Jump to content

Операция Белый

Координаты : 37 ° 12'00 "N 11 ° 20'00" E  /  37,20000 ° N 11,33333 ° E  / 37,20000; 11.33333

Операция Белый
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны.

Пикирующий бомбардировщик Skua совершил аварийную посадку на Сицилии
Дата 15–18 ноября 1940 г.
Расположение 37 ° 12'00 "N 11 ° 20'00" E  /  37,20000 ° N 11,33333 ° E  / 37,20000; 11.33333
Результат Итальянская победа
Воюющие стороны
 Великобритания  Италия
Командиры и лидеры
Джеймс Сомервилл Иниго Чемпионы
Сила
  • 2 авианосца
  • 1 линейный крейсер
  • 2 крейсера
  • 7 эсминцев
  • 2 линкора
  • 2 тяжелых крейсера
  • 16 эсминцев
Жертвы и потери
Никто

Операция «Уайт» (15–18 ноября 1940 года) — попытка Великобритании доставить Hawker Hurricane четырнадцать самолетов, двенадцать истребителей и два Blackburn Skua пикирующих бомбардировщика на Мальту с авианосца HMS Argus . Уайт был одним из тех, кто стал известен как Club Runs , который поставлял бойцов для защиты Мальты.

Операция была сорвана присутствием итальянского флота, что повлекло за собой преждевременную отправку истребителей; В сочетании с плохой погодой и плохой навигацией это привело к тому, что только пять самолетов достигли Мальты, причем все пилоты и самолеты, кроме одного, погибли в море. [1]

В ходе расследования пилоты «Харрикейнов» обвинялись в незнании винта постоянной скорости на «Харрикейне Mk II», но мало кто был в этом убежден, и вице-адмирал сэр Джеймс Сомервилль , командующий отрядом H в Гибралтаре, признался в своем дневнике, что операция была «ужасающий провал» и винил себя в трагедии.

После вступления Италии во Вторую мировую войну 10 июня 1940 года разделение ответственности в Средиземном море между французским флотом ( Marine Nationale ) на западе и британским в восточном Средиземноморье закончилось. Чтобы компенсировать уход французов, Адмиралтейство разместило отряд H. в Гибралтаре Британские власти разработали официальную систему авиационного усиления Мальты, чтобы создать адекватную противовоздушную оборону и восполнить потенциальные потери. ​​остались открытыми только два маршрута После битвы за Францию : через Северную Африку, через Сахару или через Суэцкий канал в Египет и доставив их авианосцем из западного Средиземноморья . [2]

Операция Спешите

[ редактировать ]
Авианосец HMS Argus , фотография конца 1920-х годов.

Отряд H ( адмирал сэр Джеймс Сомервилль ) включал в себя авианосец HMS Ark Royal , линкоры HMS Valiant и Solution , крейсеры HMS Arethusa , Delhi и Enterprise и эсминцы HMS Faulknor , Forester , Foresight , Foxhound , Fearless , Escapade , Active и Борец . 2 августа девять самолетов Fairey Swordfish вылетели из Арк-Ройала, чтобы бомбить Кальяри , и три - для установки мин. [3] 418 Отряд Королевских ВВС (RAF), в состав которого входили пилоты Королевских ВВС, переведенные из своих эскадрилий, и другие пилоты, которые были прикреплены к ВВС флота и обучены палубным операциям, были первой группой, которая провела клубный забег . [4] [5] 2 августа 1940 года самолет взлетел с HMS Argus к юго-западу от Сардинии , двигаясь независимо от Force H, в сопровождении эсминцев HMS Encounter , Gallant , Greyhound и Hotspur . [3]

Карта Сардинии с изображением Кальяри

Когда итальянский военно-морской штаб ( Супермарина ) обнаружил плавание отряда H, две линии подводных лодок: Scire , Argo , Neghelli , Turchese Medusa , Axum , Diaspro и Luchio Manara были собраны 1 августа к северу от мыса Бугарун, но этот шаг доказал свою эффективность. абортивный, к 9 августа никаких наблюдений не наблюдалось. [3] Три Regia Aeronautica (Королевские ВВС Италии) Savoia-Marchetti SM.79 средних бомбардировщика атаковали Force H, но Skuas из Ark Royal сбили один из SM.79 и отогнали два других. Британские истребители достигли взлетно-посадочной полосы Лука на Мальте, но два самолета совершили аварийную посадку. [6] Первое столкновение новых самолетов произошло в ночь с 13 на 14 августа, когда они сбили еще один SM.79. К 16 августа 418-й полк и первоначальные мальтийские подразделения были объединены в 261-ю эскадрилью . [7]

Прелюдия

[ редактировать ]

После успеха «Спешки» на ноябрь была запланирована еще одна миссия. Самолеты должны были снова доставить «Аргусу» в сопровождении Force H из Гибралтара вместе с линейным крейсером HMS Renown , авианосцем Ark Royal , крейсерами HMS Despatch и Sheffield и эсминцами Faulknor , Fortune , Fury , Wishart , Forester , Firedrake , Duncan. и Фоксхаунд . [8] Конвой покинул Гибралтар на рассвете 15 ноября. Ранее в тот же день в Сомервилль было передано сообщение о том, что итальянский флот находится в море к югу от Неаполя, чтобы противостоять отряду H. Он решил запустить истребители как можно скорее. [9] [10]

Королевский флот

[ редактировать ]

Супермарина , штаб итальянского военно-морского флота, была проинформирована об операции своими шпионами в Гибралтаре через четыре часа после отплытия отряда H. [11] Корабли Regia Marina отплывали из Неаполя и Мессины под командованием адмирала Иниго Кампиони . К утру 17 ноября линкоры «Витторио Венето» и «Джулио Чезаре» , пережившие битву при Таранто (11/12 ноября 1940 г.), подверглись атаке британской авиации на гавань Таранто. [12] Линкоры с двумя тяжелыми крейсерами и несколькими эсминцами поджидали в 35 милях (30 морских миль ; 56 км ) к юго-западу от Сардинии. [13]

Операция

[ редактировать ]

Первая волна

[ редактировать ]
Hawker Hurricane Mk IIA в Национальном музее ВВС США

На рассвете 17 ноября на палубу поднялись первые шесть «Харрикейнов». [14] [а] Командиром штурманского Skua (L2882) были сублейтенант (А) Ноуэлл, участвовавший в операции «Спешка», и сублейтенант (О) П. Гордон-Смит. До Мальты было около 400 миль (640 км); Ожидалось, что при полете на оптимальной скорости, оборотах и ​​высоте «Харрикейны» достигнут Мальты с 45-минутным запасом топлива. Запуск двигателя произошел в 6:15 утра , и потребовалось 15 минут, чтобы поднять семь самолетов в воздух и сформировать их в две секции, что заняло треть запаса прочности. [14] При правильной крейсерской скорости у «Харрикейнов» было бы запас топлива на 45 минут после достижения побережья Мальты, но они израсходовали треть запаса во время подъема и построения. Истребители летели со скоростью 150 миль в час (240 км/ч) на высоте 2000 футов (610 м), что далеко от оптимальной высоты и скорости для преодолеваемого расстояния. [15]

Дальность действия Hurricane Mk II в 510 миль (440 миль; 820 км) была достигнута на высоте 10 000 футов (3 000 м), а не на более плотном воздухе внизу. Формирование неожиданно столкнулось с встречным ветром, на который не было учтено. [15] Ветер переменился с юго-запада на юго-восток, что затруднило полет самолета на восток. Рядом с островами Галите , в 50 милях (80 км) к северу от Туниса и в 93 милях (150 км) к югу от Сардинии, волна встретилась с Short Sunderland летающей лодкой , которая привела группу на Мальту. У урагана закончилось топливо в 9:08 в 45 морских милях (52 миль; 83 км) от Мальты, а у другого - в 9:12. Один из пилотов был спасен «Сандерлендом», но другой погиб в море. Четыре оставшихся «Харрикейна» и «Поморник» приземлились в Луке в 9:20 утра. [10]

Вторая волна

[ редактировать ]
Фотография Блэкбернского поморника в полете.

Второй полет «Харрикейнов» последовал час спустя, их штурманским «Поморником» (L2987) управляли офицер-лейтенант (A) В.Э.Дж. Стоквелл и сублейтенант (О) Р.К. Нил. [16] [б] Полет пошёл не так с самого начала: эскорт Сандерленда из Гибралтара не смог вылететь из Гибралтара. Встречный ветер усилился, и самолет не достиг берега на острове Галите, не смог встретиться с самолетом Мэриленда, отправленным с Мальты, и заблудился. [16] Штурман «Поморника» обратился за помощью по рации, но его приемник вышел из строя. Пока экипаж «Поморника» искал землю, «Харрикейны» один за другим выпали из строя и приземлились в море. Незадолго до того, как у «Поморника» кончилось топливо, экипаж сквозь туман наблюдал за южным побережьем Сицилии. Поморник отклонился от курса в 75 морских милях (86 миль; 139 км). [15] Зенитный огонь повредил «Поморник», который совершил аварийную посадку на пляже в Пунта-Пало на острове Корренти , недалеко от Сиракуз , Стоквелл и Нил были взяты в плен. Корабль Мэриленда с Мальты, отправленный на поиски выживших, ничего не нашел: шесть пилотов «Харрикейна» погибли в море. [16]

Последствия

[ редактировать ]
Итальянский линкор «Джулио Чезаре» , отправленный на перехват Force H и «Аргуса».

Маклахлан записал в своем дневнике: «Сегодняшний день был одним из самых трагических в моей жизни. Девять [sic] парней, которые были живы и здоровы двенадцать часов назад, мертвы, и я легко мог бы быть одним из них». [16] Маклахлан не знал о судьбе пропавшего поморника и его команды. Несколько дней спустя он и младший лейтенант (О) Гордон-Смит были вызваны в Следственный суд в Гибралтаре, который установил, что потеря самолета произошла «в основном из-за недостатка знаний со стороны пилотов Hurricane». о том, как управлять своими самолетами, оснащенными винтами постоянной скорости» и «плохая навигация со стороны наблюдателя второго поморника». [16] Сомервилль в частном порядке оценил операцию как «ужасающий провал» и винил себя. [15] Сомервилль написал на следующий день после потери самолета: «Теперь я чувствую, что, несмотря на риск встречи с превосходящими итальянскими надводными силами, было бы лучше, если бы я продвинулся на 40 миль дальше на восток…» [16]

В ходе расследования виной тому незнание пилотами Hurricane Hurricane Mk II с винтом постоянной скорости. Плохая погода и использование на «Поморнике» штурмана, который был офицером-добровольцем запаса, во время его первого боевого вылета, что Сомервилль назвал «положительным скандалом», способствовали потере «Харрикейнов». [15] Позже было молчаливо признано, что прогноз погоды был неадекватным и что между ВМФ и ВВС не было связи относительно истинной дальности полета «Урагана». Пилотам было приказано летать на высоте 2000 футов (610 м), где воздух «тяжелее», чем на высоте, предписанной в инструкциях по управлению полетами, доступных офицеру по воздушным операциям на борту «Аргуса». Ураган Mk II (тропический) в неподвижном воздухе на скорости 130 узлов (240 км/ч; 150 миль в час) мог пролететь 521 милю (838 км) на высоте 10 000 футов (3 000 м). Осторожность в обращении с флотом сыграла в трагедии гораздо большую роль, чем ошибка экипажей. Потери пилотов усугубились из-за их опыта, полученного в Англии. Премьер-министр Уинстон Черчилль написал: «Никогда больше прибыль не сокращалась так хорошо, и хотя в будущем было проведено много подобных операций, подобная катастрофа никогда не повторялась». [16]

Потеря опытных летчиков-истребителей была особенно болезненной, но некоторые из наиболее успешных асов пережили это испытание, некоторые из них были ветеранами Битвы за Британию . [17]

Пилот «Харрикейна» на «Аргусе», сержант К.С. Бамбергер, вернулся в Гибралтар вместе с авианосцем, откуда его доставил на Мальту эсминец «Хотспур» , высадившийся 28 ноября. [16] Бамбергер писал:

Лейтенант Маклахлан, которого я хорошо знал на Мальте, не взлетел бы с «Аргуса», если бы рассчитывал на трехчасовой полет. В любом дальнем полете, особенно над морем, для любого летчика-истребителя было бы противно не экономить на бензине. На мой взгляд, ВМФ не подвел их достаточно близко. [16]

Последующие операции

[ редактировать ]

Сержант Пикеринг писал о выживших: «Когда прибыло подкрепление, пилоты частично привнесли идеи, которые возникли в битве за Британию. Помимо воздушной тактики, они включали выбор авиационных лидеров не по старшинству в звании». Вскоре после полуночи утром 22 ноября итальянский бомбардировщик вышел из густого облака и сбросил бомбы, что причинило небольшой ущерб и не привело к жертвам, одновременно уходя от урагана, маневрирующего на перехват. Когда бомбардировщик пролетал низко над Мальтой, пулеметчик открыл огонь, пулеметные ленты выпали из самолета и были подобраны находившимися поблизости войсками. [18]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ураган V7474 , лейтенант JAF Маклахлан DFC, V7346 , сержант Дж. К. Норвелл, V7370 Пилот-офицер CE Гамильтон, V7413 , сержант Р. А. Спайер, V7548 , пилот-офицер Х. В. Элиот, V7374 , сержант У. Г. Каннингтон. [14]
  2. ^ На «Харрикейнах» летали летные офицеры Р.В. Кларк, Э.Г. Бидгуд, П.В. Хортон (Новая Зеландия), Дж.Р. Уокер (Канада), а также пилоты-офицеры Ф.Дж. Борет и Дж.М. Хоррекс. [16]
  • Калл, Брайан; Галеа, Фредерик (2001). Ураганы над Мальтой, июнь 1940 г. - апрель 1942 г. (ред.). Лондон: Груб-стрит. ISBN  1-902304-91-8 .
  • де ла Сьерра, Луис (1976). 1940–1943 [ La guerra naval en el Mediterráneo Морская война в Средиземноморье 1940–1943 ] (на испанском языке). Барселона: Молодёжь. ISBN  84-261-0264-6 .
  • Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (2002) [1998]. Морская война в Средиземном море, 1940–1943 гг . Рочестер: Чатем. ISBN  978-1-86176-057-9 .
  • О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 гг . Лондон: Конвей. ISBN  978-1-84486-102-6 .
  • Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN  1-86176-257-7 .
  • Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1999). Мальта: годы ураганов (1940–41) . Лондон: Груб-стрит. ISBN  0-948817-06-2 .
  • Стертивант, Рэй (1982). Авиация флота в войне . Лондон: Ян Аллан. ISBN  978-0-7110-1084-0 .
  • Стертивант, Р. (1990). Британская военно-морская авиация: авиация флота, 1917–1990 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-87021-026-2 .
  • Вудман, Ричард (2003) [2000]. Мальтийские конвои 1940–1943 (переиздание pbk.). Лондон: Джон Мюррей. ISBN  978-0-7195-6408-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Данройтер, Раймонд (2005). Somerville's Force H: флот Королевского флота, базировавшийся в Гибралтаре, с июня 1940 года по март 1942 года . Лондон: Аурум Пресс. ISBN  1-84513-020-0 .
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC   881709135 . Проверено 20 сентября 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 408ab57e95306fc2cefeea2d3d8225ce__1717002180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/ce/408ab57e95306fc2cefeea2d3d8225ce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Operation White - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)