Японский крейсер Асама
![]() Раскрашенная фотография Асамы на якоре, Плимут , 1902 год.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Асама |
Тезка | Гора Асама |
Награжден | 6 июля 1897 г. |
Строитель | Армстронг Уитворт , Великобритания |
Заложен | 20 октября 1896 г. |
Запущен | 21 марта 1898 г. |
Завершенный | 18 марта 1899 г. |
Выведен из эксплуатации | 30 ноября 1945 г. |
реклассифицирован |
|
Судьба | Списан , 1947 год. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Асама типа Броненосный крейсер |
Смещение | 9710 т (9560 длинных тонн ) |
Длина | 134,72 м (442 фута) ( о/а ) |
Луч | 20,48 м (67 футов 2 дюйма) |
Черновик | 7,43 м (24 фута 5 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 паровые машины тройного расширения |
Скорость | 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) |
Диапазон | 10 000 миль (19 000 км; 12 000 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 676 |
Вооружение |
|
Броня |
|
«Асама» ( 淺間 ) был головным кораблем своего класса ( броненосных крейсеров Sōkō jun’yōkan ), построенных для Императорского флота Японии (IJN) в конце 1890-х годов. Поскольку у Японии не было промышленных мощностей для строительства таких военных кораблей, корабль был построен в Великобритании. Она участвовала в Русско-японской войне 1904–05, во время которой участвовала в битве при заливе Чемульпо и битве на Желтом море ей не повезло без повреждений, хотя во время Цусимской битвы . В начале Первой мировой войны «Асама» безуспешно искала немецких торговых рейдеров, пока в начале 1915 года она не была серьезно повреждена, когда села на мель у побережья Мексики. Ремонт занял более двух лет, и в основном она использовалась в качестве учебного корабля для остальной части ее карьера. Корабль совершил в общей сложности 12 учебных походов, прежде чем он был поврежден после того, как снова сел на мель в 1935 году. Затем «Асама» стала стационарным учебным кораблем, пока не была разбита на части в 1946–1947 годах.
Предыстория и описание
[ редактировать ]План расширения военно-морского флота 1896 года был составлен после Первой китайско-японской войны и включал четыре броненосных крейсера в дополнение к еще четырем линкорам, все из которых пришлось заказывать на британских верфях, поскольку у Японии не было возможности построить их самостоятельно. Дальнейшее рассмотрение российской программы строительства заставило IJN поверить в то, что заказанных по первоначальному плану линкоров будет недостаточно для противодействия Императорскому флоту России . Бюджетные ограничения не позволили заказать больше линкоров, и IJN решил увеличить количество заказываемых более доступных броненосных крейсеров с четырех до шести кораблей. Пересмотренный план широко известен как «Флот шести-шести». [ 1 ] В отличие от большинства своих современников, которые были созданы для торговых набегов или защиты колоний и торговых путей, Асама и ее сводные сестры предназначались для разведки флота и использования на передовой . [ 2 ]
Корабль имел общую 124,36 метра (408 футов) длину 134,72 метра (442 фута) и длину между перпендикулярами . У нее была ширина 20,48 метра (67 футов 2 дюйма) и средняя осадка 7,43 метра (24 фута 5 дюймов). Asama Водоизмещение составляет 9 710 метрических тонн (9 560 длинных тонн ) при нормальной нагрузке и 10 519 метрических тонн (10 353 длинных тонны) при глубокой загрузке . Корабль имел метацентрическую высоту 0,85 метра (2 фута 9 дюймов). [ 3 ] Ее экипаж состоял из 676 офицеров и рядовых. [ 4 ]
«Асама» имела две 4-цилиндровые паровые машины тройного расширения , каждая приводила в движение один гребной вал . [ 5 ] Пар для двигателей обеспечивался дюжиной цилиндрических котлов , а общая мощность двигателей составляла 18 000 лошадиных сил (13 000 кВт ). Корабль имел расчетную скорость 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) и достиг 22,07 узла (40,9 км/ч; 25,4 миль в час) во время ходовых испытаний с мощностью 19 000 л.с. (14 000 кВт). Она перевозила до 1390 длинных тонн (1410 т) угля. [ 6 ] и мог двигаться на расстоянии 10 000 морских миль (19 000 км; 12 000 миль) со скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 4 ]
Основным вооружением всех броненосных крейсеров «Шести-Шести флота» являлись четыре восьмидюймовых орудия в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части надстройки . Вспомогательное вооружение состояло из 14 6-дюймовых (152-мм) орудий Elswick Ordnance Company «Pattern Z» скорострельных (QF) . Лишь четыре из этих орудий не были установлены в бронеказематах на главной и верхней палубах, а их установки на верхней палубе были защищены орудийными щитами . «Асама» также была оснащена дюжиной 12-фунтовых орудий QF мощностью 12 центнеров. [ Примечание 1 ] и восемь 2,5-фунтовых орудий QF Ямаути для защиты на ближней дистанции от торпедных катеров . Корабль был оснащен пятью 457-мм (18-дюймовыми) торпедными аппаратами , одним надводным в носовой части и четырьмя подводными аппаратами, по два на каждом борте . [ 7 ]
Все броненосные крейсера «Шести-Шести Флота» использовали одну и ту же схему бронирования с некоторыми незначительными отличиями, из которых наиболее важным было то, что два корабля класса «Асама» использовали менее прочную броню «Харви» . Пояс ватерлинии проходил по всей длине корабля, а его толщина варьировалась от 178 миллиметров (7,0 дюйма) на миделе корабля до 89 миллиметров (3,5 дюйма) на носу и корме. Его высота составляла 2,13 метра (7 футов 0 дюймов), из которых 1,52 метра (5 футов 0 дюймов) обычно находились под водой. Верхняя полоса поясной брони имела толщину 127 миллиметров (5,0 дюйма) и простиралась от верхнего края ватерлинии до главной палубы. Он простирался на 65,42 метра (214 футов 8 дюймов) от передней до задней части барбета . Класс «Асама» имел наклонные 127-мм бронепереборки , закрывавшие концы центральной броневой цитадели. [ 8 ]
Барбеты, орудийные башни и передняя часть казематов имели толщину 152 миллиметра, а боковые и задняя части казематов были защищены бронёй толщиной 51 миллиметр (2,0 дюйма). Толщина палубы составляла 51 миллиметр, а толщина брони, защищающей боевую рубку, составляла 356 миллиметров (14,0 дюйма). [ 9 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
Контракт на Асаму , названный в честь горы Асама , [ 10 ] был подписан 6 июля 1897 года с Армстронгом Уитвортом . Корабль уже был заложен на верфи в Элсвике 20 октября 1896 года как спекулятивное предприятие. Он был спущен на воду 21 марта 1898 года и завершен 18 марта 1899 года. Асама На следующий день отбыл в Японию и прибыл в Йокосука 17 мая. [ 11 ] 30 апреля 1900 года корабль использовался императором Мэйдзи во время смотра флота в Кобе . [ 12 ] В июле 1902 года «Асама» был флагманом контр-адмирала Г. Иджуина в составе делегации, отправленной в Соединенное Королевство для смотра коронации короля Эдуарда VII в Спитхеде 16 августа. [ 6 ] она также посетила Антверпен . В июле [ 13 ] и Корк в августе. [ 14 ] На обратном этапе путешествия корабль испытал некоторые передовые британские радиотехнологии между Мальтой и Великобританией. [ 15 ]
Русско-японская война
[ редактировать ]
В начале русско-японской войны в феврале 1904 года Асама был прикомандирован ко 2-й дивизии 2-го флота . [ 16 ] хотя она была прикреплена к 4-й дивизии контр-адмирала Урю Сотокичи для операций возле Сеула , Корея. Его кораблям было поручено сопровождать транспорты, перевозящие войска в Чемульпо , порт Сеула на западном побережье, а также уничтожить российский защищенный крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кориец», стоявшие в Чемульпо в качестве сторожевых кораблей . Войска были успешно выгружены в ночь с 8 на 9 февраля, и на следующее утро японские корабли покинули гавань и заняли позиции, блокирующие выходы, поскольку международное право запрещает боевые действия между воюющими сторонами в нейтральных гаванях. В то утро японцы уведомили русских о том, что между их странами существует состояние войны после того, как IJN предпринял внезапную атаку на Порт-Артур накануне ночью . Позже тем же утром два российских корабля вышли из гавани. «Варяг» был целью большей части японского огня, и «Асама» попала в него как минимум дважды, разрушив мостик и пробив дыру ниже ватерлинии , что вызвало серьезный крен . Российским кораблям удалось вернуться в порт и в тот же день затопили себя. Асама не пострадал во время боя и вице-адмирала Камимуры Хиконодзё . после этого вернулся во 2-ю дивизию [ 17 ]
В начале марта Камимура получил задание отвести усиленную 2-ю дивизию на север и совершить диверсию у Владивостока . Разыскивая русские корабли в этом районе, японские крейсеры 6 марта обстреляли гавань и оборону Владивостока, но без особого эффекта. По возвращении в Японию через несколько дней 2-й дивизии было приказано сопровождать транспорты, переправлявшие дивизию Имперской гвардии в Корею, а затем присоединиться к кораблям, блокирующим Порт-Артур. Затем Асаму перевели в контр-адмирала Дэва Сигэто . 3-ю дивизию [ 18 ] Вице-адмирал Того Хэйхачиро , командующий Объединенным флотом , 13 апреля успешно выманил часть российской Тихоокеанской эскадры, в том числе вице-адмирала Степана Макарова , флагман линкор «Петропавловск» . Во время этого боя Асама вступил в бой с русскими крейсерами, которые предшествовали линкорам, прежде чем отступить на линкоры Того. [ 19 ] Когда Макаров заметил пять японских линкоров, он повернул обратно в Порт-Артур, и его флагманский корабль наткнулся на минное поле, только что заложенное японцами. Корабль затонул менее чем через две минуты после того, как взорвался один из его магазинов , и Макаров был одним из 677 погибших. Помимо этой потери, линкор «Победа» был поврежден на мине. [ 20 ]
23 июня корабль присутствовал [ 21 ] когда Тихоокеанская эскадра предприняла неудачную попытку достичь Владивостока, но новый командир эскадры, контр-адмирал Вильгельм Витгефт , приказал эскадре вернуться в Порт-Артур, когда незадолго до захода солнца она столкнулась с линией фронта японцев , так как он не хотел вступать в бой со своими численно превосходящего противника в ночном бою. [ 22 ]
Битва на Желтом море
[ редактировать ]
Утром 10 августа 1904 года Асама сжигала уголь, когда русские вылетели из Порт-Артура в очередной попытке достичь Владивостока. Корабль не был в состоянии вступить в бой примерно до 19:00, когда он открыл огонь на расстоянии 9000 метров (9800 ярдов) от поврежденного российского линкора « Полтава» . Снаряд не долетел, и русские крейсеры подошли к поддержке линкора, так что к 19:25 « Асама» вступила в ожесточенный бой с русскими кораблями на расстоянии 7500 метров (8200 ярдов). Несмотря на прибытие старых крейсеров 5-й дивизии контр-адмирала Хикохати Ямады около 19:30, «Асама» был вынужден выйти из боя, когда другие русские линкоры подошли в пределах досягаемости. На следующее утро она встретилась с 1-м отрядом Того, а затем снова присоединилась к 3-му отряду. 14 августа 3-я дивизия была направлена в Циндао для подтверждения того, что немцы действительно интернировали линкор «Цесаревич» и три эсминца, укрывшихся там после боя. После возвращения их перенаправили на блокаду Порт-Артура. [ 23 ]
18 сентября «Асама» и броненосный крейсер «Иватэ» были переведены в состав 1-й дивизии. Когда в начале декабря Императорская японская армия начала топить русские корабли в Порт-Артуре с помощью крупнокалиберных гаубиц , Того приказал двум крейсерам вернуться домой на ремонт. 30 декабря «Асама» и броненосный крейсер «Адзума» получили приказ на север, к проливу Цугару . Прежде чем российские корабли Балтийского флота подошли к Японии, два крейсера были отозваны на юг и присоединились к броненосным крейсерам 2-й дивизии Камимуры. [ 24 ]
Цусимская битва
[ редактировать ]
России Когда 27 мая 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры подошли к Японии, выйдя из Балтийского моря , они были замечены патрулирующими японскими кораблями рано утром того же дня, но видимость была ограничена, а радиоприем плохим. 2-я дивизия заметила российские корабли под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского Предварительных сообщений было достаточно, чтобы Того приказал своим кораблям выйти в море, и около 11:30 . Камимура приблизился на расстояние примерно 8000 метров (8700 ярдов), прежде чем уйти под огнем и присоединиться к линкорам Того. [ 25 ] Асама был пятым из шести, когда Того открыл огонь по 2-й Тихоокеанской эскадре в 14:10 и, как и большинство кораблей дивизии, вступил в бой с линкором « Ослябя» . В 14:28 в крейсер попал 12-дюймовый (305-мм) снаряд, от удара у него вывело рулевой механизм. Она выпала из строя для ремонта, который был завершен шесть минут спустя. Когда она пыталась воссоединиться с Камимурой, в нее попали еще два 12-дюймовых снаряда, что вызвало серьезное наводнение, достаточное для увеличения осадки на 5 футов (1,5 м) и снижения скорости. Несмотря на повреждения, Асама смог присоединиться к 1-му отряду в 15:15. В 15:50 крейсер предпринял попытку воссоединиться со своей дивизией. Но из-за повреждений и 6-дюймового попадания в 16:10 судно было настолько замедлено, что в основании его задней трубы котла образовалось отверстие, что уменьшило осадку до тех пор, пока ремонт не был завершен 20 минут спустя, что корабль не смог занять станцию в кормовой части Иватэ. до 17:05. [ 26 ]
После 17:30 Камимура повел свою дивизию в безрезультатное преследование некоторых русских крейсеров, предоставив линкоры Того самим себе. Он прекратил погоню около 18:03 и повернул на север, чтобы присоединиться к Того. Его корабли заметили тыл русских боевых действий около 18:30 и открыли огонь, когда дальность приблизилась к 8000–9000 метров. Ничего не известно о каком-либо воздействии на русских, и они прекратили огонь к 19:30 и присоединились к Того в 20:08, когда наступала ночь. Асаме Наводнение в за ночь усилилось, и она была вынуждена остановиться в 06:30 почти на час, прежде чем продолжить. [ 27 ] Основные силы уцелевших российских кораблей были замечены на следующее утро, и около 10:30 японские корабли открыли огонь, оставаясь за пределами дальности, с которой российские корабли могли эффективно ответить. Поэтому контр-адмирал Николай Небогатов решил сдать свои корабли, поскольку он не мог ни открыть ответный огонь, ни сократить дистанцию. Пожилой российский броненосный крейсер «Дмитрий Донской» был замечен незадолго до 18:00, и Того приказал Асаме присоединиться к преследованию в поддержку защищенных крейсеров 4-й дивизии. К моменту встречи крейсера с 4-й дивизией наступила ночь, и Дмитрий Донской укрылся на мелководье. На следующее утро ее нашли японцы, после того как большая часть ее команды была высажена и корабль приготовился к затоплению. Попытка японцев захватить ее была сорвана, когда корабль перевернулся и затонул. [ 28 ] В ходе боя в «Асаму» попали три 12-, два 9-дюймовых (229-мм) и около семи более мелких снарядов. [ 29 ] в результате этого 11 человек погибли и еще 13 были ранены. [ 30 ] корабль прибыл в военно-морской арсенал Майдзуру, чтобы начать ремонт. 30 мая [ 31 ] Она пронесла императора Мэйдзи через флот во время смотра победы в Токийском заливе 15 сентября. [ 30 ]
Корабль входил в состав Учебной эскадры с 1 июня 1910 г. по 1 апреля 1911 г., во время которого с 16 октября 1910 г. по 6 марта 1911 г. он совершил тренировочный круиз с военно-морскими курсантами в Северную и Центральную Америку и на Гавайи в сопровождении защищенного крейсера « Касаги». . Это был первый из дюжины тренировочных походов, продолжавшихся до 1935 года, а следующий - с 20 апреля по 11 августа 1914 года. [ 32 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]14 сентября 1914 года «Асама» покинул Йокосуку в составе 1-й эскадры Южных морей, которая искала вице-адмирала Максимилиана фон Шпее немецкую восточноазиатскую эскадру на островах Южного моря . 25 октября корабль был отделен и направлен в Гонолулу , Гавайи, чтобы предотвратить выход немецкой канонерской лодки SMS Geier вместе с бывшим российским линкором Hizen . После того, как 8 ноября канонерская лодка была интернирована, два корабля отправились на встречу с другими кораблями американской экспедиционной эскадры. [ Примечание 2 ] в заливе Магдалена , Нижняя Калифорния, 22-го числа. Затем эскадрилья направилась на юг, чтобы искать вдоль западного побережья Южной Америки немецких торговых рейдеров. 11 декабря, после получения известия о победе Великобритании в битве за Фолклендские острова, эскадра двинулась на север для поиска у западного побережья Центральной Америки , а затем в январе двинулась на север для поиска в водах Мексики и США. [ 33 ]
28 января «Асама» обыскала Масатлан , а затем приступила к исследованию пустынной и безводной бухты в Пуэрто-Сан-Бартоломе в Нижней Калифорнии, где ее капитан Йошиока Хансаку также намеревался отойти от британского угольщика SS « Лена» . 31 января 1915 года корабль наткнулся на неизведанную скалу у входа в бухту и застрял. В результате удара образовалась дыра, длина которой первоначально оценивалась в 15 метров (49 футов 3 дюйма), которая полностью затопила котельные и залила 1,2 метра (4 фута) воды в машинное отделение. После того, как первоначальные попытки поднять корабль со скалы потерпели неудачу, ее команда начала разгрузку припасов и установила якоря , чтобы стабилизировать крейсер и предотвратить дальнейшее повреждение его днища. Угольщик SS Boyne прибыл в тот же вечер и был отправлен в Сан-Диего, чтобы сообщить об инциденте японским властям, поскольку Асама была бессильна, а у Лены не было радио. [ 33 ]
Броненосный крейсер «Идзумо» , флагман командира эскадры контр-адмирала Мориямы Кейзабуро , прибыл 12 февраля, и он потребовал немедленной отправки спасательных и ремонтных кораблей . Защищенный крейсер «Титосэ» и корабль снабжения « Конан Мару» прибыли 18 марта, а на следующий день за ними последовала Асамы сестра « Токива » и ремонтное судно «Камакура Мару» . вице-адмирал Точинай Содзиро Прибывший на борт «Токива» сменил Морияму, который должен был вернуться домой. Всерьез усилия по спасению начались с прибытия ремонтного корабля «Канто» 24 марта более 250 корабелов из Военно-морского арсенала Йокосука , который доставил на помощь . К 14 апреля с крейсера было вывезено более 1600 метрических тонн (1600 длинных тонн) материала, и дальнейшее расследование показало, что в носовой котельной была дыра размером 7,8 метра (25,5 футов) на 0,9 метра (3 фута) и дыра в кормовая котельная имела размеры 2,1 метра (7 футов) на 10,2 сантиметра (4 дюйма). Неудивительно, что, учитывая состояние днища корабля, выкачать за борт 6764 метрических тонны (6657 длинных тонн) воды оказалось недостаточно, чтобы опорожнить корабль. 8 мая корабль был успешно снят с мели. прилива , но ей потребовалось еще три месяца работы, прежде чем ее можно было считать минимально пригодной для плавания. «Асама» проверила свою водонепроницаемость 21 августа за пределами залива и отправилась на скорости 6 узлов (11 км/ч; 6,9 миль в час) на британскую военно-морскую базу в Эскимальте , Британская Колумбия , два дня спустя для временного ремонта в сопровождении Титосэ. и Канто . Во время путешествия кораблю все равно приходилось перекачивать от 710 до 810 метрических тонн (от 700 до 800 длинных тонн) в час. Ремонт в Эскимальте снизил эту цифру всего до 100 метрических тонн (100 длинных тонн) в час после того, как 23 октября крейсер отплыл в Йокосука. Она прибыла 18 декабря, и два дня спустя император Тайсё принял своих офицеров в Императорском дворце. [ 33 ] Капитальный ремонт, включавший замену ее котлов на 16 водотрубных котлов «Миябара» и демонтаж носового торпедного аппарата, не был завершен до марта 1917 года. [ 30 ] [ 34 ] Асама служила флагманом 2-й эскадрильи эсминцев ( Suiraisentai ) с 13 апреля по 4 августа, а 25 августа была переведена в учебную эскадрилью. Вместе с «Иватэ» корабль курсировал к западным побережьям Северной и Центральной Америки, Гавайям и островам Южного моря со 2 марта по 6 июля 1918 года. [ 35 ]
Межвоенная деятельность
[ редактировать ]
После Первой мировой войны Асама использовалась в основном для навигации обучения кандидатов в офицеры на большие расстояния. 21 августа 1920 года он отправился в тренировочное путешествие в Южную Америку и Полинезию, которое продлилось до 2 апреля 1921 года. [ 36 ] 1 сентября 1921 года ему присвоено звание корабля береговой обороны 1-го класса. В 1922 году все ее орудия главной палубы, шесть 6-дюймовых и четыре 12-фунтовых орудия, были сняты, а их казематы покрыты металлическими пластинами. одна калибра 8 см/40 3-го года выпуска . зенитная установка Кроме того, все ее 2,5-фунтовые орудия QF были сняты и добавлена [ 37 ]
Начиная с 26 июня 1922 года Асама возобновила тренировочные круизы, обычно с двухлетним интервалом, в ходе которых она, посетила Австралию, Юго-Восточную Азию и Средиземное море среди прочего, . Они закончились после того, как в ночь на 13 октября 1935 года он сел на мель к северо-северо-западу от пролива Курусима во Внутреннем море . Его днище было сильно повреждено, и после завершения ремонта в военно-морском арсенале Куре он был признан непригодным для плавания . корабль был назначен стационарным учебным кораблем Военно-морского корпуса Куре . Затем 5 июля 1938 года [ 38 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
В июле 1942 года «Асама» была переклассифицирована в учебный корабль. [ 39 ] и был отбуксирован в Симоносеки 5 августа 1942 года, где стал учебным артиллерийским кораблем. [ 34 ] В какой-то момент войны на Тихом океане она была разоружена, сохранив лишь несколько 8-см/40 зенитных орудий типа «3-й год». [ 39 ] и он был исключен из списка ВМФ 30 ноября 1945 года. Корабль был списан на верфи Инносима корпорации Hitachi Zosen с 15 августа 1946 года по 25 марта 1947 года. [ 34 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Эванс и Питти, стр. 57–62.
- ^ Миланович, с. 72
- ^ Миланович, стр. 74, 80.
- ^ Jump up to: а б Йентшура, Юнг и Микель, с. 72
- ^ Миланович, с. 81
- ^ Jump up to: а б Брук, с. 109
- ^ Миланович, с. 78
- ^ Миланович, стр. 80–81.
- ^ Шено и Колесник, с. 224
- ^ Сильверстоун, с. 326
- ^ Миланович, с. 73
- ^ «Японский флот: обзор императора» . Глазго Геральд . 2 июня 1900 г. с. 8 . Проверено 14 апреля 2015 г. - из архива британских газет .
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36831. Лондон. 28 июля 1902 г. с. 7.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36852. Лондон. 21 августа 1902 г. с. 8.
- ^ Инаба, стр. 66–67
- ^ Каунер, с. 465
- ^ Уорнер и Уорнер, стр. 188–95.
- ^ Корбетт, I, стр. 127, 138–39.
- ^ Уорнер и Уорнер, стр. 236–38.
- ^ Форчик, стр. 45–46
- ^ Корбетт, I, стр. 208, 223, 294–95.
- ^ Warner & Warner, стр. 305–06.
- ^ Корбетт, I, стр. 389, 397–98, 417, 425, 451–52.
- ^ Корбетт, II, стр. 47, 104, 153, 217.
- ^ Корбетт, II, стр. 232, 235.
- ^ Кэмпбелл, Часть 2, стр. 128–32; Часть 4, с. 263
- ^ Кэмпбелл, Часть 3, стр. 186–87, 191.
- ^ Корбетт, II, стр. 319–20, 329–31.
- ^ Кэмпбелл, Часть 4, с. 263
- ^ Jump up to: а б с Брук, с. 110
- ^ Корбетт, II, с. 336
- ^ Лакруа и Уэллс, стр. 656–59.
- ^ Jump up to: а б с д Эти
- ^ Jump up to: а б с Лакруа и Уэллс, с. 659
- ^ Лакруа и Уэллс, стр. 552, 657.
- ^ Лакруа и Уэллс, с. 657
- ^ Йентшура, Юнг и Микель, с. 73
- ^ Лакруа и Уэллс, стр. 657–59.
- ^ Jump up to: а б Фукуи, стр. 53.
Ссылки
[ редактировать ]- Брук, Питер (1999). Военные корабли на экспорт: военные корабли Армстронга 1867-1927 гг . Грейвсенд: Всемирное судоходное общество. ISBN 0-905617-89-4 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1978). «Битва при Цу-Симе, части 2, 3 и 4». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль . Том. II. Лондон: Conway Maritime Press. стр. 127–135, 186–192, 258–265. ISBN 0-87021-976-6 .
- Шено, Роджер, изд. (1980). Конвея «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Гринвич, Великобритания: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Шено, Роджер и Колесник, Юджин М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1994). Морские операции в Русско-японской войне 1904–1905 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-129-7 .
- Эстес, Дональд Х. (1978). « Асама Гункан : Переоценка страха перед войной» . Журнал истории Сан-Диего . 24 (3). Архивировано из оригинала 3 апреля 2016 года . Проверено 2 апреля 2013 г.
- Эванс, Дэвид и Питти, Марк Р. (1997). Кайгун: стратегия, тактика и технологии Императорского флота Японии, 1887–1941 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-192-7 .
- Форчик, Роберт (2009). Русский линкор против японского линкора, Желтое море, 1904–05 . Ботли, Великобритания: Оспри. ISBN 978-1-84603-330-8 .
- Фукуи, Шизуо (1991). Японские военные корабли в конце Второй мировой войны . Лондон: Книги Гринхилла. ISBN 1-85367-125-8 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .
- Инаба, Чихару (2004). «Военное сотрудничество в рамках Первого англо-японского союза». В Филлипсе Пейсон О'Брайен (ред.). Англо-японский союз, 1902–1922 гг . Лондон и Нью-Йорк: RoutledgeCurzon. стр. 64–81. ISBN 0-415-32611-7 .
- Йентшура, Хансгеорг; Юнг, Дитер и Микель, Питер (1977). Военные корабли Императорского флота Японии, 1869–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-893-Х .
- Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь Русско-японской войны . Исторические словари войны, революции и гражданских беспорядков. Том. 29. Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. ISBN 978-0-81084-927-3 .
- Лакруа, Эрик и Уэллс, Линтон (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Миланович, Катрин (2014). «Броненосные крейсеры Императорского флота Японии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2014 года . Лондон: Конвей. ISBN 978-1-84486-236-8 .
- Ньюболт, Генри (1996). Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. IV (перепечатка изд. 1928 г.). Нэшвилл, Теннесси: Battery Press. ISBN 0-89839-253-5 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Стюарт, Уильям (2009). Адмиралы мира: Биографический словарь с 1500 года по настоящее время . МакФарланд и Ко. ISBN 978-0-7864-3809-9 .
- Уорнер, Денис и Уорнер, Пегги (2002). Прилив на рассвете: история русско-японской войны, 1904–1905 (2-е изд.). Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-5256-3 .