Jump to content

Битва при заливе Чемульпо

Координаты : 37 ° 20,8' с.ш. 126 ° 31,37' в.д.  /  37,3467 ° с.ш. 126,52283 ° в.д.  / 37,3467; 126,52283
Битва при заливе Чемульпо
Часть русско-японской войны

Варяг и Кориец идут в бой.
Дата 9 февраля 1904 г.
Расположение
у залива Чемульпо , Корея.
37 ° 20,8' с.ш. 126 ° 31,37' в.д.  /  37,3467 ° с.ш. 126,52283 ° в.д.  / 37,3467; 126,52283
Результат Победа Японии
Воюющие стороны
 Японская империя  Российская Империя
Командиры и лидеры
Японская империя Урю Сотокичи Российская Империя Vsevolod Rudnev
Сила
1 броненосный крейсер ,
5 защищенных крейсеров ,
1 предупреждение ,
8 торпедных катеров
Защищенный крейсер Варяг ,
Канонерская лодка Кориц
Жертвы и потери
По информации российских источников, о жертвах среди японцев нет, 1 миноносец и около 30 человек 33 убитых, 97 раненых; [ 1 ] оба корабля затоплены после боя

Битва при заливе Чемульпо морское сражение в ходе Русско-японской войны (1904–1905), которое произошло 9 февраля 1904 года у берегов современного Инчхона (тогда называвшегося Чемульпо), Корея .

Русский крейсер «Варяг» .

Начальный этап русско-японской войны начался с упреждающего удара. [ 2 ] Действия Императорского флота Японии против Тихоокеанского флота России распространились между Порт-Артуром , Владивостоком и заливом Чемульпо (ныне часть Инчхона , Корея ). Командование операцией Чемульпо было передано контр-адмиралу Урю Сотокичи с шестью крейсерами , тремя-восьми торпедными катерами (в зависимости от источников), авизо ( диспетчерским катером ) Чихая , тремя транспортами и 2500 наземными войсками. [ 3 ] Чемульпо имел стратегическое значение, так как был главным портом корейской столицы Сеула , а также основным маршрутом вторжения, который ранее использовался японскими войсками во время Первой китайско-японской войны 1894 года. Однако Чемульпо с его широким приливным каналом , обширные илистые отмели и узкие извилистые каналы создавали ряд тактических проблем как для нападающих, так и для защитников.

Vladimir Kosov. Fight at Chemulpo. The last parade of the cruiser Varyag .

Японский защищенный крейсер «Чиода» базировался в Чемульпо в течение последних 10 месяцев и следил за российским защищенным крейсером «Варяг» и стареющей канонерской лодкой «Кориец» , также базировавшейся в Чемульпо для защиты российских интересов.

После того, как русский транспорт «Сунгари» прибыл в Чемульпо 7 февраля 1904 года, сообщив о приближении крупных японских сил, канонерской лодке «Кориц» было приказано отправиться в Порт-Артур, чтобы сообщить и запросить инструкции. Ранним утром 8 февраля Кориц заметил Чиёду возле рейда Чемульпо и, приняв его за другой российский корабль, зарядил орудия для салюта. Приближаясь, экипаж «Корица» осознал свою ошибку, и в возникшей неразберихе выстрелил из орудий. Чиёда ответил запуском торпеды. Обе стороны промахнулись, но это была первая настоящая перестрелка в русско-японской войне, и совершенно неясно, какая сторона на самом деле открыла огонь первой. Кориц отступил обратно в гавань Чемульпо. [ 2 ]

Позже утром 8 февраля 1904 года Чиёда встретился с эскадрой Урю у входа в Чемульпо и сообщил, что несколько военных кораблей из нейтральных стран на стоянке присутствуют , в том числе: HMS Talbot ( Великобритания ), Паскаль ( Франция ) и Эльба . ( Италия ). Американский военный корабль — канонерская лодка « Виксбург » — также присутствовал, но находился дальше в гавани. Урю рассудил, что, если русские останутся на якоре среди нейтральных кораблей, они не смогут атаковать его транспорты, тогда как, если русские выйдут в бой, у него будет достаточно сил, чтобы справиться с ними. противоречит международному праву С другой стороны, нападение на русских, стоящих на якоре в нейтральном порту, . Урю отправил сообщение с просьбой, чтобы капитаны HMS Talbot , Pascal и Elba переместили свою якорную стоянку, пообещав, что никакая атака не будет нанесена до 16:00.

Открытка с изображением битвы при заливе Чемульпо

Урю приказал крейсерам «Чиёда» , «Такачихо» , «Асама» и своим торпедным катерам пройти вверх по каналу с военными кораблями , чтобы немедленно начать высадку, в то время как крейсеры «Нанива» , «Ниитака» и «Акаси» находились в резерве. Три миноносца укрылись у дальнего борта Ниитаки .

В 18:00 8 февраля японские военные корабли бросили якорь в Чемульпо, пришвартовавшись рядом с русскими, и высадили четыре батальона солдат 12-й дивизии IJA в ходе операции, которая продолжалась до поздней ночи. К изумлению напряженных японцев, русские на борту «Варяга» и «Корица» не предприняли никаких действий, а продолжали вывешивать флаги, как на параде. [ 4 ] Высадка войск была завершена к 03:00 9 февраля, и все японские военные корабли и транспорты вышли из гавани, за исключением « Чиода» . Последний доставил письмо «Варягу» и нейтральным судам, включая британский крейсер «Тальбот» , французский крейсер «Паскаль» , итальянский крейсер «Эльба» , а также американскую канонерскую лодку «Виксбург» и угольщик «Помпей» .

КОРАБЛЬ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ЯПОНСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА «НАНИВА»
Рейд Чемульпо, 8 февраля 1904 года.

Сэр: Имею честь сообщить вам, что, поскольку в настоящее время между Японской империей и Российской империей существуют военные действия, я нападу на военные корабли правительства России, дислоцированные в настоящее время в порту Чемульпо, с под моим командованием, в случае отказа русского старшего морского офицера, присутствовавшего в Чемульпо, на мое требование покинуть порт Чемульпо до полудня 9 февраля 1904 года, и почтительно прошу вас держаться подальше от место действия в порту, чтобы никакая опасность от действия не пришла на корабль под вашим командованием. Вышеупомянутое нападение произойдет не ранее 16 часов 9 февраля 1904 года, чтобы дать время для осуществления на практике вышеупомянутого требования.

Если в настоящее время в порту Чемульпо находятся какие-либо транспорты или торговые суда вашей национальности, прошу вас передать им вышеуказанное уведомление.

Имею честь быть, сэр, вашим покорнейшим слугой,

С. УРИУ [ 5 ]

было быстро созвано совещание На Талботе капитаном Всеволодом Рудневым и капитанами нейтральных военных кораблей (кроме «Виксбурга» ), и было решено, что русские будут пробиваться с боями.

В полдень капитан Денис Бэгли из Талбота прибыл в Наниву с письмом, подписанным всеми нейтральными капитанами, за исключением капитана Виксбурга , У.А. Маршалла, в котором отклонялась просьба о смене якорной стоянки на том основании, что Чемульпо был нейтральным портом.

Обладая превосходством по вооружению и численности и отказываясь от совета нейтральных капитанов сдаться, в 11:00 9 февраля капитан « Варяга» Всеволод Руднев попытался прорваться в открытое море.

Варяг искалечен и горит в гавани Чемульпо
Канонерская лодка «Кориц» горит после затопления
Японские морские пехотинцы высаживаются в заливе

From the Varyag logbook:

  • 11:10 Все на палубе Варяга .
  • 11:20 Крейсер выходит в открытое море, Кориц в 1 кабельтове (200 метров) позади. Английские и итальянские экипажи приветствуют россиян; на итальянском крейсере «Эльба» звучит гимн России.
  • 11:25 Боевая тревога на Варяге . Японские крейсеры «Асама» , «Нанива» , «Такачихо» , «Чиода» , «Акаши» и «Ниитака» на пеленге от острова Ричи к Северному проходу. Японские миноносцы позади крейсеров.
  • 11:45 «Варяг» открывает огонь из левых орудий. [ 6 ]
  • 11:47 Асама открывает огонь из 8-дюймовой пушки; Затем вся японская эскадра открывает огонь.
  • Один из первых японских снарядов, попавших в крейсер, разрушил левое крыло переднего мостика, поджег штурманскую рубку и сломал носовые ванты. Младший штурман мичман граф Алексей Нирод погиб, весь личный состав дальномерной станции №1 погиб или был ранен.
  • Повреждено 10,2" орудие №3, весь личный состав убит или ранен, командир батареи мичман Губонин был ранен, но отказался уходить до падения. Пожар на носу и юте (тушил мичман Черниловский-Сокол). Тем же снарядом Причиной пожара стали повреждения орудий: 10,2" №8 и №9, 75мм №21, 47мм №27 и №28. Другими попаданиями был практически разрушен основной боевой верх, уничтожен дальномерный пункт №2, повреждены орудия №31 и №32, пожар в рундуках на жилой палубе (потушен активно).
  • 12:05 После прохождения траверса острова «Ё-дол-ми» был поврежден ствол с рулевым приводом. В это же время капитан Руднев получил контузию в голову осколками другого снаряда, попавшего в фок-мачту. Штаб-горнист и барабанщик, стоявшие верхом на нем, были смертельно убиты, рулевой унтер-офицер Снегирев получил тяжелое ранение в спину, а также легкое ранение получил ординарец капитан-интенданта Чибисова. Корабль теперь управлялся из рулевого отделения, но приказы были ужесточены, поэтому курс постоянно корректировался двигателями. При сильном течении крейсер плохо управлялся.
  • 12:15 Желающие выйти за пределы обстрела, чтобы по возможности отремонтировать рулевой привод и потушить пожары в разных местах, начинают разворачиваться с машинами, так как крейсер плохо управляется. Возле острова Йо-дол-ми двигатели на полной спине.
  • Крейсер оказался в невыгодном положении относительно острова, когда сломался рулевой привод с рулем направления на 15–20° по левому борту.
  • Расстояние до противника сокращается до 28–30 кабельтовых, огонь усиливается, попадания увеличиваются.
  • Примерно в это же время крупнокалиберный снаряд попал под воду в левый борт, вода хлынула в огромную дыру, кочегарка №3 начала заполняться водой, уровень которой поднялся до печей. Старший офицер и старший боцман подложили заплатку под пробоину, воду все время откачивали, ее уровень постоянно снижался, но крейсер продолжал крениться на левый борт.
  • При прохождении снаряда через офицерские каюты, которые были разрушены, была пробита палуба и загорелась еда в провиантском койке. Затем протыкали сетку койки на поясе под больничными помещениями, при этом осколки попадали в больничные помещения, койки в сетке загорались, который активно тушили. Серьезные повреждения заставили нас на более длительное время выйти из зоны обстрела, поэтому мы на полной скорости выехали на рейд, ведя огонь из левых и носовых орудий.
  • За весь бой одним выстрелом 10,2-дюймовой пушки №XII носовой мостик крейсера «Асама» был разрушен и загорелся, «Асама» на некоторое время прекратила огонь. Носовая башня на нем, видимо, была повреждена, так как не вела огонь до конца боя.
  • 12:40 Когда крейсер приблизился к причалу и японский огонь стал опасен для нейтральных кораблей на рейде, два преследующих нас крейсера прекратили огонь и вернулись к остальной части эскадры с острова Йо-дол-ми .
  • 12:45 Расстояние до японцев настолько увеличилось, что наш огонь стал неэффективным, поэтому мы его прекращаем.
Duration: 1 minute and 11 seconds.
Ранний фильм, изображающий реконструкцию битвы при заливе Чемульпо (фильм, снятый в 1904 году Edison Studios ).

Хотя в российском бортовом журнале зафиксированы повреждения «Асамы» , японские записи показывают, что она не получила никаких повреждений.

Не сумев к полудню прорваться мимо японской эскадры, «Кориц» и сильно потрепанный «Варяг» в 13:15 вернулись в гавань Чемульпо, где оба укрылись возле нейтральных боевых кораблей. В 16:00 «Кориц» был затоплен экипажем, взорвав две туалетные комнаты. Обломки взорванного корабля приземлились в опасной близости от нейтральных судов. Опасаясь более сильного взрыва с возможными жертвами, присутствовавшие капитаны нейтральных боевых кораблей призвали Руднева не взрывать «Варяг» подобным образом. В 18:10 затопленный экипажем «Варяг» перевернулся на левый борт и затонул. Члены экипажа «Варяга» были отправлены к русскому транспорту «Сунгари» , оставшемуся в гавани во время боя, и подожгли его, чтобы он не попал в руки японцев. [ 7 ]

Медсестры Японского Красного Креста в Чемульпо посещают раненых в бою русских моряков, 9 февраля 1904 года.

Битва при Чемульпо стала военной победой японцев. Потери русских на « Варяге» были тяжелыми. Все двенадцать 6-дюймовых (150-мм) орудий «Варяга» , все 12-фунтовые и все 3-фунтовые орудия вышли из строя, он получил 5 серьезных попаданий на уровне ватерлинии или ниже. Ее верхние конструкции и вентиляторы были изрешечены, а ее экипаж потушил как минимум пять серьезных пожаров. Из ее экипажа номинальной численностью 580 человек 33 человека были убиты и 97 ранены. [ 1 ] Наиболее серьезные случаи среди российских раненых лечились в госпитале Красного Креста в Чемульпо. Российские экипажи, за исключением тяжелораненых, вернулись в Россию на нейтральных военных кораблях, и с ними обращались как с героями. Несмотря на серьезные повреждения, «Варяг » (не взорванный) позже был поднят японцами и включен в состав Императорского флота Японии в качестве учебного корабля «Соя» .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б В.И.Катаев (V. I. Katayev): "Крейсер «Варяг»" ( Kreyser Varyag ), Morskaya Kollektsya nr. 3/2003
  2. ^ Jump up to: а б Коннотон, Ричард (2003). Восходящее солнце и падающий медведь: война России с Японией . Касселл. ISBN  0-304-36657-9 .
  3. ^ Джукс, Джеффри (2002). Русско-японская война 1904-1905 годов . Скопа. ISBN  1-84176-446-9 .
  4. ^ Тайлер, Сидней (1905). Японско-российская война . П.В. Циглер.
  5. Отчет Роберта С. Маккормика, посольства США в России, государственному секретарю Джону Хэю, 11 мая 1904 г., опубликованный в «Документах, касающихся международных отношений Соединенных Штатов: примечания к материалам», 1904 г. , правительственной типографией, Вашингтон, Округ Колумбия, 1905 год.
  6. Военный корреспондент Фредерик Уильям Унгер писал, что «первый выстрел прозвучал без двадцати минут двенадцать» и что «русские признали, что « Кориц» произвел первый выстрел, и заявили, что это был случайный выстрел. Россия и Япония, и полная история войны на Дальнем Востоке (1904 г.), стр. 367–368.
  7. ^ Стаффорд, Джулиан (1997). Морские операции в русско-японской войне 1904–1905 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-129-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Коннотон, Ричард . Восходящее солнце и падающий медведь: война России с Японией . Касселл (2003). ISBN   0-304-36657-9
  • Джакс, Джеффри. Русско-японская война 1904–1905 гг . .Оспрей 2002. ISBN   1-84176-446-9
  • Ниш, Ян. Истоки русско-японской войны . Издательство Лонгман (1985). ISBN   0-582-49114-2
  • Корбетт, Джулиан. Морские операции в русско-японской войне 1904–1905 гг . Издательство Военно-морского института (1997). ISBN   1-55750-129-7
  • Тайлер, Сидней. Японско-российская война. П.В. Циглер (1905).
  • Унгер, Фредерик Уильям и Моррис, Чарльз. Россия и Япония и полная история войны на Дальнем Востоке . Филадельфия (1904 г.).
  • Уорнер, Деннис и Пегги. Прилив на рассвете; История русско-японской войны 1904–1905 годов . Чартерхаус. (1974)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 28e8a79c3f1808d7393eae68615cd3b4__1714756380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/b4/28e8a79c3f1808d7393eae68615cd3b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Chemulpo Bay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)