Холокост в Нидерландах

Холокост в Нидерландах был организован нацистской Германией в оккупированных Нидерландах как часть Холокоста по всей Европе во время Второй мировой войны . Нацистская оккупация 1940 года сразу же начала нарушать нормы голландского общества, различными способами отделяя голландских евреев от общего голландского населения. Нацисты использовали существующую голландскую гражданскую администрацию, а также Голландский еврейский совет «как бесценное средство для достижения своих целей». [1] В 1939 году в Нидерландах проживало около 140 000 евреев, среди них от 24 000 до 25 000 немецких еврейских беженцев, бежавших из Германии в 1930-х годах (другие источники утверждают, что в период с 1933 по 1940 год в Нидерланды прибыло около 34 000 еврейских беженцев, в основном из Германия и Австрия). [2] [3] : 69 Около 75% голландско-еврейского населения было убито во время Холокоста. Перепись 1947 года показала 14 346 евреев, или 10% довоенного населения. Это дальнейшее снижение объясняется массовой эмиграцией евреев в тогдашнюю Палестину под британским мандатом (современный Израиль ). Среди ученых ведутся споры о том, в какой степени голландская общественность была осведомлена о Холокосте . Послевоенные Нидерланды занялись созданием исторической памяти о Холокосте и создали памятники, увековечивающие эту главу голландской истории. Голландский национальный музей Холокоста открылся в марте 2024 года. [4]
Справочная информация о голландских евреях
[ редактировать ]

В конце девятнадцатого века и в 1930-е годы голландские евреи все больше секуляризовались и все больше и больше интегрировались в общее голландское общество. Многие больше не были религиозно соблюдающими или следовали еврейским культурным обычаям. В то время как голландское общество формировало сегменты или «столпы» в девятнадцатом и двадцатом веках, евреи не были отдельной опорой, а скорее были связаны с существующими столпами. Многие евреи, например, больше не жили в неформальном «еврейском квартале». Голландская традиция религиозной толерантности , зародившаяся в 17 веке, когда евреи начали селиться в Нидерландах, особенно в Амстердаме, достигла кульминации в еврейской эмансипации , которая сделала их полноправными гражданами.
Степень, в которой голландские евреи были ассимилированы и чувствовали себя принятыми обществом в целом, была определена как особая уязвимость по отношению к немецкой оккупации, которая началась с их вторжения в Нидерланды в 1940 году. Голландские евреи не были очень внимательны к смертельной угрозе. нацистской идеологии и ее ревностной реализации политики уничтожения евреев, « Окончательного решения» . Нидерланды были местом назначения для немецких беженцев, как евреев, так и неевреев, бежавших от нацистского режима, в первую очередь от семьи Анны Франк . Но голландские евреи, в отличие от голландской королевской семьи, также не бежали из Нидерландов после нацистского вторжения. Голландские евреи, как и все голландское население, заняли выжидательную позицию в отношении оккупации.
В отличие от других политических мер, которые нацисты применяли в отношении населения Нидерландов в целом, они были нацелены на систематическое уничтожение евреев. Реакция еврейского руководства в Нидерландах заключалась в том, чтобы «проводить политику компромисса [с оккупацией], которая была скорее голландской, чем еврейской, тем самым неохотно сотрудничая в последовательных небольших шагах (в надежде избежать «худшей участи»). ... [Т] он сегментированное голландское общество рассматривало проблемы евреев как еврейское дело (за некоторыми исключениями)». [5]
Обзор
[ редактировать ]В 1945 году в живых оставалось всего около 35 000 евреев Нидерландов. Точное число «полнородных евреев», переживших Холокост, оценивается в 34 379 человек (из которых 8 500 состояли в смешанных браках и, таким образом, избежали депортации и возможных убийств в нацистских концентрационных лагерях ). Число «полуевреев», выживших в Нидерландах в конце Второй мировой войны в 1945 году, оценивается в 14 545 человек; число «четвертых евреев» составляло 5990 человек. [6] Около 75% голландско-еврейского населения погибло во время Холокоста, что является необычно высоким процентом по сравнению с другими оккупированными странами Западной Европы. [7] [8] [9]
Факторами большего числа погибших были относительно неповрежденный правительственный аппарат после того, как королевская семья и правительство бежали в Лондон. В Нидерландах не существовал военный режим. Это была самая густонаселенная страна Западной Европы, поэтому относительно большому количеству евреев было трудно скрываться. Большинство евреев в Амстердаме были бедны, что ограничивало их возможности бежать или скрываться. В стране не было много открытого пространства или леса, куда люди могли бы бежать. Кроме того, гражданская администрация имела подробные записи о количестве евреев и их адресах. Не совсем ясно, насколько средний гражданин Нидерландов был осведомлен о работе лагерей смерти на протяжении большей части оккупации. [10] Все голландские граждане были обязаны «зарегистрироваться» для работы в Германии. [11] Первоначально голландское общество признало преследование евреев Германией. Они провели первый акт массового гражданского неповиновения в оккупированной нацистами Европе: Februaristake (« Февральская забастовка »), чтобы продемонстрировать свою поддержку еврейским гражданам. Нацисты быстро предприняли шаги по подавлению дальнейших действий граждан, и никаких дальнейших публичных действий не последовало после того, как высокопоставленный нацистский чиновник, рейхскомиссар Зейсс-Инкварт, предупредил голландскую общественность, что они будут иметь драконовские последствия. [12]
Одна из теорий состоит в том, что немцы использовали административные организации и голландскую полицию:
«При подготовке к уничтожению евреев, проживающих в Нидерландах, немцы могли рассчитывать на помощь большей части голландской административной инфраструктуры. Оккупантам пришлось использовать лишь относительно ограниченное количество собственного персонала; голландские полицейские окружили Собирая семьи для отправки на смерть в Восточную Европу, поезда голландских железных дорог, укомплектованные голландскими служащими, доставляли евреев в лагеря в Нидерландах, которые были транзитными пунктами в Освенцим, Собибор и другие лагеря смерти». Что касается голландского сотрудничества, Эйхман сказал: «Транспорт работает так гладко, что приятно наблюдать». [13]

Самая известная из жертв Холокоста в Нидерландах — Анна Франк , немецкая еврейская беженка. Вместе со своей сестрой Марго Франк она умерла от тифа в марте 1945 года в концлагере Берген -Бельзен . Заболевание широко распространилось в лагерях из-за антисанитарных условий жизни, намеренно созданных немецкими оккупантами. Мать Анны Франк, Эдит Франк-Холландер , была убита голодом в Освенциме . Ее отец, Отто Франк , пережил войну. Среди других известных голландских жертв Холокоста — Этти Хиллесум , чьи сочинения были позже опубликованы; [14] Авраам Ичек Тушинский и Эдит Штайн , принявшие христианство и также известные как Святая Тереза Бенедикта Креста.
Морис Франкенхейс собрал коллекцию документов, написал дневники и собрал артефакты за пять десятилетий, от Первой мировой войны до Второй мировой войны, включая сокрытие и заключение в Вестерборке и Терезиенштадте . Его исследование показало, что он вместе со своей женой и двумя дочерьми, возможно, был единственной коренной голландской семьей, которая выжила как единое целое. [15]
В отличие от многих других стран, где все аспекты еврейских общин и культуры были уничтожены во время Холокоста, в Амстердаме сохранилось удивительно большое количество раввинских записей, что делает историю голландского еврейства необычайно хорошо документированной. [ нужна ссылка ]
Занятие
[ редактировать ]
Нейтралитет Нидерландов не защитил их от нацистского вторжения в мае 1940 года. В течение следующих двух лет немецкие оккупанты работали с существующей голландской бюрократией, чтобы получить контроль над административной системой для реализации своих собственных политических целей. Основная цель заключалась в том, чтобы отделить голландских евреев от их правовой защиты и голландской культурной среды, уничтожив сначала их права, а затем и их жизни. [16] Вместо того, чтобы оставить голландское правительство независимым или установить военную оккупацию, план нацистов в отношении Нидерландов предполагал проведение гражданской оккупации. [3] : 70 Все лидеры, назначенные немцами во главе гражданской администрации Нидерландов, были нацистами с сильной идеологической историей. Представитель Гитлера, австрийский нацист Артур Зейсс-Инкварт , быстро взял на себя командование голландской административной системой в качестве рейхскомиссара на оккупированных голландских территориях. [3] : 70 Ханнс Альбин Раутер был назначен высшим начальником СС и полиции ( HSSPF ). Раутер подчинялся непосредственно Генриху Гиммлеру . [17] : 57 Одна из первых инициатив Раутера заключалась в объединении голландской полиции под контролем Министерства юстиции, контролируемого нацистами. Раутер предоставил СС и полиции полную власть над всем еврейским населением оккупированных Нидерландов. [17] : 21 Это дало СС и полиции возможность преследовать евреев в Нидерландах и в конечном итоге реализовать «Окончательное решение». [3] : 71 В распоряжении Раутера была не только голландская полиция, но и 4700 немецких полицейских. [17] : 66 После того, как Германия взяла под свой контроль голландское правительство, было зарегистрировано 128 случаев самоубийств среди евреев. [18] : 300
Регистрация
[ редактировать ]
Нацистские власти издали ряд постановлений, которые оказали глубокое влияние на голландское общество, классифицируя голландских евреев отдельно от основного населения Нидерландов. Это был ключевой фактор в реализации политики, ведущей к геноциду. Голландские евреи в подавляющем большинстве согласились с регистрацией. С 9 мая 1940 года все предприятия, полностью или частично принадлежавшие евреям или управляемые евреями, должны были зарегистрироваться в правительстве, включая компании с еврейскими акционерами. Недвусмысленно назвав евреев целевой категорией закона, оккупационные власти определили его параметры в статье 4. Первоначальное определение еврея заключалось в любом человеке, который имел трех или более еврейских бабушек и дедушек или имел двух еврейских бабушек и дедушек и принадлежал к еврейской общине. или была замужем за евреем. Еврейским дедушкой и бабушкой считался человек, который когда-либо принадлежал к еврейской общине. Позднее определение еврея стало более широким: было достаточно одного еврейского дедушки и бабушки. «Регистрация стала означать обязательное предоставление полной личной истории». [19]
По состоянию на ноябрь 1940 года нацисты заставили всех еврейских чиновников и государственных служащих зарегистрироваться у голландских властей. Впоследствии более 2500 евреев лишились своих государственных должностей. [18] : 302 Только принудительное исключение голландских евреев из системы среднего и высшего образования вызвало реакцию общественности. [18] : 303 10 января 1941 года Зейсс-Инкварт обязал регистрацию еврейских граждан. [20] : 610 Этот указ распространялся на еврейских граждан, у которых был один еврейский дедушка и бабушка. Граждане, идентифицированные как евреи, имели в своих удостоверениях личности черную букву J. [20] : 610 Эти удостоверения личности, которые всегда носили с собой, были полезным инструментом для преступника, позволяющим определить, кто был евреем. Более того, эти удостоверения личности было практически невозможно подделать. Записи о рождении, смерти и браке евреев в Нидерландах были помечены, чтобы отличать их от нееврейского населения. [18] : 304 К 1942 году евреев заставили носить на одежде желтую звезду. [20] : 615
География Нидерландов не позволяла евреям бежать. Страна Голландия занимает менее 20 000 квадратных миль равнин. [3] : 71 По оценкам, во время гражданской оккупации в Нидерландах скрывались 25 000 евреев. Из этих 25 тысяч треть была поймана и депортирована. Из тех, кто выжил, 4000 были маленькими детьми. [3] : 72 Некоторых предали друзья или незнакомцы, согласившиеся спрятать их под ложным предлогом. Других поймала полиция. [3] : 72
Экспроприация и воровство
[ редактировать ]
Перед депортацией и убийством голландских евреев систематически лишали всего их имущества и имущества, включая предприятия, недвижимость, финансовые активы, произведения искусства и домашнее имущество. [21] Джерард Алдерс, голландский исследователь из Нидерландского государственного института военной документации, подсчитал, что голландская еврейская община «больше всего пострадала от немецкой жадности» . [22] В число грабительских организаций входили Diensststelle Mühlmann, возглавляемый Каетаном Мюльманном под руководством Зейсс-Инкварта, и банк LiRo, еврейский банк под названием Lippmann & Rosenthal & Co. , который был захвачен нацистами, чтобы замаскировать кражу под законные операции, среди других. [23]
Депортации
[ редактировать ]


Когда Зейсс-Инкварт и Раутер пришли к власти над голландской администрацией, в стране проживало 140 000 евреев. Только в Амстердаме проживало около 80 000 голландских евреев. [20] : 601 Статус проживания евреев в Нидерландах не имел значения для Зейсс-Инкварта и Раутера. Зейсс-Инкварт заявил: «Евреи для нас не голландцы. Это те враги, с которыми мы не можем прийти ни к перемирию, ни к миру». [20] : 601 Раутер отправил Гиммлеру письма о ходе работы, сообщив ему, что «во всей Голландии около 120 000 евреев готовятся к отъезду». [20] : 620 Эти «отъезды», о которых говорил Раутер, представляли собой депортацию голландских евреев в концентрационные лагеря и лагеря смерти.
Ниже приведены примеры депортаций из Нидерландов в трудовые лагеря и лагеря смерти. [25]
Год | Число | От | К | Выжившие |
---|---|---|---|---|
1941-42 | 1700 | Амстердам | Маутхаузен | |
1941-42 | 100 | Амстердам | Бухенвальд , Дахау , Нойенгамме | |
15 июля 1942 г. - 23 февраля 1943 г. | 42915 | Вестерборк | Освенцим | 85 |
20 августа - 8 декабря 1942 г. | 3540 | ? | Различные трудовые лагеря | 181 |
2 марта - 20 июля 1943 г. | 34313 | ? | Собибор | 19 |
24 августа 1943 г. - 3 сентября 1944 г. | 11985 | Вестерборк | Освенцим | 588 |
15 ноября 1943 г. - 3 июня 1944 г. | 1645 | Вухт | Освенцим | 198 |
1943-44 | 4870 | Амстердам и Вестерборк | Терезиенштадт | 1950 |
Октябрь 1943 г. | 150 | Вестерборк | Бухенвальд и Равенсбрюк. | |
1944 | 3751 | Вестерборк | Берген-Бельзен | 2050 |
Всего из тюрем Германии и Нидерландов в концентрационные лагеря было депортировано 107 000 евреев. Из них выжило только 5200. Всего нацистами было уничтожено 102 000 евреев (три четверти довоенного еврейского населения страны). [26] Некоторые из них были коренными голландцами, а другие были беженцами, искавшими убежища в Нидерландах. [25]
Послевоенный
[ редактировать ]Споры о еврейских сиротах
[ редактировать ]Сразу после Второй мировой войны возник спор о еврейских детях, переживших своих родителей во время Холокоста. часто прятало детей Голландское Сопротивление в нееврейских семьях. Один из исследователей спора утверждает, что «история еврейских военных сирот в Нидерландах, хотя и является частью послевоенной эпохи, представляет собой прямое продолжение Холокоста и его длительных последствий человеческих страданий». Когда нацисты начали энергично осуществлять депортацию евреев из Нидерландов, евреи позволили членам Сопротивления поместить многих детей в нееврейские семьи; они пережили войну, а их родители — нет. Еврейских детей было легче спрятать, чем взрослых евреев, поэтому непропорционально большое число выживших евреев были детьми. «[T]его тип спасательной операции может быть организован в серьезном масштабе». То, как следует относиться к этим молодым людям, пережившим Холокост, в послевоенную эпоху вызвало споры между членами Сопротивления и взрослыми евреями, пережившими Холокост и желавшими восстановить голландскую еврейскую общину. У этих двух групп были разные взгляды на будущее детей; каждый считал, что принимает более правильные решения в отношении своей опеки. Роль бойцов сопротивления в сокрытии детей во время войны принесла им юридический статус в голландской правительственной комиссии, созданной для определения их судьбы. Детей часто вывозили контрабандой из Амстердама во многие другие места Нидерландов, где они интегрировались в существующие нееврейские семьи. В послевоенный период голландское правительство установило принципы, учитывающие благополучие детей, признавая роль голландского сопротивления. При определении опеки Комиссия по делам военных приемных детей предположила, что родители не вернулись; статус детей приравнивался к брошенным или заброшенным отпрыскам, а не к сиротам; члены Сопротивления имели законный статус в комиссии, в то время как голландские евреи были приглашены присоединиться к комиссии только как отдельные лица, а не представители группы. Комиссия не признала, что евреи детей имеют отношение к их размещению, и что их личное благополучие было вопросом Нидерландов, а не евреев. Для голландских евреев комиссия была задумана и функционировала как противник». [27] Одна скрытая детская история является частью постоянной экспозиции Музея Сопротивления в Амстердаме. Эллен Мике Олман была разлучена со своими родителями в девять месяцев, и ее воспитывала христианская семья. После войны она воссоединилась со своей биологической матерью, человеком, о котором она не помнила, и впоследствии у нее были сложные отношения. «Я назвал свою мать «мэм»». [28]
Историческая память и мемориалы
[ редактировать ]В послевоенный период во многих местах, находящихся под контролем нацистов, были созданы мемориалы Холокоста, и сейчас в исторической памяти сохранились научные труды о Холокосте. [29] [30] Нидерланды были частью этого процесса увековечивания памяти и научной оценки. [31] Правительство Нидерландов установило Национальный день памяти жертв Холокоста в последнее воскресенье января, а ряд стран установили дату празднования 27 января, в годовщину освобождения лагеря смерти Освенцим. Нидерланды фигурируют в сравнительных исследованиях мемориализации Холокоста [32] [33] Предметом исследования стали изменения с течением времени в мемориализации в Нидерландах. [34] [35] Музей Сопротивления в Амстердаме, основанный в 1984 году членами голландского сопротивления, рассказывает сложную историю нацистской оккупации Нидерландов и различные варианты ответа голландцев на политику нацистов, приведшую к уничтожению трех четвертей голландских евреев. В каталоге музея опубликован каталог новой постоянной коллекции 2023 года. [36]
Существуют различные виды увековечивания памяти Холокоста, включая цифровой архив имен голландских жертв Холокоста. [37] В застроенную городскую среду голландских городов включены мемориалы Холокоста со списком мест, где их можно разместить. В Амстердаме Дом Анны Франк стал важным местом памяти, одним из немногих, где один человек рассказывает гораздо большую историю. [38] Некоторые другие места памяти в Амстердаме имеют гораздо более низкий статус. [39] Ученые изучают места памяти жертв Холокоста в Нидерландах, изучая мотивацию посетителей искать их [40] и их эмоциональные реакции. [41]
Исторические концепции Холокоста в Нидерландах динамичны и исследуют голландское Сопротивление. [42] Исследование мемориалов Холокоста изучает концепцию виновников Холокоста. [43] Память о последствиях Холокоста в голландском образовании вызывает обеспокоенность. [44] Поскольку Нидерланды стали многонациональным обществом, ученые исследовали историческую память о Холокосте различных этнических групп. [45] Существуют также научные работы о Холокосте в Нидерландах и концепциях голландской деколонизации. [46]
См. также
[ редактировать ]
- Голландский национальный музей Холокоста
- История евреев в Нидерландах
- История евреев в Амстердаме
- Национальный мемориал имен Холокоста (Амстердам)
- Битва за Нидерланды
- Отношения Израиля и Нидерландов
- Список голландских евреев
- Список евреев, депортированных из Вагенингена (1942-1943)
- СМИ
- Праведник народов мира
- Холокост в Бельгии
- Холокост во Франции
- Рейхскомиссариат Нидерланды
- Yad Vashem
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ромейн, Питер, «Опыт евреев в Нидерландах во время немецкой оккупации» в книге «Голландское еврейство: его история и светская культура», 1500-200 гг . Лейден: Брилл 2002, 269.
- ^ Воулен, Эдвард ван. «Евреи-асхенази в Амстердаме» (PDF) . Исторический музей Джудса. Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2007 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Стивен Хесс. «Непропорциональное уничтожение евреев в Нидерландах: 1940–1945», в Нидерландах и нацистском геноциде: документы 21-й ежегодной конференции ученых под редакцией Г. Яна Колейна и Марсии С. Литтел, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс , 1992.
- ^ [1] Национальный музей Холокоста, Амстердам, по состоянию на 9 марта 2024 г.
- ^ Блом, JCH «Голландские евреи, евреи-голландцы и евреи в Нидерландах» в книге «Голландское еврейство: его история и светская культура, 1500-2000» . Джонатан И. Исраэль и Рейньер Сальверда, ред. Лейден: Брилл 2002, 215–223.
- ^ ДЕМОС, март 2001 г. Доступ 18 июля 2007 г. (на голландском языке). Архивировано 10 июня 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ JCH Блом (июль 1989 г.). «Преследование евреев в Нидерландах: сравнительный западноевропейский взгляд» (PDF) . Ежеквартальный журнал европейской истории . 19 (3): 333–351. дои : 10.1177/026569148901900302 . hdl : 20.500.11755/1ab16853-ae62-4a30-a677-0e0d31c6f9f5 . S2CID 143977907 . .
- ^ Более поздние публикации см.: Пим Гриффиоен и Рон Зеллер, «Сравнение преследований евреев в Нидерландах, Франции и Бельгии, 1940–1945: сходства, различия, причины», в: Питер Ромейн и др., The Преследование евреев в Нидерландах, 1940–1945 гг. Новые перспективы . Амстердам: Издательство Амстердамского университета/Vossius Pers/NIOD, 2012, 55–91. Пим Гриффиоен и Рон Зеллер, «Антиеврейская политика и организация депортаций во Франции и Нидерландах, 1940–1944: сравнительное исследование», Исследования Холокоста и геноцида 20 (3), зима 2006 г., 437–473.
- ^ Таммес, Питер (1 июля 2017 г.). «Пережить Холокост: социально-демографические различия среди евреев Амстердама» . Европейский журнал народонаселения . 33 (3): 293–318. дои : 10.1007/s10680-016-9403-3 . ISSN 0168-6577 . ПМЦ 5493707 . ПМИД 28725097 .
- ^ Ван дер Бум, Барт. «Резервация Освенцим»: голландские жертвы и свидетели и их знания о Холокосте». Исследования Холокоста и геноцида (2017) 31 (3) 385-407.
- ^ Этти Хейзинг, Кто знал, история жизни Зипа Адемы, SUN 1994, ISBN 90-6168-425-0
- ^ Ромейн, Питер, «Опыт евреев в Нидерландах во время нацистской оккупации» в книге «Голландское еврейство: его история и светская культура, 1500-2000» . Лейден: Брилл 2002, 260–61.
- ^ Манфред Герстенфельд (15 августа 1999 г.). «Отношение голландцев к евреям во время и послевоенное время: миф и правда» . Jcpa.org . Проверено 1 мая 2012 г.
- ^ Фрэнк, Эвелин. С Этти Хиллесум: В поисках счастья неожиданный путь. Чтение расстроенной жизни и писем Вестерборка, Женева: Labor et Fides, 2002. ( ISBN 978-2830910476 )
- ^ Хилл, Дэвид (2017). «Морис Франкенхейс создал запоминающуюся коллекцию». Журнал Американского нумизматического общества . 16 (3): 44.
- ^ Ромейн, Питер. «Опыт евреев в Нидерландах во время немецкой оккупации» в книге «Голландское еврейство: его история и светская культура, 1500-2000 гг .» . Джонатан И. Исраэль и Райнер Сальверда. Лейден: Брилл 2002, 253–271.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ромейн, Питер, Барт Ван дер Бум, Пим Гриффиоен, Рон Зеллер, Марике Меувенорд и Йоханнес Хаувинк Тен Кейт. Преследование евреев в Нидерландах, 1940–1945: новые перспективы; изд. Вихерта Тен Хава . Амстердам: PR Амстердамского университета, 2012.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ромейн. «Война» в «Истории евреев в Нидерландах» под редакцией Дж. К. Блума, Р. Г. Фукс-Мансфельда и И. Шоффера, Уитгеверий Баланс, 1996. Перевод Библиотеки еврейской цивилизации Литтмана, 2002. Шоффер, Уитгеверий Баланс, 1996. Перевод Библиотеки еврейской цивилизации Литтмана, 2002.
- ^ Прессер, Джейкоб. Пепел на ветру: уничтожение голландского еврейства . Лондон, 1965, стр. 33–36.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Хильберг, Рауль (2003). Уничтожение европейских евреев (3-е изд.). Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
- ^ «ТРОФЕ N 3 1996» . 6 марта 2001 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2001 г. Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ «ТРОФЕ N 3 1996» . 6 марта 2001 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2001 г. Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Алдерс, Джерард (2004). Нацистские грабежи: грабеж голландского еврейства во время Второй мировой войны . Берг. ISBN 1-85973-722-6 . OCLC 53223516 .
- ^ Стоун, Гарри (2007). Мемориал Бухенвальда (ред.). Концентрационный лагерь Бухенвальд 1937-1945 гг. Сопроводительный том к постоянной исторической выставке (на немецком языке) (5-е изд.). Геттинген: Издательство Wallstein. стр. 81–83. ISBN 978-3-89244-222-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герхард Хиршфельд, «Нидерланды», в книге «Измерение геноцида: количество еврейских жертв национал-социализма» , изд. Вольфганга Бенца (Мюнхен: Р. Ольденбург, 1991), 165.
- ↑ Последний мемориал Холокоста, 20 сентября 2021 г.
- ^ Фишман, Дж. С. «Спор о военных сиротах в Нидерландах: отношения большинства и меньшинства» в книге « История евреев Нидерландов» , Йозеф Михман, изд. Иерусалим: Институт исследований голландского еврейства, 1984, 421–432.
- ↑ Музей голландского сопротивления, Нидерланды во время Второй мировой войны , 152.
- ^ Маркузе, Гарольд. «Мемориалы Холокоста: возникновение жанра». Американский исторический обзор 115.1 (2010): 53–89.
- ^ Хартманн, Руди. «Мемориалы Холокоста без выживших в Холокосте: управление музеями и мемориалами жертвам нацистской Германии в Европе 21 века». Возвращение к ужасам и человеческой трагедии: Управление местами зверств для туризма (2005): 89-107.
- ^ Боас, Генриетта. «Память о Холокосте в Голландии: положительные и отрицательные аспекты». Голландская еврейская история 2 (1989): 309–321.
- ^ Лагру, Питер. «Жертвы геноцида и национальная память: Бельгия, Франция и Нидерланды 1945-1965». Прошлое и настоящее 154 (1997): 181–222.
- ^ Милтон, Сибил. В подходящей памяти: Искусство и политика мемориалов Холокоста. Издательство Государственного университета Уэйна, 2018.
- ^ Нидерхаузен, Лия. «Представления нации? Сравнение голландского национального памятника 1956 года и национального памятника имен Холокоста 2021 года». Может. Дж. Нидерландских исследований / Rev. может. d'études néerlandaises 42 (2022): 53–76.
- ^ Каэн, Жоэль Дж. «Мемориалы памяти Холокоста и изобразительное искусство в Нидерландах: от ранних общественных памятников до современных художников». Европейский иудаизм 56.1 (2023): 102–118.
- ^ Музей голландского сопротивления, Нидерланды во время Второй мировой войны в ста историях . Амстердам 2023 ISBN 9789071944192
- ^ Фаро, Лори MC. «Цифровой памятник еврейской общине в Нидерландах: значимое ритуальное место для поминовения». Новый обзор гипермедиа и мультимедиа 21.1-2 (2015): 165-184.
- ^ Хартманн, Руди. «Анна Франк: память об индивидуальном опыте Холокоста». Журналистика и массовые коммуникации 6.9 (2016): 542-554.
- ^ Дуиндам, Дэвид. Фрагменты Холокоста: Амстердамский Голландский Шоубург как место памяти. Издательство Амстердамского университета, 2019.
- ^ Исаак, Рами К. и др. «Понимание мотивации голландских посетителей к мемориалам в концентрационных лагерях». Текущие проблемы туризма 22.7 (2019): 747-762.
- ^ Джерун Навейн, Рами Халил Исаак, Константин Гридневский и Адриан ван Лимпт (2018) Мемориалы концентрационных лагерей Холокоста: предварительное исследование ожидаемой эмоциональной реакции, Текущие проблемы туризма, 21: 2, 175-190, DOI: 10.1080/13683500.2015. 1058343
- ^ Контрерас, Жасмин. «Мы все были в сопротивлении»: историческая память о Холокосте и Второй мировой войне в Нидерландах». Докторская диссертация, Университет Миннесоты (2020).
- ^ Ван Эс, Ева Бритт. «Представительство преступников в Нидерландах: исследование голландских мемориальных музеев о Второй мировой войне». (2023)
- ^ Бун, Анджела. «Постоянный пробел в знаниях в области образования по вопросам последствий Холокоста в Нидерландах». Новый взгляд на образование в области Холокоста: восприятие и коммуникация • Вымысел и факты • Медиальность и цифровость (2019): 109-122.
- ^ Ноупс, Р.В. Кого это волнует? Различия в оценке мемориалов Холокоста между этническими группами Гронингена. Дисс. 2013.
- ^ Ван Оойен, Ирис и Ильза Рааймакерс. «Конкурентная или разнонаправленная память? Взаимодействие послевоенной и постколониальной памяти в Нидерландах». Колониальная борьба с повстанцами и массовое насилие. Рутледж, 2018. 308–328.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боас, Джейкоб (2024). До дальнейшего уведомления... Я думаю о Терезиенштадте . Бруклин: Ктав. ISBN 9781602805071 .
- Браш, Хая (2001). «После Холокоста: преемственность и изменения в послевоенной еврейской общине Нидерландов». Еврейская история . 15 (2). Спрингер: 149–168. дои : 10.1023/A:1011036707897 . JSTOR 20101441 .
- Брас, Инеке (2002). «После Холокоста: преемственность и изменения в послевоенной еврейской общине Нидерландов». В Израиле Джонатан И .; Сальверда, Рейньер (ред.). Голландское еврейство: его история и светская культура, 1500-2000 гг . Лейден: Брилл. стр. 273–288.
- Крус, Марникс (2006). «Холокост в Нидерландах и уровень выживания евреев». Исследования Холокоста и геноцида . 20 (3). Оксфорд: Оксфордский университет. Пресса, Пергамон Пресс: 474–499. дои : 10.1093/hgs/dcl022 . ISSN 8756-6583 . OCLC 5183494503 .
- Гриффиоен, Пим; Зеллер, Рон (2006). «Антиеврейская политика и организация депортаций во Франции и Нидерландах, 1940–1944: сравнительное исследование». Исследования Холокоста и геноцида . 20 (3). Оксфорд: Оксфордский университет. Пресса, Пергамон Пресс: 437–473. дои : 10.1093/hgs/dcl021 . ISSN 8756-6583 . OCLC 5183494768 .
- Гриффиоен, Пим; Зеллер, Рон (2012). «Сравнение преследований евреев в Нидерландах, Франции и Бельгии, 1940–1945: сходства, различия, причины». В Ромейне, Питер; Тен Хаве, Вихерт (ред.). Преследование евреев в Нидерландах, 1940–1945 гг. Новые перспективы . Амстердам: Издательство Амстердамского университета / Воссиус Перс / NIOD. стр. 55–91. ISBN 9789056297237 . OCLC 821190086 .
- Хесс, Стивен (1992). «Непропорциональное разрушение: уничтожение евреев в Нидерландах: 1940–1945». В Колейн и Г. Ян; Литтел, Марсия С. (ред.). Нидерланды и нацистский геноцид: материалы 21-й ежегодной конференции ученых . Серия симпозиумов, Vol. 32. Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. ISBN 9780773495166 . OCLC 906592660 .
- Мур, Боб. Жертвы и выжившие: преследование нацистами евреев в Нидерландах, 1940-1945 гг . Лондон: Арнольд. ISBN 9780340495636 . OCLC 905435967 .
- Прессер, Джейкоб (1968). Пепел на ветру: уничтожение голландского еврейства . Перевод Померанса, Арнольда Дж. Лондон: Сувенир Пресс. ISBN 9780285638136 . OCLC 907250624 . . Впервые опубликовано в Нидерландах под названием Прессер, Джейкоб (1965). Падение, преследование и истребление голландского еврейства, 1940-1945 гг . Монография № 10, Национальный институт военной документации (NIOD) (на голландском языке). Гаага: М. Нийхофф. OCLC 460782548 .
- Таммес, Питер (2017). «Пережить Холокост: социально-демографические различия среди евреев Амстердама» . Европейский журнал народонаселения . 33 (3): 293–318. дои : 10.1007/s10680-016-9403-3 . hdl : 1983/11c93b3c-66d5-4a2e-9876-a36a7500cdaa . ISSN 0168-6577 . OCLC 7074873175 . ПМЦ 5493707 . ПМИД 28725097 .
- Ван дер Бум, Барт (2017). « Резервация Освенцима»: голландские жертвы и свидетели и их знания о Холокосте». Исследования Холокоста и геноцида . 31 (3). Оксфорд: Oxford Univ. Press, Pergamon Press: 385–407. doi : 10.1093/hgs/dcx042 . ISSN 8756-6583 OCLC 7283740228 .
- Вастенхаут, Лориен (2022). Между общиной и сотрудничеством: «еврейские советы» в Западной Европе в условиях нацистской оккупации . Исследования социальной и культурной истории современной войны. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781009053532 . OCLC 1345273138 .