Операция Белый
Операция Белый | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны. | |||||||
![]() Пикирующий бомбардировщик Skua совершил аварийную посадку на Сицилии | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Джеймс Сомервилл | Иниго Чемпионы | ||||||
Сила | |||||||
|
| ||||||
Жертвы и потери | |||||||
| Никто |
Операция «Уайт» (15–18 ноября 1940 года) — попытка Великобритании доставить Hawker Hurricane четырнадцать самолетов, двенадцать истребителей и два Blackburn Skua пикирующих бомбардировщика на Мальту с авианосца HMS Argus . Уайт был одним из тех, кто стал известен как Club Runs , который поставлял бойцов для защиты Мальты.
Операция была сорвана присутствием итальянского флота, что повлекло за собой преждевременную отправку истребителей; В сочетании с плохой погодой и плохой навигацией это привело к тому, что только пять самолетов достигли Мальты, причем все пилоты и самолеты, кроме одного, погибли в море. [1]
В ходе расследования пилоты «Харрикейнов» обвинялись в незнании винта постоянной скорости на «Харрикейне Mk II», но мало кто был в этом убежден, и вице-адмирал сэр Джеймс Сомервилль , командующий отрядом H в Гибралтаре, признался в своем дневнике, что операция была «ужасающий провал» и винил себя в трагедии.
Фон
[ редактировать ]Мальта
[ редактировать ]После вступления Италии во Вторую мировую войну 10 июня 1940 года разделение ответственности в Средиземном море между французским флотом ( Marine Nationale ) на западе и британским в восточном Средиземноморье закончилось. Чтобы компенсировать уход французов, Адмиралтейство разместило отряд H. в Гибралтаре Британские власти разработали официальную систему авиационного усиления Мальты, чтобы создать адекватную противовоздушную оборону и восполнить потенциальные потери. остались открытыми только два маршрута После битвы за Францию : через Северную Африку, через Сахару или через Суэцкий канал в Египет и доставив их авианосцем из западного Средиземноморья . [2]
Операция Спешите
[ редактировать ]
Отряд H ( адмирал сэр Джеймс Сомервилль ) включал в себя авианосец HMS Ark Royal , линкоры HMS Valiant и Solution , крейсеры HMS Arethusa , Delhi и Enterprise и эсминцы HMS Faulknor , Forester , Foresight , Foxhound , Fearless , Escapade , Active и Борец . 2 августа девять самолетов Fairey Swordfish вылетели из Арк-Ройала, чтобы бомбить Кальяри , и три - для установки мин. [3] 418 Отряд Королевских ВВС (RAF), в состав которого входили пилоты Королевских ВВС, переведенные из своих эскадрилий, и другие пилоты, которые были прикреплены к ВВС флота и обучены палубным операциям, были первой группой, которая провела клубный забег . [4] [5] 2 августа 1940 года самолет взлетел с HMS Argus к юго-западу от Сардинии , двигаясь независимо от Force H, в сопровождении эсминцев HMS Encounter , Gallant , Greyhound и Hotspur . [3]

Когда итальянский военно-морской штаб ( Супермарина ) обнаружил плавание отряда H, две линии подводных лодок: Scire , Argo , Neghelli , Turchese Medusa , Axum , Diaspro и Luchio Manara были собраны 1 августа к северу от мыса Бугарун, но этот шаг доказал свою эффективность. абортивный, к 9 августа никаких наблюдений не наблюдалось. [3] Три Regia Aeronautica (Королевские ВВС Италии) Savoia-Marchetti SM.79 средних бомбардировщика атаковали Force H, но Skuas из Ark Royal сбили один из SM.79 и отогнали два других. Британские истребители достигли взлетно-посадочной полосы Лука на Мальте, но два самолета совершили аварийную посадку. [6] Первое столкновение новых самолетов произошло в ночь с 13 на 14 августа, когда они сбили еще один SM.79. К 16 августа 418-й полк и первоначальные мальтийские подразделения были объединены в 261-ю эскадрилью . [7]
Прелюдия
[ редактировать ]Сила Н
[ редактировать ]После успеха «Спешки» на ноябрь была запланирована еще одна миссия. Самолеты должны были снова доставить «Аргусу» в сопровождении Force H из Гибралтара вместе с линейным крейсером HMS Renown , авианосцем Ark Royal , крейсерами HMS Despatch и Sheffield и эсминцами Faulknor , Fortune , Fury , Wishart , Forester , Firedrake , Duncan. и Фоксхаунд . [8] Конвой покинул Гибралтар на рассвете 15 ноября. Ранее в тот же день в Сомервилль было передано сообщение о том, что итальянский флот находится в море к югу от Неаполя, чтобы противостоять отряду H. Он решил запустить истребители как можно скорее. [9] [10]
Королевский флот
[ редактировать ]Супермарина , штаб итальянского военно-морского флота, была проинформирована об операции своими шпионами в Гибралтаре через четыре часа после отплытия отряда H. [11] Корабли Regia Marina отплывали из Неаполя и Мессины под командованием адмирала Иниго Кампиони . К утру 17 ноября линкоры «Витторио Венето» и «Джулио Чезаре» , пережившие битву при Таранто (11/12 ноября 1940 г.), подверглись атаке британской авиации на гавань Таранто. [12] Линкоры с двумя тяжелыми крейсерами и несколькими эсминцами поджидали в 35 милях (30 морских миль ; 56 км ) к юго-западу от Сардинии. [13]
Операция
[ редактировать ]Первая волна
[ редактировать ]
На рассвете 17 ноября на палубу поднялись первые шесть «Харрикейнов». [14] [а] Командиром штурманского Skua (L2882) были сублейтенант (А) Ноуэлл, участвовавший в операции «Спешка», и сублейтенант (О) П. Гордон-Смит. До Мальты было около 400 миль (640 км); Ожидалось, что при полете на оптимальной скорости, оборотах и высоте «Харрикейны» достигнут Мальты с 45-минутным запасом топлива. Запуск двигателя произошел в 6:15 утра , и потребовалось 15 минут, чтобы поднять семь самолетов в воздух и сформировать их в две секции, что заняло треть запаса прочности. [14] При правильной крейсерской скорости у «Харрикейнов» было бы запас топлива на 45 минут после достижения побережья Мальты, но они израсходовали треть запаса во время подъема и построения. Истребители летели со скоростью 150 миль в час (240 км/ч) на высоте 2000 футов (610 м), что далеко от оптимальной высоты и скорости для преодолеваемого расстояния. [15]
Дальность действия Hurricane Mk II в 510 миль (440 миль; 820 км) была достигнута на высоте 10 000 футов (3 000 м), а не на более плотном воздухе внизу. Формирование неожиданно столкнулось с встречным ветром, на который не было учтено. [15] Ветер переменился с юго-запада на юго-восток, что затруднило полет самолета на восток. Рядом с островами Галите , в 50 милях (80 км) к северу от Туниса и в 93 милях (150 км) к югу от Сардинии, волна встретилась с Short Sunderland летающей лодкой , которая привела группу на Мальту. У урагана закончилось топливо в 9:08 в 45 морских милях (52 миль; 83 км) от Мальты, а у другого - в 9:12. Один из пилотов был спасен «Сандерлендом», но другой погиб в море. Четыре оставшихся «Харрикейна» и «Поморник» приземлились в Луке в 9:20 утра. [10]
Вторая волна
[ редактировать ]
Второй полет «Харрикейнов» последовал час спустя, их штурманским «Поморником» (L2987) управляли офицер-лейтенант (A) В.Э.Дж. Стоквелл и сублейтенант (О) Р.К. Нил. [16] [б] Полет пошёл не так с самого начала: эскорт Сандерленда из Гибралтара не смог вылететь из Гибралтара. Встречный ветер усилился, и самолет не достиг берега на острове Галите, не смог встретиться с самолетом Мэриленда, отправленным с Мальты, и заблудился. [16] Штурман «Поморника» обратился за помощью по рации, но его приемник вышел из строя. Пока экипаж «Поморника» искал землю, «Харрикейны» один за другим выпали из строя и приземлились в море. Незадолго до того, как у «Поморника» кончилось топливо, экипаж сквозь туман наблюдал за южным побережьем Сицилии. Поморник отклонился от курса в 75 морских милях (86 миль; 139 км). [15] Зенитный огонь повредил «Поморник», который совершил аварийную посадку на пляже в Пунта-Пало на острове Корренти , недалеко от Сиракуз , Стоквелл и Нил были взяты в плен. Корабль Мэриленда с Мальты, отправленный на поиски выживших, ничего не нашел: шесть пилотов «Харрикейна» погибли в море. [16]
Последствия
[ редактировать ]Анализ
[ редактировать ]
Маклахлан записал в своем дневнике: «Сегодняшний день был одним из самых трагических в моей жизни. Девять [sic] парней, которые были живы и здоровы двенадцать часов назад, мертвы, и я легко мог бы быть одним из них». [16] Маклахлан не знал о судьбе пропавшего поморника и его команды. Несколько дней спустя он и младший лейтенант (О) Гордон-Смит были вызваны в Следственный суд в Гибралтаре, который установил, что потеря самолета произошла «в основном из-за недостатка знаний со стороны пилотов Hurricane». о том, как управлять своими самолетами, оснащенными винтами постоянной скорости» и «плохая навигация со стороны наблюдателя второго поморника». [16] Сомервилль в частном порядке оценил операцию как «ужасающий провал» и винил себя. [15] Сомервилль написал на следующий день после потери самолета: «Теперь я чувствую, что, несмотря на риск встречи с превосходящими итальянскими надводными силами, было бы лучше, если бы я продвинулся на 40 миль дальше на восток…» [16]
В ходе расследования виной тому незнание пилотами Hurricane Hurricane Mk II с винтом постоянной скорости. Плохая погода и использование на «Поморнике» штурмана, который был офицером-добровольцем запаса, во время его первого боевого вылета, что Сомервилль назвал «положительным скандалом», способствовали потере «Харрикейнов». [15] Позже было молчаливо признано, что прогноз погоды был неадекватным и что между ВМФ и ВВС не было связи относительно истинной дальности полета «Урагана». Пилотам было приказано летать на высоте 2000 футов (610 м), где воздух «тяжелее», чем на высоте, предписанной в инструкциях по управлению полетами, доступных офицеру по воздушным операциям на борту «Аргуса». Ураган Mk II (тропический) в неподвижном воздухе на скорости 130 узлов (240 км/ч; 150 миль в час) мог пролететь 521 милю (838 км) на высоте 10 000 футов (3 000 м). Осторожность в обращении с флотом сыграла в трагедии гораздо большую роль, чем ошибка экипажей. Потери пилотов усугубились из-за их опыта, полученного в Англии. Премьер-министр Уинстон Черчилль написал: «Никогда больше прибыль не сокращалась так хорошо, и хотя в будущем было проведено много подобных операций, подобная катастрофа никогда не повторялась». [16]
Потеря опытных летчиков-истребителей была особенно болезненной, но некоторые из наиболее успешных асов пережили это испытание, некоторые из них были ветеранами Битвы за Британию . [17]
Пилот «Харрикейна» на «Аргусе», сержант К.С. Бамбергер, вернулся в Гибралтар вместе с авианосцем, откуда его доставил на Мальту эсминец «Хотспур» , высадившийся 28 ноября. [16] Бамбергер писал:
Лейтенант Маклахлан, которого я хорошо знал на Мальте, не взлетел бы с «Аргуса», если бы рассчитывал на трехчасовой полет. В любом дальнем полете, особенно над морем, для любого летчика-истребителя было бы противно не экономить на бензине. На мой взгляд, ВМФ не подвел их достаточно близко. [16]
Последующие операции
[ редактировать ]Сержант Пикеринг писал о выживших: «Когда прибыло подкрепление, пилоты частично привнесли идеи, которые возникли в битве за Британию. Помимо воздушной тактики, они включали выбор авиационных лидеров не по старшинству в звании». Вскоре после полуночи утром 22 ноября итальянский бомбардировщик вышел из густого облака и сбросил бомбы, что причинило небольшой ущерб и не привело к жертвам, одновременно уходя от урагана, маневрирующего на перехват. Когда бомбардировщик пролетал низко над Мальтой, пулеметчик открыл огонь, пулеметные ленты выпали из самолета и были подобраны находившимися поблизости войсками. [18]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ураган V7474 , лейтенант JAF Маклахлан DFC, V7346 , сержант Дж. К. Норвелл, V7370 Пилот-офицер CE Гамильтон, V7413 , сержант Р. А. Спайер, V7548 , пилот-офицер Х. В. Элиот, V7374 , сержант У. Г. Каннингтон. [14]
- ^ На «Харрикейнах» летали летные офицеры Р.В. Кларк, Э.Г. Бидгуд, П.В. Хортон (Новая Зеландия), Дж.Р. Уокер (Канада), а также пилоты-офицеры Ф.Дж. Борет и Дж.М. Хоррекс. [16]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Стуртивант 1982 , стр. 37, 82.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1999 , стр. 43–44.
- ^ Jump up to: а б с Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 34.
- ^ Стертивант 1990 , с. 46.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1999 , стр. 44–45.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1999 , стр. 46–47.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1999 , стр. 52–53.
- ^ Ровер и Хюммельхен 2005 , с. 49.
- ^ Вудман 2003 , с. 92.
- ^ Jump up to: а б Шорс, Калл и Малиция, 1999 , стр. 86–88.
- ^ О'Хара 2009 , стр. 65.
- ^ Грин и Массиньяни 2002 , с. 115.
- ^ де ла Сьерра 1976 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б с Калл и Галеа 2001 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с д и Вудман 2003 , с. 93.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Калл и Галеа 2001 , с. 39.
- ^ Шорс, Калл и Малиция 1999 , стр. 88.
- ^ Калл и Галеа 2001 , с. 40.
Ссылки
[ редактировать ]- Калл, Брайан; Галеа, Фредерик (2001). Ураганы над Мальтой, июнь 1940 г. - апрель 1942 г. (ред.). Лондон: Груб-стрит. ISBN 1-902304-91-8 .
- де ла Сьерра, Луис (1976). 1940–1943 [ La guerra naval en el Mediterráneo Морская война в Средиземноморье 1940–1943 ] (на испанском языке). Барселона: Молодёжь. ISBN 84-261-0264-6 .
- Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (2002) [1998]. Морская война в Средиземном море, 1940–1943 гг . Рочестер: Чатем. ISBN 978-1-86176-057-9 .
- О'Хара, Винсент П. (2009). Борьба за Средиземное море: война великих флотов на Средиземноморском театре военных действий, 1940–1945 гг . Лондон: Конвей. ISBN 978-1-84486-102-6 .
- Ровер, Юрген; Хюммельхен, Герхард (2005) [1972]. Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (3-е изд.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-257-7 .
- Шорс, Кристофер; Калл, Брайан; Малиция, Никола (1999). Мальта: годы ураганов (1940–41) . Лондон: Груб-стрит. ISBN 0-948817-06-2 .
- Стертивант, Рэй (1982). Авиация флота в войне . Лондон: Ян Аллан. ISBN 978-0-7110-1084-0 .
- Стертивант, Р. (1990). Британская военно-морская авиация: авиация флота, 1917–1990 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-026-2 .
- Вудман, Ричард (2003) [2000]. Мальтийские конвои 1940–1943 (переиздание pbk.). Лондон: Джон Мюррей. ISBN 978-0-7195-6408-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Данройтер, Раймонд (2005). Somerville's Force H: флот Королевского флота, базировавшийся в Гибралтаре, с июня 1940 года по март 1942 года . Лондон: Аурум Пресс. ISBN 1-84513-020-0 .
- Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. OCLC 881709135 . Проверено 20 сентября 2021 г.