HMS Fury (H76)
Фьюри на ходу, 1942 год.
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | HMS Fury |
Заказал | 17 марта 1933 г. |
Строитель | Дж. Сэмюэл Уайт , Каус , остров Уайт |
Расходы | £248,538 |
Заложен | 19 мая 1933 г. |
Запущен | 10 сентября 1934 г. |
Введен в эксплуатацию | 18 мая 1935 г. |
Судьба | |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Эсминец F-класса |
Смещение |
|
Длина | 329 футов (100,3 м) в год |
Луч | 33 фута 3 дюйма (10,13 м) |
Черновик | 12 футов 6 дюймов (3,81 м) (глубина) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × вала; 2 × Парсонс с редуктором паровые турбины |
Скорость | 35,5 узлов (65,7 км/ч; 40,9 миль в час) |
Диапазон | 6350 миль (11760 км; 7310 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час) |
Дополнить | 145 |
Датчики и системы обработки | АСДИК |
Вооружение |
|
HMS Fury — эсминец F-класса, построенный для Королевского флота в 1930-х годах. был передан Флоту Метрополии Несмотря на то, что после завершения строительства корабль он был прикреплен к Средиземноморскому флоту , в 1935–36 годах во время Абиссинского кризиса . Во время гражданской войны в Испании 1936–1939 годов она проводила время в испанских водах, обеспечивая соблюдение оружейной блокады, введенной Великобританией и Францией с обеих сторон конфликта. Корабль сопровождал более крупные корабли флота на ранних этапах Второй мировой войны и сыграл второстепенную роль в Норвежской кампании 1940 года. Фьюри была отправлена в Гибралтар в середине 1940 года и входила в состав отряда H , где она участвовала в атаке. о Мерс-эль-Кебире и битве при Дакаре . Корабль сопровождал многочисленные конвои на Мальту в 1940–41 годах и арктические конвои в 1942 году.
В августе 1942 года Фьюри была ненадолго переведена в Средиземное море для участия в операции «Пьедестал», но сразу после этого вернулась на флот метрополии, чтобы возобновить свою роль в проверке конвоев в Россию. Она продолжала выполнять эту роль до марта 1943 года, когда в течение нескольких месяцев начала сопровождать конвои в Северной Атлантике . Корабль был передан Средиземноморскому флоту через несколько месяцев, когда союзники начали высадку десанта на территории Италии в середине 1943 года . Позже в том же году она участвовала в Додеканесской кампании в Эгейском море , где помогла потопить немецкий конвой с войсками. Фьюри вернулся на флот метрополии в середине 1944 года в рамках подготовки к операции «Нептун» — вторжению союзников во Францию. Корабль оказывал артиллерийскую поддержку во время высадки, пока не подорвался на мине 21 июня во время шторма , а затем был выброшен на берег. Ее сочли нерентабельным в ремонте, и сдача на слом в сентябре началась .
Описание
[ редактировать ]Корабли F-класса были повторением предыдущего E. класса Их водоизмещение 1405 длинных тонн (1428 т) при стандартной загрузке и 1940 длинных тонн (1970 т) при глубокой загрузке . Корабли имели общую длину 329 футов (100,3 м), ширину 33 фута 3 дюйма (10,1 м) и осадку 12 футов 6 дюймов (3,8 м). Они приводились в движение двумя Парсонс с редуктором паровыми турбинами , каждая из которых приводила в движение один гребной вал , используя пар, подаваемый тремя трехбарабанными котлами Адмиралтейства . Турбины развивали в общей сложности 36 000 лошадиных сил на валу (27 000 кВт) и обеспечивали максимальную скорость 35,5 узлов (65,7 км / ч; 40,9 миль в час). Фьюри перевозила максимум 470 длинных тонн (480 т) мазута , что давало ей дальность полета 6350 морских миль (11760 км; 7310 миль) при скорости 15 узлов (28 км/ч; 17 миль в час). Состав кораблей составлял 145 офицеров и рядовых . [ 1 ]
На кораблях были установлены четыре 4,7-дюймовые (120-мм) орудия Mark IX в одиночных установках, обозначенных буквами «A», «B», «X» и «Y» последовательно спереди назад. Для противовоздушной обороны у них были две счетверенные установки Mark I для Vickers Mark III 0,5-дюймового пулемета . Класс F оснащался двумя надводными счетверенными торпедными аппаратами для 21-дюймовых (533-мм) торпед. [ 2 ] Были установлены одна стойка для глубинных бомб и два метателя; Первоначально было установлено 20 глубинных бомб, но вскоре после начала войны их число увеличилось до 35. [ 3 ]
Модификации военного времени
[ редактировать ]В период с октября 1940 года по апрель 1941 года Фьюри заменила задний торпедный аппарат на 12-фунтовую (76-мм) зенитную пушку . [ 4 ] Во время ремонта в начале 1942 года были установлены две одиночные 20-мм (0,8 дюйма) легкие зенитные пушки рядом с мостиком Oerlikon . [ 5 ] К июлю 1942 года Тип 286 установлен радар ближнего обзора надводного поиска , а также HF/DF радиопеленгатор на главной мачте был . [ 1 ] К февралю 1943 года фотографии показывают, что пара «Эрликонов» заменила ее пулеметы «Виккерс» .50. Во время ремонта в начале 1944 года была добавлена еще одна пара Oerlikon и снята 12-фунтовая пушка. [ 5 ] На фотографиях корабля, сделанных в июле 1944 года, виден радар Тип 271, установленный на прожекторной платформе, который, вероятно, был установлен во время его последнего ремонта.
Строительство и карьера
[ редактировать ]«Фьюри» был построен Дж. Сэмюэлем Уайтом на в Коусе верфи в рамках военно-морской программы 1932 года. Корабль заложен 19 мая 1933 года, спущен на воду 10 сентября 1934 года. [ 6 ] как одиннадцатый корабль, носящий это имя, [ 7 ] и завершено 18 апреля 1935 года. Стоимость корабля составила 248 538 фунтов , не считая поставляемого Адмиралтейством оборудования, такого как вооружение и средства связи. Первоначально «Фьюри» был приписан к 6-й флотилии эсминцев (DF) Флота метрополии, но был отправлен для усиления Средиземноморского флота вместе с большинством своих однотипных кораблей во время абиссинского кризиса в июне. [ 8 ] 11 декабря 1936 года, на следующий день после объявления нации о своем отречении , Фьюри погрузился на корабль «Герцог Виндзорский» и отправился в Булонь-сюр-Мер . [ 9 ] Вернувшись домой, она оставалась там, за исключением командировок в испанские воды для обеспечения соблюдения эмбарго на поставки оружия, введенного Комитетом по невмешательству обеим сторонам гражданской войны в Испании . Флотилия была переименована в 8-ю флотилию эсминцев в апреле 1939 года, за пять месяцев до начала Второй мировой войны. Фьюри оставался в нем до июня 1940 года, сопровождая более крупные корабли флота и проводя противолодочное патрулирование. [ 10 ]
15 сентября «Фьюри» был одним из эсминцев, которые сменили своих сестер, сопровождавших авианосец «Арк Ройал» после того, как они потопили немецкую подводную лодку U-39 после того, как она атаковала авианосец. Два месяца спустя она сопровождала линкор «Нельсон», когда тот подорвался на магнитной мине , когда они входили в озеро Лох-Эве 4 декабря. Фьюри оставался там какое-то время на случай дальнейших попыток добычи полезных ископаемых. В феврале 1940 года она сопровождала конвой TC 3, перевозивший войска из Канады в Великобританию. [ 11 ] 17 апреля Фьюри наблюдал за поврежденным тяжелым крейсером «Саффолк» , возвращавшимся в Скапа-Флоу после бомбардировки авиабазы в Ставангере , Норвегия. [ 10 ]
Начиная с 23 апреля корабль был одним из эскортов авианосцев Ark Royal и Glorious , проводивших воздушные операции у берегов Норвегии в поддержку операций союзников на берегу. «Глориус» был отправлен на дозаправку в Скапа-Флоу 27-го числа и сопровождался «Фьюри» и семью другими эсминцами. Три дня спустя она показала линкор «Валиант» , когда последний встретился с «Арк Ройял» . 9 мая «Фьюри» , ее сестра «Форсайт» и три других эсминца были отделены от эскорта линейного крейсера «Рипалс» в попытке перехватить немецкий отряд электронных лодок ожидаемый . Другие силы, искавшие поблизости немецкие минные заградители, также не смогли обнаружить свою добычу. В это время эсминцы «Келли» и «Кандагар» были отделены от прикрытия легкого крейсера «Бирмингем», чтобы преследовать возможный контакт с подводной лодкой, а позже той же ночью Келли был торпедирован S-31 в темноте. Эсминец «Бульдог» подошел на помощь и отбуксировал Келли. [ 12 ] большую часть пути до Хебберна в сопровождении Фьюри , Кандагара и эсминца Галлант . [ 13 ] 18 мая Фьюри и ее сестры Форсайт и Форчун были переведены на «Хамбер» для противодействия угрозе со стороны электронных лодок и минных заградителей в Северном море . [ 14 ]
Отряд H, 1940–1941 гг.
[ редактировать ]29 июня Фьюри отплыла из Скапы в Гибралтар, чтобы присоединиться к своим сестрам из 8-го DF в качестве эскорта Force H. 3 июля он принял участие в нападении на французский флот в Мерс-эль-Кебире (операция «Катапульта»). [ 15 ] В конце августа корабль сопровождал Valiant и новый авианосец Illustrious из Великобритании в Гибралтар. На следующий день «Фьюри» и «Отряд H» прикрывали проход «Валианта» и «Илластриуса» через Западное Средиземноморье к месту встречи со Средиземноморским флотом ( операция «Шляпы» ). [ 16 ] 13 сентября отряд H встретился с конвоем, перевозившим войска, предназначенные для захвата Дакара у французов Виши. Десять дней спустя они атаковали Дакар, но были отброшены французской обороной Виши. [ 17 ] Во время боя 24 сентября «Фьюри », эсминец «Грейхаунд» и тяжелый крейсер HMAS Australia вступили в бой с Виши французским эсминцем «L'Audacieux» , который был подожжен и вынужден выйти на берег . [ 18 ] В начале октября Фьюри сопровождал конвой с военными из Фритауна , Сьерра-Леоне , во французский Камерун . [ 19 ]
Она вернулась в Гибралтар 19 октября вместе со своими сестрами Фолкнор и Форестер . [ 20 ] Корабль сопровождал авианосцы «Аргус» и «Арк Ройал» во время операций «Пальто и Уайт» в ноябре. Фьюри сопровождала отряд F на Мальту во время операции «Воротник» Позже в том же месяце и участвовала в безрезультатной битве у мыса Спартивенто 27 ноября, где она была частью прикрытия линейного крейсера «Слава» и линкора « Рамиллиес» . В январе 1941 года корабль прикрывал Force H во время операции Excess . [ 21 ] В конце месяца отряд H покинул Гибралтар для проведения операции «Пикет» — неудачной ночной торпедной атаки восьми кораблей Ark Royal компании на Fairey Swordfish плотину Тирсо на Сардинии . Британские корабли вернулись в Гибралтар 4 февраля и начали подготовку к операции «Грог» — морской бомбардировке Генуи , которая была успешно проведена пять дней спустя. [ 22 ] В следующем месяце Фьюри прошел краткий ремонт на Мальте. [ 10 ] В конце марта вместе с легким крейсером HMS Sheffield и тремя другими эсминцами корабль предпринял попытку перехватить французский конвой Виши, в который входил грузовой корабль SS Bangkok , предположительно груженный 3000 метрических тонн (3000 длинных тонн; 3300 коротких тонн) резина, которую уже выгрузили. Ее сестре «Бесстрашной» было приказано подняться на абордаж и захватить Бангкок , но ей помешал огонь батареи береговой обороны у порта Немур в Алжире. [ 23 ] Несколько дней спустя «Фьюри» и четыре других эсминца сопровождали «Шеффилд» , «Ринаун » и «Арк Ройал» в ходе операции «Лебедка», в ходе которой на Мальту доставили дюжину истребителей «Харрикейн» . [ 24 ] Начиная с 24 апреля, «Фьюри» и «Отряд H» прикрывали «Аргус», отлетающий от других «Харрикейнов», а также эсминцы 5-й флотилии эсминцев, направлявшихся на Мальту. [ 25 ]
В начале мая он входил в состав щита эсминцев вместе с пятью другими эсминцами линкора «Куин Элизабет» и лёгких крейсеров «Наяда» , «Фиджи» и «Глостер» , которые присоединялись к Средиземноморскому флоту. Это была часть операции «Тигр» , которая включала в себя доставку танков на Ближний Восток и переброску военных кораблей. У Фьюри и ее сестер было снаряжение для траления двухскоростного эсминца (TSDS), которое позволяло им выполнять функции быстрых тральщиков по пути на Мальту. Несмотря на это, одно торговое судно затонуло на минах, а другое повреждено. Позже в том же месяце она участвовала в операции «Сплайс» , еще одной миссии, в ходе которой авианосцы «Арк Ройал» и «Форсаж» вылетели с истребителями на Мальту. [ 26 ] Отряду H было приказано присоединиться к эскорту конвоя WS 8B в Северной Атлантике 24 мая после битвы в Датском проливе им было поручено искать немецкий линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» 23 мая, но 25 мая . Может. Тяжелые волны увеличили расход топлива для всех эскортов, и Форестер был вынужден вернуться в Гибралтар для дозаправки позже в тот же день, прежде чем воссоединиться с крупными кораблями отряда H 29 мая, после того как Бисмарк был выслежен и потоплен . В начале июня эсминец участвовал еще в двух миссиях по доставке самолетов на Мальту (операции «Ракета» и «Трейсер»). 22 июня 8-му дивизиону было поручено перехватить немецкий корабль снабжения, направлявшийся к побережью Франции. На следующий день они перехватили MV Alstertor , который был затоплен экипажем при приближении британских кораблей. Они спасли 78 британских военнопленных, взятых с затопленных немецкими рейдерами кораблей, и команду. В конце июня Фьюри показал «Арк Ройал» и «Форсаж» , когда они отправили на Мальту еще больше истребителей. Операция «Железная дорога» . [ 27 ]
Другой мальтийский конвой ( операция «Вещество ») был проведен в середине июля под сильным эскортом отряда H и элементов Флота метрополии, а еще один - в начале августа (операция «Стиль»), хотя конвой прикрывали только отряды H. [ 28 ] Несколько недель спустя Фьюри участвовал в операции «Мясной фарш», в ходе которой отряд H сопровождал минный заградитель в Ливорно для установки мин, в то время как самолеты Арк Ройал атаковали Северную Сардинию в качестве отвлекающего маневра. [ 29 ] В конце сентября эсминец сопровождал еще один конвой на Мальту в рамках операции «Алебарда» . [ 10 ]
Арктические воды 1942–1943 гг.
[ редактировать ]В октябре Фьюри перевели домой, и он ненадолго присоединился к специальному отделу сопровождения Гринока . К декабрю он вернулся в состав 8-го DF Флота Метрополии и начал ремонт на верфи Хамбера. 15 февраля 1942 года он присоединился к 8-й флотилии в Скапа-Флоу для службы в составе русских конвоев . [ 5 ] В марте Фьюри сопровождал силы прикрытия конвоя QP 6 и конвоя PQ 12 . [ 30 ] 11–14 марта вместе с семью другими эсминцами он предпринял попытку перехватить немецкий линкор «Тирпиц» , направлявшийся из Нарвика в Тронхейм. Немцы заметили эсминцы и отложили «Тирпица » , чтобы избежать их. дату отплытия [ 31 ] Фьюри и эсминец «Эклипс» сопровождали конвой PQ 13 начиная с 23 марта, позже усиленный лёгким крейсером «Тринидад» . Сильный шторм с 25 по 27 марта привел к тому, что конвой рассыпался, и эскорту было поручено найти отставших и собрать конвой. Фьюри пришлось найти и дозаправить переоборудованный китобойный корабль «Сумба» в ответ на ее сообщение о том, что у нее заканчивается топливо, и он обнаружил в пути торговое судно SS Harpalion , когда оно на следующий день присоединилось к конвою. Утром 29 марта «Тринидад» и «Фьюри» столкнулись с немецкими эсминцами Z24 , Z25 и Z26 , пытавшимися встретиться с другой частью рассеянного конвоя. Ведущий эсминец Z26 был сильно поврежден, когда Тринидад открыл огонь и попытался разорвать контакт, но был отслежен радаром крейсера и снова вступил в бой на расстоянии 2900 ярдов (2700 м). Тринидад выпустил одну торпеду по Z26 , но она сделала круг и поразила крейсер. В результате взрыва ее скорость упала до 8 узлов (15 км/ч; 9,2 миль в час) и позволила немецкому кораблю выйти из боя. Фьюри преследовал ее, пока они не столкнулись с конвоем, и Фьюри вернулся, чтобы прикрыть Тринидад выпустил два залпа после того, как по ошибке по «Затмению» . Затем Фьюри сопроводил Тринидада в Кольский залив , куда они прибыли на следующее утро. [ 32 ]
Фьюри оставалась в Мурманске до 10 марта, когда она провела показ «Конвоя QP 10» до Исландии. Он сопровождал силы дальнего прикрытия Флота метрополии, когда Тринидад пытался вернуться домой из Мурманска в середине мая, но по пути крейсер был потоплен немецкими бомбардировщиками. Затем Фьюри был частью прикрытия Флота Метрополии, обеспечивая дальнее прикрытие конвоев PQ 16 и QP 12 позже в том же месяце. [ 33 ] корабль был назначен в состав непосредственного эскорта конвоя QP 17 В конце июня . По пути она предприняла неудачную атаку на U-456 с помощью эсминца «Уилтон» и корвета «Лотус» 2 июля, прежде чем конвою было приказано рассредоточиться под угрозой нападения надводных сил Германии. [ 34 ]
Фьюри был одним из сопровождающих отряда X в операции «Пьедестал» вернулся в Средиземное море в начале августа и в середине августа . Когда конвой проходил через Сицилийские узкие места между Тунисом и Сицилией , корабль использовал свое оборудование TSDS для поиска мин. Ранним утром 13 августа он безуспешно попытался атаковать итальянский торпедный катер MS 31 , поскольку последний выпустил две торпеды, потопившие грузовое судно SS Glenorchy . [ 35 ] Затем Фьюри сопроводил поврежденный «Нельсон» обратно в Великобританию для ремонта. [ 5 ]
9 сентября 1942 года она присоединилась к эскорту конвоя PQ 18 , но была от него отделена 17 сентября для сопровождения возвращающегося конвоя QP 14 . [ 36 ] В ноябре корабль прошел краткий ремонт на «Хамбере», прежде чем возобновить конвои в Россию. [ 5 ] В следующем месяце Фьюри сопровождал конвои JW 51A и RA 51 в Мурманск и обратно, а затем в феврале 1943 года конвой RA 53 . [ 37 ]
1943–1944
[ редактировать ]В середине марта недавние успехи подводных лодок заставили Адмиралтейство передать эсминцы из состава Флота метрополии для сопровождения задач в Северной Атлантике. Фьюри был одним из них и был приписан к 4-й группе сопровождения. В апреле группа сопровождала конвои HX 231 , HX 234 и ONS 5 (откуда они отгоняли атакующие волчьи стаи подводных лодок ). В мае она сопровождала НА 184. [ 38 ] перед началом краткого ремонта Хамбера. [ 5 ]
17 июня Фьюри сопровождал подразделения Флота метрополии для усиления Средиземноморского флота для высадки на Сицилии . [ 5 ] 10 июля она входила в состав прикрытия высадки. [ 39 ] 1 сентября она наблюдала за линкорами «Варспайт» и «Валиант», а также легкими крейсерами «Орион» и «Маврикий», когда они бомбардировали Реджо-Калабрию в поддержку операции «Бэйтаун» — оккупации самого юга материковой Италии. Через неделю она входила в состав сил прикрытия высадки в Салерно . После капитуляции Италии « Фьюри» был одним из кораблей, сопровождавших части итальянского флота на Мальту для их капитуляции, а затем в Александрию , Египет, прибывшую 17 сентября. [ 40 ]
Несколько дней спустя корабль был назначен для поддержки союзных войск в Додеканесской кампании. 20–21 сентября она погрузила 53 длинные тонны (54 т) припасов и 340 человек королевского королевского полка Западного Кента в Хайфе , Палестина , для усиления британского гарнизона на Леросе . Фьюри , Фолкнор и Эклипс были отвлечены от кампании 1 октября, чтобы сопровождать линкоры «Король Георг V» и «Хау» из Александрии на Мальту. Шесть дней спустя три эсминца прикрывали легкие крейсеры «Пенелопа» и «Сириус» , патрулировавшие Додеканес в поисках немецких кораблей, хотя «Эклипсу» пришлось рано вернуться в Александрию для ремонта рулевого управления. Утром 7 октября они столкнулись с небольшим конвоем к югу от Левиты . Крейсеры потопили траулер сопровождения Uj 2111, а эсминцы потопили грузовое судно SS Olympos водоизмещением 5216 брт ; все корабли атаковали баржи с очень близкого расстояния и потопили шесть из семи. Когда корабли отходили, они неоднократно подвергались атакам немецкой авиации, в результате чего были повреждены Пенелопа . [ 41 ] В ночь с 15 на 16 ноября бомбардировала Лерос эсминцами «Эксмур» и «ОРП Краковяк». [ 42 ] 29 ноября Фьюри помог сопроводить недавно торпедированный «Бирмингем» в Александрию. [ 43 ]
В декабре он был переоборудован в Гибралтаре для использования в качестве эскорта конвоев в ходе ремонта, который длился до февраля 1944 года. [ 5 ] После завершения строительства корабль вернулся в состав 8-го DF в Средиземном море на несколько месяцев, а затем снова присоединился к Флоту Метрополии, куда прибыл 11 мая. После нескольких недель тренировок в рамках подготовки к своей роли берегового бомбардировочного корабля во время высадки в Нормандии Фьюри отплыла из Скапы в Портсмут . 26 мая [ 44 ] Корабль был приписан к бомбардировочному отряду E для поддержки Джуно-Бич , 3-й канадской пехотной дивизии и коммандос № 48 (Королевской морской пехоты), атакующих пляж. [ 45 ]
Фьюри и Фолкнор покинули Солент 5 июня в качестве эскорта тральщиков конвоя J-1. Она прибыла на плацдарм и 6 июня заняла свою позицию для бомбардировки, где вместе с Фолкнором и эсминцами «Венера» , «Стивенстон» и пилотируемым «Свободной Францией» La Combattante она провела предварительную бомбардировку района к западу от Курселя , а затем оказала артиллерийскую поддержку. как просили. Корабль периодически возвращался в Портсмут для пополнения боеприпасов и пополнения запасов по мере необходимости. [ 46 ]
В 10:38 утра 21 июня Фьюри взорвал наземную мину у пляжа Джуно во время шторма , и военно-морской флот решил отбуксировать ее в британскую гавань Малберри в Арроманше , где можно было оценить ее ущерб. В ожидании буксира из-за затопления она взяла крен на 6° на правый борт. Голландский буксир «Темза» начал буксировку корабля в 13:25; в 21:14 Фьюри случайно столкнулся с кормой грузового судна, стоящего на якоре возле «Малберри», повредив его левый борт выше ватерлинии, а в 21:49 буксирный трос оборвался, когда она несколько раз врезалась в другой корабль. Она отпустила якорь после того, как отплыла, но он почти сразу же начал тянуться под давлением ветра и волн, и спасательный корабль «Линкольн Сальвор» был закреплен рядом, чтобы удержать Фьюри . Другой буксир закрепил буксирный трос в 22:18, но тот сразу же сломался, когда буксир начал тянуть вперед. «Линкольну Салвору» пришлось отчалить, так как его деревянный корпус был поврежден в результате столкновения с корпусом « Фьюри » , а шесть других буксиров попытались отбуксировать эсминец от корабля на «Малберри», но все они потерпели неудачу. Фьюри поразила как минимум три других корабля, включая суда с бензином и боеприпасами, прежде чем в 01:30 ее выбросило на берег. Ее команда смогла дойти до Арроманша примерно в 05:30 после отлива. [ 47 ]
Впоследствии 5 июля ее сняли с мели и отбуксировали обратно в Великобританию. [ 48 ] Последующее обследование объявило ее полной конструктивной потерей , и корабль был продан Тосу. У. Уорд от BISCO . Фьюри был отбуксирован на Бритон-Ферри для сдачи на слом и прибыл туда 18 сентября 1944 года. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лентон, с. 156
- ^ Уитли, с. 103
- ^ Английский, с. 141
- ^ Фридман, с. 241
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я английский, с. 87
- ^ Английский, стр. 75–76.
- ^ Колледж, с. 135
- ^ Английский, стр. 76–77, 86.
- ^ Пиготт, с. 62
- ^ Jump up to: а б с д английский, с. 86
- ^ Смит, стр. 24, 33, 35.
- ^ Хаарр 2010, стр. 143, 150, 187–89.
- ^ Лэнгтри, стр. 71.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства 2003, с. 59
- ^ Смит, стр. 58–60.
- ^ Ровер, стр. 37–38.
- ^ Ровер, стр. 42.
- ^ Английский, с. 100
- ^ Ровер, стр. 43.
- ^ Смит, с. 67
- ^ Ровер, стр. 47, 49–50, 54; Смит, стр. 70–75.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства 2002, стр. 48–53.
- ^ Смит, с. 86
- ^ Ровер, стр. 67.
- ^ Смит, с. 90
- ^ Ровер, с. 72; Смит, стр. 91–96.
- ^ Смит, стр. 96–106.
- ^ Смит, с. 110
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства 2002, с. 163; Ровер, с. 94
- ^ Ровер, стр. 149.
- ^ Смит, стр. 126–27.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства 2007, стр. 25, 28–31, 33.
- ^ Ровер, стр. 158, 165–66; Смит, с. 130
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства, 2007 г., стр. 56–57; Ровер, с. 175
- ^ О'Хара, стр. 180–81, 188, 190, 192
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства 2007, стр. 76, 80.
- ^ Исторический отдел Адмиралтейства 2007, стр. 89, 102, 106.
- ^ Ровер, стр. 239, 243, 245, 251.
- ^ Ровер, стр. 262.
- ^ Смит, с. 186–92
- ^ Ровер, с. 278; Смит, стр. 196–97, 199–201.
- ^ Ровер, стр. 287.
- ^ Смит, с. 222
- ^ Смит, стр. 234–35.
- ^ Ровер, с. 331; Смит, с. 237
- ^ Смит, стр. 237–39, 247.
- ^ Эванс, стр. 195–96.
- ^ Эванс, с. 196
Библиография
[ редактировать ]- Исторический отдел Адмиралтейства (2007). Королевский флот и арктические конвои . Истории штабов ВМФ. Абингдон, Великобритания: История Уайтхолла совместно с Routledge. ISBN 978-0-7146-5284-9 .
- Исторический отдел Адмиралтейства (2003). Военно-морские операции кампании в Норвегии: апрель – июнь 1940 г. Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5119-2 .
- Исторический отдел Адмиралтейства (2002). Королевский флот и Средиземноморье . Истории Уайтхолла., Истории штаба ВМФ. Том. 2 ноября 1940 г. - декабрь 1941 г. Лондон: История Уайтхолла совместно с Фрэнком Кассом. ISBN 0-7146-5205-9 .
- Колледж, Джей-Джей ; Варлоу, Бен (2006) [1969]. Корабли Королевского флота: Полный список всех боевых кораблей Королевского флота (Переизданная ред.). Лондон: Издательство Чатем. ISBN 978-1-86176-281-8 .
- Инглиш, Джон (1993). От Амазонки до Айвенго: британские стандартные эсминцы 1930-х годов . Кендал, Англия: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-64-9 .
- Эванс, Артур С. (2010). Разрушитель упал: отчет о потерях эсминца HM в 1939–1945 гг . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen & Sword Maritime. ISBN 978-1-84884-270-0 .
- Фридман, Норман (2009). Британские эсминцы с первых дней до Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-081-8 .
- Хаарр, Гейр Х. (2010). Битва за Норвегию: апрель–июнь 1940 г. Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-057-4 .
- Лэнгтри, Чарльз (2002). The Kelly's: британские эсминцы классов J, K и N времен Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-422-9 .
- Лентон, ХТ (1998). Британские и имперские военные корабли Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-048-7 .
- О'Хара, Винсент П. (2012). В книге «Опасный переход: Мальта и конвойные сражения в июне 1942 года» . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-00603-5 .
- Пиготт, Питер (2005). Королевский транспорт: взгляд изнутри на историю королевских путешествий . Торонто: Дандурн Пресс. ISBN 978-1-55002-572-9 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны (Третье исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-59114-119-2 .
- Смит, Питер К. (2004). Лидер эсминца: История HMS Faulnor 1935–46 (3-е исправленное и расширенное изд.). Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Pen & Sword Maritime. ISBN 1-84415-121-2 .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны: Международная энциклопедия . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .