Японский эсминец Таникадзе (1940 г.)
![]() Таниказе в апреле 1941 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Таниказе |
Строитель | Верфи Fujinagata , Осака |
Запущен | 1 ноября 1940 г. |
Введен в эксплуатацию | 25 апреля 1941 г. |
пораженный | 10 августа 1944 г. |
Судьба | Торпедирован и потоплен авианосцем « Хардер» 9 июня 1944 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Кагеро класса Эсминец |
Смещение | 2490 длинных тонн (2530 т) |
Длина | 118,5 м (388 футов 9 дюймов) |
Луч | 10,8 м (35 футов 5 дюймов) |
Черновик | 3,8 м (12 футов 6 дюймов) |
Скорость | 35 узлов (40 миль в час; 65 км / ч) |
Дополнить | 240 |
Вооружение |
|
Таникадзэ ( 谷風 , «Ветер долины») была одним из 19 «Кагеро», класса эсминцев построенных для Императорского флота Японии в 1930-х годах, которые принимали активное участие в боевых действиях на протяжении всей Второй мировой войны, проведя свою первую военную карьеру, работая вместе с японскими авианосцами. Таникадзе был поврежден американскими пикирующими бомбардировщиками во время битвы за Мидуэй , 6 июня 1942 года, и помог потопить легкий крейсер USS Helena в сражении в заливе Кула , 6 июля 1943 года. В конце концов Таникадзе был торпедирован и потоплен подводной лодкой USS Harder в июне. 9 1944.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Класс Кагеро был расширенной и улучшенной версией предыдущего Асасио класса . Их экипаж насчитывал 240 офицеров и рядовых. кораблей составляла 118,5 метра (388 футов 9 дюймов) Общая длина , ширина 10,8 метра (35 футов 5 дюймов) и осадка 3,76 метра (12 футов 4 дюйма). [ 1 ] Их водоизмещение 2065 метрических тонн (2032 длинных тонны) при стандартной загрузке и 2529 метрических тонн (2489 длинных тонн) при глубокой загрузке. [ 2 ] Корабли имели две «Кампон» с редуктором паровые турбины , каждая из которых приводила в движение один гребной вал , используя пар, вырабатываемый тремя водотрубными котлами «Кампон» . Турбины имели мощность на валу 52 000 лошадиных сил (39 000 кВт) при расчетной скорости 35 узлов (65 км / ч; 40 миль в час). Корабли имели дальность плавания 5000 морских миль (9300 км; 5800 миль) при скорости 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). [ 3 ]
Основное вооружение класса «Кагеро» состояло из шести 127-миллиметровых (5,0 дюймов) орудий Тип 3 в трех двухорудийных башнях , одной сверхстрелковой паре в кормовой части и одной башне в носовой части надстройки . Они были построены с четырьмя 25-миллиметровыми (1,0 дюйма) зенитными орудиями Тип 96 в двух спаренных артиллерийских установках, но в ходе войны было добавлено больше этих орудий. Корабли также были вооружены восемью 610-миллиметровыми (24,0 дюйма) торпедными аппаратами для кислородной торпеды Тип 93 «Long Lance» в двух четырехпозиционных установках; Для каждой трубки производилась одна перезарядка. [ 2 ] Их противолодочное вооружение состояло из 16 глубинных бомб . [ 3 ]
Строительство и ввод в эксплуатацию
[ редактировать ]Руда, которая в конечном итоге стала « Таникадзэ», была доставлена на верфи Фудзинагата для строительства нового эсминца класса «Кагеро». Таникадзе был заложен 18 октября 1939 года, спущен на воду 1 ноября 1940 года и вступил в строй 26 апреля 1941 года. к Таникадзе был делегирован командир Кацуми Мотои. После ввода в строй [ 4 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Нападение на Перл-Харбор
[ редактировать ]С 18 по 22 ноября «Таникадзэ» направлялся из Саэки в залив Хитокаппу , чтобы встретиться с « Кидо Бутай» , крупнейшими авианосными силами Японии, состоящими из авианосцев «Акаги» , «Кага» , «Сёрю» , «Хирю» , «Сёкаку » и «Дзуйкаку» . Таникадзе вместе с шестью другими эсминцами класса «Кагеро» и двумя эсминцами класса «Асасио» было поручено сопровождать «Кидо Бутай» для внезапного нападения на Перл-Харбор , крупный американский военно-морской порт и объект на острове Оаху, Гавайи . 26 ноября Таниказе и другие корабли покинули залив Хитокаппу и направились в Перл-Харбор. Форс плавал на скорости 18 узлов в течение 11 дней, а 7 декабря 1941 года японские авианосцы начали атаку. Две мощные волны авиации потопили или серьезно повредили 18 американских кораблей, в том числе несколько американских линкоров, а в свою очередь было потоплено только 29 самолетов и 4 сверхмалые подводные лодки. Поскольку атак на «Кидо Бутай» не было, Таникадзе не участвовала в прямом бою, и после того, как атака закончилась, она сначала сопровождала авианосцы в Куре , но по пути к Сорю и Хирю прервал атаку на остров Уэйк и взял Таниказе с собой . 21 декабря они атаковали остров Уэйк, помогая захватить остров. Таниказе сопровождал пару обратно в Куре и прибыл туда 29 декабря. [ 4 ] [ 5 ]
8 января 1942 года Таникадзе сопровождал Сёкаку и Дзуйкаку из Куре в Трук , прибыв туда 12-го числа, а затем сопровождал их во время ударов по Рабаулу 20-го числа. Три дня спустя Таниказе сопровождал Акаги и Кагу во время атак на Кавиенг , а 27-го числа отступил в Трук. 19 февраля Таниказе сопровождал Акаги , Кагу , Сорю и Хирю во время воздушного удара по Порт-Дарвину , в результате которого были потоплены восемь военных кораблей и эсминец USS Peary . перед сопровождением авианосцев во время операций в Яванском море , затем 7 марта Таникадзе сопровождал линкоры Конго и Харуна во время бомбардировки острова Рождества . Таникадзе впервые открыла огонь из своих орудий, обстреляв остров из своих орудий калибра 12,7 см (5 дюймов), что привело к успешному захвату и капитуляции союзных войск. 27 марта «Таникадзэ» отправился вместе с «Кидо Бутай», чтобы сопровождать их во время рейда в Индийском океане , который длился в начале апреля и потопил несколько крупных британских военных кораблей. 27 апреля «Таникадзэ» наконец вернулся на материковую часть Японии и был поставлен в сухой док в Куре на техническое обслуживание. [ 4 ]
Битва за Мидуэй
[ редактировать ]В июне 1942 года корабль участвовал в битве за Мидуэй , где был поврежден атаками с воздуха. 5 июня, на следующий день после главной битвы за Мидуэй, Таникадзе послал адмирал Нагумо убедиться, что последний авианосец IJN «Хирю» действительно затонул, чтобы при необходимости затопить его и собрать всех выживших.
Таникадзе, к несчастью, был замечен 61 американским пикирующим бомбардировщиком «Бесстрашные» , посланным уничтожить Хирю, если она все еще была на плаву. Не сумев обнаружить авианосец (он затонул около часа назад), пикирующие бомбардировщики повернули назад, чтобы одновременно атаковать незадачливый японский эсминец, поскольку перед приземлением их бомбы все равно нужно было сбросить. Благодаря агрессивному маневрированию (зигзагообразному движению) капитана корабля Кацуми Мотои (勝見 基) ни одному из 61 пикирующего бомбардировщика не удалось добиться прямого попадания, хотя осколки снаряда и шрапнель от близкого попадания попали в кормовую 5-дюймовую пушку № 3. башне и вызвав взрыв внутри башни, в результате которого погибли все шесть членов экипажа. Зенитным огнем Таникадзе удалось сбить один из атакующих пикирующих бомбардировщиков, пилотируемый лейтенантом Адамсом из VS-5 военного корабля США Энтерпрайз , который погрузился в воду. Вскоре после маневрирующего эсминца 5 бомбардировщиков уровня B-17 , действовавших из Мидуэя, атаковали «Таниказе» с высоты 11 000 футов. Бомбардировщики не попали. Таникадзе насчитал 11 бомбардировщиков во время этой конкретной атаки, поскольку некоторые B-17 совершили несколько атак. Один из B-17 случайно выбросил вспомогательные топливные баки вместе с бомбами и погиб вместе со всем экипажем (еще один B-17 также был потерян из-за нехватки топлива на обратном пути). « Таникадзе » прибыл слишком поздно, чтобы осмотреть «Хирю» , и вместо этого вернулся на место встречи с объединенным флотом. уже затонувший остов [ 6 ]
Операции на Гуадалканале и Соломоновых островах
[ редактировать ]
После битвы за Мидуэй он отправился в кампанию на Гуадалканале . 13 июля «Таникадзе» был переведен в третий флот, а 8 августа отправился из Сайпана в Куре, прибыв туда 14-го числа. Двумя днями позже Таникадзе отправился на транспорте с войсками на Гуадалканал , прибыв 18-го числа, затем 25-го числа Таникадзе сопровождал силы вторжения в залив Милн , а между 28-29 числа переправил дополнительные войска в залив Милн. 1 сентября Таниказе принял участие в очередном переброске войск на Гуадалканал, затем 4-6 сентября сопровождал конвой из Шортлендов в Рабаул . Оставшуюся часть сентября и большую часть октября Таниказе участвовал в патрулировании к северу от Соломоновых островов . 11 октября Таниказе отправился в качестве эскорта к японским авианосцам во время попытки выманить и потопить американские корабли у Гуадалканала, в основном действуя вместе с адмирала Абэ авангардом . 15-го Дзуйкаку потопил эсминец USS Meredith , а 26-го американские авианосцы перехватили японские корабли в так называемом битва при Санта-Крусе . Несколько кораблей были повреждены, но ни один не был потоплен, и Таниказе избежал каких-либо повреждений. Взамен японские самолеты потопили авианосец USS Hornet и эсминец USS Porter , завершив битву победой японцев. После боя Таникадзе тяжёлый крейсер «Чикума» , повреждённый пикирующими бомбардировщиками с «Хорнета» сопровождал прибывший в Трук 29 числа . После сопровождения легкого авианосца «Дзуйхо» и тяжелого крейсера «Кумано» в Японию, Таникадзе со 2 по 7 ноября находился в сухом доке Куре для технического обслуживания. [ 4 ] [ 7 ]
С 22 ноября по 4 декабря Таникадзе сопровождал Кумано из Куре в Манилу, а затем 5-го числа в Шортленды. 7 декабря Таниказе предпринял попытку доставки грузов на Гуадалканал, но она была прервана из-за атак катеров PT. Однако 11-го числа была предпринята еще одна попытка, которая оказалась успешной: Таниказе доставила свои припасы на острова Гуадалканала. Затем, 16 и 21 числа, Таниказе двумя отдельными транспортными рейсами отправился в Мунду. 25 декабря военный корабль «Накаи Мару» был торпедирован подводной лодкой и случайно столкнулся с эсминцем «Узуки» во время маневров уклонения, что побудило Таникадзе отойти от Рабаула и сопроводить оба корабля на ремонт. Таниказе завершил 1942 год отправкой войск в Нью-Джорджию на следующий день. С 5 по 10 января 1943 года Таниказе сопровождал конвой с войсками в Лаэ и обратно, который 14-го числа отправился на транспорте с войсками на Гуадалканал. На следующий день были атакованы с воздуха Таникадзе , который почти не пострадал. Сама Таникадзе не получила значительных повреждений, но шрапнель попала в командира Кацуми Мотои и убила его. [ 4 ]
С 16 по 26 января «Таникадзэ» находился в сухом доке на ремонте, в ходе которого командование эсминцем получил командир Томура Киёси. По ремонту. она участвовала в переброске войск на острова Рассела . С началом 1943 года японское адмиралтейство объединенного флота наконец приняло решение сократить свои потери и отступить с Гуадалканала . Таникадзе приняла участие и в первой, и во второй эвакуации 1 и 4 февраля соответственно, а 7-8 февраля перенаправила эти войска на острова Рассел и Рабаул, а затем 11 числа прибыла в Трук, где оставалась до конца марта. . С 29 марта по 3 апреля она сопровождала конвои в Палау , затем с 6 по 20 апреля сопровождала большой конвой с войсками из Палау в Ханса-Бэй и Вевак , а затем обратно в Палау. Во время путешествия военный транспорт «Индия Мару» был разбомблен и потоплен авиацией союзников. 26 апреля Таникадзе вернулся в Трук, а по прибытии Томура Киёси был заменен командиром Маэда Синъитиро. С 28 апреля по 1 мая Таниказе сопровождал корабль снабжения «Ирако» на Ива Джиму, затем принял участие еще в нескольких рейсах по транспортировке войск и сопровождении. [ 4 ]
Битва при Кульском заливе
[ редактировать ]5 июля несколько старых транспортов-эсминцев во главе с эсминцем «Ниизуки» попытались проследовать с войсками в Коломбангару, но были перехвачены группой крейсерских эсминцев США. Ни один из японских кораблей не пострадал, а Ниизуки, в свою очередь, торпедировал и потопил эсминец USS Strong , но миссия по транспортировке войск была прервана. На следующий день, 6 июля 1943 года, семь других эсминцев, на борту которых находилось около 2600 японских наземных солдат, предпримут попытку еще одного переброски войск в Вилу. Таникадзе был одним из трех эсминцев, служивших в составе сил защиты, последним кораблем флотилии, во Ниизуки главе которого стоял Сузукадзе , а между двумя кораблями - . Ночью тот же отряд крейсерских эсминцев, Ниизуки с которым столкнулась накануне , обнаружил группу Таникадзе , а три легких крейсера, USS Helena , USS Saint Louis и USS Honolulu, открыли огонь и взорвали Ниидзуки , потопив ее за считанные минуты, и никто не остался в живых. [ 8 ]

Однако Таникадзе и Сузукадзе не пострадали, и когда у Хелены закончился безвспышечный порох, последовавшие за этим вспышки привлекли их внимание. Вскоре после Сузукадзе Таникадзе выпустил по противнику восемь торпед, в общей сложности 16 торпед типа 93 проплыли к вражеским крейсерам. Одна из этих торпед попала в Хелену , вероятно, воспламенив магазины ее башни 1, что разрушило ее передние башни, проделало дыру почти до киля и оторвало всю носовую часть крейсера длиной около 150 футов (46 метров). Две минуты спустя еще две торпеды попали в мидель корабля, разрушив его машинное отделение и котлы, сломав киль и отключив всю электроэнергию. Мертвый в воде и дрейфующий, капитан «Хелены» почти сразу же отдал приказ покинуть корабль . Хелена начала терять всякую структурную устойчивость, когда балки начали разрушаться, вскоре после этого она снова сломалась надвое. Центральная треть корабля быстро затонула, а оторванные нос и корма несколько часов оставались на плаву, но тоже неизбежно затонули. 168 человек умерли Хелена. [ 8 ] [ 9 ]

Потопив свой товарищеский крейсер, «Сент-Луис» и «Гонолулу» нацелились на оставшиеся эсминцы. В Таникадзе попал 6-дюймовый (152-мм) снаряд, но он не взорвался и причинил лишь косметический ущерб. Сумев выйти из боя, она перезарядила свои торпедные аппараты, а вернувшись к месту боя, Таникадзе вместе с Сузукадзе попытались найти выживших Ниизуки , но не смогли найти ни одного, и им удалось подойти на расстояние досягаемости эсминца USS. Николас , но не смог вступить в бой. Таниказе перегруппировался с транспортными силами, которые успешно высадили 1600 солдат в Коломбангару. [ 4 ] [ 8 ] [ 10 ]
Более поздние операции
[ редактировать ]
9 июля Таниказе отправилась прикрывать очередной транспортный переезд в Коломбангару, на этот раз не участвуя в боях, затем 13-15 числа она направилась из Рабаула в Трук, где пробыла четыре дня. 19-го числа она покинула Трук, чтобы сопровождать авианосец Дзюнъё в Куре, прибыв 24-го числа, где оставалась до 15 августа, чтобы сопровождать Дзюнъё в Саэки, затем в Сингапур, затем обратно в Куре, путешествие, которое длилось до 11 сентября и, наконец, 19-24 сентября Таникадзе сопровождал Дзюнъё в транспортной миссии на Трук. С 26 по 28 сентября он затем сопровождал легкие крейсеры «Кисо» и «Тама» в транспортном переходе в Понапе и обратно в Трук. С 17 по 26 октября «Таникадзэ» сопровождал флот линкоров в поисках авианосцев США, но никаких действий не произошло, и силы вернулись в Трук. 31 октября Таникадзе сопровождал несколько крупных военных кораблей в Куре, прибыв туда 6 ноября, где он находился в сухом доке для ремонта до конца месяца. «Повреждения», нанесенные ответным ударом 6-дюймового (152-мм) неразорвавшегося снаряда во время боя в Кулинском заливе, были наконец устранены. Таниказе также сняли башню X и заменили ее 25-мм автоматическими пушками. После завершения ремонта она сопровождала Сёкаку из Йокосуки в Трук и обратно. Затем Таникадзе завершил в 1943 году сопровождение линкора «Ямато» из Йокосуки в Трук. [ 4 ]
Начиная с 1944 года Таникадзе сопровождал тяжёлые крейсеры «Кумано» и «Сузуя» в транспортном рейсе в Кавиенг, затем помогал буксировать торпедированный военный корабль «Киедзуми Мару» в Трук, а с 10 по 27 января сопровождал танкеры из Трука в Палау и обратно, затем то же самое для частей флота с 1 по 8 февраля, они с 16 по 22 сопровождали части флота из Палау в Линга. Затем с 11 марта по 26 апреля Таниказе сопровождал конвои в Давао, Баликпапан и Сайпан, затем сопровождал еще несколько конвоев в Давао и Тавитави. [ 4 ]
Тонущий
[ редактировать ]9 июня Таниказе отправился на патрулирование у Тавитави вместе с эсминцем Уракадзе . Случилось также, что подводная лодка USS Harder также выполняла патрульные обязанности и искала место затопления японских кораблей, только что потопив эсминцы Minazuki и Hayanami тремя и двумя днями ранее . Вечером Хардер заметил Таниказе на маршруте, приблизился на расстояние около 1000 ярдов (900 метров) и выпустил четыре торпеды. Две из этих торпед произвели свое впечатление, после чего котлы Таниказе взорвались и почти мгновенно затопили корабль. Точное место было 05 ° 42'N 120 ° 41'E / 5,700 ° N 120,683 ° E . Несмотря на то, как быстро и сильно затонула Таникадзе , всего 114 членов экипажа погибли, а 126 мужчинам удалось спастись, в том числе ее командиру-лейтенанту Сюнсаку Икеда (池田 周作). [ 11 ] (который умер через два дня), [ 12 ] были спасены Уракадзе . [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шено, с. 194
- ^ Перейти обратно: а б Уитли, стр. 200–01.
- ^ Перейти обратно: а б Йентшура, Юнг и Микель, с. 148
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «IJN Таникадзе: Табличный отчет о движении» . www.combinedfleet.com . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ «Табличная запись движений Хирю | Имперские плоские вершины | Нихон Кайгун» . www.combinedfleet.com . Проверено 25 июля 2024 г.
- ^ Расколотый меч, стр. 365.
- ^ «ДД-434 ДАНФС» . www.hazegray.org . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Легкий крейсер Гонолулу (CL-48)» . WW2DB . Проверено 30 июля 2024 г.
- ^ Домагальский (2012), стр. 80-90.
- ^ Домагальский (2012), стр. 106-108.
- ^ Этадзима Класс № 54 , Императорский флот Японии, Вторая мировая война
- ^ C13072101400 (10 октября 1947 г.) в Японском центре азиатских исторических записей (JACAR) (на японском языке)
Ссылки
[ редактировать ]- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Уитли, MJ (1988). Эсминцы Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-326-1 .
- Домагальски, Джон Дж. (2012). Затонул в заливе Кула: последний рейс военного корабля США «Хелена» и невероятная история ее выживших во Второй мировой войне . Potomac Books Inc. ISBN 978-1-59797-839-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эсминцы класса Кагеро
- Эсминцы Японии времен Второй мировой войны
- Корабли битвы за Мидуэй
- Корабли, потопленные американскими подводными лодками
- Кораблекрушения в море Сулу
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- корабли 1940 года
- Морские инциденты в июне 1944 г.
- Корабли постройки Fujinagata Shipyards