Русский крейсер Рюрик (1906 г.)
Рюрик после установки на ней шест-фор-мачты
| |
Обзор класса | |
---|---|
Предшественник | После занятий |
Преемник | Никто |
История | |
Российская Империя | |
Имя | Рюрик |
Тезка | Рюрик |
Награжден | июнь 1905 г. |
Строитель | Викерс |
Заложен | 22 августа 1905 г. |
Запущен | 17 ноября 1906 г. |
Не работает | Октябрь 1918 г. |
пораженный | 1 ноября 1923 г. |
Судьба | Расставание , 1924–1925 гг. |
Общие характеристики | |
Тип | Броненосный крейсер |
Смещение | 15 190 длинных тонн (15 430 т ) |
Длина | 161,23 м (529 футов) в длину |
Луч | 22,86 м (75 футов) |
Черновик | 7,92 м (26 футов) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 × паровые машины тройного расширения |
Скорость | 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) |
Диапазон | 6100 морских миль (11300 км; 7000 миль) на скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Экипаж |
|
Вооружение |
|
Броня |
«Рюрик» был последним броненосным крейсером , построенным для Российского императорского флота . Корабль был спроектирован британской фирмой Vickers и построен на их верфи, был заложен в 1905 году и завершен в 1908 году. Он был вооружен главной батареей из четырех 254-мм (10 дюймов) орудий и вторичной батареей из восьми 203-мм ( 8 в) пушки; ее максимальная скорость составляла 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час). Несмотря на мощное артиллерийское вооружение, «Рюрик» устарел еще до того, как был достроен, с появлением британских линейных крейсеров класса Инвинсибл» « , которые были более мощно вооружены и быстроходны. Тем не менее, ее конструкция пользуется большим уважением, и военно-морские историки оценивают ее как одно из лучших когда-либо построенных судов такого типа.
«Рюрик» служил флагманом Балтийского России . флота Большую часть своей относительно короткой карьеры В середине 1910 года она совершила один заграничный круиз, посетив Средиземное море , но остаток своей ранней карьеры провела в Балтийском море . После начала Первой мировой войны действовал вместе с другими крейсерами флота, совершая налеты на немецкие позиции в южной части Балтики, а после модификации для перевозки морских мин принимал участие в постановке наступательных минных полей для блокирования немецкого военно-морского движения. В июле 1915 года она стала свидетелем одного крупного сражения — битвы за Аландские острова . Там она вступила в бой с тремя немецкими крейсерами; ей не удалось ни разу попасть, и ее ударили несколько раз, хотя она не получила серьезных повреждений, и ее присутствие убедило немцев отступить.
Корабль был сильно поврежден немецкой миной в ноябре 1916 года и следующие несколько месяцев провел в ремонте. В этот период бездействия Русская революция свергла имперское правительство и в конечном итоге привела к большевиками захвату власти в конце того же года. Заключенный в результате Брест-Литовский мир положил конец войне для России, и в октябре 1918 года «Рюрик» был поставлен на прикол в Кронштадте. Он пробыл там еще три года в состоянии сохранности, но к ноябрю 1923 года оказался в плохом состоянии. Новый советский флот решил разобрать корабль, и его отбуксировали в Петроград , где он был сдан на слом в период с 1924 по 1925 год.
Дизайн
[ редактировать ]В июле 1904 года Императорский российский флот провел конкурс проектов, в ходе которого от нескольких иностранных и отечественных верфей были объявлены тендеры на проект нового броненосного крейсера . Максимальное водоизмещение было ограничено 15 000 длинных тонн (15 000 т предыдущего «Баян» класса ), что более чем в два раза больше, чем у броненосных крейсеров . Виккерс выиграла конкурс на постройку корабля в июне 1905 года, и компания предложила несколько предложений, в том числе судно, вооруженное дюжиной 254-мм (10 дюймов) орудий, хотя русские предпочли судно немного меньшего размера, водоизмещением около 13 500 длинных тонн (13 700 тонн). t), который нес четыре 254-мм орудия и двенадцать 203-мм (8 дюймов) орудий, а также оборонительное вооружение из двадцати 75-мм орудий. мм (3 дюйма) пушки. [ 1 ]
Перед началом строительных работ в проект были внесены уточнения с учетом опыта, полученного во время Русско-японской войны 1904–1905 годов. Оборонительная батарея была увеличена до 120-мм (4,7 дюйма) орудий, поскольку 75-мм орудия уже не были достаточно мощными для борьбы с современными торпедными катерами и эсминцами . Для экономии веса четыре 203-мм орудия были сняты. Бортовая броня оказалась критически важной в боях против Японии , поэтому броня корабля была усилена. Несмотря на меры по снижению веса, водоизмещение увеличилось примерно на 1500 длинных тонн (1500 т). Первоначально ВМФ России планировал построить еще два крейсера той же конструкции на отечественных верфях, но бюджетные проблемы в сочетании с появлением в 1907 году паротурбинных и крупноорудийных линейных крейсеров британского «Инвинсибл» класса свели на нет эти планы. спорный. [ 2 ]
Несмотря на появление до ее постройки более мощных линейных крейсеров, «Рюрик» в целом считается очень удачной конструкцией. В книге Конвея «Все боевые корабли мира» говорится, что «Рюрик» был «лучшим большим кораблем, заложенным для российского флота до 1905 года, и одним из лучших броненосных крейсеров, когда-либо построенных». [ 3 ] Энтони Уоттс соглашается, описывая его как «один из лучших когда-либо построенных броненосных крейсеров». [ 4 ]
Общие характеристики и двигательная установка
[ редактировать ]Длина Рюрика составляла 149,4 м (490 футов 2 дюйма) между перпендикулярами 157,6 м (517 футов 1 дюйм) , длина по ватерлинии — и общая длина — 161,23 м (529 футов) . Он имел ширину 22,86 м (75 футов), осадку 7,92 м (26 футов) и водоизмещение 15 190 длинных тонн (15 430 т). Ее корпус имел длинную палубу на баке , доходящую до главной мачты и имеющую ярко выраженный таранный нос . Ее надстройка была минимальной и состояла в основном из главной боевой рубки в носовой части с командным мостиком и меньшей второстепенной боевой рубки в кормовой части. [ 3 ] [ 5 ]
Он был укомплектован только главной мачтой, которая была размещена прямо перед задней боевой рубкой, но примерно в то время, когда она вступила в строй в 1909 году, на ее передней боевой рубке также была установлена шестая фок-мачта. К 1917 году фок-мачта была заменена на более прочную треногу, поддерживающую корректирующую вершину , помогающую направлять ее вооружение. Рулевое управление осуществлялось одним рулем направления . Ее экипаж насчитывал 26 офицеров и 910 рядовых. [ 3 ] [ 5 ]
Двигательная установка корабля состояла из двух вертикальных паровых машин тройного расширения, приводивших в движение пару винтовых движителей . Пар вырабатывался двадцатью восемью угольными типа «Бельвиль» водотрубными котлами , вентиляция которых осуществлялась через три воронки , расположенные на миделе корабля . Электростанция была рассчитана на мощность 19 700 лошадиных сил (14 700 кВт ) при максимальной скорости 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час). Запасы угля составили 1920 длинных тонн (1950 т). [ 3 ] [ 4 ] Двигаясь на более экономичной скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час), «Рюрик» мог совершить круиз на 6100 морских миль (11300 км; 7000 миль). [ 5 ]
Вооружение
[ редактировать ]Рюрика » « Главная батарея состояла из четырех 254-мм (10 дюймов) орудий 50-го калибра в паре спаренных орудийных башен , установленных в носу и корме по центральной линии . [ 3 ] Эти орудия и их башни были спроектированы Виккерсом специально для Рюрика . Башни имели овальную форму и располагались наверху рабочей камеры, в которой находились снаряды и метательные заряды, извлекаемые из магазинов внизу. Один комплект подъемников доставлял боеприпасы из магазинов в рабочие камеры, а другой — на башни. [ 6 ] В дополнение к раздельному подъемнику меры предосторожности против вспышки включали спринклерную систему в магазинах и средства для быстрого их затопления в случае серьезного пожара. [ 4 ] Орудия стреляли бронебойными (AP) или осколочно-фугасными (HE) снарядами массой 225,2 кг (496 фунтов) с начальной скоростью 899 м/с (2950 футов/с). При максимальном угле возвышения 21 градус дальность действия орудий составляла 22 224 м (24 304 ярда) для бронебойного снаряда и 18 520 м (20 250 ярдов) для фугасного варианта. Для перезарядки орудия пришлось вернуть на угол возвышения от -5 до 8 градусов. [ 6 ] Орудия имели скорострельность два выстрела в минуту. [ 7 ]
Ее основная батарея поддерживалась вторичной батареей из восьми 203-мм 50 кал. Орудия образца 1905 года в четырех спаренных башнях, размещавшихся по углам надстройки, по две башни на борт . [ 5 ] Это тоже были конструкции Виккерса, хотя они использовались на ряде более ранних русских линкоров до дредноута . Они выпустили полубронебойный (SAP) снаряд массой 139,2 кг (307 фунтов) с начальной скоростью 792,5 м/с (2600 футов/с). На высоте 15 градусов они могли поражать цели на высоте до 15 729 м (17 201 ярд); турели допускали угол возвышения от -5 до 25 градусов, но значения дальности при максимальном возвышении неизвестны. Башни во многом были аналогичны 254-мм орудиям, но перезаряжать орудия можно было под любым углом возвышения. [ 8 ] Орудия могли выпускать три снаряда в минуту. [ 7 ]
Для защиты от миноносцев корабль нес третичную батарею из двадцати 120-мм 50 кал. орудия переносились индивидуально в казематах . Шестнадцать располагались на палубе бака, сгруппированные вокруг надстройки, а остальные четыре располагались в корме. [ 5 ] Они выпустили снаряд SAP массой 28,97 кг (63,9 фунта) со скоростью 792,5 м/с и на высоте 19,5 градусов, дальность полета составила 13 718 м (15 002 ярда). [ 9 ] Их скорострельность составляла восемь выстрелов в минуту. [ 7 ] Четыре 47 мм (1,9 дюйма) 43 кал. пушки Гочкиса Завершали вооружение . Он также был вооружен парой 457-мм (18 дюймов) торпедных аппаратов . [ 3 ] [ 5 ] M1908 Торпеда 95 кг (209 фунтов) несла боеголовку массой и имела дальность действия 1000 м (1100 ярдов) при скорости 38 узлов (70 км/ч; 44 миль в час); дальность полета увеличилась вдвое, когда они были установлены на 27 узлов (50 км / ч; 31 миль в час). Позже они были заменены вариантами M1912, в которых боеголовка была увеличена до 100 кг (220 фунтов). Их характеристики значительно возросли, достигнув 2000 м (2200 ярдов) при скорости 43 узла (80 км/ч; 49 миль в час) и 5000 м (5500 ярдов) при скорости 30 узлов (56 км/ч; 35 миль в час). [ 10 ]
Броня
[ редактировать ]Корабль был защищен крупповской цементированной броней . Ее броневой пояс закрывал борт корпуса на высоте 2,36 м (7 футов 9 дюймов) над ватерлинией и 1,5 м (5 футов) ниже. Основная часть пояса между барбетами для 254-мм орудий имела толщину 152 мм (6 дюймов), сужаясь до 138 мм (5 дюймов) у верхнего края и 104 мм (4 дюйма) у нижнего. В передней части основной секции ремень был уменьшен до 102 мм с нижней кромкой 76 мм (3 дюйма), а в кормовой части ремень имел одинаковую толщину - 76 мм. Кормовая часть не доходила до ахтерштевня , а заканчивалась поперечной переборкой толщиной 76 мм . Выше пояса третичные казематы прикрывала полоса брони толщиной 76 мм. Было три бронепалубы ; нижняя дека имела толщину 25 мм (1 дюйм) с наклонными сторонами толщиной 38 мм (1,5 дюйма) и соединялась с нижним краем ремня. Основная палуба также имела толщину 38 мм, а над ней крыша казематной батареи — 25 мм. [ 3 ]
Боевая рубка « Рюрика » имела по бортам 203-мм бронелист. Башни ее главного калибра имели 203-мм лобовую и боковые башни и наклонную крышу толщиной 64 мм (2,5 дюйма) и поддерживались 180-мм (7 дюймов) барбетами, доходившими до магазинов с боеприпасами . За ремнем толщина барбетов уменьшилась до 50–115 мм (от 2,0 до 4,5 дюйма). Вспомогательные башни получили немного более легкую защиту: борта и грани толщиной 180 мм, а крыша — 50 мм. Их барбеты имели толщину 152 мм над поясом и 38–76 мм снизу. Подводная защита состояла из торпедной переборки толщиной 38 мм, отодвинутой примерно на 3,4 м (11 футов) от борта корабля. корабля Оно закрывало цитадель . [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Киль « Рюрика » был заложен 22 августа 1905 года. [ а ] и он был спущен на воду 17 ноября 1906 года. Конструктивные недостатки были выявлены во время артиллерийских испытаний в 1907 году, но ВМФ России решил исправить дефекты после поставки, а не откладывать ее завершение. [ 3 ] [ 11 ] Испытания включали стрельбу тридцатью выстрелами из двух 254-мм орудий, еще тридцатью снарядами из двух 203-мм орудий и пятнадцатью выстрелами из 120-мм орудий. Во время паровых испытаний в 1908 году она превысила расчетную скорость и мощность. [ 12 ] Корабль был построен в сентябре 1908 года и передан российскому флоту. По прибытии его отправили на верфь в Кронштадт для доработки конструкции корпуса с целью устранения конструктивных проблем. она действовала на Балтийском море Следующие два года , а в июле 1910 года была отправлена в круиз по Средиземному морю . Она вернулась в Прибалтику, где оставалась следующие три года. С 1913 года служил флагманом Балтийского флота . [ 3 ] [ 11 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]К началу Первой мировой войны в июле 1914 года Россия еще не завершила строительство своих «Бородино» линейных крейсеров типа или «Гангут» типа линкоров-дредноутов , оставив «Рюрик» и крейсеры типа «Баян» в качестве ядра Балтийского флота. Эти корабли несли на себе бремя военно-морских операций против значительно более мощного Императорского флота Германии на Балтике. [ 13 ] В то время «Рюрик» служил флагманом адмирала Николая Оттовича фон Эссена , командующего русскими военно-морскими силами на Балтике. [ 14 ] Рюрика Командиром первоначально был капитан Михаил Бахирев . [ 15 ] он совершил 27 августа вместе с «Рюриком» и броненосным крейсером «Паллада» вылет в западную часть Балтики в районе Борнхольма , Дания, и Данцига , Германия. Однако им не удалось обнаружить вражеские суда. Операция укрепила боевой дух Балтийского флота, но царь Николай II отказался предоставить Эссену свободу маневра, которую он стремился заставить действовать с немецким флотом. [ 14 ] Тем не менее, в том месяце русские одержали крупную разведывательную победу, когда немецкий крейсер «СМС Магдебург» сел на мель на территории России, и они смогли восстановить немецкие кодовые книги, что позволило российскому флоту расшифровать немецкие беспроводные сигналы. [ 16 ]
В ноябре «Рюрик» был модифицирован в качестве быстрого минного заградителя с приспособлениями для перевозки морских мин . Свою первую операцию она провела 14 декабря под командованием адмирала Людвига Кербера в компании с крейсерами «Адмирал Макаров» и «Баян» , в то время как другая пара крейсеров прикрывала еще один минный заградитель дальше на север. Рюрик Во время операции заложил поле из 120 мин у немецкого порта Данциг. 12 января 1915 года «Рюрик» отправился на очередную операцию по постановке мин, на этот раз в составе эскорта Баяна и адмирала Макарова . В течение следующих двух дней три других крейсера поставили серию минных полей у острова Рюген ; это был самый дальний запад, куда во время войны проник русский флот. Это минное поле впоследствии повредило немецкие крейсеры «Аугсбург» и «Газель» , последний не подлежал ремонту. [ 17 ] [ 18 ]
«Рюрик» сопровождал группу минных заградителей, посланную для закладки еще одного месторождения у Данцига 13 февраля 1915 года, сел на мель к востоку от Готланда , Швеция, и получил серьезные повреждения, что вынудило русских отменить операцию. Несмотря на то, что она взяла на себя 2400 длинных тонн (2439 т) воды и затопила половину котельных , она смогла освободиться и вернуться в Ревель своим ходом. Впоследствии она была отремонтирована в Кронштадте . Рюрик выбыл из строя на 89 дней. Тяжелый лед на Балтике препятствовал дальнейшим операциям. К этому времени « Гангуты » вступили в строй, и флот был реорганизован. Рюрик был приписан к 5-й группе вместе с Баяном и адмиралом Макаровым в составе 1-й бригады крейсеров. Крейсеры продолжали выполнять большую часть наступательных операций, поскольку новые дредноуты считались слишком ценными, чтобы рисковать. Вместо этого они использовались в качестве флота и для охраны Финского залива . [ 17 ] [ 19 ] [ 20 ]
Битва за Аландские острова
[ редактировать ]В конце июня российское военно-морское командование планировало бомбардировочную операцию для поддержки гарнизона Виндау (ныне Латвия ) во время немецкого нападения на порт. Первоначальные планы предусматривали нападение на город Росток , расположенный далеко в тылу немецких войск, отчасти для того, чтобы продемонстрировать силу русского флота, но вице-адмирал Василий Канин , сменивший Эссена на посту командующего флотом, отказался дать разрешение на отправку Рюрика. так далеко на вражескую территорию. Поэтому цель операции была изменена на Мемель . Бахирев, получивший к тому времени звание контр-адмирала, возглавил бомбардировочную группу, состав которой неясен. [ 21 ] По словам Пола Халперна, в его состав входили крейсеры «Адмирал Макаров» , «Баян» , «Богатырь» и «Олег» , прикрывали их «Рюрик» и эсминец «Новик» , а впереди прикрывала группа подводных лодок. [ 22 ] Но Гэри Стафф указывает, что Рюрик , Олег и Богатырь должны были вести бомбардировку, пока их прикрывали адмирал Макаров и Баян . [ 23 ] Корабли покинули порт вскоре после полуночи 1 июля. Сильный туман вынудил Бахирева отменить бомбардировку, так как Мемель уже не мог надежно определить местонахождение, и его крейсера отделились от Рюрика и Новика . [ 22 ] [ 24 ]
Бахирев планировал предпринять еще одну попытку на следующее утро, но из расшифрованных перехватов сигналов немецкой радиосвязи узнал об операции по постановке мин 1-го числа по пути в Ригу и решил вместо этого попытаться перехватить суда. Он взял четыре крейсера из бомбардировочной группы и, руководствуясь радиоперехватом, направился на запад, чтобы устроить засаду немецкой флотилии, состоящей из броненосного крейсера, двух легких крейсеров , минного заградителя и семи эсминцев. Обе стороны вступили в контакт около 06:30. В последовавшей битве за Аландские острова немцы обратились в бегство, в то время как русские крейсеры сосредоточились на минном заградителе СМС «Альбатрос» , вытеснив его на берег. [ 25 ] [ 26 ]
Когда он начал бой, Бахирев приказал Рюрику подкрепить его, и в 09:45 он прибыл в окрестности, но не обнаружил ни своих, ни вражеских судов. Командир корабля капитан А. М. Пышнов повернул свой корабль на север, пытаясь обнаружить корабли Бахирева, и вскоре после этого столкнулся с немецким лёгким крейсером «СМС Любек» . Два корабля быстро открыли огонь, и хотя «Рюрик» был значительно сильнее своего противника, ему не удалось нанести ни одного попадания, а самому получить десять. Один из них вызвал пожар на Рюрика баке " " , и в результате промаха произошел сильный всплеск, повредивший ее передний дальномер . Немецкие снаряды калибра 10,5 см (4,1 дюйма) были недостаточно мощными, чтобы пробить ее броню, но, тем не менее, они временно вывели из строя одну из башен главного калибра, когда дым от взрыва угрожал отравить ее экипаж. [ 27 ]
Затем вмешался немецкий броненосный крейсер СМС Роон и приказал Любеку выйти из боя, и в 10:04 «Рюрик» прекратил огонь по легкому крейсеру. Затем русский крейсер развернулся, чтобы вступить в бой с Рооном , к которому к тому времени присоединился легкий крейсер «Аугсбург» , открыв огонь на дальности от 15 000 до 16 000 м (от 16 000 до 17 000 ярдов). Она сосредоточила большую часть своего огня на Рооне , но снова не смогла нанести ни одного попадания. Она получила еще одно попадание, поразившее заднюю боевую рубку и повредившее окружающую надстройку. Немецкий командующий решил попытаться выйти из боя, используя плохую видимость, чтобы прикрыть свой побег; Примерно в то же время российские наблюдатели заметили то, что они ошибочно приняли за подводную лодку . Угроза нападения подводной лодки вынудила Рюрика выйти из боя, что дало немцам достаточно времени, чтобы успешно уйти. [ 28 ] [ 29 ]
Более поздние операции
[ редактировать ]11 ноября «Рюрик» был отправлен на очередную минную операцию по закладке поля из 560 мин у шведского острова Готланд. Еще одна такая миссия состоялась 6 декабря, в ходе которой в том же районе было установлено еще 700 мин. В результате российских минных усилий и союзников атак подводных лодок немцы пришли к выводу, что они больше не могут безопасно управлять крупными кораблями на Балтике. [ 30 ] Начиная с июня 1916 года, «Рюрик» несколько раз отправлялся в Балтийское море для поиска немецкого торгового судоходства, но за время этих патрулей он нашел и потопил только одно судно. 7 ноября во время патрулирования у острова Гогланд в России он подорвался на мине и получил серьезные повреждения. Она оставалась в ремонте до апреля 1917 года; в этот период ее фок-мачта была заменена на треногу. [ 31 ]
Русская революция началась в марте 1917 года и завершилась Октябрьской революцией в ноябре. [ б ] который стал свидетелем большевиков прихода к власти в России . Правительство подписало Брест-Литовский мирный договор , положивший конец участию России в конфликте. В рамках договора Россия предоставила Финляндии независимость, что вынудило флот покинуть свою основную базу в Гельсингфорсе и вернуться в Кронштадт. Рюрик был уволен в резерв в Кронштадте в октябре 1918 года, и он пролежал там следующие три года. Первоначально поставленный на долгосрочную консервацию 21 мая 1921 года, он был разоружен, а полезные системы вывезены для консервации на берегу. К концу 1923 года она была в плохом состоянии, и было принято решение о ее разрыве . снят с военно-морского учета 1 ноября и доставлен в Петроград , где в 1924–1925 годах разобран. Ее 203-мм орудия позднее использовались в качестве батарей береговой артиллерии. [ 32 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю.
- ↑ Революция началась 25 октября по старому стилю, отсюда и название.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Додсон , стр. 78, 100.
- ^ Додсон , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кэмпбелл , с. 191.
- ^ Jump up to: а б с Уоттс , с. 101.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Додсон , с. 235.
- ^ Jump up to: а б Фридман , с. 258.
- ^ Jump up to: а б с Инженерное дело , с. 346.
- ^ Фридман , стр. 259–260.
- ^ Фридман , с. 263.
- ^ Фридман , с. 348.
- ^ Jump up to: а б Додсон , стр. 100, 235.
- ^ Инженерное дело , стр. 346–347.
- ^ Додсон , стр. 113–114.
- ^ Jump up to: а б Халперн , с. 185.
- ^ Персонал , с. 105.
- ^ Персонал , с. 104.
- ^ Jump up to: а б Додсон , с. 124.
- ^ Халперн , с. 186.
- ^ Халперн , с. 187.
- ^ Chernyshev, Alexander Alekseevich (2012). Погибли без боя. Катастрофы русских кораблей XVIII–XX вв [ They died without a fight. Catastrophes of Russian ships of the XVIII-XX centuries ] (in Russian). Veche. Archived from the original on 19 August 2022 . Retrieved 15 November 2021 .
- ^ Персонал , стр. 105–106.
- ^ Jump up to: а б Халперн , с. 194.
- ^ Персонал , с. 106.
- ^ Персонал , с. 110.
- ^ Халперн , стр. 194–195.
- ^ Персонал , стр. 110–113.
- ^ Персонал , стр. 118–120.
- ^ Додсон , стр. 124–125.
- ^ Персонал , стр. 120–122.
- ^ Додсон , с. 125.
- ^ Додсон , стр. 134–135.
- ^ Додсон , стр. 135, 235.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). "Россия". В Шено, Роджер и Колесник, Юджин М. (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 170–217. ISBN 978-0-8317-0302-8 .
- Додсон, Эйдан (2018). До линейного крейсера: большой крейсер в мировых флотах, 1865–1910 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-375-7 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Персонал, Гэри (2011). Битва на семи морях: сражения немецких крейсеров, 1914–1918 гг . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN 978-1-84884-182-6 .
- «Испытания русского броненосного крейсера «Рюрик» ». Инженерное дело . Лондон: Управление рекламы и публикаций: 346–347. 11 сентября 1908 г. ISSN 0013-7782 .
- Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский Российский Флот . Лондон: Arms and Armor Press. ISBN 978-0-85368-912-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Маклафлин, Стивен (1999). «От Рюрика до Рюрика; броненосные крейсеры России». В Престоне, Энтони (ред.). Военный корабль 1999–2000 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-724-5 .
55 ° 08' с.ш., 18 ° 30' в.д. / 55,133 ° с.ш., 18,500 ° в.д.