Битва при заливе Чемульпо
Битва при заливе Чемульпо | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть русско-японской войны | |||||||
![]() Варяг и Кориец идут в бой. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
1 броненосный крейсер , 5 защищенных крейсеров , 1 предупреждение , 8 торпедных катеров |
Защищенный крейсер Варяг , Канонерская лодка Кориц | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
По информации российских источников, о жертвах среди японцев нет, 1 миноносец и около 30 человек | 33 убитых, 97 раненых; [ 1 ] оба корабля затоплены после боя |
Битва при заливе Чемульпо — морское сражение в ходе Русско-японской войны (1904–1905), которое произошло 9 февраля 1904 года у берегов современного Инчхона (тогда называвшегося Чемульпо), Корея .
Фон
[ редактировать ]
Начальный этап русско-японской войны начался с упреждающего удара. [ 2 ] Действия Императорского флота Японии против Тихоокеанского флота России распространились между Порт-Артуром , Владивостоком и заливом Чемульпо (ныне часть Инчхона , Корея ). Командование операцией Чемульпо было передано контр-адмиралу Урю Сотокичи с шестью крейсерами , тремя-восьми торпедными катерами (в зависимости от источников), авизо ( диспетчерским катером ) Чихая , тремя транспортами и 2500 наземными войсками. [ 3 ] Чемульпо имел стратегическое значение, так как был главным портом корейской столицы Сеула , а также основным маршрутом вторжения, который ранее использовался японскими войсками во время Первой китайско-японской войны 1894 года. Однако Чемульпо с его широким приливным каналом , обширные илистые отмели и узкие извилистые каналы создавали ряд тактических проблем как для нападающих, так и для защитников.

Японский защищенный крейсер «Чиода» базировался в Чемульпо в течение последних 10 месяцев и следил за российским защищенным крейсером «Варяг» и стареющей канонерской лодкой «Кориец» , также базировавшейся в Чемульпо для защиты российских интересов.
После того, как русский транспорт «Сунгари» прибыл в Чемульпо 7 февраля 1904 года, сообщив о приближении крупных японских сил, канонерской лодке «Кориц» было приказано отправиться в Порт-Артур, чтобы сообщить и запросить инструкции. Ранним утром 8 февраля Кориц заметил Чиёду возле рейда Чемульпо и, приняв его за другой российский корабль, зарядил орудия для салюта. Приближаясь, экипаж «Корица» осознал свою ошибку, и в возникшей неразберихе выстрелил из орудий. Чиёда ответил запуском торпеды. Обе стороны промахнулись, но это была первая настоящая перестрелка в русско-японской войне, и совершенно неясно, какая сторона на самом деле открыла огонь первой. Кориц отступил обратно в гавань Чемульпо. [ 2 ]
Позже утром 8 февраля 1904 года Чиёда встретился с эскадрой Урю у входа в Чемульпо и сообщил, что несколько военных кораблей из нейтральных стран на стоянке присутствуют , в том числе: HMS Talbot ( Великобритания ), Паскаль ( Франция ) и Эльба . ( Италия ). Американский военный корабль — канонерская лодка « Виксбург » — также присутствовал, но находился дальше в гавани. Урю рассудил, что, если русские останутся на якоре среди нейтральных кораблей, они не смогут атаковать его транспорты, тогда как, если русские выйдут в бой, у него будет достаточно сил, чтобы справиться с ними. противоречит международному праву С другой стороны, нападение на русских, стоящих на якоре в нейтральном порту, . Урю отправил сообщение с просьбой, чтобы капитаны HMS Talbot , Pascal и Elba переместили свою якорную стоянку, пообещав, что никакая атака не будет нанесена до 16:00.
Боевой
[ редактировать ]
Урю приказал крейсерам «Чиёда» , «Такачихо» , «Асама» и своим торпедным катерам пройти вверх по каналу с военными кораблями , чтобы немедленно начать высадку, в то время как крейсеры «Нанива» , «Ниитака» и «Акаси» находились в резерве. Три миноносца укрылись у дальнего борта Ниитаки .
В 18:00 8 февраля японские военные корабли бросили якорь в Чемульпо, пришвартовавшись рядом с русскими, и высадили четыре батальона солдат 12-й дивизии IJA в ходе операции, которая продолжалась до поздней ночи. К изумлению напряженных японцев, русские на борту «Варяга» и «Корица» не предприняли никаких действий, а продолжали вывешивать флаги, как на параде. [ 4 ] Высадка войск была завершена к 03:00 9 февраля, и все японские военные корабли и транспорты вышли из гавани, за исключением « Чиода» . Последний доставил письмо «Варягу» и нейтральным судам, включая британский крейсер «Тальбот» , французский крейсер «Паскаль» , итальянский крейсер «Эльба» , а также американскую канонерскую лодку «Виксбург» и угольщик «Помпей» .
КОРАБЛЬ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ЯПОНСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА «НАНИВА»
Рейд Чемульпо, 8 февраля 1904 года.Сэр: Имею честь сообщить вам, что, поскольку в настоящее время между Японской империей и Российской империей существуют военные действия, я нападу на военные корабли правительства России, дислоцированные в настоящее время в порту Чемульпо, с под моим командованием, в случае отказа русского старшего морского офицера, присутствовавшего в Чемульпо, на мое требование покинуть порт Чемульпо до полудня 9 февраля 1904 года, и почтительно прошу вас держаться подальше от место действия в порту, чтобы никакая опасность от действия не пришла на корабль под вашим командованием. Вышеупомянутое нападение произойдет не ранее 16 часов 9 февраля 1904 года, чтобы дать время для осуществления на практике вышеупомянутого требования.
Если в настоящее время в порту Чемульпо находятся какие-либо транспорты или торговые суда вашей национальности, прошу вас передать им вышеуказанное уведомление.
Имею честь быть, сэр, вашим покорнейшим слугой,
С. УРИУ [ 5 ]
было быстро созвано совещание На Талботе капитаном Всеволодом Рудневым и капитанами нейтральных военных кораблей (кроме «Виксбурга» ), и было решено, что русские будут пробиваться с боями.
В полдень капитан Денис Бэгли из Талбота прибыл в Наниву с письмом, подписанным всеми нейтральными капитанами, за исключением капитана Виксбурга , У.А. Маршалла, в котором отклонялась просьба о смене якорной стоянки на том основании, что Чемульпо был нейтральным портом.
Обладая превосходством по вооружению и численности и отказываясь от совета нейтральных капитанов сдаться, в 11:00 9 февраля капитан « Варяга» Всеволод Руднев попытался прорваться в открытое море.



From the Varyag logbook:
- 11:10 Все на палубе Варяга .
- 11:20 Крейсер выходит в открытое море, Кориц в 1 кабельтове (200 метров) позади. Английские и итальянские экипажи приветствуют россиян; на итальянском крейсере «Эльба» звучит гимн России.
- 11:25 Боевая тревога на Варяге . Японские крейсеры «Асама» , «Нанива» , «Такачихо» , «Чиода» , «Акаши» и «Ниитака» на пеленге от острова Ричи к Северному проходу. Японские миноносцы позади крейсеров.
- 11:45 «Варяг» открывает огонь из левых орудий. [ 6 ]
- 11:47 Асама открывает огонь из 8-дюймовой пушки; Затем вся японская эскадра открывает огонь.
- Один из первых японских снарядов, попавших в крейсер, разрушил левое крыло переднего мостика, поджег штурманскую рубку и сломал носовые ванты. Младший штурман мичман граф Алексей Нирод погиб, весь личный состав дальномерной станции №1 погиб или был ранен.
- Повреждено 10,2" орудие №3, весь личный состав убит или ранен, командир батареи мичман Губонин был ранен, но отказался уходить до падения. Пожар на носу и юте (тушил мичман Черниловский-Сокол). Тем же снарядом Причиной пожара стали повреждения орудий: 10,2" №8 и №9, 75мм №21, 47мм №27 и №28. Другими попаданиями был практически разрушен основной боевой верх, уничтожен дальномерный пункт №2, повреждены орудия №31 и №32, пожар в рундуках на жилой палубе (потушен активно).
- 12:05 После прохождения траверса острова «Ё-дол-ми» был поврежден ствол с рулевым приводом. В это же время капитан Руднев получил контузию в голову осколками другого снаряда, попавшего в фок-мачту. Штаб-горнист и барабанщик, стоявшие верхом на нем, были смертельно убиты, рулевой унтер-офицер Снегирев получил тяжелое ранение в спину, а также легкое ранение получил ординарец капитан-интенданта Чибисова. Корабль теперь управлялся из рулевого отделения, но приказы были ужесточены, поэтому курс постоянно корректировался двигателями. При сильном течении крейсер плохо управлялся.
- 12:15 Желающие выйти за пределы обстрела, чтобы по возможности отремонтировать рулевой привод и потушить пожары в разных местах, начинают разворачиваться с машинами, так как крейсер плохо управляется. Возле острова Йо-дол-ми двигатели на полной спине.
- Крейсер оказался в невыгодном положении относительно острова, когда сломался рулевой привод с рулем направления на 15–20° по левому борту.
- Расстояние до противника сокращается до 28–30 кабельтовых, огонь усиливается, попадания увеличиваются.
- Примерно в это же время крупнокалиберный снаряд попал под воду в левый борт, вода хлынула в огромную дыру, кочегарка №3 начала заполняться водой, уровень которой поднялся до печей. Старший офицер и старший боцман подложили заплатку под пробоину, воду все время откачивали, ее уровень постоянно снижался, но крейсер продолжал крениться на левый борт.
- При прохождении снаряда через офицерские каюты, которые были разрушены, была пробита палуба и загорелась еда в провиантском койке. Затем протыкали сетку койки на поясе под больничными помещениями, при этом осколки попадали в больничные помещения, койки в сетке загорались, который активно тушили. Серьезные повреждения заставили нас на более длительное время выйти из зоны обстрела, поэтому мы на полной скорости выехали на рейд, ведя огонь из левых и носовых орудий.
- За весь бой одним выстрелом 10,2-дюймовой пушки №XII носовой мостик крейсера «Асама» был разрушен и загорелся, «Асама» на некоторое время прекратила огонь. Носовая башня на нем, видимо, была повреждена, так как не вела огонь до конца боя.
- 12:40 Когда крейсер приблизился к причалу и японский огонь стал опасен для нейтральных кораблей на рейде, два преследующих нас крейсера прекратили огонь и вернулись к остальной части эскадры с острова Йо-дол-ми .
- 12:45 Расстояние до японцев настолько увеличилось, что наш огонь стал неэффективным, поэтому мы его прекращаем.
Хотя в российском бортовом журнале зафиксированы повреждения «Асамы» , японские записи показывают, что она не получила никаких повреждений.
Не сумев к полудню прорваться мимо японской эскадры, «Кориц» и сильно потрепанный «Варяг» в 13:15 вернулись в гавань Чемульпо, где оба укрылись возле нейтральных боевых кораблей. В 16:00 «Кориц» был затоплен экипажем, взорвав две туалетные комнаты. Обломки взорванного корабля приземлились в опасной близости от нейтральных судов. Опасаясь более сильного взрыва с возможными жертвами, присутствовавшие капитаны нейтральных боевых кораблей призвали Руднева не взрывать «Варяг» подобным образом. В 18:10 затопленный экипажем «Варяг» перевернулся на левый борт и затонул. Члены экипажа «Варяга» были отправлены к русскому транспорту «Сунгари» , оставшемуся в гавани во время боя, и подожгли его, чтобы он не попал в руки японцев. [ 7 ]
Исход
[ редактировать ]
Битва при Чемульпо стала военной победой японцев. Потери русских на « Варяге» были тяжелыми. Все двенадцать 6-дюймовых (150-мм) орудий «Варяга» , все 12-фунтовые и все 3-фунтовые орудия вышли из строя, он получил 5 серьезных попаданий на уровне ватерлинии или ниже. Ее верхние конструкции и вентиляторы были изрешечены, а ее экипаж потушил как минимум пять серьезных пожаров. Из ее экипажа номинальной численностью 580 человек 33 человека были убиты и 97 ранены. [ 1 ] Наиболее серьезные случаи среди российских раненых лечились в госпитале Красного Креста в Чемульпо. Российские экипажи, за исключением тяжелораненых, вернулись в Россию на нейтральных военных кораблях, и с ними обращались как с героями. Несмотря на серьезные повреждения, «Варяг » (не взорванный) позже был поднят японцами и включен в состав Императорского флота Японии в качестве учебного корабля «Соя» .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б В.И.Катаев (V. I. Katayev): "Крейсер «Варяг»" ( Kreyser Varyag ), Morskaya Kollektsya nr. 3/2003
- ^ Jump up to: а б Коннотон, Ричард (2003). Восходящее солнце и падающий медведь: война России с Японией . Касселл. ISBN 0-304-36657-9 .
- ^ Джукс, Джеффри (2002). Русско-японская война 1904-1905 годов . Скопа. ISBN 1-84176-446-9 .
- ^ Тайлер, Сидней (1905). Японско-российская война . П.В. Циглер.
- ↑ Отчет Роберта С. Маккормика, посольства США в России, государственному секретарю Джону Хэю, 11 мая 1904 г., опубликованный в «Документах, касающихся международных отношений Соединенных Штатов: примечания к материалам», 1904 г. , правительственной типографией, Вашингтон, Округ Колумбия, 1905 год.
- ↑ Военный корреспондент Фредерик Уильям Унгер писал, что «первый выстрел прозвучал без двадцати минут двенадцать» и что «русские признали, что « Кориц» произвел первый выстрел, и заявили, что это был случайный выстрел. Россия и Япония, и полная история войны на Дальнем Востоке (1904 г.), стр. 367–368.
- ^ Стаффорд, Джулиан (1997). Морские операции в русско-японской войне 1904–1905 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-129-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коннотон, Ричард . Восходящее солнце и падающий медведь: война России с Японией . Касселл (2003). ISBN 0-304-36657-9
- Джакс, Джеффри. Русско-японская война 1904–1905 гг . .Оспрей 2002. ISBN 1-84176-446-9
- Ниш, Ян. Истоки русско-японской войны . Издательство Лонгман (1985). ISBN 0-582-49114-2
- Корбетт, Джулиан. Морские операции в русско-японской войне 1904–1905 гг . Издательство Военно-морского института (1997). ISBN 1-55750-129-7
- Тайлер, Сидней. Японско-российская война. П.В. Циглер (1905).
- Унгер, Фредерик Уильям и Моррис, Чарльз. Россия и Япония и полная история войны на Дальнем Востоке . Филадельфия (1904 г.).
- Уорнер, Деннис и Пегги. Прилив на рассвете; История русско-японской войны 1904–1905 годов . Чартерхаус. (1974)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Документы Уильяма А. Маршалла, 1876–1906 гг. (Библиотека Конгресса)
- Общество исследования русско-японской войны