Jump to content

«Екатерина II». Линкор класса

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Чесма , демонстрирующая оба передних барбета.
Обзор класса
Имя Ekaterina II class
Строители
Операторы  Императорский Российский Флот
Преемник Imperator Aleksandr II class
Подклассы Georgii Pobedonosets
Построен 1883–94
В комиссии 1889–1919
Завершенный 4
Списано 4
Общие характеристики
Тип Линкор
Смещение 11 050–11 396 длинных тонн (11 227–11 579 т )
Длина 339 футов 3 дюйма (103,40 м)
Луч 68 футов 11 дюймов (21,01 м)
Черновик 27,92–28,83 футов (8,51–8,79 м)
Установленная мощность
Движение 2 вала; 2 составного или тройного расширения. паровые машины
Скорость 15–16,5 узлов (27,8–30,6 км/ч; 17,3–19,0 миль в час)
Диапазон 2800 миль (5200 км; 3200 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час)
Дополнить 633–642
Вооружение
Броня

Класс Екатерина II» « класс из четырех линкоров , построенных для Императорского флота России в 1880-х годах; первые подобные корабли, построенные для Черноморского флота . Их конструкция была весьма необычной: основные орудия на трех барбетах были сгруппированы треугольником вокруг центрального броневого редута: два расположены рядом в носовой части и одно по центральной линии в кормовой части. Это было сделано для увеличения их огневой мощи вперед, как при действиях в узких водах Босфора , так и при таранах . Строительство шло медленно, поскольку это были крупнейшие военные корабли, построенные до того времени на Черном море, и для их обслуживания пришлось модернизировать верфи.

Все четыре корабля находились в Севастополе экипаж броненосца «Потемкин» , когда в июне 1905 года взбунтовался . [ а ] Экипаж Екатерины II сочли ненадежным, и ее вывели из строя, чтобы не допустить участия в мятеже. Экипаж «Чесмы » также считался ненадежным, но он сопровождал «Потемкина» , когда «Синоп» буксировал ее обратно в Севастополь из Констанцы , Румыния , где команда «Потемкина » искала убежища. Синоп и Георгий Победоносец преследовали «Потемкина» до Одессы , но команда последнего подняла мятеж в знак сочувствия команде « Потемкина» . Однако на следующий день верные члены экипажа восстановили контроль над кораблем и посадили его на мель.

В 1900-х годах был сделан ряд предложений по их реконструкции и замене устаревшей брони и орудий, но ни одно из них не было реализовано. «Екатерина II» и «Чесма» были в конечном итоге потоплены как корабли-мишени после вывода из эксплуатации в 1907 году, но и «Синоп» , и «Георгий Победоносец» были переоборудованы в учебные артиллерийские корабли, а затем стали сторожевыми кораблями в Севастополе перед Первой мировой войной. Там они провели большую часть войны и были захвачены немцы в 1918 году, которые в конечном итоге передали их британцам, которые вывели из строя их двигатели, когда они покинули Крым в 1919 году. Неподвижные, они были захвачены как белыми , так и большевиками во время Гражданской войны в России . Синоп был оставлен, когда флот Врангеля отплыл в Бизерту , но Георгия Победоносца туда отбуксировали . «Синоп» в 1922 году был списан Советским Союзом , а «Георгий Победоносец» был списан в Бизерте в 1930 году французами.

Правый фасад и план палубы, как показано в «Военно-морском ежегоднике» Брасси за 1896 год.

Линкоры типа «Екатерина II» предназначались для поддержки морского десанта на Босфор и противодействия любым попыткам британского Средиземноморского флота форсировать Босфор и войти в Чёрное море . Это означало, что им придется вступить в бой с турецкими батареями береговой артиллерии и военными кораблями в узких пределах турецких проливов . Это привело к увеличению приоритета орудий, обращенных вперед, потому что корабли не могли развернуться, чтобы направить бортовые залпы на врага. Три артустановки, две в носовой части и одна в задней, были выбраны относительно рано в процессе проектирования, но количество орудий и выбор между башнями и барбетами были предметом многочисленных споров. Русские были впечатлены работой барбетовых исчезающих орудий HMS Temeraire во время бомбардировки Александрии в 1882 году и начали всерьез рассматривать возможность использования этого типа установок на своих новых линкорах. Меньший вес барбетов по сравнению с башнями позволил добавить несколько 9-дюймовых (229-мм) орудий, но позже выяснилось, что их можно было убрать в обмен на спаренные артиллерийские установки в барбетах при очень небольших затратах по весу. [ 1 ]

Строительство уже началось, когда схема брони была пересмотрена после визита во Францию ​​двух военно-морских конструкторов. По возвращении они выступили за полный броневой пояс по ватерлинии , чтобы сохранить плавучесть и скорость корабля в случае удара по носу и корме. Первоначальная схема брони была очень близка к британской практике: с коротким и очень толстым ватерлинийным поясом, который закрывал оборудование и магазины , но оставлял концы незащищенными, кроме броневой палубы. Их предложения были учтены в кораблях, но схему брони пришлось радикально переработать, чтобы учесть весь броневой пояс. Максимальная толщина была уменьшена с 18 дюймов (457 мм) до 16 дюймов (406 мм), а ширина пояса уменьшена до 8 дюймов (203 мм) на носу и корме с 6-дюймовым (152 мм) поясом на верхней стороне. бараний лук . Средний 12-дюймовый (305-мм) редут был укорочен с длины примерно 130 футов (40 м) до 100 футов (30 м), что достаточно, чтобы прикрыть подъемники для боеприпасов и приемные устройства воронки для экономии веса. Несмотря на это, проектное водоизмещение увеличилось до 10 190 длинных тонн (10 354 т), что увеличило осадку на 5 дюймов (127 мм). [ 2 ]

Первоначально планировалось построить только три корабля этого класса, но «Георгий Победоносец» был построен по модифицированному проекту «Екатерина II» , когда более современный проект не удалось подготовить своевременно после «Синопа» спуска на воду она главным образом отличалась . От своих сводных сестер расположением и составом доспехов. [ 3 ]

Общие характеристики

[ редактировать ]

Корабли класса «Екатерина II» имели длину 331 фут 8,5 дюйма (101,105 м) по ватерлинии длину 339 футов 3 дюйма (103,40 м) и общую . Они имели ширину 68 футов 11 дюймов (21,01 м) и осадку от 27,92 до 28,83 футов (от 8,51 до 8,79 м). Они имели значительно избыточный вес и водоизмещение от 11 050 до 11 396 длинных тонн (от 11 227 до 11 579 т) под нагрузкой, что более чем на 1 000 длинных тонн (1 000 т) больше, чем их проектное водоизмещение в 10 190 длинных тонн (10 354 т). Корпус разделялся одной продольной переборкой по средней линии, простирающейся от 17 до 65 шпангоутов, и десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. У него также было полное двойное дно . Единственная известная фигура стабильности - из Синопа 1908 года, ее метацентрическая высота составляла 4 фута (1,2 м). [ 4 ]

Движение

[ редактировать ]

«Екатерина II» и «Чесма» имели две трехцилиндровые вертикальные составные паровые машины , питаемые четырнадцатью цилиндрическими котлами . «Синоп» и «Георгий Победоносец» имели вертикальные паровые машины тройного расширения , причем «Синоп» был первым большим военным кораблем в мире, использовавшим их, с четырнадцатью ( «Синоп» ) или шестнадцатью ( «Георгий Победоносец» ) цилиндрическими котлами, обеспечивающими пар. Все двигатели были импортированы из Франции или Великобритании, за исключением двигателей «Екатерины II» , построенных Балтийским заводом . Их общая проектная мощность составляла от 8500 до 10500 лошадиных сил (от 6338 до 7830 кВт). На испытаниях корабли развивали максимальную скорость около 15–16 узлов (28–30 км/ч; 17–18 миль в час). Они перевозили 900 длинных тонн (914 т) угля при полной загрузке, что обеспечивало дальность полета 2800 морских миль (5186 км; 3222 мили) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) и 1367 морских миль (2532 мили). км; 1573 мили) на скорости 14,5 узлов (26,9). км/ч; 16,7 миль в час). [ 5 ]

Вооружение

[ редактировать ]
Одна из Sinop на заводе . 12-дюймовых артустановок

Основное вооружение кораблей типа «Екатерина II» состояло из трех пар 12-дюймовых (305-мм) орудий, установленных в двухорудийных барбетах . В конструкции, весьма необычной для таких больших орудий, два барбета располагались рядом друг с другом в носовой части, а третий барбет находился в кормовой части надстройки. Каждая из передних опор могла поворачиваться на 30° по носу и на 35° позади балки, или всего на 155°. Заднее крепление могло поворачиваться на 202 °. Главные орудия были установлены очень низко (всего 4 фута 6 дюймов (1,37 м)) над главной палубой и наносили значительный ущерб палубе при стрельбе через нос или корму. Использовались два разных пистолета; У Екатерины II и Синопа были 30-го калибра пушки образца 1877 года, а у Чесмы и Георгия Победоносца — пушки Обуховского образца 1886 года 35-го калибра. Обе пушки имели пределы возвышения от −2° до +15°. Их скорострельность составляла примерно один выстрел каждые четыре-пять минут, включая время обучения, и имелось 60 выстрелов на ствол. У каждого корабля внутри барбета было крепление разного типа; Екатерина II использовались громоздкие исчезающие артиллерийские установки Монкриева с гидравлическим приводом, которые оказались больше, чем предполагалось, и внешние края броневого редута пришлось выносить за борта кораблей на спонсонах на первых двух достроенных кораблях, «Екатерине II» и «Чесме» , хотя «Чесма» Оружие не исчезало. К тому времени, когда «Синоп» и «Георгий Победоносец» закончили строительство, артустановка была уменьшена в размерах настолько, что можно было отказаться от спонсонов. Но новый редут меньшего размера оказался слишком мал для 12-дюймовой пушки 35-го калибра, и Синопу пришлось использовать старое орудие 30-го калибра. Напротив, редут «Георгия Победоносца » был спроектирован для использования более новой пушки. Орудия Чесмы , были установлены на неуравновешенных поворотных платформах, и они заставляли ее крениться когда орудия были направлены в сторону. Поворот всех орудий настолько далеко, насколько это было возможно, в одну сторону приводил к крену на 7,6° и затруднял поворот орудия обратно в продольное положение. [ 6 ] Эта проблема была предвидена, и для противодействия этому списку были добавлены резервуары для воды, но они оказались практически бесполезными, поскольку на их заполнение уходило до двух часов. Проблема была частично решена в 1892 году, когда оборудование было переставлено на проигрывателе для улучшения его баланса, но более тщательные решения проблемы были сочтены либо слишком дорогими, либо неадекватными. [ 7 ]

Орудие образца 1877 длиной 30 калибров выпустило снаряд массой 731,3 фунта (331,7 кг) с начальной скоростью 1870 футов / с (570 м / с) на дальность 5570 ярдов (5090 м) при высоте 6 °. [ 8 ] Орудие образца 1886 длиной 35 калибров имело начальную скорость 2090 футов/с (640 м/с) со снарядом массой 731,3 фунта (331,7 кг). Он имел дальность действия 11 600 ярдов (10 600 м) на максимальной высоте. У них также был «тяжелый» снаряд весом 1003 фунта (455 кг), который стрелял со скоростью 2000 футов/с (610 м/с), хотя дальность неизвестна. [ 9 ]

Семь 6-дюймовых (152-мм) орудий 35-го калибра обр. 1877 г. устанавливались на бортовых шкворневых установках в амбразурах корпуса, за исключением одного орудия, установленного в корме корпуса. Им было предоставлено по 125 патронов на ствол. [ 10 ] Эти орудия имели максимальный угол возвышения 15° и могли опускаться на 5°. Они выпустили «легкий» снаряд весом 277–280 фунтов (126–127 кг) или «тяжелый» снаряд весом 415 фунтов (188 кг). Достигаемая начальная скорость зависела от веса снаряда и типа пороха. «Легкий» снаряд с коричневым порохом достигал скорости 2142 футов/с (653 м/с), а тот же снаряд с бездымным порохом достигал скорости 2326 футов/с (709 м/с). Напротив, «тяжелый» снаряд с коричневым порохом мог двигаться только со скоростью 1867 футов/с (569 м/с). «Легкий» снаряд массой 277 фунтов имел максимальную дальность полета 10 330 ярдов (9 450 м) при стрельбе на высоте 15 ° бездымным порохом. [ 11 ]

Шесть из восьми 47-миллиметровых (1,9 дюйма) пятиствольных револьверных орудий Гочкиса были установлены в небольших спонсонах , выступавших из корпуса, а последняя пара устанавливалась в амбразурах корпуса в «Екатерине II» и «Чесме» для защиты корабля от торпедных катеров . В Синопе все они были установлены в амбразурах корпуса, а . палубе восемь одноствольных орудий Георгия Победоносца были установлены на батарейной [ 12 ] Они выпустили снаряд массой 3,3 фунта (1,5 кг) с начальной скоростью 1476 футов / с (450 м / с) со скоростью 30 выстрелов в минуту на дальность 2020 ярдов (1850 м). [ 13 ] «Георгий Победоносец» десять 37-миллиметровых (1,5 дюйма) одноствольных орудий Гочкиса также имел в боевой топе , но на трех старых кораблях было установлено четыре 5-ствольных орудия. Они выпустили снаряд массой 1,1 фунта (0,50 кг) с начальной скоростью 1450 футов/с (440 м/с) со скоростью 32 выстрела в минуту на дальность 3038 ярдов (2778 м). [ 14 ] Все они несли семь надводных 14-дюймовых (356-мм) торпедных аппаратов , по три на каждом борте плюс один в корме. [ 15 ]

Ekaterina II in 1902

Корабли класса «Екатерина II» изначально проектировались с короткой, тяжелобронированной центральной цитаделью, но во время строительства она была изменена на полный пояс по ватерлинии. На трех старых кораблях использовалась составная броня, импортированная у Чарльза Каммелла из Соединенного Королевства. Максимальная толщина ремня составляла 16 дюймов, которая уменьшалась с шагом 2 дюйма (51 мм) до восьми дюймов на носу и корме. Ремень имел высоту 8 футов (2,4 м) и сужался до толщины шести дюймов у нижнего края для 16-дюймовых пластин. Верхние 3 фута (0,9 м) пояса должны были находиться над ватерлинией, но корабли имели избыточный вес, и большая часть пояса была затоплена. Например, у Екатерины II над ватерлинией было всего 13 дюймов (330 мм). Центральная цитадель находилась над поясом, имела длину 100 футов (30,5 м) и высоту 8 футов 6 дюймов (3 м). Он имел борта шириной 12 дюймов и закрывался передней перегородкой (перегородкой) шириной 10 дюймов (254 мм) и задней переборкой шириной 9 дюймов (230 мм). Треугольный редут имел высоту 9 футов 6 дюймов (3 м) и защищал орудия пластинами толщиной 12 дюймов. Синопа Редут был примерно на 15 дюймов (381,0 мм) короче для экономии веса. Над барбетами устанавливались бронекапоты для защиты экипажей от стрелкового оружия и осколков. У Екатерины II толщина была 1,5 дюйма (38 мм), а у Чесмы и Синопа - 1,5–2,5 дюйма (38–64 мм). 6-дюймовые орудия и торпеды были совершенно незащищены. Толщина бортов боевой рубки на разных кораблях различалась; на Екатерине II оно было шесть дюймов , на Чесме восемь дюймов и на Синопе девять дюймов . Броневая палуба имела толщину 2,5 дюйма (64 мм) над цитаделью, но только 2,25 дюйма (57 мм) в других местах. [ 16 ]

В отличие от сводных сестер, доспехи Георгия Победоносца были стальными. Поясная броня имела максимальную толщину 12 дюймов, которая с шагом в два дюйма уменьшалась до шести дюймов вперед и восьми дюймов назад. Его высота была уменьшена на 1 фут (0,30 м) по сравнению с другими кораблями этого класса до 7 футов (2,1 м) для экономии веса. Однако в результате ее пояс оставался всего на шесть дюймов выше ее нагруженной ватерлинии, поскольку у нее все еще был избыточный вес, что на 7 дюймов (177,8 мм) меньше, чем у ее сводных сестер. Палубная броня располагалась на расстоянии 2,25 дюйма снаружи цитадели и 1,5 дюйма над ней. [ 17 ]

Строительство и сервис

[ редактировать ]

«Екатерина II» была построена на Адмиралтейском заводе в Николаеве . Остальные три корабля были построены в Севастополе на предприятии « Русское пароходное и торговое общество» . Адмиралтейская верфь еще не была готова к постройке столь крупного корабля и требовала дополнительных приготовлений перед тем, как приступить к постройке «Екатерины II» . Некоторые задержки были вызваны необходимостью отправить некоторое оборудование из Санкт-Петербурга, но основной причиной длительного шестилетнего срока строительства были практически постоянные изменения в проекте после начала строительства. Орудийные установки оказались больше, чем предполагалось, и редут пришлось перенести по бортам корабля на спонсонах, чтобы освободить достаточно места. Толщина лобовой брони редута в качестве компенсации была уменьшена с 14 дюймов (356 мм) до 12 дюймов. Редут также пришлось отодвинуть примерно на 10 футов (3 м), чтобы корабли не могли дифферентоваться головой, а броню переставили, как упоминалось ранее. [ 18 ]

Модернизации

[ редактировать ]

Котлы каждого корабля были заменены водотрубными котлами Бельвилля примерно на рубеже веков во время длительных периодов ремонта. В этот период или позже было сделано несколько различных предложений по реконструкции кораблей и превращению их снова в эффективных бойцов. Они часто включали замену их составной или стальной брони современной крупповской броней , замену их орудий и барбетов парой спаренных башен с более мощными 12-дюймовыми орудиями и, что наиболее радикально, сокращение кораблей на одну палубу. Ни одно из этих предложений так и не было реализовано, хотя броня и новые башни фактически были заказаны для «Чесмы» , но ВМФ пересмотрел экономическую эффективность модернизации и переключил их на строившийся тогда линкор «Иоанн Златоуст» . [ 19 ]

Екатерина II ( Екатерина II императрицы ) была названа в честь российской Екатерины II . Он был построен на Адмиралтейской верфи в Николаеве . Заложен 26 июня 1883 года, спущен на воду 20 мая 1886 года и завершен в 1889 году. [ 20 ] Ее экипаж считался ненадежным, когда в июне 1905 года экипаж линкора «Потемкин» взбунтовался, и ее двигатели были отсоединены от винтов, чтобы помешать ей присоединиться к «Потемкину» . Он был передан властям Севастопольского порта, а затем потерпел аварию 14 августа 1907 года. Ему было присвоено новое обозначение как «Потерпевшее судно №». 3 22 апреля 1912 года, прежде чем был потоплен как торпедная цель. [ 21 ]

Чесма ( Чесма ) была названа в честь победы русских в Чесменском сражении в 1770 году. Она была построена Русской пароходной компанией (РоПИТ) в Севастополе . Он был заложен в конце июня 1883 года, спущен на воду 18 мая 1886 года и завершен 29 мая 1889 года. [ 20 ] Ее экипаж также считался ненадежным, когда экипаж « Потемкина» взбунтовался и она не участвовала в преследовании. Она сопровождала Потемкина , пока Синоп буксировал ее обратно в Севастополь из Констанцы , Румыния , где Потемкин искал убежища. Он был передан властям Севастопольского порта, а затем потерпел аварию 14 августа 1907 года. Прежде чем он был полностью разобран, Морское министерство решило использовать его корпус для полномасштабных броневых испытаний. Она была переименована в Stricken Vessel Nr. 4 22 апреля 1912 года, прежде чем использовался в качестве артиллерийской мишени. В дальнейшем служил торпедной мишенью для эсминцев Черноморского флота . Во время этих атак он опустился на дно залива Тендра и в середине 1920-х годов был списан на слом. [ 21 ]

Синоп ( Синоп ) был назван в честь победы русских в Синопской битве в 1853 году. Он был заложен в Севастополе РоПИТ в конце июня 1883 года, спущен на воду 1 июня 1887 года и завершен в 1889 году, когда он начал свои испытания. [ 20 ] Она участвовала в преследовании « Потемкина» и отбуксировала его обратно в Севастополь из Констанцы , Румыния , где Потемкин искал убежища. [ 21 ] В 1910 году его переоборудовали в учебный артиллерийский корабль, прежде чем он стал сторожевым кораблем в Севастополе, и его 12-дюймовые орудия сняли в обмен на четыре одиночные 8-дюймовые (203-мм) орудия в башнях. [ 22 ] В 1916 году он был переоборудован торпедными выступами , которые служили «минными отбойниками» для предполагаемой операции на сильно заминированном Босфоре . [ 23 ] И большевики , и белые захватили его во время Гражданской войны в России после того, как его двигатели были уничтожены британцами в 1919 году. Советы сдали его на слом в 1922 году. [ 21 ]

Georgiy Pobedonosets

[ редактировать ]
Георгий Победоносец интернирован в Бизерте, конец 1920-х годов.

Георгий Победоносец ( Георгий Победоносец ) был назван в честь святого Георгия Победоносца. Он был заложен РоПИТ 5 мая 1891 года, спущен на воду 9 марта 1892 года и завершен в 1893 году, хотя испытания длились до середины 1895 года. Он был всего лишь сводной сестрой остальным, поскольку у него была другая схема брони, и он был построен намного позже, чем предыдущие корабли. [ 24 ] Она участвовала в преследовании « Потемкина» , но ее команда взбунтовалась. Однако на следующий день верные члены экипажа восстановили контроль над кораблем и посадили его на мель, когда Потемкин пригрозил открыть по нему огонь, если он покинет одесскую гавань. [ 25 ] В 1908 году ее перевели на вторую линию, а позже сняли основные орудия. [ 22 ] Он произвел три выстрела по « Гебену» во время бомбардировки Севастополя в 1914 году, единственные выстрелы в гневе, произведенные любым кораблем этого класса, но большую часть войны провел в качестве штабного корабля в Севастополе. [ 25 ] Она была захвачена немцами в 1918 году и передана ими британцам, которые вывели из строя ее двигатели, когда они покинули Крым в 1919 году. Она была захвачена обеими сторонами во время Гражданской войны в России , но в итоге была отбуксирована в Бизерту. бегущими Белые русские , откуда она в конечном итоге была списана французским правительством. [ 25 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю .
  1. ^ Маклафлин, стр. 21–22.
  2. ^ Маклафлин, стр. 23–24.
  3. ^ Маклафлин, стр. 61–62.
  4. ^ Маклафлин, стр. 21, 25.
  5. ^ Маклафлин, стр. 21, 29–30, 60.
  6. ^ Маклафлин, стр. 26–27.
  7. ^ Маклафлин, стр. 24–25, 61–62.
  8. ^ "Русский 12"/30 (30,5 см) Образец 1877 года . 10 мая 2006 г. Дата обращения 22 декабря 2009 г.
  9. ^ "Русский 12"/35 (30,5 см) Образец 1886 года . 11 сентября 2006 г. Дата обращения 5 января 2010 г.
  10. ^ Маклафлин, с. 21
  11. ^ «Русский 9»/35 (22,9 см) Образца 1877 года. 229 мм/35 Образца 1877 года . 12 сентября 2006 года . Дата обращения 22 декабря 2009 года .
  12. ^ Маклафлин, стр. 26, 63.
  13. ^ «Россия 47 мм/5 (1,85 дюйма) пушка Гочкиса 47 мм/1 (1,85 дюйма) пушка Гочкиса [3-фунтовая (1,4 кг)] пушка Гочкиса» . 1 декабря 2006 года . Проверено 22 декабря 2009 г.
  14. ^ «Россия 37 мм/5 (1,5 дюйма) Пушка Гочкиса 37 мм/1 (1,5 дюйма) Пушка Гочкиса [1-фунтовая (0,45 кг)] Пушка Гочкиса» . 1 декабря 2006 года . Проверено 22 декабря 2009 г.
  15. ^ Маклафлин, стр. 21, 60.
  16. ^ Маклафлин, стр. 28–29.
  17. ^ Маклафлин, с. 63
  18. ^ Маклафлин, стр. 24–25.
  19. ^ Маклафлин, с. 157
  20. ^ Jump up to: а б с Маклафлин, стр. 21, 30.
  21. ^ Jump up to: а б с д Маклафлин, с. 31
  22. ^ Jump up to: а б Маклафлин, с. 292
  23. ^ Маклафлин, с. 310
  24. ^ Маклафлин, стр. 60, 64.
  25. ^ Jump up to: а б с Маклафлин, с. 64

Библиография

[ редактировать ]
  • Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-481-4 .
  • Джейн, FT, изд. (1904). Боевые корабли Джейн . Сэмпсон, Лоу, Марстон, Лондон.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 99ffd75d7e5afa7421bfd3156ad768ca__1714134600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/ca/99ffd75d7e5afa7421bfd3156ad768ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ekaterina II-class battleship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)