Рейд на Александрию (1941)
Рейд на Александрию | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
Итальянская человеко-торпеда | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Великобритания | Италия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Чарльз Морган | |||||||
Сила | |||||||
Средиземноморский флот | |||||||
Жертвы и потери | |||||||
| 6 членов экипажа взяты в плен |
Рейд на Александрию ( Operazione EA 3 ) был осуществлен 19 декабря 1941 года водолазами ВМС Италии ( Regia Marina ) с корабля Decima Flottiglia MAS ( Decima Flottiglia Motoscafi Armati Siluranti [10-я флотилия MAS]), которые атаковали и потопили два Королевского флота. линкора у их причалов и повредил нефтяной танкер и эсминец в гавани Александрии (Египет), используя пилотируемые торпеды .
Атаки произошли в трудное время для Средиземноморского флота , после потери авианосца HMS Ark Royal и линкора Barham из-за подводных лодок, потери кораблей во время битвы за Крит и затопления большей части Force K на Итальянское минное поле, за день до атаки человеческой торпеды на Александрию. Корабли также пришлось отправить на Восточный флот .
Предыстория [ править ]
Британские взломщики кодов из Государственной школы кодов и шифров (GC & CS) еще до 17 декабря 1942 года предупредили адмирала Эндрю Каннингема, главнокомандующего Средиземноморским флотом , о том, что расшифровка итальянских сообщений, зашифрованных на итальянской машине C 38m , показала, что Супермарина , итальянский военно-морской штаб, проявляла некоторый интерес к порту Александрия , но не раскрывала подробностей. [1] были установлены торпедные сети, Вокруг линкоров HMS Valiant и Queen Elizabeth а также приняты другие меры предосторожности. [2] В тот день Каннингему сообщили, что итальянский разведывательный самолет доложил, что Валиант и Королева Елизавета находятся на причале и что море спокойно, что является необычным сообщением. 18 декабря GC & CS сообщила, что разведка срочна; предупредили Каннингем и его сотрудники в 10:25 , что
Атаки на Александрию с воздуха, лодок или людей-торпед можно ожидать, когда преобладает спокойная погода. Об этом должны быть предупреждены наблюдатели и патрули. [1]
Прелюдия [ править ]
3 декабря подводная лодка Scirè (лейтенант Юнио Валерио Боргезе ) итальянской Regia Marina покинула военно-морскую базу Специя, неся с собой три пилотируемые торпеды по прозвищу Свиньи . На острове Лерос в Эгейском море подводная лодка тайно подобрала шесть человек из состава MAS Decima Flottiglia , лейтенанта-коммандера Луиджи Дюрана де ла Пенне и сержанта-майора Эмилио Бьянки ( свинья № 221), капитана Винченцо Мартеллотту и сержанта-майора Марио. Марино ( свинья № 222) и капитан Антонио Марчелья и младший капрал Спартако Шергат ( свинья № 223). [3] [4]
Операция EA 3 [ править ]
В ночь с 18 на 19 декабря, в 1,3 милях (1,1 морских миль; 2,1 км) от коммерческой (восточной) гавани Александрии, Скире выпустил майали на глубине 15 м (49 футов) примерно в 5 морских милях (9,3 км; 5,8 миль). от военно-морской стоянки. « Маиали » достигли гавани и вошли в военно-морскую базу, когда британцы открыли ворота заграждения, чтобы впустить три эсминца. Водолазы были потрясены взрывными зарядами, сброшенными в гавань патрульными кораблями. Экипажам «Маиали» было сравнительно легко преодолеть торпедные сети вокруг линкоров, но они прикрепили к «Валианту» заряд из трюмных килей, и команда сбросила взрывчатку на морское дно примерно в 15 футах (4,6 м) ниже корабля. Марселья и Шергат заложили свою бомбу на 5 футов (1,5 м) под килем «Королевы Елизаветы» , нашли это намного проще и подвесили заряд к трюмным килям, как и планировалось. Экипаж «Маиали» , напавший на «Валиант», был обнаружен держащимся за швартовочный буй, но при допросе ничего не выдал. [5]
Предполагалось, что заключенные уже заложили бомбу и содержались в комнате у днища корабля. В 5:47 взрыв под кормой танкера «Сагона» (7554 брт ) нанес серьезные повреждения кораблю и эсминцу «Джервис» , смазывающему нефть рядом с ним. В 5:50 один из заключенных на «Валианте» попросил встречи с капитаном и сообщил ему, что корабль вот-вот взорвется, а пятнадцать минут спустя под «Валианта» носовыми башнями произошел взрыв. Через четыре минуты после взрыва под «Вэлиантом» произошел еще один взрыв, на этот раз под «Куин-Элизабет» , возле его котельных. Потери составили восемь человек, линкоры были выведены из строя. Экипажи двух других майали сошли на берег и попытались добраться до подводной лодки «Заффиро» , которая должна была встретить их у Розетты , но были взяты в плен в течение следующих 48 часов. [6] [а]
Последствия [ править ]
Анализ [ править ]
Там, где итальянский флот потерпел неудачу, шесть моряков преуспели. [8] [б] В 1957 году итальянский историк адмирал Маркантонио Брагадин (в отставке) писал:
Следовательно, Александрийский флот в течение многих месяцев оставался без линкоров и был вынужден отказаться от любой дальнейшей открытой деятельности. Фактически, адмирал Каннингем писал, что его флот теперь «должен предоставить Королевским военно-воздушным силам попытку оспорить контроль над Центральным Средиземноморьем с флотом противника». .... Фактически, это открыло период явного итальянского военно-морского превосходства в восточно-центральном Средиземноморье. [8]
Каннингем сообщил сэру Дадли Паунду , Первому лорду Адмиралтейства , что результатом стала катастрофа. К счастью, младший офицер предложил кораблям медленно вращать гребные винты в обратном направлении, создавая достаточно сильное течение, чтобы сбить с толку пловца. Идея была принята, Каннингем заметил: «Жаль, что мы не подумали об этом раньше». Чтобы сохранить внешний вид, Каннингем остался на борту «Королевы Елизаветы», продолжая обычные процедуры: парады морских оркестров, церемонии утреннего цвета и заката. [10]
Недавняя потеря HMS Ark Royal и Barham из-за подводных лодок, затопление большей части Force K (1941 г.) на итальянском минном поле, а также потери во время битвы за Крит и необходимость отправки кораблей для подкрепления Восточного флота . сократил Средиземноморский флот до силы легких крейсеров и эсминцев. [11] Расшифровка итальянского C 38m позволила Адмиралтейству сохранить масштабы повреждений «Валианта» и «Куин Элизабет» , которые не были очевидны для воздушной разведки, а также потерю Бархэма до конца января 1942 года, когда пленный упомянул об успехе при Александрия, что привело к тому, что итальянцы извлекли из этого максимальную выгоду, отправив больше конвоев. [12] Переворот в Александрии одним ударом нейтрализовал основные оставшиеся крупные корабли Средиземноморского флота. Наряду с переводом на Восточный флот это означало, что единственными кораблями, оставшимися в Александрии крупнее эсминца, были крейсеры HMS Naiad , Dido и Euryalus . Итальянский боевой флот имел в своем составе четыре линкора и имел основания для уверенности в будущем; обман, направленный на сокрытие масштабов ущерба, нанесенного Валианту и Королеве Елизавете, не мог длиться долго. [11]
HMS Valiant [ править ]
Заряд взрывчатого вещества под Валиантом находился под выпуклостью левой торпеды возле башни А, пробивая нижнюю выпуклость и взорвав дыру вверх на размеры 60 × 30 футов (18,3 × 9,1 м). Внутренние повреждения распространились от киля до отсеков нижнего бугра, с затоплением двудонного выступа, снарядного отделения и магазина и соседних с ним отсеков до нижней палубы. От удара пострадало электрооборудование, а механизм поворота башни А был поврежден. Основные и вспомогательные механизмы не были повреждены, и в случае необходимости корабль мог выйти в море. С корабля сняли как можно больше предметов для его облегчения, а затем его перевезли в плавучий док № 5 Адмиралтейства 21 декабря для временного ремонта; 3 апреля 1942 года он отплыл в Дурбан для капитального ремонта с 15 апреля по 7 июля 1942 года. [13]
HMS Queen Elizabeth [ править ]
Взрыв, выведший из строя королеву Елизавету , произошел под котельной B, повредив двойное дно и противоторпедные выступы размером более 190 футов × 60 футов (58 м × 18 м). Пол котельной Б, а также котельных А и Х в ограниченной степени выдвинут вверх. Котельные, передние 4,5-дюймовые магазины, котельная Y и многие другие отсеки были затоплены до главной палубы, что привело к повреждению котлов, механизмов и другого электрооборудования. Основное и дополнительное вооружение осталось в рабочем состоянии, но гидравлическая мощность была потеряна. Королева Елизавета получала электрический ток от подводных лодок, пришвартованных по обе стороны. [10] Корабль был поставлен в плавучий док для временного ремонта, а затем во время паники после поражения в битве при Газале (26 мая – 21 июня 1942 г.) Королева Елизавета отплыла в Порт-Судан в Красном море. 5 мая Топливные баки были отремонтированы. и топливо было взято для путешествия в США, и в середине июля «Королева Елизавета» отплыла на Норфолкскую военно-морскую верфь в Вирджинии . Королева Елизавета проходила постоянный ремонт с 6 сентября по 1 июня 1943 года, то есть в течение почти восемнадцати месяцев. [13]
Сагона и HMS Jervis [ править ]
Сагону отбуксировали обратно в Англию, а ремонт затянулся до 1946 года. Джервису потребовался месяц в доке, чтобы сделать ремонт. [14]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ↑ «Королева Елизавета» имела осадку 33 фута 5 дюймов вперед и 32 фута 7 дюймов назад, после взрыва ее осадка составила 41 фут 10 дюймов вперед и 33 фута 10 дюймов назад. Королева Елизавета была пришвартована на глубине примерно 48 футов (8 саженей). [7]
- ↑ После войны, когда водолазы были освобождены из британского плена, бывший капитан «Валианта» , ныне адмирал Чарльз Морган , начальник военно-морской миссии союзников в Италии, попросил привилегию вручить Золотую медаль за военную доблесть ( Medaglia d' oro al valor militare ) Дюрану де ла Пенну. [9]
Сноски [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хинсли и др. 1981 , с. 329 .
- ^ Playfair и др. 2004 , с. 115.
- ^ Грин и Массиньяни 2002 , с. 202.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 125.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 125; Плейфэр и др. 2004 , с. 115.
- ^ Playfair и др. 2004 , с. 115; Садкович 1994 , с. 217.
- ^ Браун 2002 , с. 225.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брагадин 1957 , с. 152.
- ^ Брагадин 1957 , с. 286.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вудман 2003 , с. 273.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Плейфэр и др. 2004 , с. 117.
- ^ Хинсли и др. 1981 , с. 331 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рэйвен и Робертс 1975 , с. 41.
- ^ Вудман 2003 , с. 273; О'Хара и Чернуски 2015 , с. 13.
Ссылки [ править ]
- Брагадин, Марк'Антонио (1957). Итальянский флот во Второй мировой войне (1-е изд.). Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 978-0-87021-327-4 – через Archive Foundation.
- Браун, Дэвид (2002). Королевский флот и Средиземноморье: ноябрь 1940 г. — декабрь 1941 г. Том. II. Издательство Фрэнка Касса. ISBN 0-7146-5205-9 .
- Грин, Дж.; Массиньяни, А. (2002) [1998]. Морская война в Средиземноморье 1940–1943 (под ред. PBK). Рочестер: Чатем. ISBN 978-1-86176-190-3 .
- Хинсли, Гарри; Томас, Э.Э.; Рэнсом, CFG; Найт, RC (1981). Британская разведка во Второй мировой войне: ее влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны. Том. II. Лондон: HMSO. ISBN 0-521-242908 .
- О'Хара, Винсент П.; Чернуски, Энрико (лето 2015 г.). «Водолазы против флота: нападение Италии на Александрию 18/19 декабря 1941 года» . Обзор военно-морского колледжа . 68 (3): 119–137. Архивировано из оригинала 12 февраля 2017 года . Проверено 17 августа 2015 г.
- Плейфэр, ИСО; Флинн, ФК; Молони, ЗАО; Глив, Т.П. (2004) [1960]. Батлер, сэр Джеймс (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: британское состояние достигло самого низкого уровня (сентябрь 1941 г. — сентябрь 1942 г.) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. III (факс. PBK. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO. ISBN 978-1-84574-067-2 .
- Рэйвен, Алан; Робертс, Джон (1975). «Линкоры класса «Куин Элизабет»». Прапорщик 4 . Лондон: Книги Бивака. ISBN 978-0-85680-005-4 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .
- Садкович, Джеймс (1994). Итальянский флот во Второй мировой войне . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-28797-Х .
- Вудман, Ричард (2003). Мальтийские конвои 1940–1943 гг . Лондон: Джон Мюррей. ISBN 0-7195-6408-5 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Боргезе, Дж. Валерио (1952). Морские дьяволы: коммандос итальянского флота во Второй мировой войне . Перевод Клю, Джеймса. Лондон: А. Млроуз. ISBN 1-55750-072-Х .
- Берт, Р.А. (2012). Британские линкоры 1919–1945 гг . Сифорт. ISBN 978-1-84832-130-4 .
- Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (2004). Черный принц и морские дьяволы: история Валерио Боргезе и элитных подразделений Децима Мас . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press . ISBN 0-306-81311-4 .
- Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (2015) [2004]. Черный принц Хунио Валерио Боргезе и Боргезе (на итальянском языке). Перевод Альверы, Эмануэлы. Милан: Мондадори. ISBN 978-8-85-208209-2 .
- Шофилд, Уильям; Каризелла, Пи Джей; Касо, Адольф (2004). Водолазы: Первые сражения . Бостон: Branden Books. ISBN 0-8283-2088-8 .
Внешние ссылки [ править ]
- «Основные операции 10-й легкой флотилии» RegiaMarina.net (на английском языке)
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Соединенного Королевства
- Морские сражения Второй мировой войны с участием Италии
- Операции водолазов
- 1941 год в Египте.
- Конфликты 1941 года
- Победы итальянского флота в битве на Средиземном море.
- Рейды времен Второй мировой войны
- Военная история Александрии
- Военная история Соединенного Королевства ХХ века
- Военные рейды
- Морские инциденты в декабре 1941 г.
- События декабря 1941 года
- 20 век в Александрии