Jump to content

Операция Энергичный

Операция Энергичный
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны.

Карта рельефа Средиземного моря
Дата 12–16 июня 1942 г.
Расположение
Восточное Средиземноморье, в сторону Мальты
35 ° 53' с.ш., 14 ° 30' в.д.  /  35,883 ° с.ш., 14,500 ° в.д.  / 35,883; 14 500
Результат Итало-немецкая победа
Воюющие стороны
Великобритания Великобритания
Австралия Австралия
 Италия
 Германия
Командиры и лидеры
Филип Виан Анджело Якино
Сила
8 легких крейсеров
26 эсминцев
9 подводных лодок
2 тральщика
4 корвета
2 спасательных корабля
4 моторных торпедных катера
11 торговых судов
1 вспомогательный корабль
2 линкора
2 тяжелых крейсера
2 легких крейсера
12 эсминцев
6 электронных лодок
2 подводные лодки
в. 220 самолетов
Жертвы и потери
1 легкий крейсер потоплен
3 эсминца потоплены
2 торговых судна потоплены
1 МТБ затонул
3 крейсера повреждены
2 торговых корабля повреждены
в. 200 убитых [а]
1 тяжелый крейсер потоплен
1 линкор поврежден
21 самолет сбит
в. 600 убитых [б]

Operation Vigorous (известная в Италии как Battaglia di mezzo giugno 1942 , «Битва середины июня 1942 года») — британская операция во время Второй мировой войны по сопровождению конвоя снабжения MW11 из восточного Средиземноморья на Мальту , которая проходила с 11 июня 1942 года. по 16 июня 1942 года. Vigorous был частью операции «Юлиус», проводившейся одновременно с операцией «Гарпун» из Гибралтара и вспомогательными операциями. Субконвой MW11c вышел из Порт-Саида (Египет) 11 июня, чтобы побудить итальянский боевой флот выйти в море раньше, израсходовать топливо и подвергнуться атакам подводных лодок и авиации. MW11a и MW11b отправились на следующий день из Хайфы , Порт-Саида и Александрии ; один корабль был отправлен обратно из-за дефектов. Итальянские и немецкие самолеты ( оси ) атаковали MW11c 12 июня, и поврежденный корабль был направлен в Тобрук , к востоку от Газалы. Торговые суда и эскорт встретились 13 июня. Британские планы были невольно раскрыты странам Оси военным атташе США в Египте полковником Боннером Феллерсом , который сообщил об этом в Вашингтон, округ Колумбия. в с «черным» кодом беспроводных сообщениях ; Позже выяснилось, что Черный код был взломан Servizio Informazioni Militare (итальянская военная разведка).

Конвой и эскорт проплыли через «Бомбовую аллею» между Критом и Киренаикой под атакой бомбардировщиков Оси , пикирующих бомбардировщиков , торпедоносцев , электронных катеров и подводных лодок, а затем им угрожал отплытие итальянского боевого флота из Таранто . Британцы полагались на авиацию и подводные лодки для отражения итальянского флота из-за отсутствия линкоров и авианосцев, но был потоплен только один тяжелый крейсер . Когда итальянские линкоры оказались в пределах 150 морских миль (170 миль; 280 км), британскому конвою и эскорту было приказано повернуть назад и дождаться, пока итальянцы понесут потери от торпедоносцев, бомбардировщиков и подводных лодок, но повреждений было нанесено немного больше, и после нескольких После нескольких поворотов в сторону Мальты и обратно, колонна и сопровождающие вернулись в Александрию 16 июня. Битва при Газале (26 мая – 21 июня) велась в Ливии во время операции «Юлиус», и, начиная с 14 июня, поражение британцев вынудило 8-ю армию отойти на восток, потеряв посадочные площадки, с которых самолеты могли обеспечивать воздушное прикрытие для MW11.

Операция «Юлиус» и дочерняя операция «Энергичный» потерпели неудачу; только два торговых корабля из операции «Гарпун», одновременного конвоя из Гибралтара, достигли Мальты для доставки припасов. Из-за отсутствия прикрытия с воздуха и подавления авиации Оси на маршрутах на Мальту центральное Средиземноморье было закрыто для британских кораблей. Мальту нельзя было возродить в качестве наступательной базы, и, чтобы обеспечить авиационным топливом обороняющиеся истребители, британцы прибегли к способу доставки грузов через блокаду с помощью подводных лодок. Никаких попыток провести конвои из восточного Средиземноморья больше не предпринималось, пока 8-я армия не завоевала Ливию. В июле на Мальту было доставлено еще больше «Спитфайров» , и растущие потери вынудили Люфтваффе и Regia Aeronautica снизить темп операций. Ограниченное возвращение к наступательным операциям было предпринято против конвоев Оси в Ливию, а в августе в ходе операции «Пьедестал» из Гибралтара были доставлены четыре торговых судна и нефтяной танкер , что еще больше возродило Мальту как наступательную базу, несмотря на потерю большей части конвоя и многих военно-морских кораблей. .

Осада, 1942 год.

[ редактировать ]

К концу апреля 1942 года бомбардировки Оси разгромили доки, корабли, самолеты и аэродромы, а затем бомбардировки были переключены на цели, предшествующие вторжению: лагеря, казармы, склады и дорожные развязки. После 18 апреля немецкие бомбардировки внезапно прекратились, и на смену им пришли итальянские бомбардировщики, регулярно бомбардировавшие небольшие группы самолетов. В течение месяца самолеты Оси совершили более 9500 боевых вылетов против 388 британских, причем все, кроме 30, были истребителями. Британцы потеряли 50 самолетов, 20 сбитых в бою против 37 потерь Оси при сбросе 6700 длинных тонн (6800 т) бомб, что в три раза превышает мартовский показатель, 3000 длинных тонн (3000 т) в доках, 2600 длинных тонн (2600 т) на аэродромах. В результате бомбардировок было разрушено или повреждено 11 450 зданий, 300 мирных жителей были убиты и 350 серьезно ранены; существовали хорошие убежища, но некоторые жертвы были вызваны бомбами замедленного действия. Порции мяса, жиров и сахара были сокращены еще больше, и 5 мая рацион хлеба был сокращен до 10,5 унций (300 г) в день, чего хватило до конца июля; выдача макарон уже была прекращена, а урожай озимого картофеля был плохим. [2]

три эсминца , три подводные лодки, три тральщика , пять буксиров , водовоз и плавкран , В порту были затоплены еще больше кораблей повреждено. Остров продолжал функционировать как плацдарм, но бомбардировки Оси нейтрализовали Мальту как наступательную базу. Два катера 10-й флотилии подводных лодок были потоплены, два повреждены в гавани, а 26 апреля флотилия была вынуждена выйти из строя из-за минирования небольшими быстроходными кораблями, которые не были обнаружены радаром и неслышны во время бомбардировки; количество уцелевших тральщиков было слишком мало, чтобы расчищать подходы. Осталось три самолета-разведчика, и было совершено только 22 самолето-вылета бомбардировщиков, еще одиннадцать самолетов ФАУ в течение месяца, а к началу июня только два Fairey Albacores и два Fairey Swordfish . осталось [3]

Наступательные операции

[ редактировать ]

С декабря 1941 года бомбардировки Люфтваффе нейтрализовали Мальту, британские расшифровки итальянских шифрованных сообщений C 38m показали увеличение количества рейсов и меньшие потери, а 23 февраля 1942 года итальянский «конвой линкоров» достиг Триполи. К концу февраля 11 кораблей переправились без сопровождения, и отключение разведки, вызванное заменой машины C 38m в начале марта, мало что изменило для британцев из-за нехватки средств. После того, как британцы прорвали C 38m снова , к маю было совершено 26 рейсов снабжения Оси , из которых только девять были обнаружены воздушной разведкой. 14 апреля были сбиты пять самолетов Мальты и подводная лодка HMS Upholder потеряна . 10 марта крейсер HMS Naiad был потоплен подводной лодкой, а 10 мая три из четырех эсминцев были потоплены Люфтваффе . В феврале и марте потери Оси составили 9 процентов поставок, отправленные в апреле - менее одного процента, а потери в мае - 7 процентов. [4]

Ось смогла усилить Северную Африку, достаточную для того, чтобы Роммель мог попытаться атаковать раньше британцев. В конце апреля британские начальники штабов постановили, что в мае конвоя на Мальту не будет, поскольку можно было ожидать выхода итальянского флота, а конвою потребуется прикрытие линкоров и авианосцев, которого не было. Операция по доставке «Спитфайров» на Мальту увенчалась успехом, и зенитные боеприпасы должны были доставляться с помощью быстрого минного заградителя, с которым Мальте придется продержаться до середины июня, когда ситуация в Западной пустыне может проясниться. Если Мартуба или Бенгази в Киренаике будут захвачены 8-й армией, конвой, направляющийся на запад из Александрии, может выжить без прикрытия линкоров и авианосцев. Было бы также известно, если бы самолеты Люфтваффе были перенаправлены на Русский фронт и утих ли кризис в Индийском океане , достаточный для того, чтобы корабли могли сопровождать быстрый конвой из Александрии. [5]

Компания Геркулес

[ редактировать ]

Операция «Геркулес» ( Operazione C3 ) представляла собой план Оси по вторжению на Мальту, и в 1942 году усиление Люфтваффе на Сицилии и кампания бомбардировок острова привели к предположениям, что это была прелюдия к вторжению. Информация от военнопленных и дипломатических источников привела к определенным опасениям по поводу значения перемещений войск на юге Италии. Отсутствие доказательств радиоразведки и воздушной разведки привело к выводу, что вторжение не было неизбежным, но необходимость защитить источник информации означала, что британцы не раскрыли эту информацию. О том, что подготовка ведется, стало известно 7 февраля благодаря расшифровке сообщений Люфтваффе «Энигма», но к 23 марта паника утихла, и ожидались новые бомбардировки. К 31 марта ход бомбардировочной кампании стран Оси привел к прогнозу, что попытка будет предпринята в апреле, но вскоре это было опровергнуто, поскольку, хотя бомбардировки увеличились с 750 длинных тонн (760 тонн) в феврале до 2000 длинных тонн (2000 тонн). т) в марте, 5500 длинных тонн (5600 т) в апреле, расшифровка Энигмы показала, что еще остались 425 самолетов Люфтваффе на Сицилии, а не 650 самолетов, которые изначально предполагались, поскольку самолеты были задержаны в России в результате советского зимнего наступления, а 26 апреля Enigma сообщила, что Fliegerkorps II выводится. Ко 2 мая группа бомбардировщиков Люфтваффе и группа истребителей были выведены, а за ними последовали и другие, что и объяснило затишье. [6] Гитлер отнесся к операции прохладно на случай, если итальянский флот оставит немецкие воздушно-десантные силы, но захват Тобрука в середине июня показал, что во вторжении нет необходимости. Гитлер и Муссолини договорились, что Panzerarmee Afrika будет преследовать британцев в Египте до конца июня и до июля, что означало отмену «Геркулеса». [7] [8]

Кампания в Западной пустыне

[ редактировать ]
Ход войны в пустыне, показывающий потерю британцами ливийских и египетских аэродромов после битвы при Газале.

После успеха операции «Крестоносец» (18 ноября – 30 декабря 1941 г.) 8-я армия продвинулась на 500 миль (800 км) на запад к Эль-Агейле в Ливии, захватив аэродромы и посадочные площадки, полезные для прикрытия с воздуха мальтийских конвоев. Британцы неправильно оценили скорость подкрепления Оси и рассчитывали атаковать задолго до Оси, но Panzerarmee Afrika опередила 8-ю армию, начав наступление 21 января 1942 года. К 6 февраля британцы потерпели поражение и были вынуждены отступить к востоку от Джебель-Ахдара. обратно на линию Газалы к западу от Тобрука, где семь недель назад танковая армия начала вывод войск. [9] В битве при Газале (26 мая – 21 июня) Panzerarmee Afrika снова атаковала первой, но до 11 июня казалось, что она близка к поражению. Операция «Юлиус» началась в тот же день, когда вспыхнул Африканский корпус и к 14 июня вынудил британцев отступить к Тобруку. Затем силы Оси преследовали британцев в Египет, и ВВС пустыни потеряли ливийские посадочные площадки, с которых можно было прикрывать мальтийские конвои. [10]

Прелюдия

[ редактировать ]

Операция Юлиус

[ редактировать ]
Bristol Beaufighter Mk 1, 252-я эскадрилья; Северная Африка

За две недели до конвоев авианосец HMS Eagle начал операции по доставке на Мальту 63 «Спитфайров», что увеличило количество исправных истребителей до 95. Воздушные операции для двух конвоев начались 24 мая, когда Vickers Wellington бомбардировщики из 104-й эскадрильи с Мальты начали бомбить аэродромы и порты на Сицилии и на юге Италии. 11 июня «Веллингтоны» были выведены для размещения шести торпедоносцев «Веллингтон» из 38-й эскадрильи , «Бристоль Бофорт» торпедоносцев из 217-й эскадрильи и самолетов-разведчиков «Мартин Балтимор» из 69-й эскадрильи . Самолеты из Гибралтара, Мальты и Египта также начали 11 июня разведывательные полеты в поисках итальянского флота. [11]

Двенадцать самолетов «Бофорт» из 39-й эскадрильи базировались в Бир-Амуде в Египте недалеко от границы с Ливией, B-24 Liberator пять бомбардировщиков из 160-й эскадрильи и около 24 самолетов отряда Халверсона ВВС США (USAAF) в RAF Fayid также были предоставлены . . [12] Истребители ближнего действия, базирующиеся в Палестине, Египте, Киренаике и на Мальте, должны были сначала обеспечивать прикрытие с воздуха, а когда конвой выйдет за пределы досягаемости, защиту возьмут на себя Curtiss Kittyhawks из 250-й эскадрильи, оснащенной топливными баками дальнего действия, Бристоль. Бофайтеры из 252-й и 272-й эскадрилий, а также ночные истребители Beaufighter из 227-й эскадрильи . Воздушное прикрытие из Киренаики не могло перекрываться с прикрытием с Мальты, оставляя брешь, но «Веллингтоны» из 205-й группы и легкие бомбардировщики ВВС пустыни должны были атаковать аэродромы Оси в Северной Африке. Береговая 201-я группа должна была обеспечивать разведку и противолодочные вылеты, а небольшая диверсионная группа должна была высадиться на Крите для атаки самолетов Оси на земле. [13] [12]

Операция Энергичный

[ редактировать ]
Противолодочные эскадрильи
в операции «Юлиус». [14]
Тип Мальта Египет
Альбакор 830 НАН 821, 826
В
Балтимор 69
Бофорт 217 39
Бленхейм 203
13 греческий
Хадсон 459 РААФ
Мэриленд 203
Спитфайр 2 GE
Сандерленд 230
рыба-меч
(США)
815 НАН
Уэлсли 47
Веллингтон
(торпеда)
38
Веллингтон
(США)
221 это. 221

Vigorous планировался как совместная операция Королевского флота и Королевских ВВС, которая будет проводиться из штаба 201-й группы военно-морского сотрудничества адмиралом Генри Харвудом и маршалом авиации Артуром Теддером , а контр-адмирал Филип Виан будет командовать конвоем и эскортом (отряд А). ). 22 марта 1942 года в ходе операции MG 1 по защите конвоя MW 10 на Мальту Вторая битва при Сирте произошла между итальянским флотом и британским эскортом. Британский эскорт несколько лет сдерживал итальянский флот. 2 + 1 часа , но в более длинные дни июня сомневались, что этот подвиг удастся повторить. Если более крупные итальянские силы атаковали конвой, Виан должен был защитить конвой дымом, а эскорт должен был отразить нападавших торпедами и попытаться нанести ранние потери, используя артиллерийский огонь по двум итальянским кораблям. Успех конвоя будет зависеть от того, будет ли итальянский флот поврежден в результате атаки с воздуха и подводных лодок, прежде чем он сможет приблизиться к кораблям, а не от надводных действий, поскольку линкоры HMS Queen Elizabeth и Valiant все еще выведены из строя. [15]

Рассматривалась возможность привлечения линкора HMS Warspit и нескольких авианосцев Восточного флота для усиления Средиземноморского флота , но опасность воздушного нападения была настолько велика, что это предложение было отклонено. Конвой и силы сопровождения были больше, чем в марте: отряд А, Dido типа крейсер HMS Cleopatra в качестве флагмана , а также крейсеры HMS Dido , HMS Euryalus из 15-й крейсерской эскадры и HMS Hermione из Восточного флота обеспечивали конвой. сопровождение четырьмя 5,25-дюймовыми лёгкими крейсерами и C-класса зенитным крейсером HMS Coventry . Восточный флот направил 6-дюймовые класса Town крейсеры HMS Newcastle , HMS Birmingham и HMS Arethusa из 4-й крейсерской эскадры. В операции должны были участвовать 26 эсминцев, десять из них Восточного флота, четыре корвета, два тральщика для расчистки подходов к Мальте, четыре торпедных катера (МТБ) и два спасательных корабля. Бывший линкор HMS Centurion , который был разоружен между войнами и использовался для тренировок, был оснащен зенитными орудиями и введен в эксплуатацию, маскируясь под действующий линкор. 1-я и 10-я флотилии подводных лодок должны были послать девять лодок в качестве движущегося экрана параллельно конвою, проходящему между Критом и Киренаикой (Бомбовая аллея). В дни до и после подводные лодки должны были патрулировать районы, где мог быть обнаружен итальянский флот. [15]

Операция Гарпун

[ редактировать ]

Операция «Гарпун» — конвой операции «Юлиус», направлявшийся на восток из Гибралтара, начался 4 июня с отправления из Шотландии пяти торговых судов в составе конвоя WS19z. Было объявлено, что корабли направлялись на Мальту через мыс, но обман раскрылся, когда Троилу было приказано совершить короткое путешествие; Офицер связи ВМФ, пять штабов связи и артиллеристы ВМФ на борту каждого торгового судна также мало что оставляли для воображения. В составе крейсеров HMS Kenya , HMS Liverpool и десяти эсминцев конвой прошел через Гибралтарский пролив в ночь с 11 на 12 июня и стал конвоем GM4, к которому присоединился нефтяной танкер и его эскорт. [16] Группа H состояла из линкора, двух авианосцев, трех крейсеров и восьми эсминцев. Непосредственное сопровождение обеспечивали зенитный крейсер, девять эсминцев, шесть моторных катеров (МГБ) и малые суда. HMS Welshman должен был сопровождать корабли, а затем броситься на Мальту на скорости 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) с боеприпасами для самолетов на Мальте. У итальянского побережья 13 подводных лодок , готовые устроить засаду на итальянские корабли. должны были патрулировать [17]

Королевский флот

[ редактировать ]
Карта центрального Средиземноморья

Нехватка нефти ограничивала итальянские военно-морские операции, но скопление кораблей в Александрии и расшифрованные радиосообщения от полковника Боннера Феллерса , военного атташе США в Каире ( die gute Quelle , хороший источник), предупредили Regia Marina о том, что конвои вот-вот будут отправлены. бежать из Александрии и Гибралтара на Мальту. Супермарина, высшее командование военно-морского флота, планировала контроперацию против обоих конвоев, и девять подводных лодок были отправлены для патрулирования у побережья Алжира: пять между Лампедузой и Мальтой и пять к востоку от Мальты в Ионическом море. Два итальянских катера MAS и шесть E-лодок попали в засаду между Критом и Киренаикой и 7-й крейсерской дивизией ( она: Ammiraglio di Divisione [вице-адмирал] Альберто да Зара ) с Раймондо Монтекукколи и Эухенио ди Савойя в Палермо и эсминцами Аскари. , Альфредо Ориани в Кальяри ждали Ланцеротто Малочелло , Премуда и Вивальди Гарпун вместе с МАС-катерами и большим количеством самолетов для действий в западном бассейне Средиземного моря. [18] Основной итальянский боевой флот был зарезервирован для конвоя, направлявшегося на восток из Александрии. [19]

Чтобы замаскировать приготовления, одиннадцать торговых судов были погружены в Александрии, Порт-Саиде, Суэце, Хайфе и Бейруте и встретились в Порт-Саиде и Хайфе. Секретность привела к отсутствию практики у военных пассажиров, входивших в состав аварийно-спасательных и противопожарных групп, а некоторые дефекты корабельных орудий остались незамеченными. Корабли Порт-Саида Aagtekirk , Bhutan , City of Calcutta и Rembrandt MW11c отплыли на 36 часов рано днем ​​11 июня в рамках операции Rembrandt, каждый из которых буксировал MTB. В сопровождении «Ковентри» и восьми эсминцев класса «Хант» MW11c должен был имитировать мальтийский конвой и пройти до меридиана Тобрука , а затем повернуть обратно на встречу с остальными. [20] Была надежда, что операция-приманка выманит итальянский флот, который подвергнется атаке и у которого закончится топливо до отплытия основного конвоя. [21] Ночью пять грузовых судов операции «Гарпун» встретились с танкером «Кентукки» у берегов Гибралтара; к утру GM4 двигался на восток со скоростью 12–13 узлов (22–24 км/ч; 14–15 миль в час). [22]

Королевские ВВС Мартин Балтимор

Конвой MW-11a из Аякса , города Эдинбурга , города Претории , города Линкольна и Элизабет Бакке отплыл из Хайфы и Порт-Саида 12 июня в сопровождении 7-й флотилии эсминцев «Нэпьер» , «Норман» , «Низам» , «Инконстант » и «Хотспур» с флотом. тральщики «Бостон» и «Сихем» . Элизабет Бакке было приказано войти в порт с MW11a в сопровождении зулусов из-за перегрузки и загрязнения корпуса, что помешало кораблю сохранять направление или развивать скорость конвоя 13 узлов (24 км / ч; 15 миль в час). MW11b отплыл из Александрии вместе с «Потаро» , танкером «Булкойл» , списанным линкором «Центурион», перевозившим припасы и работавшим в качестве приманки, спасательными кораблями «Малин» и «Антверпен » в сопровождении пяти эсминцев и четырех корветов. Вечером MW11c был атакован с Крита 15 бомбардировщиками Ju 88 из I Kampfgeschwader 54 , а город Калькутта был поврежден в результате попадания. Корабль остановился и внес в список крен, но двинулся вперед со скоростью 11 узлов (20 км/ч; 13 миль в час), и в 23:00 ему было приказано направиться в Тобрук с буксируемым MTB в сопровождении Эксмур и Крум . В течение короткой ночи MW11c вернулся на место встречи у Александрии с остальной частью MW11 на следующий день, и «Ханты» отправились на дозаправку. [23] Операция «Гарпун» прошла спокойно, поскольку Супермарина подозревала, что это приманка. [24]

HMS Centurion, замаскированный под HMS Anson (A9982)

Три элемента конвоя встретились во второй половине дня у Мерса-Матруха и направились на Мальту, когда 7-я флотилия эсминцев вошла в Александрию для дозаправки, остальные эсминцы ушли, а остальные покинули Александрию с основными силами, семью крейсерами и прикрытием эсминца. Во второй половине дня погода ухудшилась, и буксирные МТБ были отброшены, чтобы вернуться в Александрию, но МТБ 259 был поврежден и затонул, остальные отправились в порт на следующий день. Ночью диверсионная группа из пяти человек высадилась на подводной лодке на Крите и повредила или уничтожила около самолетов Lehrgeschwader 20 1 на аэродроме Малеме . О деятельности рейдовых групп в Вашингтон сообщила Боннер Феллерс; три группы SBS приземлились на прошлой неделе, одна из них атаковала самолет, но не смогла проникнуть в систему безопасности аэродрома. [25]

После наступления темноты самолеты Оси постоянно освещали конвой сигнальными ракетами и время от времени сбрасывали бомбы, затем в 4:30 утра Люфтваффе . атаковали основные силы эскорта, догоняющие их с востока, сбрасывая еще больше бомб и сигнальных ракет, пока после рассвета не прибыли британские истребители [26] Бомбардировщики «Дуглас Бостон» атаковали аэродромы Оси возле Дерны и «Веллингтон» ночью и других мест, чтобы помешать воздушным операциям Оси против конвоя. На позиции Газала в Ливии британские танки были разбиты в боях 11–13 июня , и 8-я армия получила приказ отступить на следующий день. [27] Операция «Гарпун» продолжалась, и еще несколько самолетов Regia Aeronautica были переброшены на Сардинию, но потеряли связь с конвоем. [24] Два итальянских крейсера и три эсминца вечером отправились из Кальяри в Палермо, готовые помешать быстрому кораблю устремиться на Мальту. [28]

Чертеж Литторио линкоров класса

Пыльные бури в Ливии приостановили полеты дневных бомбардировщиков до вечера, и большая часть самолетов, базирующихся в Ливии, летала над Вигорусом. [29] Сопровождение конвоев было реорганизовано: к четырем корветам, двум тральщикам и 5-й флотилии эсминцев с девятью эсминцами присоединились 17 эсминцев 2-й, 7-й, 12-й, 14-й и 22-й флотилий. У Аагтекирка , Эрики и Примулы возникла проблема с двигателем, Эрику отправили в Мерса-Матрух, а двоих других - в Тобрук в сопровождении Теткотта . В 12:20, примерно в 12 милях (14 миль; 22 км) от Тобрука, корабли были атакованы, и Примула была потрясена из-за промахов. Около сорока Junkers Ju 87 Stuka пикирующих бомбардировщиков и средних бомбардировщиков Junkers Ju 88 бомбили Теткотт , а остальные атаковали Аагтекирк , который был подбит и загорелся, поскольку были сбиты три бомбардировщика. [21] Корабли и лодки были отправлены из Тобрука, но выживших удалось подобрать только к 14:30 , а корабль сел на мель и сгорел. Остальную часть конвоя прикрывали «Хокер Харрикейны» и «Киттихауки», отвлеченные от битвы при Газале, которые защищали конвой от больших сил бомбардировщиков. [30]

Во второй половине дня Lehrgeschwader 1 был более осмотрителен, пока конвой не вышел за пределы прикрытия британских истребителей ближнего действия, затем с 4:30 утра около 60–70 бомбардировщиков совершили семь атак за пять часов, противодействуя нескольким дальним «Киттихаукам». и Бофайтерс. Восемь торговых судов выстроились в четыре колонны вокруг спасательных кораблей: крейсеры находились на расстоянии около 1200 ярдов (1100 м), эсминцы класса «Хант» - на расстоянии 1 мили (1,2 мили; 1,9 км) от них, а эсминцы флота находились в противолодочном патрулировании на расстоянии 2500 ярдов ( 2300 м) за пределами Хантс. Формирование было эффективным против торпедоносцев, но рисковало атаковать пикировщики в отсутствие британских истребителей. Немцы атаковали с высоты 10 000 футов (3 000 м) сзади или с боков группами по 10–12 самолетов, разбиваясь на два и три самолета для бомбометания. В 17:30 около 20 самолетов атаковали Булкойл и Бутан с фланга и едва не промахнулись над Булкойлом и Потаро , которые набрали воду. Бутан получил три удара и затонул в 18:05; 153 члена экипажа и пассажиров. Спасательные корабли и эсминец подобрали 16 человек погибли. [31] [с] После спасения Антверпен и Малин были направлены в Тобрук, где серьезные пациенты были переведены на корабль-госпиталь, а затем отплыли в Александрию, Тобрук подвергся артиллерийскому обстрелу орудий Оси и прибыл в 21:15 следующего дня. [33]

Через два часа после того, как Бутан затонул, в перископ U-77 было видно, как немецкая подводная лодка атаковала Пакенхэм на внешнем экране. Торпеда промахнулась, но атака на подводную лодку была отменена, когда на северо-западе были замечены торпедные катера. Британским истребителям было приказано вступить в бой, но они были отброшены Bf 109, сопровождавшими электронные катера. С наступлением темноты самые тяжелые бомбардировки прекратились, и бессистемные бомбардировки и сброс осветительных ракет возобновились, как и накануне вечером. Силы эскорта выстроились в ночной строй, эсминцы флота выстроились в линию впереди конвоя, два крейсера и четыре эсминца на левом и правом борту, а также по эсминцу в каждом углу строя на расстоянии 5 миль (5,8 миль; 9,3 км). Сбрасывание сигнальных ракет удержало катера от подхода слишком близко, но экипажи конвоя и эскорта были очень уставшими, и большая часть зенитных боеприпасов конвоя и эскорта была израсходована. [34]

В 18:45 экипаж Мальтийского Балтимора заметил итальянский флот и дал отчет о силе четырех крейсеров с четырьмя эсминцами, предшествующих двум линкорам и четырем эсминцам, которые достигли Харвуда в 22:30. ( Полет фоторазведки PR) над Таранто подтвердил отход кораблей в 20:00 , а еще одно наблюдение достигло Харвуда: в 2:24 флот двигался на юг со скоростью 20 узлов (37 км / ч; 23 мили в час). [35] В 23:15 Харвуд сообщил Виану, что итальянский флот (адмирал Анджело Якино ) с двумя линкорами, двумя тяжелыми и двумя легкими крейсерами и 12 эсминцами вышел из Таранто и достигнет конвоя к 7:00 утра. [36] [д] Виан запросил разрешения повернуть назад, поскольку эскорт не сможет защитить торговые суда в течение еще одного долгого летнего дня, и Харвуд приказал Вигорусу продолжать движение в сторону Мальты до 2:00 ночи 15 июня, а затем повернуть на обратный курс. [37] В Газале 8-я армия начала отход после того, как потерпела поражение в боях 11–13 июня, оставив гарнизон внутри Тобрука; обе стороны направили самолеты в Вигорус, что дало армиям передышку. [38] Операция «Гарпун» затронула 20 итальянских бомбардировщиков и 50 торпедоносцев, базировавшихся на Сардинии. Сначала атаковали истребители-бомбардировщики, затем одновременно бомбардировщики и торпедоносцы, которые потопили торговое судно и повредили крейсер. Когда конвой приблизился к Сицилии, к нему присоединились десять самолетов Люфтваффе Ju 88, но первые атаки были отбиты, семь британских самолетов и 17 самолетов Оси были потеряны. [24]

Ночь, 14/15 июня

[ редактировать ]

Приказ о развороте был отдан в 1:45 ночи. Это был опасный маневр для большой группы кораблей, находящихся вне позиции, полных уставших экипажей и находящихся под угрозой со стороны торпедных катеров и подводных лодок Оси. При повороте крейсеры отступили и были атакованы 3-й Шнельбоотфлотилией ( Leutnant-zur-See Siegfried Wuppermann ); S 56 открыл огонь первым в 3:50 утра и поразил Ньюкасл одной торпедой в лоб, что было прикрыто эсминцами, пока группы устранения повреждений работали над повреждением, и вскоре Ньюкасл снова увеличил скорость до 24 узлов (44 км / ч; 28 миль в час). Эсминец HMS Hasty был сбит S 55 в 5:25 утра, 12 человек погибли, а корабль был настолько сильно поврежден, что был потоплен кораблем Hotspur . Когда взошло солнце, MW11 направился на восток, и в 3:40 утра четыре торпедоносца «Веллингтон» с Мальты обнаружили итальянский флот, сбросили осветительные ракеты и атаковали, но корабли задымились, и только один «Веллингтон» сбросил торпеды. В то же время девять «Бофортов» 217-й эскадрильи вылетели с Мальты, на рассвете достигли итальянцев, и первые три «Бофорта» атаковали. Тренто в 6:10 утра, добившись одного попадания торпеды, когда два бомбардировщика прорвались через заслон эсминца и крейсера к линкорам, по ошибке заявив о двух попаданиях. «Тренто» остановился после того, как торпеда попала в крейсер на миделе корабля. [39] [40] [и] Отряд W, прикрывающий операцию «Гарпун», ночью повернул назад, и конвой двинулся в сопровождении отряда X. [24] Итальянские крейсеры и семь эсминцев в Палермо отплыли в сумерках. [28]

Британская торпедная атака произошла, когда итальянский линейный флот проходил через район 10-й флотилии подводных лодок, после того как план сформировать линию к северу от пути конвоя был нарушен событиями после того, как итальянские линкоры отплыли и конвой повернул назад. HMS Umbra (лейтенант SLC Maydon) подхватил итальянские корабли на гидрофоне и направился к флоту, пока торпедоносцы сбросили осветительные ракеты. Мэйдон обнаружил, что Умбра была

...в незавидном положении - в центре фантастического цирка бешено носящихся крупных кораблей, крейсеров и эсминцев... полос трассирующих снарядов и зенитных разрывов... не было ни одного незанятого квадранта компаса вражеские корабли кружили взад и вперед.... [однако] было важно оставаться на перископной глубине, поскольку возможность открыть огонь могла появиться в любой момент.

- Поле [41]

Тренто был окружен линкорами, которые затем возобновили свой курс на юг, оставив его позади с эсминцем Антонио Пигафетта ; в 6:46 Мэйдон выпустил торпеды по Витторио Венето , но не попал. Итальянские корабли также были замечены в 6:15 утра HMS (лейтенант П.Р.Х. Харрисон Ultimatum ), тяжелыми крейсерами к западу от линкоров, а в 6:22 Ultimatum атакованы через заслон эсминца, но крейсеры их расстроили. зигзагообразно и проходя над головой. HMS Uproar (лейтенант Дж. Б. де Б. Кершоу) ненадолго заметил боевой флот, но находился слишком далеко, чтобы атаковать. HMS Thrasher , HMS Taku и HMS Thorn (лейтенант-коммандер Р.Г. Норфолк) получили отчет о наблюдении и всплыли на поверхность, чтобы провести капитальный ремонт кораблей, но только Торн в 7:00 утра заметил их вне досягаемости. Umbra , Uproar и Ultimatum повернулись к обездвиженному Тренто и в 10:06 Умбра поразила Тренто двумя торпедами, а через час корабль затонул. [42]

Боевой флот продолжил движение на юг двумя группами, а восемь американских и один британский бомбардировщик B-24 атаковали в 9:00 утра с высоты 14 000 футов (4300 м) и точно отбомбились, поразив Литторио бомбой весом 500 фунтов (230 кг), но без особого эффекта. Когда B-24 отвернулись, пять самолетов Beauforts 39-й эскадрильи из Бир-Амуда прибыли на низкой высоте, отправившись в путь в 6:25 утра , чтобы синхронизировать свою атаку с B-24, за исключением их эскорта Beaufighter, который был перенаправлен на землю. боевой. Bf 109 и MC 202, базировавшиеся возле Газалы, перехватили 12 самолетов Beauforts, сбили два и повредили пять, которые повернули назад (один не вернулся). Рядом с итальянским боевым флотом еще два «Бофорта» были повреждены дальним зенитным огнем примерно в 9:40 утра, но, повернувшись бортом, чтобы направить больше орудий, итальянские корабли представляли собой более крупные цели, экипажи «Бофортов» заявили, что поразили линкор и экипажи США выше сообщили о попаданиях в крейсер и эсминец, хотя все торпеды не попали; Бофорты повернули на Мальту и приземлились в Луке, потерпев аварийную посадку поврежденного лидера. [43]

Объединенный штаб в Александрии получил отчеты только после длительных задержек, а ночью Харвуд стал еще больше опасаться, что конвой вскоре отправится обратно на Бомбовую аллею, и приказал еще раз развернуться в 7:00 утра. Затем Виану было приказано избегать итальянцев до тех пор, пока самолеты не уйдут. нападение около 10:30. Если атака не удалась, Виан должен был доставить конвой на Мальту, а если итальянские корабли перехватят, торговые суда должны были быть брошены на произвол судьбы, а эскорт убегал в любом направлении. В 8:30 разведывательные отчеты показали, что боевой флот все еще движется на юг, в 150 морских милях (170 миль; 280 км) от конвоя, а в 9:40 Харвуд приказал кораблям снова изменить курс. Только в 11:15 Харвуд и Теддер обнаружили, что самолеты с Мальты вступили в бой с итальянским боевым флотом, и получили преувеличенные заявления о попаданиях торпед, в том числе в линкоры. Харвуд дал сигнал, что MW11 должен снова повернуть на Мальту, а эскорт должен покинуть грузовые суда, если им брошен вызов, а затем в 12:45 делегировал свободу действий Виану. [44] На рассвете корабли операции «Гарпун» были перехвачены итальянскими крейсерами, и пять эсминцев британского флота смело атаковали, в то время как меньшие эсминцы остались с конвоем, и в конечном итоге итальянские корабли прервали атаку в 10:00. Воздушные атаки на конвой. продолжалось, два корабля были повреждены и один затонул. Итальянские крейсеры вновь появились, обстреляли ранее выведенный из строя эсминец, взятый на буксир эсминцем сопровождения; поврежденный корабль остался дрейфовать и в конечном итоге был торпедирован и потоплен самолетом. Поврежденные торговые суда были затоплены или брошены эскортом. Остальная часть конвоя попала на минное поле, эсминец подорвался на мине и затонул, два выживших торговых судна и оставшийся эскорт той ночью достигли Мальты. [45]

HMAS Nestor тонет, 16 июня 1942 г.

Приказ из Харвуда в 11:51 повернуть на Мальту поступил в Виан в 13:45, но бомбардировщики Оси атаковали с 11:50, когда 20 Ju 87 атаковали . Большинство пикирующих бомбардировщиков Ju 87 (Stuka) атаковали эскорт, но города Эдинбург и Претория едва не попали в цель и были слегка повреждены, причем город Эдинбург заявил, что это бомбардировщик, и это вполне вероятно. «Аякс» был атакован пятью самолетами В 13:00 , а шесть Ju 87 бомбили Бирмингем , один из которых чуть не вывел из строя переднюю башню из-за одной сбитой «Штуки» . Сопровождение конвоя получило разведывательное сообщение о том, что линкоры приблизились и конвой продолжил движение на восток, сигнал, дающий свободу действий, прибыл в 14:20. В 15:20 36 самолетов Оси вернулись и снова сосредоточились на военных кораблях. HMS Airedale на правом борту был атакован двенадцатью «Штуками» (из StG 3 ), был выведен из строя, а HMS Aldenham было приказано потопить корабль, а не задерживаться на Бомбовом переулке. Остальные 24 «Штуки» безрезультатно атаковали торговые суда и «Центурион» , который выжил и сбил бомбардировщик. [46]

Итальянские корабли были близки к контакту, но Супермарина приказала Якино отвернуться, когда конвой находился всего в 110 морских милях (130 миль; 200 км), если британцы не вступили в бой к 16:00. В 3:15 боевой флот повернул на север. на запад, в сторону Наварино (Пилос), готовые к наступлению, если британцы попытаются снова. Британские самолеты, следившие за боевым флотом, сообщили о развороте в 16:05 , а в 16:25 Харвуд приказал Виану снова повернуть конвой, спрашивая, достаточно ли у «Хантов» и других кораблей топлива, чтобы заставить Мальту, крейсеры и эсминцы флота развернуться. Мальта после наступления темноты. MW11 находился под атакой, когда поступил сигнал, и, прождав два часа ответа, Харвуд приказал, чтобы только четыре самых быстрых торговых судна, «Аретуза» и два эсминца, должны были броситься на Мальту. Конвой и эскорт снова подверглись атаке с 17:20 до 19:20 в результате бомбардировки с пикирования Ju 87 и бомбардировки Ju 88 с высоты 16 000 футов (4900 м), когда десять SM 79 атаковали торпедами. Три корабля едва не промахнулись, но радарный зенитный огонь в сгущающейся темноте заставил нападавших быть осторожными. В 18:00 Ju 88 атаковали в мелком пикировании, почти не попали в Аретузу и Центурион и сильно повредили Нестора . SM 79 атаковали после того, как один был сбит двумя истребителями Beaufighter, а еще три были сбиты корабельными артиллеристами вместе с двумя бомбардировщиками. [47] Немецкие бомбардировщики в Ливии совершили 193 боевых вылета против Вигоруса с 14 по 15 июня , что дало некоторую передышку 8-й армии, когда она отступала к границе с Египтом, но оставило посадочные площадки британских ВВС вокруг Гамбута уязвимыми для атак. [48]

Когда SM 79 ушли, Виан сообщил Харвуду, что у отряда А и конвоя осталось менее них осталось 1/3 . У боеприпасов, и в 20:53 Харвуд приказал прекратить операцию «Энергичный» и вернуть корабли в Александрию Итальянский боевой флот продолжил отход от конвоя, потерял британский самолет слежения в 16:40 , а самолет помощи был перехвачен немецкими истребителями. 1-я и 10-я флотилии подводных лодок попытались достичь позиции для перехвата, но доставка британских сигналов заняла около четырех часов; некоторые лодки всплыли на поверхность, чтобы прослушать сигналы движения и использовать информацию. HMS Porpoise отплыл на север в 15:35, был разбомблен в 19:35, потеряв шанс атаковать, а HMS P222, шедший на запад, также был вынужден нырнуть в 20:00. Другой самолет-разведчик с Мальты обнаружил флот в 10:55. вечера и пять торпедоносцев Веллингтона 38-й эскадрильи атаковали в 0:30 утра. Атака была сорвана дымовыми завесами и маневрами уклонения флота, за исключением попадания торпеды в Литторио , которое нанесло поверхностный ущерб. [49] [50]

Ночь, 15/16 и 16 июня.

[ редактировать ]

Еще одна воздушная атака Оси не возымела эффекта, и ночью конвой двинулся зигзагами на восток со скоростью 13 узлов (24 км / ч; 15 миль в час), при этом Нестор отставал, спускаясь на носу, буксируемый Джавелином и сопровождаемый Эриджем и Бофортом . В 1:27 U-205 ( корветтенкапитан Франц-Георг Решке) преодолела противолодочный кордон вокруг MW11 и торпедировала «Гермиону» , которая накренилась и затонула, унеся 88 человек убитыми и около 400 выжившими. [51] были совершены две воздушные атаки На «Нестор» и его сопровождающие , и в 4:30 буксир разошелся во второй раз; На рассвете и в преддверии долгого летнего дня капитан австралийского эсминца «Нестор» решил, что риск для других эсминцев слишком велик, и приказал «Нестору» затонуть в 7:00 утра . Остальные эсминцы догнали конвой во второй половине дня. Город Калькутта отплыл из Тобрука вместе с Теткоттом и Примулой , и новые попытки подводных лодок атаковать MW11 не увенчались успехом, и в тот же вечер конвой достиг Александрии. «Центурион» находился слишком глубоко в воде и ждал на Большом перевале, пока пять оставшихся торговых судов вошли в порт. «Булкойл» и «Аякс» сопровождались в Порт-Саид четырьмя эсминцами. [52] [53]

Последствия

[ редактировать ]

В 1960 году Ян Плейфэр , официальный британский историк, писал, что связь «битвы за припасы» с сухопутной войной достигла апогея во второй половине 1942 года. , он потерпел поражение в Газале во время операции «Юлиус» и потерял посадочную площадку на востоке. Катастрофа в Газале привела к тому, что военные силы на Мальте попытались спасти Египет, а не наоборот. MW11 была «разочаровывающей операцией» и повернулась назад, потому что воздушные атаки Великобритании и США на итальянский боевой флот не смогли нанести ожидаемого ущерба. Отряд А не мог надеяться победить его в надводном бою, и эту точку зрения поддержали Грин и Массиньяни в 2003 году. [53] К тому времени, когда итальянским линкорам было приказано вернуться, конвою и эскорту не хватило боеприпасов для продолжения движения, и семь дальних истребителей Beaufighter были потеряны, что лишило Vigorous прикрытия с воздуха, находясь вне досягаемости истребителей ближнего действия. Связь была неадекватной, некоторые сигналы доходили слишком долго, но Playfair писал, что без аэродромов на западе Киренаики даже быстрые и точные сообщения не компенсировали бы ситуацию. Шесть грузовых судов в Вигорусе и Гарпуне были потоплены, а девять были вынуждены вернуться в порт. Два корабля операции «Гарпун» достигли Мальты и доставили 15 000 длинных тонн (15 000 тонн) припасов, которые при приличном урожае могли бы прокормить население Мальты до сентября, но истощение авиационного топлива привело к тому, что истребители получили приоритет над наступательными силами. Транзитные полеты через Мальту, за исключением торпедоносцев «Бофорт», были приостановлены, разрешались только воздушные атаки с близкого расстояния по легким целям, а топливо для истребителей должно было доставляться на Мальту на подводных лодках. [54]

В 1962 году официальный британский военно-морской историк Стивен Роскилл назвал успех Оси неоспоримым. Мальта не получила снабжения, и британцы потеряли крейсер, три эсминца и два торговых судна из-за затопления Тренто и незначительного повреждения Литторио . Никаких попыток провести еще один конвой из Александрии не предпринималось, пока 8-я армия не завоевала Ливию. Роскилл писал, что, оглядываясь назад, можно сказать, что ход событий на суше сделал военно-морские операции в центральном Средиземноморье по своей сути опасными, и во время операции при выводе 8-й армии был потерян один из аэродромов, использовавшихся для прикрытия с воздуха. Харвуд был прав в том, что силы бомбардировщиков и торпедоносцев были слишком малы и не компенсировали нехватку линкоров, а поскольку самолеты Оси базировались на всем протяжении маршрута на Мальту, авиация решила ход событий. На суше отвлечение бомбардировщиков Оси против конвоев принесло некоторую пользу британцам, когда они проводили «забег» на Эль-Аламейн. В 1941 году 30 из 31 Торговые суда, направлявшиеся на Мальту, прибыли, но за первые семь месяцев 1942 года из 30 отплывших кораблей десять были потоплены, десять были возвращены поврежденными, три были потоплены по прибытии и семь доставили припасы. [55]

В 2003 году Ричард Вудман писал, что приказ Харвуда от 14 июня о том, чтобы конвой продолжал двигаться на запад, прежде чем повернуть назад, продемонстрировал нерешительность и отсутствие стратегического смысла, рискуя ценными торговыми судами в надежде, что британские подводные лодки и воздушные атаки могут помочь конвою продолжить. «Энергичный » был «имперским провалом», а отступление в Александрию — победой Оси, показав, что Британия потеряла контроль над центральным Средиземноморьем. 16 июня Харвуд сообщил, что

Нас превосходят по численности как надводные корабли, так и ВВС, и самые отважные усилия всех заинтересованных сторон не могут восполнить... дефицит.

Харвуд [56]

В более позднем отчете Харвуд обвинил Королевские ВВС в неспособности предоставить достаточное количество самолетов, способных победить итальянский боевой флот. Единственным успехом операции «Юлиус» стало прибытие двух кораблей «Гарпун» на Мальту; на суше Тобрук сдался через несколько дней после того, как MW11 вернулся в порт, и к концу июня 8-я армия отступила к Эль-Аламейну. [57]

В ходе операции «Энергичный» были потоплены крейсер «Гермиона» , эсминцы «Эрдель» , «Хасти» и «Нестор» и два торговых судна; три крейсера, эсминец и корвет получили повреждения. Британская авиация и подводные лодки потопили крейсер «Тренто» и повредили «Литторио» ; зенитчики эскорта и торговых судов сбили 21 из примерно 220 штурмовиков . [58] Два эсминца были потоплены в ходе операции «Гарпун», крейсер, три эсминца и тральщик были повреждены, итальянский эсминец получил легкие повреждения, Королевские ВВС потеряли пять самолетов, ФАУ - семь и забрали Оси . 22 самолета [59]

Последующие операции

[ редактировать ]

В июле подводные лодки HMS Parthian и Clyde доставили авиационное топливо, боеприпасы и другие запасы; еще 59 «Спитфайров» были подняты с орбиты «Игл» во время боевых вылетов 15 и 21 июля. Валлиец совершил свое третье путешествие и прибыл 16 июля; в конце месяца вернулась 10-я флотилия подводных лодок, и тральщики с «Гарпуном» снизили минную опасность на подступах к Мальте. В начале июля бомбардировщики Оси сбросили еще 700 длинных тонн (710 т) бомб, в основном на аэродромы, уничтожили 17 самолетов на земле и повредили многие другие. Истребители совершили около 1000 боевых вылетов и потеряли 36 «Спитфайров» из 135, силы Оси потеряли 65 самолетов. Потери вынудили Люфтваффе и Regia Aeronautica увеличить количество боевых вылетов на один бомбардировщик, а затем прибегнуть к ударным атакам истребителей-бомбардировщиков. Позже в июле большее количество британских истребителей на Мальте оправдало возвращение к перехвату рейдов дальше в море, которые имели большой успех. [60]

Операция «Пьедестал» (13–15 августа) была еще одной британской операцией по доставке припасов на Мальту . Несмотря на многочисленные потери, британцы доставили достаточно припасов, чтобы население и вооруженные силы Мальты могли оказать сопротивление, хотя она перестала быть наступательной базой. Пьедестал стал дорогостоящим тактическим поражением союзников, последней победой стран Оси в Средиземноморье и одной из величайших стратегических побед Великобритании в войне. Только пять из 14 торговых судов конвоя достигли Гранд-Харбора , но прибытие SS Ohio оправдало решение рискнуть таким большим количеством военных кораблей. Груз авиационного топлива в Огайо активизировал базирующееся на Мальте воздушное наступление на суда стран Оси. После Пьедестала подводные лодки вернулись на Мальту, а Supermarine Spitfires, взлетевшие с авианосца HMS Furious, позволили предпринять максимальные усилия против кораблей Оси. Итальянские конвои пришлось направить дальше от острова, что удлинило путь и увеличило время, в течение которого можно было нанести воздушные и морские атаки. Осада Мальты была прорвана Вторая битва при Эль-Аламейне (23 октября – 11 ноября) и операция «Факел» (8–16 ноября) в западном Средиземноморье, которая позволила самолетам наземного базирования сопровождать торговые суда на остров. [61]

Боевые порядки

[ редактировать ]
  • † - корабли потоплены
  • # - корабли повреждены, ## - сильно повреждены
  • Данные о корабле взяты из Woodman 2003, если не указано иное. [62]

Союзники

Крейсеры

Разрушители

Корветы ( класс Цветок )

Тральщики ( Бангор класс )

Моторные торпедные катера

  • МТБ-259 †, МТБ-261 , МТБ-262 , МТБ-264

Спасательные корабли

  • Антверпен , Мехелен

Вспомогательный корабль (списанный линкор)

Подводные лодки

Купцы

  • MW-11A: «Аякс» , «Сити Эдинбург» , «Сити Линкольн» , « Сити Претория» , «Элизабет Бакке»
  • MW-11B: танкеры Bulkoil , Potaro #
  • MW-11C: Аагтекирк †, Бутан †, город Калькутта #, Рембрандт

итальянский

Линкоры

Тяжелые крейсера

Легкие крейсеры

Разрушители

  • Альпино , Антонио Пигафетта , Аскари , Авиере , Берсальер , Камиция Нера , Женьере , Фольгоре , Фречча , Легионарио , Пулеметчик , Сетта

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ 87 человек убиты на Гермионе , 45 на Эрдейле , 13 на Хэсти , 4 на HMAS Nestor , 1 на Ньюкасле , 46 на Аагтекерке , 6 на Бутане [1]
  2. ^ 570 человек на Тренто , 1 на Литторио , плюс летный экипаж.
  3. Экипажи спасательных судов были обучены использовать «спасательные тросы, сети, плоты и спасательные круги в качестве сетевиков, спасательных групп, экипажей лодок, швартовочных групп» и использовать специальные средства для людей, залитых нефтью. [32]
  4. Итальянский эсминец Legionario оснащенным немецким De.Te. поисковым радаром был первым итальянским кораблем ,
  5. Брагадин писал, что Тренто был торпедирован на миделе корабля в 5:15 утра. [40]
  1. ^ http://www.naval-history.net и www.wrecksite.eu.
  2. ^ Playfair и др. 2004 , стр. 184–186.
  3. ^ Playfair и др. 2004 , стр. 185–186.
  4. ^ Хинсли 1994 , стр. 205–206.
  5. ^ Хинсли 1994 , стр. 204–205.
  6. ^ Хинсли 1994 , стр. 203–204; Плейфэр и др. 2004 , стр. 186–187.
  7. ^ Playfair и др. 2004 , стр. 299, 253–298, 331–340.
  8. ^ Грин и Массиньяни 2002 , стр. 230–231.
  9. ^ Playfair и др. 2004 , стр. 139–153.
  10. ^ Вудман 2003 , с. 350.
  11. ^ Ричардс и Сондерс 1975 , с. 203.
  12. ^ Jump up to: а б Ричардс и Сондерс 1975 , с. 204.
  13. ^ Playfair и др. 2004 , стр. 308–309.
  14. ^ Playfair и др. 2004 , с. 300.
  15. ^ Jump up to: а б Плейфэр и др. 2004 , стр. 307–308.
  16. ^ Вудман 2003 , стр. 329–330.
  17. ^ Грин и Массиньяни 2002 , стр. 235–236.
  18. ^ Вудман 2003 , стр. 330, 334.
  19. ^ Playfair и др. 2004 , с. 310.
  20. ^ Вудман 2003 , стр. 350–351.
  21. ^ Jump up to: а б Плейфэр и др. 2004 , с. 309.
  22. ^ Playfair и др. 2004 , с. 301.
  23. ^ Вудман 2003 , стр. 351–353.
  24. ^ Jump up to: а б с д Грин и Массиньяни 2002 , с. 236.
  25. ^ Вудман 2003 , с. 353.
  26. ^ Вудман 2003 , с. 354.
  27. ^ Playfair и др. 2004 , стр. 245–251.
  28. ^ Jump up to: а б Плейфэр и др. 2004 , с. 303.
  29. ^ Playfair и др. 2004 , стр. 251–252.
  30. ^ Вудман 2003 , стр. 354–355.
  31. ^ Вудман 2003 , стр. 355–356.
  32. ^ Вудман 2003 , с. 357.
  33. ^ Вудман 2003 , стр. 356–357.
  34. ^ Вудман 2003 , с. 358.
  35. ^ Вудман 2003 , стр. 359.
  36. ^ Роскилл 1962 , с. 70.
  37. ^ Вудман 2003 , стр. 357–359.
  38. ^ Playfair и др. 2004 , стр. 245–253.
  39. ^ Вудман 2003 , стр. 360–361.
  40. ^ Jump up to: а б Брагадин 1957 , с. 175.
  41. ^ Вудман 2003 , с. 361.
  42. ^ Вудман 2003 , стр. 361–362.
  43. ^ Вудман 2003 , стр. 362–363.
  44. ^ Вудман 2003 , с. 364.
  45. ^ Грин и Массиньяни 2002 , стр. 236–238.
  46. ^ Вудман 2003 , стр. 364–365.
  47. ^ Вудман 2003 , с. 365.
  48. ^ Playfair и др. 2004 , стр. 255–256.
  49. ^ Вудман 2003 , стр. 365–366.
  50. ^ Брагадин 2011 , с. 237.
  51. ^ Грин и Массиньяни 2002 , с. 240.
  52. ^ Вудман 2003 , с. 367.
  53. ^ Jump up to: а б Грин и Массиньяни 2002 , стр. 239–240.
  54. ^ Playfair и др. 2004 , стр. 299, 313–314.
  55. ^ Роскилл 1962 , стр. 71–72.
  56. ^ Вудман 2003 , с. 368.
  57. ^ Вудман 2003 , стр. 359, 367–368.
  58. ^ Ллевеллин-Джонс 2007 , с. 79.
  59. ^ Playfair и др. 2004 , с. 307.
  60. ^ Playfair и др. 2004 , стр. 324–325.
  61. ^ Вудман 2003 , стр. 389–432.
  62. ^ Вудман 2003 , стр. 348–368.
  • Брагадин, М.А. (1957). Фиораванзо, Г. (ред.). Итальянский флот во Второй мировой войне . Перевод Хоффмана Г. (английский перевод под ред.). Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. OCLC   602717421 .
  • Брагадин, М.А. (2011). Итальянский флот 1940–1945: военные тайны и оперативные решения [ Итальянский флот 1940–1945: военные тайны и оперативные решения ]. Библиотека Одоя. Болонья: Одоя. ISBN  978-8-86288-110-4 .
  • Грин, Дж.; Массиньяни, А. (2002) [1998]. Морская война в Средиземном море 1940–1943 (ред. ПБК). Рочестер: Чатем. ISBN  978-1-86176-190-3 .
  • Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне. Его влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны . в сокращении (2-е изд.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-630961-7 .
  • Ллевеллин-Джонс, М. (2007). Королевский флот и средиземноморские конвои: история штаба ВМФ . Истории штабов ВМФ. Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-39095-8 .
  • Плейфэр, ИСО; Флинн, ФК; Молони, ЗАО; Глив, Т.П. (2004) [1960]. Батлер, сэр Джеймс (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: британское состояние достигло самого низкого уровня (сентябрь 1941 г. — сентябрь 1942 г.) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. III (Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO. ISBN  978-1-84574-067-2 .
  • Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II. Лондон: HMSO . OCLC   174453986 . Проверено 29 сентября 2016 г.
  • Ричардс, Д.; Сондерс, Х. Ст. Г. (1975) [1954]. Королевские ВВС 1939–45: борьба увенчалась успехом . Том. II (переиздание). Лондон: HMSO. ISBN  978-0-11-771593-6 . Проверено 29 сентября 2016 г.
  • Вудман, Р. (2003). Мальтийские конвои 1940–1943 (pbk. Ред.). Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-6408-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 521d2e10b3255fd0e11c3102f80e3915__1722354900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/52/15/521d2e10b3255fd0e11c3102f80e3915.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Vigorous - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)