Шведский военный корабль Марс
История | |
---|---|
Швеция | |
Запущен | 1563 |
Судьба | Затонул 31 мая 1564 г. [1] |
Общие характеристики | |
Длина | Между перпендикулярами примерно от 43 до 45 метров. [2] |
Луч | 45,5 шведского фота (13,7 метра) [ нужна ссылка ] |
Движение | Паруса |
Экипаж | 350 матросов, 450 солдат [ нужна ссылка ] |
Марс , также известный как Макалёс («бесподобный; поразительный»), традиционно называемый Ютехатарен (« Джутовый ненавистник »). [ нужна ссылка ] — шведский военный корабль , построенный между 1561 и 1563 годами. [1] Он был ведущим кораблем флота шведского короля Эрика XIV и одним из крупнейших военных кораблей того времени. В 1564 году, во время Северной Семилетней войны , она загорелась и взорвалась во время Первого Эландского сражения в Балтийском море .
Предыстория [ править ]
Эрик XIV Шведский сменил Густава Васу в 1560 году. Ему нужно было укрепить до сих пор оспариваемую независимость Швеции, достигнутую его отцом, но он был амбициозен, чтобы опираться на это. Сильный военно-морской флот мог бы дать Швеции возможность облагать налогом иностранные суда, тем самым помогая экономике. Киль Марса был заложен в 1561 году и был завершен к осени 1563 года, когда Северная Семилетняя война разразилась .
Марс был построен в то время, когда как методы строительства кораблей, так и военно-морская тактика претерпевали изменения и развитие. Строительство Carvel появилось в водах Северной Европы в прошлом столетии. [а] но это не был одноэтапный процесс, и методы все еще разрабатывались, как показывает археология крушения Марса . Военно-морская тактика того времени смещалась от абордажа к большему упору на дистанционную артиллерийскую стрельбу для победы над противником. Опять же, это был медленный переход, в конечном итоге создавший линию боя, которая стала стандартной с c. 1672 . В то время, когда был построен Марс, крупнейшая морская держава Европы (Голландия) предпочитала ближний бой , когда отдельные корабли выбирали противника примерно своего размера. [1] [3] [4]
Эланде затопление Битва при :
Первая битва при Эланде длилась два дня, начиная с 30 мая 1564 года. Первый день прошел для шведского флота удачно. Они потопили один любекский корабль и сильно повредили датский флагманский корабль «Фортуна» . Обе стороны отошли на ночь, чтобы отдохнуть после боя, но когда они возобновили бой утром, шведский флот был рассредоточен из-за плохой погоды за ночь. Без непосредственной поддержки остального флота Марс был атакован несколькими вражескими кораблями, и несколько зажигательных устройств подожгли его. Адмирал Якоб Багге, шведский командующий, приказал поднять знамя. На борт Марса поднялись около 300 любекцев, жаждущих получить свою долю приза, но огонь достиг журнала, и он взорвался мощным взрывом. Очевидцы описали, как фок-мачта взлетела в воздух «как арбалетный болт». Она затонула очень быстро. [1]
Крушение [ править ]
Обломки Марса осели на морском дне на глубине 75 метров (246 футов) в 12 морских милях (22 км; 14 миль) к северо-востоку от острова Эланд. На такой глубине и при неизвестном точном местонахождении очень ценные бронзовые орудия были недоступны для любой исторической попытки спасения. [б] После взрыва корпус корабля раскололся на поверхности на три основные части, которые независимо затонули на дно. Поскольку носовая часть корпуса была в основном разрушена, основными фрагментами были левый борт, правый борт и нижняя часть корпуса. [1]
Место крушения было обнаружено компанией Ocean Discovery в 2011 году после длительных поисков с помощью гидролокатора бокового обзора. Было ясно, что были найдены обломки большого деревянного судна со множеством литых бронзовых пушек. Первоначальное археологическое исследование было проведено в сотрудничестве с Морским археологическим научно-исследовательским институтом (MARIS) при Университете Седерторна , MMT (компанией, которая проводит морские исследования, в основном для нефтегазовой промышленности), Ocean Discovery (компанией, которая обнаружила сайт) и телепроизводственной компании Deep Sea Productions. Глубина требовала от дайверов использования газовой смеси и ребризера. Помимо обширных посещений дайверов, часть археологических исследований проводилась с помощью фотосъемки с ROV с помощью многолучевых гидролокаторов и донной техники акустического сканирования (называемой « Blueview »). [1] [5]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Корабли, построенные Carvel, начали использоваться судовладельцами атлантического побережья Европы в 1430-х годах. Корабли-карвелы посетили этот район из Средиземного моря в предыдущем столетии. Самая ранняя задокументированная постройка резного корабля в Англии датируется 1463–1466 годами. Датская корона построила резной корабль в 1474 году, а исследованный археологами Грибсхунден был построен в 1480 году как еще один пример этой техники. К середине XVI века большинство европейских держав строили военные корабли резной конструкции. [3]
- ^ Оружие было обнаружено в ходе современных спасательных работ на ряде затонувших кораблей раннего современного периода, включая, например, Vasa (глубина 32 метра (105 футов)) и Mary Rose (глубина 11 метров (36 футов) во время отлива).
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Эрикссон и Рённбю, 2017 .
- ^ Эрикссон 2019 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Адамс 2013 , с. 71.
- ^ Ламберт 2000 , с. 41.
- ^ ММТ 2015 .
Библиография [ править ]
- Адамс, Джонатан (2013). Морская археология кораблей: инновации и социальные изменения в Европе позднего средневековья и раннего Нового времени (1-е изд.). Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN 978-1-84217-297-1 .
- Эрикссон, Никлас (3 июля 2019 г.). «Насколько большим был Марс? Исследование размеров легендарного шведского военного корабля, 1563–1564 годы» . Зеркало моряка . 105 (3): 260–274. дои : 10.1080/00253359.2019.1615775 . Проверено 9 июня 2024 г.
- Эрикссон, Никлас; Рённбю, Йохан (март 2017 г.). «Марс (1564 г.): первоначальные археологические исследования большого шведского военного корабля XVI века: МАРС (1564 г.) ШВЕДСКИЙ ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ XVI ВЕКА». Международный журнал морской археологии . 46 (1): 92–107. дои : 10.1111/1095-9270.12210 .
- Ламберт, Эндрю Д. (2000). Война на море в эпоху паруса: 1650-1850 гг . Лондон: Касселл. ISBN 0-304-35246-2 .
- «Фильм «Марс Макалёс» » . ММТ . Проверено 15 июня 2024 г.
57 ° 08'25 "N 17 ° 20'56" E / 57,14028 ° N 17,34889 ° E