . 51 : 119. дои : 10.4312/mz.51.2.119-125 .
- ^ Матейкова, с. 129
- ^ Письма Павла Хааса Фрэнку Рыбке в библиотеке Калифорнийского университета в Беркли, коллекция иудаизма.
- ^ Браун, Келли Д. (2020). Звук надежды: Музыка как утешение, сопротивление и спасение во время Холокоста и Второй мировой войны . МакФарланд. п. 92. ИСБН 978-1-4766-7056-0 .
- ^ Матейкова, с. 137
Источники
[ редактировать ]- Сэди, С. (редактор) (1980) Словарь музыки и музыкантов New Grove , [т. № 8].
- Росс, А. (2007) Остальное - это шум: слушая двадцатый век (Фаррар, Штраус и Жиру, Нью-Йорк)
- Матейкова, Дж. Хьюго Хаас. Жизнь — собака Прага: Накладательства XYZ, 2005. ISBN 80-86864-18-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Павла Хааса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Павел Хаас на IMDb
- Павел Хаас в Чешском музыкальном информационном центре .
- Павел Хаас , краткая биографическая запись на сайте Бузи и Хоукса
- Обширная дискография Терезинских композиторов Клода Торреса
- Музыка и Холокост - Павел Хаас
- Дальнейшее чтение и прослушивание книги «Терезин: Музыка 1941–44».
- Камерный оркестр Павла Хааса
- 1899 рождений
- 1944 смертей
- Музыканты из Брно
- Музыканты Маркграфства Моравии
- Чехи украинско-еврейского происхождения
- Чешские композиторы-классики
- Чешские композиторы-мужчины-классики
- Еврейские композиторы-классики
- Чешские оперные композиторы
- Оперные композиторы-мужчины
- Композиторы-классики XX века
- Узники Терезиенштадтского гетто
- Люди убиты газовой камерой нацистской Германии
- Чехословацкие мирные жители погибли во Второй мировой войне
- Чехи, погибшие в концлагере Освенцим
- Чешские евреи, погибшие во время Холокоста
- Чешские музыканты-мужчины ХХ века
- Выпускники Брненской консерватории