Jump to content

Каетан Мюльманн

Каетан Мюльманн на приеме для артистов в венском Хофбурге , 30 марта 1938 года, сидит между фрау Зейсс-Инкварт и Паулой Вессели ; Йозефа Геббельса Выступление

Каетан «Кай» Мюльманн [ 1 ] (26 июня 1898 — 2 августа 1958) — австрийский историк искусства, офицер СС и сыгравший важную роль в экспроприации искусства нацистами Польше , особенно в и Нидерландах. Он работал с Артуром Зейсс-Инквартом в первом нацистском правительстве в Вене после аншлюса , в Генерал-губернаторстве (оккупированная Польша) и в Гааге , где он возглавлял организацию, известную как Dienststelle Mühlmann (Агентство Мюльмана), которая функционировала как координационная палата. за искусство, экспроприированное в оккупированных Нидерландах . Его характеризуют как одного из величайших воров произведений искусства среди нацистов, а возможно, и за всю историю.

Ранняя жизнь и Первая мировая война

[ редактировать ]

Мюльман родился 26 июня 1898 года в Уттендорфе , недалеко от Целль-ам-Зее в Австрии. Его отец умер, и мать снова вышла замуж за двоюродного брата отца; в семье было восемь детей, шестеро из которых выжили. Старший брат Мюльмана Йозеф позже присоединился к гестапо . Мюльман вырос на ферме и посещал школу в Зальцбурге . [ 2 ] Достигнув в 1915 году требуемого возраста 17 лет, он пошел добровольцем на службу в Первую мировую войну; он был несколько раз награжден, но в 1918 году был серьезно ранен и перенес легочную инфекцию, которая повлияла на его здоровье на всю оставшуюся жизнь. В это время он вступил в Социалистическую партию и оставался ее членом в течение нескольких лет. [ 3 ]

Зальцбург

[ редактировать ]

В 1922 году он поступил в университет, изучая историю искусств в Инсбруке и Вене, а в 1926 году защитил докторскую диссертацию в Венском университете, защитив диссертацию на тему «Фонтаны в стиле барокко и водное искусство» в Зальцбурге . [ 3 ] [ 4 ] Затем он вернулся в Зальцбург, где приобрел репутацию гражданского активиста, выступая за улучшение городских достопримечательностей и опубликовав книгу о работе одного защитника природы, написал в целом положительные обзоры искусства и работал главным рекламным агентом Зальцбургского фестиваля . [ 5 ] Он говорил на австрийском диалекте и стал известен как сетевик. Среди людей, с которыми он познакомился в это время и раньше и которые позже помогли ему в его карьере, был Герман Геринг (Мюльман дружил с его сестрами, которые жили в районе Зальцбурга, и существует история, которую он отрицал, о том, что он помог Герингу побег из Германии после провала Пивного путча в Мюнхене в 1923 году) и Артур Зейсс-Инкварт . [ 6 ]

Австрийская нацистская партия была запрещена в июле 1934 года после убийства канцлера Энгельберта Дольфуса , и Мюльман всегда отрицал, что был ее членом тогда или ранее; однако как американская разведка, так и нацистские источники утверждают, что он был одним из первых членов, а в 1935 году он и еще пять человек были арестованы в Зальцбурге и обвинены в том, что они нацисты; обвинение против Мюльмана было уменьшено с государственной измены до «членства в тайном обществе», а его приговор сокращен до отбытия срока, но, согласно отчету Эрнста Кальтенбруннера , первоначальный приговор составлял 20 лет. [ 6 ] После суда и осуждения он продолжал работать связующим звеном между теми нацистами, которые остались в Австрии, и партийными организациями и военизированными формированиями в изгнании в Баварии . [ 7 ] Делая все возможное, чтобы избежать открытой политической принадлежности, он стал видным членом умеренного крыла австрийской партии, которая в конечном итоге одержала победу над радикальной фракцией; [ 8 ] [ 9 ] В начале 1938 года он встретился с Гитлером от имени Зейсс-Инкварта и передал ему конфиденциальную информацию, которая укрепила его переговорную позицию на встрече с канцлером Куртом Шушнигом , а также призвал к смещению Йозефа Леопольда . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

После аншлюса в марте 1938 года Зейсс-Инкварт назначил его государственным секретарем в Федеральной канцелярии, а затем в Министерстве внутренних дел и культуры, а также представителем государственной политики в области искусства. [ 4 ] [ 13 ] Он стал капитаном СС; [ 4 ] позже он дослужился до звания оберфюрера . [ 9 ] [ 14 ] Будучи главой отдела III в канцелярии Рейхсштаттальтера, который отвечал за «управление и отделение собственности « volksfeindliche »» (т. е. собственности «врагов народа » ), он сыграл важную роль в конфискации имущества. собственность венских евреев, предшествовавшая действиям в Альтрейхе (доаншлюсной Германии). [ 15 ]

В июне 1939 года он был уволен Йозефом Бюркелем , новым гауляйтером Вены, якобы за санкционирование представлений кабаре , критикующих немцев Старого Рейха , но на самом деле за «австрийские тенденции»: финансирование австрийских культурных учреждений за пределами Вены и стремление сохранить произведения искусства, экспроприированные у венских евреев, в Вене. Вена. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Это было частью волны увольнений австрийцев со стороны Бюркеля, вызвавшей серьезное недовольство. [ 19 ]

Оккупированная Польша

[ редактировать ]

После вторжения в Польшу Геринг предложил ему должность своего специального представителя по охране художественных ценностей на бывших польских территориях, его миссия заключалась в «охране» (грабеже) произведений искусства. У него были приказы от Гитлера через Рейнхарда Гейдриха и от Ганса Франка , который был назначен губернатором Генерал-губернаторства (оккупированной немцами части Польши); [ 20 ] Зейсс-Инкварт также был отправлен в Польшу в качестве заместителя генерал-губернатора при Франке. [ 21 ]

Одной из причин грабежа Польши было культурное обнищание; Нацисты также истребили интеллигенцию, закрыли все высшие учебные заведения и приняли меры по снижению рождаемости. [ 22 ]

Кроме того, как и ранее в Австрии, они заняли юридическую позицию, согласно которой евреи были отдельной нацией, с которой в конце Первой мировой войны не было заключено мирного договора, и чью собственность они поэтому имели право конфисковать как собственность враг. В-третьих, в политике, которая была разработана до вторжения в Польшу, они требовали права репатриировать «германское искусство», под которым они понимали все произведения немцев и, кроме того, все, что ранее находилось во владении немцев. [ 23 ]

В Генерал-губернаторстве Мюльман руководил «рабочим штабом» из девяти искусствоведов, восемь из которых имели докторскую степень, и двух коммандос по дюжине человек в каждом: один, возглавляемый его братом Йозефом, отвечал за северную часть страны выше 51-го полка. параллельно и базировался в Национальном музее в Варшаве , другой, возглавляемый Густавом Бартелем , базировался в Ягеллонской библиотеке в Кракове , на юге. Выйдя из городов, они опустошили государственные и частные коллекции, университеты, церкви и монастыри. [ 21 ] [ 24 ] Произведения искусства были разделены на три класса: высший сорт, Wahl I , был сфотографирован и сохранен как зарезервированный для Германского Рейха; второй сорт, Wahl II , классифицированный как «не обязательно достойный Рейха, но хорошего качества», хранился либо в Польше (прежде всего в Ягеллонской библиотеке), либо в Deutsche Bank в Берлине; произведения третьего сорта, Валь III , обычно сохранялись оккупационной администрацией или СС «в представительских целях», то есть для домов и офисов немцев. [ 25 ] [ 26 ]

Работа Мюльмана в Польше была настолько эффективной (по его собственным словам, «в течение шести месяцев почти вся художественная собственность земли была конфискована»), что Вольфрам Зиверс , коммерческий директор Аненербе , хотел, чтобы он наблюдал за вывозом произведений искусства из Южной Польши. Тироль , отошедший к Италии. [ 27 ] Он посетил этот район весной 1940 года и доложил Сиверсу и главе СС Генриху Гиммлеру , выступая за насильственное удаление всего германского искусства. [ 28 ] Однако вместо этого ему было поручено открыть офис в Гааге .

Офис Mühlmann в Нидерландах

[ редактировать ]
Леонардо да Винчи Дама с горностаем

В Гааге , снова работая под руководством Зейсс-Инкварта (который сыграет ключевую роль в убийстве 117 000 голландских евреев), Каетан Мюльманн возглавил Diensststelle Mühlmann (Агентство Мюльмана), безжалостную нацистскую грабительскую организацию. [ 29 ] Dienststelle Mühlmann функционировала как расчетная палата по произведениям искусства, экспроприированным у евреев и других «врагов» во время оккупации Нидерландов , Франции (где они конкурировали с филиалом Amt Rosenberg ), а также Австрии и Польши. Он работал как арт-дилер по продаже произведений искусства нацистским лидерам и ликвидации остальных. В штат Мюльмана входили его сводный брат Йозеф и историки искусства Франц Кислингер, Эдуард Плетч и Бернхард Дегенхарт. [ 30 ]

Самым известным из них является то, что Мюльман приобрел и каталогизировал огромную коллекцию Мангеймера , которую Гитлер приобрел для своего будущего музея фюрера в Линце в результате принудительной продажи, которая принесла Зейсс-Инкварту большую комиссию. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Хотя он официально сохранил свой пост в Польше, он приветствовал переезд в страну, где оккупация была во многих отношениях менее репрессивной, а также оказался в Кракове в затруднительном положении между конкурирующими требованиями различных начальников: Мартин Борман предположил, что он должен был отправиться в концентрационный лагерь за то, что не снабжал Гитлера достаточным количеством произведений искусства, Геринг угрожал посадить его в тюрьму за возвращение в Польшу картин Леонардо да Винчи « Дама с горностаем» из Берлина по приказу Ганса Франка (в конце концов он дважды вез его вместе с Рафаэля » «Портретом джентльмена и Рембрандта » «Пейзажем с добрым самаритянином в Берлин поездом). [ 35 ] и гнев Франка на него, как сообщается, привел к тому, что он покинул должность в Польше, что он и сделал в середине или конце 1943 года. [ 36 ] [ 37 ]

Послевоенный

[ редактировать ]

В июле 1944 года, посчитав войну проигранной, Мюльман отступил в Вену; он уже отправил жену и детей в безопасное место. [ 38 ] У него не было официальных обязанностей, но он консультировал многих влиятельных нацистов; например, Эрнст Кальтенбруннер консультировался с ним по поводу формирования переходного австрийского правительства, которое могло бы быть приемлемым для союзников. [ 39 ] Он был схвачен американцами в Зевальхене в австрийских Альпах 13 июня 1945 года. На допросе он признался в экспроприации собственности евреев, но заявил, что не знал о Холокосте . [ 4 ] [ 39 ] Он также утверждал, что работал на сопротивление и освободил Геринга из заключения СС. [ 39 ] Он дал полезные показания против ведущих нацистов, и поэтому в 1947 году его вернули в Мюнхен под стражу американского военного правительства в Баварии; там он помог идентифицировать произведения искусства и антиквариат. В феврале 1948 года ему стало плохо, и его доставили в госпиталь, из которого ему удалось бежать. Несмотря на попытки Польши и Австрии экстрадировать его, его так и не поймали. судили в Вене В 1951–52 его заочно и признали виновным в государственной измене; его имущество было объявлено конфискованным, но властям удалось найти лишь его часть. Он жил в Южной Баварии недалеко от озера Штарнберг , периодически продавая произведения искусства, которые он спрятал и оставил друзьям, и время от времени навещал жену и детей; его бывшая жена жила рядом с ними. [ 40 ]

То, как Мюльманн избежал судебного преследования после войны, историк Джонатан Петропулос назвал «просто экстраординарным». [ 39 ]

В 1958 году он был прооперирован в Мюнхене по поводу рака желудка , но умер от него 2 августа. Его вдова вернула его тело в Зальцбург для захоронения. [ 41 ]

Частная жизнь

[ редактировать ]

В 1932 году Мюльман женился на Леопольдине «Польди» Войтек (также называемой Войтек), успешной зальцбургской художнице. [ 5 ] Ее отец, Йозеф Войтек, до 1938 года работал в городе строительным чиновником. [ 42 ] Он развелся с ней в 1941 году и в следующем году, с разрешения Гиммлера, женился на своей любовнице Хильде Циглер. [ 43 ] У него было четверо детей. Сообщается, что, скрываясь от правосудия в Баварии после войны, у него было несколько романтических отношений, в том числе с Лени Рифеншталь . [ 4 ] [ 44 ]

Мюльманн был одним из самых успешных воров произведений искусства нацизма. В 1946 году его описали как «самого непримиримого нациста в группе мародеров, задержанных для допроса в Америке летом 1945 года». [ 45 ] а Джонатан Петропулос , историк искусства, специализирующийся на нацистских грабежах, назвал его «возможно, самым выдающимся грабителем произведений искусства в истории человеческой цивилизации». [ 46 ]

За время своей нацистской карьеры он приобрел себе значительную собственность. Помимо многочисленных картин и антиквариата (один счет 1941 года от парижского дилера на сумму 560 000 франков за ковры, хрустальные лампы и мебель), [ 47 ] он использовал различные «арийизированные» резиденции, включая виллу в Анифе , пригороде Зальцбурга, которая была отобрана у еврейки Хелены фон Тауссиг в 1941 году в пользование Йозефа Войтека и передана в собственность его дочери, тогдашней жены Мюльмана; она продолжала жить там после войны. [ 48 ] [ 49 ] Во время своего пребывания на посту государственного секретаря в Вене он жил в квартире во дворце Бельведер . [ 48 ] а в конце войны американцы нашли в его тогдашнем доме в Вене триптих, взятый у еврейского торговца произведениями искусства, а также ящики с голландским мылом, ликером Bols , ковры и лампы. [ 38 ]

Он был приверженцем «регерманизации» восточных территорий, которые он и другие считали узурпированными славянами, и во время войны писал книги, в которых описывал культурное наследие Кракова, в частности, с этой точки зрения. Книга о городе, которую он написал в соавторстве с Бартелем, начинается так:

Остмарк . , Судетская область, Восточная Силезия, район реки Вайхзель — многие названия характеризуют часть немецкой истории с внутренней последовательностью, которая глубоко затрагивает всех нас Немецкая история на Востоке: это завершение тысячелетней борьбы и борьбы германской жизненной энергии ... Уже много веков назад [этот регион] был заселен и закреплен нашими германскими предками. [ 50 ]

Однако его друзья-помощники распространялись и на тех, кто не пользовался популярностью у нацистов, таких как Гвидо Зернатто [ де ] , поэт, который был генеральным секретарем Отечественного фронта ; Цернатто приложил немало усилий, чтобы добиться освобождения Мюльмана из тюрьмы в 1935 году, поэтому, когда немцы вошли в Вену в марте 1938 года, Мюльман позволил ему сбежать через боковую дверь Федеральной канцелярии. [ 51 ] Как сказала его вторая жена, что касается современного искусства, «[он] никогда не был полностью верен нацистской линии»: когда он занимал свой пост в Вене, у него была фреска Антона Файстауэра в Зальцбургском фестивале, сохраненная и одобренная для приобретения работ Экспрессионист Герберт Бекл [ де ] , который помог художнику и его восьми детям выжить. [ 52 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Иногда пишется Каэтан , например, в записях СС; Джонатан Петропулос , Фаустовская сделка: мир искусства в нацистской Германии , Нью-Йорк: Оксфордский университет, 2000, ISBN   9780195129649 , с. 170.
  2. ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 170–71.
  3. ^ Jump up to: а б Петропулос, Фаустова сделка , стр. 172.
  4. ^ Jump up to: а б с д и «Мюльманн, Каэтан (иногда появляющийся Каэтан) 'Кай'». Архивировано 23 апреля 2016 г. в Wayback Machine , Словаре искусствоведов, получено 17 декабря 2012 г.
  5. ^ Jump up to: а б Петропулос, Фаустова сделка , с. 173.
  6. ^ Jump up to: а б Петропулос, Фаустова сделка , стр. 174–75.
  7. ^ Петрополус, Фаустова сделка , с. 175.
  8. ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 175–77.
  9. ^ Jump up to: а б Джозеф Попшечны , Одило Глобочник: человек Гитлера на Востоке , Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд, 2004, ISBN   978-0-7864-1625-7 , с. 41 .
  10. ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 177–78.
  11. ^ Брюс Ф. Поли, Гитлер и забытые нацисты: история австрийского национал-социализма , Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины, ISBN   9780807814567 , стр. 197–99.
  12. ^ Линн Х. Николас, Похищение Европы: судьба сокровищ Европы в Третьем рейхе и Второй мировой войне , Нью-Йорк: Кнопф, 1994, ISBN   9780679400691 , с. 40.
  13. ^ Петрополус, Фаустова сделка , с. 179.
  14. ^ Петропулос, Искусство как политика , с. 319.
  15. ^ Джонатан Петропулос, Искусство как политика в Третьем Рейхе , Чапел-Хилл: Университет Северной Каролины, 1996, ISBN   9780807822401 , с. 85.
  16. ^ Петропулос, Фаустова сделка , с. 185.
  17. ^ Петропулос, Искусство как политика , стр. 91–92.
  18. ^ Николас, с. 41.
  19. ^ Эван Берр Бьюки, Гитлеровская Австрия: популярные настроения в эпоху нацизма, 1938–1945 , Чапел-Хилл: University of North Carolina Press, 2000, ISBN   9780807825167 , с. 68. Архивировано 28 августа 2023 г. в Wayback Machine .
  20. ^ Петрополус, Фаустова сделка , с. 186.
  21. ^ Jump up to: а б Петропулос, Фаустова сделка , с. 187.
  22. ^ Петропулос, Искусство как политика , с. 101, со ссылкой на Вернера Рингса, «Жизнь с врагом: сотрудничество и сопротивление в гитлеровской Европе, 1939–1945» , Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, 1982; ISBN   9780385170826 , стр. 26.
  23. ^ Петропулос, стр. 124.
  24. ^ Петропулос, Искусство как политика , стр. 105–06.
  25. ^ Петропулос, Искусство как политика , стр. 107.
  26. ^ Николас, с. 68.
  27. ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 191.
  28. ^ Петропулос, Искусство как политика , стр. 118.
  29. ^ Морвенна Блюетт, «Реставраторы на службе нацистской клептократии. Пример секвестров Büro Mühlmann (Агентство Мюльмана)», в: История искусства в «Третьем рейхе»: теории, методы, практики , изд. Олаф Петерс, Рут Хефтриг и Барбара Шеллевальд, «Сочинения по историографии современного искусства 1», Берлин: Академия, 2008, ISBN   9783050044484 , стр. 393–404, стр. 393–404. 394 .
  30. ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 191–95.
  31. ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 92, 194.
  32. ^ Петропулос, Искусство как политика , с. 144.
  33. ^ Николас, стр. 111–14, 174.
  34. ^ Джерард Алдерс, «Разграбление и (не)реституция произведений искусства в Нидерландах 1940–2001», в: « Возвращение к национал-социалистическому наследию: примирение с принудительным трудом, экспроприацией, компенсацией и реституцией» , изд. Оливер Ратколб, Инсбрук: Studien, 2002, репр. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Транзакция, 2004 г.; ISBN   9780765805966 , стр. 115–32, стр. 118. Архивировано 28 августа 2023 г. в Wayback Machine .
  35. ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 1–2; по словам Николая, с. 69: «Франку разрешили оставить их [в Кракове]».
  36. Петропулос, Фаустова сделка , стр. 1–2, 195, в котором говорится, что он покинул свой пост в Польше в октябре.
  37. ^ Кристиан Фурмайстер и Сюзанна Кинлехнер, «Хорошее место преступления: история искусства между торговлей произведениями искусства, кражей произведений искусства и преследованием. Из биографии Августа Либмана Майера, с экскурсом о Бернхарде Дегенхарте и комментариями к Эрхарду Гепелю и Бруно Лозе», История искусства в «Третий Рейх» , стр. 405–30, с. 424 (на немецком языке) датами его командировки в Польшу являются период с 9 октября 1939 г. по середину 1943 г.
  38. ^ Jump up to: а б Петрополус, Фаустова сделка , с. 196.
  39. ^ Jump up to: а б с д Петрополус, Фаустова сделка , с. 197.
  40. ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 200–03.
  41. ^ Петропулос, Фаустова сделка , с. 204.
  42. ^ Альберт Лихтблау, «Арианизации», конфискованные активы, продовольствие и компенсации в Зальцбурге , публикации Австрийской комиссии историков 17/2, Вена/Мюнхен: Ольденбург, 2004, ISBN   9783702905224 , стр. 112–13. Архивировано 28 августа 2023 г. в Wayback Machine (на немецком языке).
  43. ^ Петрополус, Фаустова сделка , с. 181.
  44. ^ Петрополус, Фаустова сделка , с. 203.
  45. Джеймс С. Плаут, «Столица Гитлера». Архивировано 26 января 2022 г. в Wayback Machine , The Atlantic , октябрь 1946 г.
  46. ^ Петропулос, Фаустова сделка , с. 170.
  47. ^ Николас, с. 76.
  48. ^ Jump up to: а б Петропулос, Фаустова сделка , с. 181.
  49. ^ Lichtblau, стр. 113–14. Архивировано 28 августа 2023 г. в Wayback Machine .
  50. ^ Каетан Мюльманн и Густав Бартель, Краков. Столица немецкого генерал-губернаторства Польша: Форма и художественные достижения немецкого города на Востоке , Краков: Управление генерального губернатора, Департамент общественного просвещения и пропаганды / Бреслау: Корн, 1940, ОСЛК   180576101 , ОСЛК   22393980 , с. 5, цитируется в переводе у Петропулоса, Фаустова сделка , стр. 189–90 и Попшечны, стр. 5. 43. Архивировано 28 августа 2023 г. в Wayback Machine .
  51. ^ Петропулос, Фаустова сделка , с. 176.
  52. ^ Петропулос, Фаустова сделка , стр. 180.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e63c42f3ac6f2172a11ad6ee16a857e7__1706575620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/e7/e63c42f3ac6f2172a11ad6ee16a857e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kajetan Mühlmann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)