Russian cruiser Rossia
![]() Россия
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Россия |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Рюрик |
Преемник | Молнии |
Построен | 1893–1896 |
В комиссии | 1896–1922 |
Планируется | 1 |
Завершенный | 1 |
Списано | 1 |
История | |
![]() | |
Имя | Rossiya ( Russian : Россия ) |
Тезка | Россия |
Оператор | Императорский Российский Флот |
Строитель | Балтийский завод , Санкт-Петербург |
Заложен | Октябрь 1893 г. [ Примечание 1 ] |
Запущен | 30 апреля 1896 г. |
Введен в эксплуатацию | Конец 1896 г. |
Судьба | Продан на металлолом , 1 июля 1922 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Тип | Броненосный крейсер |
Смещение | 12 195 длинных тонн (12 391 т) |
Длина | 485 футов (147,8 м) |
Луч | 66,6 футов (20,3 м) |
Черновик | 26,2 футов (8,0 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 3 вала, 2 паровые машины тройного расширения + 1 маршевый двигатель ТЭ. |
Скорость | 19 узлов (35 км/ч; 22 мили в час) |
Диапазон | 7740 миль (14330 км; 8910 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 839 офицеров и членов экипажа |
Вооружение |
|
Броня |
|
Россия « построенный императорского » — броненосный крейсер Российского флота, в 1890-х годах. дальнего действия Он был спроектирован как торговый рейдер и служил таковым во время русско-японской войны 1904–05 годов. Когда началась война , она базировалась во Владивостоке и в первые месяцы войны совершила ряд вылетов в поисках японских кораблей, но без особого успеха.
«Россия» вместе с другими броненосными крейсерами Владивостокской крейсерской эскадры попыталась встретиться в Цусимском проливе с основной частью Тихоокеанского флота, отплывшей из Порт-Артура в августе 1904 года, но была задержана и была вынуждена вернуться в порт без них. Вскоре после того, как они развернулись, они столкнулись с японской эскадрой из четырех броненосных крейсеров между ними и их базой. Японцы потопили старейший русский корабль « Рюрик » и повредили «Россию» и «Громобоя» во время битвы при Ульсане , но оба русских корабля были отремонтированы в течение двух месяцев.
После окончания войны «Россия» вернулась в Кронштадт , где прошла трехлетний ремонт, усиливший ее вооружение. он был оснащен минными рельсами В 1914 году и во время Первой мировой войны заложил одно минное поле , повредившее два немецких легких крейсера. В конце 1915 года он был реконструирован для дальнейшего усиления своего вооружения, но до конца войны не играл никакой роли, поскольку в 1917 году его экипаж был вовлечен в революционную деятельность. В конце 1917 года он был захвачен большевиками, но был выведен в резерв. в 1918 г. и продан на слом в 1922 г.
Дизайн
[ редактировать ]Изначально «Россия» задумывалась как повторение броненосного крейсера «Рюрик» , но директор Морского министерства хотел, чтобы броня закрывала большую часть борта корабля. Однако в конце 1892 - начале 1893 года конструкция претерпела ряд изменений и включила в себя ряд технологических достижений, которые недавно стали доступны. Одним из заметных изменений стало удаление Рюрика парусного вооружения . [ 1 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]длина России составляла 485 футов (147,8 м) Общая . У нее была максимальная ширина 68,6 футов (20,9 м) и осадка 26,2 футов (8,0 м). Его водоизмещение составило 12 195 длинных тонн (12 391 т), что всего на 65 длинных тонн (66 т) больше проектного. «Россию» обшили деревом и медью, чтобы уменьшить загрязнение . Ее считали хорошей морской лодкой с плавным качком, что связано с ее опрокидывающимися бортами. [ 2 ]
Движение
[ редактировать ]Чтобы расширить свой ассортимент, «Россия» была построена с необычной компоновкой оборудования. Один большой вертикальный паровой двигатель тройного расширения (VTE) приводил в движение каждый из внешних гребных валов , а небольшой крейсерский двигатель VTE приводил в движение центральный вал. На полной скорости центральный винт пришлось отсоединить, поскольку пара не хватало для одновременной работы всех трех двигателей; внешние гребные винты во время полета отсоединялись. [ 3 ] Два главных двигателя были рассчитаны на общую мощность 14 500 лошадиных сил (10 813 кВт), но на испытаниях они развили 15 523 л.с. (11 575 кВт) и развили корабль до максимальной скорости 19,74 узла (36,56 км / ч; 22,72 миль в час). Крейсерский двигатель развивал мощность 2500 л.с. (1864 кВт). Тридцать два водотрубных котла Бельвиля обеспечивали паром двигатели.
Он мог перевозить максимум 2200 длинных тонн (2235 т) угля. Это дало ей радиус действия 7740 морских миль (14330 км; 8910 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). [ 2 ] В 1898 году были проведены одни из первых крупных испытаний военного корабля на нефтяном топливе. [ 4 ]
Вооружение
[ редактировать ]России Основное вооружение « » состояло из четырех 8-дюймовых (203-мм) орудий 45-го калибра образца 1892 года, по одному на каждом конце корабля с каждого борта, спонсонированных над кувырком бортов корабля. Их защищали артиллерийские щиты . [ 5 ] Орудия могли опускаться до −5° и подниматься до 18°. Они выпустили снаряды массой 193,5 фунта (87,8 кг) с начальной скоростью 2950 футов в секунду (900 м / с), что давало дальность действия 12 000 ярдов (11 000 м) при угле возвышения 13 °. [ 6 ]
Ее дополнительное вооружение состояло из шестнадцати 6-дюймовых (152-мм) /45 орудий образца 1892 года. Одно орудие устанавливалось под баком , другое - в корме; ни одно орудие не могло стрелять в сторону. Остальные орудия устанавливались в амбразурах корпуса . [ 7 ] В поворотных установках орудия могли опускаться до -6° и подниматься до +20°. снаряды образца 1907 массой 91,4 фунта (41,5 кг) Они выпустили осколочно-фугасные с начальной скоростью 2600 футов в секунду (790 м/с). Это дало дальность действия 12 600 ярдов (11 500 м) на максимальной высоте. «Россия» имела по 210 патронов на ствол. [ 8 ]
Защита от торпедных катеров обеспечивалась разнообразным оружием легкого калибра. Двенадцать 75-миллиметровых (3,0 дюйма) орудий Canet Pattern 1892 50 калибра были установлены в спонсонах на верхней палубе, защищенных орудийными щитами. [ 9 ] Орудие стреляло 10,8-фунтовыми (4,9 кг) снарядами на дальность около 8600 ярдов (7864 м) при максимальном угле возвышения 21° и начальной скорости 2700 футов/с (820 м/с). Скорострельность составляла от двенадцати до пятнадцати выстрелов в минуту. [ 10 ]
двадцать 47-миллиметровых (1,9 дюйма) орудий Гочкиса . Всего было установлено [ 5 ] Они выпустили снаряд массой 3,3 фунта (1,5 кг) с начальной скоростью 1476 футов / с (450 м / с) со скоростью 20 выстрелов в минуту на дальность 2020 ярдов (1850 м). [ 11 ] Также имелось восемнадцать 37-миллиметровых (1,5 дюйма) орудий Гочкиса. [ 5 ] Они выпустили снаряд массой 1,1 фунта (0,50 кг) с начальной скоростью 1450 футов/с (440 м/с) со скоростью 20 выстрелов в минуту на дальность 3038 ярдов (2778 м). [ 12 ]
пять надводных 15-дюймовых (381-мм) торпедных аппаратов . Были установлены [ 5 ] Точный тип торпеды , вероятно, изменился за России время существования : оригинальная пятнадцатидюймовая торпеда Уайтхеда имела максимальную дальность всего 440 ярдов (402,3 м) при скорости 29 узлов (54 км/ч; 33 мили в час) и Боевая часть массой 57 фунтов (25,9 кг). Позже они были заменены улучшенной моделью с двумя настройками скорости/дальность и боеголовкой массой 141 фунт (64,0 кг). Его максимальная дальность полета составляла 980 ярдов (896,1 м) при скорости 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час). [ 13 ]
Броня
[ редактировать ]Россия использовала недавно разработанную броню Харви , которая значительно экономила вес по сравнению со стальной броней, которую использовал Рюрик , и обеспечивала ту же степень защиты. Ее ватерлиния простиралась от кормы до носа на 80 футов (24,4 м). Он простирался на 4 фута 6 дюймов (1,4 м) над ватерлинией и на 4 фута (1,2 м) ниже ватерлинии. Его толщина составляла 8 дюймов (203 мм) на миделе корабля, но уменьшалась до шести дюймов в носу и позади машинных помещений и до 5 дюймов (127 мм) в корме. Ремень сужался до толщины 4 дюймов (102 мм) по нижнему краю. В носовой части он закрывался поперечной переборкой диаметром 7 дюймов (178 мм) . Защитная палуба толщиной 2,5–3 дюйма (64–76 мм) шла вперед от переборки к носовой части. Основная бронепалуба имела толщину 2 дюйма (51 мм), но над ней выступал пятидюймовый лобовой щит для защиты верхних частей цилиндров двигателя. Боевая рубка имела стенки толщиной 12 дюймов (305 мм). Воздухозаборники трубы были защищены бронёй толщиной 3 дюйма (76 мм) между нижней и средней палубами. [ 14 ] [ 15 ]
Операционная история
[ редактировать ]«Россию» построил Балтийский завод в Санкт-Петербурге . Строительство началось в октябре 1893 года, хотя официально он был заложен только 20 мая 1895 года и спущен на воду 30 апреля 1896 года. После спуска на воду его отбуксировали в Кронштадт для достройки. [ 16 ] но 26 октября штормом ее выбросило на песчаную косу. Ее сняли с мели 15 декабря. [ 17 ] «Россия» вступила в строй в конце 1896 года и участвовала в Виктории королевы в честь бриллиантового юбилея смотре флота в июне 1897 года в Спитхеде . Она вернулась в Кронштадт, чтобы завершить испытания перед отплытием на Дальний Восток в октябре. Она достигла Нагасаки , Япония , 10 марта 1898 года и оставалась в Тихом океане до начала русско-японской войны в 1904 году. [ 16 ]
Русско-японская война
[ редактировать ]
В начале Русско-японской войны Россия» находилась под командованием капитана Андрея Парфеновича Андреева и была флагманским кораблем Владивостокской « крейсерской эскадры под общим командованием контр-адмирала Карла Ессена . Другими кораблями эскадры были броненосные крейсеры «Громобой» и «Рюрик», а также защищенный крейсер «Богатырь» . В начале войны эскадра совершила ряд боевых вылетов против японских кораблей, но только один оказался достаточно успешным, когда транспорт Hitachi Maru , несший восемнадцать 28-сантиметровых (11 дюймов) осадных гаубиц и более 1000 солдат, предназначенных для осады Порт-Артура , затоплен в июне 1904 г. [ 18 ] Во время более раннего вылета в мае 1904 года «Россия» вывела наблюдательный шар со своей квартердеки, чтобы (безуспешно) обнаружить японские корабли; первое использование воздушного судна военным кораблем в открытом море во время войны. [ 1 ]
Битва при Ульсане
[ редактировать ]Во время войны основная часть Тихоокеанского флота России располагалась в Порт-Артуре , где была блокада японцами. 10 августа 1904 года корабли в Порт-Артуре попытались прорваться во Владивосток, но были остановлены в битве на Желтом море . Адмиралу Йессену было приказано встретиться с ними, но приказ был отложен, и его кораблям пришлось поднять пар, поэтому он не совершил вылазку до вечера 13 августа. «Богатырь» получил повреждения ранее, когда приземлился и не пошёл с эскадрой. К рассвету он достиг острова Цусима в Цусимском проливе между Кореей и Японией. Он повернул обратно во Владивосток, когда не увидел ни одного корабля Порт-Артурской эскадры. В 36 милях (58 км) к северу от острова он столкнулся с японской эскадрой под командованием вице-адмирала Камимуры Хиконодзё, которой было поручено патрулировать Цусимский пролив. Японские силы располагали четырьмя современными броненосными крейсерами: «Иватэ» , «Идзумо» , «Токива» и «Адзума» . Две эскадрильи прошли ночью, не заметив друг друга, и каждая изменила курс с первыми лучами солнца. Это поставило японские корабли на российский маршрут во Владивосток. [ 19 ]

Адмирал Джессен повернул на северо-восток, когда в 5 часов утра заметил японцев, и они последовали его примеру, хотя и немного сходящимся курсом. Обе стороны открыли огонь около 05:23 на расстоянии 8500 метров (9300 ярдов). Японские корабли сосредоточили свой огонь на «Рюрике» , заднем корабле русского соединения. Ее довольно быстро ударили, и она начала падать за кормой двух других кораблей. Адмирал Йессен повернул на юго-восток, пытаясь открыть стрельбу, но это ослепило русских артиллеристов и не позволило ни одному из их бортовых орудий нацелиться на японцев. Около 06:00 адмирал Йессен повернул на 180° на правый борт, пытаясь достичь корейского побережья и позволить Рюрику воссоединиться с эскадрой. Адмирал Камимура последовал его примеру примерно в 06:10, но повернул влево, что открыло расстояние между эскадрильями. Примерно в это время у Азумы возникли проблемы с двигателем, поэтому японская эскадрилья замедлилась, чтобы соответствовать своей максимальной скорости. Стрельба возобновилась в 06:24, и «Рюрик» получил три попадания в корму, затопив рулевое отделение, так что им пришлось управлять двигателями. Ее скорость продолжала снижаться, что еще больше подвергло ее риску японского огня, а около 06:40 ее рулевое управление заклинило влево. [ 20 ]
Адмирал Йессен сделал еще поворот на 180°, пытаясь вставить два своих корабля между японцами и «Рюриком» , но последний корабль внезапно повернул на правый борт, увеличил скорость и прошел между кораблями Йессена и японцами. Адмирал Камимура также развернулся на 180°, так что обе эскадры направились на юго-восток параллельными курсами, но адмирал Йессен быстро сделал еще один разворот на 180°, так что они направились противоположными курсами. Примерно в это же время Ивате был подбит, в результате чего были выведены из строя три шестидюймовых и одно двенадцатифунтовое орудие, в результате чего 32 человека погибли и 43 были ранены. Японская эскадра снова открыла дальность стрельбы, сделав еще один поворот на 180 ° влево. Русские изменили курс в третий раз около 07:45 в очередной попытке поддержать Рюрика, хотя Россия сама горела. Ее пожары были потушены примерно через двадцать минут. Адмирал Камимура обогнул «Рюрик» на юге в 08:00 и позволил двум другим русским кораблям пройти к себе на север, предоставив им беспрепятственный путь во Владивосток. Несмотря на это, адмирал Йессен в 08:15 снова повернул назад и приказал Рюрик должен вернуться во Владивосток, а затем повернуть на север на своей максимальной скорости, около 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). [ 21 ]

два старых защищенных крейсера адмирала Камимуры, «Нанива» и «Такачихо» Примерно в это же время с юга приближались . Их прибытие позволило Камимуре преследовать Джессена всеми его броненосными крейсерами. Следующие полтора часа они вели непрерывный бой с русскими; набрав в них достаточно попаданий, чтобы снизить их скорость до 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час). Азумы Двигатели снова сломались во время этой погони, и ее заменила Токива . Японцы приблизились к минимуму примерно до 5000 метров (5500 ярдов), но адмирал Камимура затем увеличил дальность до 6500 метров (7100 ярдов). [ 21 ]
Около 10:00 артиллерийский офицер Камимуры ошибочно сообщил ему, что Идзумо израсходовала три четверти боеприпасов, и он повернул назад после пятиминутного скоростного обстрела. Он не хотел оставлять Цусимский пролив без охраны и думал, что сможет израсходовать на Рюрика оставшиеся боеприпасы . К этому времени она была потоплена Нанивой и Такачихо, которые приблизились к Рюрику на расстоянии 3000 метров (3300 ярдов) , чтобы прикончить ее. Они сообщили адмиралу Камимуре по рации, что она затонула, но он не получил сообщения. Вскоре после того, как японцы повернули назад, Громобои и Россия были вынуждены приостановить ремонт. [ 22 ]
В России погибло всего 44 человека убитыми и 156 ранеными; гораздо меньше, чем Громобоя 87 убитых и 170 раненых . Это было связано с «России» политикой капитана , который приказал артиллерийским расчетам его скорострельных орудий на задействованной стороне лечь, а тем, кто находился на незадействованной стороне, спуститься вниз, в отличие от другого корабля, который вообще держал свои легкие орудия укомплектованными. раз. «Россия» получила девятнадцать попаданий по правому борту корпуса и девять раз по левому борту, а также другие попадания в трубы, лодки и палубы. У нее была выбита половина орудий и произошел пожар, вызванный возгоранием излишков метательных зарядов. Несмотря на такое количество попаданий, она не получила серьезных повреждений, поскольку ее ватерлиния не была пробита ни одним попаданием. Ее отремонтировали за два месяца на элементарном оборудовании, имевшемся во Владивостоке. Россия не предприняла дальнейших попыток помешать японскому судоходству во время войны. [ 23 ]
Межвоенный период
[ редактировать ]«Россия» вернулась в Кронштадт и прибыла 8 апреля 1906 года, где прошла длительный ремонт, завершившийся в 1909 году. Ее двигатели и котлы были отремонтированы, грот-мачта была снята, и она получила дополнительные шестидюймовые орудия. На верхней палубе были добавлены еще шесть орудий в легкобронированных казематах , расположенных по бокам в промежутках между шестидюймовыми орудиями главной палубы. Кроме того, носовое орудие было перенесено на верхнюю палубу, чтобы оно могло вести огонь в обе стороны. Это увеличило бортовой залп корабля на четыре орудия. [ 24 ]
Россия представляла Россию на короля Георга V коронационном смотре флота в июне 1911 года. Она покинула Кронштадт в сентябре 1912 года для тренировочного круиза на Канарские и Виргинские острова , а затем вернулась на Балтику вовремя, чтобы посетить Копенгаген в марте 1913 года вместе с защищенные крейсера «Аврора» и «Олег» . В сентябре 1913 года она отправилась в очередной тренировочный круиз на Азорские острова , а в апреле 1914 года совершала круиз по Средиземному морю . [ 16 ]

Первая мировая война
[ редактировать ]«Россия» служила флагманским кораблем 2-й бригады крейсеров Балтийского флота во время Первой мировой войны . он был модифицирован для использования в качестве быстрого минного заградителя емкостью сто морских мин . Перед войной [ 25 ] поставила минное поле В январе 1915 года вместе с «Олегом» и «Богатырем» между Килем и побережьем Мекленбурга , повредив немецкие легкие крейсеры «СМС Аугсбург» и «СМС Газель» . [ 16 ] В октябре 1915 года его реконструировали в Кронштадте для увеличения вооружения. Сняли палубу бака, а также носовые и кормовые шестидюймовые орудия. Их заменили две восьмидюймовые пушки, установленные по средней линии носа, а еще одна пара устанавливалась на юте . Эти дополнения увеличили ее залп до шести восьмидюймовых, но только до семи шестидюймовых орудий. [ 15 ]
Экипаж « России » принимал активное участие в революционном движении 1917 года. [ 16 ] и перешел под контроль Советского Красного Флота в сентябре 1917 года. [ 25 ] требовал Брест-Литовский договор , чтобы Советы эвакуировали свою базу в Хельсинки в марте 1918 года или интернировали их новой независимой Финляндией , даже несмотря на то, что Финский залив все еще был покрыт льдом. «Россия» отплыла в Кронштадт в так называемом «Ледяном путешествии» и вскоре после прибытия была переведена в резерв. 1 июля 1922 года он был продан немецкой компании на слом. Во время буксировки в Германию в Балтийском море он вырвался из-под буксира и 16 октября 1922 года сел на мель на отмели Дивелси у побережья Эстонии . [ 26 ] Она была снята с мели в августе 1923 года. [ 17 ] отбуксирован в Киль и разобран. [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маклафлин, с. 51
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, стр. 54, 74.
- ^ Уоттс, с. 89
- ^ Инженер-контр-адмирал Скотт Хилл (июль 1955 г.). «Битва котлов» (PDF) . Инженер : 351–360. Архивировано из оригинала (PDF) 2 февраля 2014 г. Проверено 29 января 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин, с. 74
- ^ "Русская 8"/45 (20,3 см) Образец 1892 г. 203 мм/45 (8") Образец 1892 г. . navweaps.com. 11 сентября 2006 года . Проверено 30 апреля 2010 г.
- ^ Брукс, с. 37
- ^ "Русская 6"/45 (15,2 см) Образец 1892 г. 152 мм/45 (6") Образец 1892 г. . navweaps.com. 12 января 2009 года . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ Уоттс, с. 90
- ^ «Русский 75 мм/50 (2,95 дюйма) образца 1892 г. – французский 7,5 см/50 (2,95 дюйма) Кане образца 1891 г.» . navweps.com . Проверено 11 февраля 2020 г.
- ^ «Россия 47 мм/5 (1,85 дюйма) пушка Гочкиса 47 мм/1 (1,85 дюйма) пушка Гочкиса [3-фунтовые (1,4 кг) пушки Гочкиса]» . 1 декабря 2006 года . Проверено 22 декабря 2009 г.
- ^ «Россия 37 мм/5 (1,5 дюйма) Пушка Гочкиса 37 мм/1 (1,5 дюйма) Пушка Гочкиса [1-фунтовая (0,45 кг) Пушка Гочкиса]» . navweaps.com. 1 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 4 мая 2012 г. Проверено 22 декабря 2009 г.
- ^ «Торпеды России/СССР перед Второй мировой войной» . navweaps.com. 19 ноября 2008 года . Проверено 25 мая 2010 г.
- ^ Кэмпбелл, с. 189
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, с. 54
- ^ Jump up to: а б с д и ж Маклафлин, с. 77
- ^ Jump up to: а б Chernyshev, Alexander Alekseevich (2012). Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII–XX вв [ They died without a fight. Catastrophes of Russian ships of the XVIII-XX centuries ] (in Russian). Veche. Archived from the original on 2022-08-19 . Retrieved 2021-11-15 .
- ^ Брук, стр. 34.
- ^ Брук, стр. 34, 37.
- ^ Брук, стр. 39, 43.
- ^ Jump up to: а б Брук, с. 43
- ^ Брук, стр. 43, 45.
- ^ Брук, стр. 45–47.
- ^ Маклафлин, стр. 54, 77.
- ^ Jump up to: а б Будбон, г. 295
- ^ «Сообщения о пострадавших». Таймс . № 43165. Лондон. 18 октября 1922 г. полковник Д, с. 18.
Ссылки
[ редактировать ]- Брук, Питер (2000). «Броненосный крейсер против броненосного крейсера: Ульсан, 14 августа 1904 года». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 2000–2001 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-791-0 .
- Будзбон, Пшемыслав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 291–325. ISBN 0-85177-245-5 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4 .
- Фрэмптон, Виктор; Руководитель, Майкл; Маклафлин, Стивен и Сперджен, HL (2003). «Российские военные корабли у Токийского залива». Военный корабль Интернешнл . XL (2): 119–125. ISSN 0043-0374 .
- Маклафлин, Стивен (1999). «От Рюрика до Рюрика: броненосные крейсера России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-724-4 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]