Jump to content

Холокост в Нидерландах

Памятник в Вестерборке : каждый камень представляет одного человека, который содержался под стражей в Вестерборке до того, как был убит в нацистском лагере.

Холокост в Нидерландах был организован нацистской Германией в оккупированных Нидерландах как часть Холокоста по всей Европе во время Второй мировой войны . Нацистская оккупация 1940 года сразу же начала нарушать нормы голландского общества, различными способами отделяя голландских евреев от общего голландского населения. Нацисты использовали существующую голландскую гражданскую администрацию, а также Голландский еврейский совет «как бесценное средство для достижения своих целей». [1] В 1939 году в Нидерландах проживало около 140 000 евреев, среди них от 24 000 до 25 000 немецких еврейских беженцев, бежавших из Германии в 1930-х годах (другие источники утверждают, что в период с 1933 по 1940 год в Нидерланды прибыло около 34 000 еврейских беженцев, в основном из Германия и Австрия). [2] [3] : 69  Около 75% голландско-еврейского населения было убито во время Холокоста. Перепись 1947 года показала 14 346 евреев, или 10% довоенного населения. Это дальнейшее снижение объясняется массовой эмиграцией евреев в тогдашнюю Палестину под британским мандатом (современный Израиль ). Среди ученых ведутся споры о том, в какой степени голландская общественность была осведомлена о Холокосте . Послевоенные Нидерланды занялись созданием исторической памяти о Холокосте и создали памятники, увековечивающие эту главу голландской истории. Голландский национальный музей Холокоста открылся в марте 2024 года. [4]

Справочная информация о голландских евреях

[ редактировать ]
Желтая звезда Давида, которую голландские евреи заставляли носить
Еврейская женщина с желтой звездой Давида во время разции 20 июня 1943 года [ nl ]

В конце девятнадцатого века и в 1930-е годы голландские евреи все больше секуляризовались и все больше и больше интегрировались в общее голландское общество. Многие больше не были религиозно соблюдающими или следовали еврейским культурным обычаям. В то время как голландское общество формировало сегменты или «столпы» в девятнадцатом и двадцатом веках, евреи не были отдельной опорой, а скорее были связаны с существующими столпами. Многие евреи, например, больше не жили в неформальном «еврейском квартале». Голландская традиция религиозной толерантности , зародившаяся в 17 веке, когда евреи начали селиться в Нидерландах, особенно в Амстердаме, достигла кульминации в еврейской эмансипации , которая сделала их полноправными гражданами.

Степень, в которой голландские евреи были ассимилированы и чувствовали себя принятыми обществом в целом, была определена как особая уязвимость по отношению к немецкой оккупации, которая началась с их вторжения в Нидерланды в 1940 году. Голландские евреи не были очень внимательны к смертельной угрозе. нацистской идеологии и ее ревностной реализации политики уничтожения евреев, « Окончательного решения» . Нидерланды были местом назначения для немецких беженцев, как евреев, так и неевреев, бежавших от нацистского режима, в первую очередь от семьи Анны Франк . Но голландские евреи, в отличие от голландской королевской семьи, также не бежали из Нидерландов после нацистского вторжения. Голландские евреи, как и все голландское население, заняли выжидательную позицию в отношении оккупации.

В отличие от других политических мер, которые нацисты применяли в отношении населения Нидерландов в целом, они были нацелены на систематическое уничтожение евреев. Реакция еврейского руководства в Нидерландах заключалась в том, чтобы «проводить политику компромисса [с оккупацией], которая была скорее голландской, чем еврейской, тем самым неохотно сотрудничая в последовательных небольших шагах (в надежде избежать «худшей участи»). ... [Т] он сегментированное голландское общество рассматривало проблемы евреев как еврейское дело (за некоторыми исключениями)». [5]

В 1945 году в живых оставалось всего около 35 000 евреев Нидерландов. Точное число «полнородных евреев», переживших Холокост, оценивается в 34 379 человек (из которых 8 500 состояли в смешанных браках и, таким образом, избежали депортации и возможных убийств в нацистских концентрационных лагерях ). Число «полуевреев», выживших в Нидерландах в конце Второй мировой войны в 1945 году, оценивается в 14 545 человек; число «четвертых евреев» составляло 5990 человек. [6] Около 75% голландско-еврейского населения погибло во время Холокоста, что является необычно высоким процентом по сравнению с другими оккупированными странами Западной Европы. [7] [8] [9]

Факторами большего числа погибших были относительно неповрежденный правительственный аппарат после того, как королевская семья и правительство бежали в Лондон. В Нидерландах не существовал военный режим. Это была самая густонаселенная страна Западной Европы, поэтому относительно большому количеству евреев было трудно скрываться. Большинство евреев в Амстердаме были бедны, что ограничивало их возможности бежать или скрываться. В стране не было много открытого пространства или леса, куда люди могли бы бежать. Кроме того, гражданская администрация имела подробные записи о количестве евреев и их адресах. Не совсем ясно, насколько средний гражданин Нидерландов был осведомлен о работе лагерей смерти на протяжении большей части оккупации. [10] Все голландские граждане были обязаны «зарегистрироваться» для работы в Германии. [11] Первоначально голландское общество признало преследование евреев Германией. Они провели первый акт массового гражданского неповиновения в оккупированной нацистами Европе: Februaristake Февральская забастовка »), чтобы продемонстрировать свою поддержку еврейским гражданам. Нацисты быстро предприняли шаги по подавлению дальнейших действий граждан, и никаких дальнейших публичных действий не последовало после того, как высокопоставленный нацистский чиновник, рейхскомиссар Зейсс-Инкварт, предупредил голландскую общественность, что они будут иметь драконовские последствия. [12]

Одна из теорий состоит в том, что немцы использовали административные организации и голландскую полицию:

«При подготовке к уничтожению евреев, проживающих в Нидерландах, немцы могли рассчитывать на помощь большей части голландской административной инфраструктуры. Оккупантам пришлось использовать лишь относительно ограниченное количество собственного персонала; голландские полицейские окружили Собирая семьи для отправки на смерть в Восточную Европу, поезда голландских железных дорог, укомплектованные голландскими служащими, доставляли евреев в лагеря в Нидерландах, которые были транзитными пунктами в Освенцим, Собибор и другие лагеря смерти». Что касается голландского сотрудничества, Эйхман сказал: «Транспорт работает так гладко, что приятно наблюдать». [13]

Эта статуя в Амстердаме посвящена Анне Франк , которая скрывалась со своей немецко-еврейской семьей беженцев во время Второй мировой войны. Их нашли и перевезли. Ее отец выжил и позже опубликовал ее дневник.

Самая известная из жертв Холокоста в Нидерландах — Анна Франк , немецкая еврейская беженка. Вместе со своей сестрой Марго Франк она умерла от тифа в марте 1945 года в концлагере Берген -Бельзен . Заболевание широко распространилось в лагерях из-за антисанитарных условий жизни, намеренно созданных немецкими оккупантами. Мать Анны Франк, Эдит Франк-Холландер , была убита голодом в Освенциме . Ее отец, Отто Франк , пережил войну. Среди других известных голландских жертв Холокоста — Этти Хиллесум , чьи сочинения были позже опубликованы; [14] Авраам Ичек Тушинский и Эдит Штайн , принявшие христианство и также известные как Святая Тереза ​​Бенедикта Креста.

Морис Франкенхейс собрал коллекцию документов, написал дневники и собрал артефакты за пять десятилетий, от Первой мировой войны до Второй мировой войны, включая сокрытие и заключение в Вестерборке и Терезиенштадте . Его исследование показало, что он вместе со своей женой и двумя дочерьми, возможно, был единственной коренной голландской семьей, которая выжила как единое целое. [15]

В отличие от многих других стран, где все аспекты еврейских общин и культуры были уничтожены во время Холокоста, в Амстердаме сохранилось удивительно большое количество раввинских записей, что делает историю голландского еврейства необычайно хорошо документированной. [ нужна ссылка ]

Немцы арестовывают евреев на площади Йонаса Даниэля Мейерплейн в Амстердаме, февраль 1941 года.

Нейтралитет Нидерландов не защитил их от нацистского вторжения в мае 1940 года. В течение следующих двух лет немецкие оккупанты работали с существующей голландской бюрократией, чтобы получить контроль над административной системой для реализации своих собственных политических целей. Основная цель заключалась в том, чтобы отделить голландских евреев от их правовой защиты и голландской культурной среды, уничтожив сначала их права, а затем и их жизни. [16] Вместо того, чтобы оставить голландское правительство независимым или установить военную оккупацию, план нацистов в отношении Нидерландов предполагал проведение гражданской оккупации. [3] : 70  Все лидеры, назначенные немцами во главе гражданской администрации Нидерландов, были нацистами с сильной идеологической историей. Представитель Гитлера, австрийский нацист Артур Зейсс-Инкварт , быстро взял на себя командование голландской административной системой в качестве рейхскомиссара на оккупированных голландских территориях. [3] : 70  Ханнс Альбин Раутер был назначен высшим начальником СС и полиции ( HSSPF ). Раутер подчинялся непосредственно Генриху Гиммлеру . [17] : 57  Одна из первых инициатив Раутера заключалась в объединении голландской полиции под контролем Министерства юстиции, контролируемого нацистами. Раутер предоставил СС и полиции полную власть над всем еврейским населением оккупированных Нидерландов. [17] : 21  Это дало СС и полиции возможность преследовать евреев в Нидерландах и в конечном итоге реализовать «Окончательное решение». [3] : 71  В распоряжении Раутера была не только голландская полиция, но и 4700 немецких полицейских. [17] : 66  После того, как Германия взяла под свой контроль голландское правительство, было зарегистрировано 128 случаев самоубийств среди евреев. [18] : 300 

Регистрация

[ редактировать ]
Лодевейк Эрнст Виссер , председатель Верховного суда Нидерландов с 1939 по 1941 год, был вынужден уйти в отставку нацистскими оккупационными силами, потому что он был евреем.

Нацистские власти издали ряд постановлений, которые оказали глубокое влияние на голландское общество, классифицируя голландских евреев отдельно от основного населения Нидерландов. Это был ключевой фактор в реализации политики, ведущей к геноциду. Голландские евреи в подавляющем большинстве согласились с регистрацией. С 9 мая 1940 года все предприятия, полностью или частично принадлежавшие евреям или управляемые евреями, должны были зарегистрироваться в правительстве, включая компании с еврейскими акционерами. Недвусмысленно назвав евреев целевой категорией закона, оккупационные власти определили его параметры в статье 4. Первоначальное определение еврея заключалось в любом человеке, который имел трех или более еврейских бабушек и дедушек или имел двух еврейских бабушек и дедушек и принадлежал к еврейской общине. или была замужем за евреем. Еврейским дедушкой и бабушкой считался человек, который когда-либо принадлежал к еврейской общине. Позднее определение еврея стало более широким: было достаточно одного еврейского дедушки и бабушки. «Регистрация стала означать обязательное предоставление полной личной истории». [19]

По состоянию на ноябрь 1940 года нацисты заставили всех еврейских чиновников и государственных служащих зарегистрироваться у голландских властей. Впоследствии более 2500 евреев лишились своих государственных должностей. [18] : 302  Только принудительное исключение голландских евреев из системы среднего и высшего образования вызвало реакцию общественности. [18] : 303  10 января 1941 года Зейсс-Инкварт обязал регистрацию еврейских граждан. [20] :  610 Этот указ распространялся на еврейских граждан, у которых был один еврейский дедушка и бабушка. Граждане, идентифицированные как евреи, имели в своих удостоверениях личности черную букву J. [20] :  610 Эти удостоверения личности, которые всегда носили с собой, были полезным инструментом для преступника, позволяющим определить, кто был евреем. Более того, эти удостоверения личности было практически невозможно подделать. Записи о рождении, смерти и браке евреев в Нидерландах были помечены, чтобы отличать их от нееврейского населения. [18] : 304  К 1942 году евреев заставили носить на одежде желтую звезду. [20] :  615

География Нидерландов не позволяла евреям бежать. Страна Голландия занимает менее 20 000 квадратных миль равнин. [3] : 71  По оценкам, во время гражданской оккупации в Нидерландах скрывались 25 000 евреев. Из этих 25 тысяч треть была поймана и депортирована. Из тех, кто выжил, 4000 были маленькими детьми. [3] : 72  Некоторых предали друзья или незнакомцы, согласившиеся спрятать их под ложным предлогом. Других поймала полиция. [3] : 72 

Экспроприация и воровство

[ редактировать ]
Евреи собирались для депортации исключительно с тем имуществом, которое они могли унести

Перед депортацией и убийством голландских евреев систематически лишали всего их имущества и имущества, включая предприятия, недвижимость, финансовые активы, произведения искусства и домашнее имущество. [21] Джерард Алдерс, голландский исследователь из Нидерландского государственного института военной документации, подсчитал, что голландская еврейская община «больше всего пострадала от немецкой жадности» . [22] В число грабительских организаций входили Diensststelle Mühlmann, возглавляемый Каетаном Мюльманном под руководством Зейсс-Инкварта, и банк LiRo, еврейский банк под названием Lippmann & Rosenthal & Co. , который был захвачен нацистами, чтобы замаскировать кражу под законные операции, среди других. [23]

Депортации

[ редактировать ]
Депортации
Голландские евреи в Маутхаузене, 26 июня 1941 г. [24]
Два голландских еврея покончили жизнь самоубийством, прикоснувшись к электрическому забору в Маутхаузене, 1942 год.

Когда Зейсс-Инкварт и Раутер пришли к власти над голландской администрацией, в стране проживало 140 000 евреев. Только в Амстердаме проживало около 80 000 голландских евреев. [20] :  601 Статус проживания евреев в Нидерландах не имел значения для Зейсс-Инкварта и Раутера. Зейсс-Инкварт заявил: «Евреи для нас не голландцы. Это те враги, с которыми мы не можем прийти ни к перемирию, ни к миру». [20] :  601 Раутер отправил Гиммлеру письма о ходе работы, сообщив ему, что «во всей Голландии около 120 000 евреев готовятся к отъезду». [20] :  620 Эти «отъезды», о которых говорил Раутер, представляли собой депортацию голландских евреев в концентрационные лагеря и лагеря смерти.

Ниже приведены примеры депортаций из Нидерландов в трудовые лагеря и лагеря смерти. [25]

Год Число От К Выжившие
1941-42 1700 Амстердам Маутхаузен
1941-42 100 Амстердам Бухенвальд , Дахау , Нойенгамме
15 июля 1942 г. - 23 февраля 1943 г. 42915 Вестерборк Освенцим 85
20 августа - 8 декабря 1942 г. 3540 ? Различные трудовые лагеря 181
2 марта - 20 июля 1943 г. 34313 ? Собибор 19
24 августа 1943 г. - 3 сентября 1944 г. 11985 Вестерборк Освенцим 588
15 ноября 1943 г. - 3 июня 1944 г. 1645 Вухт Освенцим 198
1943-44 4870 Амстердам и Вестерборк Терезиенштадт 1950
Октябрь 1943 г. 150 Вестерборк Бухенвальд и Равенсбрюк.
1944 3751 Вестерборк Берген-Бельзен 2050

Всего из тюрем Германии и Нидерландов в концентрационные лагеря было депортировано 107 000 евреев. Из них выжило только 5200. Всего нацистами было уничтожено 102 000 евреев (три четверти довоенного еврейского населения страны). [26] Некоторые из них были коренными голландцами, а другие были беженцами, искавшими убежища в Нидерландах. [25]

Послевоенный

[ редактировать ]

Споры о еврейских сиротах

[ редактировать ]

Сразу после Второй мировой войны возник спор о еврейских детях, переживших своих родителей во время Холокоста. часто прятало детей Голландское Сопротивление в нееврейских семьях. Один из исследователей спора утверждает, что «история еврейских военных сирот в Нидерландах, хотя и является частью послевоенной эпохи, представляет собой прямое продолжение Холокоста и его длительных последствий человеческих страданий». Когда нацисты начали энергично осуществлять депортацию евреев из Нидерландов, евреи позволили членам Сопротивления поместить многих детей в нееврейские семьи; они пережили войну, а их родители — нет. Еврейских детей было легче спрятать, чем взрослых евреев, поэтому непропорционально большое число выживших евреев были детьми. «[T]его тип спасательной операции может быть организован в серьезном масштабе». То, как следует относиться к этим молодым людям, пережившим Холокост, в послевоенную эпоху вызвало споры между членами Сопротивления и взрослыми евреями, пережившими Холокост и желавшими восстановить голландскую еврейскую общину. У этих двух групп были разные взгляды на будущее детей; каждый считал, что принимает более правильные решения в отношении своей опеки. Роль бойцов сопротивления в сокрытии детей во время войны принесла им юридический статус в голландской правительственной комиссии, созданной для определения их судьбы. Детей часто вывозили контрабандой из Амстердама во многие другие места Нидерландов, где они интегрировались в существующие нееврейские семьи. В послевоенный период голландское правительство установило принципы, учитывающие благополучие детей, признавая роль голландского сопротивления. При определении опеки Комиссия по делам военных приемных детей предположила, что родители не вернулись; статус детей приравнивался к брошенным или заброшенным отпрыскам, а не к сиротам; члены Сопротивления имели законный статус в комиссии, в то время как голландские евреи были приглашены присоединиться к комиссии только как отдельные лица, а не представители группы. Комиссия не признала, что евреи детей имеют отношение к их размещению, и что их личное благополучие было вопросом Нидерландов, а не евреев. Для голландских евреев комиссия была задумана и функционировала как противник». [27] Одна скрытая детская история является частью постоянной экспозиции Музея Сопротивления в Амстердаме. Эллен Мике Олман была разлучена со своими родителями в девять месяцев, и ее воспитывала христианская семья. После войны она воссоединилась со своей биологической матерью, человеком, о котором она не помнила, и впоследствии у нее были сложные отношения. «Я назвал свою мать «мэм»». [28]

Историческая память и мемориалы

[ редактировать ]
Камни преткновения в Утрехте

В послевоенный период во многих местах, находящихся под контролем нацистов, были созданы мемориалы Холокоста, и сейчас в исторической памяти сохранились научные труды о Холокосте. [29] [30] Нидерланды были частью этого процесса увековечивания памяти и научной оценки. [31] Правительство Нидерландов установило Национальный день памяти жертв Холокоста в последнее воскресенье января, а ряд стран установили дату празднования 27 января, в годовщину освобождения лагеря смерти Освенцим. Нидерланды фигурируют в сравнительных исследованиях мемориализации Холокоста [32] [33] Предметом исследования стали изменения с течением времени в мемориализации в Нидерландах. [34] [35] Музей Сопротивления в Амстердаме, основанный в 1984 году членами голландского сопротивления, рассказывает сложную историю нацистской оккупации Нидерландов и различные варианты ответа голландцев на политику нацистов, приведшую к уничтожению трех четвертей голландских евреев. В каталоге музея опубликован каталог новой постоянной коллекции 2023 года. [36]

Существуют различные виды увековечивания памяти Холокоста, включая цифровой архив имен голландских жертв Холокоста. [37] В застроенную городскую среду голландских городов включены мемориалы Холокоста со списком мест, где их можно разместить. В Амстердаме Дом Анны Франк стал важным местом памяти, одним из немногих, где один человек рассказывает гораздо большую историю. [38] Некоторые другие места памяти в Амстердаме имеют гораздо более низкий статус. [39] Ученые изучают места памяти жертв Холокоста в Нидерландах, изучая мотивацию посетителей искать их [40] и их эмоциональные реакции. [41]

Исторические концепции Холокоста в Нидерландах динамичны и исследуют голландское Сопротивление. [42] Исследование мемориалов Холокоста изучает концепцию виновников Холокоста. [43] Память о последствиях Холокоста в голландском образовании вызывает обеспокоенность. [44] Поскольку Нидерланды стали многонациональным обществом, ученые исследовали историческую память о Холокосте различных этнических групп. [45] Существуют также научные работы о Холокосте в Нидерландах и концепциях голландской деколонизации. [46]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ромейн, Питер, «Опыт евреев в Нидерландах во время немецкой оккупации» в книге «Голландское еврейство: его история и светская культура», 1500-200 гг . Лейден: Брилл 2002, 269.
  2. ^ Воулен, Эдвард ван. «Евреи-асхенази в Амстердаме» (PDF) . Исторический музей Джудса. Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2007 года.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Стивен Хесс. «Непропорциональное уничтожение евреев в Нидерландах: 1940–1945», в Нидерландах и нацистском геноциде: документы 21-й ежегодной конференции ученых под редакцией Г. Яна Колейна и Марсии С. Литтел, Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс , 1992.
  4. ^ [1] Национальный музей Холокоста, Амстердам, по состоянию на 9 марта 2024 г.
  5. ^ Блом, JCH «Голландские евреи, евреи-голландцы и евреи в Нидерландах» в книге «Голландское еврейство: его история и светская культура, 1500-2000» . Джонатан И. Исраэль и Рейньер Сальверда, ред. Лейден: Брилл 2002, 215–223.
  6. ^ ДЕМОС, март 2001 г. Доступ 18 июля 2007 г. (на голландском языке). Архивировано 10 июня 2007 г. на Wayback Machine.
  7. ^ JCH Блом (июль 1989 г.). «Преследование евреев в Нидерландах: сравнительный западноевропейский взгляд» (PDF) . Ежеквартальный журнал европейской истории . 19 (3): 333–351. дои : 10.1177/026569148901900302 . hdl : 20.500.11755/1ab16853-ae62-4a30-a677-0e0d31c6f9f5 . S2CID   143977907 . .
  8. ^ Более поздние публикации см.: Пим Гриффиоен и Рон Зеллер, «Сравнение преследований евреев в Нидерландах, Франции и Бельгии, 1940–1945: сходства, различия, причины», в: Питер Ромейн и др., The Преследование евреев в Нидерландах, 1940–1945 гг. Новые перспективы . Амстердам: Издательство Амстердамского университета/Vossius Pers/NIOD, 2012, 55–91. Пим Гриффиоен и Рон Зеллер, «Антиеврейская политика и организация депортаций во Франции и Нидерландах, 1940–1944: сравнительное исследование», Исследования Холокоста и геноцида 20 (3), зима 2006 г., 437–473.
  9. ^ Таммес, Питер (1 июля 2017 г.). «Пережить Холокост: социально-демографические различия среди евреев Амстердама» . Европейский журнал народонаселения . 33 (3): 293–318. дои : 10.1007/s10680-016-9403-3 . ISSN   0168-6577 . ПМЦ   5493707 . ПМИД   28725097 .
  10. ^ Ван дер Бум, Барт. «Резервация Освенцим»: голландские жертвы и свидетели и их знания о Холокосте». Исследования Холокоста и геноцида (2017) 31 (3) 385-407.
  11. ^ Этти Хейзинг, Кто знал, история жизни Зипа Адемы, SUN 1994, ISBN   90-6168-425-0
  12. ^ Ромейн, Питер, «Опыт евреев в Нидерландах во время нацистской оккупации» в книге «Голландское еврейство: его история и светская культура, 1500-2000» . Лейден: Брилл 2002, 260–61.
  13. ^ Манфред Герстенфельд (15 августа 1999 г.). «Отношение голландцев к евреям во время и послевоенное время: миф и правда» . Jcpa.org . Проверено 1 мая 2012 г.
  14. ^ Фрэнк, Эвелин. С Этти Хиллесум: В поисках счастья неожиданный путь. Чтение расстроенной жизни и писем Вестерборка, Женева: Labor et Fides, 2002. ( ISBN   978-2830910476 )
  15. ^ Хилл, Дэвид (2017). «Морис Франкенхейс создал запоминающуюся коллекцию». Журнал Американского нумизматического общества . 16 (3): 44.
  16. ^ Ромейн, Питер. «Опыт евреев в Нидерландах во время немецкой оккупации» в книге «Голландское еврейство: его история и светская культура, 1500-2000 гг .» . Джонатан И. Исраэль и Райнер Сальверда. Лейден: Брилл 2002, 253–271.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ромейн, Питер, Барт Ван дер Бум, Пим Гриффиоен, Рон Зеллер, Марике Меувенорд и Йоханнес Хаувинк Тен Кейт. Преследование евреев в Нидерландах, 1940–1945: новые перспективы; изд. Вихерта Тен Хава . Амстердам: PR Амстердамского университета, 2012.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ромейн. «Война» в «Истории евреев в Нидерландах» под редакцией Дж. К. Блума, Р. Г. Фукс-Мансфельда и И. Шоффера, Уитгеверий Баланс, 1996. Перевод Библиотеки еврейской цивилизации Литтмана, 2002. Шоффер, Уитгеверий Баланс, 1996. Перевод Библиотеки еврейской цивилизации Литтмана, 2002.
  19. ^ Прессер, Джейкоб. Пепел на ветру: уничтожение голландского еврейства . Лондон, 1965, стр. 33–36.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Хильберг, Рауль (2003). Уничтожение европейских евреев (3-е изд.). Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета.
  21. ^ «ТРОФЕ N 3 1996» . 6 марта 2001 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2001 г. Проверено 15 марта 2021 г.
  22. ^ «ТРОФЕ N 3 1996» . 6 марта 2001 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2001 г. Проверено 15 марта 2021 г.
  23. ^ Алдерс, Джерард (2004). Нацистские грабежи: грабеж голландского еврейства во время Второй мировой войны . Берг. ISBN  1-85973-722-6 . OCLC   53223516 .
  24. ^ Стоун, Гарри (2007). Мемориал Бухенвальда (ред.). Концентрационный лагерь Бухенвальд 1937-1945 гг. Сопроводительный том к постоянной исторической выставке (на немецком языке) (5-е изд.). Геттинген: Издательство Wallstein. стр. 81–83. ISBN  978-3-89244-222-6 .
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герхард Хиршфельд, «Нидерланды», в книге «Измерение геноцида: количество еврейских жертв национал-социализма» , изд. Вольфганга Бенца (Мюнхен: Р. Ольденбург, 1991), 165.
  26. Последний мемориал Холокоста, 20 сентября 2021 г.
  27. ^ Фишман, Дж. С. «Спор о военных сиротах в Нидерландах: отношения большинства и меньшинства» в книге « История евреев Нидерландов» , Йозеф Михман, изд. Иерусалим: Институт исследований голландского еврейства, 1984, 421–432.
  28. Музей голландского сопротивления, Нидерланды во время Второй мировой войны , 152.
  29. ^ Маркузе, Гарольд. «Мемориалы Холокоста: возникновение жанра». Американский исторический обзор 115.1 (2010): 53–89.
  30. ^ Хартманн, Руди. «Мемориалы Холокоста без выживших в Холокосте: управление музеями и мемориалами жертвам нацистской Германии в Европе 21 века». Возвращение к ужасам и человеческой трагедии: Управление местами зверств для туризма (2005): 89-107.
  31. ^ Боас, Генриетта. «Память о Холокосте в Голландии: положительные и отрицательные аспекты». Голландская еврейская история 2 (1989): 309–321.
  32. ^ Лагру, Питер. «Жертвы геноцида и национальная память: Бельгия, Франция и Нидерланды 1945-1965». Прошлое и настоящее 154 (1997): 181–222.
  33. ^ Милтон, Сибил. В подходящей памяти: Искусство и политика мемориалов Холокоста. Издательство Государственного университета Уэйна, 2018.
  34. ^ Нидерхаузен, Лия. «Представления нации? Сравнение голландского национального памятника 1956 года и национального памятника имен Холокоста 2021 года». Может. Дж. Нидерландских исследований / Rev. может. d'études néerlandaises 42 (2022): 53–76.
  35. ^ Каэн, Жоэль Дж. «Мемориалы памяти Холокоста и изобразительное искусство в Нидерландах: от ранних общественных памятников до современных художников». Европейский иудаизм 56.1 (2023): 102–118.
  36. ^ Музей голландского сопротивления, Нидерланды во время Второй мировой войны в ста историях . Амстердам 2023 ISBN   9789071944192
  37. ^ Фаро, Лори MC. «Цифровой памятник еврейской общине в Нидерландах: значимое ритуальное место для поминовения». Новый обзор гипермедиа и мультимедиа 21.1-2 (2015): 165-184.
  38. ^ Хартманн, Руди. «Анна Франк: память об индивидуальном опыте Холокоста». Журналистика и массовые коммуникации 6.9 (2016): 542-554.
  39. ^ Дуиндам, Дэвид. Фрагменты Холокоста: Амстердамский Голландский Шоубург как место памяти. Издательство Амстердамского университета, 2019.
  40. ^ Исаак, Рами К. и др. «Понимание мотивации голландских посетителей к мемориалам в концентрационных лагерях». Текущие проблемы туризма 22.7 (2019): 747-762.
  41. ^ Джерун Навейн, Рами Халил Исаак, Константин Гридневский и Адриан ван Лимпт (2018) Мемориалы концентрационных лагерей Холокоста: предварительное исследование ожидаемой эмоциональной реакции, Текущие проблемы туризма, 21: 2, 175-190, DOI: 10.1080/13683500.2015. 1058343
  42. ^ Контрерас, Жасмин. «Мы все были в сопротивлении»: историческая память о Холокосте и Второй мировой войне в Нидерландах». Докторская диссертация, Университет Миннесоты (2020).
  43. ^ Ван Эс, Ева Бритт. «Представительство преступников в Нидерландах: исследование голландских мемориальных музеев о Второй мировой войне». (2023)
  44. ^ Бун, Анджела. «Постоянный пробел в знаниях в области образования по вопросам последствий Холокоста в Нидерландах». Новый взгляд на образование в области Холокоста: восприятие и коммуникация • Вымысел и факты • Медиальность и цифровость (2019): 109-122.
  45. ^ Ноупс, Р.В. Кого это волнует? Различия в оценке мемориалов Холокоста между этническими группами Гронингена. Дисс. 2013.
  46. ^ Ван Оойен, Ирис и Ильза Рааймакерс. «Конкурентная или разнонаправленная память? Взаимодействие послевоенной и постколониальной памяти в Нидерландах». Колониальная борьба с повстанцами и массовое насилие. Рутледж, 2018. 308–328.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Боас, Джейкоб (2024). До дальнейшего уведомления... Я думаю о Терезиенштадте . Бруклин: Ктав. ISBN  9781602805071 .
  • Браш, Хая (2001). «После Холокоста: преемственность и изменения в послевоенной еврейской общине Нидерландов». Еврейская история . 15 (2). Спрингер: 149–168. дои : 10.1023/A:1011036707897 . JSTOR   20101441 .
  • Брас, Инеке (2002). «После Холокоста: преемственность и изменения в послевоенной еврейской общине Нидерландов». В Израиле Джонатан И .; Сальверда, Рейньер (ред.). Голландское еврейство: его история и светская культура, 1500-2000 гг . Лейден: Брилл. стр. 273–288.
  • Крус, Марникс (2006). «Холокост в Нидерландах и уровень выживания евреев». Исследования Холокоста и геноцида . 20 (3). Оксфорд: Оксфордский университет. Пресса, Пергамон Пресс: 474–499. дои : 10.1093/hgs/dcl022 . ISSN   8756-6583 . OCLC   5183494503 .
  • Гриффиоен, Пим; Зеллер, Рон (2006). «Антиеврейская политика и организация депортаций во Франции и Нидерландах, 1940–1944: сравнительное исследование». Исследования Холокоста и геноцида . 20 (3). Оксфорд: Оксфордский университет. Пресса, Пергамон Пресс: 437–473. дои : 10.1093/hgs/dcl021 . ISSN   8756-6583 . OCLC   5183494768 .
  • Гриффиоен, Пим; Зеллер, Рон (2012). «Сравнение преследований евреев в Нидерландах, Франции и Бельгии, 1940–1945: сходства, различия, причины». В Ромейне, Питер; Тен Хаве, Вихерт (ред.). Преследование евреев в Нидерландах, 1940–1945 гг. Новые перспективы . Амстердам: Издательство Амстердамского университета / Воссиус Перс / NIOD. стр. 55–91. ISBN  9789056297237 . OCLC   821190086 .
  • Хесс, Стивен (1992). «Непропорциональное разрушение: уничтожение евреев в Нидерландах: 1940–1945». В Колейн и Г. Ян; Литтел, Марсия С. (ред.). Нидерланды и нацистский геноцид: материалы 21-й ежегодной конференции ученых . Серия симпозиумов, Vol. 32. Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. ISBN  9780773495166 . OCLC   906592660 .
  • Мур, Боб. Жертвы и выжившие: преследование нацистами евреев в Нидерландах, 1940-1945 гг . Лондон: Арнольд. ISBN  9780340495636 . OCLC   905435967 .
  • Прессер, Джейкоб (1968). Пепел на ветру: уничтожение голландского еврейства . Перевод Померанса, Арнольда Дж. Лондон: Сувенир Пресс. ISBN  9780285638136 . OCLC   907250624 . . Впервые опубликовано в Нидерландах под названием Прессер, Джейкоб (1965). Падение, преследование и истребление голландского еврейства, 1940-1945 гг . Монография № 10, Национальный институт военной документации (NIOD) (на голландском языке). Гаага: М. Нийхофф. OCLC   460782548 .
  • Таммес, Питер (2017). «Пережить Холокост: социально-демографические различия среди евреев Амстердама» . Европейский журнал народонаселения . 33 (3): 293–318. дои : 10.1007/s10680-016-9403-3 . hdl : 1983/11c93b3c-66d5-4a2e-9876-a36a7500cdaa . ISSN   0168-6577 . OCLC   7074873175 . ПМЦ   5493707 . ПМИД   28725097 .
  • Ван дер Бум, Барт (2017). « Резервация Освенцима»: голландские жертвы и свидетели и их знания о Холокосте». Исследования Холокоста и геноцида . 31 (3). Оксфорд: Oxford Univ. Press, Pergamon Press: 385–407. doi : 10.1093/hgs/dcx042 . ISSN   8756-6583 OCLC   7283740228 .
  • Вастенхаут, Лориен (2022). Между общиной и сотрудничеством: «еврейские советы» в Западной Европе в условиях нацистской оккупации . Исследования социальной и культурной истории современной войны. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781009053532 . OCLC   1345273138 .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c86f424114a909689f80f313b4fc0d42__1720907640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/42/c86f424114a909689f80f313b4fc0d42.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Holocaust in the Netherlands - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)