Аэросинусит
Аэросинусит | |
---|---|
Другие имена | баротравма синуса |
Околоносовые пазухи. | |
Специальность | Неотложная медицина , дайвинг-медицина |
Уход | лекарство |
Аэросинусит , также называемый баросинуситом , сдавливанием пазухи или баротравмой пазухи , представляет собой болезненное воспаление , а иногда и кровотечение оболочки полостей околоносовых пазух , обычно лобной пазухи . Это вызвано разницей давлений воздуха внутри и снаружи полостей. [1] [2] [3] [4] [5]
Презентация [ править ]
Обычно баротравме синуса предшествует инфекция верхних дыхательных путей или аллергия . Пострадавший испытывает внезапную острую боль в лице или головную боль во время снижения, которая усиливается по мере приближения самолета к уровню земли. Боль может в конечном итоге стать инвалидизирующей, если не изменить окружающее давление.
Разница давлений приводит к отеку слизистой оболочки пазух и развитию подслизистого кровотечения, что приводит к дальнейшим трудностям вентиляции пазух, особенно если поражены отверстия. В конечном итоге жидкость или кровь заполнит пространство.
В большинстве случаев баротравмы пазух преобладающим симптомом является локализованная боль в лобной области. Это происходит из-за боли, исходящей из лобной пазухи, над надбровными костями. Реже встречаются боли, отдающие в височную, затылочную или ретробульбарную область. Могут возникнуть носовые кровотечения или серозно-кровянистые выделения из носа. Неврологические симптомы могут поражать соседний пятый черепной нерв и особенно подглазничный нерв.
Патология [ править ]
Патология баротравмы синуса напрямую связана с законом Бойля , который гласит, что объем газа обратно пропорционален давлению на него при постоянной температуре (P1×V1 = P2×V2). Наблюдают два типа острой баротравмы: сдавление и обратное сдавливание.
При подъеме воздух в околоносовых пазухах расширяется по закону Бойля и сжимается при спуске. Обычно синусы впадают в полость носа через небольшие отверстия , которые обеспечивают мукоцилиарный клиренс и вентиляцию, уравновешивающую давление. Однако, когда отверстие затруднено из-за воспаления, полипов, утолщения слизистой оболочки, анатомических аномалий или других повреждений, уравновешивание давления невозможно. Сжатие происходит при спуске, когда воздух, захваченный в пазухах, сжимается и создает отрицательное давление. Перепады давления направлены к центру пазух, вызывая отек слизистой оболочки, транссудацию и слизистую или подслизистую гематому , что приводит к дальнейшей окклюзии устья пазухи. пазуха наполнится жидкостью или кровью . Если перепад давления не будет нейтрализован, [6]
Если выходное отверстие блокируется при подъеме, ситуация обратная и появляется «обратное сжатие». [7] Давление внутри пазухи увеличивается, воздействуя на стенки пазухи и вызывая боль или носовое кровотечение.
Местоположение [ править ]
Большинство эпизодов баротравмы пазух возникают в лобных пазухах, при этом боль локализуется в лобной области. Возможным объяснением этого может быть относительно длинный и тонкий носолобный проток , соединяющий узкую лобную выемку с лобными пазухами .
Баротравма, располагающаяся в верхнечелюстной , решетчатой или клиновидной пазухах , наблюдается реже и появляется при устьев закупорке ; большинство случаев, вероятно, вызвано острой инфекцией верхних дыхательных путей. Величина разницы давления, необходимая для возникновения баротравмы, вероятно, сильно варьирует в зависимости от человека и связана с размером устья пазухи и скоростью изменения давления окружающей среды. В связи с этим даже коммерческие полеты могут привести к тяжелым случаям баротравм, хотя большинство случаев наблюдаются на высокопроизводительных самолетах с кабинами с более низкой герметизацией.
Диагностика [ править ]
Большинство случаев встречается у аквалангистов и летчиков , и их легко диагностировать при обращении к врачам сразу после заражения. [2] [3] С другой стороны, проблема может оставаться невыявленной, если в анамнезе не удается связать симптомы с воздействием изменений давления окружающей среды или если основное внимание уделяется другим этиологиям . [4]
Оценки [ править ]
Вейсман выделил три степени баротравмы синусовых пазух по симптоматике. [8] [9]
- I степень включает случаи с легким преходящим дискомфортом в носовых пазухах без видимых на рентгенограмме изменений.
- II степень характеризуется сильной болью продолжительностью до 24 часов с некоторым утолщением слизистой оболочки на рентгенограмме.
- У пациентов с III степенью наблюдаются сильные боли, продолжающиеся более 24 часов, а на рентгенограмме видно сильное утолщение слизистой оболочки или помутнение пораженной пазухи; могут наблюдаться носовое кровотечение или последующий синусит.
Лечение [ править ]
Легкие случаи баротравмы легко поддаются лечению местными противоотечными и обезболивающими средствами. [5] В тяжелых случаях или случаях, резистентных к местному лечению, показана функциональная эндоскопическая операция на околоносовых пазухах с целью восстановления дренажа и вентиляции пазух. Это лечение показало хорошие результаты у авиаторов с рецидивирующей баротравмой носовых пазух. Компьютерная хирургия восстановила дренирование пораженных пазух, особенно клиновидных пазух. [10] При эндоскопическом доступе клиновидной кости четко видны петехии и гематомы слизистой оболочки.
История [ править ]
Баротравма пазух носа, или аэросинусит, известна с самого начала развития авиационной медицины . Однако именно во время Второй мировой войны этому вопросу впервые было уделено серьезное внимание, и стало понятно, что патогенез заболевания связан с воздействием полетов на большой высоте. Быстрые изменения высоты и сопутствующие изменения атмосферного давления подвергали экипажи все большему числу эпизодов баротравмы носовых пазух.
Иррадиирующая боль от баросинусита в верхнюю челюсть в полете составляет примерно одну пятую случаев бародонталгии (т. е. боли в полости рта, вызванной изменением барометрического давления ). [11] [12] Хотя среда летчиков-истребителей вызывает самые стрессовые барометрические изменения, коммерческие полеты изменили картину заболевания.
См. также [ править ]
- Бародонталгия – зубная боль, вызванная изменением давления окружающей среды.
- Баротравма – травма, вызванная давлением.
Ссылки [ править ]
- ^ Руководство по водолазному делу ВМС США, 6-я редакция . США: Командование морских систем ВМС США. 2006. Архивировано из оригинала 2 мая 2008 г. Проверено 19 июля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брубакк, АО; Т.С. Нойман (2003). Физиология и медицина дайвинга Беннета и Эллиотта, 5-е изд . США: Saunders Ltd. с. 800. ISBN 978-0-7020-2571-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Дехарт, РЛ; Дж. Р. Дэвис (2002). Основы аэрокосмической медицины: перевод исследований в клиническое применение, 3-е изд . США: Липпинкотт Уильямс и Уилкинс. п. 720. ИСБН 978-0-7817-2898-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Фитцпатрик Д.Т., Франк Б.А., Мейсон К.Т., Шеннон С.Г. (1999). «Факторы риска симптоматической баротравмы уха и синуса в многоместной барокамере» . Подводный Гиперб Мед . 26 (4): 243–7. ПМИД 10642071 . Архивировано из оригинала 11 августа 2011 г. Проверено 19 июля 2008 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Вейцель Э.К., МакМэйнс К.С., Раджапакса С., Вормальд П.Дж. (январь 2008 г.). «Аэросинусит: патофизиология, профилактика и лечение у пассажиров и экипажей» . Авиат Спейс Энвайрон Мед . 79 (1): 50–3. дои : 10.3357/ASEM.2203.2008 . ПМИД 18225779 .
- ^ Задик, Иегуда (январь 2009 г.). «Авиационная стоматология: современные концепции и практика» . Британский стоматологический журнал . 206 (1): 11–6. дои : 10.1038/sj.bdj.2008.1121 . ПМИД 19132029 .
- ^ Ройдхаус, Н. (1978). «Выдавливание, ухо и профилактика» . Журнал Общества подводной медицины Южно-Тихоокеанского региона . 8 (1). ISSN 0813-1988 . OCLC 16986801 . Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 года . Проверено 19 июля 2008 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Вайсман Б., Грин Р.С., Робертс П.Т. (декабрь 1972 г.). «Баротравма лобной пазухи». Ларингоскоп . 82 (12): 2160–8. дои : 10.1288/00005537-197212000-00003 . ПМИД 4648364 . S2CID 5331981 .
- ^ Грин Р.С., Вайсман Б. (февраль 1973 г.). «Гематомы лобных пазух в аэрокосмической медицине». Аэросп Мед . 44 (2): 205–9. ПМИД 4120015 .
- ^ Ларсен А.С., Бухвальд С., Вестерхауге С. (2003). «Баротравма синуса – поздняя диагностика и лечение с помощью компьютерной эндоскопической хирургии» . Авиат Спейс Энвайрон Мед . 74 (2): 180–3. ПМИД 12602451 . Проверено 19 июля 2008 г.
- ^ Задик Ю., Чапник Л., Гольдштейн Л. (июнь 2007 г.). «Бародонталгия в полете: анализ 29 случаев у военных летчиков» . Авиат Спейс Энвайрон Мед . 78 (6): 593–6. ПМИД 17571660 . Проверено 16 июля 2008 г.
- ^ Иегуда Задик (апрель 2009 г.). «Бародонталгия». Дж Эндод . 35 (4): 481–5. дои : 10.1016/j.joen.2008.12.004 . ПМИД 19345791 .