Японский авианосец Тайхо
![]() | |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Taihō (大鳳Тайхо |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Хиё Класс |
Преемник | Унрю Класс |
Построен | 1941–1944 |
В комиссии | 7 марта - 19 июня 1944 г. |
Завершенный | 1 |
Потерянный | 1 |
История | |
![]() | |
Имя | Тайхо |
Строитель | Верфь Кавасаки Кобе |
Заложен | 10 июля 1941 г. |
Запущен | 7 апреля 1943 г. |
Введен в эксплуатацию | 7 марта 1944 г. |
пораженный | август 1945 г. |
Судьба | Затонул в бою в Филиппинском море , 19 июня 1944 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Тайхо класса Авианосец |
Смещение | 29 770 длинных тонн (30 248 т ) ( стандарт ) |
Длина | 260,6 м (855 футов 0 дюймов) |
Луч | 27,4 м (89 футов 11 дюймов) |
Черновик | 9,6 м (31 фут 6 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 4 × паровые турбины с редуктором |
Скорость | 33,3 узла (61,7 км/ч; 38,3 миль в час) |
Диапазон | 10 000 миль (19 000 км; 12 000 миль) на скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час) |
Дополнить | 1,751 |
Вооружение |
|
Броня | |
Самолет перевезен | 65 в бою (53–82 по плану) |
Авиационные объекты |
|
Тайхо ( 大鳳 , « Великий Феникс ») — авианосец Императорского флота Японии во время Второй мировой войны. Обладая тяжелой поясной броней и бронированной полетной палубой (впервые среди японских авианосцев ), он представлял собой серьезный отход от предыдущей конструкции японского авианосца и, как ожидалось, не только выживал при множественных попаданиях бомб, торпед или снарядов, но и продолжал после этого эффективно борюсь.
Построенный компанией «Кавасаки» в Кобе, он был заложен 10 июля 1941 года, спущен на воду почти два года спустя, 7 апреля 1943 года, и окончательно вступил в строй 7 марта 1944 года. Он затонул 19 июня 1944 года во время битвы в Филиппинском море из- за взрывов, возникших в результате взрыва. недостатки конструкции и плохой контроль повреждений после попадания единственной торпеды с американской подводной лодки USS Albacore .
Дизайн
[ редактировать ]

Тайхо был одобрен к строительству в рамках 4-й дополнительной программы 1939 года . Ее дизайн представлял собой модифицированный Сёкаку . В соответствии с Модифицированной программой пополнения флота 1942 года «Тайхо» должен был стать первым из нового поколения японских авианосцев, в которое входили «Тайхо» , 15 модифицированной конструкции «Хирю» (которые превратились в «Унрю» класс ) и пять улучшенных «Тайхо». дизайн (проект Г-15). [ 1 ]
Халл
[ редактировать ]Тайхо варьировалась от 55 мм (2,2 дюйма) рядом с оборудованием до ватерлинии Броня 152 мм (6 дюймов) вокруг магазинов. Броня ниже ватерлинии была рассчитана на заряд 300 кг (660 фунтов). [ нужна ссылка ]
Вес Тайхо брони настолько глубоко погрузил ее корпус, что нижняя палуба ангара едва превышала грузовую ватерлинию , а днища двух лифтовых колодцев (которые образовывали крыши ее носовых и кормовых авиационных топливных баков) были фактически ниже ватерлинии. . Этот последний факт сыграл важную роль в ее последующем разрушении во время битвы в Филиппинском море .
Авиационные топливные баки «Тайхо » были лишь частично защищены броней, поскольку военно-морские конструкторы ранее решили обеспечить большую защиту бомбовых и торпедных магазинов своих авианосцев. Причиной гибели корабля оказались пустые воздушные пространства вокруг цистерн с авиационным топливом; все последующие японские авианосцы были залиты бетоном для защиты от осколков и ударных повреждений, [ нужна ссылка ] хотя в конечном итоге Тайхо затонул из-за плохой борьбы с повреждениями .
Чтобы улучшить мореходность и улучшить поток воздуха над носовой частью палубы, нос Тайхо авианосцы был покрыт пластинами до уровня кабины экипажа, что придало ему внешний вид, похожий на британские . Illustrious класса
Машины
[ редактировать ]( л.с. Восемь жидкотопливных котлов Kampon RO-GO компании Taihō имели мощность 160 000 120 000 кВт). Каждая из четырех паровых турбин «Кампона» была связана с отдельными гребными валами. Ее максимальная скорость составляла 33,3 узла (61,7 км/ч ; 38,3 миль в час ). Тайхо в 5700 коротких тонн (5200 т) давал ей Максимальный запас мазута радиус действия 10 000 миль (19 000 км ; 12 000 миль ) при скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час). [ 2 ]
Тайхо имел два руля направления, расположенные вдоль продольной осевой линии корабля: полусбалансированный главный руль (названный так потому, что часть руля направления находится перед шарнирной осью и, следовательно, требует меньшего усилия для поворота), расположенный за кормой, и несбалансированный вспомогательный руль. руль направления впереди основного руля направления. Оба поворачивались с помощью рулевых механизмов с электрогидравлическим приводом, но вспомогательный руль направления также можно было поворачивать с помощью дизельного двигателя в случае повреждения основного рулевого механизма. [ 3 ]
Кабина экипажа
[ редактировать ]Тайхо был первым японским авианосцем с бронированной полетной палубой , рассчитанной на то, чтобы выдерживать несколько попаданий 500-килограммовой (1100 фунтов) бомб с минимальными повреждениями. Толщина брони незначительно варьировалась в пределах 75–80 мм (3,0–3,1 дюйма) и образовывала защитную крышку над закрытым верхним ангаром, стороны и концы которого не были бронированы. Пол верхнего ангара также не был бронирован, но нижняя палуба ангара имела обшивку толщиной 32 мм (1,3 дюйма). [ 4 ] Тайхо Кабина экипажа длиной 263 м (862 фута 10 дюймов) и шириной 30 м (98 футов 5 дюймов) имела самую большую общую площадь среди всех японских авианосцев до завершения строительства Синано и была смещена на 2 м (6 футов 7 дюймов). в) в порт, чтобы компенсировать вес ее островной конструкции. [ 5 ] В отличие от всех довоенных японских авианосцев, . досками кабина экипажа Тайхо не была обшита деревянными Вместо этого стальная палуба была покрыта недавно разработанным латексным покрытием толщиной примерно 6 мм (0,24 дюйма). Это давало несколько преимуществ по сравнению с древесиной: оно было дешевле, экономило вес, требовало меньше человеко-часов на обработку и с меньшей вероятностью мешало воздушным операциям в случае незначительного повреждения. С другой стороны, материал обладал лишь посредственными противоскользящими свойствами и со временем имел тенденцию становиться хрупким и растрескиваться. [ 6 ]
Четырнадцать тормозных тросов с гидравлическим приводом были распределены по кабине экипажа поперек между носовым и кормовым рулями высоты. Тайхо также имел три аварийных барьера с гидравлическим приводом, предназначенные для резкой остановки любого самолета, не зацепившегося за страховочный трос при приземлении. Два были расположены рядом с островом, а один - в носовой части. [ 7 ] Тайхо был оборудован двумя большими бронированными лифтами грузоподъемностью 100 тонн (102 т), способными перемещать самолеты массой до 7,5 тонн (8 т) между палубами. Лифты были расположены на большом расстоянии друг от друга: один в дальней кормовой части корабля, а другой в носовой части острова. Первоначально планировалось установить третий лифт на миделе корабля, но из-за срочности военного времени он был исключен из окончательного проекта, что позволило сэкономить время и материалы. Лифты имели примерно пятиугольную форму: кормовой лифт имел длину 14 м (45 футов 11 дюймов) и ширину 14 м (45 футов 11 дюймов). Передний руль высоты был немного меньше по ширине. Подъем самолета из нижней палубы ангара в кабину экипажа занимал примерно 15 секунд, а опускание - примерно 15 секунд. [ 8 ]
Ангары
[ редактировать ]Тайхо Верхний и нижний ангары имели длину примерно 150 м (492 фута 2 дюйма) и высоту 5 м (16 футов 5 дюймов). Верхний ангар был на 1 м (3 фута 3 дюйма) шире нижнего. Истребители обычно размещались в средней и передней частях верхнего ангара и поднимались на уровень кабины экипажа с помощью носового лифта для облегчения более быстрого управления. Пикирующие бомбардировщики занимали оставшиеся места в верхнем ангаре, а торпедоносцы размещались в нижнем ангаре. Имея большую взлетную массу и более длинный разбег, чем у истребителей, эти самолеты поднимались в кабину экипажа с помощью кормового лифта, где их затем можно было заметить как можно дальше назад. [ 5 ]
В целях пожарной безопасности два ангара авианосца были разделены на секции (пять верхних и четыре нижних), разделенные огнезащитными тканевыми шторами. Завесы предназначались для ограничения подачи воздуха и задержки распространения пожара, возникающего на палубах ангара. Дополнительную защиту от пожара обеспечивала система распыления пены, питаемая двумя рядами труб и форсунок, идущих вдоль стен и концов ангаров. Нижний ангар также мог быть затоплен углекислым газом, где вероятность накопления паров топлива была наибольшей. [ 9 ]
Тайхо Первоначальный проект предусматривал установку двух катапульт на ее носовой части для взлета с механическим приводом. Императорский флот Японии не разработал работоспособную катапульту для палуб авианосцев Тайхо Однако, поскольку к моменту постройки , в конечном итоге они были исключены из требований. Вместо этого IJN решил использовать при необходимости взлетное устройство с ракетным приводом (RATOG). Он состоял из двух твердотопливных ( кордитовых ) ракет, прикрепленных к обеим сторонам фюзеляжа самолета. Создав тягу 700 кгс (1500 фунтов силы) в течение трех секунд, они смогли поднять самолет в воздух на гораздо меньшее расстояние, чем обычно требуется. [ 10 ]
По борту Тайхо левому , рядом с кормовым лифтом, стоял складной кран грузоподъемностью 4 длинных тонны (4 т). Когда он не используется, его можно сложить и опустить ниже уровня кабины экипажа через отверстие в палубе, тем самым устраняя потенциально опасное препятствие во время воздушных операций. [ 5 ]
Тайхо Единственная большая воронка , встроенная в остров, была расположена под углом 26 ° от вертикали к правому борту и отводила выхлопные газы корабля далеко за пределы кабины экипажа. Эта схема, нетипичная для большинства японских авианосцев, была аналогична той, которая успешно применялась на Джуньо и Хиё и позже была повторена на Синано . [ 11 ]
Три прожектора Тип 96 были расположены по внешним краям кабины экипажа: два по левому борту и один по правому борту, сразу за островом. Как и складной кран, их можно было опустить ниже уровня кабины экипажа, чтобы не мешать нормальной полетной деятельности. Четвертый прожектор был установлен на правом борту острова авианосца на выступающем спонсоне. [ 12 ]
Вооружение
[ редактировать ]Вооружение Тайхо . состояло из 12 совершенно новых калибра Type 98 зенитных орудий 100 мм (3,9 дюйма) / 65 , расположенных в шести двухорудийных башнях: три по левому борту и три по правому борту Орудия имели электрогидравлический привод; однако в случае сбоя питания они могут работать вручную с пониженной эффективностью. При экипаже из 11 человек средняя скорострельность составляла 15 выстрелов в минуту при максимальной эффективной горизонтальной дальности 14 км (7,6 морских миль; 8,7 миль) и максимальной эффективной вертикальной дальности 11 км (5,9 морских миль; 6,8 миль). [ 13 ]
Кроме того, Тайхо нес 17 тройных 25-мм (1 дюйм) зенитных пушек (всего 51 ствол). Шестнадцать из них были установлены на спонсонах чуть ниже уровня кабины экипажа: восемь слева, шесть справа и два в корме. 17-й отряд располагался на летной палубе прямо перед островом. Тройные установки имели электрический привод (хотя было возможно ручное управление) и обычно требовали экипажа из девяти человек. Они имели практическую скорострельность 110–120 выстрелов в минуту и максимальную эффективную дальность стрельбы 3 км (1,6 морских миль; 1,9 мили). 25-мм (1 дюйм) пушка Тип 96 была стандартным малокалиберным зенитным орудием ВМС Японии с 1936 года до конца войны в 1945 году и представляла собой адаптацию французской конструкции. [ 14 ] Кроме того, имелось 25 переносных орудий Тип 96, которые обычно подвешивались на стенах ангара, а после вылета самолета закреплялись на металлических креплениях, которые обычно удерживали самолет на палубе.
Тайхо имел два трехосно стабилизированных устройства управления огнем Тип 94 : один был установлен на кабине экипажа перед островом, а другой - на миделе корабля по левому борту, чуть ниже уровня кабины экипажа. Они управляли 100-мм (3,9 дюйма) орудийными башнями и имели электрогидравлический привод. [ 15 ] 25-мм (1 дюйм) тройные пушки управлялись семью установками управления огнем Тип 95, каждая из которых могла вести огонь из двух или трех установок. [ 16 ]
Радар
[ редактировать ]проект Тайхо Первоначальный не предусматривал установку радара, поскольку в начале войны в сентябре 1939 года Императорский флот Японии не располагал корабельными радарами для управления огнем или воздушным поиском. Лишь в январе 1941 года, когда в Китай прибыла техническая миссия японского военно-морского флота, Германия, узнал ли IJN, что европейские страны используют импульсный радар в боевых целях? В августе того же года военно-морское министерство инициировало экстренный план по ускорению разработки радаров, результатом которого стали (среди прочих) радары воздушного поиска Тип 21 и Тип 13. [ 17 ]
До завершения строительства в 1944 году Тайхо был оснащен двумя радарами воздушного поиска Тип 21, один из которых был установлен на вершине острова на платформе управления зенитной системой, а другой - на нижней палубе мостика в кормовой части острова. На ней также был установлен один комплект воздушного поиска Тип 13 с антенной, установленной на сигнальной мачте над мостиком. Тип 21 имел максимальную эффективную дальность действия 80 миль (150 км; 92 мили), а Тип 13 имел дальность действия 54 миль (100 км; 62 мили). [ 18 ]
Самолет
[ редактировать ]Запланированный Тайхо воздушный состав значительно менялся на протяжении всего проекта и конструкции. Первоначально предполагалось, что на ее борту будет 126 самолетов (из них 30 в резерве). Позже это число сократили до 64, снова увеличили до 78 и, наконец, сократили до 53. Одной из причин расхождения в цифрах было (в отличие от Соединенных Штатов) то, что Императорский флот Японии не настаивал на том, чтобы его авианосные самолеты имели наименьшие размеры. возможный сложенный размах крыльев (у многих конструкций они складываются только вблизи законцовок, а у пикирующего бомбардировщика Yokosuka D4Y Suisei крылья вообще не складываются). Вместимость ее самолетов также была изменена с учетом предыдущего военного опыта и того факта, что Тайхо , как ожидалось, будет нести более крупные самолеты-носители новой модели, которые все еще находились в стадии разработки на момент ее постройки: 24 Mitsubishi A7M2 Reppu «Sam» истребителя , 25 Aichi B7A2 Ryusei ». «Грейс» Торпедоносец — пикирующие бомбардировщики и четыре Nakajima C6N1 Saiun «Myrt» самолета-разведчика . Поскольку ни один из этих типов не был доступен на момент ввода в эксплуатацию, Тайхо вышел в море на самолетах старой модели. [ 19 ]
До 13 июня 1944 года на борту Тайхо было 65 самолетов: 22 истребителя Mitsubishi A6M5 Reisen (Zero), 22 пикирующих бомбардировщика Yokosuka D4Y1 Suisei "Judy" (из которых четыре были разведывательными типами D4Y1-C), три пикирующих бомбардировщика Aichi D3A 2 "Val". бомбардировщики и 18 Накадзима B6N2 Тензан «Джилл» торпедоносцы. Однако к 19 июня 1944 года, в день сражения в Филиппинском море, она уже потеряла девять самолетов по разным причинам, и для реального боя осталось всего 56 самолетов. [ 20 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Битва в Филиппинском море
[ редактировать ]
«Тайхо» был официально введен в эксплуатацию 7 марта 1944 года. После нескольких недель эксплуатационных испытаний во Внутреннем море Японии он был отправлен в Сингапур и прибыл туда 5 апреля. Затем Тайхо была переведена на Лингга-Роудс , военно-морскую якорную стоянку у Суматры , где она присоединилась к авианосцам-ветеранам Сёкаку и Дзуйкаку в Первой авианосной дивизии Первых мобильных сил. Все три авианосца участвовали в разработке новых авиагрупп, отрабатывая операции по запуску и восстановлению, а также выступая в качестве целей для имитационных воздушных атак, проводимых с аэродромов Сингапура их собственными самолетами. [ 21 ] 15 апреля вице-адмирал Дзисабуро Одзава официально перенес свой флаг с Сёкаку на Тайхо, чтобы воспользоваться обширными командными возможностями авианосца. Вскоре после этого Первые мобильные силы покинули Линггу и 14 мая прибыли в Тави-Тави у Борнео, где флот мог напрямую дозаправиться неочищенной сырой нефтью с острова Таракан и дождаться выполнения запланированного Кантай Кессен («решающее сражение»), известного как операция. НАЗАД. [ 22 ]
Когда удары американских авианосцев по Марианским островам показали, что вторжение на Сайпан неизбежно, штаб Объединенного флота Японии 11 июня начал операцию A-GO. Тайхо и остальная часть Первого мобильного отряда Одзавы покинули Тави-Тави 13 июня, пройдя через Филиппинские острова и взяв курс на Сайпан, чтобы атаковать американские авианосные силы, действующие поблизости. [ 22 ]
Судьба
[ редактировать ]
19 июня 1944 года «Тайхо» был одним из девяти японских авианосцев, участвовавших в битве в Филиппинском море . В 07:45 он развернулся против ветра, чтобы нанести свой вклад (16 Зеро, 17 пикирующих бомбардировщиков «Джуди» и 9 торпедоносцев «Джилл») во вторую волну атаки Одзавы. Когда Тайхо самолеты кружили над головой, чтобы выстроиться, американская подводная лодка USS Albacore , которая ранее этим утром заметила авианосцы Одзавы, достигла идеальной позиции для атаки и выпустила по авианосцу серию из шести торпед. Один из Тайхо ударных пилотов , уорент-офицер Сакио Комацу, увидел следы торпеды, нарушил строй и намеренно пикировал свой самолет на путь одной торпеды; оружие взорвалось недалеко от цели [ 23 ] и четыре из оставшихся пяти промахнулись. Однако шестая торпеда нашла свою цель, и в результате взрыва пробил корпус авианосца по правому борту, прямо перед островом. В результате удара также были повреждены авиационные топливные баки и застрял носовой лифт между кабиной экипажа и верхней палубой ангара.
Когда корабль опустился на 1,5 м (5 футов) по носу из-за наводнения, передняя яма лифта была заполнена смесью морской воды, мазута и авиационного бензина, Тайхо капитан незначительно снизил скорость на полтора узла, чтобы замедлить скорость. попадание забортной воды в корпус, куда попала торпеда. Поскольку пожаров не возникло, вице-адмирал Одзава приказал, чтобы открытая шахта лифта была обшита досками группой по устранению повреждений кабины экипажа, чтобы обеспечить возможность возобновления нормальных полетов. К 09:20 с использованием деревянных скамеек и столов из старшин-офицерской и матросской столовых эта задача была выполнена. [ 24 ] Затем Одзава запустил еще две волны самолетов. [ 24 ]
Тем временем вытекший авиационный бензин, скопившийся в передней яме лифта, начал испаряться , и вскоре пары распространились по верхней и нижней палубам ангара. Экипаж осознал опасность, но из-за недостаточной подготовки, отсутствия практики или некомпетентности их действия оказались безрезультатными. Они провалили попытку откачать поврежденный лифтовой колодец и не смогли залить топливо пеной из системы пожаротушения ангара. [ 25 ]
Поскольку ангары Тайхо были полностью закрытыми, механическая вентиляция была единственным средством удаления загрязненного воздуха и замены его свежим. С обеих сторон секций ангара № 1 и № 2 были открыты ворота вентиляционных каналов и на время опущен кормовой лифт авианосца, чтобы попытаться увеличить осадку. Но это не дало заметного эффекта, и около полудня воздушные операции возобновились, что потребовало периодического подъема лифта по мере подъема самолетов в кабину экипажа. В отчаянии аварийно-спасательные группы выбили молотками стекла в иллюминаторах корабля. [ 25 ]
Тонущий
[ редактировать ]офицер по устранению аварий Тайхо Главный в конце концов приказал переключить общую систему вентиляции корабля на полную мощность и, где это возможно, открыть все двери и люки, чтобы попытаться избавить корабль от дыма. Однако это привело лишь к насыщению участков, ранее не подвергавшихся воздействию паров, и увеличило вероятность случайного или самопроизвольного возгорания. [ 24 ] [ 25 ] Около 14:30 того же дня, через 6,5 часов после первого попадания торпеды, Тайхо потряс сильный взрыв. Старший штабной офицер на мостике увидел, как взлетная палуба поднялась, и борта корабля взорвались. Тайхо вышел из строя и начал оседать в воде, явно обреченный. Хотя адмирал Одзава хотел затонуть вместе с кораблем, его штаб уговорил его выжить и передать свой флаг крейсеру « Хагуро» . Взяв портрет императора , Одзава переправился в Хагуро на эсминце . После того, как он ушел, Тайхо был разорван вторым оглушительным взрывом и затонул кормой первым в 16:28, унеся с собой 1650 офицеров и солдат из 2150 человек. [ 24 ] [ 26 ] [ 27 ]
Она затонула по координатам 12 ° 05' с.ш., 138 ° 12' в.д. / 12,083 ° с.ш., 138,200 ° в.д. .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рейнольдс (1968), стр.61
- ^ Альберг/Ленгерер, стр.5
- ^ Альберг/Ленгерер, стр.6
- ^ Браун, стр.29
- ^ Jump up to: а б с Альберг/Ленгерер, стр.12
- ^ Альберг/Ленгерер, стр.74
- ^ Альберг/Ленгерер, стр. 23.
- ^ Альберг/Ленгерер, стр. 13.
- ^ Браун, с. 6
- ^ Альберг/Ленгерер, с. 14
- ^ Стертон, с. 183
- ^ Альберг/Ленгерер, стр. 62.
- ^ Альберг/Ленгерер, стр.49
- ^ Альберг/Ленгерер, стр.53
- ^ Альберг/Ленгерер, стр.58
- ^ Альберг/Ленгерер, стр.61
- ^ Альберг/Ленгерер, стр.64
- ^ Фридман, стр.207.
- ^ Альберг/Ленгерер, стр.32
- ^ Альберг/Ленгерер, стр.48
- ^ Эванс, стр.304
- ^ Jump up to: а б Альберг/Ленгерер, стр.84
- ^ Рейнольдс (1968), стр.192
- ^ Jump up to: а б с д «Альбакор» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 6 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Альберг/Ленгерер, стр.91
- ^ Альберг/Ленгерер, стр.93
- ^ Тупой, стр.320
Библиография
[ редактировать ]- Альберг, Ларс; Ленгерер, Ганс (2008). Энциклопедия боевых кораблей 40, Тайхо, том 2 . Эй Джей Пресс.
- Браун, Дэвид (1977). Факты о Второй мировой войне: авианосцы . Издательство Арко.
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии (1941–1945) . Издательство Военно-морского института.
- Эванс, Дэвид, изд. (1986). Японский флот во Второй мировой войне; Одзава в Тихом океане: опыт младшего офицера Минору Номура . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института.
- Фридман, Норман (1981). Военно-морской радар . Конвей Мэритайм Пресс.
- Рейнольдс, Кларк Г. (1968). Быстрые перевозчики; Создание воздушного флота . Нью-Йорк, Торонто, Лондон, Сидней: Книжная компания McGraw-Hill.
- Стертон, Ян (1980). "Япония". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Тиллман, Барретт (2005). Столкновение авианосцев: правдивая история расстрела Марианских островов и Турции во время Второй мировой войны . НАЛ Калибр.
- И'Блад, Уильям Т. (1981). Заход красного солнца: битва в Филиппинском море . Издательство Военно-морского института. ISBN 9780870215322 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «IJN Тайхо: табличный отчет о движении» . Паршалл, Джон; Боб Хакетт, Сандер Кингсепп и Эллин Невитт . Проверено 22 мая 2010 г.
- Корабли постройки Kawasaki Heavy Industries
- корабли 1943 года
- Авианосцы Императорского флота Японии
- Авианосцы Японии времен Второй мировой войны
- Авианосец горит
- Корабли, потопленные американскими подводными лодками
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Филиппинском море
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Тихом океане
- Морские инциденты в июне 1944 г.