Лени Рифеншталь
Лени Рифеншталь | |
---|---|
Рожденный | Элен Берта Амалия Рифеншталь 22 августа 1902 г. Берлин , Королевство Пруссия , Германская империя |
Умер | 8 сентября 2003 г. Пёккинг , Германия | ( 101 год
Место отдыха | Мюнхен Вальдфридхоф |
Гражданство |
|
Занятия |
|
Годы активности | 1925–2002 |
Известный | |
Супруг | Ойген Карл «Питер» Джейкоб |
Партнер | Хорст Кеттнер (с 1968 г.) |
Веб-сайт | Лени Рифеншталь |
Подпись | |
Элен Берта Амалия «Лени» Рифеншталь (англ. Немецкий: [ˈleː.niː ˈʁiː.fn̩.ʃtaːl] ; 22 августа 1902 — 8 сентября 2003) — немецкий кинорежиссер, фотограф и актриса, известная своими нацистскими пропагандистскими работами . [1] [2] [3]
Талантливая пловчиха и художница, Рифеншталь еще в детстве увлеклась танцами, брала уроки и выступала по всей Европе. Увидев рекламный плакат фильма 1924 года « Гора судьбы» , она вдохновилась заняться актерским мастерством и в период с 1925 по 1929 год снялась в пяти успешных фильмах. Рифеншталь стала одной из немногих женщин в Германии, снявших фильм в веймарскую эпоху , когда в 1932 году она решила попробовать снять свой собственный фильм « Голубой свет» . [4]
Во второй половине 1930-х годов она сняла нацистские пропагандистские фильмы «Триумф воли» (1935) и «Олимпия» (1938), получившие признание во всем мире. Эти фильмы широко считаются двумя из самых эффективных и технически инновационных пропагандистских фильмов, когда-либо созданных. Однако ее участие в «Триумфе воли» значительно повредило ее карьере и репутации после Второй мировой войны . Адольф Гитлер тесно сотрудничал с Рифеншталь во время производства как минимум трех важных нацистских фильмов , и у них сложились дружеские отношения. [5] [6]
После войны Рифеншталь была арестована и признана « попутчиком » нацистов, но ей не было предъявлено обвинение в военных преступлениях . На протяжении всей своей дальнейшей жизни она отрицала, что знала о Холокосте , и ее критиковали как «голос вопроса: «Откуда мы могли знать?» защита». [7] [8] [9] Послевоенная работа Рифеншталь включала книгу автобиографии и две фотокниги о нубийских народах южного Судана.
Ранняя жизнь [ править ]
Хелен Берта-Амалия Рифеншталь родилась в Берлине 22 августа 1902 года. [10] Ее отец, Альфред Теодор Пауль Рифеншталь. [11] [ нужна страница ] владел успешной компанией по отоплению и вентиляции и хотел, чтобы его дочь последовала за ним в мир бизнеса. [12] Поскольку Рифеншталь в течение нескольких лет была единственным ребенком, Альфред хотел, чтобы она продолжила фамилию и обеспечила семейное состояние. [12] Однако ее мать, Берта Ида (Шерлах), которая до замужества работала швеей по совместительству, верила в Рифеншталь и считала, что будущее ее дочери - в шоу-бизнесе. [13] [12] У Рифеншталь был младший брат Хайнц, который погиб в возрасте 39 лет на Восточном фронте во время нацистской Германии войны против Советского Союза . [14]
Рифеншталь полюбила искусство еще в детстве. [15] Она начала рисовать и писать стихи в четыре года. [15] Она также была спортивной и в двенадцать лет записалась в кружок гимнастики и плавания. [12] Ее мать была уверена, что дочь вырастет успешной в области искусства, и поэтому оказывала ей полную поддержку, в отличие от отца Рифеншталь, которого не интересовали художественные наклонности дочери. [12] В 1918 году, когда ей было 16 лет, Рифеншталь посетила презентацию « Белоснежки» , которая ее глубоко заинтересовала; это привело к тому, что она захотела стать танцовщицей. [12] Вместо этого ее отец хотел дать дочери образование, которое могло бы привести к более достойной профессии. Его жена, однако, продолжала поддерживать увлечение дочери. [12] Без ведома мужа она записала Рифеншталь на уроки танцев и балета в школу танцев Гримм-Райтер в Берлине, где быстро стала звездной ученицей. [12]
Танцевальная и актерская карьера [ править ]
Рифеншталь посещала танцевальные академии и стала хорошо известна своими самопровозглашенными танцевальными навыками, путешествуя по Европе с Максом Рейнхардтом в шоу, финансируемом еврейским продюсером Гарри Сокалем . [16] [17] Рифеншталь часто зарабатывала почти 700 ℛ︁ℳ︁ за каждое выступление и была так увлечена танцами, что не думала о кинопроизводстве. [17] Она получила серию травм стопы, которые привели к операции на колене, которая поставила под угрозу ее танцевальную карьеру. [12] Идя на прием к врачу, она впервые увидела постер фильма 1924 года « Гора судьбы» . [18] Она вдохновилась заняться кинопроизводством и начала ходить в кинотеатр, чтобы смотреть фильмы, а также посещать кинопоказы. [12]
Во время одного из своих приключений Рифеншталь встретила Луиса Тренкера , актера, снявшегося в «Горе судьбы» . [18] На встрече, устроенной ее другом Гюнтером Раном, она познакомилась с Арнольдом Фанком , режиссером « Горы судьбы» и пионером жанра горного кино . [18] Фанк работал над фильмом в Берлине. После того, как Рифеншталь сказала ему, как сильно она восхищается его работами, она также убедила его в своем актерском мастерстве. [18] Она убедила его снять ее в одном из своих фильмов. [18] Позже Рифеншталь получила от Фанка посылку со сценарием фильма 1926 года «Святая гора» . [18] Она сняла для Фанка серию фильмов, где научилась у него актерскому мастерству и приемам монтажа. [18] Одним из фильмов Фанка, который привлек к Рифеншталь всеобщее внимание, был «Белый ад Питц Палу» 1929 года, режиссером которого выступил Г. В. Пабст . [18] Ей пришлось пережить множество физических испытаний, которые по сегодняшним стандартам, вероятно, сочли бы неэтичными. Некоторые из мучений включали в себя: попадание в небольшие лавины, прыжки в горные озера и ледяные ручьи, босиком взбираясь на скалистые вершины, позволяя затаскивать себя на скалу, забрасываемую снегом и льдом, балансирование на лестнице над глубокой ледниковой трещиной. , и постоянные нецензурные шутки от ее исключительно коллег-мужчин. [19] Слава о ней распространилась за пределы Германии. [18] [12]
В 1932 году Рифеншталь продюсировала и поставила свою собственную работу под названием Das Blaue Licht («Голубой свет»), написанную в соавторстве с Карлом Майером и Белой Балажем . [20] Этот фильм получил серебряную медаль на Венецианском кинофестивале , но не получил всеобщего одобрения, в чем Рифеншталь винила критиков, многие из которых были евреями. [21] [22] После его переиздания в 1938 году имена Балаша и Сокаля, обоих евреев, были удалены из титров; в некоторых сообщениях говорится, что это было сделано по указанию Рифеншталь. [21] В фильме Рифеншталь сыграла невинную крестьянскую девушку, которую жители деревни ненавидят, потому что считают ее дьявольской и изгнанной. [18] Ее защищает светящийся горный грот. [18] По ее словам, Рифеншталь получала приглашения поехать в Голливуд для создания фильмов, но она отказалась от них в пользу того, чтобы остаться в Германии с бойфрендом. [23] Гитлер был поклонником этого фильма и считал, что Рифеншталь олицетворяет идеальную немецкую женщину. [22] Он увидел в Рифеншталь талант и договорился о встрече. [22]
В 1933 году Рифеншталь появилась в совместных американо-германских постановках под руководством Арнольда Фанка немецкоязычного SOS Eisberg и под руководством Тэя Гарнетта англоязычного SOS Iceberg . Фильмы снимались одновременно на английском и немецком языках, а производством и распространением занималась Universal Studios . Ее роль актрисы в SOS Iceberg была ее единственной англоязычной ролью в кино. [24]
Режиссерская карьера [ править ]
Пропагандистские editфильмы
Рифеншталь услышала нацистской партии выступление лидера (НСДАП) Адольфа Гитлера на митинге в 1932 году и была очарована его талантом оратора. [5] Описывая этот опыт в своих мемуарах, Рифеншталь писала: «У меня было почти апокалиптическое видение, которое я никогда не могла забыть. Казалось, будто поверхность Земли раскинулась передо мной, как полушарие, которое внезапно раскололось посередине. , извергая огромную струю воды, настолько мощную, что она коснулась неба и сотрясла землю». [5]
Гитлер был немедленно очарован работами Рифеншталь. Она описана как соответствующая гитлеровскому идеалу арийской женственности, и эту особенность он заметил, когда увидел ее главную роль в фильме «Синий свет» . [25] После встречи с Гитлером Рифеншталь предложили снять Der Sieg des Glaubens часовой пропагандистский фильм « » о пятом Нюрнбергском съезде 1933 года. [5] Предложенная возможность стала для Рифеншталь огромным сюрпризом. Гитлер приказал Йозефа Геббельса передать министерству пропаганды заказ на фильм Рифеншталь, но министерство так и не проинформировало ее. [26] Рифеншталь согласилась стать режиссером фильма, хотя на подготовку ей дали всего несколько дней до митинга. [26] Они с Гитлером хорошо ладили, сформировав дружеские отношения. [5] Пропагандистский фильм полностью финансировался НСДАП. [5]
Во время съемок фильма «Зиг глаубенс » Гитлер стоял бок о бок с лидером штурмовых отрядов (СА) Эрнстом Ремом , человеком, с которым у него явно были тесные рабочие отношения. Рем был убит по приказу Гитлера вскоре после этого, во время чистки СА, получившей название « Ночь длинных ножей» . Зарегистрировано, что сразу после убийств Гитлер приказал уничтожить все копии фильма, хотя Рифеншталь оспаривала, что это когда-либо происходило. [27]
Все еще впечатленный работой Рифеншталь, Гитлер попросил ее снять «Триумф де Вилленс» («Триумф воли»), новый пропагандистский фильм о партийном митинге 1934 года в Нюрнберге. [28] В митинге приняли участие более миллиона немцев. [29] Этот фильм иногда считают величайшим пропагандистским фильмом из когда-либо созданных. [30] Первоначально, по словам Рифеншталь, она сопротивлялась и не хотела создавать дальнейшие фильмы нацистской партии, вместо этого желая снять художественный фильм по мотивам оперы Ойгена д'Альбера « Тифланд » («Низменности»), которая была чрезвычайно популярна в Берлине в 1920-е годы. [28] Рифеншталь получила частное финансирование для производства «Тифланда» , но съемки в Испании были сорваны, и проект был отменен. [28] (Когда в конце концов в период с 1940 по 1944 год был снят «Тифланд» , он был сделан в черно-белом режиме и стал третьим по стоимости фильмом, снятым в нацистской Германии . [31] Во время съемок « Тифланд» Рифеншталь использовала цыган из лагерей для интернированных в качестве массовки, с которыми на съемочной площадке жестоко обращались, а когда съемки завершились, их отправили в лагерь смерти Освенцим . [31] По словам Рифеншталь , Гитлер смог убедить ее снять «Триумф Виллена» при условии, что от нее не будут требовать дальнейших съемок фильмов для партии. [32] Кинокартина была общепризнана эпическим, новаторским произведением пропагандистского киноискусства. [32] Этот фильм поднял карьеру Рифеншталь на новый уровень и принес ей дальнейшее международное признание. [33]
В интервью для документального фильма 1993 года «Чудесная ужасная жизнь Лени Рифеншталь » Рифеншталь категорически отрицала любые преднамеренные попытки создать нацистскую пропаганду и заявила, что ей противно, что Triumph des Willens использовался таким образом. [23]
Несмотря на якобы клятву больше не снимать фильмы о нацистской партии, Рифеншталь в 1935 году сняла 28-минутный фильм Tag der Freiheit: Unsere Wehrmacht («День свободы: Наши вооруженные силы») о немецкой армии . [34] Как и «Победа веры» и «Триумф воли» , этот фильм был снят на ежегодном съезде нацистской партии в Нюрнберге. [34] Рифеншталь сказала, что этот фильм является частью « Der Sieg des Glaubens» и добавлен, чтобы успокоить немецкую армию, которая считала, что она недостаточно хорошо представлена в «Triumph des Willens» . [35]
Гитлер пригласил Рифеншталь снять фильм о летних Олимпийских играх 1936 года, которые должны были пройти в Берлине, фильм, который, по словам Рифеншталь, был снят по заказу Международного олимпийского комитета . [36] Она посетила Грецию, чтобы снять маршрут первой эстафеты огня и первоначальное место проведения игр в Олимпии , где ей помогал греческий фотограф Нелли . [36] Этот материал стал «Олимпией» , чрезвычайно успешным фильмом, который с тех пор широко известен своими техническими и эстетическими достижениями. [36] Олимпия тайно финансировалась нацистами. [37] Она была одним из первых режиссеров, использовавших следящие кадры в документальном фильме. [38] размещение камеры на рельсах, чтобы следить за движением спортсменов. Фильм также известен своими замедленными кадрами. [38] Рифеншталь экспериментировала с идеей замедленной съемки, снимков с подводного ныряния, чрезвычайно высоких и низких углов съемки, панорамных съемок с воздуха и снимков с системой слежения, обеспечивающих быстрое действие. О многих из этих выстрелов в то время никто не слышал, но их использование и усовершенствование Рифеншталь установило стандарт и является причиной того, что они используются до сих пор. [39] Работы Рифеншталь об Олимпии оказали большое влияние на современную спортивную фотографию. [36] [38] Рифеншталь снимала участников всех рас, в том числе афроамериканца Джесси Оуэнса , которые позже стали известными. [40]
Премьера «Олимпии» состоялась к 49-летию Гитлера в 1938 году. Ее международный дебют побудил Рифеншталь отправиться в рекламный тур по Америке в попытке обеспечить коммерческий выпуск. [41] В феврале 1937 года Рифеншталь с энтузиазмом сказала репортеру Detroit News : «Для меня Гитлер — величайший человек, который когда-либо жил. Он действительно безупречен, такой простой и в то же время обладающий мужской силой». [42] Она прибыла в Нью-Йорк 4 ноября 1938 года, за пять дней до Хрустальной ночи («Ночи разбитого стекла»). [43] Когда новости об этом событии достигли Соединенных Штатов, [43] Рифеншталь публично защищала Гитлера. [43] 18 ноября она была принята Генри Фордом в Детройте . Два дня спустя «Олимпию» показали в Чикагском клубе инженеров. [43] Эйвери Брандейдж , президент Международного олимпийского комитета, высоко оценил фильм и высоко оценил Рифеншталь. [44] Она вела переговоры с Луи Б. Майером , и 8 декабря Уолт Дисней пригласил ее на трехчасовой тур, демонстрируя ей продолжающееся производство « Фантазии» . [43]
Из « Дневников Геббельса» исследователи узнали, что Рифеншталь дружила с Йозефом Геббельсом и его женой Магдой , посещала с ними оперу и ходила на его вечеринки. [42] Рифеншталь утверждала, что Геббельс был расстроен, когда она отвергла его ухаживания, и завидовал ее влиянию на Гитлера, рассматривая ее как внутреннюю угрозу. [21] Поэтому она настаивала на том, что его дневниковым записям нельзя доверять. [21] Согласно более поздним сообщениям, Геббельс высоко ценил кинопроизводство Рифеншталь, но был возмущен тем, что он считал ее перерасходом средств на кинопроизводство, предоставленное нацистами. [21]
Иконография [ править ]
В «Триумфе воли » Том Сондерс утверждает, что Гитлер служит объектом взгляда камеры. Сондерс пишет: «Не отрицая того, что «безудержная мужественность» («сексуальность» Гитлера и СС) служит объектом пристального взгляда, я бы предположил, что желание также направлено на женское начало. Это происходит не в привычных последовательностях обожающие женщины приветствуют прибытие Гитлера и шествие по Нюрнбергу. В них Гитлер явно остается в центре внимания, как и в более общем плане визуального обращения с его массами. Скорее, это закодировано в изображении флагов и транспарантов, снятых в таком виде. способ сделать их визуально желанными, а также мощными политическими символами». [45] Флаг служит символом мужественности, приравниваемым к национальной гордости и доминированию, который предположительно направляет мужскую сексуальную и мужскую энергию. Кинематографическое оформление флагов Рифеншталь воплощало их иконографию. Сондерс продолжает: «Эффект представляет собой значительную двойную трансформацию: изображения механизируют людей и вдыхают жизнь в флаги. Даже когда носители не полностью погружены в море цветной ткани и когда черты лица видны в профиль, они не достигают ни ни характер, ни самобытность. Мужчины остаются муравьями в огромном предприятии. Напротив, как это ни парадоксально, флаги, будь то несколько человек или сотни, населяющие кадр, приобретают разные идентичности». [45]
Использование музыки [ править ]
Рифеншталь искажает диегетическое звучание в «Триумфе воли» . Ее искажение звука позволяет предположить, что на нее повлияло немецкое художественное кино. Под влиянием стиля классического голливудского кино в немецких художественных фильмах использовалась музыка для усиления повествования, создания ощущения величия и усиления эмоций в сцене. В «Триумфе воли » Рифеншталь использовала традиционную народную музыку, чтобы сопровождать и усиливать свои кадры. Бен Морган комментирует искажение звука Рифеншталь: «В «Триумфе воли » материальный мир не оставляет звукового впечатления, кроме музыки. Там, где в фильме действительно сочетается диегетический нойз с музыкой, используемые эффекты являются человеческими (смех или аплодисменты) и предлагают ритмическое продолжение музыки, а не контраст с ней. Заменяя диегетический звук, фильм Рифеншталь использует музыку, чтобы объединить документальное кино с фантастическим». [46]
Вторая мировая война [ править ]
Когда Германия вторглась в Польшу 1 сентября 1939 года, Рифеншталь была сфотографирована в Польше в военной форме и с пистолетом на поясе в компании немецких солдат; она уехала в Польшу в качестве военного корреспондента. [47] [21] 12 сентября она была в городе Коньске , когда 30 мирных жителей были казнены в отместку за предполагаемое нападение на немецких солдат. [48] Согласно ее мемуарам , Рифеншталь попыталась вмешаться, но разъяренный немецкий солдат держал ее под прицелом и угрожал застрелить на месте. [21] Она сказала, что не знала, что жертвы были евреями. [21] С того дня сохранились фотографии потенциально обезумевшей Рифеншталь. [21] Тем не менее, к 5 октября 1939 года Рифеншталь вернулась в оккупированную Польшу, снимая парад победы Гитлера в Варшаве . [48] После этого она покинула Польшу и решила больше не сниматься в фильмах, связанных с нацистами. [49]
14 июня 1940 года, в день, когда Париж был объявлен открытым городом французами и оккупирован немецкими войсками, Рифеншталь писала Гитлеру в телеграмме : «С неописуемой радостью, глубоко тронутой и наполненной пламенной благодарностью, мы разделяем с вами, мой фюрер величайшая победа ваша и Германии, вступление немецких войск в Париж. Вы превосходите все, что может себе представить человеческое воображение, совершая дела, не имеющие аналогов в истории человечества. Как мы можем вас отблагодарить?» [48] Позже она объяснила: «Все думали, что война окончена, и в этом духе я отправила телеграмму Гитлеру». [50] Рифеншталь дружила с Гитлером 12 лет. [51] Однако ее отношения с Гитлером серьезно ухудшились в 1944 году после того, как ее брат погиб на Русском фронте. [49]
После трилогии «Нюрнбергские митинги» и «Олимпии» Рифеншталь начала работу над фильмом, который она однажды пыталась, но не смогла снять, а именно «Тифланд» . [52] [13] По прямому приказу Гитлера правительство Германии выплатило ей 7 миллионов ℛ︁ℳ︁ в качестве компенсации. [53] С 23 сентября по 13 ноября 1940 года она снимала в Крюне под Миттенвальдом . [52] Массовку, играющую испанских женщин и фермеров, набрали из цыган, содержащихся в лагере Зальцбург-Максглан, которых заставляли работать с ней. [52] Съемки на студии Бабельсберг под Берлином начались 18 месяцев спустя, в апреле 1942 года. [52] На этот раз синти и рома из лагеря задержанных Марцан под Берлином. в массовке были вынуждены работать [52] Почти до конца своей жизни, несмотря на неопровержимые доказательства того, что обитатели концлагеря были вынуждены работать над фильмом, а затем были отправлены в лагерь смерти Освенцим , Рифеншталь продолжала утверждать, что все статисты фильма выжили. [54] [51] Рифеншталь подала в суд на режиссера Нину Гладиц, которая заявила, что Рифеншталь лично выбирала статистов в их лагере для содержания; Гладиц нашел одного из выживших цыган и сопоставил его воспоминания с кадрами из документального фильма, который снимал Гладиц. [55] Немецкий суд вынес решение в основном в пользу Гладица, заявив, что Рифеншталь знала, что статисты были из концентрационного лагеря, но они также согласились с тем, что Рифеншталь не была проинформирована о том, что цыгане будут отправлены в Освенцим после завершения съемок. [55]
Этот вопрос снова поднялся в 2002 году, когда Рифеншталь было 100 лет, и группа цыган привлекла ее к суду за отрицание факта уничтожения цыган нацистами. [56] Рифеншталь извинилась и сказала: «Я сожалею, что синти и цыганам [людям] пришлось страдать в период национал-социализма. Сегодня известно, что многие из них были убиты в концентрационных лагерях ». [56]
В октябре 1944 года производство «Тифланда» было перенесено на студию «Баррандов» в Праге для внутренних съемок. [12] Роскошные декорации сделали эти кадры одними из самых дорогих в фильме. [12] Фильм не был отредактирован и выпущен почти десять лет спустя. [12]
В последний раз Рифеншталь видела Гитлера, когда вышла замуж за Питера Якоба 21 марта 1944 года. [50] Рифеншталь и Якоб развелись в 1946 году. [57] Поскольку к началу 1945 года военная ситуация в Германии стала невозможной, Рифеншталь покинула Берлин и путешествовала автостопом с группой мужчин, пытаясь добраться до своей матери, когда она была взята под стражу американскими войсками. [12] Она вышла из лагеря для задержанных, начав серию побегов и арестов в хаотичном ландшафте. [12] Наконец, вернувшись домой на велосипеде, она обнаружила, что американские войска захватили ее дом. [12] Она была удивлена тем, насколько любезно они к ней относились. [12]
кинопроекты Сорванные
Большинство незавершенных проектов Рифеншталь были потеряны к концу войны. [12] Французское правительство конфисковало все ее монтажное оборудование, а также киноленты Tiefland . [12] После многих лет судебных споров они были ей возвращены, но, как сообщается, французское правительство повредило часть кинопленки при попытке проявить и отредактировать ее, при этом несколько ключевых сцен отсутствовали (хотя Рифеншталь была удивлена, обнаружив оригинальные негативы для фильма). Олимпия в той же партии). [12] Во время съемок «Олимпии» государство финансировало Рифеншталь создание собственной продюсерской компании Riefenstahl-Film GmbH, которая не участвовала в создании ее самых влиятельных работ. [31] Она отредактировала и озвучила оставшийся материал, и премьера «Тифланда» состоялась 11 февраля 1954 года в Штутгарте . [12] Однако ему было отказано в допуске на Каннский кинофестиваль . [12] Хотя Рифеншталь прожила еще почти полвека, «Тифланд» стал ее последним полнометражным фильмом. [58]
Рифеншталь много раз пыталась снять больше фильмов в 1950-х и 1960-х годах, но была встречена сопротивлением, общественными протестами и резкой критикой. [12] Многие из ее коллег-кинорежиссеров в Голливуде бежали из нацистской Германии и не сочувствовали ей. [12] Хотя и профессионалы кино, и инвесторы были готовы поддержать ее работу, большинство проектов, которые она пыталась реализовать, были остановлены из-за постоянно возобновляющейся и крайне негативной рекламы ее прошлой работы в нацистской Германии. [12]
В 1954 году Жан Кокто , который очень восхищался фильмом, настоял на том, чтобы Тифланд был показан на Каннском кинофестивале, который он проводил в том году. [16] В 1960 году Рифеншталь попыталась помешать кинорежиссеру Эрвину Лейзеру сопоставить сцены из «Триумфа Виллена» с кадрами из концентрационных лагерей в своем фильме «Майн кампф» . [16] Рифеншталь возлагала большие надежды на сотрудничество с Кокто под названием «Фридрих и Вольтер» («Фридрих и Вольтер»), в котором Кокто должен был сыграть две роли. [59] Они думали, что фильм может символизировать отношения любви и ненависти между Германией и Францией. [59] Болезнь Кокто и смерть в 1963 году положили конец проекту. [59] Музыкальный ремейк Das Blaue Licht («Голубой свет») с английской продюсерской компанией также развалился. [60]
В 1960-е годы Рифеншталь заинтересовалась Африкой благодаря книге Эрнеста Хемингуэя « Зеленые холмы Африки» и фотографиям Джорджа Роджера . [61] [49] Впервые она посетила Кению в 1956 году, а затем Судан, где фотографировала нубийские племена, с которыми время от времени жила, изучая их культуру, чтобы ей было легче их фотографировать. [61] Несмотря на то, что ее кинопроект о современном рабстве под названием Die Schwarze Fracht («Черный груз») так и не был завершен, Рифеншталь смогла продать кадры экспедиции журналам в разных частях мира. [61] Во время разведки мест съемок она чуть не погибла от травм, полученных в результате аварии грузовика. [12] Очнувшись от комы в больнице Найроби , она закончила писать сценарий, но вскоре ей полностью помешали отказывающиеся сотрудничать местные жители, кризис Суэцкого канала и плохая погода. [12] В итоге кинопроект свернули. [12] Несмотря на это, Рифеншталь получила суданское гражданство за свои заслуги перед страной, став первой иностранкой, получившей суданский паспорт. [62]
и судебные разбирательства Задержание
Писателю и спортивному писателю Бадду Шульбергу , назначенному ВМС США в УСС для разведывательной работы, когда он был прикреплен к документальному подразделению Джона Форда , было приказано арестовать Рифеншталь в ее шале в Китцбюэле, якобы для того, чтобы она опознала нацистских военных преступников в немецком фильме. кадры, снятые войсками союзников вскоре после войны. [63] Рифеншталь заявила, что ей ничего не известно о природе лагерей для интернированных. [64] По словам Шульберга, «Она дала мне обычную песню и танец. Она сказала: «Конечно, вы знаете, меня действительно так неправильно понимают. Я не политик». [64]
Рифеншталь сказала, что она очарована нацистами, но при этом политически наивна и ничего не знает о военных преступлениях. [65] На протяжении 1945–1948 годов она содержалась в различных лагерях для военнопленных, контролируемых союзниками, по всей Германии. [65] Некоторое время она также находилась под домашним арестом. [65] Послевоенные власти четыре раза судили ее за денацификацию , и в конце концов ее признали « попутчиком » ( Митлауфер ), симпатизировавшим нацистам. [65] Хотя она никогда не была официальным членом нацистской партии, ее всегда видели в ассоциации из-за пропагандистских фильмов, которые она снимала в нацистской Германии . [66] За прошедшие годы она возбудила и выиграла более пятидесяти дел о клевете против людей, обвинявших ее в соучастии в нацистских преступлениях. [66]
Рифеншталь сказала, что ее самым большим сожалением в жизни была встреча с Гитлером, заявив: «Это была самая большая катастрофа в моей жизни. До того дня, когда я умру, люди будут продолжать говорить: «Лени - нацистка», а я буду продолжать говорить: «Но что она сделала?» [65] Несмотря на то, что она выиграла до пятидесяти дел о клевете, подробности ее отношений с нацистской партией в целом остаются неясными. [65]
Незадолго до смерти Рифеншталь озвучила свои последние слова по поводу своей связи с Гитлером в интервью BBC : «Я была одной из миллионов, которые думали, что у Гитлера есть ответы на все вопросы. Мы видели только хорошее; мы не знали плохого». все должно было произойти». [67]
, фотография, книги и фильм финальный Африка
Рифеншталь всю жизнь дружила со своим оператором Хорстом Кеттнером , который был на 40 лет моложе ее и помогал ей с фотографиями; они были вместе с тех пор, как ей было 60, а ему 20. [68]
Рифеншталь отправилась в Африку, вдохновленная произведениями Джорджа Роджера, посвященными церемониальным борцовским поединкам нубийцев. [66] Книги Рифеншталь с фотографиями нубийских племен были опубликованы в 1974 году и переизданы в 1976 году под названиями Die Nuba (в переводе «Последние из нубийцев») и Die Nuba von Kau («Нубийцы Кау»). Они подверглись резкой критике со стороны американской писательницы и философа Сьюзен Зонтаг , написавшей в The New York Review of Books , что они являются свидетельством продолжающейся приверженности Рифеншталь «фашистской эстетике». [69] [70] [71] В этом обзоре, который искусствовед Хилтон Крамер назвал «одним из самых важных исследований связи эстетики и идеологии, которые мы проводили за многие годы», [70] Зонтаг утверждала, что:
Хотя нубийцы — чернокожие, а не арийцы, их портрет Рифеншталь соответствует некоторым из более крупных тем нацистской идеологии: контраст между чистым и нечистым, нетленным и оскверненным, физическим и умственным, радостным и нечистым. критический. [...] Что характерно для фашистской версии старой идеи «Благородного дикаря», так это ее презрение ко всему рефлексивному, критическому и плюралистическому. [...] Прославляя общество, в котором проявление физических навыков и мужества, а также победа более сильного человека над более слабым, по крайней мере, как она это видит, стали объединяющим символом общественной культуры - где успех в борьбе является «главное стремление человеческой жизни» — Рифеншталь, похоже, лишь видоизменила идеи своих нацистских фильмов. [69]
В декабре 1974 года американская писательница и фотограф Юдора Уэлти положительно отозвалась о Die Nuba для New York Times , дав импрессионистический взгляд на эстетику книги Рифеншталь:
Она целенаправленно использует свет: полную, ослепляющую яркость, чтобы мы могли увидеть всепоглощающую черноту кожи; луч света, косо падающий из единственной дыры высоко в стене, которая является дверным проемом круглого дома, говорит нам, насколько секретным и безопасным он был сделан; первый рассвет, озаряющий морду теленка в спящем лагере, куда переезжают жить молодые люди, наводит на мысль, что их мир разделен. Все картины передают нам физическую красоту людей: молодая девушка, застенчивая и озорная на лице, с бусинкой, вшитой в нижнюю губу, как перманентная капля корицы; борец готовился к поединку, повернув бритой головой, чтобы посмотреть через массивное плечо, весь цвет кожи исчез из-за слоя пепла. [72]
Клуб арт-директоров Германии наградил Рифеншталь золотой медалью за лучшее фотографическое достижение 1975 года. [73] Она также продала некоторые фотографии немецким журналам. [12]
Рифеншталь фотографировала Олимпийские игры 1972 года в Мюнхене, а рок-звезду Мика Джаггера вместе с женой Бьянкой для The Sunday Times . [16] Спустя годы Рифеншталь сфотографировала Лас-Вегаса артистов Зигфрида и Роя . [74] Она была почетным гостем Олимпийских игр 1976 года в Монреале, Квебек , Канада. [75]
В 1978 году Рифеншталь опубликовала книгу своих подводных фотографий под названием Korallengärten («Коралловые сады»), за которой в 1990 году вышла книга Wunder unter Wasser («Чудо под водой»). [76] 22 августа 2002 года, в свой 100-летний юбилей, она выпустила фильм Impressionen unter Wasser («Подводные впечатления»), идеализированный документальный фильм о жизни в океанах и ее первый фильм за более чем 25 лет. [48] Рифеншталь была членом Гринпис в течение восьми лет. [77] Во время съемок фильма «Впечатления от Вассера » Рифеншталь солгала о своем возрасте, чтобы получить сертификат для подводного плавания. [66]
Рифеншталь пережила крушение вертолета в Судане в 2000 году, когда пыталась узнать судьбу своих друзей-нуба во время Второй гражданской войны в Судане , и была доставлена по воздуху в мюнхенскую больницу, где ей оказали помощь по поводу двух сломанных ребер. [78] [49]
Смерть [ править ]
Рифеншталь отпраздновала свой 101-й день рождения 22 августа 2003 года в отеле в Фельдафинге , на озере Штарнберг , Бавария , недалеко от ее дома. На следующий день после празднования дня рождения ей стало плохо. [79]
Рифеншталь какое-то время страдала от рака , и в последние недели ее жизни ее здоровье резко ухудшилось. [80] Кеттнер сказала в интервью в 2002 году: «Г-жа Рифеншталь испытывает сильную боль, она очень ослабла и принимает обезболивающие». [81] Рифеншталь умерла во сне около 22:00 8 сентября 2003 года в своем доме в Пёккинге , Германия. [82] После кремации ее прах был захоронен в мюнхенском Вальдфридхофе . [83]
После ее смерти на страницах некрологов ведущих изданий были разные отклики, хотя большинство признало ее технический прорыв в кинопроизводстве. [49]
Гизела Ян, бывший секретарь и единственная наследница Лени Рифеншталь, передала завещанное ей поместье Фонду прусского культурного наследия . Среди предметов были фотографии, фильмы, рукописи, письма, файлы и документы, датированные 1920-ми годами. [84]
Прием [ править ]
По словам Тейлора Даунинга желательным, чтобы миллионы немцев согласились с , работа Рифеншталь в нацистскую эпоху «сделала приемлемым, даже Гитлером . ." [85] Точно так же Абрахам Купер утверждает, что работа Рифеншталь имела важное значение для осуществления миссии Холокоста , и описывает ее как «сообщника, которому не предъявлены обвинения». [86]
Киновед Марк Казинс отмечает в своей книге «История кино» , что «после Орсона Уэллса и Альфреда Хичкока Лени Рифеншталь была самым технически талантливым западным режиссером своей эпохи». [87]
Во время поездки в Голливуд для демонстрации своего фильма «Олимпия» вскоре после скоординированного нападения немецких евреев, известного как «Хрустальная ночь» , Рифеншталь подверглась критике со стороны Антинацистской лиги и других. [88]
Рецензент Гэри Моррис назвал Рифеншталь «художницей беспрецедентных дарований, женщиной в индустрии, где доминируют мужчины, одним из величайших формалистов кино наравне с Эйзенштейном или Уэллсом ». [89]
Кинокритик Хэл Эриксон из «Нью-Йорк Таймс» утверждает, что « еврейский вопрос » в основном не упоминается в «Триумфе Вилленса» ; «Кинорежиссер Лени Рифеншталь предпочитает концентрироваться на ликующих толпах, четком марше, военных оркестрах и кульминационной речи Гитлера, все это организовано, поставлено и освещено в таком масштабе, что Гриффит и Демилль выглядят как режиссеры, живущие в бедности». [90]
Чарльз Мур из Daily Telegraph написал: «Она была, пожалуй, самой талантливой женщиной-кинорежиссером 20-го века; ее прославление нацистской Германии в кино гарантировало, что она, безусловно, была самой печально известной». [49]
Киножурналистка Сандра Смит из The Independent отметила: «Мнения разделятся между теми, кто видит в ней молодую, талантливую и амбициозную женщину, захваченную волной событий, которых она не до конца понимает, и теми, кто считает ее простудой. и оппортунистический пропагандист и нацист по ассоциации». [91]
Критик Джудит Турман сказала в журнале The New Yorker , что «гений Рифеншталь редко подвергался сомнению, даже со стороны критиков, которые презирали ту услугу, которой она ее оказала. Рифеншталь была непревзойденным стилистом, одержимым движущимися телами, особенно телами танцоров и спортсменов. во многом полагается на переходы от зловещих вырезов к окуркам, туману, скульптурам, листве и крышам. Ее кадры реакции имеют утомительное сходство: сияющие, восторженные лица — почти все молодые и арийские, за исключением Гитлера». [92]
Полин Кель , также кинообозреватель журнала The New Yorker , назвала «Триумф Вилленса» и «Олимпию » «двумя величайшими фильмами, когда-либо снятыми женщиной». [68]
Писатель Ричард Корлисс написал в журнале Time , что на него «впечатлил статус Рифеншталь как полноценного автора: продюсера, писателя, режиссера, редактора и, в художественных фильмах, актрисы. Проблемы ее фильмов и ее карьерного роста столь же сложны и важны. , и ее клеветники склонны сводить аргумент к соучастию режиссера в злодеянии или ее преступному невежеству». [68]
В 2002 году Стивен Бах написал, что «Рифеншталь тревожит, потому что она остается непреклонным, жестоким и бойким голосом: «Откуда мы могли знать?» защита - аргумент, который все еще не чувствует себя комфортно приводить все меньше и меньше немцев и почти никто из нынешнего поколения». [7]
Кинобиографии [ править ]
В 1993 году Рифеншталь стала героиней отмеченного наградами немецкого документального фильма « Чудесная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь » режиссера Рэя Мюллера. [93] Рифеншталь появилась в фильме, ответила на несколько вопросов и подробно рассказала о производстве своих фильмов. [93] [94] Биофильм , был номинирован на семь премий «Эмми» выиграв в одной категории. [93] Рифеншталь, которая какое-то время работала над своими мемуарами, решила принять участие в создании этого документального фильма, чтобы рассказать историю своей жизни, о трудностях, через которые она прошла в личной жизни, о своей кинокарьере и о том, что о ней думают люди. . [94] Она также была героем документального фильма Мюллера 2000 года « Лени Рифеншталь: ее мечта об Африке » о ее возвращении в Судан, чтобы навестить нубийцев. [78]
В 2000 году Джоди Фостер планировала снять биографическую драму о Рифеншталь, которую тогда считали последним выжившим членом «ближайшего круга» Гитлера, что вызвало протесты, а Симона Визенталя декан Центра Марвин Хиер предостерег от ревизионистских взглядов, прославляющих режиссера: отметив, что Рифеншталь, казалось, была «весьма увлечена» Гитлером. [95] Сообщалось, что в 2007 году сценарий к фильму пишет британский сценарист Руперт Уолтерс. [48] Проект не получил одобрения Рифеншталь до ее смерти, поскольку Рифеншталь просила наложить вето на любые сцены, с которыми она не согласилась. [48] Сообщается, что Рифеншталь хотела, чтобы Шэрон Стоун , а не Фостер. ее сыграла [48]
В 2011 году режиссер Стивен Содерберг рассказал, что он также около шести месяцев работал над биографическим фильмом о Рифеншталь. [96] В конце концов он отказался от проекта из-за опасений по поводу его коммерческих перспектив. [96]
В популярной культуре [ править ]
Рифеншталь сыграла Здена Студенкова в Лени словацкой драматической пьесе 2014 года « » о ее вымышленном участии в «Вечернем шоу» с Джонни Карсоном в главной роли . [97] Ее сыграла голландская актриса Кэрис ван Хаутен в «Гонке» , спортивной драме режиссера Стивена Хопкинса о Джесси Оуэнсе . Он был выпущен в Северной Америке 19 февраля 2016 года. [98]
В короткометражном фильме 2016 года Лени. Лени. В фильме по пьесе Тома Макнаба, поставленном Адрианом Виторией, Хильдегард Нил играет Рифеншталь. [99] В 2021 году она стала героиней Найджела Фарндейла романа «Муза диктатора» . [100]
Фильмография [ править ]
Фильмография [ править ]
Год | Заголовок | Директор | Писатель | Продюсер | Редактор | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
1932 | Голубой свет | Да | История | Да | Да | Повествовательный художественный фильм |
1933 | Победа веры | Да | Да | Да | Да | Пропагандистский документальный фильм о нацистской партии. |
1935 | Триумф воли | Да | Да | Да | В титрах не указан | |
День Свободы: Наши Вооруженные Силы | Да | Да | Да | Да | Пропагандистский документальный фильм средней продолжительности о нацистской партии, утраченный до 1970 года. | |
1938 | Олимпия. Часть первая: Фестиваль Наций. | Да | Да | Да | Да | Документальный фильм об Олимпийских играх 1936 года. |
Олимпия. Часть вторая: Красота фестиваля | Да | Да | Да | Да | ||
1954 | Низменность | Да | Да | Да | Да | Повествовательный художественный фильм |
2002 | Впечатления под водой | Да | Нет | Нет | Да | Документальный среднеметражный фильм о морском дне. Также соавтор финального фильма. |
Актерские роли [ править ]
- 1925: Пути к силе и красоте в роли танцовщицы
- 1926: Der heilige Berg («Святая гора») в роли Диотимы.
- 1927: Der große Sprung («Большой скачок») в роли Гиты
- 1928: Судьба дома Габсбургов - Мария Вечера
- 1929: Белый ад Пиц Палю - Мария Майони
- 1930: Штормы над Монбланом («Буря над Монбланом») в роли Хеллы Армстронг
- 1931: Der weiße Rausch («Белый экстаз») в роли Лени
- 1932: Das blaue Licht («Голубой свет») в роли Хунты
- 1933: SOS Eisberg («SOS Айсберг») в роли Хеллы, его жены.
- 1954: Тифланд («Низменность») - Марта, испанская танцовщица (последняя роль в кино)
Книги [ править ]
- Рифеншталь, Лени (1973). Die Nuba [ Последний из нубийцев ]. Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-13642-0 .
- Рифеншталь, Лени (1976). Die Nuba von Kau ( «Нубийцы Кау »). Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-16963-3 .
- Рифеншталь, Лени (1978). Korallengärten Коралловые сады Харпер и Роу. ISBN 978-0-06-013591-1 .
- Рифеншталь, Лени (1982). Моя Африка [ Исчезающая Африка ]. Книги Гармонии. ISBN 978-0-517-54914-8 .
- Рифеншталь, Лени (1987). Лени Рифеншталь Мемуары Сумки. ISBN 978-3-8228-0834-4 .
- Рифеншталь, Лени (1990). под водой Чудеса Хербиг. ISBN 978-3-7766-1651-4 .
- Рифеншталь, Лени (1995). Лени Рифеншталь: мемуары . Нью-Йорк: Пикадор. ISBN 9780312119263 . (отзыв от Bell Hooks [101] )
- Рифеншталь, Лени (2002). Африка . ISBN 978-3-8228-1616-5 .
- Рифеншталь, Лени (2002). Олимпийские игры Рифеншталь . ISBN 978-3-8228-1945-6 .
Ссылки [ править ]
Примечания
- ^ « Лени Рифеншталь, или художественный талант на службе смерти. 22 августа официальному режиссеру гитлеровского режима исполняется сто лет. Судьба, охватывающая историю 20-го века и поднимающая вопрос о связях между эстетика и идеология » . Le Monde.fr . 15 августа 2002 г.
- ^ « Немецкий кинорежиссер Лени Рифеншталь мертва. Немецкий режиссер Лени Рифеншталь, которая поставила свою камеру на службу Гитлеру, умерла в понедельник вечером в возрасте 101 года, по словам журналистки, представившейся очень близкой » . Le Monde.fr . 9 сентября 2003 г.
- ^ «Лени Рифеншталь, художница, порабощенная нацизмом» . Le Monde.fr (на французском языке). 10 сентября 2003 года . Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ Баркер, Дженнифер (2010). «Безразличие, идентификация и желание в «Трех гиней» Вирджинии Вульф, «Голубой свет и триумф воли» Лени Рифеншталь и «Медхен в униформе» Леонтины Саган. Женщины в немецком ежегоднике . 26 (1). Линкольн, Небраска: Издательство Университета Небраски : 73–96. doi : 10.5250/womgeryearbook.26.1.0073 . JSTOR 10.5250/womgeryearbook.26.1.0073 . S2CID 142865328 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Даунинг 2012 , с. 23.
- ^ Шейнберг, Роберт (4 сентября 1997 г.). «Награда немецкому режиссеру стимулирует дискуссию о ее роли пропагандиста» . Новости JTA . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 27 февраля 2017 г. .
«Без Рифеншталь 1930-х годов Шоа, возможно, не случился бы. Я бы посчитал ее соучастником заговора, которому не предъявлено обвинение». (Раввин Авраам Купер, заместитель декана Центра Симона Визенталя)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бах, Стивен (осень 2002 г.). «Загадка Лени Рифеншталь» . Ежеквартальный журнал Уилсона . 26 (4): 43–46. JSTOR 40260668 .
Рифеншталь тревожит, потому что она остается непреклонным, жестоким и бойким голосом «откуда мы могли знать?» защита – аргумент, который все еще чувствует себя комфортно приводить все меньше и меньше немцев и почти никто из нынешнего поколения.
- ^ Какутани, Митико (13 мая 2007 г.). «Триумф сознательной слепоты к ужасам истории» . Нью-Йорк Таймс .
Рифеншталь неоднократно игнорировала или опровергала новостные сообщения об антисемитских зверствах в Германии. Г-н Бах сообщает, что она утверждала, что не верит сообщениям о «Хрустальной ночи», считая это клеветой на свою родину, и что во время поездки в Соединенные Штаты в 1938–1939 годах она сказала репортеру, что от нее как от художницы нельзя ожидать такого признания. знать о событиях, даже если остальной мир знал. . . . В 1940 году, после падения Парижа, Рифеншталь написала Гитлеру восторженную телеграмму: «С неописуемой радостью, глубоко тронутыми и исполненными горячей благодарности, мы разделяем с вами, мой фюрер, величайшую победу вашу и Германии — вступление немецких войск в Париж». . Вы превосходите все, что может представить человеческое воображение, совершая дела, не имеющие аналогов в истории человечества». Это от женщины, которая хотела, чтобы история видела ее просто как художницу, которая ложно отрицала когда-либо антисемитские заявления, которая неправдоподобно утверждала, что почти ничего не знает о преследовании евреев Гитлером, женщины, которая никогда не признавала моральную ответственность за эту роль. ее фильмы играли роль пропаганды Гитлера и его дела. . . .
- ^ Коннолли, Кейт (9 декабря 2021 г.). «Похороны Лени Рифеншталь: крестовый поход одной женщины на всю жизнь против любимого режиссера Гитлера» . Хранитель .
Юрген Тримборн, автор весьма критической биографии, опубликованной в 2002 году, заявил, что «нет никаких доказательств того, что из-за своей близости к режиму Рифеншталь знала больше, чем другие, о массовом уничтожении евреев. Но очевидно, что» как и большинство немцев, она знала достаточно, чтобы быть уверенной, что лучше и больше не знать». (Гладиц позже счел этот анализ слишком щедрым.)
- ^ «Лени Рифеншталь» . энциклопедия.ushmm.org . Проверено 18 мая 2020 г.
- ^ Тримборн 2008 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление Вашингтонский университет, 2008 год .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тримборн 2007 .
- ^ Ротер 2003 , с. 112.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Салкельд 2011 , с. 2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Сокол 2003г .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Инфилд, 1976 , стр. 14–16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Лэнгфорд 2012 , с. 20.
- ^ Райнер, Ротер (1 октября 2002 г.). Лени Рифеншталь: Соблазнение гения (переиздание). Континуум; Репринтное издание. стр. 27–28.
- ^ Лэнгфорд 2012 , с. 77.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Джеймс 2007 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хинтон 2000 , с. 19.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мюллер 1999 .
- ^ Салкельд 2011 , стр. 14–16.
- ^ Петро, Патрис (2010). Кумиры современности: кинозвезды 1920-х годов . Камден, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса . п. 278. ИСБН 978-0813547329 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хинтон, Дэвид (1978). Фильмы Лени Рифеншталь . Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press . стр. 27–29. ISBN 978-0-8108-1141-6 .
- ^ Рифеншталь, Лени (1987). Лени Рифеншталь – Мемуары Нью-Йорк: Пикер. п. 150. ИСБН 978-0-312-11926-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хинтон 2000 , с. 20.
- ^ Место истории 2001 .
- ^ Скотт, Ян (2009). «Франк Капра и Лени Рифеншталь: политика, пропаганда и личность». Сравнительные американские исследования . 7 (4): 285–297. дои : 10.1179/147757009x12571600892054 . S2CID 153372214 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Тегель, Сьюзен (2003). «Цыганский вопрос» Лени Рифеншталь . Исторический журнал кино, радио и телевидения . 23 (1). Лондон, Англия: Рутледж : 3–10. дои : 10.1080/0143968022000055230 . S2CID 191561991 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хинтон 2000 , стр. 21–22.
- ^ Хинтон 2000 , с. 21.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ротер 2003 , с. 238.
- ^ Эйткен 2013 , с. 760.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Томлинсон 2012 , стр. 74–76.
- ^ Тегель, Сьюзен (2006). «Возвращение к цыганскому вопросу Лени Рифеншталь: цыганская массовка в Тифланде ». Исторический журнал кино, радио и телевидения . 26 (1). Лондон, Англия: Рутледж : 21–43. дои : 10.1080/01439680500533375 . S2CID 191423623 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Эндрю 1999 , стр. 183–184.
- ^ «Лени Рифеншталь» . Еврейская виртуальная библиотека .
- ^ Эдмондсон 2007 , с. 72.
- ^ Издательская корпорация FR, 2007 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роллисон 2007 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Грэм 1993 .
- ^ Бернштейн 2013 , с. 111.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сондерс, Том (7 марта 2007 г.). «Съемки нацистского флага: Лени Рифеншталь и кино национального пробуждения». Ежеквартальный обзор кино и видео . 33 (1). Лондон, Англия: Рутледж : 23–45. дои : 10.1080/10509208.2015.1094329 . S2CID 194205755 .
- ^ Морган, Бен (15 сентября 2006 г.). «Музыка в нацистском фильме: чем отличается Триумф воли? ». Исследования европейского кино . 3 (1). Бока-Ратон, Флорида: Тейлор и Фрэнсис : 37–53. дои : 10.1386/сек.3.1.37/1 . S2CID 191330845 .
- ^ Роберт 2013 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Харрис 2007 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Мур 2003 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Езда 2003 года .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэтьюз .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Кенрик 2006 , с. 197.
- ^ " "Элен Берта Амалия "Лени" Рифеншталь (22 августа 1902 г. - 8 сентября 2003 г.)" " .
- ^ Тримборн 2008 , стр. 206–208.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тейлор 2007 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коннолли 2002 .
- ^ Хек-Раби 1984 , с. 126.
- ^ Новости BBC 2005 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хинтон 2000 , с. 135.
- ^ Хинтон 2000 , с. 136.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Риел, О'Сикки и Пейджс, 2008 г. , стр. 244.
- ^ Салкельд 2011 , с. 253.
- ^ Салкельд 2011 , с. Глава 17, стр. 1–3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кенникотт 2005 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Шотландец 2012 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Лени Рифеншталь» . holocaustresearchproject.org .
- ^ «Пять жизней Лени Рифеншталь» . news.bbc.co.uk. Новости Би-би-си . Проверено 3 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Корлисс 2002 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Зонтаг 1975 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Крамер 1975 .
- ^ Тайри 2013
- ^ Велти, Юдора (1 декабря 1974 г.). «Африка, Париж и Россия» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 декабря 2020 г.
- ^ Ротер 2003 , с. 231.
- ^ Лени Рифеншталь 2001 .
- ^ «Биография Лени Рифеншталь» . Архивировано из оригинала 2 июля 2014 года . Проверено 12 сентября 2015 г.
- ^ Новости BBC 2002 .
- ^ Стейнберг 2003 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Новости Би-би-си, 2001 год .
- ^ Дэвис 2003 .
- ^ " "Лени Рифеншталь (Хелен Рифеншталь)" " .
- ^ Фантц 2002 .
- ^ Риэль, О'Сикки и страницы 2008 , стр. 245.
- ^ «Подборка известных захоронений Мюнхена (немецкий)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 апреля 2009 года.
- ^ Хикли, Кэтрин (13 февраля 2018 г.). «Имущество кинорежиссера нацистской пропаганды Лени Рифеншталь передано в дар музеям Берлина» . Художественная газета . Проверено 22 марта 2022 г.
- ^ Даунинг, Тейлор (28 апреля 2007 г.). «Лени: полностью разоблачена» . Хранитель .
- ^ Шейнберг, Роберт (4 сентября 1997 г.). «Награда немецкому режиссеру стимулирует дискуссию о ее роли пропагандиста» . Новости JTA . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 27 февраля 2017 г. .
«Без Рифеншталь 1930-х годов Шоа, возможно, не случился бы. Я бы посчитал ее соучастником заговора, которому не предъявлено обвинение». (Раввин Авраам Купер, заместитель декана Центра Симона Визенталя)
- ^ Обзор мировой прессы 2014 .
- ^ Грэм, Купер К. (1993). « Олимпия» в Америке, 1938: Лени Рифеншталь, Голливуд и Хрустальная ночь». Исторический журнал кино, радио и телевидения . 13 (4). Лондон, Англия: Рутледж : 433. doi : 10.1080/01439689300260351 .
- ^ Моррис 1999 .
- ^ Эриксон .
- ^ Смит 2003 .
- ^ Турман 2007 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гейл 2007 , с. 3276.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эберт Эберт .
- ^ Дэвис, Саймон (5 октября 2000 г.). «Фильм Джоди Фостер о помощнике Гитлера разозлил евреев» . Дейли Телеграф . Лондон, Англия: Telegraph Media Group . Архивировано из оригинала 11 января 2022 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ягернаут 2011 .
- ^ Словацкий национальный театр 2014 .
- ^ Комплект 2014 .
- ^ «Каннский уголок короткометражных фильмов – Лени» . Мы движущиеся истории. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 12 марта 2017 г.
- ^ Фарндейл, Найджел. «Лени Рифеншталь: муза Гитлера (и друг Джаггера)» .
- ^ крючки, колокольчик (1997). «Обзор: мистика феминацизма». Журнал «Переход» (73). Издательство Индианского университета от имени Центра африканских и афроамериканских исследований Хатчинса при Гарвардском университете через JSTOR : 156–162. дои : 10.2307/2935451 . JSTOR 2935451 .
Библиография
- Печатный
- Эйткен, Ян (2013). Краткая энциклопедия документального кино Routledge . Рутледж . ISBN 978-0415596428 .
- Эндрю, Джефф (1999). Видение режиссера: краткое руководство по искусству 250 великих режиссеров . А Капелла. ISBN 978-1556523663 .
- Бах, Стивен (2007). Лени: Жизнь и творчество Лени Рифеншталь . Маленький, Браун. ISBN 978-0-31686-111-3 .
- Бернштейн, Арни (2013). Нация свастики: Фриц Кун и взлет и падение немецко-американского Бунда . Макмиллан . ISBN 978-1250036445 .
- Эдмондсон, Жаклин (2007). Джесси Оуэнс: Биография . Издательство Гринвуд . ISBN 978-0313339882 .
- Гейл, Томсон (2007). Справочник по видео: Путеводитель по программам, доступным в настоящее время на видео в областях: фильмы/развлечения, общие интересы/образование, спорт/отдых, изобразительное искусство, лечение . Cengage Обучение . ISBN 978-1414400990 .
- Хек-Раби, Луиза (1984). Женщины-кинематографисты: критический прием . Пугало Пресс . ISBN 978-0810816602 .
- Хинтон, Дэвид (2000). Фильмы Лени Рифеншталь . Пугало Пресс . ISBN 978-1461635062 .
- Инфилд, Гленн (1976). Лени Рифеншталь: падшая богиня кино . Кроуэлл . ISBN 978-0690011678 .
- Кенрик, Дональд (2006). Последняя глава . Университет Хартфордшира . ISBN 978-1902806495 .
- Лэнгфорд, Мишель (2012). Справочник мирового кино: Германия . Интеллектуальные книги. ISBN 978-1841504650 .
- Риэль, Мэри; О'Сики, Ингеборг; Пейдж, Нил (2008). Показана Рифеншталь: антология новой критики . Издательство Блумсбери . ISBN 978-1441104533 .
- Ротер, Райнер (2003). Лени Рифеншталь: Соблазнение гения . А&С черный . ISBN 978-0826470232 .
- Салкельд, Одри (2011). Портрет Лени Рифеншталь . Случайный дом . ISBN 978-1446475270 .
- Томлинсон, Алан (2012). Национальная идентичность и глобальные спортивные события: культура, политика и зрелища на Олимпийских играх и чемпионате мира по футболу . СУНИ Пресс . ISBN 978-0791482483 .
- Тримборн, Юрген (2008). Лени Рифеншталь: Жизнь . Фабер и Фабер . ISBN 978-0865479760 .
- Онлайн
- Бурума, Ян (14 июня 2007 г.). «Очаровательный нарцисс» . Нью-Йоркское обозрение книг . 54 (10) . Проверено 7 июня 2015 г.
- «До Стивена Спилберга была Лени Рифеншталь!» . Новости криминального дела. 28 декабря 2011 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2020 г. Проверено 7 июня 2015 г.
- Коннолли, Кейт (18 августа 2002 г.). «Судьба цыган преследует киномузу Гитлера» . Хранитель . Проверено 3 июня 2015 г.
- Корлисс, Ричард (22 августа 2002 г.). «Это старое чувство: триумф Лени» . Время . Проверено 7 июня 2015 г.
- Дэвис, Дэвид (12 сентября 2003 г.). «Пронацистский кинорежиссер Лени Рифеншталь скончалась в 101 год» . Форвард . Проверено 2 июня 2015 г.
- Даунинг, Тейлор (8 августа 2012 г.). «Олимпиада в кино» . История сегодня . Проверено 7 июня 2015 г.
- Эберт, Роджер (24 июня 1994 г.). «Чудесная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь» . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 7 июня 2015 г.
- Эриксон, Хэл (2014). «Триумф воли» . Отдел кино и телевидения The New York Times . Архивировано из оригинала 16 сентября 2014 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- Фантц, Эшли (1 октября 2002 г.). «С днем рождения, Лени Рифеншталь» . Салон . Проверено 7 июня 2015 г.
- Сокол, Ричард (9 сентября 2003 г.). «Лени Рифеншталь» . Хранитель . Проверено 2 июня 2015 г.
- Зонтаг, Сьюзен (6 февраля 1976 г.). «Захватывающий фашизм» . Нью-Йоркское обозрение книг . 22 (1) . Проверено 2 июня 2015 г.
- Грэм, Купер (1993). «Олимпия в Америке, 1938: Лени Рифеншталь, Голливуд и Хрустальная ночь» (PDF) . Библиотека Конгресса . Проверено 2 июня 2015 г.
- Харрис, Пол (29 апреля 2007 г.). «Голливуд борется с гитлеровской Лени» . Хранитель . Проверено 2 июня 2015 г.
- «Ее фильмы прославляли Гитлера, теперь история Лени Рифеншталь выходит на экран» . Шотландец . 11 июня 2012 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- «Гитлеровский кинорежиссер Лени Рифеншталь празднует 101-й день рождения» . Гаарец . 22 августа 2003 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- «Кинорежиссер Гитлера выпустит новый фильм» . Новости Би-би-си . 7 января 2002 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- Джеймс, Клайв (25 марта 2007 г.). «Звезда Рейха» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 июня 2015 г.
- Джагернаут, Кевин (11 марта 2011 г.). «Стивен Содерберг рассказал, что отказался от биографического фильма о Лени Рифеншталь, чтобы вместо этого снять «Заражение»» . Плейлист . Проверено 7 июня 2015 г.
- Кенникотт, Филипп (29 ноября 2005 г.). «Искусство правосудия: Кинематографисты в Нюрнберге» . Вашингтон Пост . Проверено 5 июня 2015 г.
- Кит, Борис (29 сентября 2014 г.). Актриса « Игры престолов» сыграет Лени Рифеншталь в биографическом фильме о Джесси Оуэнсе . Голливудский репортер . Проверено 2 октября 2014 г.
- Крамер, Хилтон (9 февраля 1975 г.). «Эволюция Сьюзен Зонтаг» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 сентября 2019 г.
- «Лени Рифеншталь 1902–2003» . HSC Online ( Университет Чарльза Стерта ). Архивировано из оригинала 10 октября 2014 года . Проверено 5 июня 2015 г.
- «Лени Рифеншталь: жертва триумфа» . Обзор мировой прессы . 22 августа 2014 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- «Биография Лени Рифеншталь» . Университет Вашингтона . 2008 год . Проверено 28 мая 2015 г.
- «Биография Лени Рифеншталь» . Лени Рифеншталь. 2001 . Проверено 7 июня 2015 г.
- «Лени Рифеншталь пострадала в результате катастрофы в Судане» . Новости Би-би-си . 1 марта 2001 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- Мэтьюз, Томас. «Лени: жизнь и творчество Лени Рифеншталь, Стивен Бах» . Независимый . Проверено 3 июня 2015 г.
- Моррис, Гэри (1 ноября 1999 г.). «Одинокая Лени: Прекрасная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь» . Киножурнал «Яркий свет» . Проверено 4 января 2008 г.
- Мур, Чарльз (10 сентября 2003 г.). «Лени Рифеншталь» . «Дейли телеграф» . Проверено 3 июня 2015 г.
- Росс, Гарольд Уоллес; Уайт, Кэтрин сержант Энджелл (1994). «Москино» . Житель Нью-Йорка . Проверено 7 июня 2015 г.
- Мюллер, Рэй (23 марта 1999 г.). Чудесная, ужасная жизнь Лени Рифеншталь (телевизионный документальный фильм). Омега Фильм ГмбХ . Проверено 2 июня 2015 г.
- «Изъяты нацистские пропагандистские фотографии» . Новости Би-би-си . 25 июня 2005 г. Проверено 3 июня 2015 г.
- Райдинг, Алан (10 сентября 2003 г.). «Лени Рифеншталь, киноноватор, связанный с Гитлером, умерла в возрасте 101 года» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 июня 2015 г.
- Роллисон, Карл (7 марта 2007 г.). «Лени Рифеншталь на суде» . Нью-Йорк Сан . Архивировано из оригинала 14 октября 2008 года . Проверено 2 июня 2015 г.
- Зонтаг, Сьюзен (6 февраля 1975 г.). «Захватывающий фашизм» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 2 сентября 2019 г.
- Тейлор, Чарльз (19 апреля 2007 г.). «Плохая воля» . Нация . Проверено 3 июня 2015 г.
- «Американский рекламный тур с Олимпией» . Издательская корпорация FR. 2007 . Проверено 2 июня 2015 г.
- Роберт, Дуглас (31 августа 2013 г.). «Нераскаявшаяся Лени Рифеншталь» . Критики в целом . Проверено 3 июня 2015 г.
- Смит, Сандра (11 сентября 2003 г.). «Что они говорили о... Лени Рифеншталь» . Хранитель . Проверено 7 июня 2015 г.
- Штейнберг, Стефан (15 сентября 2003 г.). «Лени Рифеншталь – пропагандистка Третьего рейха» . Международный комитет Четвертого Интернационала . Проверено 7 июня 2015 г.
- Турман, Джудит (29 марта 2007 г.). «Там, где есть воля: восхождение Лени Рифеншталь» . Житель Нью-Йорка . Проверено 7 июня 2015 г.
- «Триумф воли» . Историческое место. 2001 . Проверено 2 июня 2015 г.
- Тримборн, Юрген (25 марта 2007 г.). «Лени Рифеншталь» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 июня 2015 г.
- «Валерия Шульцова, Роман Олекшак: Лени» (на словацком языке). Словацкий национальный театр (СНД). 15 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 7 июня 2015 г.
- Уипп, Гленн (16 августа 2009 г.). «Ублюдки» Квентина Тарантино — великолепная смесь . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 7 июня 2015 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Лени Рифеншталь
- 1902 рождения
- 2003 смертей
- Немецкие актрисы 20 века
- Немецкие художницы ХХ века
- Мемуаристы ХХ века
- Женщины-фотографы 20-го века
- Актрисы из Берлина
- Похороны в мюнхенском Вальдфридхофе.
- Смертность от рака в Германии
- Фотографы-экспатрианты в Судан
- Режиссеры из Берлина
- Немецкие долгожители
- Немецкие режиссеры документального кино
- Немецкие танцовщицы
- Немецкие киноактрисы
- Немецкие мемуаристы
- Немецкие военнопленные во Второй мировой войне, удерживаемые Соединенными Штатами.
- Немецкие пропагандисты
- Немецкие протестанты
- Немецкие актрисы немого кино
- Немецкие женщины-кинематографисты
- Немецкие кинематографисты
- Немецкие женщины-режиссеры
- Немецкие женщины-фотографы
- нацистские пропагандисты
- Люди из провинции Бранденбург
- Фотографы из Берлина
- Режиссеры пропагандистских фильмов
- Подводные фотографы
- Женщины-долгожители
- Женщины-режиссёры-документалисты
- Женщины в нацистской Германии