«Екатерина II». Линкор класса
![]() Чесма , демонстрирующая оба передних барбета.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Ekaterina II class |
Строители | |
Операторы | ![]() |
Преемник | Imperator Aleksandr II class |
Подклассы | Georgii Pobedonosets |
Построен | 1883–94 |
В комиссии | 1889–1919 |
Завершенный | 4 |
Списано | 4 |
Общие характеристики | |
Тип | Линкор |
Смещение | 11 050–11 396 длинных тонн (11 227–11 579 т ) |
Длина | 339 футов 3 дюйма (103,40 м) |
Луч | 68 футов 11 дюймов (21,01 м) |
Черновик | 27,92–28,83 футов (8,51–8,79 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала; 2 составного или тройного расширения. паровые машины |
Скорость | 15–16,5 узлов (27,8–30,6 км/ч; 17,3–19,0 миль в час) |
Диапазон | 2800 миль (5200 км; 3200 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 633–642 |
Вооружение |
|
Броня |
|
Класс Екатерина II» « — класс из четырех линкоров , построенных для Императорского флота России в 1880-х годах; первые подобные корабли, построенные для Черноморского флота . Их конструкция была весьма необычной: основные орудия на трех барбетах были сгруппированы треугольником вокруг центрального броневого редута: два расположены рядом в носовой части и одно по центральной линии в кормовой части. Это было сделано для увеличения их огневой мощи вперед, как при действиях в узких водах Босфора , так и при таранах . Строительство шло медленно, поскольку это были крупнейшие военные корабли, построенные до того времени на Черном море, и для их обслуживания пришлось модернизировать верфи.
Все четыре корабля находились в Севастополе экипаж броненосца «Потемкин» , когда в июне 1905 года взбунтовался . [ а ] Экипаж Екатерины II сочли ненадежным, и ее вывели из строя, чтобы не допустить участия в мятеже. Экипаж «Чесмы » также считался ненадежным, но он сопровождал «Потемкина» , когда «Синоп» буксировал ее обратно в Севастополь из Констанцы , Румыния , где команда «Потемкина » искала убежища. Синоп и Георгий Победоносец преследовали «Потемкина» до Одессы , но команда последнего подняла мятеж в знак сочувствия команде « Потемкина» . Однако на следующий день верные члены экипажа восстановили контроль над кораблем и посадили его на мель.
В 1900-х годах был сделан ряд предложений по их реконструкции и замене устаревшей брони и орудий, но ни одно из них не было реализовано. «Екатерина II» и «Чесма» были в конечном итоге потоплены как корабли-мишени после вывода из эксплуатации в 1907 году, но и «Синоп» , и «Георгий Победоносец» были переоборудованы в учебные артиллерийские корабли, а затем стали сторожевыми кораблями в Севастополе перед Первой мировой войной. Там они провели большую часть войны и были захвачены немцы в 1918 году, которые в конечном итоге передали их британцам, которые вывели из строя их двигатели, когда они покинули Крым в 1919 году. Неподвижные, они были захвачены как белыми , так и большевиками во время Гражданской войны в России . Синоп был оставлен, когда флот Врангеля отплыл в Бизерту , но Георгия Победоносца туда отбуксировали . «Синоп» в 1922 году был списан Советским Союзом , а «Георгий Победоносец» был списан в Бизерте в 1930 году французами.
Дизайн
[ редактировать ]
Линкоры типа «Екатерина II» предназначались для поддержки морского десанта на Босфор и противодействия любым попыткам британского Средиземноморского флота форсировать Босфор и войти в Чёрное море . Это означало, что им придется вступить в бой с турецкими батареями береговой артиллерии и военными кораблями в узких пределах турецких проливов . Это привело к увеличению приоритета орудий, обращенных вперед, потому что корабли не могли развернуться, чтобы направить бортовые залпы на врага. Три артустановки, две в носовой части и одна в задней, были выбраны относительно рано в процессе проектирования, но количество орудий и выбор между башнями и барбетами были предметом многочисленных споров. Русские были впечатлены работой барбетовых исчезающих орудий HMS Temeraire во время бомбардировки Александрии в 1882 году и начали всерьез рассматривать возможность использования этого типа установок на своих новых линкорах. Меньший вес барбетов по сравнению с башнями позволил добавить несколько 9-дюймовых (229-мм) орудий, но позже выяснилось, что их можно было убрать в обмен на спаренные артиллерийские установки в барбетах при очень небольших затратах по весу. [ 1 ]
Строительство уже началось, когда схема брони была пересмотрена после визита во Францию двух военно-морских конструкторов. По возвращении они выступили за полный броневой пояс по ватерлинии , чтобы сохранить плавучесть и скорость корабля в случае удара по носу и корме. Первоначальная схема брони была очень близка к британской практике: с коротким и очень толстым ватерлинийным поясом, который закрывал оборудование и магазины , но оставлял концы незащищенными, кроме броневой палубы. Их предложения были учтены в кораблях, но схему брони пришлось радикально переработать, чтобы учесть весь броневой пояс. Максимальная толщина была уменьшена с 18 дюймов (457 мм) до 16 дюймов (406 мм), а ширина пояса уменьшена до 8 дюймов (203 мм) на носу и корме с 6-дюймовым (152 мм) поясом на верхней стороне. бараний лук . Средний 12-дюймовый (305-мм) редут был укорочен с длины примерно 130 футов (40 м) до 100 футов (30 м), что достаточно, чтобы прикрыть подъемники для боеприпасов и приемные устройства воронки для экономии веса. Несмотря на это, проектное водоизмещение увеличилось до 10 190 длинных тонн (10 354 т), что увеличило осадку на 5 дюймов (127 мм). [ 2 ]
Первоначально планировалось построить только три корабля этого класса, но «Георгий Победоносец» был построен по модифицированному проекту «Екатерина II» , когда более современный проект не удалось подготовить своевременно после «Синопа» спуска на воду она главным образом отличалась . От своих сводных сестер расположением и составом доспехов. [ 3 ]
Общие характеристики
[ редактировать ]Корабли класса «Екатерина II» имели длину 331 фут 8,5 дюйма (101,105 м) по ватерлинии длину 339 футов 3 дюйма (103,40 м) и общую . Они имели ширину 68 футов 11 дюймов (21,01 м) и осадку от 27,92 до 28,83 футов (от 8,51 до 8,79 м). Они имели значительно избыточный вес и водоизмещение от 11 050 до 11 396 длинных тонн (от 11 227 до 11 579 т) под нагрузкой, что более чем на 1 000 длинных тонн (1 000 т) больше, чем их проектное водоизмещение в 10 190 длинных тонн (10 354 т). Корпус разделялся одной продольной переборкой по средней линии, простирающейся от 17 до 65 шпангоутов, и десятью поперечными водонепроницаемыми переборками. У него также было полное двойное дно . Единственная известная фигура стабильности - из Синопа 1908 года, ее метацентрическая высота составляла 4 фута (1,2 м). [ 4 ]
Движение
[ редактировать ]«Екатерина II» и «Чесма» имели две трехцилиндровые вертикальные составные паровые машины , питаемые четырнадцатью цилиндрическими котлами . «Синоп» и «Георгий Победоносец» имели вертикальные паровые машины тройного расширения , причем «Синоп» был первым большим военным кораблем в мире, использовавшим их, с четырнадцатью ( «Синоп» ) или шестнадцатью ( «Георгий Победоносец» ) цилиндрическими котлами, обеспечивающими пар. Все двигатели были импортированы из Франции или Великобритании, за исключением двигателей «Екатерины II» , построенных Балтийским заводом . Их общая проектная мощность составляла от 8500 до 10500 лошадиных сил (от 6338 до 7830 кВт). На испытаниях корабли развивали максимальную скорость около 15–16 узлов (28–30 км/ч; 17–18 миль в час). Они перевозили 900 длинных тонн (914 т) угля при полной загрузке, что обеспечивало дальность полета 2800 морских миль (5186 км; 3222 мили) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) и 1367 морских миль (2532 мили). км; 1573 мили) на скорости 14,5 узлов (26,9). км/ч; 16,7 миль в час). [ 5 ]
Вооружение
[ редактировать ]
Основное вооружение кораблей типа «Екатерина II» состояло из трех пар 12-дюймовых (305-мм) орудий, установленных в двухорудийных барбетах . В конструкции, весьма необычной для таких больших орудий, два барбета располагались рядом друг с другом в носовой части, а третий барбет находился в кормовой части надстройки. Каждая из передних опор могла поворачиваться на 30° по носу и на 35° позади балки, или всего на 155°. Заднее крепление могло поворачиваться на 202 °. Главные орудия были установлены очень низко (всего 4 фута 6 дюймов (1,37 м)) над главной палубой и наносили значительный ущерб палубе при стрельбе через нос или корму. Использовались два разных пистолета; У Екатерины II и Синопа были 30-го калибра пушки образца 1877 года, а у Чесмы и Георгия Победоносца — пушки Обуховского образца 1886 года 35-го калибра. Обе пушки имели пределы возвышения от −2° до +15°. Их скорострельность составляла примерно один выстрел каждые четыре-пять минут, включая время обучения, и имелось 60 выстрелов на ствол. У каждого корабля внутри барбета было крепление разного типа; Екатерина II использовались громоздкие исчезающие артиллерийские установки Монкриева с гидравлическим приводом, которые оказались больше, чем предполагалось, и внешние края броневого редута пришлось выносить за борта кораблей на спонсонах на первых двух достроенных кораблях, «Екатерине II» и «Чесме» , хотя «Чесма» Оружие не исчезало. К тому времени, когда «Синоп» и «Георгий Победоносец» закончили строительство, артустановка была уменьшена в размерах настолько, что можно было отказаться от спонсонов. Но новый редут меньшего размера оказался слишком мал для 12-дюймовой пушки 35-го калибра, и Синопу пришлось использовать старое орудие 30-го калибра. Напротив, редут «Георгия Победоносца » был спроектирован для использования более новой пушки. Орудия Чесмы , были установлены на неуравновешенных поворотных платформах, и они заставляли ее крениться когда орудия были направлены в сторону. Поворот всех орудий настолько далеко, насколько это было возможно, в одну сторону приводил к крену на 7,6° и затруднял поворот орудия обратно в продольное положение. [ 6 ] Эта проблема была предвидена, и для противодействия этому списку были добавлены резервуары для воды, но они оказались практически бесполезными, поскольку на их заполнение уходило до двух часов. Проблема была частично решена в 1892 году, когда оборудование было переставлено на проигрывателе для улучшения его баланса, но более тщательные решения проблемы были сочтены либо слишком дорогими, либо неадекватными. [ 7 ]
Орудие образца 1877 длиной 30 калибров выпустило снаряд массой 731,3 фунта (331,7 кг) с начальной скоростью 1870 футов / с (570 м / с) на дальность 5570 ярдов (5090 м) при высоте 6 °. [ 8 ] Орудие образца 1886 длиной 35 калибров имело начальную скорость 2090 футов/с (640 м/с) со снарядом массой 731,3 фунта (331,7 кг). Он имел дальность действия 11 600 ярдов (10 600 м) на максимальной высоте. У них также был «тяжелый» снаряд весом 1003 фунта (455 кг), который стрелял со скоростью 2000 футов/с (610 м/с), хотя дальность неизвестна. [ 9 ]
Семь 6-дюймовых (152-мм) орудий 35-го калибра обр. 1877 г. устанавливались на бортовых шкворневых установках в амбразурах корпуса, за исключением одного орудия, установленного в корме корпуса. Им было предоставлено по 125 патронов на ствол. [ 10 ] Эти орудия имели максимальный угол возвышения 15° и могли опускаться на 5°. Они выпустили «легкий» снаряд весом 277–280 фунтов (126–127 кг) или «тяжелый» снаряд весом 415 фунтов (188 кг). Достигаемая начальная скорость зависела от веса снаряда и типа пороха. «Легкий» снаряд с коричневым порохом достигал скорости 2142 футов/с (653 м/с), а тот же снаряд с бездымным порохом достигал скорости 2326 футов/с (709 м/с). Напротив, «тяжелый» снаряд с коричневым порохом мог двигаться только со скоростью 1867 футов/с (569 м/с). «Легкий» снаряд массой 277 фунтов имел максимальную дальность полета 10 330 ярдов (9 450 м) при стрельбе на высоте 15 ° бездымным порохом. [ 11 ]
Шесть из восьми 47-миллиметровых (1,9 дюйма) пятиствольных револьверных орудий Гочкиса были установлены в небольших спонсонах , выступавших из корпуса, а последняя пара устанавливалась в амбразурах корпуса в «Екатерине II» и «Чесме» для защиты корабля от торпедных катеров . В Синопе все они были установлены в амбразурах корпуса, а . палубе восемь одноствольных орудий Георгия Победоносца были установлены на батарейной [ 12 ] Они выпустили снаряд массой 3,3 фунта (1,5 кг) с начальной скоростью 1476 футов / с (450 м / с) со скоростью 30 выстрелов в минуту на дальность 2020 ярдов (1850 м). [ 13 ] «Георгий Победоносец» десять 37-миллиметровых (1,5 дюйма) одноствольных орудий Гочкиса также имел в боевой топе , но на трех старых кораблях было установлено четыре 5-ствольных орудия. Они выпустили снаряд массой 1,1 фунта (0,50 кг) с начальной скоростью 1450 футов/с (440 м/с) со скоростью 32 выстрела в минуту на дальность 3038 ярдов (2778 м). [ 14 ] Все они несли семь надводных 14-дюймовых (356-мм) торпедных аппаратов , по три на каждом борте плюс один в корме. [ 15 ]
Броня
[ редактировать ]
Корабли класса «Екатерина II» изначально проектировались с короткой, тяжелобронированной центральной цитаделью, но во время строительства она была изменена на полный пояс по ватерлинии. На трех старых кораблях использовалась составная броня, импортированная у Чарльза Каммелла из Соединенного Королевства. Максимальная толщина ремня составляла 16 дюймов, которая уменьшалась с шагом 2 дюйма (51 мм) до восьми дюймов на носу и корме. Ремень имел высоту 8 футов (2,4 м) и сужался до толщины шести дюймов у нижнего края для 16-дюймовых пластин. Верхние 3 фута (0,9 м) пояса должны были находиться над ватерлинией, но корабли имели избыточный вес, и большая часть пояса была затоплена. Например, у Екатерины II над ватерлинией было всего 13 дюймов (330 мм). Центральная цитадель находилась над поясом, имела длину 100 футов (30,5 м) и высоту 8 футов 6 дюймов (3 м). Он имел борта шириной 12 дюймов и закрывался передней перегородкой (перегородкой) шириной 10 дюймов (254 мм) и задней переборкой шириной 9 дюймов (230 мм). Треугольный редут имел высоту 9 футов 6 дюймов (3 м) и защищал орудия пластинами толщиной 12 дюймов. Синопа Редут был примерно на 15 дюймов (381,0 мм) короче для экономии веса. Над барбетами устанавливались бронекапоты для защиты экипажей от стрелкового оружия и осколков. У Екатерины II толщина была 1,5 дюйма (38 мм), а у Чесмы и Синопа - 1,5–2,5 дюйма (38–64 мм). 6-дюймовые орудия и торпеды были совершенно незащищены. Толщина бортов боевой рубки на разных кораблях различалась; на Екатерине II оно было шесть дюймов , на Чесме восемь дюймов и на Синопе девять дюймов . Броневая палуба имела толщину 2,5 дюйма (64 мм) над цитаделью, но только 2,25 дюйма (57 мм) в других местах. [ 16 ]
В отличие от сводных сестер, доспехи Георгия Победоносца были стальными. Поясная броня имела максимальную толщину 12 дюймов, которая с шагом в два дюйма уменьшалась до шести дюймов вперед и восьми дюймов назад. Его высота была уменьшена на 1 фут (0,30 м) по сравнению с другими кораблями этого класса до 7 футов (2,1 м) для экономии веса. Однако в результате ее пояс оставался всего на шесть дюймов выше ее нагруженной ватерлинии, поскольку у нее все еще был избыточный вес, что на 7 дюймов (177,8 мм) меньше, чем у ее сводных сестер. Палубная броня располагалась на расстоянии 2,25 дюйма снаружи цитадели и 1,5 дюйма над ней. [ 17 ]
Строительство и сервис
[ редактировать ]«Екатерина II» была построена на Адмиралтейском заводе в Николаеве . Остальные три корабля были построены в Севастополе на предприятии « Русское пароходное и торговое общество» . Адмиралтейская верфь еще не была готова к постройке столь крупного корабля и требовала дополнительных приготовлений перед тем, как приступить к постройке «Екатерины II» . Некоторые задержки были вызваны необходимостью отправить некоторое оборудование из Санкт-Петербурга, но основной причиной длительного шестилетнего срока строительства были практически постоянные изменения в проекте после начала строительства. Орудийные установки оказались больше, чем предполагалось, и редут пришлось перенести по бортам корабля на спонсонах, чтобы освободить достаточно места. Толщина лобовой брони редута в качестве компенсации была уменьшена с 14 дюймов (356 мм) до 12 дюймов. Редут также пришлось отодвинуть примерно на 10 футов (3 м), чтобы корабли не могли дифферентоваться головой, а броню переставили, как упоминалось ранее. [ 18 ]
Модернизации
[ редактировать ]Котлы каждого корабля были заменены водотрубными котлами Бельвилля примерно на рубеже веков во время длительных периодов ремонта. В этот период или позже было сделано несколько различных предложений по реконструкции кораблей и превращению их снова в эффективных бойцов. Они часто включали замену их составной или стальной брони современной крупповской броней , замену их орудий и барбетов парой спаренных башен с более мощными 12-дюймовыми орудиями и, что наиболее радикально, сокращение кораблей на одну палубу. Ни одно из этих предложений так и не было реализовано, хотя броня и новые башни фактически были заказаны для «Чесмы» , но ВМФ пересмотрел экономическую эффективность модернизации и переключил их на строившийся тогда линкор «Иоанн Златоуст» . [ 19 ]
Ekaterina II
[ редактировать ]Екатерина II ( Екатерина II императрицы ) была названа в честь российской Екатерины II . Он был построен на Адмиралтейской верфи в Николаеве . Заложен 26 июня 1883 года, спущен на воду 20 мая 1886 года и завершен в 1889 году. [ 20 ] Ее экипаж считался ненадежным, когда в июне 1905 года экипаж линкора «Потемкин» взбунтовался, и ее двигатели были отсоединены от винтов, чтобы помешать ей присоединиться к «Потемкину» . Он был передан властям Севастопольского порта, а затем потерпел аварию 14 августа 1907 года. Ему было присвоено новое обозначение как «Потерпевшее судно №». 3 22 апреля 1912 года, прежде чем был потоплен как торпедная цель. [ 21 ]
Чесма
[ редактировать ]Чесма ( Чесма ) была названа в честь победы русских в Чесменском сражении в 1770 году. Она была построена Русской пароходной компанией (РоПИТ) в Севастополе . Он был заложен в конце июня 1883 года, спущен на воду 18 мая 1886 года и завершен 29 мая 1889 года. [ 20 ] Ее экипаж также считался ненадежным, когда экипаж « Потемкина» взбунтовался и она не участвовала в преследовании. Она сопровождала Потемкина , пока Синоп буксировал ее обратно в Севастополь из Констанцы , Румыния , где Потемкин искал убежища. Он был передан властям Севастопольского порта, а затем потерпел аварию 14 августа 1907 года. Прежде чем он был полностью разобран, Морское министерство решило использовать его корпус для полномасштабных броневых испытаний. Она была переименована в Stricken Vessel Nr. 4 22 апреля 1912 года, прежде чем использовался в качестве артиллерийской мишени. В дальнейшем служил торпедной мишенью для эсминцев Черноморского флота . Во время этих атак он опустился на дно залива Тендра и в середине 1920-х годов был списан на слом. [ 21 ]
Синоп
[ редактировать ]Синоп ( Синоп ) был назван в честь победы русских в Синопской битве в 1853 году. Он был заложен в Севастополе РоПИТ в конце июня 1883 года, спущен на воду 1 июня 1887 года и завершен в 1889 году, когда он начал свои испытания. [ 20 ] Она участвовала в преследовании « Потемкина» и отбуксировала его обратно в Севастополь из Констанцы , Румыния , где Потемкин искал убежища. [ 21 ] В 1910 году его переоборудовали в учебный артиллерийский корабль, прежде чем он стал сторожевым кораблем в Севастополе, и его 12-дюймовые орудия сняли в обмен на четыре одиночные 8-дюймовые (203-мм) орудия в башнях. [ 22 ] В 1916 году он был переоборудован торпедными выступами , которые служили «минными отбойниками» для предполагаемой операции на сильно заминированном Босфоре . [ 23 ] И большевики , и белые захватили его во время Гражданской войны в России после того, как его двигатели были уничтожены британцами в 1919 году. Советы сдали его на слом в 1922 году. [ 21 ]
Georgiy Pobedonosets
[ редактировать ]
Георгий Победоносец ( Георгий Победоносец ) был назван в честь святого Георгия Победоносца. Он был заложен РоПИТ 5 мая 1891 года, спущен на воду 9 марта 1892 года и завершен в 1893 году, хотя испытания длились до середины 1895 года. Он был всего лишь сводной сестрой остальным, поскольку у него была другая схема брони, и он был построен намного позже, чем предыдущие корабли. [ 24 ] Она участвовала в преследовании « Потемкина» , но ее команда взбунтовалась. Однако на следующий день верные члены экипажа восстановили контроль над кораблем и посадили его на мель, когда Потемкин пригрозил открыть по нему огонь, если он покинет одесскую гавань. [ 25 ] В 1908 году ее перевели на вторую линию, а позже сняли основные орудия. [ 22 ] Он произвел три выстрела по « Гебену» во время бомбардировки Севастополя в 1914 году, единственные выстрелы в гневе, произведенные любым кораблем этого класса, но большую часть войны провел в качестве штабного корабля в Севастополе. [ 25 ] Она была захвачена немцами в 1918 году и передана ими британцам, которые вывели из строя ее двигатели, когда они покинули Крым в 1919 году. Она была захвачена обеими сторонами во время Гражданской войны в России , но в итоге была отбуксирована в Бизерту. бегущими Белые русские , откуда она в конечном итоге была списана французским правительством. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Маклафлин, стр. 21–22.
- ^ Маклафлин, стр. 23–24.
- ^ Маклафлин, стр. 61–62.
- ^ Маклафлин, стр. 21, 25.
- ^ Маклафлин, стр. 21, 29–30, 60.
- ^ Маклафлин, стр. 26–27.
- ^ Маклафлин, стр. 24–25, 61–62.
- ^ "Русский 12"/30 (30,5 см) Образец 1877 года . 10 мая 2006 г. Дата обращения 22 декабря 2009 г.
- ^ "Русский 12"/35 (30,5 см) Образец 1886 года . 11 сентября 2006 г. Дата обращения 5 января 2010 г.
- ^ Маклафлин, с. 21
- ^ «Русский 9»/35 (22,9 см) Образца 1877 года. 229 мм/35 Образца 1877 года . 12 сентября 2006 года . Дата обращения 22 декабря 2009 года .
- ^ Маклафлин, стр. 26, 63.
- ^ «Россия 47 мм/5 (1,85 дюйма) пушка Гочкиса 47 мм/1 (1,85 дюйма) пушка Гочкиса [3-фунтовая (1,4 кг)] пушка Гочкиса» . 1 декабря 2006 года . Проверено 22 декабря 2009 г.
- ^ «Россия 37 мм/5 (1,5 дюйма) Пушка Гочкиса 37 мм/1 (1,5 дюйма) Пушка Гочкиса [1-фунтовая (0,45 кг)] Пушка Гочкиса» . 1 декабря 2006 года . Проверено 22 декабря 2009 г.
- ^ Маклафлин, стр. 21, 60.
- ^ Маклафлин, стр. 28–29.
- ^ Маклафлин, с. 63
- ^ Маклафлин, стр. 24–25.
- ^ Маклафлин, с. 157
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин, стр. 21, 30.
- ^ Jump up to: а б с д Маклафлин, с. 31
- ^ Jump up to: а б Маклафлин, с. 292
- ^ Маклафлин, с. 310
- ^ Маклафлин, стр. 60, 64.
- ^ Jump up to: а б с Маклафлин, с. 64
Библиография
[ редактировать ]- Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-481-4 .
- Джейн, FT, изд. (1904). Боевые корабли Джейн . Сэмпсон, Лоу, Марстон, Лондон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- История класса из Корабельной энциклопедии (на русском языке)
- Истории кораблей Черноморского флота (на русском языке)