И-201 Подводная лодка класса
Сентака И-202 на высокой надводной скорости
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Дальний военно-морской арсенал |
Операторы | Императорский флот Японии |
Предшественник | И-400 Подводная лодка класса |
Подклассы |
|
Построен | 1945 |
В эксплуатации | 1945 |
В комиссии | 1945 |
Планируется | 23 |
Завершенный | 3 |
Списано | 3 |
Общие характеристики | |
Тип | Подводная лодка |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч |
|
Высота | 7 м (23 фута) (от киля до главной палубы) |
Движение |
|
Скорость |
|
Диапазон | |
Глубина испытания | 110 м (360 футов) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Подводные I-201 ( I лодки класса ) -ni-hyaku-ichi-gata sensuikan — подводные лодки Императорского флота Японии во время Второй мировой войны . Эти субмарины имели усовершенствованную конструкцию, были построены для высокой подводной скорости и были известны как «Сентака-». Подводная лодка типа Дай ( подводная лодка большая подводная лодка , Сен-Така-Дай-гата сэнсуикан, «Подводная лодка высокоскоростного типа большого размера» ) или подводная лодка типа Сентака ( подводная лодка типа подводная лодка , Сен-Така-гата сэнсуикан ) , «Подводная лодка высокоскоростного типа» ). Название типа было сокращено до Suichū Sen suikan Ō - gata ( Подводная высокоскоростная большого подводная лодка soku Kō типа ) . [ 1 ]
Это были одни из самых быстрых подводных лодок, построенных во время Второй мировой войны, уступающие только Walter Type XVII подводным лодкам замкнутого цикла . Двадцать три единицы были заказаны Военно-морскому арсеналу Куре по программе строительства 1943 года. Из-за ухудшения военной обстановки было заложено всего восемь лодок, а только три, под номерами И-201 , И-202 и И-203 до конца войны были достроены . Ни один из них не видел боевого применения.
Фон
[ редактировать ]В 1938 году Императорский флот Японии построил для оценочных целей экспериментальную высокоскоростную подводную лодку, которая получила обозначение «Корабль номер 71» ( 第71号艦 ) в целях безопасности . Основываясь на предыдущем опыте эксплуатации высокоскоростных сверхмалых подводных лодок малой дальности, номер 71 имел водоизмещение всего 230 тонн в надводном положении и длину 140 футов (43 м). Она могла развивать подводную скорость более 21 узла (39 км/ч; 24 мили в час), что делало ее самой быстрой подводной лодкой своего времени. Результаты экспериментов с номером 71 легли в основу подводных лодок класса И-201. [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]К концу 1942 года для IJN стало очевидно, что обычные подводные лодки не могут противостоять новым методам противолодочной обороны , поступающим на вооружение, таким как радар , HF / DF , гидролокатор и новые проекторы глубинных бомб . Требовались новые подводные лодки с более высокой подводной скоростью, чем надводной, способностью быстрого погружения, бесшумным подводным ходом и большим подводным радиусом действия.
Генеральный штаб IJN сделал официальный запрос на быстроходные подводные лодки в октябре 1943 года, и среди кораблей, которые планировалось построить в 1944 году и были построены в 1945 году, были 23 «подводные высокоскоростные подводные лодки» ( Сэнтака ), временно получившие обозначение «Корабли № 4501–4523». .
Окончательные требования Генерального штаба были изложены в Приказе № 295 от 29 октября 1943 года Техническому управлению ВМФ. В их число входила подводная скорость 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час), которая была снижена до 20 узлов (37 км/ч; 23 мили в час) по практическим соображениям. Тем не менее, это были самые быстроходные подводные лодки Второй мировой войны, опережавшие даже немецкие « Тип XXI» . [ 3 ]
Для удовлетворения требования высокой подводной скорости конструкторам пришлось:
- Принять однокорпусную конструкцию
- Расположите главный балластный танк выше, чем у предыдущих подводных лодок, чтобы обеспечить более высокий центр тяжести и улучшить динамическую устойчивость.
- Придание прочному корпусу и обшивке обтекаемой формы.
- Сделайте боевую рубку как можно меньше
- Замените стационарные палубные орудия выдвижными установками, размещаемыми в закрытых нишах при погружении в воду.
- Используйте стальные пластины для верхней палубы, а не деревянные.
- Установить систему подводной зарядки ( шноркель )
- Установите большие горизонтальные поверхности управления на корме вместо более обычных носовых пикирующих самолетов; это улучшило курсовую устойчивость и могло уменьшить сопротивление, вызванное турбулентностью. [ 4 ]
- Уменьшить экипаж и жилые помещения для обеспечения места для аккумуляторной батареи; Сен -Така был спроектирован для экипажа из 31 человека, по сравнению с аналогичными по размеру Сен-Чу (54) и Кай Дай 1 (60) типов (на практике СенТака нуждался в экипаже из 50 человек, когда он вступил в строй, что приводит к непредвиденным жилищным проблемам).
- Ограничить вооружение, в том числе для экономии места; « Сен-Така» имела то же торпедное вооружение, что и меньшая подводная лодка «Сен-Чу 2-го класса», и лишь вдвое меньше, чем сопоставимая подводная лодка 1-го класса «Кайдай» . Кроме того, у «Сен-Така» не было палубного орудия, а зенитное вооружение приходилось удерживать в выдвижных креплениях, что требовало пространства в корпусе, чтобы удовлетворить требованиям обтекаемости.
Класс I-201 мало напоминал более ранние лодки I-boat, которые были оптимизированы для дальнего плавания и высокой надводной скорости. Напротив, И-201 делал акцент на подводных характеристиках. Он отличался мощными электродвигателями, цельносварным корпусом обтекаемой формы и аккумулятором большой емкости, состоящим из 4192 элементов. Максимальная подводная скорость 19 узлов (35 км/ч) была вдвое выше, чем у современных американских моделей. И -201 , как и другие японские подводные лодки того периода, [ 5 ] были также оснащены грубой трубкой , позволяющей работать под водой с дизелем во время подзарядки аккумуляторов.
И-201 водоизмещением 1291 тонну в надводном положении и 1451 тонну в подводном. Глубина испытаний составляла 360 футов (110 м). диаметром 53 см (21 дюйм) Вооружение состояло из четырех торпедных аппаратов и 10 Тип 95 торпед . Две 25-мм зенитные пушки размещались в выдвижных установках для сохранения обтекаемости. Подводная лодка проектировалась для серийного производства: большие секции собирались на заводах и транспортировались на стапель для окончательной сборки.
Судьба
[ редактировать ]Две подводные лодки, I-201 и I-203 , были захвачены и досмотрены ВМС США по окончании боевых действий. Они входили в группу из четырех захваченных подводных лодок, включая гигантские I-400 и I-401 , которые были отправлены на Гавайи техническими специалистами ВМС США для дальнейшей проверки.
26 марта 1946 года ВМС США решили затопить эти захваченные японские подводные лодки, чтобы предотвратить попадание технологии в руки Советского Союза. 5 апреля 1946 года И-202 был затоплен в водах Японии. 21 мая 1946 года I-203 был торпедирован и потоплен подводной лодкой USS Caiman у Гавайских островов. 23 мая 1946 года I-201 был торпедирован и потоплен авианосцем USS Queenfish . Лаборатория подводных исследований Гавайев обнаружила затонувший I-201 недалеко от Гавайских островов с помощью подводного корабля в 2009 году. [ 6 ]
Лодки в классе
[ редактировать ]Подкласс | Лодка # | Лодка | Строитель | Заложен | Запущен | Завершенный | Выведен из эксплуатации | Судьба |
I-201 (Пр. S56 3 ) |
4501 | I-201 [ 7 ] | Дальний военно-морской арсенал | 1 марта 1944 г. | 22 июля 1944 г. | 2 февраля 1945 г. | 30 ноября 1945 г. | Потоплен в качестве цели у Гавайских островов авианосцем USS Queenfish 23 мая 1946 года. |
4502 | И-202 | 1 мая 1944 г. | 2 сентября 1944 г. | 12 февраля 1945 г. | 30 ноября 1945 г. | Затоплен ВМС США у островов Гото 5 апреля 1946 года. | ||
4503 | I-203 | 1 июня 1944 г. | 20 сентября 1944 г. | 29 мая 1945 г. | 30 ноября 1945 г. | Потоплен в качестве цели у Гавайских островов авианосцем USS Caiman 21 мая 1946 года. | ||
4504 | I-204 | 1 августа 1944 г. | 16 декабря 1944 г. | Готовность на 90%, потоплена в результате воздушного налета 22 июня 1945 г., поднята и списана в Куре, февраль – май 1948 г. | ||||
4505 | I-205 | 4 сентября 1944 г. | 15 февраля 1945 г. | Готовность на 80%, потоплен в результате воздушного налета 28 июля 1945 г., поднят и списан в Куре, май – август 1948 г. | ||||
4506 | I-206 | 27 октября 1944 г. | 26 марта 1945 г. | Завершено на 85%, строительство остановлено 26 марта 1945 г., списано в Куре, октябрь 1946 г. - январь 1947 г. | ||||
И-207 (пр. С56Б) |
4507 | И-207 | 27 декабря 1944 г. | Завершено на 20%, строительство остановлено 17 апреля 1945 г., списано в Куре, апрель – май 1946 г. | ||||
4508 | I-208 | 17 февраля 1945 г. | Завершено на 5%, строительство остановлено 17 апреля 1945 г., списано в Куре в апреле – мае 1946 г. вместе с I-207. [ 8 ] | |||||
4509-4523 | Строительство не началось до конца войны. |
Влияния
[ редактировать ]Конструкция и технология I-201 повлияли на Морских сил самообороны Японии JDS Oyashio (1959).
В художественной литературе
[ редактировать ]Отремонтированный I-203 используется персонажами фильма «Ад и паводок» (1954).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ 半 高大 читается как «Сэнтака-Дай», но высокая скорость читается как «Ко-соку», а большая — как «О-гата» на японском языке.
- ^ Тихо, стр. 38.
- ^ Стилле, Марк. Подводные лодки Императорского флота Японии 1941-45 (Оспри, 2007), стр.38.
- ^ Длиннее, стр. 62.
- ^ Стилле, стр. 35 и др .
- ^ Фонтан Генри (14 ноября 2009 г.). «У Гавайев найдены две затонувшие японские подводные лодки» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 14 ноября 2009 г.
- ^ . I 201 Sensuikan -Gō Dai - То же самое применяется и в дальнейшем
- ^ Длиннее, стр. 75.
Ссылки
[ редактировать ]- Ленгерер, Ганс (2006). «Быстроходные подводные лодки класса I 201». Военный корабль . 28 . Книги Кризалис: 59–77.
- Стилле, Марк; Тони Брайан (2007). Подводные лодки Императорского флота Японии, 1941-45 гг . Издательство Оспри. ISBN 978-1-84603-090-1 .
- Стилле, Марк. Подводные лодки Императорского флота Японии, 1941-45 гг . Оспри, 2007.
- « Рекиси Гунзо » . , История войны на Тихом океане, том 17. Подводные лодки I-Gō , Gakken (японское издательство), январь 1998 г., ISBN 4-05-601767-0
- Maru Special, Японские военно-морские корабли № 132, японские подводные лодки I , Усио Сёбо (японское издательство), февраль 1988 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]