Грибшунды
56°8′41.2″N 15°13′15.3″E / 56.144778°N 15.220917°E[1]
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Грибсхунден , Грибшунд , Грипшунден , Грипшунд , Грифф , Гриффен или Грифон |
Владелец | Король Ганс (Иоанн) Дании и Норвегии |
В эксплуатации | 1486 |
Не работает | 1495 |
Судьба | Затонул после взрыва 1495 года. |
Статус | Кораблекрушение |
Общие характеристики | |
Движение | Паруса |
Дополнить | 150 человек [ 2 ] |
Вооружение | не менее 14 поворотных орудий из кованого железа, возможно, до 68 орудий |
Грибсхунден или Гриффен ( английский : « Гриффин - Гончая » или «Гриффин»), также известный под несколькими вариантами названий, включая Грибсхунд , Грипсхунден , Грипшунд , Грифф и Грифон , был датским военным кораблем , флагманом Ганса ( Иоанна), короля Дания (годы правления 1481–1513). [ 3 ] [ 4 ] Грибсхунден затонул в 1495 году после взрыва, находясь в Балтийском море у побережья Роннебю на юго-востоке Швеции ; Корабль является одним из наиболее хорошо сохранившихся затонувших кораблей , обнаруженных в период позднего средневековья . [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]
Первое упоминание об этом корабле по имени происходит из письма от 16 мая 1486 года, в котором Ганс, король Дании и Норвегии , отметил его местонахождение как «in navi nostra Griffone », что по латыни означает «на нашем корабле Griffon ». [ 7 ] Грибсхунден и его варианты названий впоследствии были записаны в списках кораблей датского флота с 1487 по 1495 год. [ 1 ] [ 2 ] [ 8 ]
Корабль часто использовался Гансом на протяжении десяти лет его существования. Архивные документы свидетельствуют, что король плавал на корабле в Норвегию в 1486 и 1490 годах и на Готланд в 1487 году. Он отправил судно в Англию с делегацией для переговоров с Генрихом VII. [ 7 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Летом 1495 года, во время последнего плавания корабля, Ганс отплыл из Копенгагена в Кальмар , Швеция, на встречу со Шведским советом. Ганса сопровождал флот с датским и норвежским советами, состоявший из высшей знати и высших священнослужителей, а также их свиты. Это дипломатическое усилие было необходимо, потому что шведский лидер Стен Стуре Старший сопротивлялся попыткам Ганса вернуть Швецию в Кальмарский союз . Будучи главным кораблем датского флота, «Грибсхунден», а также люди и материалы, которые он перевозил, были символами военной, экономической, культурной и социальной мощи. Судно было важным аспектом стратегии Ганса по убеждению шведов воссоединиться с Данией и Норвегией. [ 5 ] [ 3 ] [ 2 ] [ 12 ] [ 4 ]
Согласно историческим данным, Грибсхунден пострадал от взрыва, сгорел и затонул на якоре в естественной гавани недалеко от города Роннебю , Швеция, в июне 1495 года по пути в Кальмар. Эти отчеты включают почти одновременный шведский Sturekrönikan ( «Хроника Стуре ») и два более поздних немецких Реймара Коха источника: «Любекские хроники» Каспара Вайнрайха и «Данцигские хроники» . [ 1 ] [ 2 ] [ 13 ] [ 4 ] Сам Ганс в момент гибели находился на берегу и избежал телесных повреждений. Однако участник экспедиции-подростка Тайге Краббе вспомнил, что через двадцать лет после этого события некоторые из предполагаемых 150 человек, находившихся на борту, погибли в результате катастрофы. Отчет Краббе, как и другие, следует читать критически, а не принимать как объективную истину. Например, память Краббе относит кораблекрушение к 1494 году, а не к 1495 году; Археологические исследования не выявили никаких свидетельств пожара на корабле. Ганс и флот продолжили путь в Кальмар после потери флагмана, но Стен Стуре отложил свое прибытие в Кальмар на все лето, наконец появившись в августе только после отъезда Ганса и датско-норвежской делегации. Кальмарский союз был восстановлен более чем два года спустя, после того как армия Ганса разбила силы Стена Стуре в битве при Ротебро в 1497 году . [ 2 ] [ 11 ]
Крушение
[ редактировать ]
Затонувший корабль «Грибсхунден» остановился на морском дне с креном правого борта около 27 градусов. Несмотря на разрушения, причиненные спасателями Ганса сразу после его затопления, и замедление естественного разложения на протяжении пяти столетий, правый борт корабля находится в хорошем состоянии от киля до первой палубы, при этом надстройка правого борта обрушилась за борт с этого уровня и сохранилась в отложениях. . Хотя «Грибсхунден» и не такой неповрежденный, как «Васа» , он является наиболее хорошо сохранившимся кораблем, обнаруженным в период позднего средневековья . Частично это связано с тем, что обломки не были повреждены корабельным воды Балтийского моря червем из-за солоноватой , практическая соленость которой на площадке Грибсхунден составляет 7,7 единиц. [ 5 ] [ 6 ] [ 14 ] [ 13 ] [ 15 ]
В 1970-х годах местный дайв-клуб обнаружил затонувший корабль на глубине 10 м (33 фута) в Балтийском море к северу от Стора Экён (англ. «Остров Грейт-Оук»), острова в архипелаге Блекинге у побережья Роннебю , Швеция . [ 15 ] [ 1 ] [ 2 ] [ 8 ] В 2000 году региональные власти округа Блекинге узнали, что затонувший корабль мог оказаться средневековым военным кораблем, и обязали провести археологические исследования. С 2001 по 2012 год археолог Ларс Эйнарссон из Музея округа Кальмар провел на этом месте ряд мероприятий. [ 1 ] [ 2 ] В 2002 году шведский военно-морской историк Ингвар Сьёблом предварительно идентифицировал корабль как «Грибсхунден». [ 3 ] [ 8 ] [ 4 ] [ 16 ] Последующий дендрохронологический корабля анализ древесины показал, что они были сделаны из дубов, срубленных в Арденнском лесу вдоль водораздела реки Маас зимой 1482–1483 годов, что подтверждает дату крушения в позднем средневековье. [ 15 ] [ 1 ]
Археологические и исторические исследования показывают, что Грибсхунден был специально построен как военный корабль и является примером первого поколения судов, предназначенных для перевозки порохового оружия. Сочетание артиллерии и кораблей, специально предназначенных для перевозки этого оружия, было важной технологией, обеспечивающей европейское господство на земном шаре после 1492 года. Грибсхунден представляет собой сплав североевропейских методов судостроения из клинкера или лапстрека со средиземноморскими и южноевропейскими традициями обшивки заподлицо; На вершине резного корпуса находится легкая надстройка из досок на шпангоутах. Грибсхунден - старейший резной корпус, найденный в водах Северной Европы , он знаменует собой переход к использованию гораздо более крупных кораблей после периода позднего средневековья. Исследования затонувшего корабля показали, что длина киля корабля составляла 25,5 м (93,5 фута), предполагаемая общая длина 32 м (105 футов) и максимальная ширина примерно 8 м (26 футов). [ 5 ] [ 17 ] [ 18 ] Грибсхунден, возможно, был спроектирован так же, как суда, использовавшиеся в исследовательских путешествиях в конце 15 и начале 16 веков, и поэтому археологическое исследование этого места может дать представление о кораблях, которыми командовали Христофор Колумб, Васко да Гама и другие.
Запись сайта и фотограмметрия
[ редактировать ]

Опираясь на предыдущие исследования на месте крушения, в 2019 году начались новые исследования затонувшего корабля со сбора фотограмметрических данных для создания трехмерного плана места крушения. Было обработано более 5000 цифровых изображений высокого разрешения для создания исходной 3D-модели, на основе которой можно получить точные измерения объекта и его особенностей. В последующие полевые сезоны этот 3D-план последовательно обновлялся, чтобы создать временной план траншей для раскопок для документирования деятельности на месте крушения. 3D-модели выбранных артефактов можно повторно вставить в фотограмметрический план затонувшего корабля, что в конечном итоге станет инструментом интерпретации для визуализации пространственных отношений между объектами, находящимися на месте крушения. [ 19 ]
Подставное лицо
[ редактировать ]
В августе 2015 года кораблекрушение привлекло внимание международных средств массовой информации, когда хорошо сохранившаяся деревянная фигура, изображающая мифического в носовой части затонувшего корабля была обнаружена фигура, напоминающая имя корабля Грибсхунден (« Гриффин -Гончая»), зверя. Химерная описывается как собаку или дракона , похожее на морское чудовище , с львиными ушами, пожирающее человека своей крокодиловой пастью. [ 6 ] [ 13 ] [ 20 ] [ 16 ] Носовая фигура хранилась в Датском национальном музее, а сейчас хранится и экспонируется в музее Блекинге в Швеции.

Артиллерия
[ редактировать ]



В 2002 году археологи обнаружили девять дубовых кроватей для артиллерийских орудий для изучения и выставки. После этого обнаружения на месте крушения были обнаружены дополнительные дубовые пласты и еще два дубовых пласта. По состоянию на 2024 год в результате крушения были обнаружены останки 14 артиллерийских орудий, в том числе три, все еще находящиеся на месте. У двух из недавно обнаруженных орудий железные стволы и затворы целы. Обнаруженная в 2021 году деревянная станина одной из этих орудий имеет длину 4,1 м (13,5 футов); это почти на 50% длиннее, чем любой другой артиллерийский станок, извлеченный из этого места крушения. [ 3 ] [ 17 ]
Артиллерия Грибсхундена представляет собой раннюю фазу развития орудий на море, полностью состоящую из легких противопехотных орудий, не предназначенных для потопления кораблей. В последующие десятилетия более крупные и мощные орудия стали использоваться на военных кораблях, таких как « Мэри Роуз» , флагманском корабле Генриха VIII. [ 21 ] [ 22 ] В отличие от Мэри Роуз, Грибсхунден за свою долгую карьеру ни разу не участвовал в боевых действиях, но его экипаж вел артиллерийский огонь. В 2021 году археологи обнаружили в траншее при раскопках старейшую из известных линстоков, в которой находился горящий фитиль, используемый для воспламенения порохового заряда артиллерии. Обугливание на линстоке указывает на то, что им пользовался наводчик. [ 14 ] [ 17 ] [ 23 ]
Артефакты из раскопок
[ редактировать ]Раскопки, проводившиеся в 2006 и 2019–2021 годах, выявили большое разнообразие как обыденных, так и статусных объектов. К ним относятся бочки, изготовленные по датскому стандарту объема, содержащие обычные продукты питания, такие как говядина, рыба и пиво, а также одна бочка, содержащая выловленного на месте 2-метрового разделанного осетра, рыбу, предназначенную для короля. [ 15 ] [ 24 ]
В ходе раскопок 2021 года были обнаружены остатки восьми арбалетов , десятков арбалетных болтов и одного ручного огнестрельного оружия (раннего ручного огнестрельного оружия). Эти находки дополняют приклад арбалета и ручного оружия, обнаруженный в 2019 году, а также несколько арбалетных болтов, обнаруженных в 2006 и 2019 годах. [ 4 ] [ 5 ] [ 25 ] [ 26 ]
Артефакты высокого статуса включают кошелек с серебряными монетами, два необычных идентичных произведения искусства, напечатанных под давлением на бересте, кружку, выточенную из ольхи и украшенную символом в виде короны, изысканные кожаные туфли, а также экзотические специи и продукты питания, включая гвоздику, имбирь, шафран, перец и миндаль. [ 27 ] [ 23 ] [ 28 ] [ 11 ] [ 5 ]
В выпуске 2021 года американского научного шоу NOVA рассказывается о подводных археологических исследованиях Грибсхундена в 2019 году . [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «RAÄ-номер Роннеби 728» [RAÄ-номер Роннеби 728] (на шведском языке). Национальное управление древностей Шведского совета по национальному наследию . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Эйнарссон, Ларс. «Кораблекрушение на архипелаге Роннебю» [Кораблекрушение на архипелаге Роннебю] (PDF) (на шведском языке). Музей округа Кальмар [Музей округа Кальмар] . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ларс Эйнарссон и Бьорн Валбом, «ПРОДОЛЖЕНИЕ МОРСКИХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ затонувшего корабля, расположенного в муниципалитете Санкт-Экё-Роннебю, округ Блекинге (Музей округа Кальмар, УФ/морская археология, 2002 г.)
- ^ Jump up to: а б с д и Йохан Рённбю, Никлас Эрикссон, Ингвар Шёблом, Йоаким Холмлунд, Микаэль Бьорк. (2015) Отчет музея Блекинге, 2015:21 Собака-стервятник (1495 г.) Кораблекрушение в Стора Экён, Роннебю, Морские археологические исследования Блекинге, 2013–2015 гг. (Университет МАРИС Сёдерторн / музей Блекинге)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фоли, Брендан (31 января 2024 г.). «Промежуточный отчет о раскопках Грибсхундена (1495 г.): 2019–2021 гг.» . Акта Археологика . 94 (1): 132–145. дои : 10.1163/16000390-09401052 . ISSN 0065-101X .
- ^ Jump up to: а б с «Номинальная голова средневекового корабля «морское чудовище», поднятая с Балтики» . Новости Би-би-си . 12 августа 2015 г. Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Веген, К.Ф., Плеснер, К.У.А., Беккер, Т.А., и Гард, Х.Г. (1864 г.). Журнал Danske видит. 4 том 1. Датское королевское общество истории и языка отечества.
- ^ Jump up to: а б с Хансен, Йеспер Хауэ (11 августа 2015 г.). «Датское «чудовище» 1495 года, вытащенное из глубин в Швеции» [Датское «чудовище» 1495 года, вытащенное из глубин в Швеции]. Jyllands-Posten [Jutland-Post] (на датском языке) . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Барфорд, Дж. Х. (1990). Рождение флота. Сочинения Общества морской истории 22 . Копенгаген: Морское историческое общество. ISBN 978-87-87720-08-3 .
- ^ Ханссон, Антон; Линдерсон, Ганс; Фоли, Брендан (01 августа 2021 г.). «Флагман датского королевского корабля «грибсхунден» - дендрохронология резного изделия позднего средневековья, затонувшего в Балтийском море» . Дендрохронология . 68 : 125861. Бибкод : 2021Dendr..6825861H . дои : 10.1016/j.dendro.2021.125861 . ISSN 1125-7865 .
- ^ Jump up to: а б с Ларссон, Микаэль; Фоли, Брендан (26 января 2023 г.). «Королевский шкаф для специй – остатки растений из Грибсхундена, королевского кораблекрушения XV века в Балтийском море» . ПЛОС ОДИН . 18 (1): e0281010. Бибкод : 2023PLoSO..1881010L . дои : 10.1371/journal.pone.0281010 . ISSN 1932-6203 . ПМЦ 9879437 . ПМИД 36701280 .
- ^ Раушер, Александр; Сунд, Питер Грен; Теандер, Мартин (12 августа 2015 г.). «Уникальная в мире дайвинг-находка — голодный монстр» [Уникальная в мире дайвинг-находка — голодный монстр]. Svenska Dagbladet [Шведская ежедневная газета] (на шведском языке) . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Хейс, Брукс (13 августа 2015 г.). «Средневековое деревянное «морское чудовище», вытащенное из Балтийского моря» . УПИ . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Фоли, Брендан. «Отчет 2021:4. Исследование затонувших кораблей в Стора Экён, RAÄ Ronneby 728. Дополнительное исследование, 2020 г.» (Музей Блекинге, 2021 г.).
- ^ Jump up to: а б с д Ханссон, Антон; Линдерсон, Ганс; Фоли, Брендан (3 июля 2022 г.). «Бочки из Грибсхундена (1495 г.) - Дендрохронология позднесредневековых корабельных контейнеров для еды» . Международный журнал морской археологии . 51 (2): 358–375. Бибкод : 2022IJNAr..51..358H . дои : 10.1080/10572414.2022.2132715 . ISSN 1057-2414 .
- ^ Jump up to: а б Эрикссон, Никлас (2 июля 2020 г.). «Номинальные лица и символизм между средневековьем и современностью: корабль «Гриффин» или «Грибсхунден», один из последних морских змей?» . Зеркало моряка . 106 (3): 262–276. дои : 10.1080/00253359.2020.1778300 . ISSN 0025-3359 .
- ^ Jump up to: а б с Брендан Фоли, Отчет 2022: 11 Грибсхунден Исследование кораблекрушений в Стора Экён, RAÄ Ronneby 728 Морские археологические исследования, 2021 г.
- ^ Микаэль Бьорк и Брендан Фоули, «Отчет 2023:4 Морские археологические исследования Грибшундена затонувших кораблей в Стора Экён L1978:2168/ RAÄ Ronneby 728 (Музей Блекинге, 2022).
- ^ Дерудас, Паола; Фоли, Брендан (31 января 2024 г.). «Управление данными морских археологических исследований: AIR в Грибсхундене» . Акта Археологика . 94 (1): 146–166. дои : 10.1163/16000390-09401053 . ISSN 0065-101X .
- ^ Гримм, Ник (12 августа 2015 г.). «500-летняя номинальная фигура найдена на затонувшем датском военном корабле» . Новости АВС . Проверено 13 августа 2015 г.
- ^ Хилдред, Александра (2011). Оружие войны: Вооружение Мэри Роуз. Археология Мэри Роуз, Том 3 . Фонд Мэри Роуз, Портсмут. ISBN 978-0-9544029-3-8 .
- ^ Расциус, Брендан (10 января 2024 г.). «Кораблекрушение XV века обнаружило «неожиданный» груз и оружие для борьбы с пиратами» . Майами Геральд . Проверено 10 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Марчант, Джо. «Необычайное 500-летнее кораблекрушение переписывает историю эпохи географических открытий» . Смитсоновский журнал . Проверено 21 октября 2021 г.
- ^ Мачеридис, Стелла; Ханссон, Мария К.; Фоли, Брендан П. (01 октября 2020 г.). «Рыба в бочке: атлантический осетр (Acipenser oxyrinchus) с затонувшего в Балтийском море флагманского королевского датского корабля «Грибсхунден» (1495 г.)» . Журнал археологической науки: отчеты . 33 : 102480. Бибкод : 2020JArSR..33j2480M . дои : 10.1016/j.jasrep.2020.102480 . ISSN 2352-409X .
- ^ Брендан Фоули, «Исследование стервятниками кораблекрушений в Стора Экён, Отчет RAÄ Ronneby 728 2022:11 Морские археологические исследования, 2021, Музей Блекинге»
- ^ Ларс Эйнарссон и Мэтью Гейнсфорд (2007). Отчет о морских археологических исследованиях места кораблекрушения в церкви Св. Экё Саксемара, муниципалитет Роннебю - округ Блекинге (отчет о морских археологических раскопках Музея округа Кальмар)
- ^ Ингвардсон, Гитте Т.; Мютер, Дирк; Фоли, Брендан П. (01 июня 2022 г.). «Кошелек со средневековыми серебряными монетами после затонувшего королевского корабля, обнаруженный с помощью рентгеновской микромасштабной компьютерной томографии (мкКТ)» . Журнал археологической науки: отчеты . 43 : 103468. Бибкод : 2022JArSR..43j3468I . дои : 10.1016/j.jasrep.2022.103468 . ISSN 2352-409X .
- ^ Георгиу, Аристос (9 февраля 2023 г.). «Обнаружено, что на кораблекрушении 500-летнего плавучего замка находится «захватывающий улов» » . Newsweek . Проверено 11 февраля 2023 г.
включает дополнительные фотографии находок с места крушения и карты.
- ^ «Эпизод НОВЫ» . Июнь 2021.