Каетан Мюльманн

Каетан «Кай» Мюльманн [ 1 ] (26 июня 1898 — 2 августа 1958) — австрийский историк искусства, офицер СС и сыгравший важную роль в экспроприации искусства нацистами Польше , особенно в и Нидерландах. Он работал с Артуром Зейсс-Инквартом в первом нацистском правительстве в Вене после аншлюса , в Генерал-губернаторстве (оккупированная Польша) и в Гааге , где он возглавлял организацию, известную как Dienststelle Mühlmann (Агентство Мюльмана), которая функционировала как координационная палата. за искусство, экспроприированное в оккупированных Нидерландах . Его характеризуют как одного из величайших воров произведений искусства среди нацистов, а возможно, и за всю историю.
Жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь и Первая мировая война
[ редактировать ]Мюльман родился 26 июня 1898 года в Уттендорфе , недалеко от Целль-ам-Зее в Австрии. Его отец умер, и мать снова вышла замуж за двоюродного брата отца; в семье было восемь детей, шестеро из которых выжили. Старший брат Мюльмана Йозеф позже присоединился к гестапо . Мюльман вырос на ферме и посещал школу в Зальцбурге . [ 2 ] Достигнув в 1915 году требуемого возраста 17 лет, он пошел добровольцем на службу в Первую мировую войну; он был несколько раз награжден, но в 1918 году был серьезно ранен и перенес легочную инфекцию, которая повлияла на его здоровье на всю оставшуюся жизнь. В это время он вступил в Социалистическую партию и оставался ее членом в течение нескольких лет. [ 3 ]
Зальцбург
[ редактировать ]В 1922 году он поступил в университет, изучая историю искусств в Инсбруке и Вене, а в 1926 году защитил докторскую диссертацию в Венском университете, защитив диссертацию на тему «Фонтаны в стиле барокко и водное искусство» в Зальцбурге . [ 3 ] [ 4 ] Затем он вернулся в Зальцбург, где приобрел репутацию гражданского активиста, выступая за улучшение городских достопримечательностей и опубликовав книгу о работе одного защитника природы, написал в целом положительные обзоры искусства и работал главным рекламным агентом Зальцбургского фестиваля . [ 5 ] Он говорил на австрийском диалекте и стал известен как сетевик. Среди людей, с которыми он познакомился в это время и раньше и которые позже помогли ему в его карьере, был Герман Геринг (Мюльман дружил с его сестрами, которые жили в районе Зальцбурга, и существует история, которую он отрицал, о том, что он помог Герингу побег из Германии после провала Пивного путча в Мюнхене в 1923 году) и Артур Зейсс-Инкварт . [ 6 ]
Австрийская нацистская партия была запрещена в июле 1934 года после убийства канцлера Энгельберта Дольфуса , и Мюльман всегда отрицал, что был ее членом тогда или ранее; однако как американская разведка, так и нацистские источники утверждают, что он был одним из первых членов, а в 1935 году он и еще пять человек были арестованы в Зальцбурге и обвинены в том, что они нацисты; обвинение против Мюльмана было уменьшено с государственной измены до «членства в тайном обществе», а его приговор сокращен до отбытия срока, но, согласно отчету Эрнста Кальтенбруннера , первоначальный приговор составлял 20 лет. [ 6 ] После суда и осуждения он продолжал работать связующим звеном между теми нацистами, которые остались в Австрии, и партийными организациями и военизированными формированиями в изгнании в Баварии . [ 7 ] Делая все возможное, чтобы избежать открытой политической принадлежности, он стал видным членом умеренного крыла австрийской партии, которая в конечном итоге одержала победу над радикальной фракцией; [ 8 ] [ 9 ] В начале 1938 года он встретился с Гитлером от имени Зейсс-Инкварта и передал ему конфиденциальную информацию, которая укрепила его переговорную позицию на встрече с канцлером Куртом Шушнигом , а также призвал к смещению Йозефа Леопольда . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Вена
[ редактировать ]После аншлюса в марте 1938 года Зейсс-Инкварт назначил его государственным секретарем в Федеральной канцелярии, а затем в Министерстве внутренних дел и культуры, а также представителем государственной политики в области искусства. [ 4 ] [ 13 ] Он стал капитаном СС; [ 4 ] позже он дослужился до звания оберфюрера . [ 9 ] [ 14 ] Будучи главой отдела III в канцелярии Рейхсштаттальтера, который отвечал за «управление и отделение собственности « volksfeindliche »» (т. е. собственности «врагов народа » ), он сыграл важную роль в конфискации имущества. собственность венских евреев, предшествовавшая действиям в Альтрейхе (доаншлюсной Германии). [ 15 ]
В июне 1939 года он был уволен Йозефом Бюркелем , новым гауляйтером Вены, якобы за санкционирование представлений кабаре , критикующих немцев Старого Рейха , но на самом деле за «австрийские тенденции»: финансирование австрийских культурных учреждений за пределами Вены и стремление сохранить произведения искусства, экспроприированные у венских евреев, в Вене. Вена. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Это было частью волны увольнений австрийцев со стороны Бюркеля, вызвавшей серьезное недовольство. [ 19 ]
Оккупированная Польша
[ редактировать ]После вторжения в Польшу Геринг предложил ему должность своего специального представителя по охране художественных ценностей на бывших польских территориях, его миссия заключалась в «охране» (грабеже) произведений искусства. У него были приказы от Гитлера через Рейнхарда Гейдриха и от Ганса Франка , который был назначен губернатором Генерал-губернаторства (оккупированной немцами части Польши); [ 20 ] Зейсс-Инкварт также был отправлен в Польшу в качестве заместителя генерал-губернатора при Франке. [ 21 ]
Одной из причин грабежа Польши было культурное обнищание; Нацисты также истребили интеллигенцию, закрыли все высшие учебные заведения и приняли меры по снижению рождаемости. [ 22 ]
Кроме того, как и ранее в Австрии, они заняли юридическую позицию, согласно которой евреи были отдельной нацией, с которой в конце Первой мировой войны не было заключено мирного договора, и чью собственность они поэтому имели право конфисковать как собственность враг. В-третьих, в политике, которая была разработана до вторжения в Польшу, они требовали права репатриировать «германское искусство», под которым они понимали все произведения немцев и, кроме того, все, что ранее находилось во владении немцев. [ 23 ]
В Генерал-губернаторстве Мюльман руководил «рабочим штабом» из девяти искусствоведов, восемь из которых имели докторскую степень, и двух коммандос по дюжине человек в каждом: один, возглавляемый его братом Йозефом, отвечал за северную часть страны выше 51-го полка. параллельно и базировался в Национальном музее в Варшаве , другой, возглавляемый Густавом Бартелем , базировался в Ягеллонской библиотеке в Кракове , на юге. Выйдя из городов, они опустошили государственные и частные коллекции, университеты, церкви и монастыри. [ 21 ] [ 24 ] Произведения искусства были разделены на три класса: высший сорт, Wahl I , был сфотографирован и сохранен как зарезервированный для Германского Рейха; второй сорт, Wahl II , классифицированный как «не обязательно достойный Рейха, но хорошего качества», хранился либо в Польше (прежде всего в Ягеллонской библиотеке), либо в Deutsche Bank в Берлине; произведения третьего сорта, Валь III , обычно сохранялись оккупационной администрацией или СС «в представительских целях», то есть для домов и офисов немцев. [ 25 ] [ 26 ]
Работа Мюльмана в Польше была настолько эффективной (по его собственным словам, «в течение шести месяцев почти вся художественная собственность земли была конфискована»), что Вольфрам Зиверс , коммерческий директор Аненербе , хотел, чтобы он наблюдал за вывозом произведений искусства из Южной Польши. Тироль , отошедший к Италии. [ 27 ] Он посетил этот район весной 1940 года и доложил Сиверсу и главе СС Генриху Гиммлеру , выступая за насильственное удаление всего германского искусства. [ 28 ] Однако вместо этого ему было поручено открыть офис в Гааге .
Офис Mühlmann в Нидерландах
[ редактировать ]
В Гааге , снова работая под руководством Зейсс-Инкварта (который сыграет ключевую роль в убийстве 117 000 голландских евреев), Каетан Мюльманн возглавил Diensststelle Mühlmann (Агентство Мюльмана), безжалостную нацистскую грабительскую организацию. [ 29 ] Dienststelle Mühlmann функционировала как расчетная палата по произведениям искусства, экспроприированным у евреев и других «врагов» во время оккупации Нидерландов , Франции (где они конкурировали с филиалом Amt Rosenberg ), а также Австрии и Польши. Он работал как арт-дилер по продаже произведений искусства нацистским лидерам и ликвидации остальных. В штат Мюльмана входили его сводный брат Йозеф и историки искусства Франц Кислингер, Эдуард Плетч и Бернхард Дегенхарт. [ 30 ]
Самым известным из них является то, что Мюльман приобрел и каталогизировал огромную коллекцию Мангеймера , которую Гитлер приобрел для своего будущего музея фюрера в Линце в результате принудительной продажи, которая принесла Зейсс-Инкварту большую комиссию. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Хотя он официально сохранил свой пост в Польше, он приветствовал переезд в страну, где оккупация была во многих отношениях менее репрессивной, а также оказался в Кракове в затруднительном положении между конкурирующими требованиями различных начальников: Мартин Борман предположил, что он должен был отправиться в концентрационный лагерь за то, что не снабжал Гитлера достаточным количеством произведений искусства, Геринг угрожал посадить его в тюрьму за возвращение в Польшу картин Леонардо да Винчи « Дама с горностаем» из Берлина по приказу Ганса Франка (в конце концов он дважды вез его вместе с Рафаэля » «Портретом джентльмена и Рембрандта » «Пейзажем с добрым самаритянином в Берлин поездом). [ 35 ] и гнев Франка на него, как сообщается, привел к тому, что он покинул должность в Польше, что он и сделал в середине или конце 1943 года. [ 36 ] [ 37 ]
Послевоенный
[ редактировать ]В июле 1944 года, посчитав войну проигранной, Мюльман отступил в Вену; он уже отправил жену и детей в безопасное место. [ 38 ] У него не было официальных обязанностей, но он консультировал многих влиятельных нацистов; например, Эрнст Кальтенбруннер консультировался с ним по поводу формирования переходного австрийского правительства, которое могло бы быть приемлемым для союзников. [ 39 ] Он был схвачен американцами в Зевальхене в австрийских Альпах 13 июня 1945 года. На допросе он признался в экспроприации собственности евреев, но заявил, что не знал о Холокосте . [ 4 ] [ 39 ] Он также утверждал, что работал на сопротивление и освободил Геринга из заключения СС. [ 39 ] Он дал полезные показания против ведущих нацистов, и поэтому в 1947 году его вернули в Мюнхен под стражу американского военного правительства в Баварии; там он помог идентифицировать произведения искусства и антиквариат. В феврале 1948 года ему стало плохо, и его доставили в госпиталь, из которого ему удалось бежать. Несмотря на попытки Польши и Австрии экстрадировать его, его так и не поймали. судили в Вене В 1951–52 его заочно и признали виновным в государственной измене; его имущество было объявлено конфискованным, но властям удалось найти лишь его часть. Он жил в Южной Баварии недалеко от озера Штарнберг , периодически продавая произведения искусства, которые он спрятал и оставил друзьям, и время от времени навещал жену и детей; его бывшая жена жила рядом с ними. [ 40 ]
То, как Мюльманн избежал судебного преследования после войны, историк Джонатан Петропулос назвал «просто экстраординарным». [ 39 ]
В 1958 году он был прооперирован в Мюнхене по поводу рака желудка , но умер от него 2 августа. Его вдова вернула его тело в Зальцбург для захоронения. [ 41 ]
Частная жизнь
[ редактировать ]В 1932 году Мюльман женился на Леопольдине «Польди» Войтек (также называемой Войтек), успешной зальцбургской художнице. [ 5 ] Ее отец, Йозеф Войтек, до 1938 года работал в городе строительным чиновником. [ 42 ] Он развелся с ней в 1941 году и в следующем году, с разрешения Гиммлера, женился на своей любовнице Хильде Циглер. [ 43 ] У него было четверо детей. Сообщается, что, скрываясь от правосудия в Баварии после войны, у него было несколько романтических отношений, в том числе с Лени Рифеншталь . [ 4 ] [ 44 ]
Оценка
[ редактировать ]Мюльманн был одним из самых успешных воров произведений искусства нацизма. В 1946 году его описали как «самого непримиримого нациста в группе мародеров, задержанных для допроса в Америке летом 1945 года». [ 45 ] а Джонатан Петропулос , историк искусства, специализирующийся на нацистских грабежах, назвал его «возможно, самым выдающимся грабителем произведений искусства в истории человеческой цивилизации». [ 46 ]
За время своей нацистской карьеры он приобрел себе значительную собственность. Помимо многочисленных картин и антиквариата (один счет 1941 года от парижского дилера на сумму 560 000 франков за ковры, хрустальные лампы и мебель), [ 47 ] он использовал различные «арийизированные» резиденции, включая виллу в Анифе , пригороде Зальцбурга, которая была отобрана у еврейки Хелены фон Тауссиг в 1941 году в пользование Йозефа Войтека и передана в собственность его дочери, тогдашней жены Мюльмана; она продолжала жить там после войны. [ 48 ] [ 49 ] Во время своего пребывания на посту государственного секретаря в Вене он жил в квартире во дворце Бельведер . [ 48 ] а в конце войны американцы нашли в его тогдашнем доме в Вене триптих, взятый у еврейского торговца произведениями искусства, а также ящики с голландским мылом, ликером Bols , ковры и лампы. [ 38 ]
Он был приверженцем «регерманизации» восточных территорий, которые он и другие считали узурпированными славянами, и во время войны писал книги, в которых описывал культурное наследие Кракова, в частности, с этой точки зрения. Книга о городе, которую он написал в соавторстве с Бартелем, начинается так:
Остмарк . , Судетская область, Восточная Силезия, район реки Вайхзель — многие названия характеризуют часть немецкой истории с внутренней последовательностью, которая глубоко затрагивает всех нас Немецкая история на Востоке: это завершение тысячелетней борьбы и борьбы германской жизненной энергии ... Уже много веков назад [этот регион] был заселен и закреплен нашими германскими предками. [ 50 ]
Однако его друзья-помощники распространялись и на тех, кто не пользовался популярностью у нацистов, таких как Гвидо Зернатто , поэт, который был генеральным секретарем Отечественного фронта ; Цернатто приложил немало усилий, чтобы добиться освобождения Мюльмана из тюрьмы в 1935 году, поэтому, когда немцы вошли в Вену в марте 1938 года, Мюльман позволил ему сбежать через боковую дверь Федеральной канцелярии. [ 51 ] Как сказала его вторая жена, что касается современного искусства, «[он] никогда не был полностью верен нацистской линии»: когда он занимал свой пост в Вене, у него была фреска Антона Файстауэра в Зальцбургском фестивале, сохраненная и одобренная для приобретения работ Экспрессионист Герберт Бекл , который помог художнику и его восьми детям выжить. [ 52 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иногда пишется Каэтан , например, в записях СС; Джонатан Петропулос , Фаустовская сделка: мир искусства в нацистской Германии , Нью-Йорк: Оксфордский университет, 2000, ISBN 9780195129649 , с. 170.
- ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 170–71.
- ^ Jump up to: а б Петропулос, Фаустова сделка , стр. 172.
- ^ Jump up to: а б с д и «Мюльманн, Каэтан (иногда появляющийся Каэтан) 'Кай'». Архивировано 23 апреля 2016 г. в Wayback Machine , Словаре искусствоведов, получено 17 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Петропулос, Фаустова сделка , с. 173.
- ^ Jump up to: а б Петропулос, Фаустова сделка , стр. 174–75.
- ^ Петрополус, Фаустова сделка , с. 175.
- ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 175–77.
- ^ Jump up to: а б Джозеф Попшечны , Одило Глобочник: человек Гитлера на Востоке , Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд, 2004, ISBN 978-0-7864-1625-7 , с. 41 .
- ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 177–78.
- ^ Брюс Ф. Поли, Гитлер и забытые нацисты: история австрийского национал-социализма , Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины, ISBN 9780807814567 , стр. 197–99.
- ^ Линн Х. Николас, Похищение Европы: судьба сокровищ Европы в Третьем рейхе и Второй мировой войне , Нью-Йорк: Кнопф, 1994, ISBN 9780679400691 , с. 40.
- ^ Петрополус, Фаустова сделка , с. 179.
- ^ Петропулос, Искусство как политика , с. 319.
- ^ Джонатан Петропулос, Искусство как политика в Третьем Рейхе , Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины, 1996, ISBN 9780807822401 , с. 85.
- ^ Петропулос, Фаустова сделка , с. 185.
- ^ Петропулос, Искусство как политика , стр. 91–92.
- ^ Николас, с. 41.
- ^ Эван Берр Бьюки, Гитлеровская Австрия: популярные настроения в эпоху нацизма, 1938–1945 , Чапел-Хилл: University of North Carolina Press, 2000, ISBN 9780807825167 , с. 68. Архивировано 28 августа 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Петрополус, Фаустова сделка , с. 186.
- ^ Jump up to: а б Петропулос, Фаустова сделка , с. 187.
- ^ Петропулос, Искусство как политика , с. 101, со ссылкой на Вернера Рингса, «Жизнь с врагом: сотрудничество и сопротивление в гитлеровской Европе, 1939–1945» , Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, 1982; ISBN 9780385170826 , стр. 26.
- ^ Петропулос, стр. 124.
- ^ Петропулос, Искусство как политика , стр. 105–06.
- ^ Петропулос, Искусство как политика , стр. 107.
- ^ Николас, с. 68.
- ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 191.
- ^ Петропулос, Искусство как политика , стр. 118.
- ^ Морвенна Блюетт, «Реставраторы на службе нацистской клептократии. Пример секвестров Büro Mühlmann (Агентство Мюльмана)», в: История искусства в «Третьем рейхе»: теории, методы, практики , изд. Олаф Петерс, Рут Хефтриг и Барбара Шеллевальд, «Сочинения по историографии современного искусства 1», Берлин: Академия, 2008, ISBN 9783050044484 , стр. 393–404, стр. 393–404. 394 .
- ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 191–95.
- ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 92, 194.
- ^ Петропулос, Искусство как политика , с. 144.
- ^ Николас, стр. 111–14, 174.
- ^ Джерард Алдерс, «Разграбление и (не)реституция произведений искусства в Нидерландах 1940–2001», в: « Возвращение к национал-социалистическому наследию: примирение с принудительным трудом, экспроприацией, компенсацией и реституцией» , изд. Оливер Ратколб, Инсбрук: Studien, 2002, репр. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция, 2004 г.; ISBN 9780765805966 , стр. 115–32, стр. 118. Архивировано 28 августа 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 1–2; по словам Николая, с. 69: «Франку разрешили оставить их [в Кракове]».
- ↑ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 1–2, 195, в котором говорится, что он покинул свой пост в Польше в октябре.
- ^ Кристиан Фурмайстер и Сюзанна Кинлехнер, «Хорошее место преступления: история искусства между торговлей произведениями искусства, кражей произведений искусства и преследованием. Из биографии Августа Либмана Майера, с экскурсом о Бернхарде Дегенхарте и комментариями к Эрхарду Гепелю и Бруно Лозе», История искусства в «Третий Рейх» , стр. 405–30, с. 424 (на немецком языке) датами его командировки в Польшу являются период с 9 октября 1939 г. по середину 1943 г.
- ^ Jump up to: а б Петрополус, Фаустова сделка , с. 196.
- ^ Jump up to: а б с д Петрополус, Фаустова сделка , с. 197.
- ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 200–03.
- ^ Петропулос, Фаустова сделка , с. 204.
- ^ Альберт Лихтблау, «Арианизации», конфискованные активы, продовольствие и компенсации в Зальцбурге , публикации Австрийской комиссии историков 17/2, Вена/Мюнхен: Ольденбург, 2004, ISBN 9783702905224 , стр. 112–13. Архивировано 28 августа 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
- ^ Петрополус, Фаустова сделка , с. 181.
- ^ Петрополус, Фаустова сделка , с. 203.
- ↑ Джеймс С. Плаут, «Столица Гитлера». Архивировано 26 января 2022 г. в Wayback Machine , The Atlantic , октябрь 1946 г.
- ^ Петропулос, Фаустова сделка , с. 170.
- ^ Николас, с. 76.
- ^ Jump up to: а б Петропулос, Фаустова сделка , с. 181.
- ^ Lichtblau, стр. 113–14. Архивировано 28 августа 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Каетан Мюльманн и Густав Бартель, Краков. Столица немецкого генерал-губернаторства Польша: Форма и художественные достижения немецкого города на Востоке , Краков: Управление генерального губернатора, Департамент общественного просвещения и пропаганды / Бреслау: Корн, 1940, ОСЛК 180576101 , ОСЛК 22393980 , с. 5, цитируется в переводе у Петропулоса, Фаустова сделка , стр. 189–90 и Попшечны, стр. 5. 43. Архивировано 28 августа 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Петропулос, Фаустова сделка , с. 176.
- ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 180.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джонатан Петропулос . «Важность второго ранга: дело грабителя произведений искусства Каэтана Мюльмана». В: Гюнтер Бишоф и Антон Пелинка , ред. Австро-Корпоративизм: прошлое, настоящее, будущее . Современные австрийские исследования 4. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction, 1996. ISBN 9781560008330 . стр. 177–222 .
- Австрийские коллекционеры произведений искусства
- Австрийские историки искусства
- Австро-венгерские военнослужащие Первой мировой войны
- Оберфюрер СС
- Австрийские нацисты
- 1898 рождений
- 1958 смертей
- Жители района Целль-ам-Зее
- Выпускники Венского университета
- Смертность от рака желудка
- Разграбление Польши во Второй мировой войне.
- Кража произведений искусства и грабежи во время Второй мировой войны