~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 2CFFA8300F03CFD583F97FCA7BCC8CBC__1721348880 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Sweden and the Holocaust - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Швеция и Холокост — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Sweden_and_the_Holocaust ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/bc/2cffa8300f03cfd583f97fca7bcc8cbc.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/bc/2cffa8300f03cfd583f97fca7bcc8cbc__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 22.07.2024 07:25:49 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 19 July 2024, at 03:28 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Швеция и Холокост — Википедия Jump to content

Швеция и Холокост

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Швеция была нейтральным государством во время Второй мировой войны и не принимала непосредственного участия в Холокосте в оккупированной Германией Европе . Тем не менее, шведское правительство поддерживало важные экономические связи с нацистской Германией , и в стране было широко известно о ее политике преследования, а с 1942 года - массового уничтожения евреев .

До войны антисемитизм не стал основной политической проблемой, и шведы широко критиковали жестокость нацистской политики. Несмотря на это, страна продолжала ужесточать иммиграционное законодательство и приняла несколько еврейских беженцев от преследований нацистов. В рамках официальной политики нейтралитета Швеция поддерживала связи с нацистской Германией на протяжении всей Второй мировой войны. Шведские дипломаты знали об уничтожении евреев еще в январе 1942 года, но не предприняли никаких действий. В последующие месяцы новости об истреблении подробно сообщили шведские газеты.

Отношение шведских официальных лиц к этому вопросу начало меняться после ареста и депортации евреев в оккупированной немцами Норвегии . В последние годы войны она оказывала официальную поддержку попыткам спасения евреев в оккупированных немцами Дании и Венгрии , что способствовало укреплению самооценки Швеции как «гуманитарной сверхдержавы» в послевоенной Европе.

Евреи и антисемитизм в Швеции

[ редактировать ]

Еврейское население Швеции было небольшим, но быстро росло после Первой мировой войны в результате еврейской эмиграции из Восточной Европы. В стране действовал ряд небольших антисемитских политических групп и партий, в том числе возникшая в 1933 году Национал-социалистическая рабочая партия ( Nationalsocialistiska Arbetarepartiet ). Джон Гилмор пишет: «По своим антисемитским характеристикам Швеция в 1930-е годы шла в ногу с большинство других основных демократических европейских обществ». [1] Хотя дискриминация и насилие в отношении евреев после захвата власти нацистской партией в Германии в 1933 году были широко известны в Швеции, он заявил, что шведское отношение к евреям связано с собственными шведскими традициями и социальной историей:

Как общество оно оставалось расслоенным по классам, скованным уважением, строгим с формальностью и ксенофобским, особенно по отношению к евреям. Хотя в своем антисемитизме Швеция твердо придерживалась основных европейских традиций , шведы в значительной степени отвергали экстремистскую политику и жестокость нацистов. Тем не менее, сочетание интереса к расовой категоризации и узкого национализма в сочетании с традицией национальной заботы о себе означало, что большинство не смогло оценить безотлагательность довоенного тяжелого положения еврейских беженцев. Многим шведам оставалось всего одно поколение до крайней нищеты, болезней и недоедания, как в городах, так и в сельской местности. Неудивительно, что их первой заботой было собственное экономическое благополучие. [2]

Швеция впервые ввела контроль над иммиграцией в 1927 году, а затем ужесточила его еще больше в 1938 году. Это было мотивировано «страхом перед большими, неконтролируемыми потоками беженцев», особенно восточноевропейцев и евреев. [3] Около 3000 еврейских беженцев из Германии прибыли в Швецию в 1939 году. В том же году студенты Уппсальского университета протестовали против приема небольшого числа врачей-евреев-беженцев. [4] Однако официальный отказ принять большее число беженцев подвергся критике со стороны меньшинства шведов, в частности, газеты Göteborgs Handels- och Sjöfartstidning и гуманитарного активиста Натанаэля Бескова . [5]

Нейтралитет и Вторая мировая война

[ редактировать ]
Швеция показана на карте оккупированной немцами Европы , ок. 1942 год

Швеция была нейтральным государством с 1814 года и управлялась коалицией всех основных партий. После начала Второй мировой войны в 1939 году страна попыталась развивать экономические отношения как с нацистской Германией , так и с Соединенным Королевством, с особой целью обеспечить собственные запасы продовольствия. Немецкие войска вторглись и оккупировали Норвегию и Данию в апреле 1940 года, в то время как Финляндия вступила в союз фактический , с нацистской Германией с 1941 года. Во время войны Швеция экспортировала железную руду, используемую в немецкой военной промышленности, и поддерживала торговую политику которая в первую очередь благоприятствовала нацистской Германии и Оккупированная немцами Европа. [6] Омарк отмечает, что «Германия, очевидно, получила от Швеции то, что ей больше всего было нужно» и никогда всерьез не рассматривала возможность вторжения. [7] Вызывает споры то, что шведское правительство также разрешило немецким солдатам, находящимся в отпуске, путешествовать через свою территорию из оккупированной немцами Норвегии, прежде чем эта практика была окончательно прекращена в августе 1943 года. [8] Лишь в ноябре 1944 года Швеция под значительным давлением союзников прекратила торговлю с нацистской Германией. [9]

Омарк пишет, что «нейтралитет был не только официальной политикой правительства во время войны, но и рекомендуемой позицией для шведских граждан. Швед должен сесть в лодку и не участвовать в публичных демонстрациях за или против каких-либо государств, находящихся в состоянии войны». [10] Чтобы сохранить свой нейтралитет, национальные газеты подверглись цензуре, и правительство «действительно пыталось скрыть информацию о жестокости нацистской Германии в целом, а также о преследовании евреев и Холокосте». [11] Тем не менее, существовала некоторая симпатия к военным целям нацистов и антикоммунизму, а также к нацистским расовым теориям , которые пересекались с нордизмом . Несколько сотен шведских граждан вызвались служить в Ваффен-СС , а некоторые, как сообщается, служили охранниками в лагере смерти Треблинка . [12]

Холокост

[ редактировать ]

Вторжение Германии в Советский Союз в июне 1941 года ознаменовало усиление нацистских преследований евреев. Вскоре начались массовые убийства на оккупированных территориях Советского Союза. Решение начать облавы и депортацию евреев из других частей оккупированной немцами Европы для уничтожения было принято к январю 1942 года. В Швеции Министерство иностранных дел получило новости о политике уничтожения. В ходе случайной беседы в поезде шведскому дипломату Йорану фон Оттеру рассказали об уничтожении евреев в лагере смерти Белжец офицером СС в августе 1942 года. Он сообщил эту информацию министерству в надежде, что оно публично осудит зверства. , хотя никаких действий предпринято не было. [13] Несмотря на это, Пол А. Левин пишет, что «шведские официальные лица и, по сути, большая часть читателей газет имели столько же или даже больше информации о многих деталях «окончательного решения», чем их коллеги в других нейтральных или союзных странах». [9]

Хотя шведские газеты писали о нацистских концентрационных лагерях с 1933 года, их освещение эскалации преследований евреев было неравномерным. В частности, провинциальные консервативные газеты мало публиковали эту тему до освобождения лагерей союзниками в 1945 году. Несмотря на это, шведская пресса начала публиковать подробные отчеты об уничтожении евреев в оккупированной немцами Европе еще осенью . 1942 года, а еврейские газеты, такие как «Юдиск Крёника» и «Юдиск Тидскриф», регулярно публиковали репортажи на эту тему. [14]

В октябре 1942 года власти оккупированной немцами Норвегии начали серию операций по задержанию небольшого еврейского населения страны , насчитывавшего около 2000 человек. Об этом сообщили шведские СМИ. [15] но Министерство иностранных дел «довольно медленно осознало, что происходит». [3] Большинство норвежских евреев было задержано в ходе первых операций, но норвежскому сопротивлению удалось переправить некоторых еврейских беженцев через границу в Швецию на так называемом транспорте Карла Фредриксена . Считается, что таким образом удалось спасти до 1100 человек. [3]

Хотя в последние годы войны Швеция все больше осознавала Холокост и участвовала в официально санкционированных попытках спасения, Пол А. Левин отмечает, что «правительство и народ Швеции ответили удручающим отсутствием щедрости по отношению к тем немногим евреям, которые нуждались в помощи и оказались в ситуации, когда помощь Швеции - как в 1930-х, так и в начале 1940-х годов - могла бы изменить ситуацию». [9] Однако он отметил, что «некоторые шведские чиновники, в отличие от своих коллег в других либеральных демократиях, все чаще предпочитают участвовать в прямых усилиях по спасению евреев. Там, где раньше они были безразличны к тяжелому положению некоторых немногих евреев, они пришли к пониманию что их предыдущий ответ был неадекватным. Важно отметить, что эти в основном чиновники среднего звена пользовались поддержкой своего политического начальства». [16]

Всего 10 шведов были признаны Праведниками народов мира израильским институтом Яд Вашем .

Спасательные работы при поддержке государства

[ редактировать ]

Дания, сентябрь – ноябрь 1943 г.

[ редактировать ]

Дания подверглась вторжению Германии в апреле 1940 года, но впоследствии смогла сохранить более высокую степень внутренней автономии, чем многие другие части оккупированной немцами Европы, до политического кризиса в августе 1943 года. население было передано датскому сопротивлению в сентябре 1943 года. Получив одобрение шведского правительства, оно успешно эвакуировало 8000 датских евреев в Швецию в октябре и ноябре 1943 года. [17]

Венгрия, июль – декабрь 1944 г.

[ редактировать ]
Рауля Валленберга Шведский дипломатический паспорт , с которым он был отправлен в Венгрию в июле 1944 года.

Венгрия была одним из первых союзников нацистской Германии, но, как независимое государство, сохраняла значительную степень автономии в своих внутренних делах, включая обращение со своим значительным еврейским населением. Однако в марте 1944 года он был захвачен немецкими войсками, когда стало известно, что венгерский режим пытался начать секретные переговоры с союзниками, и немцы быстро реализовали планы по уничтожению своих евреев . По запросу недавно созданного Совета по делам военных беженцев (WRB) правительство Соединенных Штатов в мае 1944 года обратилось к нейтральным державам с просьбой расширить свои дипломатические представительства в Венгрии в надежде, что большое количество иностранных наблюдателей сможет поддержать новый режим. умерить свою политику перед наступлением советских войск на Восточном фронте . [18] не был профессиональным дипломатом, он Хотя Рауль Валленберг был выбран для миссии в Будапешт в июне 1944 года. Она финансировалась и координировалась WRB, а не шведским правительством.

Валленберг прибыл в июле 1944 года. Ему было разрешено выдавать евреям различные формы защитных пропусков, что дипломатическая миссия уже делала в небольших масштабах по собственной инициативе. [19] В конечном итоге он выдал несколько сотен виз и 10 000 защитных пропусков с помощью шведского поверенного в делах в Будапеште Пера Ангера . [17] Аналогичные инициативы одновременно были предприняты отдельными швейцарскими и испанскими дипломатами в Будапеште. После окружения города советские войска в декабре 1944 года захватили Будапешт, а Валленберг был задержан и исчез. Принято считать, что он умер или был казнен в советском плену, возможно, в 1947 году. [20] Первоначально считалось, что действия Валленберга спасли около 100 000 евреев; по более поздним оценкам, это число составляет от 7 000 до 9 000 человек. [21]

Белые автобусы

[ редактировать ]

Многие считали неизбежным, что союзники выиграют войну к началу 1945 года. Фольке Бернадот , граф Висборгский , использовал свое положение дипломата и вице-президента Шведского Красного Креста для переговоров с немцами о соглашении, согласно которому концентрационные лагеря заключенных в районах, все еще находящихся под контролем нацистов, собирали и отправляли в Швецию. Инициатива исходила от норвежского дипломата Нильса Кристиана Дитлеффа и изначально была направлена ​​на спасение исключительно заключенных датского и норвежского происхождения. 15 000 мирных жителей, преимущественно норвежских и датских политических заключенных, были эвакуированы Шведским Красным Крестом до мая 1945 года. Однако несколько сотен датских евреев, интернированных в Терезиенштадтском гетто . среди эвакуированных было [ нужна цитата ]

Послевоенные представления

[ редактировать ]

В послевоенные годы шведское правительство уделяло особое внимание своим гуманитарным действиям по спасению евреев как средству отклонения критики своих экономических и политических отношений с нацистской Германией. Историк Ингрид Ломфорс утверждает, что это «посеяло семя образа Швеции как «гуманитарной сверхдержавы»» в послевоенной Европе и ее заметное участие в Организации Объединенных Наций . [13] Описывая политику нейтралитета и гуманитарную помощь во время войны, Левин утверждал, что в послевоенные годы:

Шведских студентов учили, что вместо того, чтобы помогать «одной стороне» или другой в достижении их грязных националистических целей (а на самом деле подавляющее большинство шведов желало победы союзников), их лидеры «боролись» за мир – более высокий, более благородный. идеалы, чем те, которые мотивируют воюющие стороны. В результате В этой интерпретации шведская память о войне пронизана порой довольно самодовольным чувством морального превосходства, но, что особенно важно, омрачено сохраняющимся чувством вины за то, что он не участвовал в борьбе с нацизмом. [22]

Исследования Холокоста оставались маргинальными в научных кругах Швеции. В 1999 году сообщалось, что на тему Швеции и Холокоста было опубликовано только два исследования. [22] Утверждалось, что это отражало широко распространенную идеологию фолькхеммета , связанную со шведской социал-демократией, которая рассматривала прошлое только как источник моральных указаний для перспективного национального проекта, основанного на социальных улучшениях. [23] Левин, американский историк, преподававший большую часть своей карьеры в Уппсальском университете , является автором ряда влиятельных исследований по этой теме и сыграл важную роль в появлении образования о Холокосте в Швеции. [ нужна цитата ]

С 1990-х годов вопрос о похвале или порицании реакции страны на Холокост стал спорным политическим предметом в Швеции. [24] Существенная общественная дискуссия о степени осведомленности Швеции о Холокосте произошла после публикации романа « Не желая видеть» ( Att inte vilja se , 2014) автора Яна Гийу , в котором утверждалось, что лишь немногие шведы знали о Холокосте. Холокост до того, как шведская пресса опубликовала отчеты об освобождении союзниками нацистских концентрационных лагерей в 1945 году. [4]

Йоран Перссон , бывший премьер-министр Швеции, основал Международный альянс памяти Холокоста в 1998 году. В 2018 году шведское правительство объявило о своем намерении построить музей Холокоста, призванный «сосредоточиться на выживших шведах и собирать предметы, интервью и документы об их опыте». . Он также объявил о своем намерении создать «центр», посвященный Валленбергу. [25] Несмотря на задержку, было решено, что Шведский музей Холокоста будет расположен в Стокгольме, а не в Мальмё , где в последнее время сообщалось о большом количестве антисемитских инцидентов. Его планируют открыть в 2022 году. [26]

Смотрите также

[ редактировать ]

Рекомендации

[ редактировать ]
  1. ^ Гилмор 2010 , с. 18.
  2. ^ Гилмор 2010 , с. 20.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Омарк 2015 , с. 310.
  4. ^ Перейти обратно: а б Зандер 2015 , с. 285.
  5. ^ Гилмор 2010 , стр. 18–19.
  6. ^ « Обзор «обналичивания денег»: трофеи «нейтралитета» » . Уолл Стрит Джорнал .
  7. ^ Омарк 2015 , с. 300.
  8. ^ Åmark 2015 , стр. 300–1.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Левин 2005 , с. 81.
  10. ^ Омарк 2015 , с. 312.
  11. ^ Омарк 2015 , с. 301.
  12. ^ Виклунд, Матс (17 сентября 2011 г.). «Мрачная правда о том, как нейтральная Швеция скрывала свое сотрудничество с нацистами» . Независимый. Архивировано из оригинала 26 мая 2022 г. Проверено 22 января 2021 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б Ледель, Йоханнес (9 ноября 2020 г.). «Швеция борется с «угрызениями совести» из-за проигнорированной информации о Холокосте» . Времена Израиля . Проверено 27 февраля 2021 г.
  14. ^ Зандер 2015 , с. 287.
  15. ^ Гилмор 2010 , с. 192.
  16. ^ Левин 2005 , с. 82.
  17. ^ Перейти обратно: а б Омарк 2015 , с. 311.
  18. ^ Мац 2012 , стр. 110–114.
  19. ^ Мац 2012 , стр. 138.
  20. ^ Адерет, Офер (7 августа 2016 г.). «Окончательно ли раскрыта тайна смерти Рауля Валленберга?» . Гаарец . Проверено 20 января 2024 г.
  21. ^ Брахам 2004 , с. 183-4.
  22. ^ Перейти обратно: а б Левин 2005 , с. 84.
  23. ^ Левин 2005 , с. 86.
  24. ^ Зандер 2015 , с. 290.
  25. ^ «Швеция открывает музей для скандинавов, переживших Холокост» . «Джерузалем Пост» . Еврейское телеграфное агентство . 8 сентября 2018 года . Проверено 27 февраля 2021 г.
  26. ^ Долстен, Жозефин (30 сентября 2020 г.). «Швеция выделяет 1,1 миллиона долларов на начало работы над своим первым музеем Холокоста» . Времена Израиля . Проверено 6 марта 2021 г.
  • Омарк, Клас (2015). «Шведский антинацизм и сопротивление нацистской Германии во время Второй мировой войны». Современная церковная история . 28 (2): 300–312. JSTOR   24713121 .
  • Брэм, Рэндольф Л. (2004). «Спасательные операции в Венгрии: мифы и реальность». Восточноевропейский ежеквартальный журнал . 34 (2): 173–203.
  • Гилмор, Джон (2010). Швеция, свастика и Сталин: шведский опыт во Второй мировой войне . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9780748627462 .
  • Левин, Пол А. (2005). «Куда идут исследования Холокоста в Швеции? Некоторые мысли об истории Леванде и других шведских вопросах». Исследования Холокоста . 11 (1): 75–98. дои : 10.1080/17504902.2005.11087141 .
  • Мац, Йохан (2012). «Швеция, США и миссия Рауля Валленберга в Венгрию в 1944 году». Журнал исследований холодной войны . 14 (3): 97–148. JSTOR   26924084 .
  • Зандер, Ульф (2015). «В эпицентре бури: Швеция и Холокост» . Revue d'Histoire de la Shoah (203): 277–290. дои : 10.3917/rhsho.203.0277 .

дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хойман, Йоханнес; Рудберг, Понтус, ред. (2021). Память о раннем Холокосте в Швеции: архивы, свидетельства и размышления . Чам: Пэлгрейв-Макмиллан. ISBN  9783030555313 .
  • Квист, Карин (2002). «Исследование антисемитских настроений в шведском Утланнингсбироне военного времени ». В Чесарани, Дэвид; Левин, Пол А. (ред.). Свидетели Холокоста: переоценка . Лондон: Фрэнк Касс. стр. 199–211. ISBN  978-0714682433 .
  • Левин, Пол А. (1996). От безразличия к активизму: шведская дипломатия и Холокост, 1938-1944 гг . Уппсала: Acta Universitatis Upsaliensis. ISBN  978-9155437992 .
  • Нордлунд, Свен (2002). « Война окончена, теперь вы можете идти домой!» Еврейские беженцы и шведский рынок труда в тени Холокоста». В Чесарани, Дэвид; Левин, Пол А. (ред.). Свидетели Холокоста: переоценка . Лондон: Фрэнк Касс. стр. 171–198. ISBN  978-0714682433 .
  • Рудберг, Понт (2019). Шведские евреи и Холокост . Лондон: Рутледж. ISBN  9780367348748 .
  • Уоллерман, Анна (2018). «Один день из жизни: арианизация перед Верховным судом Швеции 1941–42». Обзор права и истории . 36 (3): 593–617. дои : 10.1017/S0738248018000184 .
Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2CFFA8300F03CFD583F97FCA7BCC8CBC__1721348880
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Sweden_and_the_Holocaust
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sweden and the Holocaust - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)