Бенджамин Мурмельштейн
Бенджамин Мурмельштейн | |
---|---|
![]() Фотография Мурмельштейна из Терезиенштадтского Конволюта , исторического буклета, выпущенного еврейским самоуправлением в Терезиенштадте, ок. 1944 год | |
Рожденный | 9 июня 1905 г. |
Умер | 27 октября 1989 г. Рим , Италия | (84 года)
Бенджамин Исраэль Мурмельштейн (9 июня 1905 — 27 октября 1989) — австрийский раввин . Он был одним из 17 раввинов венской общины в 1938 году и единственным, оставшимся в Вене к концу 1939 года. Важная фигура и член правления еврейской группы в Вене на ранних этапах войны, он также был «эльтестером» ( старейшина совета) юденрата в концентрационном лагере Терезиенштадт после 1943 года. Он был единственным «юденальтестером», пережившим Холокост , и ему приписывают спасение жизней тысяч евреев, помогая в их эмиграции, а также его обвиняли в том, что он был Нацистский коллаборационист . [ 1 ]
Мурмельштейн провел свои последние годы в Риме, отвергнутый еврейской общиной из-за его роли в Холокосте. Он дал интервью Клоду Ланцманну в 1975 году и стал героем посмертного документального фильма 2013 года « Последний из несправедливых» . [ 2 ] на основе интервью. Он умер в безвестности, но после выхода документального фильма он и его роль в Холокосте стали предметом повышенного внимания средств массовой информации и ученых.
Жизнь до и во время Холокоста
[ редактировать ]Уроженец Львова , Галиция , Бенджамин Исраэль Мурмельштейн был воспитан ортодоксальным евреем . , как и его семья, [ 1 ] [ 3 ] Завершив образование в Вене, Мурмельштейн обосновался там, став раввином небольшой синагоги, время от времени читая лекции по древней еврейской истории в Венском университете , а после выступления о еврейских солдатах, имена которых были стерты с немецких военных мемориалов Всемирной войны , Война I — человек, интересующий венскую еврейскую общественную организацию, Израильское культурное сообщество (IKG). [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ] Будучи членом правления IKG, [ 3 ] после присоединения Австрии к нацистской Германии он начал готовить отчеты, которые были представлены Адольфу Эйхману как часть работы этого человека по эмиграции и захвату собственности евреев. [ 1 ]
Мурмельштейн стал заместителем председателя Еврейского совета старейшин в Вене, группы, созданной нацистами, и в течение многих лет участвовал в работе Эйхмана по изгнанию евреев из Австрии, став непосредственным свидетелем политики нацистов. [ 1 ] [ 3 ] В своих интервью с Ланцманном десятилетия спустя он рассказал, что видел, как Эйхман, вооруженный ломом, организовывал разрушение синагоги на Зайтенштеттенгассе в Вене во время «Хрустальной ночи» погрома . Он работал с ИКГ, чтобы помочь более чем 125 000 евреев покинуть страну к 1941 году, но в том же году немцы начали закрывать границы, поскольку их эмиграционная политика развивалась в сторону интернирования и истребления. В 1943 году Мурмельштейн сам был интернирован в лагерь Терезиенштадт , или Терезин, в бывшей чехословацкой крепости. [ 1 ]
Этот лагерь был для многих мошенничеством и ложью. Эйхман обещал тем евреям, которые заплатили ему за эту привилегию, роскошь курорта в так называемом «образцовом гетто », но в то время как тех, кто платил, «отправляли в купе поезда второго класса, хорошо снабженном едой и лекарствами». В пункте назначения они обнаружили, что на них «нападут охранники и собаки». [ 1 ] Подобно тому, как Мурмельштейн был лидером венской еврейской общины, он должен был стать лидером и в Терезиенштадте. На момент прибытия Мурмельштейна юденрат Терезиенштадта возглавлял Якоб Эдельштейн . Мурмельштейн был быстро назначен в этот орган. Вскоре он стал ее третьим по рангу членом. [ 6 ] После депортации Эдельштейна в Освенцим в 1944 году и казни преемника Эдельштейна Пауля Эппштейна за предполагаемую попытку побега, Мурмельштейн занял должность самого Элдера в сентябре 1944 года и сохранял ее до освобождения лагеря русскими 5 мая 1945 года. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ]
Во время своего пребывания в лагере Мурмельштейн активно участвовал в совершенствовании его имиджа посредством поверхностного ремонта и благоустройства, которые использовались в пропагандистских фильмах 1942 и 1944 годов. [ 1 ] По общему мнению, эти фильмы способствовали сокрытию истинной природы лагеря от Красного Креста во время проверки в 1944 году, что побудило их заявить, что лагерь был таким, каким он казался. И это было не единственное поведение Мурмельштейна, которое заставляло сокамерников бояться и оскорблять его. [ 1 ] из-за чего его прозвали «Мурмельшвайн» (отождествляя его имя со словом «свинья»). [ 9 ] Мурмельштейн заработал репутацию человека, безжалостно проводившего нацистскую политику, например, заставляя своих сокамерников работать, несмотря на то, что они голодали, по 70 часов в неделю, чтобы выполнить нацистские квоты. [ 1 ] Позже он назвал это необходимым, чтобы избежать простого истребления еврейских заключенных. [ 10 ] Он также якобы отказался предоставить освобождение от депортации в Освенцим , если не была предложена замена, и он якобы принимал взятки, чтобы не допустить добавления людей к тем, кто обречен на такую судьбу. [ 1 ] [ 9 ]
Споры, критика и жизнь после Холокоста
[ редактировать ]Какими бы ни были его действия и мотивы, для Мурмельштейна освобождение Терезиенштадта не привело сразу к прочной свободе, так как он был быстро задержан чехословацким правительством по подозрению в коллаборационизме . [ 1 ] Однако чехословацкое правительство не смогло построить дело, и в конце 1946 года Мурмельштейн был освобожден и эмигрировал с семьей в Рим. Там он устроился на работу в Ватикан , а также работал продавцом. Однако его освобождение не восстановило его репутацию. Римско-еврейская община отказалась внести его в свои реестры, а после его смерти ему было отказано в погребении рядом с женой, и его отправили на участок на окраине еврейского кладбища в Риме. Его сыну было отказано в праве читать Кадиш над его могилой. [ 1 ]
В последние десятилетия своей жизни Мурмельштейн предпринял некоторые усилия, чтобы восстановить свою репутацию. В 1961 году он опубликовал мемуары о своем военном опыте « Терезин: модель гетто Эйхмана». [ 11 ] Он также вызвался выступить в качестве свидетеля военных преступлений Эйхмана на суде над Эйхманом в Окружном суде Иерусалима, но его не вызвали. [ 1 ] [ 8 ] Несмотря на все свои усилия, он жил в безвестности, пока в 1975 году его не нашел и не дал подробного интервью «Шоа» режиссеру фильма Клоду Ланцманну. После смерти Мурмельштейна эти интервью легли в основу документального фильма 2013 года « Последний из несправедливых» , который собрал значительный внимание к нему и предложил обширную оценку его роли. Хотя многие рецензенты хвалили фильм за исследование моральных сложностей, [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] другие критиковали его за изображение Мурмельштейна в положительном свете и за фактические неточности. [ 15 ] [ 16 ]
Мурмельштейна сравнивают с Иосифом Флавием , классическим римско-еврейским историком, которого многие считают еврейским предателем, чьи работы Мурмельштейн сам составил антологию в 1938 году, в том же году, когда он начал работать с IKG. [ 1 ] [ 4 ] В своей антологии писателя-классика Мурмельштейн писал, что «разделенная и неоднозначная натура [Флавия] превратила его в символ еврейской трагедии». [ 1 ] По мнению политолога Антона Пелинки , сам Мурмельштейн идентифицировал себя с Флавием. [ 17 ] Он охарактеризовал свое поведение во время войны и в Терезиенштадте как попытку сделать все возможное в плохой ситуации. [ 10 ] Израильско-австрийский историк Дорон Рабинович защищал последствия поведения Мурмельштейна. [ 18 ] Не говоря о его мотивах и не одобряя его, как сообщается, властную личность, он отметил, что австрийские еврейские лидеры, такие как Мурмельштейн, могли решить бежать из Вены до 1941 года и таким образом избежать попадания в нацистские концентрационные лагеря , но вместо этого Мурмельштейн остался и спас бесчисленное количество жизней. .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Марк Лилла , «Защита еврейского коллаборациониста», New York Review of Books , 5 декабря 2013 г., стр. 55-57.
- ^ «Последний из несправедливых» . База данных фильмов в Интернете . imdb.com (Амазонка) . Проверено 13 ноября 2019 г. .
- ^ Jump up to: а б с Маттеус, Юрген (18 апреля 2013 г.). Реакция евреев на преследования: 1941–1942 гг . Документирование жизни и разрушений: источники Холокоста в контексте. АльтаМира Пресс. п. 351. ИСБН 978-0759122598 .
- ^ Jump up to: а б Нава Шин, «Быть актрисой», Hamilton Books, 2010, стр.38.
- ^ Фридман, Сол С. (1992). Терезовый дневник Гонды Редлих . Университетское издательство Кентукки. п. 99.
- ↑ Беате Мейер, Фатальный баланс: дилемма Имперской ассоциации евреев в…, Berghahn Books, 2013, стр.175.
- ^ Шварц, Джек (27 октября 2013 г.). «Последний еврейский лидер Терезина борется с прошлым» . Времена Израиля . Проверено 16 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Последний из несправедливых» Клода Ланцмана
- ^ Jump up to: а б Кон, Карла (2010). Мои девять жизней . ЩитКрест. п. 63. ИСБН 978-0956362391 .
- ^ Jump up to: а б Пауэрс, Джон (19 февраля 2014 г.). «Является ли приговор «несправедливым» для раввина, который работал с нацистами?» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 16 июля 2016 г.
- ^ Бенджамин Мурмельштейн, Терезин: модель гетто Эйхмана, Каппелли Милан, 1961.
- ^ Броуди, Ричард (27 сентября 2013 г.). «Последний из несправедливых» Клода Ланцмана . newyorker.com . Журнал «Нью-Йоркер» . Проверено 13 ноября 2019 г. .
- ^ Чешир, Годфри (7 февраля 2014 г.). «Рецензия: Последний из несправедливых» . РоджерЭберт.com . Проверено 13 ноября 2019 г. .
- ^ Скотт, АО (6 февраля 2014 г.). «Раввин Эйхмана смотрит назад» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 ноября 2019 г. .
- ^ Хайкова, Анна (18 сентября 2014 г.). «Последний из самодовольных: версия Бенджамина Мурмельштейна в исполнении Клода Ланцмана» . История@Политика . По научный центр Исторический центр . Проверено 13 ноября 2019 г. .
- ^ Хоберман, Дж. (5 февраля 2014 г.). « Новый фильм режиссера «Шоа» «Последний из несправедливых» — это моральная и эстетическая ошибка» . Планшетный журнал . Следующая книга . Проверено 13 ноября 2019 г. .
- ^ Антон Пелинка, Политика меньшего зла: лидерство, демократия и Польша Ярузельского, Transaction Publishers 1999, стр.101.
- ^ Гюнтер Дж. Бишоф; Антон Пелинка; Александр Ласснер (январь 2003 г.). Эпоха Дольфуса/Шушнига в Австрии: переоценка . Издатели транзакций. стр. 275–276. ISBN 1412821894 .
Библиография
[ редактировать ]- Хайкова, Анна, Последний из самодовольных: версия Бенджамина Мурмельштейна в версии Клода Ланцмана, histoire@politique, сентябрь 2014 г.
- Лоуи, Ронни; Раушенбергер, Катарина (2011). «Последний из несправедливых»: еврейский старейшина Бенджамин Мурмельштейн в фильмах 1942–1975 годов . Кампус. ISBN 9783593394916 .
- Лейн, Энтони (10 февраля 2014 г.). «Цена выживания: последний из несправедливых» . Житель Нью-Йорка . Проверено 4 апреля 2013 г.