Jump to content

Операция Решетка

Операция Решетка
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны.

Карта рельефа Средиземного моря
Дата 1–5 декабря 1942 г.
Расположение 35 ° 53'42 "N 14 ° 31'14" E  /  35,89500 ° N 14,52056 ° E  / 35,89500; 14.52056
Результат Британская победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Италия
 Германия

Операция Portcullis (1–5 декабря 1942 г.) — рейс союзного конвоя MW 14 с грузами на Мальту из Порт-Саида в Египте во время Второй мировой войны . Конвой последовал за успехом операции «Стоунэйдж» (16–20 ноября), в результате которой была снята осада Мальты . Четыре торговых корабля сопровождали на Мальту семь эсминцев 12-й флотилии эсминцев при поддержке трёх крейсеров 15-й крейсерской эскадры и трёх эсминцев из Александрии.

Конвой встретил отряд «К» с Мальты с двумя крейсерами и четырьмя эсминцами. Конвой MW 14 не подвергался нападению войск Оси ни в пути, ни во время разгрузки, которая завершилась к 9 декабря. Отсутствие сопротивления привело к тому, что пары кораблей отправились на Мальту с обычными западными конвоями по пустыне до Бенгази. Корабли встретились с эскортом с Мальты и отрядом «К», охранявшим вылазку итальянских кораблей из Таранто.

Осенью 1942 года британцы восстановили контроль над центральным Средиземноморьем благодаря совокупному эффекту выживания Мальты, вызванному успехом операций «Пьедестал» (3–15 августа 1942 г.) и операции «Стоунэйдж» (16–20 ноября). Вторая битва при Аламейне (23 октября – 11 ноября) в Египте и операция «Факел» (8–16 ноября) – вторжение союзников во французскую Северную Африку. Наступательные операции с Мальты были возобновлены благодаря припасам, доставленным Пьедесталом, и усилены припасами из Стоунэйджа. Потери кораблей стран Оси способствовали хронической нехватке топлива, которая сковывала действия Panzerarmee Afrika и ограничивала ее действия обратно к тунисской границе. [ 1 ] С возрождением Мальты в качестве наступательной базы после прибытия конвоя Стонейдж короткое путешествие кораблей Оси из Италии в Тунис и Триполи стало гораздо более опасным. В октябре подводные лодки союзников потопили 14 итальянских кораблей, а в ноябре воздушное противокорабельное наступление имело аналогичный успех, потопив 21 корабль. [ 2 ]

Быстрый класса «Абдиэль» минный заградитель HMS Manxman отплыл из Александрии 10 ноября и прибыл 12 ноября с порошковым молоком, крупами и мясом, отправившись в тот же день в Гибралтар, чтобы собрать мины и установить их у мыса Бон. HMS Welshman отделился от конвоя, доставившего припасы в Северную Африку для операции «Факел», и прибыл 18 ноября. [ 3 ] Force K был восстановлен на Мальте 27 ноября с крейсерами HMS Cleopatra , Dido и Euryalus из 15-й крейсерской эскадры и четырьмя кораблями 14-й флотилии эсминцев, взятыми из эскорта конвоя Stoneage. [ 4 ] Force Q , 12-я крейсерская эскадра с HMS Aurora , Penelope , Dido и Sirius с четырьмя эсминцами перебралась в Бон (ныне Аннаба ) 30 ноября. [ 5 ]

Северная Африка

[ редактировать ]
Наступление 8-й армии, ноябрь 1942 г. - февраль 1943 г.

По мере отступления танковой армии военно-воздушным силам стран Оси приходилось прыгать с аэродрома на аэродром. ВВС пустыни быстро захватили заброшенные аэродромы, и к 17 ноября посадочная площадка в Газале была открыта; Мартуба, недалеко от Дерны, вступила в строй 19 ноября, а 26 ноября ВМС начали плановые конвои в Бенгази. [ 6 ] Ультраперехват машинных шифров Axis Enigma показал, что 24 ноября у танковой армии осталось горючего всего на несколько дней, а 3 декабря итальянские войска отходили в Буерат . [ 7 ] К середине ноября танковая армия , отступившая от Аламейна, достигла Эль-Агейлы. Фронт имел ширину 110 миль (180 км), и его приходилось удерживать силами, которые были тенью сил Оси, находившихся в Египте в октябре того года. Фронт успокоился, в то время как британцы накапливали запасы для атаки, а силы Оси пытались доставить припасы для танковой армии через Средиземное море. [ 8 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

Команда оси

[ редактировать ]

Структура командования Оси в Средиземноморье была централизована сверху и фрагментирована снизу. Бенито Муссолини монополизировал власть над итальянскими вооруженными силами с 1933 года, заняв посты военного министра, министра военно-морского флота и министра военно-воздушных сил. Фельдмаршал Альберт Кессельринг Люфтваффе командовал немецкими сухопутными войсками на театре военных действий в качестве главнокомандующего на юге ( Oberbefehlshaber Süd , OB Süd ), но не имел полномочий над операциями Оси в Северной Африке или организацией конвоев в Ливию. Fliegerkorps II и Fliegerkorps X подчинялись обычной Люфтваффе субординации . С ноября 1941 года Кессельринг оказывал некоторое влияние на проведение немецких военно-морских операций в Средиземноморье в качестве номинального главы Военно-морского командования Италии ( Marinekommando Italien ), но подчинялся Кригсмарине цепочке командования . Соперничество между немецкими службами препятствовало сотрудничеству, и не было единства усилий между немецкими и итальянскими войсками в Средиземноморье . Кессельринг имел полномочия лишь координировать планы совместных операций немецких и итальянских войск и некоторое влияние на использование Regia Aeronautica для защиты конвоев в Северную Африку. Итальянский флот сопротивлялся всем попыткам Германии интегрировать свои операции; корабли разных эскадрилий никогда не тренировались вместе, а Супермарина (главное военно-морское командование Италии) постоянно отменяла действия подчиненных командиров. [ 9 ]

План конвоя

[ редактировать ]
Карта расположения Мальты

Конвой MW 14 состоял из Agwimonte (6679 брутто-регистровых тонн [брт]), Alcoa Prospector (6797 брт), Suffolk (13890 брт) и Glenartney (9795 брт), имевших военно-морской экипаж. [ 10 ] [ а ] Непрерывное сопровождение обеспечивали семь эсминцев класса «Хант» 12-й флотилии эсминцев , в состав которых входили HMS Aldenham , Belvoir , Croome , Exmoor , Hursley , Tetcott и греческие «Пиндос» после того, как из Бенгази присоединился танкер «Йоруба Линда» со своими двумя эскортами. На следующий день 6-дюймовый крейсер [6 дюймов (150 мм)] HMS Orion с эсминцами «Пакенхэм» , «Петард» и «Василисса Ольга» из Александрии должен был присоединиться . На юго-западе Крита конвой должны были встретить 5,25-дюймовые крейсеры [5,25 дюйма (133 мм)] Dido и Euryalus с эсминцами HMS Jervis , Javelin , Kelvin , Nubian из Force K (контр-адмирал Артур Пауэр ) с Мальты. [ 12 ]

Конвой МВ 14

[ редактировать ]

Вечером 1 декабря конвой MW 14 покинул Порт-Саид и 2 декабря встретился с танкером «Йорба Линда» и двумя эсминцами класса «Хант». На следующий день крейсер «Орион» и три эсминца прибыли из Александрии, а 4 декабря, находясь к юго-западу от Крита, к конвою присоединился отряд «К» в составе двух крейсеров и четырех эсминцев с Мальты. Конвой направился к Мальте на скорости 16 узлов (18 миль в час; 30 км/ч), получив лишь несколько безрезультатных атак торпедоносцев Оси. Конвой достиг Гранд-Харбора рано утром 5 декабря и был традиционно встречен населением и гарнизоном. Когда началась быстрая разгрузка кораблей, затор в гавани был устранен благодаря операции MH 2 - отправке 7 декабря конвоя ME 11, в котором находились йоруба Линда из конвоя MW 14 и восемь кораблей из Пьедестала и Стонейджа. [ 13 ] К 9 декабря корабли были разгружены. [ 14 ]

Последствия

[ редактировать ]

Stoneage и Portcullis доставили 56 000 длинных тонн (57 000 т) грузов, не считая мазута; После того, как корабли Portcullis разгрузились, на острове оказалось достаточно муки, чтобы продержаться до мая 1943 года, продовольствия и фуража хватило до марта, а топлива для приготовления пищи - до апреля, даже после некоторого небольшого увеличения рациона. [ 15 ] Успех Portcullis привел к началу операции «Четырехугольник» - регулярных рейсов пар кораблей, сопровождающих обычные конвои, идущие на запад, снабжающие 8-ю армию в ее наступлении из Эль-Агейлы в Тунис. Корабли будут встречены у Бенгази эскортом с Мальты и пойдут на север, на Мальту, под защитой 15-й крейсерской эскадры от возможного вылазки итальянского флота в Таранто. [ 16 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Гленартни был погружен в порту Тевфик на южной оконечности Суэцкого канала, а затем отплыл на юг, в Красное море, чтобы ввести в заблуждение шпионов Оси. В Порт-Судане груз был опорожнен и перегружен, а бензин в контейнерах перелит в более прочные контейнеры. Экипаж объявил забастовку из-за того, что его держали в неведении относительно пункта назначения, и капитан взял на себя группу из двенадцати военнослужащих, чтобы убедиться, что палубные пулеметы отключены. В Суэце корабельная рота была вынуждена покинуть корабль и заключена в тюрьму на время Порткуллиса. Последняя часть груза была принята на борт в Исмаилии , и корабль присоединился к остальной части конвоя в Порт-Саиде, экипажу ВМФ по приказу торгового флота. [ 11 ]
  1. ^ Роскилл 1962 , стр. 341–346.
  2. ^ Роскилл 1962 , стр. 343–344.
  3. ^ Вудман 2003 , стр. 457–458.
  4. ^ Playfair 2004 , с. 205.
  5. ^ Хинсли 1994 , стр. 266–267.
  6. ^ Вудман 2003 , с. 455; Playfair 2004 , стр. 196–197.
  7. ^ Хинсли 1994 , стр. 249–250.
  8. ^ Купер 1978 , с. 390.
  9. ^ Вего 2010 , стр. 127–128.
  10. ^ Вудман 2003 , с. 461.
  11. ^ Вудман 2003 , стр. 461–462.
  12. ^ Вудман 2003 , стр. 460–461.
  13. ^ Вудман 2003 , стр. 462–463.
  14. ^ Роскилл 1962 , с. 344.
  15. ^ Playfair 2004 , с. 199.
  16. ^ Роскилл 1962 , стр. 344–345.

Книги

  • Купер, Мэтью (1978). Немецкая армия 1933–1945: ее политическая и военная неудача . Поместье Брайарклифф, Нью-Йорк: Штейн и Дэй. ISBN  978-0-8128-2468-1 .
  • Хинсли, Ф.Х. (1994) [1993]. Британская разведка во Второй мировой войне. Его влияние на стратегию и операции . История Второй мировой войны. в сокращении (2-е изд.). Лондон: HMSO . ISBN  978-0-11-630961-7 .
  • Плейфэр, генерал-майор ИСО ; и др. (2004) [HMSO 1966]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: Уничтожение сил Оси в Африке . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. IV. Акфилд: военно-морская и военная пресса. ISBN  978-1-84574-068-9 .
  • Роскилл, SW (1962) [1956]. Период равновесия . История Второй мировой войны : Война на море 1939–1945 гг. Том. II (3-е впечатление изд.). Лондон: HMSO . OCLC   174453986 . Проверено 25 ноября 2016 г.
  • Вудман, Ричард (2003). Мальтийские конвои 1940–1943 гг . Лондон: Джон Мюррей . ISBN  978-0-7195-6408-6 .

Журналы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e80255e34f195d992cf3326fbd15b2c__1723402020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/2c/5e80255e34f195d992cf3326fbd15b2c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation Portcullis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)