Операция Решетка
Операция Решетка | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
![]() Карта рельефа Средиземного моря | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() ![]() |
Операция Portcullis (1–5 декабря 1942 г.) — рейс союзного конвоя MW 14 с грузами на Мальту из Порт-Саида в Египте во время Второй мировой войны . Конвой последовал за успехом операции «Стоунэйдж» (16–20 ноября), в результате которой была снята осада Мальты . Четыре торговых корабля сопровождали на Мальту семь эсминцев 12-й флотилии эсминцев при поддержке трёх крейсеров 15-й крейсерской эскадры и трёх эсминцев из Александрии.
Конвой встретил отряд «К» с Мальты с двумя крейсерами и четырьмя эсминцами. Конвой MW 14 не подвергался нападению войск Оси ни в пути, ни во время разгрузки, которая завершилась к 9 декабря. Отсутствие сопротивления привело к тому, что пары кораблей отправились на Мальту с обычными западными конвоями по пустыне до Бенгази. Корабли встретились с эскортом с Мальты и отрядом «К», охранявшим вылазку итальянских кораблей из Таранто.
Фон
[ редактировать ]Мальта
[ редактировать ]Осенью 1942 года британцы восстановили контроль над центральным Средиземноморьем благодаря совокупному эффекту выживания Мальты, вызванному успехом операций «Пьедестал» (3–15 августа 1942 г.) и операции «Стоунэйдж» (16–20 ноября). Вторая битва при Аламейне (23 октября – 11 ноября) в Египте и операция «Факел» (8–16 ноября) – вторжение союзников во французскую Северную Африку. Наступательные операции с Мальты были возобновлены благодаря припасам, доставленным Пьедесталом, и усилены припасами из Стоунэйджа. Потери кораблей стран Оси способствовали хронической нехватке топлива, которая сковывала действия Panzerarmee Afrika и ограничивала ее действия обратно к тунисской границе. [ 1 ] С возрождением Мальты в качестве наступательной базы после прибытия конвоя Стонейдж короткое путешествие кораблей Оси из Италии в Тунис и Триполи стало гораздо более опасным. В октябре подводные лодки союзников потопили 14 итальянских кораблей, а в ноябре воздушное противокорабельное наступление имело аналогичный успех, потопив 21 корабль. [ 2 ]
Быстрый класса «Абдиэль» минный заградитель HMS Manxman отплыл из Александрии 10 ноября и прибыл 12 ноября с порошковым молоком, крупами и мясом, отправившись в тот же день в Гибралтар, чтобы собрать мины и установить их у мыса Бон. HMS Welshman отделился от конвоя, доставившего припасы в Северную Африку для операции «Факел», и прибыл 18 ноября. [ 3 ] Force K был восстановлен на Мальте 27 ноября с крейсерами HMS Cleopatra , Dido и Euryalus из 15-й крейсерской эскадры и четырьмя кораблями 14-й флотилии эсминцев, взятыми из эскорта конвоя Stoneage. [ 4 ] Force Q , 12-я крейсерская эскадра с HMS Aurora , Penelope , Dido и Sirius с четырьмя эсминцами перебралась в Бон (ныне Аннаба ) 30 ноября. [ 5 ]
Северная Африка
[ редактировать ]
По мере отступления танковой армии военно-воздушным силам стран Оси приходилось прыгать с аэродрома на аэродром. ВВС пустыни быстро захватили заброшенные аэродромы, и к 17 ноября посадочная площадка в Газале была открыта; Мартуба, недалеко от Дерны, вступила в строй 19 ноября, а 26 ноября ВМС начали плановые конвои в Бенгази. [ 6 ] Ультраперехват машинных шифров Axis Enigma показал, что 24 ноября у танковой армии осталось горючего всего на несколько дней, а 3 декабря итальянские войска отходили в Буерат . [ 7 ] К середине ноября танковая армия , отступившая от Аламейна, достигла Эль-Агейлы. Фронт имел ширину 110 миль (180 км), и его приходилось удерживать силами, которые были тенью сил Оси, находившихся в Египте в октябре того года. Фронт успокоился, в то время как британцы накапливали запасы для атаки, а силы Оси пытались доставить припасы для танковой армии через Средиземное море. [ 8 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Команда оси
[ редактировать ]Структура командования Оси в Средиземноморье была централизована сверху и фрагментирована снизу. Бенито Муссолини монополизировал власть над итальянскими вооруженными силами с 1933 года, заняв посты военного министра, министра военно-морского флота и министра военно-воздушных сил. Фельдмаршал Альберт Кессельринг Люфтваффе командовал немецкими сухопутными войсками на театре военных действий в качестве главнокомандующего на юге ( Oberbefehlshaber Süd , OB Süd ), но не имел полномочий над операциями Оси в Северной Африке или организацией конвоев в Ливию. Fliegerkorps II и Fliegerkorps X подчинялись обычной Люфтваффе субординации . С ноября 1941 года Кессельринг оказывал некоторое влияние на проведение немецких военно-морских операций в Средиземноморье в качестве номинального главы Военно-морского командования Италии ( Marinekommando Italien ), но подчинялся Кригсмарине цепочке командования . Соперничество между немецкими службами препятствовало сотрудничеству, и не было единства усилий между немецкими и итальянскими войсками в Средиземноморье . Кессельринг имел полномочия лишь координировать планы совместных операций немецких и итальянских войск и некоторое влияние на использование Regia Aeronautica для защиты конвоев в Северную Африку. Итальянский флот сопротивлялся всем попыткам Германии интегрировать свои операции; корабли разных эскадрилий никогда не тренировались вместе, а Супермарина (главное военно-морское командование Италии) постоянно отменяла действия подчиненных командиров. [ 9 ]
План конвоя
[ редактировать ]
Конвой MW 14 состоял из Agwimonte (6679 брутто-регистровых тонн [брт]), Alcoa Prospector (6797 брт), Suffolk (13890 брт) и Glenartney (9795 брт), имевших военно-морской экипаж. [ 10 ] [ а ] Непрерывное сопровождение обеспечивали семь эсминцев класса «Хант» 12-й флотилии эсминцев , в состав которых входили HMS Aldenham , Belvoir , Croome , Exmoor , Hursley , Tetcott и греческие «Пиндос» после того, как из Бенгази присоединился танкер «Йоруба Линда» со своими двумя эскортами. На следующий день 6-дюймовый крейсер [6 дюймов (150 мм)] HMS Orion с эсминцами «Пакенхэм» , «Петард» и «Василисса Ольга» из Александрии должен был присоединиться . На юго-западе Крита конвой должны были встретить 5,25-дюймовые крейсеры [5,25 дюйма (133 мм)] Dido и Euryalus с эсминцами HMS Jervis , Javelin , Kelvin , Nubian из Force K (контр-адмирал Артур Пауэр ) с Мальты. [ 12 ]
Конвой МВ 14
[ редактировать ]Вечером 1 декабря конвой MW 14 покинул Порт-Саид и 2 декабря встретился с танкером «Йорба Линда» и двумя эсминцами класса «Хант». На следующий день крейсер «Орион» и три эсминца прибыли из Александрии, а 4 декабря, находясь к юго-западу от Крита, к конвою присоединился отряд «К» в составе двух крейсеров и четырех эсминцев с Мальты. Конвой направился к Мальте на скорости 16 узлов (18 миль в час; 30 км/ч), получив лишь несколько безрезультатных атак торпедоносцев Оси. Конвой достиг Гранд-Харбора рано утром 5 декабря и был традиционно встречен населением и гарнизоном. Когда началась быстрая разгрузка кораблей, затор в гавани был устранен благодаря операции MH 2 - отправке 7 декабря конвоя ME 11, в котором находились йоруба Линда из конвоя MW 14 и восемь кораблей из Пьедестала и Стонейджа. [ 13 ] К 9 декабря корабли были разгружены. [ 14 ]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]Stoneage и Portcullis доставили 56 000 длинных тонн (57 000 т) грузов, не считая мазута; После того, как корабли Portcullis разгрузились, на острове оказалось достаточно муки, чтобы продержаться до мая 1943 года, продовольствия и фуража хватило до марта, а топлива для приготовления пищи - до апреля, даже после некоторого небольшого увеличения рациона. [ 15 ] Успех Portcullis привел к началу операции «Четырехугольник» - регулярных рейсов пар кораблей, сопровождающих обычные конвои, идущие на запад, снабжающие 8-ю армию в ее наступлении из Эль-Агейлы в Тунис. Корабли будут встречены у Бенгази эскортом с Мальты и пойдут на север, на Мальту, под защитой 15-й крейсерской эскадры от возможного вылазки итальянского флота в Таранто. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Гленартни был погружен в порту Тевфик на южной оконечности Суэцкого канала, а затем отплыл на юг, в Красное море, чтобы ввести в заблуждение шпионов Оси. В Порт-Судане груз был опорожнен и перегружен, а бензин в контейнерах перелит в более прочные контейнеры. Экипаж объявил забастовку из-за того, что его держали в неведении относительно пункта назначения, и капитан взял на себя группу из двенадцати военнослужащих, чтобы убедиться, что палубные пулеметы отключены. В Суэце корабельная рота была вынуждена покинуть корабль и заключена в тюрьму на время Порткуллиса. Последняя часть груза была принята на борт в Исмаилии , и корабль присоединился к остальной части конвоя в Порт-Саиде, экипажу ВМФ по приказу торгового флота. [ 11 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Роскилл 1962 , стр. 341–346.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 343–344.
- ^ Вудман 2003 , стр. 457–458.
- ^ Playfair 2004 , с. 205.
- ^ Хинсли 1994 , стр. 266–267.
- ^ Вудман 2003 , с. 455; Playfair 2004 , стр. 196–197.
- ^ Хинсли 1994 , стр. 249–250.
- ^ Купер 1978 , с. 390.
- ^ Вего 2010 , стр. 127–128.
- ^ Вудман 2003 , с. 461.
- ^ Вудман 2003 , стр. 461–462.
- ^ Вудман 2003 , стр. 460–461.
- ^ Вудман 2003 , стр. 462–463.
- ^ Роскилл 1962 , с. 344.
- ^ Playfair 2004 , с. 199.
- ^ Роскилл 1962 , стр. 344–345.
Ссылки
[ редактировать ]Книги
- Купер, Мэтью (1978). Немецкая армия 1933–1945: ее политическая и военная неудача . Поместье Брайарклифф, Нью-Йорк: Штейн и Дэй. ISBN 978-0-8128-2468-1 .
- Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне. Его влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны. в сокращении (2-е изд.). Лондон: HMSO . ISBN 978-0-11-630961-7 .
- Плейфэр, генерал-майор ИСО ; и др. (2004) [HMSO 1966]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: Уничтожение сил Оси в Африке . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. IV. Акфилд: военно-морская и военная пресса. ISBN 978-1-84574-068-9 .
- Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е впечатление изд.). Лондон: HMSO . OCLC 174453986 . Проверено 25 ноября 2016 г.
- Вудман, Ричард (2003). Мальтийские конвои 1940–1943 гг . Лондон: Джон Мюррей . ISBN 978-0-7195-6408-6 .
Журналы
- Вего, М. (зима 2010 г.). «Операция «Большой конвой на Мальту», 10–15 августа 1942 г. (Операция «Пьедестал)» . Обзор военно-морского колледжа . 63 (1). ISSN 0028-1484 . Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года . Проверено 5 июня 2018 г.