с Хитачи Мару Инцидент
с Хитачи Мару Инцидент | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть русско-японской войны | |||||||
Хитачи Мару в 1898 году | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Японская империя | Российская Империя | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Иносукэ Хиго † Генджиро Сучи † Гиичи Тамура † | Petr Bezobrazov | ||||||
Сила | |||||||
3 невооруженных транспорта | 3 броненосных крейсера | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
2 корабля потоплены 1 заземленный 1334 убитых 112 раненых | Никто |
Инцидент Хитачи-Мару» с « ( 常陸丸事件 , Hitachi-maru jiken ) — морской инцидент, произошедший во время русско-японской войны 1904–1905 годов, когда три японских транспорта были потоплены во время российского торгового рейда авиацией, Владивостоке. базировавшейся во бронетанковой крейсерская эскадра Российского Императорского Флота .
Фон
[ редактировать ]В начале русско-японской войны большая часть российского Тихоокеанского флота была заблокирована в пределах Порт-Артура Императорским флотом Японии . Однако российская вспомогательная военно-морская база во Владивостоке , хотя и была обстреляна японской эскадрой под командованием вице-адмирала Дэва Сигэто в марте 1904 года, осталась практически неповрежденной и неблокированной. Во Владивостоке располагался гарнизон, состоящий из защищенного крейсера «Богатырь» и вспомогательного крейсера «Лена» , а также более сильная Владивостокская отдельная крейсерская эскадра в составе броненосных крейсеров «Россия» , «Рюрик » и «Громобой » под командованием контр-адмирала Карла Йессена . [ 1 ]
Эта небольшая эскадра вышла в море в первые месяцы конфликта для совершения торговых набегов, и Императорский флот Японии опасался, что ее можно будет использовать либо для нападения на цели на материковой части Японии, либо для координации атаки с целью поднятия сил. Блокада Порт-Артура. Японцы были вынуждены выделить 2-й флот IJN под командованием вице-адмирала Камимуры Хиконодзё со значительными ресурсами в попытке обнаружить и уничтожить его.
Нападение на Цусимский пролив
[ редактировать ]Русский вице-адмирал Петр Безобразов покинул Владивосток 12 июня 1904 года вместе с «Россией» , «Рюриком» и Громобоем, получив приказ пройти через восточную часть Цусимского канала в Корейском проливе , совершить двухдневное плавание по известным транспортным маршрутам, а затем вернуться обратно через западный канал. , после чего он должен был попытаться присоединиться к флоту, все еще блокированному в Порт-Артуре. 15 июня он заметил два военных транспорта, «Хитачи Мару» и «Садо Мару», следовавших в Дальний . [ 1 ]
Hitachi Maru перевозил 1238 человек, в том числе 727 человек из 1-го резервного полка Императорской гвардии Японии и 359 человек из 10-й дивизии IJA . Садо Мару перевозил 1258 человек, в том числе 867 членов инженерно-железнодорожного батальона. Оба судна перевозили большое количество припасов, наиболее остро необходимыми были восемнадцать 11-дюймовых (280-мм) осадных гаубиц Армстронг и железнодорожные вагоны, необходимые для их перевозки, по запросу 3-й армии IJA для атаки русских укреплений в Порт-Артуре.
В противоположном направлении шел меньший по размеру «Идзуми Мару», который использовался как невооруженный, но без опознавательных знаков госпитальный корабль, перевозивший больных и раненых с фронта обратно в Японию. [ 2 ]
Единственным средством защиты своих транспортов, которое Императорский флот Японии предпринял, был защищенный крейсер «Цусима» , который в это время (07:15) находился примерно в середине Ла-Манша. [ 1 ] Цусима заметила российскую эскадру в густом утреннем тумане, но не смогла поднять предупреждение из-за короткой дальности радиосвязи и плохих атмосферных условий и попыталась сократить расстояние до острова Цусима , где условия были лучше. Ее заметила русская эскадра, но преследовать не стали. «Цусима» успела передать свое предупреждение в 08:15, а затем направилась обратно в сторону русской эскадры. Адмирал Камимура, базирующийся в охранном округе Такэсики на Цусиме, послал Симоносеки предупреждение прекратить все плавания, а затем приказал своим кораблям преследовать Цусиму . [ 1 ]
Однако в 09:00 российская эскадра заметила Изуми Мару , и Безобразов послал Громобоя преследовать ее. Громобои открыл огонь, убив или ранив более 30 человек, прежде чем японский транспорт остановился и сдался. С нее сняли около 100 больных и раненых, а затем она была затоплена западнее Окиносимы , а на борту все еще находились те, кто отказался сдаться. Около 10.00 русская эскадра заметила Садо-Мару и примерно в то же время попала в поле зрения японского флота. Несмотря на то, что только что дал японскому транспорту 40 минут на то, чтобы сдаться и покинуть корабль, Рюрик выпустил две торпеды по Садо Мару , которые взорвались, убив 239 пассажиров и команду, но не потопив корабль. Садо Мару в конце концов дрейфовала следующие 30 часов, пока не приземлилась на Окиносиме. [ 1 ]
Затем Громобои подошел к Hitachi Maru , который не выказывал никаких признаков намерения сдаться. Громобои открыла огонь из всех орудий, убив многих людей на палубе, в том числе ее британского капитана и старших членов экипажа, и потопив корабль. Из-за ухудшения видимости японский флот не смог сблизиться с русской эскадрой и в 13:30 достиг 152 выживших с «Хитачи Мару» . [ 1 ]
Последствия
[ редактировать ]Русская эскадра продолжила свои действия против судоходства 16 июня, захватив британский пароход «Аллантон» у Майдзуру . На следующий день крейсеры также потопили две парусные лодки. [ 3 ]
Это нападение нанесло серьезный удар по моральному духу японского общества. Мемориалы были установлены в парке Тидоригафути в Токио, а братская могила в память об императорской гвардии возведена на кладбище Аояма . Памятник Садо Мару был построен в парке Сиба (и в 1964 году перенесен в храм Ясукуни ). Камимуре неоднократно угрожали смертью, и он оказался под сильным давлением, пытаясь выследить русскую эскадру, что он и сделал в битве у Ульсана 14 августа 1904 года.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Каунер, Исторический словарь русско-японской войны , стр. 395–397, 412.
- ^ Уилмонт. Последний век морской мощи . Страница 94
- ^ Мацумура, Масаёси (2009) Барон Канеко и русско-японская война (1904–05) Lulu.com, стр. 144. ISBN 0557084105
Ссылки
[ редактировать ]- Каунер, Ротем (2006). Исторический словарь Русско-японской войны . Пресса «Пугало» . ISBN 0-8108-4927-5 .
- Уиллмонт, HP (2009). Последний век морской мощи: от Порт-Артура до Чанака, 1894–1922 гг . Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0253003560 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]