Jump to content

Imperatritsa Mariya -class battleship

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Imperatritsa Mariya
Обзор класса
Строители
Операторы
Предшественник «Гангут » Линкор класса
Преемник Imperator Nikolai I
Подклассы Imperatritsa Ekaterina Velikaya
Построен 1912–1917
В комиссии 1915–1920
Планируется 3
Завершенный 3
Потерянный 2
Списано 1
Общие характеристики
Тип Дредноут
Смещение 23 413 длинных тонн (23 789 т )
Длина 168 м (551 фут 2 дюйма)
Луч 27,43 м (90 футов)
Черновик 8,36 м (27 футов 5 дюймов)
Установленная мощность
Движение 4 вала; 4 паровые турбины с редуктором
Скорость 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час)
Диапазон 1640 морских миль (3037 км; 1887 миль) при скорости 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час)
Дополнить 1,154–1,213
Вооружение
Броня

« Императрица Мария» типа ( русский : Императрица Мария ) Линкоры были первыми дредноутами, построенными для Черноморского флота Императорского Российского Военно- Морского Флота . Все три корабля были построены в Николаеве во время Первой мировой войны ; два корабля были построены на верфи «Россуд» , а третий - на « Объединенных заводах и верфях Николаева ( » ) ОНЗиВ . Два корабля были доставлены в 1915 году и участвовали в боях с бывшими немецкими военными кораблями, которые были «подарены» Османской империи , но третий был построен только в 1917 году и не участвовал в боях из-за беспорядков на флоте после Февральской революции ранее. в том году.

Императрица Мария была потоплена взрывом магазина в Севастополя гавани в 1916 году. Императрица Екатерина Великая , переименованная в 1917 году в «Свободную Россию» , была затоплена в Новороссийской гавани в 1918 году, чтобы предотвратить ее передачу немцам, как того требовал Брестский мирный договор. -Литовск . Экипаж «Воли» , как в 1917 году был переименован в «Император Александр III» , проголосовал за передачу ее немцам. Им удалось совершить только один тренировочный рейс, прежде чем им пришлось передать его победившим союзникам в 1918 году в рамках условий перемирия. передали ее белым русским, Британцы взяли ее под свой контроль, но в 1920 году которые переименовали ее в генерала Алексеева . К этому времени у нее была только одна работоспособная орудийная башня, и она обеспечивала некоторую огневую поддержку белых, но этого было недостаточно. Позже в том же году они были вынуждены покинуть Крым и отплыли с флотом Врангеля в Бизерту ( Тунис ), где она была интернирована французами . В конце концов, в 1930-х годах ее отправили туда на слом, чтобы оплатить сборы за стыковку.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Военно-морское министерство начало планировать создание класса дредноутов для Черноморского флота в 1910 году, когда узнало, что османы собираются заказать у британцев собственные дредноуты. Этот слух оказался ложным, но русские решили, что им следует продолжить процесс проектирования до тех пор, пока османы не закупят собственные дредноуты. Предварительные спецификации были выпущены 12 августа 1910 г. [ Примечание 1 ] по проекту, основанному на конструкции «Гангут», линкоров типа строившихся в то время для Балтийского флота . Скорость в 23 узла (43 км/ч; 26 миль в час) считалась чрезмерной в замкнутых окрестностях Черного моря , поэтому новая конструкция была способна развивать скорость только 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час), что позволяло уделить больше веса. большему количеству орудий или более тяжелой броне. Основное вооружение из дюжины 12-дюймовых (305-мм) орудий в четырех трехорудийных башнях имело ту же «линейную» неперестрелочную компоновку, что и « Гангут ». Шестнадцать 120-миллиметровых (4,7 дюйма) противоторпедных катеров орудий « Гангута » были заменены двадцатью 130-миллиметровыми (5,1 дюйма) /55 орудиями B7 образца 1913 года, чтобы противостоять постоянно растущим размерам торпедных катеров. Максимальный угол возвышения 12-дюймовых орудий должен был быть увеличен до 35°, что на 10° больше, чем у кораблей класса «Гангут» , а броня башни должна была быть увеличена с 200 мм (7,9 дюйма) до 250 мм (9,8 дюйма). [ 1 ]

В июле 1911 года был объявлен конкурс проектов, но претендентов было не так много. Военно-морское министерство одобрило проект завода «Руссуд» и 2 сентября, еще до завершения конкурса в ноябре, дало предварительные заказы на три корабля. Неудивительно, что проект Руссуда был выбран, и правительство передало дизайнеров из государственного Балтийского завода , а также полный набор чертежей для класса «Гангут» , чтобы ускорить процесс детального проектирования. [ 2 ]

Общие характеристики

[ редактировать ]

Корабли класса «Императрица Мария» длину 168 метров (551 фут 2 дюйма) имели общую , ширину при полной загрузке 27,43 метра (90 футов 0 дюймов) и осадку 8,36 метра (27 футов 5 дюймов). Их водоизмещение 23 413 длинных тонн (23 789 т ) при ( стандартном ). По всему корпусу использовалась высокопрочная сталь , а мягкая сталь - только в тех местах, которые не способствовали повышению прочности конструкции. Корпус был разделен 18 поперечными водонепроницаемыми переборками . Машинное отделение разделялось двумя продольными переборками и двойное дно предусматривалось . Их расчетная метацентрическая высота составляла 1,76 метра (5 футов 9 дюймов). [ 3 ]

Императрица Екатерина Великая была немного крупнее своих сводных сестер , потому что ОНЗиВ увеличил ее размеры, пытаясь решить обычную проблему с весом русских линкоров. Его длина по ватерлинии составляла 168 метров (551 фут 2 дюйма), а ширина - 28,07 метра (92 фута 1 дюйм); На 4 фута 10 дюймов (1,47 м) длиннее и на 2 фута (0,61 м) шире, чем ее сводные сестры. Ее точная осадка неизвестна, но на испытаниях она имела осадку 8,7 метра (28 футов 7 дюймов). Ее водоизмещение составляло 24 644 длинных тонны (25 039 т) под нагрузкой, что более чем на 900 длинных тонн (914 т) больше, чем ее проектное водоизмещение в 23 783 длинных тонны (24 165 т). [ 4 ]

«Императрица Мария» оказалась очень тяжелой в обслуживании и имела тенденцию пропускать большое количество воды через передние казематы. [ 5 ] Боекомплект передних 12-дюймовых орудий был уменьшен со 100 до 70 снарядов каждое, а боезапас 130-мм орудия уменьшен с 245 до 100 снарядов на орудие, чтобы компенсировать дифферентность. Это не решило проблему полностью, но Императрица Мария была потеряна до того, как удалось реализовать какие-либо другие изменения. Это не решило проблему полностью, поэтому переднюю пару 130-мм орудий « Воли » , как ее тогда называли, сняли, пока она доукомплектовывалась. Императрица Екатерина Великая не страдала от такой же дифферентовки носовой части в силу большего размера и сохранила передние орудия. [ 6 ]

Движение

[ редактировать ]

Два корабля, построенные Руссудом, были оснащены четырьмя Парсонс паровыми турбинами типа , импортированными у компании John Brown & Company из Великобритании , а турбины судна "Императрица Екатерина Великая " были построены ОНЗиВ при техническом содействии Vickers Limited . Они были рассчитаны на общую мощность на валу 26 000 л.с. (19 388 кВт ) (27 000 л.с. (20 134 кВт) в «Императрице Екатерине Великой» ), но на испытаниях произвели более 33 000 л.с. (24 608 кВт). смешанного типа Yarrow 20 треугольных водотрубных котлов приводили в действие турбины при рабочем давлении 17,5 атм (1773 кПа ; 257 фунтов на квадратный дюйм ). Их расчетная скорость составляла 21 узел. Их максимальная вместимость по углю составляла от 1700 до 2300 длинных тонн (от 1727 до 2337 т) плюс от 420 до 630 длинных тонн (от 427 до 640 т) мазута , что давало им дальность действия примерно 1640 морских миль (3037 км; 1887 миль) на полная скорость или 2960 морских миль (5482 км; 3406 миль) на экономичной скорости. Вся их электроэнергия вырабатывалась тремя основными турбогенераторами Curtis мощностью 360 киловатт и двумя вспомогательными агрегатами мощностью 200 киловатт. [ 7 ]

Вооружение

[ редактировать ]
Imperator Aleksandr III

Основное вооружение класса «Императрица Мария» состояло из дюжины 12-дюймовых (305-мм) обуховских орудий образца 1907 года 52-го калибра , установленных в четырех тройных башнях, распределенных по длине корабля. Орудия были идентичны тем, что использовались на кораблях класса «Гангут» , но башни имели новую и более просторную конструкцию. Носовая и кормовая башни могли поворачиваться в общей сложности на 310°, а средние башни покрывали дугу 130° с каждой стороны. [ 8 ] Орудия можно было опускать до −5° и поднимать до 25°, а заряжать можно было под любым углом от −5° до +15°; их скорострельность предполагалась три выстрела в минуту до угла места 15°. Башни могли подниматься со скоростью 3–4 ° в секунду и поворачиваться со скоростью 3,2 ° в секунду. При полной загрузке имелось по 100 патронов на орудие. Орудия выпустили снаряды массой 470,9 кг (1038 фунтов) с начальной скоростью 762 м/с (2500 футов/с); это обеспечивало максимальную дальность действия 23 230 метров (25 400 ярдов). [ 9 ]

Вспомогательное вооружение состояло из двадцати 130-миллиметровых (5,1 дюйма) /55-калиберных орудий B7 образца 1913 года, установленных в казематах . Они были расположены двумя группами, по шесть орудий с каждой стороны от передней башни до задней трубы, а остальные четыре сгруппированы вокруг задней башни. По три орудия с каждого борта были расположены так, чтобы вести огонь вперед, поскольку это было наиболее вероятное направление атаки торпедных катеров, как и предполагал Генеральный штаб ВМФ. [ 10 ] Их скорострельность составляла от пяти до восьми выстрелов в минуту, а боезапас — 245 выстрелов на ствол. Их максимальная дальность стрельбы составляла около 15 364 метров (16 802 ярда) при снаряде массой 36,86 кг (81,3 фунта) и начальной скорости 823 м/с (2700 футов/с). [ 11 ]

Никакого зенитного вооружения изначально не планировалось. В октябре 1916 года Морское министерство уточнило, что должны быть установлены четыре 4-дюймовые (102-мм) орудия 37 калибра новой конструкции, но на вооружение они так и не поступили. Два старых корабля имели три или четыре 75-миллиметровых (3 дюйма) орудия образца 1892 года калибра 50 калибра, установленных на крышах башен. [ 12 ] 75-мм орудие имело максимальный угол возвышения 50°. Он выпустил снаряд массой 12,63 фунта (5,73 кг) с начальной скоростью 2450 футов/с (750 м/с) и скорострельностью 12–15 выстрелов в минуту. Его максимальный потолок составлял менее 16 000 футов (4900 м). [ 13 ] Воля использовала четыре новейших 76,2-миллиметровых (3 дюйма) зенитных орудия «Лендер» 30-го калибра , установленных на носовой и кормовой башнях. Максимальная депрессия составляла 5°, а максимальная высота — 65°. Он выпустил снаряд массой 14,33 фунта (6,50 кг) с начальной скоростью 1929 футов/с (588 м/с). Он имел скорострельность 10–12 выстрелов в минуту и ​​максимальный потолок 19 000 футов (5 800 м). [ 14 ]

Также были установлены четыре подводных 17,7-дюймовых (450-мм) торпедных аппарата , по два на каждом борте в отсеке сразу за передним магазином . [ 12 ] Испытания Императрицы Марии выявили проблемы с системой охлаждения ее магазина, где тепло, выделяемое системой вентиляции, по большей части сводило на нет охлаждающий эффект холодильной системы. Ее сестры разделяли эту проблему, что, возможно, способствовало пожару журнала, в котором пострадала Императрица Мария , что привело к ее гибели в 1916 году. [ 15 ]

На двух старых кораблях были установлены Zeiss 5-метровые (16 футов 5 дюймов) дальномеры на каждой боевой рубке, но «Воля» получила четыре 18-футовых (5,5 м) дальномеров Barr и Stroud , по одному на каждую башню. [ 12 ] Они будут предоставлять данные для центрального артиллерийского поста для расчета с использованием стандартного механического компьютера Гейслера, а затем передавать их на орудия, чтобы артиллерийский расчет мог следовать за ними. [ 16 ]

Полномасштабные броневые испытания на корпусе старого додредноутного линкора «Чесма» сильно повлияли на бронезащиту кораблей типа «Императрица Мария» . Броневые листы Krupp, изготовленные из цемента, имели размер, соответствующий раме, чтобы обеспечить поддержку их соединений, и они были скреплены между собой с помощью пазового и шипового соединения, чтобы лучше распределять удар от удара снаряда. Пояс ватерлинии имел максимальную толщину 262,5 миллиметра (10,33 дюйма). Впереди и позади цитадели он был продолжен плитами толщиной 217 миллиметров (8,5 дюйма) и 175 миллиметров (6,9 дюйма). Они уменьшились до 125 миллиметров (4,9 дюйма), а затем до 75 миллиметров непосредственно перед носовой частью. Кормовой пояс утончился до 125 миллиметров вплоть до кормы. Его общая высота составляла 5,25 метра (17,2 фута), из которых 3,5 метра (11 футов) находились над проектной ватерлинией и 1,75 метра (5 футов 9 дюймов) ниже. Он был подкреплен 75-миллиметровой древесиной для лучшего прилегания корпуса к броне. Передняя часть цитадели была защищена другой броней, поэтому поперечная переборка имела толщину всего 25,4 миллиметра (1,00 дюйма), чего едва хватало, чтобы считаться защитой от осколков. Однако задняя переборка не имела другой защиты и имела толщину 100 миллиметров (3,9 дюйма). Эти тонкие переборки делали концевые магазины очень уязвимыми для снарядов, выпущенных с пеленгов впереди или позади корабля. Верхний ремень имел толщину 100 миллиметров (3,9 дюйма) и высоту 2,7 миллиметра (0,11 дюйма). Впереди от казематов вплоть до носовой части он утончился до 75 мм. Казематы также были защищены поперечной переборкой толщиной 25 миллиметров (0,98 дюйма) от осевого огня, а также экраном толщиной 25 мм между каждым казематом. За бортовой броней находилась внутренняя продольная осколочная переборка толщиной 50 миллиметров (2,0 дюйма), но у казематов была отдельная осколочная переборка толщиной 25 мм. [ 17 ]

Башни главного калибра имели борта толщиной 250 миллиметров (9,8 дюйма) и крышу толщиной 125 мм. Плиты толщиной 50 мм защищали порты орудий, а переборки толщиной 25 миллиметров (0,98 дюйма) отделяли каждое орудие. Толщина барбетов составляла 250 мм, но ниже верхней палубы она уменьшалась до 125 мм, за исключением передней и задней башни, которые утончались лишь до 150 миллиметров (5,9 дюйма). Передние борта боевой рубки имели толщину 300 миллиметров (11,8 дюйма), крышу толщиной 200 миллиметров (7,9 дюйма) и опорную трубу диаметром 250 мм, которая уменьшалась до 100 мм ниже верхней палубы. Задняя боевая рубка также имела борта 300 мм и несущую трубу 250 мм, но толщина крыши составляла всего 100 мм. Воздухозаборники трубы были защищены бронёй толщиной 75 мм над верхней палубой, но под ней она уменьшилась до 19 миллиметров (0,75 дюйма). Верхняя палуба имела толщину 37,5 миллиметров (1,48 дюйма), а толщина средней палубы над броневой цитаделью составляла 25 мм. За пределами цитадели средняя палуба имела толщину 37,5 мм, нижняя — 25 мм. Подводная защита была минимальной, поскольку за выступающим вверх двойным дном находилась только небронированная водонепроницаемая переборка. [ 17 ]

Строительство

[ редактировать ]

Все три корабля были заложены 30 октября 1911 года, но это было всего лишь торжественное мероприятие, поскольку проект еще не был окончательно разработан и контракты не подписаны. Контракт был наконец подписан 13 апреля 1912 года с Руссудом, в котором были указаны даты поставки 2 сентября 1915 года как для Императрицы Марии , так и для Императора Александра III . «Императрица Екатерина Великая» была построена по более крупному проекту, что прибавило к ее стоимости более двух миллионов золотых рублей и отложило начало ее строительства на три месяца после сводных сестер. Несмотря на напряженный график, во время строительства кораблей произошел ряд задержек. 10 февраля 1914 года Морское министерство приказало внести изменения, в которых были учтены уроки, извлеченные из полномасштабных испытаний бронетехники, проведенных с использованием « Чесмы» . Это увеличило вес кораблей почти на 500 длинных тонн (508 т) и увеличило их стоимость на 220 000–250 000 рублей. Другие задержки произошли после начала войны, поскольку импортным компонентам требовалось больше времени, чтобы добраться до верфей, а заводы перешли на военное производство. Строительство «Император Александр III» был намеренно отложен, чтобы ускорить завершение строительства двух его сестер, а некоторые из ее башен были переданы «Императрице Марии» . также [ 18 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Imperatritsa Mariya

[ редактировать ]
Остатки орудий Императрицы Марии , использовавшихся при обороне Севастополя во время Великой Отечественной войны.

«Императрица Мария» (русский: Императрица Мария , «Императрица Мария») была спущена на воду 19 октября 1913 года и прибыла в Севастополь 13 июля 1915 года, где в течение следующих нескольких месяцев завершила достройку и провела ходовые испытания . Он обеспечивал прикрытие, пока линкоры до дредноута проводили береговые бомбардировки в октябре 1915 года. В 1916 году он дважды столкнулся с бывшим немецким легким крейсером «Мидилли» , но тот ускользнул, получив лишь осколочные повреждения. [ 19 ] 20 октября 1916 года он перевернулся и затонул в гавани Севастополя после возгорания магазина и последующего взрыва. После сложной спасательной операции в мае 1918 года корабль был поднят и помещен в сухой док. Однако в хаосе Русской революции и последующей Гражданской войны дальнейшие ремонтные работы не проводились, и начиная с 1926 года корабль был сдан на слом. [ 20 ] Ее орудия и башни, выпавшие из корабля при его опрокидывании, позже были спасены в 1931–1933 годах. Два орудия использовались в 30-й батарее береговой обороны, оборонявшей Севастополь во время Второй мировой войны , известной также как Максим Горький I. немцам [ 21 ]

Imperatritsa Ekaterina Velikaya

[ редактировать ]

Императрица Екатерина Великая (русский: Императрица Екатерина Великая , «Императрица Екатерина Великая») была спущена на воду 6 июня 1914 года и завершена 18 октября 1915 года. Первоначально она называлась Екатериной II до 27 июня 1915 года и была переименована в Свободную Россию ( русский язык : Свободная Россия). ) в 1917 году. Она вступила в бой с немецким линейным крейсером SMS Goeben, когда последний находился на турецкой службе под именем Явуз Султан Селим, только один раз, но не смогла причинить ничего более серьезного, чем осколочные повреждения. Она также столкнулась с Мидилли 16 апреля 1916 года, но крейсер использовал более высокую скорость, чтобы уйти. Он был затоплен 18 июня 1918 года в Новороссийске, чтобы не допустить его передачи немцам, как того требовал Брест-Литовский мирный договор . В 1920-е годы не было предпринято никаких попыток спасти ее, но 12-дюймовые снаряды были извлечены из ее обломков до тех пор, пока в 1930 году не произошел взрыв магазина из-за зарядов взрывчатого вещества, использованных для получения доступа к снарядам. [ 22 ]

Imperator Aleksander III

[ редактировать ]

«Император Александр III» (русский: Император Александр Третий , Император Александр III) был спущен на воду 2 апреля 1914 года, переименован в «Волю» (укр: Воля Свобода ) в 1917 году, а затем в «Генерал Алексеев » (русский: Генерал Алексеев ) в 1920 году. Корабль не взял. участвовал в боевых действиях во время Первой мировой войны из-за длительных задержек с доставкой техники из Великобритании, но к 1917 году смог выйти в море и провести ряд испытаний. 1 мая 1918 года он отплыл из Севастополя в Новороссийск, чтобы избежать захвата наступающими немецкими войсками. Находясь в Новороссийске, 19 июня 1918 года он получил приказ о потоплении, но большая часть экипажа отказалась это сделать и решила вернуться в Севастополь. По прибытии его разоружили, на борту осталась только охрана, но 1 октября немцы взяли под свой контроль. 15 октября она совершила краткий круиз с немецким экипажем, но ее орудия все еще были неработоспособны. После капитуляции Германии она была передана британцам, которые перевезли ее в Измит в Турции . В 1919 году британцы вернули ее в Черное море и передали Русские белогвардейские войска, где она воевала во время Гражданской войны в России против Красной Армии , в основном осуществляя береговые бомбардировки. После разгрома белогвардейских армий на юге России в 1920 году линкор помог их эвакуации в Франции принадлежавший Тунис , где он был интернирован в Бизерте . В конце концов ее отправили туда на слом, чтобы оплатить сборы за стыковку. [ 23 ]

Французы хранили ее оружие, а затем подарили их финнам во время Зимней войны , хотя они прибыли только после окончания войны. Немцы захватили четыре из этих 12-дюймовых и около 130-мм орудий в пути в гавани Нарвика , когда они вторглись в Норвегию в апреле 1940 года. И финны, и немцы использовали эти орудия в качестве береговой артиллерии . Немцы разместили все четыре орудия, переоборудованные для приема немецких боеприпасов, в бронированные башни в «Батаре Мирус» на Гернси . Финны использовали три 12-дюймовых орудия для ремонта железнодорожных орудий , попавших к ним в руки в 1941 году. Они использовались на протяжении всей войны-продолжения , и в 1944 году финны были вынуждены сдать их Советскому Союзу, который использовал их до 1990-х годов. [ 24 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Все даты, использованные в этой статье, указаны по новому стилю.
  1. ^ Маклафлин, с. 229–230
  2. ^ Маклафлин, стр. 230–231.
  3. ^ Маклафлин, стр. 233, 235–236.
  4. ^ Маклафлин, с. 228
  5. ^ Будзбон, с. 303
  6. ^ Маклафлин, с. 237
  7. ^ Маклафлин, стр. 229, 235–237.
  8. ^ Маклафлин, стр. 233–234.
  9. ^ "Русская 12"/52 (30,5 см) Образец 1907 г. 305 мм/52 (12") Образец 1907 г." . Navweaps.com. 10 января 2010 г. Проверено 18 января 2010 г.
  10. ^ Маклафлин, с. 261
  11. ^ «Русский 130 мм/55 (5,1 дюйма) образца 1913 года» . Navweaps.com. 10 мая 2006 г. Проверено 3 января 2010 г. .
  12. ^ Jump up to: а б с Маклафлин, с. 234
  13. ^ «Русский 75 мм/50 (2,95») образца 1892 года» . Navweaps.com. 17 июля 2007 г. Проверено 25 января 2010 г.
  14. ^ «Россия/СССР 76,2 мм/30 (3») образца 1914/15 «Пистолет Кредитора» (8-К)» . Navweaps.com. 21 ноября 2007 г. Проверено 25 января 2010 г.
  15. ^ Маклафлин, с. 233
  16. ^ Фридман 2008, стр. 273–275.
  17. ^ Jump up to: а б Маклафлин, стр. 234–235.
  18. ^ Маклафлин, стр. 231–233.
  19. ^ Маклафлин, стр. 231, 242, 304–306.
  20. ^ Маклафлин, стр. 242, 306–307.
  21. ^ Маклафлин, с. 310
  22. ^ Маклафлин, стр. 242, 308, 330–331.
  23. ^ Маклафлин, стр. 241, 308, 323.
  24. ^ Роббинс, CB; Энквист, Уве Т. (1995). «Пушки генерала Алесеева». Военный корабль Интернешнл . XXXII (2): 185–192. ISSN   0043-0374 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Будзбон, Пшемыслав (1985). "Россия". В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 291–325. ISBN  0-85177-245-5 .
  • Фридман, Норман (2008). Огневая мощь военно-морского флота: орудия и артиллерийские орудия линкоров в эпоху дредноутов . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-59114-555-4 .
  • Фридман, Норман (2011). Военно-морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций: иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Сифорт. ISBN  978-1-84832-100-7 .
  • Маклафлин, Стивен (2003). Российские и советские линкоры . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-481-4 .
  • Виноградов, Сергей Евгеньевич (1998). «Развитие линкоров в России с 1905 по 1917 год». Военный корабль Интернешнл . XXXV (3): 267–290. ISSN   0043-0374 .
  • Виноградов, Сергей Евгеньевич (1999). «Развитие линкоров в России с 1905 по 1917 год. Глава 2». Военный корабль Интернешнл . XXXVI (2): 118–141. ISSN   0043-0374 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 13c057c56ebd14bc51a3d6a7d01e99f9__1706886120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/13/f9/13c057c56ebd14bc51a3d6a7d01e99f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Imperatritsa Mariya-class battleship - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)