Jump to content

Хрустальная ночь

Хрустальная ночь
Разрушенное здание
Разрушенная синагога на Фазаненштрассе в Берлине
Расположение Нацистская Германия
(тогда включая Австрию и Судеты )
Дата 9–10 ноября 1938 г. ( 1938-11-09 - 1938-11-10 ) (85 лет, 230 дней назад)
Цель евреи
Тип атаки
Погром , чистка , грабежи , поджоги , массовые аресты , убийства , похищения людей .
Летальные исходы 91+
Преступники Адольф Гитлер , штурмовики Sturmabteilung (SA), Schutzstaffel (SS), Гитлерюгенд , немецкие гражданские лица
Мотив Месть за убийство Эрнста фон Рата , антисемитизм

Хрустальная ночь ( Немецкое произношение: [kʁɪsˈtalnaχt] горит. ' хрустальная ночь ' ) или Ночь разбитых стекол также называемая (ами) ( нем . ноябрьским погромом , произносится [noˈvɛm.bɐ.poˌɡʁoːmə] ), [1] [2] [3] Погром устроенный против евреев, военизированными нацистской партии формированиями Sturmabteilung ( SA) и Schutzstaffel (SS) при некотором участии Гитлерюгенда и немецких гражданских лиц по всей нацистской Германии 9–10 ноября 1938 года. Немецкие власти наблюдали за этим. не вмешиваясь. [4] Эвфемистическое название «Хрустальная ночь» происходит от осколков битого стекла, которые разбросаны по улицам после того, как были разбиты окна принадлежащих евреям магазинов, зданий и синагог . Поводом для терактов стало убийство немецкого дипломата Эрнста фон Рата. [5] Гершель Гриншпан , 17-летний польский еврей немецкого происхождения , живущий в Париже.

Еврейские дома, больницы и школы были разграблены, а нападавшие разрушали здания кувалдами. [6] Мятежники разрушили 267 синагог по всей Германии, Австрии и Судетской области . [7] Более 7000 еврейских предприятий были повреждены или уничтожены. [8] [9] и 30 000 мужчин-евреев были арестованы и заключены в концентрационные лагеря . [10] Британский историк Мартин Гилберт писал, что ни одно событие в истории немецких евреев между 1933 и 1945 годами не освещалось так широко, как это происходило, а отчеты иностранных журналистов, работающих в Германии, привлекли внимание всего мира. [6] Лондонская «Таймс» заметила 11 ноября 1938 года: «Ни один иностранный пропагандист, не стремящийся очернить Германию, прежде чем мир сможет превзойти историю о поджогах и избиениях, о подлых нападениях на беззащитных и невинных людей, которые вчера опозорили эту страну». [11]

Оценки числа погибших в результате нападений разнятся. По предварительным данным, был убит 91 еврей. [а] Современный анализ немецких научных источников показывает, что эта цифра намного выше; если учесть случаи смерти от жестокого обращения после ареста и последующие самоубийства, число погибших достигает сотен: Ричард Дж. Эванс оценивает 638 смертей в результате самоубийства. [12] [13] Историки рассматривают «Хрустальную ночь» как прелюдию к « Окончательному решению» и убийству шести миллионов евреев во время Холокоста . [14]

Предыстория [ править ]

преследования нацистские Ранние

В 1920-е годы большинство немецких евреев были полностью интегрированы в общество страны как граждане. Они служили в армии и на флоте и внесли свой вклад во все области немецкого бизнеса, науки и культуры. [15] Положение немецких евреев начало ухудшаться после назначения Адольфа Гитлера (лидера Национал-социалистической немецкой рабочей партии австрийского происхождения ) канцлером Германии 30 января 1933 года и Закона о полномочиях (вступил в силу 23 марта 1933 года), который позволил Приход к власти Гитлера после пожара Рейхстага 27 февраля 1933 года. [16] [17] С самого начала режим Гитлера быстро начал проводить антиеврейскую политику . Нацистская пропаганда оттолкнула 500 000 евреев, живущих в Германии, которые составляли лишь 0,86% от общей численности населения, и представила их врагами, ответственными за поражение Германии в Первой мировой войне и за ее последующие экономические катастрофы, такие как гиперинфляция 1920-х годов и последующая Великая депрессия . [18] Начиная с 1933 года правительство Германии приняло ряд антиеврейских законов, ограничивающих права немецких евреев зарабатывать на жизнь, пользоваться полным гражданством и получать образование, включая Закон о восстановлении профессиональной государственной службы от 7 апреля 1933 года. , который запрещал евреям работать на государственной службе. [19] Последующие Нюрнбергские законы 1935 года лишили немецких евреев гражданства и запретили евреям вступать в брак с немцами неевреями.

Эти законы привели к исключению и отчуждению евреев от общественной и политической жизни Германии. [20] Многие искали убежища за границей; сотни тысяч эмигрировали, но, как писал Хаим Вейцман в 1936 году: «Мир, казалось, был разделен на две части — те места, где евреи не могли жить, и те, куда они не могли войти». [21] Международная Эвианская конференция 6 июля 1938 года рассмотрела проблему иммиграции евреев и цыган в другие страны. К моменту проведения конференции более 250 000 евреев покинули Германию и Австрию, аннексированные Германией в марте 1938 года; более 300 000 немецких и австрийских евреев продолжали искать убежища и убежища от угнетения. По мере того как число евреев и цыган, желающих уехать, увеличивалось, ограничения против них росли, и многие страны ужесточали правила въезда. К 1938 году Германия «вступила в новую радикальную фазу антисемитской деятельности». [22] Некоторые историки полагают, что нацистское правительство обдумывало запланированную вспышку насилия против евреев и ждало соответствующей провокации; есть свидетельства этого планирования, датируемые 1937 годом. [23] В интервью 1997 года немецкий историк Ганс Моммзен заявил, что основным мотивом погрома было желание гауляйтеров НСДАП захватить еврейскую собственность и бизнес . [24] Моммзен заявил:

Потребность партийной организации в деньгах возникла из-за того, что партийный казначей Франц Ксавер Шварц не давал денег местным и региональным организациям партии. Осенью 1938 года усиление давления на еврейскую собственность подпитывало амбиции партии, особенно после того, как Ялмар Шахт был смещен с поста рейхсминистра экономики. Однако это был лишь один из аспектов возникновения ноябрьского погрома 1938 года. Польское правительство пригрозило экстрадировать всех евреев, которые были польскими гражданами, но останутся в Германии, создавая тем самым бремя ответственности на немецкой стороне. Непосредственной реакцией гестапо было вытеснение польских евреев — 16 000 человек — через границу, но эта мера не удалась из-за упрямства польских таможенников. Потеря престижа в результате этой неудачной операции потребовала какой-то компенсации. Таким образом, чрезмерная реакция на попытку Гершеля Гриншпана против дипломата Эрнста фон Рата возникла и привела к ноябрьскому погрому. На фоне погрома обозначился резкий раскол интересов между различными органами партии и государства. Хотя нацистская партия была заинтересована в улучшении своего финансового положения на региональном и местном уровне путем захвата еврейской собственности, Герман Геринг , ответственный за четырехлетний план, надеялся получить доступ к иностранной валюте, чтобы оплатить импорт крайне необходимого сырья. Гейдрих и Гиммлер были заинтересованы в поощрении еврейской эмиграции. [24]

Сионистское писало в феврале 1938 года, что , руководство Британского мандата в Палестине согласно «очень надежному частному источнику, восходящему к высшим эшелонам руководства СС», существовало «намерение провести подлинную и драматический погром в Германии в большом масштабе в ближайшем будущем». [25]

Польские евреи изгнаны из Германии в конце октября 1938 г.

Изгнание польских евреев в Германию [ править ]

В августе 1938 года власти Германии объявили, что виды на жительство для иностранцев аннулируются и их необходимо продлевать. [ нужна ссылка ] Сюда входили евреи немецкого происхождения, имеющие иностранное гражданство. Польша заявила, что откажется от прав гражданства польских евреев, проживающих за рубежом, в течение как минимум пяти лет после конца октября, что фактически сделает их апатридами. [26] В ходе так называемого « Поленактиона » более 12 000 польских евреев, среди них философ и богослов раввин Авраам Иошуа Хешель и будущий литературный критик Марсель Райх-Раницкий , были изгнаны из Германии 28 октября 1938 года по приказу Гитлера. Им было приказано покинуть свои дома за одну ночь, и им разрешили нести только один чемодан на человека для перевозки своих вещей. Когда евреев увезли, оставшееся у них имущество было конфисковано как награбленное как нацистскими властями, так и соседями. [ нужна ссылка ]

Депортированных доставили из домов на железнодорожные станции и посадили в поезда до польской границы, откуда польские пограничники отправили их обратно в Германию. Эта тупиковая ситуация продолжалась несколько дней под проливным дождем, когда евреи маршировали без еды и крова между границами. [27] Четырем тысячам был разрешен въезд в Польшу, но остальные 8 тысяч были вынуждены остаться на границе. Там они ждали в суровых условиях разрешения на въезд в Польшу. Британская газета сообщила своим читателям, что сотни «сообщается, что сотни людей лежат без гроша в кармане и заброшены в маленьких деревнях вдоль границы, недалеко от того места, где они были изгнаны гестапо и уехали». [28] Условия в лагерях беженцев «были настолько плохими, что некоторые даже пытались бежать обратно в Германию и были застрелены», вспоминала британка, которую отправили помогать изгнанным. [29]

фон Расстрел Рата

Гершель Гриншпан , 7 ноября 1938 г.
Эрнст фон Рат

Среди изгнанных была семья Сенделя и Ривы Гриншпан, польских евреев, эмигрировавших в Германию в 1911 году и поселившихся в Ганновере , Германия. На суде над Адольфом Эйхманом в 1961 году Зендель Гриншпан рассказал о событиях их депортации из Ганновера в ночь на 27 октября 1938 года: «Затем нас посадили в полицейские грузовики, в грузовики для заключенных, по 20 человек в каждом грузовике, и они отвезли нас на вокзал. На улицах было полно людей, кричавших: « Juden Raus! Auf Nach Palästina! » («Евреи вон, в Палестину!»). [30] Их семнадцатилетний сын Гершель жил в Париже с дядей. [14] Гершель получил открытку от своей семьи с польской границы, в которой описывалось изгнание семьи: «Никто не сказал нам, что произошло, но мы поняли, что это будет конец… У нас нет ни гроша. Не могли бы вы прислать нам что-нибудь?" [31] Он получил открытку 3 ноября 1938 года.

Утром в понедельник, 7 ноября 1938 года, он купил револьвер и коробку с патронами, затем пошел в посольство Германии и попросил встречи с сотрудником посольства. После того, как его доставили в офис нацистского дипломата Эрнста фон Рата , Гриншпан выпустил в Фом Рата пять пуль, две из которых попали ему в живот. Фом Рат был профессиональным дипломатом Министерства иностранных дел, который выражал антинацистские симпатии, в основном основанные на обращении нацистов с евреями, и находился под следствием гестапо за свою политическую ненадежность. [32] Однако он также утверждал, что антисемитские законы «необходимы» для процветания Volksgemeinschaft . [33]

Гриншпан не пытался скрыться от французской полиции и открыто признался в стрельбе. В кармане он нес открытку родителям с надписью: «Да простит меня Бог… Я должен протестовать так, чтобы весь мир услышал мой протест, и я это сделаю». Широко распространено мнение, что убийство было политически мотивированным, но историк Ханс-Юрген Дёшер говорит, что стрельба могла быть результатом неудачного любовного романа и что Гриншпан и фон Рат стали близкими людьми после того, как встретились в Ле-Бёф-сюр-ле-Туа. , который в то время был популярным местом встреч геев и бисексуальных мужчин. [34]

На следующий день правительство Германии приняло ответные меры, запретив еврейским детям посещать немецкие государственные начальные школы, приостановив на неопределенный срок еврейскую культурную деятельность и прекратив публикацию еврейских газет и журналов, в том числе трех национальных немецких еврейских газет. Британская газета описала последний шаг, который отрезал еврейское население от его лидеров, как «намеревающийся разрушить еврейскую общину и лишить ее последних хрупких уз, которые удерживают ее вместе». [18] Их права как граждан были лишены. [35] Одной из первых принятых правовых мер был приказ Генриха Гиммлера, командующего всей немецкой полицией, запрещающий евреям владеть каким бы то ни было оружием и налагающий наказание в виде двадцатилетнего заключения в концентрационном лагере на каждого еврея, уличенного в дальнейшем при хранении оружия. . [36]

Pogrom [ edit ]

Эрнста Рата Смерть фон

Эрнст фон Рат умер от ран 9 ноября 1938 года. Известие о его смерти дошло до Гитлера в тот вечер, когда он был с несколькими ключевыми членами нацистской партии на ужине, посвященном Пивному путчу 1923 года . После интенсивных дискуссий Гитлер внезапно покинул собрание, не произнеся своего обычного обращения. Министр пропаганды Йозеф Геббельс выступил вместо него с речью и заявил, что «фюрер решил, что... демонстрации не должны готовиться или организовываться партией, но, поскольку они возникают спонтанно, им не следует препятствовать». [37] Главный партийный судья Вальтер Бух позже заявил, что послание было ясным; этими словами Геббельс приказал лидерам партии организовать погром. [38]

Некоторые ведущие партийные чиновники не согласились с действиями Геббельса, опасаясь дипломатического кризиса, который это спровоцирует. Генрих Гиммлер писал: «Я полагаю, что именно мания величия Геббельса... и глупость стали причиной начала этой операции сейчас, в особенно сложной дипломатической ситуации». [39] Израильский историк Саул Фридлендер считает, что у Геббельса были личные причины желать устроить «Хрустальную ночь» . Геббельс недавно перенес унижение из-за неэффективности своей пропагандистской кампании во время Судетского кризиса и находился в некоторой опале из-за романа с чешской актрисой Лидой Бааровой . Геббельсу нужен был шанс улучшить свое положение в глазах Гитлера. В 1:20 ночи 10 ноября 1938 года Рейнхард Гейдрих отправил срочную секретную телеграмму в Sicherheitspolizei (Полиция безопасности; SiPo) и Sturmabteilung (SA), содержащую инструкции относительно беспорядков. Сюда входили руководящие принципы по защите иностранцев, нееврейского бизнеса и собственности. Полиции было приказано не вмешиваться в беспорядки, если не будут нарушены правила. Полиции также было приказано конфисковывать еврейские архивы из синагог и общественных учреждений, а также арестовывать и задерживать «здоровых евреев-мужчин, не слишком старых» для последующей отправки в (трудовые) концентрационные лагеря. [40] Генрих Мюллер в послании командирам СА и СС заявил, что против еврейского народа должны быть приняты «самые крайние меры». [41]

Беспорядки и Хрустальная ночь [ править ]

Хрустальная ночь , повреждение магазина в Магдебурге

Начиная с 9 ноября, СА и Гитлерюгенд разбили витрины около 7500 еврейских магазинов и предприятий (отсюда и название « Хрустальная ночь») и разграбили их товары. [42] [7] Еврейские дома были разграблены по всей Германии. Хотя насилие против евреев не было открыто одобрено властями, были случаи избиения или нападения на евреев. После насилия полицейские управления зафиксировали большое количество самоубийств и изнасилований. [7]

Мятежники разрушили 267 синагог по всей Германии, Австрии и Судетской области. [7] Более 1400 синагог и молитвенных комнат, [43] многие еврейские кладбища, более 7000 еврейских магазинов и 29 универмагов были повреждены, а во многих случаях разрушены. Более 30 000 мужчин-евреев были арестованы и заключены в нацистские концентрационные лагеря; прежде всего Дахау , Бухенвальд и Заксенхаузен . [44]

Синагоги, которым несколько столетий, также стали жертвами значительного насилия и вандализма, а тактика, которую штурмовики практиковали на этих и других священных местах, консул Соединенных Штатов в Лейпциге охарактеризовал как «приближение к омерзительным». Надгробия были вырваны с корнем, а могилы осквернены. Были зажжены костры, в них бросали молитвенники, свитки, произведения искусства и философские тексты, а драгоценные здания были либо сожжены, либо разрушены до неузнаваемости. Эрик Лукас вспоминает разрушение синагоги, которую крошечная еврейская община построила в маленькой деревне всего двенадцатью годами ранее:

Вскоре посыпались первые тяжелые серые камни, и деревенские дети развлекались, бросая камни в разноцветные окна. Когда первые лучи холодного и бледного ноябрьского солнца пробились сквозь тяжелые темные тучи, маленькая синагога превратилась в груду камня, битого стекла и разбитых деревянных конструкций. [45]

Корреспондент Daily Telegraph Хью Грин писал о событиях в Берлине:

В течение дня и вечера в Берлине царил закон мафии, и орды хулиганов предались оргии разрушения. За последние пять лет я видел несколько антиеврейских вспышек в Германии, но никогда не было ничего более отвратительного, чем эта. Расовая ненависть и истерия, казалось, полностью овладели порядочными людьми. Я видел, как модно одетые женщины хлопали в ладоши и кричали от радости, в то время как респектабельные матери из среднего класса держали своих детей на руках, чтобы увидеть «веселье». [46]

Однако многим берлинцам было очень стыдно за погром, а некоторые пошли на большой личный риск, предлагая помощь своим осажденным еврейским соседям. Сын сотрудника консульства США услышал крик уборщика его дома: «Они, должно быть, опустошили приюты для умалишенных и тюрьмы, чтобы найти людей, которые могли бы делать подобные вещи!» [47]

KOLD кратко сообщил о митинге памяти 2008 года в местной еврейской общине. По словам очевидца Эстер Харрис: «Они рвали вещи, книги, опрокидывали мебель, выкрикивали нецензурную лексику». [48] Историк Герхард Вайнберг сказал:

Молитвенные дома сожжены и разрушены вандалами во всех общинах страны, где люди либо участвуют, либо наблюдают. [48]

Последствия [ править ]

Разрушенная синагога в Мюнхене после Хрустальной ночи.
Разрушенная синагога в Айзенахе после Хрустальной ночи.

Бывший кайзер Германии Вильгельм II прокомментировал: «Впервые мне стыдно быть немцем». [49]

Геринг, который был за экспроприацию собственности евреев, а не за ее уничтожение, как это произошло во время погрома, сразу же после событий напрямую пожаловался шефу полиции безопасности Гейдриху: «Я бы предпочел, чтобы вы расправились с двумястами евреями, чем уничтожить так много ценных активов!» ( «Я бы предпочел, если бы вы убили 200 евреев, а не уничтожали такие ценности!» ). [50] 12 ноября Геринг встретился с другими членами нацистского руководства, чтобы спланировать следующие шаги после беспорядков, подготовив почву для официальных действий правительства. В стенограмме встречи Геринг сказал:

Я получил письмо, написанное по приказу фюрера , с просьбой, чтобы еврейский вопрос был сейчас, раз и навсегда, скоординирован и решен тем или иным способом... Я не хочу оставлять никаких сомнений, господа, относительно цели сегодняшней встречи. Мы собрались вместе не только для того, чтобы еще раз поговорить, но и для того, чтобы принять решения, и я умоляю компетентные органы принять все меры для устранения евреев из немецкой экономики и передать их мне. [51]

Преследования и экономический ущерб, нанесенный немецким евреям, продолжались после погрома, даже несмотря на то, что их предприятия были разграблены. Они были вынуждены выплатить Judenvermögensabgabe , коллективный штраф или «искупительный взнос» в размере одного миллиарда рейхсмарок за убийство фон Рата (что эквивалентно 4 миллиардам евро в 2021 году или 7 миллиардам долларов США в 2020 году), который был взиман путем принудительного приобретения 20% акций. всей еврейской собственности, принадлежащей государству. Вместо этого шесть миллионов рейхсмарок в виде страховых выплат за материальный ущерб, причиненный еврейской общиной, были выплачены правительству Рейха в качестве «ущерба немецкой нации». Евреи были обязаны оплатить весь ущерб, нанесенный погромом их домам и предприятиям. [52] [53] [54]

Число эмигрировавших евреев резко возросло, как и тех, кто смог покинуть страну. За десять месяцев после «Хрустальной ночи» из Рейха эмигрировали более 115 000 евреев. [55] Большинство отправилось в другие европейские страны, в Соединенные Штаты или в Подмандатную Палестину , хотя по меньшей мере 14 000 человек добрались до Шанхая , Китай . В рамках государственной политики нацисты захватывали дома, магазины и другое имущество, оставленное эмигрантами. Многие из разрушенных остатков еврейской собственности, разграбленной во время Хрустальной ночи, были сброшены недалеко от Бранденбурга . В октябре 2008 года эту свалку обнаружил Ярон Сворай , журналист-расследователь. На этом месте размером с четыре футбольных поля хранилось большое количество личных и церемониальных предметов, разграбленных во время беспорядков против еврейской собственности и мест отправления культа в ночь на 9 ноября 1938 года. Считается, что товары были доставлены по железной дороге на окраину. деревни и сброшены на отведенную для этого землю. Среди найденных предметов были стеклянные бутылки с выгравированной звездой Давида , мезузот , расписные подоконники и подлокотники стульев, найденных в синагогах, а также орнаментальная свастика. [56]

Ответы на «Хрустальную ночь» [ править ]

В Германии [ править ]

Реакция немцев-неевреев на «Хрустальную ночь» была неоднозначной. На сцене собралось множество зрителей, большинство молчали. Местные пожарные службы ограничились предотвращением распространения огня на соседние здания. В Берлине лейтенант полиции Отто Беллгардт запретил солдатам СА поджечь Новую синагогу , за что его начальник получил устный выговор от комиссара. [57]

Портрет Пауля Эрлиха , поврежденный во время Хрустальной ночи , затем восстановленный немецким соседом.

Британский историк Мартин Гилберт считает, что «многие неевреи возмутились этой облавой». [58] его мнение поддержал немецкий свидетель доктор Артур Флехингер, который вспоминает, как видел, как «люди плакали, наблюдая за происходящим из-за кулис». [59] Рольф Дессауэрс вспоминает, как сосед подошел и восстановил портрет Пауля Эрлиха , «разрезанный на ленточки» штурмовиками . «Он хотел, чтобы было известно, что не все немцы поддерживают «Хрустальную ночь». [60]

Масштабы ущерба, нанесенного «Хрустальной ночью», были настолько велики, что многие немцы, как говорят, выразили свое неодобрение и назвали ее бессмысленной. [61] не было никаких личных комментариев или даже подтверждений немецкого лидера Адольфа Гитлера Однако от самого по поводу «Хрустальной ночи» . [62]

В статье, опубликованной вечером 11 ноября, Геббельс приписал события Хрустальной ночи «здоровым инстинктам» немецкого народа. Далее он объяснил: «Немецкий народ является антисемитом. Он не желает, чтобы его права ограничивались или чтобы его провоцировали в будущем паразиты еврейской расы». [63] Менее чем через 24 часа после Хрустальной ночи Адольф Гитлер произнес часовую речь перед группой журналистов, в которой он полностью проигнорировал недавние события, которые были у всех на уме. По словам Юджина Дэвидсона, причиной этого было то, что Гитлер хотел избежать прямой связи с событием, о котором, как ему было известно, многие из присутствующих осудили, несмотря на неубедительное объяснение Геббельса о том, что «Хрустальная ночь» была вызвана народным гневом. [62] Геббельс встретился с иностранной прессой во второй половине дня 11 ноября и заявил, что поджоги синагог и повреждение еврейской собственности были «спонтанными проявлениями негодования по поводу убийства герра фон Рата молодым евреем Гринсбаном [так в оригинале]». [64]

В 1938 году, сразу после Хрустальной ночи, психолог Михаэль Мюллер-Клавдиус опросил 41 случайно выбранного члена нацистской партии об их отношении к расовым преследованиям. Из опрошенных членов партии 63% выразили крайнее возмущение по этому поводу, тогда как только 5% выразили одобрение расовым преследованиям, остальные отреагировали уклончиво. [65] Исследование, проведенное в 1933 году, показало, что 33% членов нацистской партии не придерживаются расовых предрассудков, а 13% поддерживают преследования. Сара Энн Гордон видит две возможные причины этой разницы. Во-первых, к 1938 году большое количество немцев присоединилось к нацистской партии по прагматическим соображениям, а не по идеологии, что снизило процент ярых антисемитов; во-вторых, «Хрустальная ночь» могла побудить членов партии отвергнуть антисемитизм, который был для них приемлем в абстрактном плане, но который они не могли поддержать, когда увидели его в конкретных проявлениях. [66] Во время событий «Хрустальной ночи» несколько гауляйтеров и их заместителей отказались от приказа провести «Хрустальную ночь», а многие лидеры СА и Гитлерюгенда также открыто отказались от партийных приказов, выразив при этом отвращение. [67] Некоторые нацисты помогали евреям во время Хрустальной ночи. [67]

После 1945 года некоторые синагоги были восстановлены. На этом в Берлине есть мемориальная доска с надписью «Никогда не забывай», распространенное выражение в Берлине.

Поскольку было известно, что немецкая общественность не поддержала «Хрустальную ночь», министерство пропаганды приказало немецкой прессе изображать противников расовых преследований как нелояльных. [68] Прессе также было приказано преуменьшать значение Хрустальной ночи, описывая только общие события на местном уровне, с запретом на изображение отдельных событий. [69] В 1939 году это правило было расширено до запрета сообщать о любых антиеврейских мерах. [70]

Посол США в Германии сообщил:

Учитывая, что это тоталитарное государство, удивительной особенностью ситуации здесь является интенсивность и масштаб осуждения немецкими гражданами недавних событий против евреев. [71]

К ужасу нацистов, «Хрустальная ночь» повлияла на общественное мнение вопреки их желаниям. Пик оппозиции нацистской расовой политике был достигнут именно тогда, когда, согласно почти всем данным, подавляющее большинство немцев отвергло насилие, совершаемое против евреев. [72] Число устных жалоб быстро росло, и, например, Дюссельдорфское отделение гестапо сообщило о резком снижении антисемитских настроений среди населения. [73]

Есть много признаков протестантского и католического неодобрения расовых преследований; например, антинацистские протестанты приняли Барменскую декларацию в 1934 году, а католическая церковь уже распространяла пастырские послания с критикой нацистской расовой идеологии, и нацистский режим ожидал встретить организованное сопротивление с ее стороны после Хрустальной ночи. [74] Однако католическое руководство, как и различные протестантские церкви, воздержалось от организованных действий. [74]

Мартин Зассе, член нацистской партии и епископ Евангелическо-лютеранской церкви в Тюрингии , ведущий член нацистских немецких христиан , одной из раскольнических фракций немецкого протестантизма, опубликовал сборник сочинений Мартина Лютера вскоре после Хрустальной ночи ; Сассе «аплодировал сожжению синагог» и совпадению дня, написав во введении: «10 ноября 1938 года, в день рождения Лютера, в Германии горят синагоги». Немецкий народ, убеждал он, должен прислушаться к этим словам «величайшего антисемита своего времени, предостерегающего свой народ от евреев». [75] Диармайд МакКаллок утверждал, что брошюра Лютера 1543 года « О евреях и их лжи» была «планом» Хрустальной ночи . [76]

На международном уровне [ править ]

Британские евреи протестуют против иммиграционных ограничений в Палестину после Хрустальной ночи, ноябрь 1938 г.

Хрустальная ночь вызвала международное возмущение. По мнению Фолькера Ульриха , «…была перейдена черта: Германия вышла из сообщества цивилизованных наций». [77] Это дискредитировало пронацистские движения в Европе и Северной Америке , что привело к резкому снижению их поддержки. Многие газеты осудили «Хрустальную ночь» , а некоторые сравнили ее с кровавыми погромами, спровоцированными имперской Россией . США отозвали своего посла (но не разорвали дипломатические отношения), в то время как другие правительства в знак протеста разорвали дипломатические отношения с Германией. Британское правительство одобрило программу «Киндертранспорт» для детей-беженцев.

Погром стал поворотным моментом в отношениях между нацистской Германией и остальным миром. Жестокость «Хрустальной ночи» и целенаправленная политика нацистского правительства по поощрению насилия, как только оно началось, обнажили репрессивный характер и широко распространенный антисемитизм, укоренившийся в Германии. Таким образом, мировое общественное мнение резко повернулось против нацистского режима, а некоторые политики призвали к войне. 6 декабря 1938 года Уильям Купер , австралийский абориген, возглавил делегацию Лиги австралийских аборигенов в марше через Мельбурн к консульству Германии, чтобы передать петицию, в которой осуждалось «жестокое преследование еврейского народа со стороны нацистского правительства Германии». . Немецкие официальные лица отказались принять предложенный документ. [78]

После Хрустальной ночи Сальвадор Альенде , Габриэль Гонсалес Видела , Мармадьюк Гроув , Флоренсио Дуран и другие члены Конгресса Чили направили Адольфу Гитлеру телеграмму, осуждающую преследования евреев. [79] Более личным откликом в 1939 году стала оратория «Дитя нашего времени» английского композитора Майкла Типпета . [80] Как только правительство Швеции было проинформировано о Хрустальной ночи , оно успешно потребовало от нацистских властей проставить букву J красными чернилами в паспортах немецких евреев, чтобы шведским пограничникам было легче их выгнать. [81]

Послевоенные испытания [ править ]

После окончания Второй мировой войны над Хрустальной ночью прошли сотни процессов. Судебные процессы проводились исключительно немецкими и австрийскими судами; оккупационные власти союзников не обладали юрисдикцией, поскольку ни одна из жертв не была гражданами союзников. [82]

Хрустальная ночь как переломный момент [ править ]

«Хрустальная ночь» изменила характер преследования евреев нацистской Германией: от экономической, политической и социальной изоляции до физического насилия, включая избиения, тюремное заключение и убийства; это событие часто называют началом Холокоста . С этой точки зрения его описывают не только как погром, но и как критический этап процесса, в котором каждый шаг становится семенем следующего шага. [83] В сообщении упоминалось, что зеленый свет Гитлера на «Хрустальную ночь» был дан с уверенностью, что это поможет ему реализовать свои амбиции по избавлению от евреев в Германии. [83] До этого крупномасштабного и организованного насилия против евреев основной целью нацистов было изгнание их из Германии, оставив позади их богатство. [83] По словам историка Макса Рейна в 1988 году, «наступила Хрустальная ночь… и все изменилось». [84]

Хотя ноябрь 1938 года предшествовал открытому провозглашению « окончательного решения », он предвещал геноцид грядущий время Хрустальной ночи газета СС . Примерно во Das Schwarze Korps призывала к «уничтожению мечами и пламенем». На конференции на следующий день после погрома Герман Геринг заявил: «Еврейская проблема достигнет своего решения, если в ближайшее время мы будем втянуты в войну за пределами нашей границы — тогда очевидно, что нам придется добиться окончательного решения». отчитаться перед евреями». [18]

«Хрустальная ночь» также сыграла важную роль в изменении мирового общественного мнения. В Соединенных Штатах, например, именно этот конкретный инцидент стал символом нацизма , создав связь между национал-социализмом и злом . [85]

Современные ссылки [ править ]

Пять десятилетий спустя ассоциация 9 ноября с годовщиной Хрустальной ночи , а также более ранний Пивной путч были названы основной причиной того, почему Шиксальстаг , день Берлинской стены падения в 1989 году, не был превращен в новый немецкий национальный праздник ; был выбран другой день (3 октября 1990 г., воссоединение Германии ). [ нужна ссылка ]

Композиция 1988 года "Verklärte Kristallnacht" гитариста авангардиста - Гэри Лукаса сочетает в себе то, что станет национальным гимном Израиля через десять лет после "Хрустальной ночи" , " Hatikvah ", с фразами из государственного гимна Германии " Deutschland Über Alles " на фоне диких электронных воплей. и шум призваны стать звуковым представлением ужасов Хрустальной ночи . Премьера состоялась на Берлинском джазовом фестивале 1988 года и получила восторженные отзывы. (Название является отсылкой к работе Арнольда Шенберга 1899 года « Verklärte Nacht », которая предвосхищала его новаторскую работу в области атональной музыки ; Шенберг был австрийским евреем, который переехал в Соединенные Штаты, спасаясь от нацистов). [86]

В 1989 году Эл Гор , тогда сенатор от штата Теннесси , а затем вице-президент США об «экологической Хрустальной ночи» , написал в The New York Times . Он полагал, что происходящие тогда события, такие как вырубка лесов и истощение озонового слоя , стали прообразом большей экологической катастрофы, точно так же, как «Хрустальная ночь» стала прообразом Холокоста. [87]

«Хрустальная ночь» послужила вдохновением для альбома 1993 года «Хрустальная ночь» композитора Джона Цорна . немецкой пауэр-метал- группы Masterplan Дебютный альбом Masterplan (2003) включает антинацистскую песню «Crystal Night» в качестве четвертого трека. Немецкая группа BAP опубликовала песню под названием « Kristallnaach » на своем кельнском диалекте , посвященную эмоциям, порожденным Хрустальной ночью . [88]

«Хрустальная ночь» вдохновила на создание в 1988 году композиции «Mayn Yngele» композитора Фредерика Ржевского , о которой он говорит: «Я начал писать это произведение в ноябре 1988 года, к 50-летию Хрустальной ночи… Мое произведение представляет собой размышление об этой исчезнувшей части. еврейской традиции, которая своим отсутствием так сильно окрашивает культуру нашего времени». [89]

В 2014 году газета Wall Street Journal опубликовала письмо миллиардера Томаса Перкинса , в котором «прогрессивная война против американского одного процента» самых богатых американцев и Occupy «демонизация богатых» движения с Хрустальной ночью и антисемитизмом в нацистской Германии . [90] Письмо подверглось широкой критике и осуждению в The Atlantic . [91] Независимый , [92] среди блоггеров, пользователей Твиттера и «своих коллег в Кремниевой долине ». [93] Впоследствии Перкинс извинился за сравнения с нацистской Германией, но в остальном поддержал свое письмо, заявив: «В эпоху нацизма это была расовая демонизация, теперь это классовая демонизация». [93]

Хрустальная ночь упоминалась как явно, так и косвенно в бесчисленных случаях вандализма еврейской собственности, включая снос надгробий на еврейском кладбище в пригороде Сент-Луиса, штат Миссури, [94] и два вандализма Мемориала Холокоста в Новой Англии в 2017 году , о которых говорит основатель мемориала Стив Росс в своей книге « Из разбитого стекла: моя история обретения надежды в гитлеровских лагерях смерти, чтобы вдохновить новое поколение» . [95] Министр финансов Шри-Ланки Мангала Самаравира также использовала этот термин для описания насилия в отношении мусульман со стороны сингальских националистов в 2019 году. [96]

Хрустальную ночь публично упомянул 10 января 2021 года бывший губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер в речи, осуждающей действия президента Дональда Трампа и нападение, которое он спровоцировал на Капитолий США 6 января. [97] [98]

9 ноября 2022 года пользователям приложения KFC в Германии было отправлено сообщение: «Это день памяти Хрустальной ночи! Побалуйте себя более нежным сыром на хрустящей курице». Примерно через час KFC принесла извинения, обвинив в исходном сообщении «ошибку в нашей системе». [99]

В Fortnite Holocaust Museum , виртуальном музее, основанном на видеоигре Fortnite , будет представлена ​​экспозиция, посвященная Хрустальной ночи. [100]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Информационные примечания

  1. ^ "Окна магазинов, принадлежащих евреям, которые были разбиты во время скоординированной антиеврейской демонстрации в Берлине, известной как Хрустальная ночь , 10 ноября 1938 года. Нацистские власти закрывали глаза, когда штурмовики СА и гражданские лица разрушали витрины магазинов молотками, оставляя улицы засыпанными в осколках разбитых окон был убит девяносто один еврей, а 30 000 мужчин-евреев были отправлены в концентрационные лагеря». [10]

Цитаты

  1. ^ Беренбаум, Майкл (20 декабря 2018 г.). «Хрустальная ночь» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 22 июля 2019 года . Проверено 1 июля 2019 г. Хрустальная ночь (нем. «Хрустальная ночь»), также называемая Ночью разбитого стекла или Ноябрьскими погромами.
  2. ^ «Ноябрьский погром (Хрустальная ночь)» . Национальный центр и музей Холокоста Бет Шалом . 14 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 1 июля 2019 г. Проверено 1 июля 2019 г. Ноябрьский погром имеет и другое название — «Хрустальная ночь» , что означает «Хрустальная ночь». Эта Ночь Кристалла отсылает к Ночи Разбитого Стекла...
  3. ^ Аксельрод, Тоби (9 ноября 2022 г.). «В Германии Хрустальная ночь носит другое название. Вот почему» . Проверено 13 ноября 2023 г.
  4. ^ « Месть немецкой мафии евреям», The Daily Telegraph , 11 ноября 1938 г., цитируется в Гилберт, Мартин (2006). Хрустальная ночь: Прелюдия к разрушению . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. п. 42. ИСБН  978-0060570835 .
  5. ^ Шваб, Джеральд (1990). День начала Холокоста: Одиссея Гершеля Гриншпана . Прегер. п. 14. ISBN  9780275935764 . Архивировано из оригинала 6 июня 2021 года . Проверено 22 декабря 2016 г. ...фом Рат вступил в НСДАП (нацистскую партию) 14 июля 1932 года, задолго до прихода Гитлера к власти.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гилберт 2006 , стр. 13–14.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Хрустальная ночь» . Мемориальный музей Холокоста США . Архивировано из оригинала 18 мая 2018 года . Проверено 19 мая 2018 г.
  8. ^ Беренбаум, Майкл ; Крамер; Арнольд (2005). Мир должен знать . Мемориальный музей Холокоста США . п. 49.
  9. ^ Гилберт 2006 , стр. 30–33.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тейлор, Алан (19 июня 2011 г.). «Вторая мировая война: до войны» . Атлантика . Архивировано из оригинала 7 января 2015 года.
  11. ^ «Черный день для Германии», The Times , 11 ноября 1938 г., цитируется по Gilbert 2006 , p. 41.
  12. ^ «Хрустальная ночь: ущерб и смерть» . Отрицание Холокоста на суде . Университет Эмори. 2018. Архивировано из оригинала 22 января 2020 года . Проверено 9 сентября 2019 г.
  13. ^ Зоннек, Гернот; Хирнспегерер, Ганс; Мундшютц, Рейнхард (2012). «Suizid und Suizidprävention 1938-1945 в Вене [Самоубийства и предотвращение самоубийств в Вене с 1938 по 1945 год]». Нейропсихиатрия (на немецком языке). 26 (3): 111–20. дои : 10.1007/s40211-012-0032-8 . ПМИД   23055305 . В Вене число самоубийств также значительно возросло до 1939 г.: 1358 самоубийств в 1938 г. (более половины из них – евреи); в 1939 году их было значительно меньше: 1045 самоубийств. Уровень самоубийств (количество самоубийств на 100 000 человек) составил 73 и 56 соответственно – для сравнения, в 2008 году в Вене было 189 самоубийств, то есть уровень самоубийств составил 11,2 (рис. 1). Проблема самоубийств была очень распространена - только во время "Рейххрустальной ночи" - 9/10. Ноябрь 1938 г. – 680 евреев в Австрии покончили жизнь самоубийством.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Множественный (1998). «Хрустальная ночь». Энциклопедия Хатчинсона . Энциклопедии Хатчинсона (18-е изд.). Лондон: Геликон. п. 1199. ISBN  1-85833-951-0 .
  15. ^ Гольдштейн, Джозеф (1995). Еврейская история в наше время . Сассекс Академик Пресс . стр. 43–44. ISBN   978-1-898723-06-6 .
  16. ^ Труман, Крис. «Нацистская Германия – диктатура» . Архивировано из оригинала 6 марта 2008 года . Проверено 12 марта 2008 г.
  17. ^ «Акт о разрешении Гитлера» . Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 12 марта 2008 г.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гилберт 2006 , с. 23
  19. ^ Купер, РМ (1992). Ученые-беженцы: беседы с Тесс Симпсон . Лидс. п. 31. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  20. ^ «Холокост» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2013 года . Проверено 12 марта 2008 г.
  21. ^ Manchester Guardian , 23 мая 1936 г., цитируется в AJ Sherman, Island Refuge, Britain and the Refugees from the Third Reich, 1933–1939 (Лондон, Elek Books Ltd, 1973), стр. 112, также в Эвианской конференции - Зеленый свет Гитлера геноциду. Архивировано 27 августа 2013 года в Wayback Machine , Аннетт Шоу.
  22. ^ Джонсон, Эрик. Нацистский террор: гестапо, евреи и простые немцы . США: Basic Books, 1999, с. 117.
  23. ^ Фридлендер, Саул. Нацистская Германия и евреи , том 1: Годы преследований 1933–1939 , Лондон: Феникс, 1997, с. 270
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Моммзен, Ганс (12 декабря 1997 г.). «Интервью с Гансом Моммзеном» (PDF) . Яд Вашем. Архивировано (PDF) из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 6 февраля 2010 г.
  25. ^ Георг Ландауэр Мартину Розенблуту, 8 февраля 1938 г., цит. по Friedländer, loc. цит.
  26. ^ « Польская акция» и погромы 1938 года — «Сейчас бушует народный гнев. Пусть работает" " . Зеркало (на немецком языке). 29 октября 2018 года. Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 9 ноября 2018 г.
  27. ^ Корб, Ноам (2020). « Из слез идут реки, из рек приходят океаны, из океанов — потоп»: Поленактион, 1938-1939» . Исследования Яд Вашем . 48 : 21–69.
  28. ^ «Темное мировоззрение изгнанных евреев» . Газетная статья . Лондон: Таймс. 1 ноября 1938 года. Архивировано из оригинала 23 мая 2010 года . Проверено 12 марта 2008 г.
  29. ^ «Воспоминания о Розалинде Херцфельд», Jewish Chronicle, 28 сентября 1979 г., стр. 80; цитируется по Гилберту, Холокост — еврейская трагедия , Лондон: William Collins Sons & Co. Ltd, 1986.
  30. ^ Ханна Арендт, Эйхман в Иерусалиме , с. 228.
  31. ^ Государственный архив Германии, Потсдам , цитируется по Рите Тальманн и Эммануэлю Файнерманну, Хрустальная ночь, 9–10 ноября 1938 г. , стр. 33, 42.
  32. ^ Уильям Л. Ширер, Взлет и падение Третьего рейха , с. 430.
  33. ^ Шваб, Джеральд (1990). День начала Холокоста . Нью-Йорк: Прегер. п. 15.
  34. Стал ли гей-роман катализатором Хрустальной ночи? Архивировано 25 августа 2013 года в Wayback Machine Кейт Коннолли, The Guardian, 30 октября 2001 года.
    «7 ноября 1938 года еврей Гершель Гриншпан вошел в посольство Германии в Париже и застрелил Эрнста фон Рата, немецкого дипломата. Нацистские пропагандисты осудили стрельбу как террористический акт, направленный на содействие делу еврейской «мировой революции». и начал серию нападений, известную как «Хрустальная ночь» и Гриншпан встретились осенью 1938 года в баре Le Boeuf sur le Toit, популярном месте среди геев, и стали близкими людьми».
  35. ^ «Нацисты планируют месть евреям», News Chronicle , 9 ноября 1938 г.
  36. ^ «Нацисты громят, грабят и сжигают еврейские магазины и храмы, пока Геббельс не призовет остановиться», New York Times , 11 ноября 1938 г.
  37. ^ Фридлендер, op.cit., стр. 113.
  38. Уолтер Бух — Герингу, 13 февраля 1939 г., Михаэлис и Шрэплер, Причины, Том 12, стр. 582, цитируется по Friedländer, p. 271.
  39. ^ Грамл, Антисемитизм, с. 13 цитируется по Friedländer, op.cit., стр. 272.
  40. ^ «Секретные инструкции Гейдриха относительно беспорядков в ноябре 1938 года». Архивировано 7 августа 2017 года в Wayback Machine ( Центр Симона Визенталя ).
  41. ^ Шнабель, Реймунд (1957). Власть без морали . Франкфурт: Издательство Roederberg. п. 78.
  42. ^ Немецкие заметки, «Хрустальная ночь – Ночь разбитого стекла» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2005 года . Проверено 6 марта 2009 г. , получено 26 ноября 2007 г.
  43. ^ «Ложь о «Хрустальной ночи» - События 9/10 ноября 1938 года | ZbE» . www.zukunft-bedarf-erinnerung.de . 26 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2018 г. Проверено 19 марта 2019 г.
  44. ^ «Депортация евреев Регенсбурга в концентрационный лагерь Дахау». Архивировано 6 октября 2018 года в Wayback Machine ( Яд Вашем 57659). Фотоархив
  45. ^ Лукас, Эрик. «Государи», кибуц Кфар Блюм (Палестина), 1945, с. 171 цитируется по Gilbert, op.cit., стр. 67.
  46. ^ Карлтон Грин, Хью. Daily Telegraph , 11 ноября 1938 г., цитируется в «Дороге ко Второй мировой войне». Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine , Колледж Западной Новой Англии.
  47. ^ «Дорога ко Второй мировой войне». Архивировано 30 сентября 2007 года в Wayback Machine , Колледж Западной Новой Англии. [1]
  48. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Хрустальная ночь вспоминается» . www.kold.com. Архивировано из оригинала 10 июля 2009 года . Проверено 17 мая 2008 г.
  49. ^ Наши немецкие кузены: англо-германские отношения в 19 и 20 веках (1974), Джон Мандер, стр. 219
  50. ^ Дёшер, Ханс-Юрген (2000). «Рейххрустальная ночь» - Ноябрьские погромы 1938 года («'Рейххрустальная ночь': Ноябрьские погромы 1938 года»), Экон, 2000, ISBN   3-612-26753-1 , с. 131
  51. ^ Конот, Роберт. Правосудие в Нюрнберге , Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1983, стр. 164–72.
  52. ^ « JudenVermoegersabgabe» (Центр исследований Холокоста и геноцида)» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2006 года . Проверено 4 мая 2006 г.
  53. ^ Рауль Хильберг . Уничтожение европейских евреев , третье издание (Yale Univ. Press, 2003, c1961), гл.3.
  54. ^ Ульрих 2016 , с. 678.
  55. Еврейская эмиграция из Германии. Архивировано 12 мая 2013 г. в Wayback Machine (USHMM).
  56. ^ Коннолли, Кейт (22 октября 2008 г.). «Остатки Хрустальной ночи, раскопанные под Берлином» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 3 сентября 2013 года . Проверено 7 мая 2010 г.
  57. ^ Шеер, Регина (1993). «Я Ревьер 16 (На участке № 16)». Хакеше Хёфе. История и рассказы о прекрасной жизни в центре Берлина (Gesellschaft Hackesche Höfe eV (ред.), стр. 78 изд.). Берлин: Аргон. ISBN   3-87024-254-X .
  58. ^ Гилберт, соч. цит., с. 70
  59. ^ Доктор Артур Флехингер, «Пламя ярости», Jewish Chronicle , 9 ноября 1979 г., стр. 27, цитируется по делу Гилберта, лок. цит.
  60. ^ Ринде, Меир (2017). «История насилия» . Дистилляции . Том. 3, нет. 2. С. 6–9. Архивировано из оригинала 18 апреля 2018 года . Проверено 18 апреля 2018 г.
  61. ^ «НОВАЯ КАМПАНИЯ ПРОТИВ НАЦИСТИЧЕСКИХ ВСПЫШЕК ЕВРЕЕВ» . Аргус . 11 ноября 1938 г. с. 1. Архивировано из оригинала 6 июня 2021 года . Проверено 1 мая 2017 г. - через Trove.
  62. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Юджин Дэвидсон. Разрушение Адольфа Гитлера. Колумбия: Университет Миссури Press, 1996. ISBN   978-0-8262-1045-6 . п. 325
  63. ^ Daily Telegraph , 12 ноября 1938 г. Цитируется по Гилберту, Мартину. Хрустальная ночь: Прелюдия к разрушению . ХарперКоллинз, 2006, с. 142.
  64. ^ Архивное изображение Guardian зарубежной пресс-конференции Геббельса . Архивировано 12 сентября 2015 г. на Wayback Machine , получено 12 марта 2017 г.
  65. ^ Мюллер-Клавдий, Михаэль (1948). Антисемитизм и немецкая катастрофа . Франкфурт: Дж. Кнехт. стр. 76–77, 175–176.
  66. ^ Гордон 1984 , стр. 263–264.
  67. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гордон 1984 , с. 266.
  68. ^ Гордон 1984 , с. 159.
  69. ^ Гордон 1984 , с. 156.
  70. ^ Гордон 1984 , с. 157.
  71. ^ Гордон 1984 , с. 176.
  72. ^ Гордон 1984 , стр. 180, 207.
  73. ^ Гордон 1984 , стр. 175–179, 215.
  74. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гордон 1984 , стр. 251, 252, 258, 259.
  75. ^ Бернд Неллессен, «Безмолвная церковь: католики и преследование евреев», в Бюттнере (ред.) Немцы и преследование евреев в Третьем рейхе, стр. 265, цитируется в книге Дэниела Гольдхагена «Готовые палачи Гитлера» (Vintage, 1997).
  76. ^ Диармайд МакКаллок , Реформация: разделенный дом Европы, 1490-1700 гг . Нью-Йорк: Penguin Books Ltd, 2004, стр. 666–67.
  77. ^ Ульрих 2016 , с. 676.
  78. ^ Мискин, Мааяна (8 февраля 2010 г.). «Яд Вашем в честь аборигенов» . Национальные новости Израиля. Архивировано из оригинала 14 марта 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
  79. ^ «Телеграмма протеста против преследования евреев в Германии» (PDF) (на испанском языке). Эль Кларин де Чили. Архивировано (PDF) из оригинала 11 августа 2012 года . Проверено 19 октября 2014 г.
  80. ^ Льюис, Герайнт (май 2010 г.). «Типпет, сэр Майкл Кемп» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/69100 . Проверено 29 апреля 2012 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .) (Требуется подписка)
  81. ^ https://www.theguardian.com/commentisfree/2019/may/14/sweden-far-right-wartime-past
  82. ^ «Послевоенное правосудие – места ноябрьского погрома 1938 года в Инсбруке» . Проверено 10 октября 2022 г.
  83. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Стейнвейс, Алан Э. (2009). Хрустальная ночь 1938 года . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 3 . ISBN  9780674036239 .
  84. ^ Крефельд, г. (1988). Бывшие евреи Крефельда рассказывают о своем опыте во время так называемой Хрустальной ночи . Крефельдские евреи в Америке. Том 3. Цитируется в книге Джонсон, Эрик. Городской архив Крефельда: Основные книги. п. 117.
  85. ^ Александр, Джеффри (2009). Вспоминая Холокост: дебаты . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 12. ISBN  9780195326222 .
  86. ^ Сет Роговой (20 апреля 2001 г.). «Гэри Лукас: экшн-гитарист» . Беркширский орел . Архивировано из оригинала 9 мая 2008 года . Проверено 20 мая 2008 г. Сознательная отсылка к «Verklarte Nacht» Арнольда Шенберга, эта пьеса иронично сочетает национальный гимн Израиля «Хатиква» с фразами из «Deutschland Uber Alles» среди диких электронных визгов и шума. На следующий день газеты опубликовали фотографию Лукаса с торжествующим заголовком: «Это Лукас!»
  87. ^ Аберт Гор (19 марта 1989 г.). «Экологическая Хрустальная ночь. Слушайте» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 3 апреля 2019 года . Проверено 25 февраля 2019 г. Теперь ученые предсказывают, что нынешний курс приведет к повышению мировой температуры на пять градусов по Цельсию при нашей жизни.
  88. ^ «BAP Songtexte (немецкий)» . Архивировано из оригинала 23 мая 2008 года . Проверено 16 мая 2008 г.
  89. ^ «Майн Йингеле (Ржевски, Фредерик)» . Архивировано из оригинала 4 февраля 2016 года . Проверено 25 января 2016 г.
  90. ^ Перкинс, Том (24 января 2014 г.). "Приближается прогрессивная Хрустальная ночь?" . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 26 октября 2014 года . Проверено 25 января 2014 г.
  91. ^ Вайсман, Джордан. «Миллионер извиняется за сравнение прогрессистов с нацистами и говорит, что его часы стоят «6 пачек Ролексов» » . Атлантика . Архивировано из оригинала 26 июня 2020 года . Проверено 28 января 2014 г.
  92. ^ Уильямс, Роб (26 января 2014 г.). «Том Перкинс: венчурный капиталист-миллиардер, над которым высмеяли после того, как он написал письмо, в котором сравнивал обращение с богатыми американцами с Холокостом» . Независимый . Архивировано из оригинала 25 сентября 2015 года . Проверено 27 января 2014 г.
  93. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Росс, Филип (27 января 2014 г.). «Том Перкинс отвечает на нацистскую Германию и 1 процент критики, говорит, что «Хрустальная ночь» была «ужасным словом для выбора» » . Интернэшнл Бизнес Таймс . Архивировано из оригинала 26 ноября 2015 года . Проверено 29 января 2014 г.
  94. ^ «Еврейское кладбище Сент-Луиса переосвящено после того, как вандалы опрокинули надгробия - Диаспора - Джерузалем Пост» . www.jpost.com . 7 августа 2017 г. Архивировано из оригинала 22 августа 2018 г. Проверено 21 августа 2018 г.
  95. ^ Репортер Адам Ваккаро. «Мемориал Холокоста в Бостоне поврежден во второй раз этим летом — The Boston Globe» . BostonGlobe.com . Архивировано из оригинала 26 июня 2018 года . Проверено 21 августа 2018 г.
  96. ^ «Министр финансов раскритиковал Джуденбойкот, повторение Хрустальной ночи против мусульман в Шри-Ланке» . www.economynext.com . 24 мая 2019 года . Проверено 10 июня 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  97. Барр, Джереми (10 января 2021 г.) «Шварценеггер сравнивает насилие мафии Капитолия с разрушением Хрустальной ночи нацистами в вирусном видео». Архивировано 11 января 2021 г. в Wayback Machine The Washington Post.
  98. Пенгелли, Мартин (10 января 2021 г.) «Шварценеггер упрекает Трампа и сравнивает бунт в Капитолии с Хрустальной ночью». Архивировано 11 января 2021 г. в Wayback Machine The Guardian.
  99. ^ «KFC приносит извинения за рекламу немецкой «Хрустальной ночи»» . Новости Би-би-си. 10 ноября 2022 г. Проверено 10 ноября 2022 г.
  100. ^ Гиллотт, Ханна (3 августа 2023 г.). «В Fortnite откроется виртуальный музей Холокоста» . Еврейская хроника . Архивировано из оригинала 9 августа 2023 года . Проверено 13 августа 2023 г.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Фридлендер, Саул (1998). Нацистская Германия и евреи: Том 1: Годы преследований 1933–1939 . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Многолетник. ISBN  0-06-092878-6 . стр. 269-293. онлайн
  • Дим, Джеймс М. Хрустальная ночь: нацистский террор, положивший начало Холокосту (2012 г.) для средних школ. онлайн
  • Дюранс, Джонатан. «Молчание и возмущение: переоценка сложного христианского ответа на Хрустальную ночь в англоязычной Канаде». История интеллектуальной культуры 10.1 (2013). онлайн
  • Эванс, Ричард Дж. Третий Рейх у власти. Том. 2 (Пингвин, 2005), стр. 580–610. онлайн
  • Гилберт, Мартин. Хрустальная ночь: прелюдия к разрушению (2006) онлайн
  • Гордон, Сара Энн (1984). Гитлер, немцы и еврейский вопрос . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN  0-691-10162-0 .
  • Грюнер, Вольф ; Росс, Стивен Джозеф, ред. (2019). Новые взгляды на «Хрустальную ночь» . Издательство Университета Пердью. ISBN  978-1-61249-616-0 . ; см. онлайн-отрывок, а также онлайн-обзор
  • Янцен, Кайл и Джонатан Дюранс. «Наши еврейские братья: христианские ответы на Хрустальную ночь в канадских средствах массовой информации». Журнал экуменических исследований 46.4 (2011): 537-548. онлайн [ мертвая ссылка ]
  • Маккалоу, Колин и Натан Уилсон, ред. Насилие, память и история: западное восприятие Хрустальной ночи (2014) онлайн
  • Мацзенга, Мария. Американские религиозные ответы на Хрустальную ночь (Пэлгрейв Макмиллан, 2009).
  • Майер, Курт (2009). Моя личная связь с историей . Такома: Книги Confluence. ISBN  978-0-578-03911-4 .
  • Мара, Уилл. Хрустальная ночь: преследование нацистами евреев в Европе (2009 г.) для средних школ. онлайн
  • Стейнвейс, Алан Э. (2009). Хрустальная ночь 1938 года . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-03623-9 .
  • Ульрих, Волкер (2016). Гитлер: Восхождение 1889-1939 гг . Перевод Джефферсона Чейза. Нью-Йорк: Винтаж. ISBN  978-1-101-87205-5 .
  • Уэлч, Сьюзен. «Мнение американцев по отношению к евреям в эпоху нацизма: результаты выборочного опроса по квотам в 1930-х и 1940-х годах». Ежеквартальный журнал социальных наук 95.3 (2014): 615–635. онлайн

Первоисточники [ править ]

  • Герхардт, Ута и Томас Карлофф, ред. Ночь разбитого стекла: рассказы очевидцев Хрустальной ночи (2012) онлайн
  • Левитт, Рут, изд. Погром в ноябре 1938 года: свидетельства из «Хрустальной ночи» (2015) онлайн.

На немецком [ править ]

  • Арнц, Ханс-Дитер (2008) «Рейххрустальная ночь». Ноябрьский погром 1938 года в деревне - судебные материалы и показания свидетелей на примере Эйфелей и Ворейфелей . (на немецком языке) Ахен: Helios-Verlag. ISBN   978-3-938208-69-4
  • Дёшер, Ханс-Юрген (1988). Хрустальная ночь: Ноябрьские погромы 1938 года (на немецком языке). Ульштейн. ISBN  978-3-550-07495-0 .
  • Фалуди, Кристиан (2013) «Июньская акция» 1938 года. Документация радикализации преследования евреев . (на немецком языке) Франкфурт а. М./Нью-Йорк: Кампус. ISBN   978-3-593-39823-5
  • Корб, Александр (2007). Реакция немецкого населения на ноябрьские погромы в официальных отчетах (на немецком языке). Саарбрюккен: VDM Verlag . ISBN  978-3-8364-4823-9 .
  • Лаубер, Хайнц (1981). Еврейский погром: «Рейххрустальная ночь» ноября 1938 года в Великой Германии: данные, факты, документы, исходные тексты, тезисы и оценки (текущие книги в мягкой обложке) (на немецком языке). Блейхер. ISBN  3-88350-005-4 .
  • Петцольд, Курт; Рунге, Ирен (1988). Хрустальная ночь: О погроме 1938 года (история) (на немецком языке). Кельн: Паль-Рюгенштейн. ISBN  3-7609-1233-8 .
  • Пеле, Уолтер Х. (1988). Еврейский погром 1938 года: от Хрустальной ночи к геноциду (на немецком языке). Франкфурт-на-Майне: издательство Fischer в мягкой обложке. ISBN  3-596-24386-6 .
  • Шультайс, Герберт (1985). Хрустальная ночь в Германии по свидетельствам очевидцев (Вклад Бад-Нойштадта в историю и местную историю Франконии) (на немецком языке). Бад-Нойштадт и Заале: Rotter Druck и Verlag. ISBN  3-9800482-3-3 .

Внешние ссылки [ править ]

СМИ, связанные с Хрустальной ночью, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2f8111483ab927f61c6f5497bf96bb32__1718379180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/32/2f8111483ab927f61c6f5497bf96bb32.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kristallnacht - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)